LINEBURG


страница 1
(всего 25)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
МЕХАНИЗАЦИИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССЕЛЬХОЗАКАДЕМИИ
(ГНУ СЗНИИМЭСХ)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР АГРОХИМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
«ЛЕНИНГРАДСКИЙ»
(ФГУ ГЦАС «ЛЕНИНГРАДСКИЙ»)




ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ




Санкт-Петербург
2005
УДК 631.95:67
ББК 4.40
П 69
«Практическое руководство для сельско-
хозяйственных предприятий по охране
окружающей среды» разработано и опуб-
ликовано в рамках Программы малых
проектов в сфере охраны окружающей
среды (SEPS). Программа финансируется
Министерством охраны окружающей сре-
ды, продовольствия и развития сельских
районов Великобритании (Defra), руково-
дство Программой осуществляет Британ-
ский Совет.
Практическое руководство для сельскохозяйственных предприятий по охране окру-
жающей среды /В.Н. Афанасьев, П.А. Суханов, А.В. Афанасьев, Д.А. Максимов,
А.Ю. Перцович. /Под ред. В.Н. Афанасьева. - СПб.: СЗНИИМЭСХ, 2005. – 272 с.
Рецензенты: Н.М. Торопова, вед. специалист Комитета по природным ресурсам и
охране окружающей среды Ленинградской области; А.В. Халин, зав. лаб. ВНИИ элек-
трификации сельского хозяйства, член-корр. АЭН; С.И. Коструба, гл. научн. сотр.
ВНИИ электрификации сельского хозяйства, д-р техн. наук
ISBN 5-88890-039-7
«Практическое руководство» разработано ГНУ СЗНИИМЭСХ совместно с
ФГУ ГЦАС «Ленинградский» при поддержке Комитета АПиРК и Комитета по при-
родным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области с целью со-
вершенствования природоохранной практики на действующих сельскохозяйствен-
ных предприятиях Ленинградской области и отражает требования законодательства
по состоянию на начало 2005 года.
Изложение материала представлено в соответствии с общепринятым разделе-
нием природоохранной деятельности по направлениям: охрана сельскохозяйствен-
ных земель; охрана атмосферного воздуха; охрана поверхностных вод; обращение с
отходами.
Значительное внимание уделено также приемам организации природоохран-
ной деятельности в сельскохозяйственных предприятиях, а также методам экологи-
ческого контроля и оценки действующих предприятий.
Руководство предназначено для руководителей и экологов предприятий, от-
ветственных за принятия решений при осуществлении хозяйственной или иной дея-
тельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окру-
жающую среду.
ISBN 5-88890-039-7
© СЗНИИМЭСХ
© ГЦАС «Ленинградский»
© В.Н. Афанасьев, П.А. Суханов, А.В. Афанасьев,
Д.А Максимов, А.Ю Перцович
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... 4
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ........ 7
ГЛАВА 2. ВИДЫ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ........................................................................ 12
ГЛАВА 3. ДОКУМЕНТАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. 16
ГЛАВА 4. ОХРАНА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ
ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ........................................................................................... 29
ГЛАВА 5. ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ........................................................................................... 34
ГЛАВА 6. ОХРАНА ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ........ 39
ГЛАВА 7. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ОБРАЩЕНИИ
С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА ................................................................. 46
ГЛАВА 8. ПЛАТА ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ........................................................................ 53
ГЛАВА 9. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
КОНТРОЛЯ ....................................................................................................... 72
ГЛАВА 10. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ........................................ 79
ГЛАВА 11. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ94
ГЛАВА 12. МЕТОДИКА ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ; ........................................ 99
ГЛАВА 13. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ...................................... 105
ГЛАВА 14. НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
И ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ УДАЛЕНИЯ, ХРАНЕНИЯ, ОБРАБОТКИ И
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАВОЗА И ПОМЕТА................................................. 111
ГЛАВА 15. ОБРАЩЕНИЕ С БИОЛОГИЧЕСКИМИ ОТХОДАМИ........... 127
ГЛАВА 16. ОРГАНИЧЕСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ........................ 133
ЛИТЕРАТУРА................................................................................................. 142
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................... 147



3
ВВЕДЕНИЕ

Федеральный закон №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
регулирует взаимоотношения, возникающие между обществом, при
осуществлении им хозяйственной деятельности, и природной средой,
являющейся основой жизни на Земле.
В законе используются следующие основные понятия:
• окружающая среда - совокупность компонентов природной
среды, природных и природно-антропогенных объектов и антропо-
генных объектов;
• природная среда (природа) - совокупность компонентов
природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
• компоненты природной среды - земля, недра, почвы, по-
верхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный,
животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и
околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокуп-
ности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В основе закона № 136-ФЗ Земельный Кодекс Российской Феде-
рации, наряду с другими важными принципами, заложены:
• приоритет охраны земли, как важнейшего компонента окру-
жающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед
использованием земли в качестве недвижимого имущества;
• приоритет, ограничивающий или запрещающий изъятие цен-
ных земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установлен-
ном федеральными законами.
Любая человеческая деятельность в той или иной мере оказывает
влияние на окружающую среду. При этом степень и последствия влия-
ния определяются продолжительностью и интенсивностью воздейст-
вия. Практически полное уничтожение бизонов на североамериканском
континенте в конце 19 столетия является, пожалуй, одним из наиболее
ярких примеров такого воздействия. И в настоящее время под угрозой
исчезновения находятся многие, хорошо известные всем представите-
ли животного мира. Чаще всего это происходило и происходит из-за
недооценки человеком своих поступков по отношению к природе, при-
чем человеком пришлым. Местное население, когда-то промышляв-
шее, главным образом, охотой и тесно связанное с природой, всегда
относилось к ней гораздо бережнее, поскольку понимало, что и само
оно является частью природы. С переходом человечества к оседлому
образу жизни, с развитием земледелия и промышленности воздействие
4
на природу становилось все более многосторонним и распространялось
уже не только и не столько на животный мир, сколько на остальные
компоненты природной среды.
В 1972 году страны Европы впервые коллективно выразили
серьезную обеспокоенность состоянием окружающей среды, которая в
результате интенсивного антропогенного воздействия начала заметно
изменяться в неблагоприятную для человека сторону. Причем, наи-
большие претензии в первую очередь предъявлялись к ведущим отрас-
лям промышленности, к транспортным средствам и, в частности, к
морским перевозкам. Результатом такой обеспокоенности стали приня-
тые в Хельсинки международные соглашения, в той или иной мере ог-
раничивающие возможное влияние человеческой деятельности на ок-
ружающую среду. К ним в свое время присоединилось и наше государ-
ство. А поскольку международные соглашения превалируют над
внутренним законодательством любой страны, возникла необходи-
мость в разработке новых нормативно-правовых документов.
Изначально предполагалось, что именно промышленные объек-
ты являются основной причиной загрязнения воздуха, почвенного по-
крова прилегающих территорий и гидросферы. Влияние же на природу
сельскохозяйственного производства признавалось незначительным.
Хотя уже были известны последствия освоения целинных земель, при-
ведшие к истощению почв и к негативному изменению почвенного по-
крова обширных территорий, также как последствия ирригационных
(оросительных) мелиораций в Поволжье.
Исторически сложилось, что заселение территорий, как правило,
начиналось с речных долин, и для сельскохозяйственных нужд в пер-
вую очередь осваивались прибрежные территории, поэтому земли по-
давляющего большинства существующих сегодня сельскохозяйствен-
ных предприятий располагаются вдоль больших и малых рек области.
В период интенсификации сельского хозяйства в границах Ле-
нинградской области создавались крупные животноводческие ком-
плексы, предполагавшие концентрацию большого количества живот-
ных на ограниченных площадях. Одновременно планировалось расши-
рение площадей сельскохозяйственных угодий, призванное не только
обеспечить кормовую базу для комплексов, но и увеличить производ-
ство картофеля, зерновых и овощных культур, чего нельзя было до-
биться без применения все возраставших доз органических, минераль-
ных удобрений и средств защиты растений.


5
Природные условия области, расположенной в зоне избыточного
увлажнения, предопределили необходимость широкого использования
для достижения поставленной цели гидротехнических и, в первую оче-
редь, осушительных мелиораций. В результате, более половины всех
сельскохозяйственных угодий Ленинградской области было осушено
закрытым или открытым дренажем. В совокупности все эти действия
не могли не оказать влияния на природу и, в первую очередь, на по-
верхностные и подземные воды.
Именно поэтому в пределах конкретных территорий, на ко-
торых осуществляется сельскохозяйственная деятельность, воз-
никла необходимость в установлении некоторых ограничений
(требований) этой деятельности, при соблюдении которых обеспе-
чиваются благоприятные условия, способствующие устойчивому
функционированию естественных экологических систем, природ-
ных и природно-антропогенных объектов.
Однако указанные требования не всегда выполняются сельскими
товаропроизводителями, отсутствует система экологического обучения
в области, в хозяйствах мало внимания обращается на экологическую
обстановку в отраслях производства, на негативное воздействие трак-
торов и сельскохозяйственной техники на почву, на рациональное ис-
пользование навоза, минеральных удобрений и пестицидов, на очистку
и отвод сточных и ливневых вод с территории ферм и объектов, с ними
связанных. Имеется немало недостатков при хранении навоза, как ор-
ганического удобрения, минеральных удобрений и ядохимикатов и при
их использовании на полях. Остро ощущается недостаток норматив-
ной, методической и правовой литературы по рациональному ведению
природоохранной деятельности, правильному составлению статисти-
ческой отчетности, расчетам платы за негативное воздействие на ок-
ружающую среду. В результате этих недостатков в хозяйствах создает-
ся ненормальная экологическая обстановка, которая приводит к допол-
нительным, иногда существенным штрафным санкциям, отрицательно
влияющим на экономические показатели предприятий.
В связи с этим целью разработки «Практического руководства»
является создание справочного пособия на основе существующего го-
сударственного и регионального экологического законодательства по
правильному ведению природоохранной деятельности, содержанию
внутренней экологической документации и составлению статистиче-
ской отчетности в сельскохозяйственных предприятиях.


6
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В соответствии с основными принципами охраны окружающей
среды допускается воздействие предприятий на природную среду при
соблюдении требований в области охраны окружающей среды. Эти тре-
бования сформулированы в виде определенных понятий, оперируя кото-
рыми, контролирующие органы, с одной стороны, и производители
сельскохозяйственной продукции с другой подразумевают одни и те же
характеристики состояния окружающей среды:
• качество окружающей среды - состояние окружающей
среды, которое характеризуется физическими, химическими, биоло-
гическими и иными показателями и (или) их совокупностью;
• негативное воздействие на окружающую среду - воздей-
ствие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой при-
водят к негативным изменениям качества окружающей среды;
• загрязнение окружающей среды - поступление в окру-
жающую среду веществ, свойства, местоположение или количество
которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
• загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, ко-
личество и (или) концентрация которых превышают установленные
для химических веществ нормативы и оказывают негативное воздей-
ствие на окружающую среду;
• нормативы качества окружающей среды - нормативы, ко-
торые установлены в соответствии с физическими, химическими,
биологическими и иными показателями для оценки состояния окру-
жающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благопри-
ятная окружающая среда;
• нормативы допустимого воздействия на окружающую
среду - ограничения, которые установлены в соответствии с показа-
телями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окру-
жающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества ок-
ружающей среды;
• нормативы допустимых выбросов и сбросов химических
веществ - ограничения, установленные для субъектов хозяйственной
деятельности, в соответствии с показателями массы химических ве-
ществ, допустимых для поступления в окружающую среду от стацио-
нарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и
7
с учетом технологических нормативов, при соблюдении которых
обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;
• лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ –
ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружаю-
щую среду, установленные на период проведения мероприятий по
охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших суще-
ствующих технологий, в целях достижения нормативов в области ох-
раны окружающей среды;
• нормативы предельно допустимых концентраций хими-
ческих веществ - количественные ограничения, соответствующие
показателям предельно допустимого содержания химических веществ
в окружающей среде, несоблюдение которых может привести к за-
грязнению окружающей среды, деградации естественных экологиче-
ских систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Общие требования к охране окружающей среды при эксплуата-
ции предприятий изложены в главе 7 федерального закона № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды». Законом определено, что эксплуа-
тация сельскохозяйственных предприятий, оказывающих прямое или
косвенное, негативное воздействие на природную среду, должна
осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны ок-
ружающей среды. При этом предусматривается проведение предпри-
ятиями мероприятий по охране земель, почв, водных объектов, расте-
ний, животных и других организмов от негативного воздействия хо-
зяйственной деятельности на окружающую среду. В соответствии с
положениями закона предприятия обязаны обеспечивать соблюдение
нормативов качества окружающей среды на основе применения пере-
довых, экологически безопасных технических средств и технологий
производства сельскохозяйственной продукции.
Законом № 136-ФЗ Земельный Кодекс Российской Федерации
предусмотрены следующие требования при использовании земель:
сохранение экологических систем, способности земли быть средст-
вом производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой
осуществления хозяйственной и иных видов деятельности; предот-
вращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель,
обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся не-
гативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Требования к охране атмосферного воздуха, установленные в
законе № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», предусматрива-
ют недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферно-

8
го воздуха для окружающей природной среды; обязательность госу-
дарственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) ве-
ществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на
него; полнота и достоверность информации о состоянии атмосферно-
го воздуха, его загрязнении; научная обоснованность, системность и
комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране ок-
ружающей природной среды в целом.
Законом № 167 ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации»
предъявляются дополнительные требования к охране водных объек-
тов, заключающиеся в необходимости принятия органами государст-
венной власти совместимых с принципом устойчивого развития мер
по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязнения,
засорения и истощения, а также по ликвидации последствий указан-
ных явлений. При этом при использовании водных объектов гражда-
не и юридические лица обязаны осуществлять производственно-
технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехниче-
ские, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану
водных объектов с минимально возможными негативными последст-
виями для водных объектов.
Законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» пре-
дусмотрена обязательность лицензирования деятельности по обраще-
нию с опасными отходами, соблюдение экологических, санитарных и
иных требований, установленных законодательством в области охраны
окружающей природной среды и здоровья человека; наличие техниче-
ской и технологической документации об использовании, обезврежива-
нии образующихся отходов, а также положительного заключения госу-
дарственной экологической экспертизы при проектировании, строитель-
стве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий,
строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации кото-
рых образуются отходы. Обязательным является наличие места (площа-
док) для сбора таких отходов в соответствии с установленными прави-
лами, нормативами и требованиями в области обращения с отходами.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей
среды предусмотрена имущественная, дисциплинарная, администра-
тивная и уголовная ответственность, при этом наложение штрафов на
виновных в экологических правонарушениях не освобождает их от
возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде.
Законом Российской Федерации «Об охране окружающей
среды» установлено, что юридические и физические лица, при-

9
чинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения,
истощения, порчи, деградации и разрушения естественных эко-
логических систем, природных комплексов и природных ланд-
шафтов обязаны возместить его в полном объеме в соответствии
с законодательством (статья 77).
Определение размера вреда осуществляется исходя из фактиче-
ских затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей
среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выго-
ды, а также в соответствии с проектами восстановительных работ.
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нару-
шением законодательства в области охраны окружающей среды, мо-
гут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Нарушения требований в области охраны окружающей среды
могут служить основанием к ограничению, приостановке или пре-
кращению деятельности предприятий.
Ответственность за негативное воздействие хозяйственной дея-
тельности на окружающую среду, несет руководитель предприятия и
(или) назначенный им инженер по охране окружающей среды (эко-
лог) предприятия.
В соответствии с квалификационным справочником, рекомен-
дованным для применения на предприятиях, независимо от форм соб-
ственности, и утвержденным постановлением Минтруда России от 21
августа 1998 года № 37, в составе должностей специалистов преду-
смотрена должность инженера по охране окружающей среды (эколо-
га).
Должностные обязанности инженера по охране окружающей
среды (эколога) определены квалификационным справочником и
включают:
• контроль соблюдения в подразделениях предприятия эколо-
гического законодательства, инструкций, стандартов и нормативов по
охране окружающей среды;
• разработку проектов перспективных и текущих планов по
охране окружающей среды и контроль их выполнения;
• участие (в качестве представителя предприятия) в проведе-
нии экологической экспертизы технико-экономических обоснований,
проектов расширения и реконструкции действующих производств, а
также создаваемых новых технологий и оборудования;
• участие в разработке мероприятий по внедрению новой
техники;
• участие в проведении научно-исследовательских и опытных
работ по очистке промышленных сточных вод, предотвращению за-
грязнения окружающей среды выбросами вредных веществ в атмо-
10
сферу, уменьшению или полной ликвидации технологических отхо-
дов, рациональному использованию земельных и водных ресурсов;
• контроль соблюдения технологических режимов природо-
охранных объектов, за состоянием окружающей среды в районе рас-
положения предприятия;

страница 1
(всего 25)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign