LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

понять.
«Реальной Кампанией в отношении
Продовольствия» (Real Food Campaign),
Другой важный аспект –
организованной Друзьями Земли Соединенного
увеличение способности
Королевства.
потребителя к выбору. Для того,
Активные участники кампании сначала выпустили
чтобы воспитывать активных и таблицы, демонстрирующие политику универсама
в отношении генетически модифицированных
образованных потребителей,
организмов, пестицидов и органических продуктов.
национальные программы
Перед универсамами локальные группы Друзей
контроля должны публиковать
Земли, снабженные большими плакатами, вручили
более подробные данные. В эти таблицы потребителям. Дополнительно,
Великобритании публикуются тысячи подготовленных писем были
распространены среди населения и посланы в
данные об остатках пестицидов и
универсамы.
происхождении образцов. Если
Результатом этого давления было то, что
потребитель знает, что овощи в большие универсамы типа Co-op, Marks & Spencer и
определенных универсамах имеют Sainsbury’s взяли на себя обязательства по
постепенному избавлению от определенных
меньшее содержание остатков
пестицидов и химикалий (49).
пестицидов, он имеет возможность
выбора.

.......................................... 30
Сеть Действий в отношении Пестицидов Германии
Руководство к действию в области пестицидов


В связи с общественным давлением большие универсамы типа Co-op и Marks &
Spencer ввели запрещения относительно многих пестицидов (см. рамку) (50).
Розничные продавцы продовольствия должны оказать давление на фермеров, требуя
уменьшить использование фермерами пестицидов, при этом не подвергая опасности
их экономическое выживание.
Источники: вебсайт Главного директората здоровья и защиты потребителя
Европейской Комиссии (European Commission DG Health and Consumer Protection):
http: // europa.eu.int/comm/food/fs/ph_ps/pest/index_en.htm и по диетическим пищевым
продуктам и пищевым добавкам: http: // eu-
ropa.eu.int/comm/food/fs/sfp/df/df_index_en.html
Система оперативного оповещения о ситуации в области продуктов питания в
Европейском Союзе (EU Rapid Alert System for Food): http: // eu-
ropa.eu.int/comm/food/fs/sfp/ras_index_en.html
Критические голоса: Друзья Земли Великобритании (Friends of the Earth United
Kingdom): Реальная Кампания в отношении Продовольствия (Real Food Campaign):
http: // www.foe.co.uk/campaigns
ПАН Германии: К продовольствию без пестицидов, предложения ПАН Германии
относительно реформы Codex Alimentarius. www.pan-germany.org


8.6 Регулирование охраны воды в ЕС - дырявое
решето
В 2000 году была издана Рамочная Водная Директива 2000/60/EC (WFD) с целью
создать общее основание для защиты внутренних поверхностных, транзитных,
прибрежных и грунтовых вод. Одна из целей этой директивы – гарантировать
прогрессивное сокращение загрязнения грунтовых вод и предотвратить их
дальнейшее загрязнение. С этой целью были составлены 3 списка веществ:
показательный список главных загрязнителей (Таблица 3), список приоритетных
веществ и список приоритетных опасных веществ (Таблица 4). Список главных
загрязнителей построен согласно их химической классификации и включает
приоритетные вещества и приоритетные опасные вещества per se.
Чтобы предотвращать или контролировать загрязнение вод, Директива требует разных
стратегий и мер относительно веществ, находящихся в различных списках, а также -
различных стратегий и мер для грунтовых и поверхностных вод.
Директива стремится к усовершенствованию защиты и улучшению водной среды, в
частности, путем определенных мер для поэтапного сокращения сбросов
приоритетных веществ и прекращения или поэтапного сокращения сбросов
приоритетных опасных веществ.
Комиссия может подготовить стратегии действий против загрязнения воды любыми
другими вредными веществами или их группами, включая любое загрязнение в
результате несчастных случаев.
Директива направлена не только на постепенное сокращение степени загрязнения
грунтовых вод, но и на предотвращение их дальнейшего загрязнения. Государства-
члены должны предотвращать прямое поступление загрязнителей в грунтовую воду,
принимая во внимание некоторые исключения. Европейский Парламент и Совет


..........................................
должны принять определенные меры по предотвращению и контролю загрязнения

31 Сеть Действий в отношении Пестицидов Германии
Руководство к действию в области пестицидов


грунтовой воды.
ГЕРБИЦИДЫ В ПИТЬЕВОЙ
Рамочная Водная Директива - не первая ВОДЕ ВЫЗЫВАЮТ
попытка гарантировать более чистую НАРУШЕНИЯ РЕПРОДУКЦИИ
воду и контролировать сброс опасных Недавние исследования показали влияние
веществ. Политика Сообщества даже очень низких концентраций широко
распространенных средств для обработки
относительно опасных веществ в
газонов и сада на течение беременности.
Европейских водах была уже проведена
Исследователи тестировали смесь
в 1976 году Директивой по Опасным гербицидов, добавляя ее к питьевой воде
беременных мышей, и обнаружили увеличение
Веществам 76/464/EC в отношении
частоты гибели плодов на 20%. Еще
загрязнения, вызванного сбросом
большую тревогу вызывает то, что четко
некоторых опасных веществ. Эта выраженное уменьшение числа живых
Директива была направлена на охрану потомков произошло у мышей, получавших
дозу в семь раз ниже максимально
внутренних поверхностных,
допустимого уровня, установленного
территориальных, прибрежных и американским Агентством по охране
грунтовых вод. Ее целью было окружающей среды для питьевой воды.
Группа исследователей преднамеренно
устранение загрязнения вод опасными
выбрала марку гербицида, наиболее часто
веществами, внесенными в Список I, и применяемую домовладельцами для
сокращение загрязнения веществами обработки газонов; не называя марки
конкретно, они просто указали: “Мы купили
Списка II. Регулирующие меры,
это в магазине. ” Смесь содержала три
применяемые Государствами-членами
гербицида (2,4-D, dicamba и mecoprop), а
для достижения указанной цели, также компоненты, продлевающие срок
годности и ускоряющие абсорбцию.
включают предварительные
В отличие от Американского Агентства по
разрешения для любого сброса веществ
охране окружающей среды, которое
Списка I, которые могут быть
рассматривает токсичность
предоставлены только на ограниченный индивидуальных химикалий, ученые
период и согласно определенным посвятили свои исследования изучению
токсичности смесей гербицидов, имеющихся
стандартам. Вещества Списка I
в продаже на прилавках магазинов. “Речь идет
идентифицированы на основании их о совмещении в одном продукте большого
стойкости, токсических, и числа химикалий, весьма способных к
взаимодействиям, и о хранении этого
биоаккумулятивных свойств. В
продукта при комнатной температуре, -
отношении веществ Списка II объяснил один из исследователей. - Мы не
Государства-члены должны применить имеем ни малейшего понятия о том, какие
реакции могли бы проходить между
аналогичные меры. Все сбросы,
действующими веществами, как только они
содержащие вещества Списка II,
объединятся в продаваемый продукт. ”
требуют предшествующего разрешения Другой важный аспект данного исследования
компетентных властей - зависимость эффекта от дозы вещества.
Одна из аксиом токсикологии - более высокие
заинтересованного Государства-члена в
дозы вызывают более выраженные эффекты,
обязательном соответствии с
как это сформулировано в принципе
имеющимися стандартами. Меры по Парацельса: «доза делает вещество ядом».
предотвращению или контролю Тем не менее, согласно этому исследованию,
в некоторые сезоны года более низкие дозы
непрямых сбросов явно не
оказывали более сильное влияние на
сформулированы. репродуктивную систему (51).
Комиссия выделила в 1980-х годах 132
«вещества-кандидата», которые квалифицируются как вещества Списка I согласно
Директиве 76/464/EC.


..........................................
Однако, только 18 из этих 132 веществ регулировались до сих пор дочерними


32
Сеть Действий в отношении Пестицидов Германии
Руководство к действию в области пестицидов


директивами в качестве веществ Списка I (52).
С ноября 2001 года Список I Директивы по Опасным Веществам 76/464 заменен
списком 33 приоритетных веществ в соответствии с Приложением X Рамочной Водной
Директивы (53).
В 1980 году вопросы охраны грунтовых вод были изъяты из Директивы по Опасным
Веществам 76/464/EC и регулировались согласно отдельной Директиве по Грунтовым
Водам 80/68/EC, рассматривавшей загрязнения, вызванные отдельными опасными
веществами. Подобно Директиве 76/464/EC, Директива по Грунтовым Водам
разделяет загрязнители на две категории – Список I и Список II. Однако цель
заключается в том, чтобы предотвратить попадание в грунтовую воду веществ Списка I
и ограничить попадание в грунтовую воду веществ Списка II. Чтобы достичь этой цели,
национальные компетентные инстанции должны запретить любые прямые сбросы и
принять все меры, необходимые для предотвращения непрямых сбросов в отношении
веществ Списка I. Все сбросы загрязнителей Списка II должны быть предварительно
рассмотрены и разрешены.
К 2013 году Рамочная Водная Директива 2000/60/EC отменит Директиву по Грунтовым
Водам, так же как и Директиву по Опасным Веществам, за исключением Списка I
Директивы по Опасным Веществам, который уже аннулирован. В будущем Рамочная
Водная Директива будет главной директивой, регулирующей опасные вещества в
воде. Директива содержит в Приложении VIII показательный список главных
загрязнителей, который фактически резюмирует Список I и Список II предшествующих
Директив.

Таблица 3: Список главных загрязнителей согласно Рамочной Водной Директиве и их
статус в Директиве по Опасным Веществам 76/464/EC и Директиве по Грунтовым
Водам 80/68/EC
Директива 2000/60/EC Директива Директива
80/68/EC
76/464/EC
Галогенорганические соединения и вещества, которые Список I Список I*
могут давать начало указанным соединениям в водной
среде
Фосфорорганические соединения Список I Список I
Оловоорганические соединения Список I Список I
Вещества и препараты, или продукты их метаболизма, Список I* Список I*
относительно которых доказаны канцерогенные или
мутагенные свойства или свойства, которые могут
затронуть стероидогенез, щитовидную железу,
репродуктивные или иные эндокринные функции в
водной среде или через водную среду a
Стойкие углеводороды и накапливающиеся в живых Список I* Список I*
организмах органические ядовитые вещества
Цианиды Список II Не внесены в
список
Металлы и их соединения Список II Список II
Мышьяк и его соединения Список II Список II
Список IIc Список IId
Биоциды и средства защиты растений b
Суспендированные материалы Список II* Список II*
Вещества, которые вносят вклад в эвтрофикацию (в Список II* Список II*


..........................................
частности, нитраты и фосфаты).


33 Сеть Действий в отношении Пестицидов Германии
Руководство к действию в области пестицидов


Таблица 3: Список главных загрязнителей согласно Рамочной Водной Директиве и их
статус в Директиве по Опасным Веществам 76/464/EC и Директиве по Грунтовым
Водам 80/68/EC
Директива 2000/60/EC Директива Директива
80/68/EC
76/464/EC
Вещества, неблагоприятно влияющие на кислородный Список II* Не внесены в
список
баланс (оценка может быть осуществлена с
использованием таких параметров как биологическое
потребление кислорода - BOD, химическое потребление
кислорода - COD, и т.д.)
a. Имеются существенные дополнения. Предшествующие директивы перечисляют только
вещества, которые обладают канцерогенными, мутагенными или тератогенными свойствами
b. Средства защиты растений также дополнены. Предшествующие директивы перечисляют
только биоциды и их производные.
c. Биоциды и их производные, которые не включены в химические группы Списка I (например,
фосфорорганические, оловоорганические соединения)
d. ibid c.
* предшествующие директивы содержат подобные химические группы. Рамочная Водная
Директива частично объединяет химические группы.

Относительно главных загрязнителей из показательного списка Директива требует
«основных мер», то есть формулирует минимальные требования по предотвращению
или контролю точечных и распространенных (не точечных) источников загрязнения.
«Основные меры» состоят из требования предшествующего регулирования, типа
запрещения выброса загрязнителей в воду, или предшествующего разрешения,
или регистрации, основанной на общеобязательных правилах контроля выбросов
загрязнителей. Дополнительные меры описаны только для грунтовой воды (54).
Чтобы предпринимать соответствующие меры в отношении приоритетных веществ,
составлен список опасных приоритетных веществ, который может быть найден в
Приложении X Директивы 2000/60/EC (53). Таблица 4 представляет пестициды,
перечисленные в Приложении X Директивы 2000/60/EC.

Таблица 4: Приоритетные вещества, используемые в качестве пестицидов или инертных
компонентов а
Использование Официальный Приоритетное Приоритетное
Вещество вещество опасное
Статус
вещество
(91/414)
Alachlor Гербицид Да
Находится на
рассмотрении
Atrazine Гербицид Да Да***
Находится на
рассмотрении
Benzene Растворитель Да
Не внесено в
список
Chlorfenvinphos Инсектицид Да
Отсутствует
(«жизненная
важность»)
Да
Trichlormethan, Chloro- Растворитель, Не внесено в
form фумигант, список
инертный
Chlorpyrifos Инсектицид Да Да***
Находится на
рассмотрении


..........................................
Diuron Гербицид Досье Да Да***


34
Сеть Действий в отношении Пестицидов Германии
Руководство к действию в области пестицидов


Таблица 4: Приоритетные вещества, используемые в качестве пестицидов или инертных
компонентов а
Использование Официальный Приоритетное Приоритетное
Вещество вещество опасное
Статус
вещество
(91/414)
Endosulfan Инсектицид Да Да***
Находится на
рассмотрении
Endosulfan-alpha Инсектицид Да Да***
Находится на
рассмотрении
Ethylene dichloride Да
Фумигант, Не внесено в
инсектицид, список
инертный
Hexachlorobenzene Запрещено Да Да
Фунгицид,
Микробиоцид
Hexachlorocyclohexane Инсектицид Запрещено Да Да

Isoproturon Гербицид Приложение I Да Да***
Lindane Инсектицид Отсутствует Да
Methylene chloride Да
Растворитель, Не внесено в
инертный список
Naphtalene Инсектицид Да Да***
Не внесено в
список
Nonyl phenol Да Да
Адъювант, Не внесено в
инертный список
PCP Да Да***
Консервант
древесины,
микробиоцид,
альгицид,
фунгицид
Pentachlorobenzene Не указано Да
Simazine Гербицид Да Да***
Находится на
рассмотрении
Trifluralin Гербицид Досье Да Да***
a. Американское Агентство по охране окружающей среды (EPA, Environmental Protection
Agency), Инертные компоненты пестицидных продуктов: http: //
www.epa.gov/opprd001/inerts/fr54.htm
*** кандидат; вещество будет рассмотрено в качестве приоритетного опасного вещества до
ноября 2002 года. Источник: Европейская Комиссия.
Меры в отношении приоритетных опасных веществ направлены на их ликвидацию, а
для приоритетных веществ - на поэтапное прекращение загрязнения в течение 20 лет
после принятия мер.
Таблица показывает, что решение о приоритетных опасных веществах не является
окончательным. Крайний срок для этого решения был назначен на ноябрь 2002 года.
Остатки пестицидов в питьевой воде регулируются Директивой по Питьевой Воде
98/83/EC. Приложение I этой Директивы содержит список микроорганизмов и
химикалий, а также их максимально допустимые концентрации в питьевой воде.
Согласно Приложению I, питьевая вода может содержать 0,1µg/l индивидуального
пестицида, но суммарная концентрация всех обнаруженных пестицидов не должна
превышать 0,5µg/l. В случае пестицидов СОЗ (альдрин, дильдрин, гептахлор и
гептахлорэпоксид1) эта величина равна 0,030 µg/l (55). Директива по Питьевой Воде не



..........................................
1
Гептахлорэпоксид – канцерогенный продукт метаболизма гептахлора.

35 Сеть Действий в отношении Пестицидов Германии
Руководство к действию в области пестицидов


будет отменена Рамочной Водной Директивой.


8.7 Приоритетные вещества – препятствие для
защиты или препятствие для загрязнения?
С 1976 года Европейское Сообщество предпринимает попытки уменьшить степень
загрязнения вод, и в течение более чем 20 лет существуют несколько списков
загрязнителей, концентрации которых в воде должны быть уменьшены. Действительно
ли новая Рамочная Водная Директива (Water Framework Directive, WFD) в большей
степени способна остановить загрязнение вод, нежели предшествующая Директива по
Опасным Веществам (76/464/EC)?
Ответ неопределенный: «это зависит от обстоятельств». Идея относительно двух
списков, одного - с приоритетными веществами и второго - с приоритетными опасными
веществами, соответствует Директиве по Опасным Веществам. Но новые списки
намного короче. С другой стороны, если исходить из Рамочной Водной Директивы,
последствия для внесенных в список веществ более серьезны. В отношении
приоритетных веществ будут установлены экологические стандарты, обязательные
для всего ЕС; в отношении приоритетных опасных веществ все выбросы в
окружающую среду должны быть прекращены в течение 20 лет. Пока только 33

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign