LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ламп) ламп
специализированные
I
Отходы гальванических Гальванические
предприятия
производств производства
Химчистка
Трихлорэтилен Обезвреживание
спецодежды
Ремонт
Серная кислота, электролит Нейтрализация
аккумуляторов
Использование в качестве
II
топлива в котельных;
реализация; передача
Нефтепродукты
нефтехимическим
Очистка сточных вод
предприятиям для
ППС, депо и
переработки
ремонтных заводов
Сжигание в котельных или
Нефтешламы (замазученный инсинераторах*; передача
III
песок) другим организациям;
размещение на полигонах
Ремонт подвижного Передача для переработки на
Отработанные масла состава, станков и др. специализированные
оборудования предприятия
Обработка биопрепаратами
Очистка
(«Путидойл», «Дестройл» и
Загрязненный грунт** промплощадок
др.); сжигание в
предприятий
инсинераторах*
Лом цветных металлов (медь,
свинец, бронза и др.) Металлообработка Передача для переработки
Лом черного металла
Использование для
строительных нужд;
размещение на полигонах;
Золошлаковые отходы Работа котельных
передача другим
IV
организациям для
использования
Использование в качестве
Старогодние деревянные
Ремонт пути топлива; реализация
шпалы
населению
V Твердые бытовые отходы (ТБО) Размещение на полигонах
* инсинератор – установка для сжигания отходов, работающая на жидком или газообразном топливе
** на ШПЗ грунт загрязнен преимущественно фенолами, на других предприятиях ? нефтепродуктами

Структура обращения с отходами (в % от общей массы) представлена в табл. 8.3.
Таблица 8.3
Структура обращения с отходами на предприятиях
железнодорожного транспорта
Примерное количество, % от
Способ обращения
общей массы
Захоронение на собственных объектах 30
Хранение на собственных объектах 5
Использование 30
Передача другим организациям для:
5
- захоронения
- обезвреживания и использования 30

Следует подчеркнуть, что хранение отходов является временной мерой, временно хранящиеся отходы в
дальнейшем обязательно должны быть утилизированы, обезврежены, захоронены на полигонах или переданы для этих
целей другим предприятиям. При хранении отходов на собственных объектах сроком до 1 года плата за размещение не
взимается, свыше 1 года – взимается как сверхлимитная.
Основная масса отходов предприятий железнодорожного транспорта (свыше 90 %) приходится на золошлаковые
отходы, образующиеся в котельных. Также образуется большое количество нефтепродуктов и нефтешламов (при
очистке сточных вод ППС, депо и ремонтных заводов).
В данной практической работе необходимо рассчитать платежи за размещение (в пределах лимитов)
золошлаковых отходов котельной (IV класс опасности) и нефтешламов, образующихся при очистке сточных вод в
нефтеловушке (III класс опасности). Расчет платежей, тыс. руб./год за размещение i-го отхода в пределах лимитов
производится по следующей формуле:

Потх.i = 0,3?Нбл.отх.i?Мотх.i?Кэ.почв?Ки?10–3, (8.1)

0,3 ? коэффициент, применяемый при размещении отходов на специализированных полигонах и
где
промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в
пределах промышленной зоны источника негативного воздействия;
Нбл.отх.i – базовый норматив платы за размещение i-го отхода, руб./т (табл. 8.1);
Мотх.i ? масса i-го отхода, т/год;
Кэ.почв – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости почвы; для Восточно-Сибирского
экономического района Кэ.почв = 1,1;
Ки – коэффициент индексации; для 2004 г. Ки = 1,1.
Плата за размещение отходов сверх установленного лимита взимается в пятикратном размере.
Золошлаковые отходы существенны для котельных, использующих в качестве топлива уголь. Количество твердых
отходов, образующихся при сжигании мазута, незначительно.
Расчет количества золошлаковых отходов котельной проводится на основании данных о годовом расходе угля из
практ. работы № 2, за исключением вариантов 2, 4, 6, 12, 14 и 16, для которых объемы расхода угля принять по табл. 8.4:
Таблица 8.4
Дополнительные данные о расходе угля
№ вар. Вид топлива Расход топлива, т/год
2 уголь Канско-Ачинский 20000
4 уголь Бурятский 15000
6 уголь Минусинский 17000
12 уголь Канско-Ачинский 13000
14 уголь Бурятский 18000
16 уголь Минусинский 20000

Общая масса золошлаковых отходов котельной, т/год, складывается из трех составляющих:

Мзш = Мшлак + Мгх + Мциклон, (8.2)

Мшлак ? масса шлака, образующегося при сгорании угля;
где
Мгх ? масса золы, оседающей в газоходах котла;
Мциклон ? золы, уловленной в золоуловителе (циклоне).
Масса образующегося шлака, т/год, рассчитывается по формуле:

? ?
q ? Qr
? ?
= 0,01 ? m ? ? ? ? q т + 1 i
М шлак ?, (8.3)
32,6
? ?
? ?
где m – масса израсходованного угля, т/год (для вариантов с использованием угля принять по исходным данным практ.
работы № 2, для остальных – по табл. 8.4);
? ? доля золы топлива, превращающейся в шлак, ? = 0,2;
qт – зольность топлива, % (прил. 1);
q1 ? потери теплоты вследствие механической неполноты сгорания топлива, %; для угля q1 = 5,5;
Qir – низшая теплота сгорания натурального топлива, МДж/кг (прил. 1).
Масса золы топлива, оседающей в газоходах котла, т/год:

? ?
q ? Qr
? ?
= 0,01 ? m ? k ? ? q т + 1 i
М гх ?, (8.4)
32,6
? ?
? ?

где k – доля золы топлива оседающей в газоходах, k = 0,1.
Масса золы, уловленной в золоуловителе, т/год:

? ?
q ? Qr
? ?
= 0,01 ? m ? (1 ? ? ? k ) ? ? q т + 1 i ???,
М циклон (8.5)
32,6
? ?
? ?

где ? – эффективность очистки в золоуловителе, для циклона ? = 0,85.
Масса задерживаемых в нефтеловушке в виде осадка взвешенных веществ (нефтешламов), т/год, определяется по
данным практ. работы № 7 по формуле:

365 ? С п1 ? Э п ? Q ?10 ?6
Мп = , (8.6)
(100 ? ?)
где Сп1 – концентрация взвешенных веществ в воде до нефтеловушки, мг/л;
Эп ? эффективность очистки от взвешенных веществ, %;
Q – расход сточных вод, м3/сут;
? – влажность осадка, ? = 95 %.
Также масса нефтешламов может быть рассчитана в зависимости от объема осадка из нефтеловушки:

М п = 365 ? Wп ? ? п , (8.7)

где Wп – объем осадка, м3/сутки;
?п – объемная масса осадка; ?п = 2,65 т/м3.

Результаты расчета сводятся в таблицу по типу табл. 8.5:

Таблица 8.5
Количество отходов и платежи за их размещение
Масса золошлаковых отходов котельной:
- шлака, т/год
- золы, оседающей в газоходах, т/год
- золы, уловленной в золоуловителе, т/год
Всего золошлаковых отходов, т/год
Масса нефтешламов, т/год
Суммарная масса отходов, т/год
Платежи за размещение на полигоне:
- золошлаковых отходов, тыс. руб./год
- нефтешламов, тыс. руб./год
Суммарные платежи, тыс. руб./год

Оформление отчета
В пояснительной записке дать ответы на следующие вопросы:
1. 1. Сформулировать понятие отходов производства и потребления, указать классы опасности отходов.
2. 2. Перечислить основные типы отходов, характерные для предприятий железнодорожного транспорта, и
способы обращения с ними.
3. 3. Привести расчетные формулы для определения количества отходов и платежей за их размещение,
произвести расчет по своему варианту.




БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вентцель Е.М., Овчаров Л.А. Теория вероятностей и ее инженерные приложения: Учеб. пособие для втузов. – 2-
е изд., стер. – М.: Высш. шк., 2000. – 480 с.
2. Гидравлика, водоснабжение и канализация: Учеб. пособие для вузов. /В.И. Калицун, В.С. Кедров, Ю.М. Ласков.
- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Стройиздат, 2001. – 397 с.
3. Глухов В.В., Лисочкина Т.В., Некрасова Т.П. Экономические основы экологии: Учебник. – С.-Пб.:
«Специальная Литература», 1997. - 304 с.
4. Дикаревский В.С. Караваев И.И. Водоохранные сооружения на железнодорожном транспорте. – М.: Транспорт,
1986. – 211 с.
5. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. – М.:
ВНИИЖТ, 1998. – 43 с.
6. Крылов В.К. Основы экологии и охраны окружающей среды: Учебное пособие. – М.: Изд-во ВЗИИТа, 1995. – 66
с.
7. Маслов Н.Н., Коробов Ю.Н. Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте: Учеб. для вузов. М.:
Транспорт, 1996. – 238 с.
8. Методика расчета природоохранных затрат предприятий железнодорожного транспорта. – М.: ВНИИЖТ, 1995.
– 25 с.
9. Никитин С.П. Определение вредных воздействий на водные ресурсы объектов железнодорожного транспорта:
Методические указания по курсу "Экология и охрана окружающей среды" – Иркутск, ИрИИТ, 1995. – 32 с.
10. Никитин С.П. Эколого-экономические основы экспертизы объектов: Методическое пособие – Иркутск,
ИрИИТ, 1994. – 57 с.
11. Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте: Учебное пособие/
Под ред. проф. Н.И. Зубрева, Н.А. Шарповой. – М.: УМК МПС РФ, 1999. – 592 с.
12. Охрана окружающей среды: Учеб. для техн. спец. вузов/ С.В. Белов, Ф.А. Барбинов, А.Ф. Козьяков и др.; Под
ред. С.В. Белова. 2- изд., испр. и доп. – М.: Высш шк., 1991. – 319 с.
13. Тимофеева С.С., Шешуков Ю.В. Экология: Практикум.– Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 1998. ч. 2. – 130 с.
14. Тимофеева С.С., Шешуков Ю.В. Экология: Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2001. – 172 с.
15. Флотационные установки для очистки сточных вод железнодорожных предприятий/ И.И. Караваев, Н.Ф.
Резник – М., Транспорт, 1969. – 28 с.
16. Цховребов Э.С. Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте: М.: Космосинформ, 1996. – 527
с.
17. Цховребов Э.С. Сборник задач и упражнений по охране окружающей среды на железнодорожном транспорте.
– М.: Космосинформ, 1993. – 144 с.




Приложение 1

Характеристики топлив
Sr, % Qir, МДж/кг
Вид топлива qт, %
Мазут:
малосернистый 0,1 0,5 40,3
сернистый 0,1 1,9 39,85
высокосернистый 0,1 4,1 38,89
Уголь:
Черемховский 27 1 17,93
Азейский 14,2 0,4 16,96
Канско-Ачинский 6,7 0,2 15,54
Бурятский 16,9 0,7 16,88
Минусинский 17,2 0,5 20,16


Приложение 2

Удельная плата за выбросы для различных видов топлива (руб./т, руб./м3)
Ставка платы, руб./т или руб./м3
Вид топлива
1. Бензин этилированный
АИ-93 0,038
А-76, А-72 0,025
2. Бензин неэтилированный
АИ-93 0,01
А-76, А-72 0,011
3. Дизельное топливо (ДТ) 0,021
4. Сжатый природный газ 0,009
5. Сжиженный газ 0,011


Приложение 3

Годовая плата за транспортное средство и другие передвижные источники
Вид передвижного источника Плата на один источник, руб./год
1. Легковой автомобиль 2,7
2. Грузовой автомобиль и автобус с
4,0
бензиновым ДВС
3. Автомобили, работающие на газовом
1,4
топливе
4. Грузовой автомобиль и автобус с
2,5
дизельным ДВС
5. Строительно-дорожная и
6,5
сельскохозяйственная техника
6. Пассажирский тепловоз 16,2
7. Грузовой тепловоз 21,4
8. Маневровый тепловоз 2,5


Приложение 4

Процентное распределение времени работы двигателей тепловозов и РПС
на различных режимах нагрузки (?к, %)
Режим работы двигателя
Тип ПС
х.х. 25 % 50 % 75 % макс.
ТЭ3 67,31 1,5 1,5 2,9 26,79
2ТЭ10ЛВ 62 9,7 11,8 11 5,5
2ТЭ116 60 7,2 10,8 14,9 7,1
2М62 67,5 2,3 4,5 3,5 22,2
ТЭМ-2,
45,6 39,8 12,9 1,2 0,5
ТЭМ-1, ЧМЭ3
БМЗ, ZВ-5, АРВ 33 16 18 17 16
Приложение 5

Значения удельных выбросов вредных веществ с выхлопными газами
дизелей тепловозов и РПС, кг/ч
Режим работы двигателя
№ Тип ПС ВВ
х.х. 25 % 50 % 75 % макс.
СО 0,44 1,94 4,46 17,2 98,3
Тепловоз
1 NО2 1,36 15,71 40,17 44,8 50,76
ТЭ3
С 0,01 0,151 0,739 0,73 0,715
СО 0,26 5,47 5,65 34,4 73,11
Тепловоз
2 NО2 0,29 14,367 27,32 40,1 67,88
2ТЭ10ЛВ
С 0,83 2,39 4,54 3,41 3,22
СО 0,36 1,94 3,45 19,73 41,83
Тепловоз
3 NО2 0,298 8,82 22,42 37,8 59,67
2ТЭ116
С 0,3 1,23 3,38 3,23 2,98
СО 0,23 2,57 5,85 17,23 34
Тепловоз
4 NО2 1,41 16,2 24,98 40,5 68,63
2М62
С - 0,14 0,23 0,64 0,9
СО 0,163 1,89 2,23 7,75 15,19
Тепловоз
5 NО2 0,11 4,67 15,53 27,1 41,63
ТЭМ2
С 0,003 0,09 0,28 0,33 0,38
СО 0,8 0,99 1,24 1,75 3,51
Тепловоз
6 NО2 2 3,98 6,98 8 9,36
ТЭМ1
С 0,01 0,08 0,23 0,29 0,31
СО 0,6 0,53 2,06 4,3 6,37
Тепловоз
7 NО2 3,9 9,8 10,6 12,4 11,7
ЧМЭ3
С 0,004 0,095 0,31 0,31 0,36
СО 0,331 0,214 0,191 0,313 0,578
5-ваг. реф.
8 NО2 0,133 0,394 0,673 0,026 1,104
секция БМЗ
С 0,0004 0,0009 0,0059 0,0176 0,094
СО 0,343 0,229 0,204 0,324 0,567
5-ваг. реф.
9 NО2 0,141 0,414 0,691 0,943 1,434
секция ZВ-5
С 0,0004 0,001 0,006 0,018 0,096
СО 0,079 0,053 0,067 0,074 0,19
Автоном-
10 ный реф. NО2 0,032 0,094 0,158 0,216 0,328
вагон АРВ С 0,0001 0,0002 0,0014 0,0041 0,0219

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign