LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Руководство к действию в области пестицидов


1,3-дихлорпропен при выращивании цветов, ягод, овощей, фруктов, зерновых и других
культур в Нидерландах (28, 29).
Но разве нет никаких альтернатив? Глобальное запрещение метилбромида
стимулировало углубленный поиск нехимических альтернатив химическому
окуриванию почвы, и в течение долгого времени фермеры, практикующие
органические способы ведения хозяйства или использующие Комплексные стратегии
борьбы с вредителями, применяют альтернативные методы (30). Приведенный пример
показывает, что Приложение I Пестициды и Рак
Крезоксимметил - вероятный канцероген для человека
провозглашаемая на словах
цель защиты здоровья человека kresoximmethyl, (U.S. EPA);
Ипродион - ограниченные доказательства
и окружающей среды в iprodione канцерогенного эффекта (EU)
Директиве 91/414 - лицемерие
Тиабендазол - вероятный канцероген для человека
чистой воды.
thiabendazole, (U.S. EPA)
Другой признак подрыва целей Пиметрозин - py-
metrozine,
Директивы 91/414 - изобретение
Сульфосульфурон
понятия «нерелевантные - sulfosulfuron
метаболиты». Процедура Изопротурон - iso- ограниченные доказательства
proturon канцерогенного эффекта (EU)
испытания токсичности этих, так
называемых «нерелевантных»
Амитрол - amitrole вероятный канцероген для человека
метаболитов, дешевле и менее (U.S. EPA);
детализирована, чем процедура ограниченные доказательства
канцерогенного эффекта (EU);
для действующих веществ и
возможный канцероген для
«релевантных» метаболитов. человека (IARC)
Пендиметалин - возможный канцероген для
Кажется, что дружественные
pendimethalin, человека (U.S.EPA or IARC)
промышленности
Имазалил - imazalil
исследовательские группы Линурон - linuron ограниченные доказательства
спутали, нарушая требования канцерогенного эффекта (EU);
возможный канцероген для
научной строгости, термины
человека (U.S. EPA)
«релевантный» и
«нерелевантный», чтобы избавить промышленность от испытаний токсичности.
Слабое соответствие требованиям научности наблюдается также в области
экологических испытаний. Под влиянием промышленности был установлен метод
испытания, названный «оценка более высокого уровня» («higher-tier assessment»).
Комбинация «вода + немного грязи + некоторые нечувствительные виды» якобы
имитирует экологические условия. Путем применения этих, не одобренных на
международном уровне, методов испытаний и игнорирования всей существующей
научной литературы для некоторых пестицидов были существенно увеличены
максимальные недействующие концентрации веществ (no observed effect
concentrations, NOEC).
Процесс регистрации пестицидов в Европейском Союзе все более и более подпадает
под влияние интересов промышленности; в целом этот процесс непрозрачен, и
немногим заинтересованным сторонам предоставлена возможность в нем участвовать.
Правило «жизненной важности» должно быть отменено, различие между
«релевантными» и «нерелевантными» метаболитами не должно проводиться.


..........................................
Правомерность «оценки более высокого уровня» должна быть доказана независимыми


24
Сеть Действий в отношении Пестицидов Германии
Руководство к действию в области пестицидов


учеными. Отсутствуют очевидные предупредительные критерии для включения
действующего вещества в Приложение I или исключения из него. Нет никаких
критериев для исключения вещества, исходя из его критических свойств, таких как
стойкость, биоаккумуляция и токсичность.
Комиссия, Государства-члены и Европейский Парламент должны отказаться от
ложного способа осуществления Директивы 91/414, создавая максимальную
прозрачность и справедливый баланс заинтересованных сторон (26).




Источники: Вебсайт Главного Директората здоровья и защиты потребителя (DG
Health and Consumer Protection) Европейской комиссии
http: // europa.eu.int/comm/food/fs/ph_ps/pro/index_en.htm
Критические голоса: ПАН Европы (2001): Позиция в отношении неправильного
выполнении Директивы 91/414 (гармонизация пестицидов), и предложения по
исправлению директивы.
ПАН Европы (2003): Публикация «Как организовать общественное участие в
процессе оценки пестицидов?» - Простое и полезное описание процесса
регистрации - как принимаются решения и какие возможности имеются для участия в
этом процессе www.pan-europe.net


8.4 Остатки пестицидов в продовольствии –
инструкции ЕС
Чтобы гарантировать свободную торговлю между Государствами – членами ЕС и
другими Членами Европейской ассоциации свободной торговли (European Free Trade
Area, EFTA), Европейский Союз стремится уменьшать торговые барьеры. Такими
торговыми барьерами потенциально являются максимальные уровни остатков
пестицидов (maximum residue levels, MRL), установленные различными государствами.
Для того, чтобы избежать спорных ситуаций, Европейский Союз тесно сотрудничает с
1976 года с Государствами – членами по согласованию максимальных уровней
остатков. Были созданы четыре Директивы Совета, а также множество поправок для
того, чтобы установить максимальные уровни остатков в различных пищевых
продуктах (31). Чтобы упростить существующее законодательство и определить роли
различных инстанций, в особенности нового органа ЕС - Европейского бюро
безопасности продуктов питания (European Food Safety Authority, EFSA), Комиссия ЕС
недавно подготовила проект инструкции, направленный на то, чтобы согласовать
максимальные уровни остатков пестицидов, допускаемых в продуктах растительного и
животного происхождения (33).




..........................................
25 Сеть Действий в отношении Пестицидов Германии
Руководство к действию в области пестицидов


В настоящее время в ЕС
Химическая нагрузка на организм человека
установлены более чем 17
В процессе исследований, проводимых Центрами по
000 MRL для различных
контролю и профилактике заболеваний США (U.S.
продуктов в отношении 133
Centres for Disease Control and Prevention, CDC),
действующих веществ проверены тысячи людей в отношении 116 химикалий, в
пестицидов. том числе 34 пестицидов. Сообщение 2003 года
включает сведения о химической нагрузке на организм
Процедура по установлению жителя США в отношении трех типов пестицидов:
MRL для одного пестицида хлорорганических, фосфорорганических и карбаматов.
состоит из четырех этапов: Центры по контролю и профилактике заболеваний
подчеркивают, что концентрация метаболитов
1. Установление уровня пестицида хлорпирифоса (chlorpyrifos) в организме детей
остатка в (6-11 лет) почти вдвое выше, чем у взрослых. Второй
объект внимания Центров по контролю и профилактике
сельскохозяйственной
заболеваний -
культуре, выращиваемой с
хлорорганический пестицид ДДТ, который был
применением пестицида в запрещен в США в 1972 году.
условиях Наилучшей Метаболиты ДДТ были обнаружены в организме
Сельскохозяйственной американцев мексиканского происхождения в
концентрациях, более чем втрое превышающих
Практики (Good Agricultural
концентрации в организме неиспаноговорящего белого
Practice, GAP). населения. Использование ДДТ для профилактики
малярии продолжалось в Мексике до 2000 года.
2. Оценка полного
Кроме того, продукт метаболизма ДДТ (DDE)
ежедневного потребления
присутствовал в организмах молодых людей в возрасте
определенного пестицида с 12-19 лет, рожденных после запрещения ДДТ в США, что
использованием моделей указывает на продолжающуюся экспозицию в отношении
остатков, содержащихся в окружающей среде (32).
соответствующего
потребления и
установленного уровня остатков.
3. Уточнение «приемлемого суточного потребления» (ADI) путем использования
данных токсикологических испытаний.
Этот этап включает определение наиболее высокой дозы, которая не производила бы
никаких неблагоприятных эффектов при экспозиции в течение всей жизни, и затем
применение соответствующих поправочных коэффициентов.
4. Установление уровня остатка согласно пункту (1.) как максимального уровня остатка
(MRL) при условии, что оцененное ежедневное потребление для всех пищевых
продуктов, рассчитанное в соответствии с (2.) ниже чем ADI, рассчитанное в
соответствии с (3.).
В тех случаях, когда расчетное потребление выше, условия использования должны
быть изменены для того, чтобы уменьшить уровень остатка в продукте.
Если это невозможно, использование данного пестицида для указанной культуры не
разрешается, и MRL устанавливается согласно пределам возможности определения
(фактически - ноль.)
Наиболее чувствительные группы потребителей являются предметом Директивы
Комиссии 91/321/EC по младенческому и детскому питанию и Директивы 96/5/EC по
обработанным пищевым продуктам на основе хлебных злаков и
детскому питанию для младенцев и детей младшего возраста (34, 35).


..........................................
Согласно Директивам Комиссии 1999/50/EC и 1999/39, уровень остатков

26
Сеть Действий в отношении Пестицидов Германии
Руководство к действию в области пестицидов


индивидуального пестицида не должен превышать 0,01 мг/кг в указанных пищевых
продуктах. Те же самые Директивы заявляют, что “... для небольшого числа
пестицидов даже такие низкие уровни не исключают возможности превышения ADI в
условиях неадекватного потребления“, и делают вывод о том, что использование
пестицидов с ADI 0,0005 мг/кг веса или ниже должно быть запрещено на зерновых
культурах, предназначенных для производства этих продовольственных продуктов. С
февраля 2003 года Комиссия запрещает использование 12 пестицидов с ADI 0,0005
мг/кг веса или ниже. Для пяти других пестицидов MRL установлены в пределах 0,004 -
0,008 мг/кг, что фактически в 20 раз выше чем ADI, установленные WHO/JMPR (36, 37,
38, 39).
Директива 89/397/EC Совета устанавливает общие принципы, регулирующие
официальную инспекцию пищевых продуктов. Государства-члены должны составить
перспективные программы, устанавливающие характер и частоту инспекций, и также
должны ежегодно представлять Комиссии отчеты о выполнении этих программ. Один
из результатов этого регулирования - национальная программа контроля остатков
пестицидов в продовольствии.
Наиболее свежие доступные данные относительно пищевых продуктов растительного
происхождения, собранные в пределах ЕС, имеются за 2001 год.
В таблице 2 представлены число образцов, отобранных каждым из Государств–
членов, а также число проверенных пестицидов.


Таблица 2: Число образцов, включенных в Национальные программы мониторинга
продовольствия в 2001 году
Государство - Число Число Число Процент
член образцов проверенных
образцов на проверенных
100 000 пестицидов по
пестицидов
отношению к их
жителей
общему числу (а)
Австрия 962 12 149 19
Бельгия 927 14 150 19
Дания 3250 33 130 16
Финляндия 2164 48 173 22
Франция 4108 7 223 28
Германия 6340 7 90 11
Греция 1374 15 207 26
Ирландия 331 7 75 9
Италия 9365 14
Люксембург 167 40 52 7
Португалия 2879 17 314 39
Испания 496 9 116 15
Швеция 3341 17 218 27
Нидерланды 2493 38 175 22
Великобритания 2017 3 182 23

a. Во всем мире используются приблизительно 900 действующих веществ. Эти
900 веществ приняты за 100% в данном расчете.



..........................................
27 Сеть Действий в отношении Пестицидов Германии
Руководство к действию в области пестицидов


Отчет, опубликованный в марте 2003 года, показал, что почти 40% всех образцов
содержат остатки пестицидов.
В 3.9% всех образцов были обнаружены остатки в концентрациях, превышающих MRL
(национальные или EC). По несколько остатков было обнаружено в 18% образцов, из
которых почти 4.2% содержали четыре или больше остатка (40).
С 1998 года ЕС координирует, в дополнение к национальным программам
мониторинга, программу ежегодного контроля четырех потребительских продуктов,
которые проверяются в отношении 20 пестицидов. С 2001 года пищевые продукты
проверялись в отношении 35 пестицидов. В 2001 году были проанализированы
приблизительно 10 000 образцов. Однако, не каждый образец был проанализирован в
отношении всех 35 пестицидов.
В зависимости от продукта, в 33%-60% образцов были обнаружены остатки одного из
этих 35 пестицидов в концентрациях ниже уровня или на уровне MRL (национальных
или ЕС), и в 2,2% образцов MRL (национальные или ЕС) были превышены (41).
Европейская Комиссия также использует Систему оперативного оповещения о
ситуации в области продуктов питания в Европейском Союзе (EU Rapid Alert System for
Food). Она была установлена в 1992 году и обеспечивает компетентные власти в
Государствах–членах ЕС средствами распространения информации относительно
случаев, когда в импортированной продукции неожиданно обнаруживаются остатки
пестицидов и других химических веществ.
Система позволяет быстро реагировать в тех случаях, когда это необходимо.
В 2002 году была распространена информация о 434 случаях тревоги, касающейся
рыночных изделий, которые представляют риск для потребителей.
В 10% случаев причиной было превышение максимального уровня остатков
пестицидов. К сожалению, в отчете по этим результатам отсутствуют сведения о том,
какое действие последовало за тем или иным случаем тревоги (42).


8.5 Несостоятельная защита потребителя
Большое число инструкций относительно остатков пестицидов в продовольствии могло
бы подразумевать высокий уровень защиты, но существуют многие моменты, не
упомянутые в национальных и европейских сообщениях относительно остатков в
продовольствии. Первый очевидный пример - различие между питанием детей и
взрослых. Для младенцев и детей младшего возраста максимальный уровень остатка
0.01 мг/кг в определенных продовольственных продуктах, как предполагается,
безопасен. Если родители решат приготовить питание для ребенка из плодов и свежих
овощей с рынка, они вправе предположить, что MRL будет превышен возможно в 40%
случаев. Результаты Системы оперативного оповещения о ситуации в области
продуктов питания в Европейском Союзе показывают, что MRL существенно
завышены, и что они могут быть источником существенного риска для здоровья
человека. В ноябре 2002 года шпинат из Испании содержал 12.5 мг/кг метомила
(methomyl), и, согласно оценкам риска, ” ... потребление шпината, содержащего
такие концентрации, могло привести к превышению допустимой дозы как для
взрослых, так и для детей. Действие на потребителей может быть


..........................................
незначительным (например, усиленное слюнотечение, умеренное расстройство

28
Сеть Действий в отношении Пестицидов Германии
Руководство к действию в области пестицидов


пищеварения, головные боли) и Какова ваша пестицидная нагрузка?
вряд ли может длиться в FoodNews.org - самая информативная служба Internet
течение более чем нескольких по вопросам питания!
часов (44). ” Два предположения в Согласно новым Органическим стандартам
Сельскохозяйственного Департамента США (USDA
этом утверждении могут быть
Organic standards), экологическая рабочая группа
подвергнуты критике. Во-первых, ввела новые подходы, которые позволяют Вам
государственное агентство, а не увидеть, каких количеств пестицидов вы можете
избежать, если вы будете есть продукты из
потребитель, решает, что
органических хозяйств, а не традиционно
головная боль в течение
выращенные плоды и овощи.
нескольких часов - Готовьте салаты согласно нашим меню, и
незначительный эффект для Компьютер FoodNews покажет Вам, на основании
наилучших доступных данных федерального
человека. Во-вторых, метомил
воздействует на нервную систему правительства и штата Калифорния, сколько каких
пестицидов вы, вероятно, получите (43).
человека, и его хронические
эффекты не были тщательно исследованы (45, 46). Такое содержание остатков
неприемлемо, и, если оно обнаруживается, продукт должен быть уничтожен или
возвращен производителю.
Но, принимая во внимание число подвергнутых исследованию образцов
в расчете на 100 000 жителей, наиболее вероятно, что действительные случаи
превышения были обнаружены довольно редко. Могут ли потребители доверять
результатам программ мониторинга, а также безопасности MRL? Официальные
сообщения обычно не учитывают множества фактов. В Европейском Союзе MRL
индивидуального пестицида основывается на ADI. ADI игнорирует сочетанное
воздействие пестицидов. Многие пестициды, обнаруженные в продовольствии,
например органофосфаты и N-метилкарбаматы, имеют аналогичный механизм
действия, и объективная научная процедура оценки риска должна оценить возможные
совокупные эффекты. Действительное положение вещей, согласно которому наше
обычное продовольствие содержит множество нервных ядов, не отражено в
имеющихся MRL. То, что совокупная оценка риска возможна, показывает работа
американского Управления по охране окружающей среды (U.S. Environmental Protection
Agency), которое создало руководство по совокупной оценке риска в отношении
пестицидов, имеющих общий механизм токсичности (47). Многие эффекты пестицидов
в отношении человека, включая воздействия на эндокринную систему, на развитие и
поведение, не известны. Может ли однократная экспозиция будущего ребенка вызвать
нарушения его здоровья, возможно, на протяжении всей жизни? Население
подвергается действию огромного числа химикалий.
Доминго Хименес-Бельтран (Domingo Jimenez-Beltran), руководитель Европейского
Агентства по Окружающей Среде (European Environmental Agency, EEA) указывает:
“Дети подвергаются риску воздействия более чем 15 000 синтетических химикалий,
почти все из которых созданы за последние 50 лет, и разнообразных физических
агентов, таких как загрязненный воздух внутри и вне помещений, дорожное движение,
загрязненное продовольствие и вода, небезопасные жилые здания, загрязнители в
игрушках, радиация и окружающий табачный дым... (48)». Как этот химический
коктейль работает? Далее, существует множество аспектов неуверенности
относительно осуществления выборки. Не все пестициды испытаны, и по причине


..........................................
связывания остатков аналитические методы часто извлекают только 30%-90% их


29 Сеть Действий в отношении Пестицидов Германии
Руководство к действию в области пестицидов


количества, содержащегося в образце (12).
Однако, оценка и контроль остатков пестицидов - только один подход к тому, чтобы
уменьшить риск для здоровья, связанный с остатками пестицидов. Другим путем было
бы запретить пестициды, которые часто превышают MRL, и сосредоточиться на
нетоксичных альтернативах для защиты от вредителей.
Потребители хотят получить безопасное продовольствие. Политики, так же как и
производители пищевых продуктов, розничные продавцы, фермеры и потребители
должны стремиться к этой цели. Европейский Союз должен отбросить неэффективные
подходы и установить эффективные программы использования пестицидов и
сокращения рисков. Опасные пестициды, такие как пестициды с ADI 0,0005 мг/кг веса
и ниже, не могут быть внесены в Приложение I Директивы 91/414, и их применение не
может быть разрешено по соображениям «жизненной важности». Такие пестициды не
могут содержаться в продовольствии, потенциально потребляемом младенцами и
маленькими детьми. Должно быть признано, что младенцы и дети действительно едят
свежие плоды и овощи часто в больших количествах, чем взрослые. Именно
чувствительные группы потребителей, а не взрослые, должны быть основанием для
регулирования MRL. ADI как основа для MRL должны быть заменены в соответствии с
совокупной оценкой риска воздействия различных пестицидов, имеющих сходный
механизм токсичности.
Давление на универсамы для обеспечения
Эвфемистический стиль
здорового продовольствия
сообщений об остатках пестицидов
Стремление к изменению в правительственной
в европейских и национальных политике – только один, причем очень длинный
публикациях должен быть путь к более здоровой окружающей среде и более
здоровому продовольствию. Другой путь -
оставлен; риски для здоровья,
непосредственно к целевым корпорациям, и этот
отсутствие научной строгости, путь может быть очень успешным. Корпорации
недостатки в отборе проб должны боятся потерять свой имидж, они не хотят
критических публикаций в прессе и демонстраций
обсуждаться в сообщениях так,
перед их воротами.
чтобы неспециалисты могли это
Эта чувствительность к критике используется

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign