LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Гексахлорбензол (ГХБ)
чрезвычайного положения постфактум, чем Мирекс
заблаговременному применению Принципа принятия Токсафен
мер предосторожности. Более прогрессивный путь Промышленные вещества:
состоял бы в требовании того, чтобы больше не Полихлорированные
дифенилы (ПХД)
производились никакие вещества, которые являются
Гексахлорбензол (ГХБ)
ядовитыми, стойкими и способны накапливаться в
Непреднамеренно
живых организмах. Международное соглашение, образующиеся побочные
которое в полной мере воплотит Принцип принятия продукты:
мер предосторожности, должно потребовать, чтобы Диоксины
Фураны
правительства организовали оценку всех
существующих и вновь создаваемых химических
веществ согласно данным критериям, пресекли их производство и использование,
независимо от экономических эффектов таких мероприятий.
Стокгольмская Конвенция была подписана в мае 2001 года. Чтобы вступить в силу, она
должна быть ратифицирована по крайней мере 50 странами.


..........................................
Роттердамская Конвенция (PIC) была принята в Роттердаме 10 сентября 1998 года.


16
Сеть Действий в отношении Пестицидов Германии
Руководство к действию в области пестицидов


PIC или ПОС - это сокращение от «Prior Informed Consent», что значит
«Предварительное обоснованное согласие». Речь идет о процедуре, которая
позволяет странам, импортирующим опасные химические вещества, включая
пестициды, подпадающие под действие процедуры предварительного обоснованного
согласия, разрешить импорт или запретить его. Иными словами – согласно
Роттердамской конвенции экспорт химического вещества, подлежащего данной
процедуре, может осуществляться только при условии предварительного
обоснованного согласия импортирующей Стороны. Процедура PIC является
добровольной, но была единодушно принята Государствами-членами
Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО)
и Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП). Эта
процедура поддерживается ведущими ассоциациями химической промышленности.
Процедура PIC предоставляет информацию о характеристиках потенциально опасных
химикалий государствам-участникам. Данная процедура способствует процессу
принятия решения о будущем импорте этих химикалий соответствующими странами и
позволяет уведомить о принятом решении другие страны.
В процедуру PIC могут быть включены пестициды, промышленные вещества и
разнообразные бытовые химикалии, которые были запрещены или строго ограничены
правительствами участвующих стран в связи с влиянием этих веществ на здоровье
человека или экосистем. Предметом процедуры предварительного обоснованного
согласия являются не только опасные действующие вещества, но и торговые
пестицидные продукты, представляющие опасность при условиях использования в
развивающихся странах.
Процедура PIC определяет ответственность как стран, которые намерены
экспортировать те или иные химические вещества, так и импортирующих стран.
В таблице 1 перечислены все PIC пестициды и направления их использования.


Таблица 1: Пестициды PIC
Пестицид Использование Пестицид
PIC
2,4,5-T Гербицид Да
2-Fluoroacetamide Родентицид, инсектицид Да
Aldrin Инсектицид Да
Binapacryl Гербицид Да
Captafol (isomer unspec.) Фунгицид Да
Carbofuran Инсектицид Кандидат
Chlordane Инсектицид Да
Chlordimeform Инсектицид Да
Benomyl Фунгицид Кандидат
DDT Инсектицид Да
Dieldrin Инсектицид Да
Dinoseb Гербицид, дефолиант Да
Ethylene dibromide Фумигант Да
Ethylene dichloride Фумигант, инсектицид Да
Ethylene oxide Фумигант Да
Heptachlor Инсектицид Да
Hexachlorobenzene Фунгицид, микробиоцид Да
Hexachlorocyclohexane (HCH) Инсектицид Да
Lindane Инсектицид Да


..........................................
Merpafol cis isomer Фунгицид Да
Methamidophos Инсектицид, продукт метаболизма Да

17 Сеть Действий в отношении Пестицидов Германии
Руководство к действию в области пестицидов


Таблица 1: Пестициды PIC
Пестицид Использование Пестицид
PIC
Methyl parathion Инсектицид Да
Monocrotophos Инсектицид Да
Parathion Инсектицид Да
PCP Консервант древесины, Да
микробиоцид, альгицид, фунгицид
Phosphamidon Инсектицид Да
Thiram Фунгицид Кандидат
Toxaphene Инсектицид Да



Источники к Принципу принятия мер предосторожности, Конвенциям
СОЗ и ПОС:
Сеть медико-экологических организаций США (Science and Environmental Health Network,
SEHN), заинтересованная в разумном применении научных методов в целях защиты
окружающей среды и здоровья населения
вебсайт: www.sehn.org/precaution.html
Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (UNEP),
вебсайт по СОЗ: www.chem.unep.ch
Стокгольмская конвенция (Конвенция о СОЗ),
вебсайт: www.pops.int
ПАН Германии: Стокгольмская конвенция (Конвенция о СОЗ), Международное, соглашение
о ликвидации исключительно опасных стойких ядовитых веществ в мировом масштабе:
www.pan-germany.org
Вебсайт IPEN (Международной сети по исключению стойких органических загрязнителей) –
сеть неправительственных организаций, объединенных для поддержки всеобщего
устранения СОЗ: www.ipen.org
Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (UNEP),
вебсайт Временного Секретариата Роттердамской (PIC) конвенции: www.pic.int
ПАН Германии: Роттердамская (PIC) конвенция. Всемирное соглашение по контролю за
международной торговлей отдельными опасными химическими веществами: www.pan-
germany.org




.......................................... 18
Сеть Действий в отношении Пестицидов Германии
Руководство к действию в области пестицидов




8 Политика ЕС в области пестицидов – не
лучше ли принять меры предосторожности,
чем сожалеть впоследствии?
История Европейского Союза ясно показывает, что свободная торговля и общий
рынок являются приоритетами политики ЕС. Это обстоятельство всегда следует иметь
в виду при оценке законодательства ЕС. В прошлые годы Европейский Союз
продвигался в направлении гражданского общества - Европейский Парламент получил
больше власти, издана Белая Книга о Хорошем Управлении, существует Директива по
общественному доступу к экологической информации. Тем не менее, именно
свободная торговля и экономическое благосостояние - приоритеты Европейского
Союза. Проект будущей Конституции ЕС, изданный в феврале 2003 года, заявляет по
поводу целей Союза: “Союз должен работать для устойчивого развития Европы,
основанного на сбалансированности экономического роста и социальной
справедливости, со свободным единым рынком, экономическим и денежно-
кредитным союзом и стремлением к полной занятости, конкурентоспособности и
высокому жизненному уровню. ” Эта формулировка полностью игнорирует цель
достичь ” ... высокого уровня защиты и улучшения качества окружающей среды”, как
формулируется в существующем Соглашении (17) EC. Защита здоровья и
окружающей среды все еще имеет рейтинг ниже аспектов торговли и экономики.
Использование команды «Найти» может дать любому человеку, изучающему с
помощью компьютера текст Директив ЕС, быстрое представление о степени
выполнения Принципа принятия мер предосторожности. Выражения типа «Принцип
принятия мер предосторожности» или «предупредительный подход» появляются (если
это вообще случается) в общем введении, но не в статьях.
В то же время, существующее Соглашение EC действительно подразумевает
использование данного принципа, хотя и не дает его определения. В феврале 2000
года появилась публикация Комиссии о Принципе принятия мер предосторожности. В
процессе подготовки этой публикации не были проведены консультации с
экологическими группами, в то время как взгляды Европейской Ассоциации
Химической промышленности (CEFIC) и Торговой палаты США были приняты во
внимание.
Публикация содержит указания относительно внедрения Принципа принятия мер
предосторожности, но, фактически, пародирует обычное понимание данного Принципа:
“Обращение к предупредительному принципу предполагает, что
идентифицированы потенциально опасные эффекты, происходящие от явления,
продукта или процесса, и что научная оценка не позволяет определить риск с
достаточной уверенностью. Внедрение подхода, основанного на
предупредительном принципе, должно начаться с возможно более полной научной
оценки, идентифицирующей степень научной неуверенности, по возможности, на
каждой стадии (18).”
Соответствующее здравому смыслу применение Принципа принятия мер
предосторожности означает, что подозрение о том, что некоторая технология
представляет риски, хотя и неопределенные, для здоровья и окружающей среды –

..........................................
достаточная причина, чтобы немедленно остановить эту технологию и уже затем

19 Сеть Действий в отношении Пестицидов Германии
Руководство к действию в области пестицидов


провести оценку риска и мероприятия по управлению риском. Предполагать
виновность, пока не доказана невиновность, а не наоборот! Приведем один пример
того, как управление риском работает в настоящее время. В мае 1999 года EC
признал, что пестициды с очень низким ADI в детском питании могут представлять риск
для младенцев и детей младшего возраста. EC заключил, что эти пестициды не
должны использоваться в процессе производства детского питания.
Потребовался год, пока EC не определил временное приемлемое суточное
поступление (provisional tolerable daily intake, PTDI) и ADI 0,0005 мг/кг массы тела и
ниже как потенциально опасное (19). Сегодня выяснение значений ADI/PTDI ВОЗ с
помощью компьютера занимает меньше минуты, но EC для этого потребовались годы.
В феврале 2003 года, спустя более чем 3,5 года после осознания данного риска, EC
выпустил юридически обязательные инструкции по управлению риском (см. 8. 4
«Остатки пестицидов в продовольствии - инструкции ЕС»). Государства-члены должны
внедрить меры, требуемые этими документами, к 2004 году. Таким образом,
потребовалось почти 5 лет. Целых пять лет, в течение которых детское питание
сознательно все еще загрязняется опасными пестицидами.
Можно опасаться того, что предложенные инструкции по выполнению Принципа
принятия мер предосторожности повлекут за собой использование чрезвычайно
трудоемкой процедуры оценки риска, и что тем самым принятие действенных мер
будет отсрочено на десятилетия.
Однако, Принцип принятия мер предосторожности более часто упоминается в общих
политических программах. Одна из этих программ - 6-я Экологическая Программа
Действий (6th EAP) «Окружающая среда 2010: Наше будущее, Наш выбор».
Программа декларирует: “Необходим целостный и всесторонний подход к
окружающей среде и здоровью, с тем чтобы предосторожность и предотвращение
риска были в центре этой политики, принимающей во внимание особенно уязвимые
группы населения, такие как дети и пожилые люди... Предотвращение и
предосторожность также означают, что мы должны стремиться к замене
использования опасных веществ менее опасными везде, где только это технически
и экономически выполнимо (20). ”
Обращение к Принципу принятия мер предосторожности по отношению к пестицидам в
пределах 6-й Экологической Программы Действий имеется в области охраны питьевой
воды: “... уже существуют строгие стандарты по качеству питьевой воды
относительно загрязнения пестицидами, и существует очевидная потребность в
первую очередь прекратить попадание пестицидов в источники питьевой воды
(20).”
Одно из действий, предложенных 6-й Экологической Программой Действий -
Тематическая Стратегия устойчивого использования пестицидов (см. рамку).
Публикация Комиссии, первый шаг к такой Тематической Стратегии, появилась в июле
2002. Подход Комиссии не предусматривает сильных и немедленных законодательных
действий. Предложенные инструменты направлены на сокращение риска, но не
определяют при этом конкретно цели и графики. Сокращение использования и
принцип замены (the substitution principle) предложены только для самых опасных
пестицидов, которые конкретно не определены на этой стадии.


..........................................
EC видит национальные планы сокращения в качестве главных инструментов для

20
Сеть Действий в отношении Пестицидов Германии
Руководство к действию в области пестицидов


устойчивого использования пестицидов, но не дает ясно понять, действительно ли эти
Действия по поводу пестицидов, предлагаемые 6thEAP
1. Кодекс Наилучшей Практики по использованию пестицидов.
2. Пересмотр Директивы 91/414 по регистрации пестицидов.
3. Тематическая Стратегия Сообщества по устойчивому использованию
пестицидов. Эти действия, как ожидается, будут включать:
a) минимизацию рисков, связанных с использованием пестицидов,
преимущественно определяемых токсичностью веществ, и мониторинг
достигаемого прогресса;
b) улучшение контроля в отношении использования и распределения пестицидов;
c) замену наиболее опасных активных веществ более безопасными, включая
нехимические альтернативы;
d) повышение осведомленности и тренинг пользователей;
e) поощрение сельского хозяйства с низким применением пестицидов или
свободного от пестицидов, и использование комплексных стратегий борьбы с
вредителями (КСБ, integrated pest management, IPM);
f) поощрение введения финансовых стимулов, чтобы уменьшить использование
самых опасных пестицидов (типа пестицидного налога);
g) связывание вознаграждений Фондов Сельского Развития (Rural Development
Funds) с соблюдением Кодекса Наилучшей Практики (Code of Good Practice) при
использовании пестицидов.
4) Ратификация Роттердамской конвенции (PIC) по контролю за международной
торговлей отдельными опасными химическими веществами.
5) Исправление установлений Сообщества (2455/92) относительно импорта и
экспорта опасных химикалий, приведение их в соответствие с Роттердамской
Конвенцией, чтобы улучшить ряд процедурных механизмов и информирование
развивающихся стран.
6) Развитие/полное осуществление программы Сообщества по улучшению
управления химикалиями и пестицидами в развивающихся и присоединяющихся
странах, включая устранение запасов устаревших пестицидов.
7) Поддержка исследований, направленных на сокращение и устойчивое
национальные планы сокращения станут обязательными.
В общем, Сообщение о Тематической Стратегии оставляет многие действия на
усмотрение Государств-членов, сосредотачивая внимание на улучшенном контроле
использования и распределения пестицидов и дальнейшей оценке риска, и верит, что
надлежащее выполнение существующих инструкций решит главные проблемы.
Комиссия предлагает поощрять сельское хозяйство с низким применением пестицидов
или свободное от пестицидов, равно как и использование генетически
модифицированных организмов (GMOs) в качестве метода сокращения использования
пестицидов; однако последнее является неприемлемым.
В Главе 10 «Восполнить пробел в политике - сокращение использования пестицидов
как предупредительный инструмент» описаны другие подходы к устойчивому
использованию пестицидов.
В следующих главах описаны главные директивы, регулирующие пестициды в ЕС.




..........................................
8.1 Запрещение пестицидов (Директива 79/117/EC)

21 Сеть Действий в отношении Пестицидов Германии
Руководство к действию в области пестицидов


В конце 1970-х Европейский Союз признал, что некоторые пестициды представляют
столь большой риск, что их использования в ЕС нельзя более допускать. Первыми
были запрещены пестициды типа ДДТ и Альдрина, сегодня известные как пестициды
СОЗ, а также соединения ртути. Все же тогда Государствам-членам позволяли в
некоторых случаях регистрировать пестициды, содержащие такие компоненты. К 1990
году срок действия этих исключений из правила истек или они были вычеркнуты, и
многие пестициды были добавлены. Последние пестициды были добавлены в 1990
году. В настоящее время 25 пестицидов запрещены. Производство и экспорт в третьи
страны не запрещены (21).


8.2 Регистрация пестицидов (Директива EC 91/414)
Регистрация действующих веществ пестицидов в Европейском Союзе регулируется
Директивой Совета 91/414. Цель Директивы состоит в том, чтобы согласовать
регистрацию средств защиты растений со Статьей 45 Соглашения о ЕС. Статья 45
Соглашения полностью посвящена торговле между Государствами–членами ЕС. Так
как различные стандарты регистрации в пределах ЕС представляют собой торговые
барьеры, Директива Совета 91/414 стремится к отмене таких торговых барьеров,
согласовывая процесс регистрации.
Однако, Директива также заявляет в вводной части, что: ” ... регистрация должна
гарантировать высокий стандарт защиты, который, в частности, должен предотвратить
регистрацию средств защиты растений, в отношении которых риски для здоровья
человека и животных, грунтовых вод и окружающей среды в целом имеют больший
приоритет, нежели улучшение выращивания растений” (22).
В соответствии с Директивой Совета 91/414 Государства-члены могут регистрировать
только средства защиты растений, содержащие действующие вещества,
перечисленные в ее Приложении I, с учетом их эффективности, токсичности для
человека, экологической судьбы, воздействия на нецелевые организмы и других
аспектов, перечисленных в Статье 4 Директивы 91/414.
В соответствии с Директивой 91/414, действующие вещества пестицидов, которые
были разрешены до 25-го июля 1993 (так называемые Существующие Действующие
Вещества), должны быть вновь рассмотрены в отношении их токсичности и
экологической судьбы с использованием новых методов испытаний, определенных
другими инструкциями. Более чем 800 действующих веществ пестицидов проходят в
настоящее время этот процесс переоценки.
Предложенный крайний срок для указанной процедуры был назначен на июль 2003
года, но теперь он перенесен на 2008 год. Изготовители действующих веществ
пестицидов должны финансировать испытания токсичности и затем представлять
детальные досье, содержащие, в том числе, результаты новых испытаний. Для многих
действующих веществ пестицидов расходы, необходимые для проведения испытаний,
превышают текущий или потенциальный рыночный объем. Поэтому приблизительно
для 320 действующих веществ перерегистрация не была осуществлена. После июля
2003 года использование более чем 340 действующих веществ не будет разрешено в
ЕС. Европейская Комиссия предполагает, что очередные 110 действующих веществ
будут изъяты к концу 2003.

.......................................... 22
Сеть Действий в отношении Пестицидов Германии
Руководство к действию в области пестицидов


В целом, приблизительно 60% из более чем 800 действующих веществ тогда окажутся
вне рынка. Однако, если Государство - член может доказать, что для действующих
веществ пестицидов, которые исключены из Приложения I, не существует
эффективных альтернатив, и имеется необходимость в их дальнейшем
использовании, возможно, что такие вещества могут получить временное разрешение
до 30 июня 2007 года. Эти временные разрешения ограничены в отношении
определенных зерновых культур и должны позволить Государству-члену проводить
поиск альтернатив. В настоящее время 13 Государств-членов получили разрешение в
связи с «жизненной важностью» в целом на 52 действующих вещества, использование
которых иначе завершилось бы в июле 2003 года.
В настоящее время в Приложении I содержатся 53 действующих вещества, 29 из них -
так называемые новые действующие вещества, которые не присутствовали на рынке в
Государстве-члене до 1993 года. Новые действующие вещества также могут получить
временную регистрацию, которая обычно действительна на протяжении 3 лет.


8.3 Недостатки и пробелы в регистрации
пестицидов
Запрещение приблизительно 60% из 800 существующих действующих веществ
пестицидов звучит как хорошая новость. Действительно, теперь многие вызывающие
тревогу пестициды не будут допущены на рынок, и Европейская Комиссия
представляет это как успешное продвижение в направлении пестицидных продуктов,
более безопасных для окружающей среды и здоровья человека (23). Однако, отмена
этих 60% химикатов произошла не потому, что они опасны для окружающей среды и
человеческого здоровья - просто у промышленности нет никакого интереса защищать
использование этих веществ. При более детальном анализе упомянутой Директивы
открывается множество серьезных недостатков и очевидных пробелов. Достаточно
рассмотреть 53 пестицида, перечисленные в Приложении I: 25 из них
классифицируются как опасные для окружающей среды, 12 подозреваются в
способности вызывать рак (см. рамку), и многие из них были обнаружены в
продовольствии и воде (24, 25). Каковы причины этого совершенно очевидного
игнорирования Принципа принятия мер предосторожности? ПАН Европы делает вывод
в своей публикации, что компании-производители пестицидов очень активно
действуют в направлении подрыва Директивы 91/414, и что к этим компаниям
прислушиваются в Европейской Комиссии (26).
Введение понятия так называемой «жизненной важности» («essential uses») – еще
один пример подрыва цели Директивы. Применение понятия «жизненной важности»
приводит к тому, что устаревшие и опасные пестициды продолжают быть источниками
риска для здоровья человека и окружающей среды. Хороший пример - длительное
использование почвенного фумиганта 1,3-дихлорпропена (1,3-dichloropropene) в
Нидерландах. Этот химикат, классифицируемый как вероятный канцерогенный агент,
является заменой метилбромида, вызывающего деструкцию озонового слоя (9). Его
содержание регулярно превышает стандарты для грунтовых вод и создает серьезную
угрозу водным экосистемам (27). Можно предполагать, что введение исключений на
основании «жизненной важности» позволяет приблизительно 11.500 производителям


..........................................
использовать


23 Сеть Действий в отношении Пестицидов Германии

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign