LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Инспекция имеет свои подразделения и осуществляет государственный контроль в сфере охраны окружающей среды и природопользования на территории всех районов Ленинградской области.



2.2. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА С ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Государственные инспекторы "Леноблэкоконтроля" регулярно проводят совместные работы с природоохранными территориальными федеральными органами исполнительной власти. Проверяется соблюдение норм природоохранного законодательства на объектах, подлежащих федеральному экологическому контролю.
1. за 2004 год совместно с Главным управлением по природным ресурсам и охране окружающей среды по Санкт-Петербургу и Ленинградской области осуществлены проверки:
* по факту выброса пламени масляно-газовой смеси на ГЭС-1 "Каскад" ОАО "Ленэнерго" г. Светогорск;
* по выбору площадки под строительство полигона ТБО в пос. Рощино Выборгского района для принятия управленческого решения.
2. Совместно с Департаментом государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды МПР России по Северо-Западному Федеральному Округу проведено 5 проверок соблюдения норм природоохранного законодательства на объектах подлежащих федеральному экологическому контролю. В ходе проверок наложен административный штраф на юридические лица в размере 100 тыс.рублей. Рассмотрен вопрос предъявления иска о взыскании суммы платежей за негативное воздействие на окружающую среду в размере 2 420 000 рублей. Составлен план-график проведения мероприятий по устранению выявленных нарушений. Проведена работа по взысканию задолженности по плате за загрязнение окружающей среды.



2.3. ОБЩИЕ ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСПЕКЦИИ

В результате работы, проделанной в 2004 году, инспекцией выявлены и предъявлены ущербы, нанесенные окружающей природной среде в результате нарушений природоохранного законодательства на общую сумму 78 215, 7 тыс. рублей, из них:
* по предписаниям инспекции, устранен ущерб, нанесенный окружающей среде нарушителями природоохранного законодательства, на общую сумму 50 525,0 тыс. рублей;
* по предписаниям инспекции, нарушителями природоохранного законодательства возмещен ущерб на общую сумму 35, 5 тыс. рублей.
* внесена плата за сверхлимитное размещение отходов в размере 28, 3 тыс. рублей.
* внесена плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ в водный объект в размере 92,9 тыс. рублей;
* находятся в работе материалы на общую сумму 27 626,7 тыс. рублей.



2.3.1. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

В течение 2004 года Государственным учреждением "Государственная экологическая инспекция Ленинградской области" (далее инспекция) планомерно реализовывалась главная задача - сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов Ленинградской области в целях удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Инспекцией был проведен комплекс мероприятий по государственному экологическому контролю за соблюдением юридическими, должностными и физическими лицами требований законодательства в области охраны окружающей среды на территории Ленинградской области.
Проводимая работа по осуществлению государственного экологического контроля за субъектами хозяйственной деятельности на территории Ленинградской области в 2004 году изменилась в сторону существенного увеличения количества проводимых мероприятий по контролю и, как следствие, увеличения количества выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.
За 2004 год по сравнению с 2003 годом существенно улучшились результаты деятельности инспекции. В том числе:
* По проведенным проверкам соблюдения норм действующего природоохранного законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории Ленинградской области - в 1,7 раза (больше на 498 проверок);
* По выявленным в ходе проведенных проверок нарушениям природоохранного законодательства - в 1,6 раз (больше на 660 нарушений);
*
По поставленным на учет объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду Ленинградской области - в 1,7 раз (больше на 543 природопользователя).

За анализируемый период увеличилось количество обращений в адрес инспекции юридических и физических лиц, что свидетельствует о росте осведомленности населения, юридических лиц и органов власти Ленинградской области о деятельности инспекции.
За 2004 год по сравнению с аналогичным отчетным периодом 2003 года увеличилось:
* Количество поступивших обращений и жалоб на нарушения природоохранного законодательства в 2,2 раза (на 57 шт.);
* Количество рассмотренных обращений в 2,4 раза (на 45 шт.).
В ходе проводимых инспекцией мероприятий по контролю были выявлены нарушения природоохранного законодательства, последствия которых привели к ущербу, нанесенному окружающей среде Ленинградской области.
* В 2004 году в 3,7 раз (на 56 972 239,7 рублей) увеличилась сумма выявленных ущербов, нанесенных окружающей среде в результате нарушений природоохранного законодательства. Наибольшее количество выявленных ущербов относится к порче земель в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления (несанкционированное размещение отходов производства и потребления на открытом грунте).
За истекший период инспекцией проводились плановые и внеплановые проверки соблюдения требований природоохранного законодательства природопользователями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность на территории Ленинградской области. В первую очередь в план проверок включались объекты, оказывающие наибольшее негативное воздействие на окружающую среду, а также те, кто несвоевременно и не в полном объеме вносит оплату за пользование природными ресурсами.
Всего в ходе проведения мероприятий по контролю было выявлено 1713 нарушений природоохранного законодательства. Из них:
* 298 нарушений экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;
* 768 нарушений экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;
* 265 нарушений законодательства об экологической экспертизе;
* 110 нарушений за порчу земель;
* 219 нарушений правил охраны атмосферного воздуха;
* 51 случай неисполнения в срок предписаний по устранению выявленных нарушений.
* несоблюдение экологических требований, установленных законодательством Ленинградской области - 2 шт.
По результатам проведенных проверок выдано 563 предписания на устранение выявленных нарушений природоохранного законодательства.
До устранения правонарушения приостановлена деятельность 21 природопользователя.



2.3.2. ЦЕЛЕВЫЕ ПРОВЕРКИ

Во исполнение поручения Губернатора Ленинградской области, инспекцией проведено пять внеплановых проверок соблюдения норм природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами комплексами АЗС вдоль автомобильных дорог Карельского перешейка.
По фактам выявленных нарушений возбуждено 4 дела об административных правонарушениях по статье 8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами), проведено административное расследование, начислен штраф в размере 27,0 тыс.рублей, устранен ущерб силами природопользователя на сумму 15984,0 тыс.рублей.
Кроме того, инспекцией была проведена работа по выявлению перевозчиков отходов производства и потребления от юридических лиц, осуществляющих свою хозяйственную деятельность на территории Санкт-Петербурга. Целью данного мероприятия являлась проверка наличия у перевозчиков документации на отходы, вывозимые для размещения на территории Ленинградской области, а именно: лицензии на право перемещения отходов, талонов на вывоз отходов, путевых листов с указанием пункта разгрузки, транспортных накладных на груз.
Вышеуказанная работа осуществлялась на постах ГИБДД, располагающихся в непосредственной близости к черте города Санкт-Петербурга - КПМ Ржевка, Мурманское шоссе, Бугры, Янино, Уткина заводь.
За 2004 год было проверено 402 автотранспортных средства-перевозчика отходов производства и потребления. Основными перевозчиками отходов являются ОАО Автопарки № 6, № 7 Спецтранс, ОАО Петроградская автобаза Спецтранс, СПб ГУДСП и другие юридические лица.
В ходе документальной проверки перевозчиков было установлено:
* Объем вывезенных отходов за период проведения мероприятия составил 7969,5 м3. 50% из общего объема составили отходы потребления.
* Пунктами размещения отходов производства и потребления указывались свалки, находящиеся в поселках Лепсари, Мяглово, Новоселки, Самарка, имени Морозова.
* 30 автотранспортных средств не имели документацию на груз (отходы), отсутствовали талоны на вывоз, в путевом листе отсутствовала запись о пункте разгрузки отходов. Все автотранспортные средства при отсутствии правильно оформленной документации по просьбе сотрудников ГУ "Леноблэкоконтроль" были отправлены работниками ГИБДД по адресу загрузки.
* На 3 водителей автотранспортных средства работниками ГИБДД были наложены административные взыскания за нарушения правил перевозки грузов.
* У большинства проверенных автотранспортных средств отсутствовала информация о наличии лицензии на право перемещения отходов, при этом объект размещения отходов (пункт назначения) был прописан без конкретизации (Ленинградская область).
* Зафиксировано 3 случая несанкционированного размещения строительных отходов. По всем фактам возбуждены дела об административных правонарушениях и составлены протоколы об административных правонарушениях по статье 8.6 в части 2 КоАП РФ.



2.3.3. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

В ходе осуществления государственного экологического контроля на территории Ленинградской области государственными инспекторами по охране природы инспекции было выявлено 1713 нарушений действующего природоохранного законодательства. По фактам выявленных правонарушений было возбуждено 1238 дел об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Из них:
* 262 по ст. 8.1 за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;
* 550 по ст. 8.2 за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;
* 209 по ст.8.4 за нарушение законодательства об экологической экспертизе;
* 61 по ст. 8.6 за порчу земель;
* 105 по ст. 8.21 за нарушение правил охраны атмосферного воздуха;
* 49 не исполнение в срок предписаний на устранение выявленных нарушений
* несоблюдение экологических требований, установленных законодательством Ленинградской области - 2 случая.

Привлечено к административной ответственности 626 юридических, 21 должностных и 95 физических лиц, в том числе:
* 145 за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;
* 497 за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;
* 51 за нарушение законодательства об экологической экспертизе;
* 8 за порчу земель;
* 40 за нарушение правил охраны атмосферного воздуха;
* За нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях - 1 человек.

По материалам 384 дел, прекращено производство или продолжается административное расследование.
Наложено 742 штрафа за нарушение природоохранного законодательства на общую сумму 6 080 700 рублей, из них взыскано 2 846 200 рублей, направлено материалов в службу судебных приставов для взыскания штрафов на общую сумму 1 769 000 рублей, не истекли сроки, предусмотренные для уплаты штрафов на общую сумму 1 465 500 рублей.



2.3.4. НАЧИСЛЕНИЕ И ВЗЫСКАНИЕ ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ И НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

В ходе проведенного комплекса мероприятий по увеличению поступления в областной бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории всех районов Ленинградской области, инспекцией был организован прием природопользователей, проверка правильности исчисления и согласование платежей за негативное воздействие на окружающую среду. По результатам проведенных проверок взыскана в областной бюджет плата за загрязнение окружающей среды на общую сумму 9 107,3 тыс. рублей.
По результатам проведенных проверок дополнительно мобилизовано в областной бюджет 1 950,6 тыс. рублей в качестве платежей за пользования природными ресурсами, а также за сверхлимитный сброс в водный объект и размещение отходов - 386, 6 тыс. рублей.
По результатам работы по выявлению юридических лиц, зарегистрированных в Санкт-Петербурге, размещающих отходы производства и потребления на территории субъекта Российской Федерации (Ленинградской области) и не осуществляющих обязательный компенсационный платеж в бюджет Ленинградской области планируется поступление денежных средств в размере 17 064,1 тыс. рублей.



2.3.5. ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРАНЕНИЕ УЩЕРБА, НАНЕСЕННОГО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ НАРУШЕНИЙ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В ходе осуществления государственного экологического контроля на территории Ленинградской области государственными инспекторами по охране природы было выявлено 23 нарушения действующего природоохранного законодательства, в результате которых был нанесен ущерб окружающей среде на общую сумму 78 215,6 тыс. рублей.
Для ликвидации последствий ущерба, нанесенного окружающей среде, инспекцией был выработан следующий порядок действия:
В случае выявления инспекцией фактов несанкционированного размещения отходов производства и потребления на открытом грунте, возбуждается дело об административном правонарушении по ст. 8.6 КоАП РФ (порча земель) и назначается административное расследование, в рамках которого проводится экспертиза и рассчитывается ущерб, нанесенный окружающей среде. На основании результатов экспертизы нарушитель природоохранного законодательства привлекается к административной ответственности и ему выдается предписание на устранение ущерба (вывоз отходов, загрязненного грунта на санкционированную свалку с предоставлением подтверждающих документов). По результатам незаконной деятельности нарушителей, составляется акт осмотра территории, где фиксируется факт устранения выявленного ущерба. По итогам работы за 2004 год по предписаниям инспекции устранено 65 % выявленных ущербов на общую сумму 50 525,0 тыс. рублей. Работа по устранению ущерба, нанесенного окружающей среде продолжается и будет закончена в соответствии с действующим законодательством до конца 2 квартала 2005 года.



2.4. УЧАСТИЕ В ВЫБОРЕ МЕСТ РАЗМЕЩЕНИЯ И ВВОДЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ОБЪЕКТОВ

В соответствии с требованиями Федерального закона "Об охране окружающей среды" и Распоряжением Губернатора Ленинградской области инспекцией постоянно проводилась работа по выбору мест размещения и вводу в эксплуатацию объектов на территории Ленинградской области.
По результатам проделанной работы в составе комиссий по выбору мест размещения и вводу в эксплуатацию объектов подготовлено 1 796 заключений о соответствии или не соответствии намечаемой и осуществляемой хозяйственной деятельности.



2.5. РАБОТА С ОБРАЩЕНИЯМИ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

На рассмотрение в Государственную экологическую инспекцию Ленинградской области за 2004 года поступило 113 обращений от физических и юридических лиц.
По результатам рассмотрения обращений за отчетный период инспекцией возбуждено 64 дела об административных правонарушениях, в том числе:
* 43 за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;
* 6 за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;
* 3 за порчу земель;
* 2 за нарушение правил охраны атмосферного воздуха;
* 10 за нарушение законодательства об экологической экспертизе.
В 17 обращениях факты, указывающие на наличие события административного правонарушения, не подтвердились.
В одном обращении дело об административном правонарушении прекращено из-за отсутствия состава административного правонарушения.
13 материалов направлены по подведомственности в федеральные органы исполнительной власти.



2.6. РАБОТА С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Во исполнение Постановления Правительства Ленинградской области №18 от 11 февраля 2004 г. "О совершенствовании работы по информированию населения о деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области", за отчетный период инспекция регулярно проводила работу по информированию населения через средства массовой информации.
Итоги деятельности инспекции публиковались в городских и региональных печатных изданиях; транслировались городскими и областными телеканалами; размещались в Интернет на официальном сайте Правительства Ленинградской области и на сайтах различных информационных агентств.
В связи с актуальностью и повышенным интересом общественности к теме свалок и несанкционированного размещения отходов на территории Ленинградской области, во всех средствах массовой информации регулярно публиковалась информация о деятельности инспекторов в данной области, о мерах, предпринятых ими для предотвращения и ликвидации массового размещения отходов на территории Ленинградской области.
В конце апреля 2004 года на территории Ленинградской области впервые проводилась акция по предотвращению вывоза мусора на несанкционированные свалки. Итоги работы инспекторов в данной акции регулярно освещались телеканалами "Россия", "НТВ", "5 канал", ЛОТ; радиостанциями "Гардарика", "Радио России", радио "Маяк", "Эхо Петербурга", "Балтика", "Европа плюс" и др., информационными агентствами "Интерфакс", "Итар-Тасс", "Прайм-Тасс", РИА "Новости", "Росбалт", "Regnum", периодическими печатными изданиями "Вести", "Общество и экология", "Лестной вестник", "Деловой Петербург", "Аргументы и факты", "МК в Питере"; практически всеми региональными печатными изданиями.
О деятельности инспекции упоминалось в материалах, освещающих итоги встречи Губернатора Ленинградской области с представителями некоммерческих экологических организаций. "Взаимодействие власти региона с экологами началось не сегодня. Защитники природы уже на практике поняли, что к вопросам экологии в регионе относятся серьезно ..... в соответствии с федеральными нормами проводится экологическая экспертиза, в минувшем году (2003 г.) на службу по защите окружающей природной среды вступила областная экологическая инспекция, созданная при комитете по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области...". ("Общество и Экология", "Вести", "Бизнес-Информ").
В конце июля в петербургском региональном центре ИТАР-ТАСС прошла пресс-конференция, на которой обсуждались проблемы рационального использования природных ресурсов региона, а также были подведены итоги работы инспекции за первое полугодие 2004 г. На встречу были приглашены журналисты всех ведущих СМИ города и области. Информация по итогам конференции, в частности по итогам деятельности ГУ "Леноблэкоконтроль" за первое полугодие 2004 г. была опубликована в газетах "Вести", "Деловой Петербург", "Лесной вестник", "Бизнес-Информ", "Невское время"; практически во всех региональных СМИ, размещена на сайте Правительства Ленинградской области, на сайтах информационных агентств Интерфакс, Итар-Тасс, Прайм-Тасс, РИА "Новости", Регнум, Росбалт, транслировалась по телевидению в новостных блоках телеканалов Россия, НТВ, 5 канал, ЛОТ.
На территории Ленинградской области работают девять межрайонных отделов инспекции: Всеволожский, Ломоносовский, Выборгский, Лужский, Тихвинский, Тосненский, Лодейнопольский, Волховский, Кингисеппский межрайонные отделы. Начальник каждого отдела за прошедший период давал интервью журналистам областных СМИ, обсуждались итоги деятельности инспекции на территории области; поднимались наиболее актуальные экологические проблемы каждого из районов области; освещались меры, предпринятые для их решения. ("Провинциальные новости", "Новый Путь", "Лужская правда", "Время", "Волховские огни", "Восточный берег", "Свирские огни", "Маяк", "Ладога", "Киришский факел" и др.)
Помимо активной работы со всеми средствами массовой информации, инспектора за отчетный период регулярно проводили встречи для консультаций и разъяснений по вопросам осуществления хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды с должностными лицами, ответственными за охрану окружающей среды Ленинградской области в муниципальных образованиях, для консультаций и разъяснений по вопросам осуществления хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

ГЛАВА 3 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

3.1. СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Целью государственной экологической политики Ленинградской области, направленной на достижение долгосрочных ориентиров, является обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, сохранение устойчивого экологического равновесия.
В среднесрочной перспективе достижение этой цели будет обеспечено путем улучшения состояния окружающей среды в муниципальных образованиях с неблагоприятной экологической обстановкой при сохранении экологической стабильности в остальных муниципальных образованиях области.
Для этого необходимо будет осуществить меры по внедрению ресурсо- и энергосберегающих технологий, обеспечивающих экологическую чистоту и безопасность процесса производства и готовой продукции, выполнить мероприятия, направленные на улучшение качества окружающей среды.
Существенное значение будет иметь реализация специальных экологических мероприятий, связанных со строительством и реконструкцией водоочистных сооружений, установок по очистке выбросов в атмосферу, строительству полигонов по размещению твердых бытовых отходов
Как и в предыдущие годы в 2004 году финансирование мероприятий охраны окружающей природной среды осуществлялось из трех источников: федерального бюджета, областного бюджета и собственных средств организаций.
Из средств федерального бюджета на выполнение природоохранных мероприятий по программе "Экология и природные ресурсы России" (12 подпрограмм) в 2004 году направлено 110,9 млн. руб.
Инвестиции в основной капитал составили 37,3 млн. руб., в т.ч. 20,0 млн. руб. - на строительство завода по переработке и захоронению промышленных и токсичных отходов в поселке Красный Бор Тосненского района и 17,3 млн.руб. на строительство полигона твердых бытовых отходов г.Ивангород и реконструкцию канализационных очистных сооружений в г.Сертолово.
Из бюджета г.Санкт -Петербурга на строительство завода в пос. Красный Бор было выделено 86,3 млн. руб.
Финансирование природоохранных мероприятий из областного бюджета осуществлялась в рамках 5 региональных целевых программ ("Водоохранные и водохозяйственные работы", "Охрана окружающей среды", "Леса Ленинградской области", "Развитие и использование минерально-сырьевой базы", "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области).
Общая сумма средств, направленных на выполнение мероприятий программ составила 193,3 млн. руб. На капитальные вложения направлено 79,7 млн. руб. (или 41,2 % от общего объема финансирования.)
По программе "Леса Ленинградской области" профинансировано мероприятий по лесовосстановлению на сумму 31,2 млн. руб. Значительная роль в лесовосстановлении отводится арендаторам участков лесного фонда. Только за 9 месяцев 2004 года ими создано лесных культур на площади 6811 га, проведены меры содействия возобновлению леса на площади 2373 га, подготовлено почвы на 4176 га. Затраты арендаторов участков лесного фонда по лесовосстановлению составили 17,0 млн. руб.
В рамках программы "Водоохранные и водохозяйственные работы" капиталовложения в сумме 63 млн. руб. направлены на строительство и реконструкцию канализационных очистных сооружений и реконструкцию гидротехнических сооружений Оредежского каскада.
За счет средств областного бюджета, выделенных на программу "Охрана окружающей среды Ленинградской области" (48,1 млн. руб.) проведены работы по внедрению автоматических станций контроля качества воды на трансграничных реках ЛО, рекультивации и ликвидации бесхозных свалок, оперативной демеркуризации выявленных загрязненных участков территории. Инвестиции в основной капитал составили 14,7 млн. руб.
Большую часть инвестиций на охрану окружающей среды в 2004 году составили собственные средства предприятий (2,7 млрд. руб.).
Основная доля собственных средств (более 2 млрд. руб.) направлена на обеспечение экологической безопасности Ленинградской АЭС (реконструкция атомных реакторов с целью обеспечения радиационной безопасности морских вод Копорской губы Балтийского моря). Кроме того, ОАО "Выборгская целлюлоза" осуществило реконструкцию и техническое перевооружение станции биологической очистки стоков, модернизацию и реконструкцию цеха по производству и переработке щелоков, проведение комплекса технических мер по сульфит-целлюлозному производству (на общую сумму 3,1 млн. руб.); в ОАО "Светогорск" закончен ремонт вторичных отстойников и установка дополнительных насосов откачки промышленных стоков (0,6 млн. руб.).
Несмотря на значительный объем работ по техническому перевооружению, реконструкции и строительству очистных сооружений, объемы сброса сточных вод без очистки увеличились на 0,8 %. В результате качество вод по интегральному показателю на территории Ленинградской области оценивается как "умеренно-загрязненные".
Для решения вопросов по очистке сточных вод с доведением их до нормативного уровня требуется проведение системы мер по резкому повышению уровня капитальности и надежности всех элементов канализационных систем: увеличение мощностей КОС, улучшения степени очистки путем реконструкции и расширения КОС, модернизации и замены оборудования.
В связи с этим в 2005 году Ленинградская область примет участие в 3-х федеральных целевых программах ("Экология и природные ресурсы России", "Ядерная и радиационная безопасность России", "Водное хозяйство и охрана окружающей среды").
Инвестиции в основной капитал за счет средств федерального бюджета должны составить 167,5 млн.руб. В том числе:
- 7,76 млн. руб. на реконструкцию и развитие системы очистки сточных вод в г.Сертолово.;
- 20,0 млн.руб. на реконструкцию канализационных очистных сооружений в г.Приморск;
- 12,877 млн.руб. на восстановление и оздоровление гидросистем Староладожского и Малоневского каналов и протоки Малой Невки;
- 6,0 млн.руб. на реконструкцию гидротехнических сооружений Оредежского каскада;
- 120,9 млн.руб. на строительство завода по переработке и захоронению промышленных и токсичных отходов в поселке Красный Бор Тосненского района.
В дальнейшем объемы финансирования из федерального бюджета должны увеличиваться, так как в соответствии с Федеральным законом от 22.08.04 № 122-ФЗ, которым внесены изменения в Водный кодекс РФ, разработка и финансирование программ по защите и охране водных объектов входит в компетенцию федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Кроме того, Бюджетным кодексом РФ водный налог (плата за пользование водными объектами), за счет которого осуществлялось финансирование региональной целевой программы "Водоохранные и водохозяйственные работы Ленинградской области" с 2005 года в полном объеме поступает федеральный бюджет.
В рамках региональных целевых программ в 2005 году ожидаемый объем финансирования из областного бюджета составит 125,85 млн. руб. Это на 161,2 млн. руб. меньше, чем прогнозировлось в начале года. Приняты к финансированию программы - "Водоохранные и водохозяйственные работы на 2003-2005 годы" (51,7 млн. руб.), "Охрана окружающей среды Ленинградской области" (49,6 млн.руб.), "Развитие и использование минерально-сырьевой базы на 2003-2005 годы" (15,25 млн.руб.), "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области на период до 2010 года" - (9,3 млн.руб.). Общий объем инвестиций в основной капитал по всем программам составит 71,1 млн. рублей (56,5 % от общего объема).
Уменьшение объемов финансирования региональных целевых программ обусловлено принятием Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ, которым вносятся изменения в законодательные акты по вопросам природопользования.
В 2005 году в рамках программы "Водоохранные и водохозяйственные работы на 2003-2005 годы" будет продолжено финансирование только тех объектов, по которым начато проектирование и строительство в 2003-2004 годах. Планируется ввести в эксплуатацию 2 объекта ( объем капложений 2005 года - 2,45 млн. руб.): "Строительство канализационных очистных сооружений в п. Лебяжье Ломоносовского района" и "Реконструкцию канализационной насосной станции №12 в г.Волхов". Будет продолжена реконструкция канализационных очистных сооружений в г.Отрадное, Сертолово, .Приморске, Луге. Продолжаться работы по восстановлению и оздоровлению гидросистем Староладожского и Малоневского каналов и протоки Малой Невки, по реконструкции гидротехнических сооружений Оредежского каскада
В рамках программы "Охрана окружающей среды Ленинградской области" запланировано строительство полигонов и станций перезагруза твердых бытовых отходов в г. Ивангороде и в пос. Рощино Выборгского района; строительство первой очереди полигона твердых бытовых отходов в городе Сланцы; а также проведение проектно-изыскательских работ на строительство полигона твердых бытовых и отдельных видов промышленных отходов в Волховском, Бокситогорском Приозерском районах и г. Сертолово.
В 2006 году, основываясь на принятых решениях и тенденциях 2005 года, на территории Ленинградской области планируется реализация двух федеральных целевых программах, в том числе:
- "Экология и природные ресурсы России";
- "Ядерная и радиационная безопасность России".
В рамках федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России" планируется реализация двух подпрограмм - "Водные биологические ресурсы и аквакультура" и "Гидрометеорологическое обеспечение безопасности жизнедеятельности и рационального природопользования" и внепрограммной части "Водное хозяйство и охрана окружающей среды".
В случае реализации обращения Правительства Ленинградской области о необходимости расширения в 2006 году перечня подпрограмм ФЦП "Экология и природные ресурсы России", на территории Ленинградской области должны быть реализованы дополнительно 5 подпрограмм, в том числе:
- "Отходы";
- "Поддержка особо охраняемых природных территорий";
- "Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений";
- "Минерально-сырьевые ресурсы".
В этом случае инвестиции в основной капитал должны составить на 2006 год 154.1 млн рублей. При расчете данной суммы предусматривалось, что финансирование объекта "Завод по переработке токсичных отходов на полигоне "Красный Бор" закончится в 2005 году.
В рамках ФЦП "Экология и природные ресурсы России" планируются к финансированию следующие объекты:
- реконструкция и развитие системы очистки сточных вод в муниципальном образовании город Сертолово - 17,2 млн рублей;
- восстановление и оздоровление гидросистемы Сталодожского и Малоневского каналов и протоки Малой Невки в границах города Шлиссельбурга Ленинградской области, включая разработку рабочей документации, - 20,0 млн рублей;
- реконструкция канализационных очистных сооружений города Тосно, включая разработку рабочей документации, - 20,0 млн рублей;
- реконструкция канализационных очистных сооружений поселка Яльгелево - 10,0 млн рублей;
- завершение строительства Ивангородского полигона твердых бытовых отходов в городе Кингисеппе Ленинградской области - 14,5 млн рублей;
- строительство Северо-Западного регионального центра по обращению с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом с сооружениями подземного типа, в том числе разработка программы создания регионального центра, - 4.7 млн рублей;
- строительство хранилища твердых радиоактивных отходов - 22.2 млн рублей.
В рамках федеральной целевой программы "Ядерная и радиационная безопасность России" планируется реализация двух подпрограмм - "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение" и "Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации".
Планируемое финансирование должно составить 30,25 млн рублей.
Инвестиции в основной капитал составят 26.9 млн рублей, в том числе:
Из собственных средств организаций за 2005-2007 годы планируется направить 14,5 млн. рублей на модернизацию и расширение существующих производств по изготовлению мебельных щитов ООО "Сведвуд Тихвин" в Тихвинском районе, 30 млн. руб. на модернизацию целлюлозно-бумажного производства на ООО "Эс Си Эй Хайджен Продактс Раша".
В 2005 году закончится, начатый в 2003 году, этап модернизации производства на ЗАО "Каменногорская фабрика офсетных бумаг". Следующий этап модернизации основных средств на предприятии начнется в 2006 году.
Будут продолжены работы по обеспечению экологической безопасности ЛАЭС (в 2002 году на выполнение мероприятий по экологической безопасности ЛАЭС направлено 585,3 млн.руб, в 2003 году - 693,9 млн.руб.). Эта тенденции сохранится и последующие годы.
В дальнейшем на протяжении 2006-2007 годов объем финансирования мероприятий, направленных на улучшение качества окружающей природной среды, прогнозируется увеличивать на 1-2% ежегодно.
Предприятия все больше внимания будут уделять вопросам охраны окружающей среды. Объем их инвестиций на эти цели с 2006 года постепенно будет возрастать. Как и в предыдущие годы, будет проводиться реконструкция и техническое перевооружение действующих производств, что позволит в значительной степени улучшить состояние атмосферного воздуха и снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу со 180 млн.тн. в 2003 году до 155 млн.тн. в 2007 году.
Улучшение деятельности в природоохранной сфере будет осуществляться путем совершенствования экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования, развития системы экологических стандартов и нормирования, улучшения экологического контроля и проведения экологической экспертизы.
В среднесрочной перспективе будет восстановлена роль экологических платежей как стимулов для природопользователей по снижению загрязнения окружающей среды. Будут рассматриваться вопросы о введении шкалы платежей для предприятий в зависимости от внесенного вклада в снижение выбросов, сбросов загрязняющих веществ и нанесенного экологического ущерба.
Основными организационными мерами по решению поставленных задач будут:
- повышение эффективности деятельности государственной экологической экспертизы и контроля, усиление ее роли в части внедрения экологоориентированных технологий производства;
- концентрация финансовых, научно-технических ресурсов на решении важнейших экологических проблем, формирование необходимой нормативной правовой базы, внедрение финансовых механизмов, стимулирующих инвестиционную деятельность в области охраны окружающей среды;
- формирование программ (планов действий) в области охраны окружающей среды в увязке с программами социально-экономического развития области.



3.2. ПЛАТА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ И НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

За 2004 год сумма поступлений ресурсных платежей в бюджетную систему Российской Федерации составила 1021,9 млн.руб. это выше поступлений 2003 года на 209 млн.руб.
Из общей суммы поступивших платежей в федеральный бюджет перечислено 399,4 млн.руб. , в областной 622,5 млн.руб.

Структура межбюджетного распределения приведена на рис.1.




Структура платежей за пользование природными ресурсами в 2004 году выглядит следующим образом (рис. 2):
Где:
? 1 - Налог на добычу полезных ископаемых - 104,3 млн.руб.
? 2 - платежи за пользование лесным фондом - 413.1 млн.руб.
? 3 - плата за пользование водными объектами - 338.5 млн.руб.
? 4 -платежи за негативное воздействие на окружающую среду - 157.6 млн.руб.
? 5 - прочие платежи - 8.4 млн.руб.
Доля платежей за пользование природными ресурсами в доходах областного бюджета 2004 года составила 3,4% (без учета земельного налога)
Структура ресурсных платежей областного бюджета представлена на рис.3.


Где:
? - Налог на добычу полезных ископаемых - 94 млн.руб.
? - платежи за пользование лесным фондом - 59.9 млн.руб.
? - плата за пользование водными объектами - 338.5 млн.руб.
? - платежи за негативное воздействие на окружающую среду - 127.4 млн.руб.
? - прочие платежи - 2.7 млн.руб.
В структуре ресурсных платежей основной удельный вес занимают платежи за пользование лесным фондом - 41 %. Они взимаются в виде:
- лесных податей за древесину отпускаемую на корню при краткосрочном пользовании участками лесного фонда. Сумма этих платежей в 2004 году составила 73,7 млн.руб., в бюджет Ленинградской области поступило 11.2 млн.руб.
- арендной платы за пользование участками лесного фонда. Сумма
арендной платы составила 335.5 млн.руб., в бюджет Ленинградской области поступило 44,9 млн.руб.
- платы за прочие виды лесопользования (побочное лесопользование,
пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, заготовки второстепенных лесных ресурсов, живицы).Сумма платы за прочие виды лесопользования в 2004 году составила -3.9 млн.руб.
Динамика поступления доходов от использования лесного фонда выглядит следующим образом:




2002
2003
2004

















1
2
3














Всего
275838
249193
409464






лесные подати
71813
74073
71792






арендная плата
204025
175120
335964


























Заготовку древесины в 2004 году осуществляло 762 лесопользователя. Из них 149 лесопользователей получили участки лесного фонда в аренду от 5 до 49 лет. Наибольшие объемы заготовленной древесины были в муниципальных образованиях Подпорожский, Бокситогорский, Выборгский, Тихвинский и Лодейнопольский районах.

Плата за пользование водными объектами (водный налог) занимает второе место в структуре ресурсных платежей и составляет 33 % от общей суммы ресурсных платежей поступивших в консолидированный бюджет Российской Федерации.
Плательщиками платы являются предприятия, организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением технических сооружений, технических средств или устройств, подлежащих лицензированию.
На территории Ленинградской области деятельность по использованию водных объектов осуществляло около 6,5 тысяч организаций, предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Ими перечислено в бюджет Ленинградской области 338,5 млн.руб., что на 47,1 млн. руб. выше по сравнению с поступлениями 2003 года.
Наибольшее количество организаций и предпринимателей осуществляющих водопользование и уплачивающих в бюджет плату за пользование водными объектами зарегистрировано на территориях муниципальных образований Кировский район, Выборгский район, Гатчинский район, г. Гатчина.
Динамика поступления платы за пользование водными объектами приведена в Таблице 1








Таблица1








2002
2003
2004




1
2
3

Водный
налог
120375
291451
338513

Таблица 1


Плата за пользование водными объектами до 2005 года в полном объеме поступала в бюджет Ленинградской области. С 2005 года в соответствии с изменениями внесенными в бюджетный кодекс Российской Федерации в 2004 году плата за пользование водными объектами ( водный налог) поступает в федеральный бюджет.

Налог на добычу полезных ископаемых в структуре ресурсных платежей занимает третье место.
Удельный вес данного налога в общей сумме ресурсных платежей составляет 10% или 104,3 млн.руб.
В федеральный бюджет перечислено 10,3 млн.руб., в областной - 94 млн.руб. или 117,8% к 2003 году.
От общей суммы налога поступившей в 2004 году в областной бюджет 88%. приходится на налог по добыче общераспространенных полезных ископаемых. На долю необщераспространенных полезных ископаемых приходится 12% налога.
Динамика поступлений НДПИ показана в Таблице 2

Таблица 2

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign