LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>





Ответственность за утилизацию отходов несет строительная организация –
подрядчик. При ведении работ подрядчик должен руководствоваться условиями
договора и проектными решениями, утвержденными природоохранными органами.
На период эксплуатации газопровода
Основными направлениями утилизации отходов производства и потребления
являются передача специализированным предприятиям для переработки или
обезвреживания, либо захоронение на полигонах городов Саянска и Иркутска.
Обращение с отходами ртутных ламп, отработанных (I класса опасности),
образующимися в период эксплуатации газопровода, будет аналогично обращению на
этапе строительства.
Оотработанный диэтиленгликоль (III класса опасности) собирается 1 раз в год,
вывозятся на специализированные предприятия для обезвреживания.
Обтирочный материал (IV класса опасности) собирается в закрытые контейнеры
(коробки), по мере накопления передается лицензированным сторонним организациям для
обезвреживания.
Отходы (осадки) при механической и биологической очистке хозяйственно-
бытовых стоков (активный ил) периодически вывозится специализированным
транспортом на иловые карты ближайших населенных пунктов (г. Саянск и г. Иркутск).
Мусор от бытовых помещений организаций вывозится специализированным
транспортом каждые 2-3 дня на городские полигоны Саянска и Иркутска.
6.7 Переход через Братское водохранилище тоннельным
способом
При проектировании газопровода рассматривалось два способа пересечения
Братского водохранилища: траншейный и тоннельный.
Траншейный способ перехода рассматривался ОАО «ГИПРОВОСТОКНЕФТЬ»
как традиционный, в комплексе с прочими работами по строительству газопровода.
Виды и объемы отходов, которые образуются при осуществлении работ при
траншейном переходе, учтены в общем объеме отходов, образующихся в период
строительства, и были рассмотрены выше.
Тоннель рассмотрен как альтернативный вариант перехода. Проект тоннеля
разрабатывается специализированной организацией НПО «Мостовик», а строительство
ведется с привлечением специализировонной техники. Данный способ имеет
существенное отличие от траншейного в области обращения с отходами: образование
большого объема такого вида отхода, как грунт, образовавшийся при проведении
землеройных работ, не загрязненный опасными веществами (5-го класса опасности).
Источниками образования дополнительных объемов отходов также будут:
• эксплуатация и обслуживание компрессоров, насосов, ДЭС и другого
оборудования, в результате которых образуются отработанные моторные и
индустриальные масла; обтирочные материалы, загрязненные маслами;
• строительство тоннельного перехода, в результате чего образуются отходы
строительных материалов (остатки бетона, железобетона, лом черных
металлов, огарки сварочных электродов).
Потребность в строительных кадрах составит 43 человека.
Такие отходы от эксплуатации автотранспорта, как масла, аккумуляторы,
фильтры и т.д., кроме обтирочных материалов, на территории строительных площадок


ООО «ФРЭКОМ»
63
ТЭО (ПРОЕКТ) Резюме
ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ




образовываться не будут, так как производственных баз по обслуживанию техники не
предусмотрено.
Ориентировочные объемы основных видов отходов, образующихся в период
строительства тоннельного перехода, представлены в таблице 7-4.
Таблица 6-4. Отходы, образующиеся в период строительства тоннельного
перехода (17 месяцев).
Отход Количество
т/весь период
Отходы I класса опасности 0,03
Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки
0,03
отработанные и брак
Отходы III класса опасности 1,0
Масла моторные и индустриальные отработанные 1,0
Отходы IV класса опасности 5,5
Обтирочные материалы, загрязненные маслами 2,2
Мусор от бытовых помещений организаций несортированный 3,3
Отходы V класса опасности 100138,9
Грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, не
100000,0
загрязненный опасными веществами
Лом черных металлов не сортированный 0,3
Огарки стальных сварочных электродов 0,2
Бой бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме 90,0
Бой железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой
50,0
форме
Пищевые отходы кухонь 4,4
Итого: 100151,43


Для предотвращения захламления территории строительства предусмотрен
своевременный сбор и вывоз отходов автотранспортом на оборудованный полигон
ближайших населенных пунктов по договоренности с местными Администрациями.
Сбор и утилизация отходов осуществляются по схеме, описанной в пункте 6.6.
Разработанный грунт, образующийся в процессе строительных работ, является
практически не опасным отходом. Грунт перемещается автомобильным транспортом в
отработанные карьеры грунта для складирования или отвалы для дальнейшего
использования при берегоукреплении.
6.8 Природоохранные мероприятия при обращении с
отходами производства и потребления
При разработке природоохранных мероприятий в области обращения с отходами
производства и потребления при строительстве и эксплуатации газопровода будут
учитываться следующие нормативно-правовые документы (или заменяющие их
документы в будущем):
• "Об отходах производства и потребления" (Федеральный Закон от 24.06.98 № 89-
ФЗ с изм. и доп. от 29.12.00);
• СанПиН 2.1.7.1322-03. "Гигиенические требования к размещению и
обезвреживанию отходов производства и потребления", утв. Главным

ООО «ФРЭКОМ»
64
ТЭО (ПРОЕКТ) Резюме
ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ




государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 (Зарегистрировано в
Минюсте РФ 12.05.2003 N 4526);
• ВРД 39-1.10-006-2000. Правила технической эксплуатации магистральных
газопроводов. М., 2000;
• ВСН 014-89. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. ООС.
М., 1990;
• СП 103-34-96. Подготовка строительной полосы;
• «Основные положения по рубкам ухода в лесах России», утв. приказом
Федеральной службы лесного хозяйства России от 28.09.1993 г. № 253;
• «Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации», утв.
постановлением Совета Министров Российской Федерации от 09.09.1993 г. № 886
(с изменениями от 27.12.1994 г.);
• другие действующие нормативно-технические документы, приведенные в Томе 4
Книга 2.
Землепользователь обязан обеспечивать выбор оптимального способа
размещения, утилизации и захоронения каждого вида отходов за счет:
• размещения и оборудования мест их временного хранения в соответствии с
действующими нормами и требованиями;
• оснащения строительной колонны передвижным оборудованием -
мусоросборниками для раздельного сбора строительных отходов и мусора на
трассе и емкостями для сбора отработанных горюче-смазочных материалов.
К основным мерам по охране окружающей среды от воздействия отходов
производства и потребления можно отнести:
• очистку лесосек от порубочных остатков, утилизация порубочных остатков
по согласованию с лесничеством;
• строительство резервуаров-отстойников (амбаров) для сбора отходов,
образующихся при очистке полости трубопроводов водой;
• устройство мест временного хранения отходов вне водоохранных зон в
полосе отвода;
• сбор отходов раздельно по видам и классам опасности в специально
предназначенные для этих целей емкости (контейнеры, бочки и др.);
• утилизация всех видов отходов, не подлежащих вторичному использованию
и переработке;
• своевременный вывоз образующихся и накопленных отходов, годных для
дальнейшей транспортировки и переработки на специализированные
предприятиях;
• разработку предложений по установлению нормативов образования отходов
производства и потребления в составе проекта строительства трубопровода;
• разработку и согласование в установленном порядке проекта нормативов
образования отходов и лимитов на их размещение на стадии эксплуатации
трубопровода.




ООО «ФРЭКОМ»
65
ТЭО (ПРОЕКТ) Резюме
ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ




7. ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОСТИ И ЖИВОТНОГО МИРА
7.1. Краткая характеристика существующего состояния
растительности района в районе работ
На участке трассы трубопровода 0-74 км растительность относится к горно-
таежному типу. Верхние части склонов и поверхности водоразделов занимают
смешанные кедрово-пихтовые и пихтово-кедровые кустарничково-мелкотравные
зеленомошные леса. Ниже по склонам и в южных их частях произрастают елово-
кедрово-пихтовые леса с лиственницей и сосной, а также светлохвойные леса. На
участках с затрудненным стоком влаги произрастают низкобонитетные еловые
насаждения. На рассматриваемом участке трубопровода значительную площадь
занимают гари. Особенно обширные участки с преобладанием свежих гарей
расположены на отрезке с 26 по 36 км. Участки трассы на 29, 51, 52 км заняты гарями,
зарастающими мягколиственными породами и кустарником.
Кустарничково-зеленомошные и травяно-брусничные смешанные леса с
преобладанием сосны и лиственницы в составе древостоя наблюдаются на участке
трассы 66-70 км. Следует отметить сильную нарушенность растительного покрова
вырубками и гарями. На нарушенных участках береза и осина образуют
восстановительную серию.
В долине реки Бурунги (70-74 км) распространены лиственничные и сосново-
лиственничные травяно-кустарничково-моховые леса. Пониженные местоположения
заняты заболоченными лиственничниками, а наиболее низкие участки представлены
марями – заболоченными редкостойными насаждениями с участием лиственницы,
березы, ивы.
Рассматриваемый участок трассы можно отнести к наименее нарушенным.
Основные нарушения растительного покрова связаны в первую очередь с
геологоразведочной деятельностью (прокладка сети сейсмопрофилей, лесных дорог,
обустройство стоянок транспорта). Другим существенным фактором, оказывающим
влияние на состояние растительного покрова, являются лесные пожары. Следует
отметить, что трасса трубопровода проходит по территориям, уже в определенной мере
испытавшим воздействие, связанное с пожарами, и расположена вдоль существующих
автодорог Магистральный –Жигалово и Чикан-Тутура. Большинство гарей приурочено
к коридору автодороги. Наиболее подверженными воздействию лесных пожаров
являются насаждения с преобладанием хвойных пород, прежде всего кедровые леса с
густым подростом, или вертикально сомкнутым пологом, а также хвойные молодняки и
захламленные гари.
Леса 1 группы составляют 61,3 % территории Жигаловского лесхоза, при этом
большая часть площади приходится на леса орехово-промысловых зон,
характеризующихся высокой экологической значимостью.
Следует отметить, что в пределах Жигаловского лесхоза вдоль рек и населенных
объектов выделены защитные полосы лесов и установлены следующие их размеры:
нерестоохранные полосы по р. Чикан шириной по 500 м вдоль каждого берега
реки;
запретные полосы вдоль р. Лена шириной 3 км;
запретные полосы вдоль р. Илга, Тутура, Чикан шириной 1 км;
зеленая зона вокруг поселка Жигалово радиусом 8 км;



ООО «ФРЭКОМ»
66
ТЭО (ПРОЕКТ) Резюме
ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ




защитные полосы вдоль автодорог Залари-Жигалово и Жигалово-Качуг шириной
по 250 м от дорог с каждой стороны.
Для участка трубопровода 74- 197 км характерна подгорно-таежная и лугово-
болотная растительность. Высокие террасы, дренированные участки склонов заняты
насаждениями с преобладанием сосны и лиственницы. Растительность на каменистых
склонах представлена редкостойными сосновыми насаждениями. Встречаются также
участки с фрагментами лугово-степной и горно-степной растительности. Участок
трассы 108-125 км (Рудовская перемычка) характеризуется наличием вторичных
светлохвойных лесов с участием сосны и лиственницы. Следует отметить
значительную нарушенность растительного покрова на рассматриваемом участке,
связанную с деятельностью сельскохозяйственных (заброшенные пашни) и
лесозаготовительных предприятий (вырубки). Участок трассы 125-197 км
характеризуется следующими типами растительности. На повышенных
местоположениях произрастают насаждения с преобладанием ели. Надпойменные
терассы заняты разнотравно-злаковыми и осоково-злаковыми лугами. Пониженные
участки заняты болотами, ерниковыми зарослями.
Наиболее протяженный участок горной светлохвойной тайги представлен на
уплощенных вершинах междуречий Кулундуй, Тунак и Толкичи (202-209, 210-227,
229-235 км). Преобладают сосновые с примесью лиственницы травяно-брусничные
леса.
Растительность участка трассы 240-243 км представлена сосновыми
кустарничково-травяно-зеленомошными лесами, для которых характерно участие кедра
и ели в составе естественного возобновления.
Участок трассы, проходящий в пределах Усть-Удинского лесхоза (198-292 км),
представлен лесами III группы, к которым относится 94,0 % общей площади лесхоза.
В пределах Балаганского лесхоза трасса трубопровода проходит, не затрагивая
крупных лесных массивов.
На участках трассы трубопровода (252-256, 272-292, 308-358 км) произрастают
сосновые и сосново-лиственничные травяно-брусничные леса. Значительную площадь
на рассматриваемом участке занимают гари и вырубки, которые представлены
кратковременно-производным рядом сообществ - вейниково-разнотравными лугами и
мягколиственными насаждениями.
Участок трассы 293-298 км представлен подгорной лесостепной растительностью,
к которому относятся леса сосняков бруснично-травяных, рододендроновых,
остепненно-разнотравных, нередко в сочетании с лугово-степными формациями.
В долинах рек Толкича (236 км), Уда (251 км), Зарахой (331,5 км), Куйта (334 км)
наиболее характерным типом растительности являются ельники травяно-
зеленомошные и приречные травяно-кустарниковые.
В коридоре трассы газопровода (297-299 км и 309 км) встречаются луговые степи
и сухие злаковые степи.
Южная часть трассы трубопровода отличается сильной антропогенной
нарушенностью растительного покрова. Трасса трубопровода пройдет, в основном, в
коридорах трасс коммуникаций (федеральная автодорога М 53, существующие
коридоры нефтепровода и этиленопровода). Антропогенные (техногенные) комплексы
(агроценозы, промышленные территории, вырубки, коридоры коммуникаций)
занимают более 60% рассматриваемой территории, местами достигая 90% площади.



ООО «ФРЭКОМ»
67
ТЭО (ПРОЕКТ) Резюме
ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ




На участке 357-363 км и до конца трассы растительность представлена
подтаежным типом. Наиболее типичными и широко распространенными являются
бруснично-разнотравные и разнотравные сосняки. Растительность Ангарского района
и пригородной территории г. Иркутска представлена лесными насаждениями, уже в
значительной степени испытавшими сильное антропогенное воздействие. Основными
видами этого воздействия являются интенсивное загрязнение воздушного бассейна и
почв выбросами крупных предприятий химической промышленности, многократные
вырубки и пожары, вытаптывание напочвенного покрова.
При этом ряд участков характеризуется относительно высокой сохранностью
исходных экосистем. Это березовые рощи – колки, сосновые и смешанные хвойно-
мелколиственные леса.
Участки трассы в долинах рек Оки (363-370 км), Белой (170-175 км), Залари (65-
68 км) чаще всего представлены комплексной растительностью, сочетающей
разнотравно-злаковые луга, участки низинных осоковых болот и перелески из березы.
7.2. Воздействие объекта на растительность
Основное воздействие на растительность будет оказано на этапе строительства.
Источниками воздействия на растительный покров на этом этапе являются:
строительные и транспортные машины и механизмы;
технический и строительный персонал;
комплектующие элементы и материалы трубопровода;
оборудование для испытаний трубопровода.
Основными видами воздействия являются вырубка древесной и кустарниковой
растительности и уничтожение живого напочвенного покрова на отведенной
территории.
Дополнительно (при нарушении экологических требований) воздействие на
растительный покров может проявляться в следующем:
неупорядоченное движение строительной и транспортной техники, что вызовет
различные нарушения и механические повреждения растительного покрова за
пределами отведенных участков, в том числе при строительстве полевых жилых
поселков, трубосварочных баз, стройбаз линейных участков, складировании труб
и различных строительных материалов;
усыхание лесных насаждений при нарушении поверхностного стока,
подтоплении и заболачивании земельных участков;
загрязнение прилегающей территории горюче-смазочными материалами,
захламление бытовыми и производственными отходами, брошенной древесиной
и порубочными остатками;
ухудшение санитарного состояния прилегающих лесных насаждений,
возникновение различных механических повреждений опушечных деревьев,
сдвигание срубленной древесины в валы в приопушечной части насаждений;
повышение освоенности и доступности территории при строительстве
временных вдольтрассовых и подъездных дорог, опасности возникновения
лесных пожаров и распространения болезней и вредителей в насаждениях,
увеличение количества антропогенных источников огня;
возникновение различных повреждений деревьев (некрозов, хлорозов),
частичного их усыхания при интенсивном атмосферном и (или) почвенном
загрязнении.


ООО «ФРЭКОМ»
68
ТЭО (ПРОЕКТ) Резюме
ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ




При строительстве трубопровода площадь вырубки составит 1175,8 га. Вырубка
древесной и кустарниковой растительности при расчистке коридора трассы приводит к
резкиму преобразованию микроклиматических условий, изменению видового состава
растительных сообществ нарушенных территорий, формированию новых
местообитаний для растений в коридоре строительства, что может сопровождаться
уничтожением отдельных экземпляров редких видов растений.
Относительно слабое и кратковременное воздействие на растительный покров
оказывается при прокладке линий электропередач и связи. При этом достаточно быстро
восстанавливается напочвенный покров, на вырубленных участках появляется
травянистая и кустарниковая растительность, а затем и подрост древесных пород.
Этому способствует сравнительно небольшая ширина вырубаемых просек и
сохранение на них лесной фитосреды.
При строительстве автодорог будет полностью уничтожен древостой и живой
напочвенный покров в полосе отвода. Недостаточный учет поверхностного и
внутрипочвенного стока, нарушение гидрологического режима может выражаться в
затоплении и подтоплении прилегающих территорий. Косвенное воздействие на
растительность при строительстве автодорог может достигать 10-40 м (от зоны прямого
влияния) и выражаться в постепенном выпадении отдельных коренных видов и
внедрении новых растений. Прилегающие к дорогам участки могут загрязняться
горюче-смазочными материалами, продуктами сгорания бензина и дизельного топлива,
промышленными отходами.
Вдоль автомобильных дорог довольно часто отмечаются возгорания и возникают
лесные пожары.
Разрубка коридора под трассы трубопровода и линейных коммуникаций
(вдольтрассовая ВЛ-10 кВ, автодороги к линейным сооружениям) приводит к
образованию новых опушек и кулис леса в древостоях, сформировавшихся в
сомкнутом состоянии и недостаточно устойчивых к ветровому воздействию на
открытых пространствах. При этом могут наблюдаться механические повреждения
стволов и корневых систем опушечных деревьев. После проведения рубок снижается
ветроустойчивость примыкающих насаждений, на участках с сырыми и
переувлажненными почвами наблюдается массовый ветровал, что приводит к
ухудшению санитарного состояния насаждений и повышению опасности
возникновения лесных пожаров.
Образование значительного количества вырубленной древесины, порубочных
остатков, использование различной техники, огнеопасных веществ (горюче-смазочных
материалов), возможное захламление территории при проведении рубок порубочными
остатками, производственными и бытовыми отходами резко повышает вероятность
возникновения лесных пожаров, поскольку большая часть Жигаловского лесхоза
относится к I и II классам пожарной опасности, около 20 % территории - к III классу.
При расчистке трассы следует учитывать высокую вероятность возникновения
лесных пожаров на участках, расположенных в лесных массивах Усть-Удинского
лесничества Усть-Удинского лесхоза. Лесные участки представлены преимущественно
сосновыми и березовыми лесами и относятся к I и II классам пожарной опасности. Еще
одним таким участком является северная часть трассы трубопровода в Аларском
лесхозе, где большая часть территории лесных участков (около 60 %) относится ко II
классу пожарной опасности.



ООО «ФРЭКОМ»
69
ТЭО (ПРОЕКТ) Резюме
ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ




Пониженной пожарной опасностью характеризуются сосновые и осиново-
березовые разнотравные, травяно-осоковые и багульниковые леса Иркутско-
Черемховской равнины, приречные ельники, насаждения ивы и тополя.
Прокладка трубопровода при переходе через водные преграды окажет

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign