LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 25)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

любого объекта, который является источником воздействия на среду
обитания и здоровье человека. Использование площадей СЗЗ осуще-
ствляется с учетом ограничений, установленных действующим зако-
нодательством и настоящими нормами и правилами. Санитарно-
защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии
с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-
эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нор-
мам и правилам.
Территория санитарно-защитной зоны предназначена для:
• обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых ги-
гиенических нормативов по всем факторам воздействия за ее преде-
лами;
• создания санитарно-защитного барьера между территорией
предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки;
• организации дополнительных озелененных площадей, обес-
печивающих экранирование, ассимиляцию и фильтрацию загрязните-
лей атмосферного воздуха и повышение комфортности микроклима-
та.
В границах санитарно-защитной зоны допускается размещать:
• сельхозугодья для выращивания технических культур, не
используемых для производства продуктов питания;
• предприятия, их отдельные здания и сооружения с производст-
вами меньшего класса вредности, чем основное производство. При на-
личии у размещаемого в СЗЗ объекта выбросов, аналогичных по составу
с основным производством, обязательно требование непревышения ги-
гиенических нормативов на границе СЗЗ и за ее пределами при суммар-
ном учете;
• пожарные депо, бани, объекты торговли и общественного
питания, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественно-
32
го и индивидуального транспорта, автозаправочные станции, а также
связанные с обслуживанием данного предприятия здания управления,
спортивно-оздоровительные сооружения для работников предпри-
ятия, общественные здания административного назначения;
• нежилые помещения для дежурного аварийного персонала и
охраны предприятий, местные и транзитные коммуникации, ЛЭП,
электроподстанции, артезианские скважины для технического водо-
снабжения, канализационные насосные станции, питомники растений
для озеленения предприятий и санитарно-защитной зоны.
Дополнительные санитарно-защитные зоны и зооветеринарные
разрывы сооружений для хранения и подготовки навоза и помета к
использованию регламентированы Нормами технологического про-
ектирования и эксплуатации систем удаления, хранения, обра-
ботки и использования навоза и помета НТП 17 - 99.
Контроль за соблюдением требований по охране почв и ис-
пользованию земель осуществляется путем проведения государст-
венного, муниципального, общественного и производственного кон-
троля.
Он заключается в периодической оценке состояния земель
и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель и
проводится с учетом экологической экспертизы и установленных за-
конодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требова-
ний.
Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека
и окружающей среды устанавливаются нормативы предельно допус-
тимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и
других загрязняющих почву биологических веществ.
Для проведения проверки соответствия почвы экологическим
нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимиче-
ские и иные обследования.
За земельные правонарушения предусмотрена административ-
ная и уголовная ответственность. Лица, виновные в совершении зе-
мельных правонарушений, обязаны устранить допущенные земель-
ные правонарушения и возместить причиненный ими вред.




33
ГЛАВА 5. ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Загрязнение атмосферного воздуха сельскохозяйственными
предприятиями осуществляется, в основном, через выбросы загряз-
няющих газообразных и взвешенных веществ вентиляционными ус-
тановками, обеспечивающими нормальные условия жизнедеятельно-
сти животных и человека в производственных помещениях для со-
держания скота и птицы. Дополнительные загрязнения происходят от
котельных в результате переработки и поступления в атмосферу про-
дуктов сгорания топлива, от выхлопных газов автотракторной техни-
ки, от испарений из емкостей для хранения навоза, а также при раз-
брасывании навоза, удобрений и других химических веществ. Нельзя
не учитывать и пыль, образующуюся при уборке полевых культур,
погрузке, разгрузке, сушке и доработке сыпучей сельскохозяйствен-
ной продукции.
Исходя из требований федерального закона № 96-ФЗ «Об охране
атмосферного воздуха» предприятия, имеющие источники выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должны раз-
рабатывать и осуществлять мероприятия по охране атмосферного воз-
духа. Применение технических, технологических установок, транс-
портных средств допускаются только при наличии сертификатов, уста-
навливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих)
веществ в выбросах техническим нормативам выбросов.
Воздухоохранные мероприятия для действующих производств
предусматривают проведение технологических и других специальных
мероприятий, направленных на сокращение объемов выбросов, сни-
жение их приземных концентраций и включающих:
• использование более прогрессивных технологий для произ-
водства продукции;
• применение комбинированных агрегатов при обработке поч-
вы;
• применение для техники и котельных более "чистых" видов
топлива;
• сокращение неорганизованных выбросов вредных веществ;
• очистку и обезвреживание вредных вентиляционных выбро-
сов;
• улучшение условий рассеивания выбросов;

34
• своевременную заделку навоза и органических удобрений
в почву.
Статья 14 федерального закона «Об охране атмосферного воз-
духа» допускает выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмо-
сферный воздух стационарным источником на основании специаль-
ного разрешения, которым устанавливаются предельно допустимые
выбросы и другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного
воздуха.
При отсутствии такого разрешения, а также при нарушении ус-
ловий, предусмотренных вышеназванным законом, выбросы вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух могут быть ограниче-
ны, приостановлены или прекращены в соответствии с Постановле-
нием Правительства РФ от 28 ноября 2002 года № 847.
Сельскохозяйственное предприятие в сфере охраны атмо-
сферного воздуха должно иметь следующую документацию.
1. Типовые формы первичного учета
- ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения
и их характеристик»;
- ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране
атмосферного воздуха»;
- ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавли-
вающих установок».
В соответствии с требованиями федерального закона «Об охра-
не атмосферного воздуха», предприятия, имеющие источники выбро-
сов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух должны
организовать первичный учет по охране атмосферного воздуха. Дан-
ные первичного учета необходимы для заполнения формы государст-
венной статистической отчетности № 2-ТП (воздух) и правильного
внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Они заносятся в типовые формы учета.
Образцы форм типовой первичной отчетности охраны атмо-
сферного воздуха и порядок их заполнения представлены в Приложе-
нии 5.1.
2. Проект нормативов допустимых выбросов (ПДВ) в атмо-
сферный воздух.
Проект нормативов допустимых выбросов (ПДВ) в атмосфер-
ный воздух разрабатывается природопользователем в соответствии с
ГОСТом 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила уста-
новления допустимых выбросов вредных веществ промышленными

35
предприятиями», «Методикой расчета концентраций в атмосферном
воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий
ОНД-86», «Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта
нормативов допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предпри-
ятий» и другой действующей нормативно-методической документа-
цией. Структура проекта ПДВ приведена в Приложении 5.2.
В соответствии со статьей 12 федерального закона «Об охране
атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования вы-
бросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух уста-
навливаются технические нормативы выбросов и предельно допусти-
мые выбросы. Технический норматив выброса - норматив выброса
вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который
отражает максимально допустимую массу выброса вредного вещества
для источников выбросов, технологических процессов, оборудования в
расчете на единицу продукции и другие показатели и устанавливается
федеральным органом исполнительной власти в области охраны окру-
жающей среды.
Предельно допустимый выброс (ПДВ) - норматив предельно допус-
тимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воз-
дух устанавливается на уровне не превышения данным источником ги-
гиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха
и предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические систе-
мы и устанавливается федеральным органом исполнительной власти в
области охраны окружающей среды.
В случае невозможности соблюдения предприятием предельно
допустимых выбросов, допустимо установление для таких источников
временно согласованных выбросов при наличии плана уменьшения вы-
бросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Разра-
ботка проекта предельно допустимых выбросов обеспечивается пред-
приятием, имеющим стационарные источники выбросов вредных (за-
грязняющих) веществ в атмосферный воздух. Это отражено в
требованиях федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»
и Постановления Правительства РФ «О порядке установления и пере-
смотра экологических и гигиенических нормативов качества атмо-
сферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воз-
действий на атмосферный воздух и государственной регистрации
вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ»
от 02.03.00 № 182.


36
Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воз-
дух стационарным источником допускается на основании Разреше-
ния. Разрешение на выбросы в атмосферный воздух устанавливаются
на основании Проекта предельно допустимых выбросов загрязняю-
щих веществ в атмосферный воздух территориальным органом феде-
рального органа исполнительной власти в области охраны окружаю-
щей среды в порядке, определенном Правительством Российской
Федерации.
Нормативы допустимых выбросов в атмосферу устанавливают-
ся на срок 5 лет, а разрешение на выброс загрязняющих веществ в
атмосферу выдается на 1 год.
3. Форма журналов для контроля за выбросами от автотранс-
порта.
В соответствии со статьей 45 федерального закона № 7-ФЗ «Об
охране окружающей среды» предприятия, использующие автотрактор-
ную технику, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов ве-
ществ, а также принимать меры по обезвреживанию загрязняющих ве-
ществ, в том числе по их нейтрализации, снижению уровня шума и ино-
го негативного воздействия на окружающую среду. Транспортные
средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмо-
сферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких
выбросов техническим нормативам выбросов. Нормы и методы контро-
ля выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами при оценке
технического состояния автомобилей с бензиновыми двигателями опре-
деляет ГОСТ Р 52033-2003, а контроль дымности отработавших газов у
автомобилей с дизелями ГОСТ 21393-75.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду
от эксплуатации автотранспортных средств осуществляется на осно-
вании Журналов ежедневного учета использования автотранспортных
средств, расхода горючего и пройденного километража, а также жур-
налов записи результатов проверок автомобилей с бензиновыми и
дизельными двигателями (Приложение 5.3). Журналы ведутся на ос-
новании требований федерального закона «Об охране атмосферного
воздуха», согласно которым, транспортные средства, выбросы кото-
рых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подле-
жат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техниче-
ским нормативам выбросов. В случае установления в ходе регулярных
проверок транспортных и иных передвижных средств превышения
осуществляемых ими выбросов по отношению к утвержденным нор-

37
мативам, эксплуатация указанных средств запрещается. (В соответст-
вии со статьей 17 Федерального закона «Об охране атмосферного воз-
духа» и Положением «Об ограничении, приостановлении или прекра-
щении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воз-
дух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух»,
утвержденным Постановлением Правительства РФ № 847 от 28 ноября
2002 года.)
4. Форма статистической отчетности № 2-ТП (воздух) (При-
ложение 5.4).
5. Кроме того, сельскохозяйственное предприятие должно
ежеквартально проводить расчет и осуществлять плату за выбро-
сы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.




38
ГЛАВА 6. ОХРАНА ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД
ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Сельскохозяйственные предприятия в процессе своей деятель-
ности потребляют определенное количество чистой воды, а также
сбрасывают очищенные или неочищенные сточные воды в окружаю-
щую среду, что приводит к загрязнению поверхностных вод.
Структура водопользования сельскохозяйственного предпри-
ятия включает в себя водопотребление и водоотведение. Водопотреб-
ление осуществляется из систем коммунального водоснабжения (во-
допровод), поверхностных источников (река, озеро) или подземного
источника (артезианские скважины). Водоотведение производится в
коммунальную систему канализации, локальные очистные сооруже-
ния (системы механической очистки, поля орошения, биологические
пруды), поверхностный сток, а также в поверхностные водные объек-
ты.
Загрязнение поверхностных вод является одним из важнейших
негативных воздействий сельскохозяйственного производства на
природную среду.
Основными источниками их загрязнения являются:
• неочищенные или недостаточно очищенные производствен-
ные, ливневые и бытовые сточные воды;
• поверхностный сток с территории производственных объек-
тов сельскохозяйственного предприятия;
• утечки вредных веществ из емкостей, трубопроводов и дру-
гих сооружений;
• аварийные сбросы сточных вод.
Для рационального использования и охраны поверхностных
вод сельскохозяйственное предприятие должно обеспечить:
• экономное и рациональное использование водных ресурсов;
• наличие лицензии и договора на пользование водными объ-
ектами и соблюдение их условий;
• соблюдение установленных лимитов забора воды и сброса
сточных вод;
• учет количества и качества забираемых, используемых и
сбрасываемых вод;
• наличие и соблюдение сроков государственной аттестации
контрольно-измерительной аппаратуры по определению качества за-
бираемой и сбрасываемой в водный объект воды. Определение каче-
39
ства воды возможно только аттестованной и аккредитованной лабо-
раторией в соответствии с планом-графиком контроля качества сточ-
ных вод, согласованным с Невско-Ладожским бассейновым водным
управлением;
• содержание в исправном состоянии очистных и других во-
дохозяйственных сооружений и технических устройств;
• разработку инженерных мероприятий по обеспечению эко-
логически безопасной эксплуатации водозаборных сооружений и
водных объектов и предотвращению аварийных сбросов неочищен-
ных или недостаточно очищенных сточных вод;
• предотвращение попадания продуктов производства и со-
путствующих ему загрязняющих веществ на территории сельскохо-
зяйственных угодий сельскохозяйственного предприятия и непосред-
ственно в водные объекты;
• систематические наблюдения за водными объектами и водо-
охранными зонами и соблюдение установленного режима их
использования;
• разработку плана мероприятий на случай возможного экс-
тремального загрязнения водного объекта.
В процессе хозяйственной деятельности запрещается сбрасы-
вать в водные объекты сточные воды:
• содержащие вещества или продукты трансформации ве-
ществ в воде, для которых не установлены ПДК или ОДУ, а также
вещества, для которых отсутствуют методы аналитического контро-
ля, за исключением тех веществ, что содержатся в воде водного объ-
екта;
• которые с учетом их состава и местных условий могут быть
направлены в системы оборотного водоснабжения для повторного
использования или для других целей;
• оказывающие токсическое действие, по результатам биотес-
тирования, на живые организмы;
• дождевые и талые воды, отводимые с территорий площадок
сельскохозяйственных объектов, не прошедшие очистку до установ-
ленных требований;
• содержащие возбудителей инфекционных заболеваний, а
также содержащие вещества, концентрации которых превышают
ПДК и их фоновые значения в водном объекте, если для них не уста-


40
новлены нормы предельно допустимого сброса (ПДС), указанные в
разрешении на сброс сточных вод;
• в пределах первого и второго поясов зон санитарной охраны
источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, округов сани-
тарной охраны курортов, в водные объекты, используемые для лечеб-
ных целей, а также в местах массового скопления рыб.
Не допускаются утечки в водные объекты от нефте- и навозо-
проводов и сооружений их хранения, а также сброс бытовых отходов
и мусора. Не допускается сброс грунта, растительных отходов произ-
водства, строительных и других материалов в водные объекты.
Предприятия должны обеспечивать санитарное состояние под-
ведомственной территории и не допускать вынос через дождевую ка-
нализационную сеть отходов производства. Не допускается произво-
дить в водных объектах и на их берегах мойку транспортных средств,
других механизмов, а также проведение любых работ, являющихся
источником загрязнения вод.
С целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и
истощения водных объектов создаются водоохранные зоны. В их
пределах устанавливаются прибрежные защитные полосы, на терри-
ториях которых вводятся дополнительные ограничения природополь-
зования. Для сельскохозяйственных предприятий, в соответствии с
требованиями Постановления Правительства РФ от 23 ноября 1996
года № 1404, и Постановления губернатора Ленинградской области
от 26.01.1999 № 19-ПГ в пределах водоохранных зон запрещаются:
• применение химических средств с вредителями, болезнями
растений и сорняками;
• размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений
и горюче-смазочных материалов, мест складирования и захоронения
бытовых, промышленных и сельскохозяйственных отходов, накопи-
телей сточных вод;
• размещение животноводческих и птицеводческих предпри-
ятий;
• размещение скотомогильников и свалок, навозохранилищ,
земледельческих полей орошения, силосных траншей, накопителей
сточных вод;
• использование в качестве удобрения навоза, помета, сточ-
ных вод;
• заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других
машин и механизмов;
41
• размещение стоянок транспортных средств;
• проведение без согласования строительства и реконструкции
зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также зем-
леройных и других работ.
В пределах прибрежных защитных полос дополнительно за-
прещаются:
• распашка земель;
• применение удобрений;
• складирование отвалов размываемых грунтов;
• выпас и организация летних лагерей скота (кроме использо-
вания традиционных мест водопоя), устройство купочных ванн;
• установка сезонных стационарных палаточных городков,
размещение дачных и садово-огородных участков и выделение участ-
ков под индивидуальное строительство;
• движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей спе-
циального назначения.
Участки земель в пределах прибрежных защитных полос пре-
доставляются для размещения объектов водоснабжения, водозабор-
ных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицен-
зий на водопользование, в которых устанавливаются требования по
соблюдению водоохранного режима. Прибрежные защитные полосы,
как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой расти-
тельностью или залужены.
Для исключения возможности загрязнения окружающей среды
при аварийных сбросах сточными водами и жидкими отходами про-
изводства предусматривают:
• устройство емкостей и накопителей с соответствующими
коммуникациями для аккумуляции аварийных сбросов сточных вод;
• обвалование технологических площадок и сооружений, на
которых возможны аварийные сбросы сточных вод и жидких отхо-
дов, с созданием системы сбора и очистки ливневых вод с этих пло-

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 25)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign