LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В связи с участием России в РКИК и Киотском протоколе должна быть создана эффективная
система управления выбросами ПГ в Российской Федерации. Это потребует переосмысления и ново
го подхода к таким важным видам деятельности, как экологическая экспертиза, оценка воздействия
на окружающую среду, экологический аудит, разработка и внедрение соответствующих администра
тивных и экономических механизмов управления и пр. В экологической экспертизе целесообразно осо
бо выделить весьма важное направление – климатическую экспертизу, в экологическом аудите – кли
матический аудит, в числе экономических механизмов могут использоваться торговля разрешениями
на выбросы и добровольные соглашения.
Для внедрения механизмов управления выбросами ПГ в Российской Федерации придется решить
много серьезных методических проблем и правильно выбрать методы и подходы.
При установлении ограничений/квот на выбросы ПГ и соответствующих платежей следует учи
тывать особенности этих газов и их воздействие на климат. Как сами парниковые газы, ускоренный
рост выбросов которых приводит к изменению глобального климата, так и их концентрации, о кото
рых идет речь в связи с изменением климата, следует отличать от тех обычных вредных, загрязня
ющих атмосферу веществ и концентраций, которые имеются в виду в связи с загрязнением атмо
сферы1.
При этом следует помнить, что главный парниковый газ – углекислый газ – входит в естест
венную смесь газов атмосферы и не загрязняет атмосферного воздуха. Его текущая и прогнозная
концентрация не приведет к вредному физическому воздействию на атмосферный воздух в том смы
сле, как это понимается в современной экологической науке и в законах об охране воздуха.
В случае метана и остальных парниковых газов, которые, вообще говоря, могут оказывать вред
ное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду, речь в связи с изменени
ем климата не идет о тех концентрациях, при которых воздействие на климат возможно. Это значит,
что в отношении парниковых газов не могут применяться принятые в отношении вредных (загрязня
ющих) веществ методы определения предельно допустимой концентрации как величины, превыше
ние которой может привести к вредному воздействию на окружающую природную среду, и подхо
ды к нормированию предельно допустимых выбросов, на основе которых устанавливаются обычные
платежи за загрязнение. Как известно, в соответствии с международными обязательствами при опре

1
В современной экологической науке и в соответствии с действующим Федеральным законом "Об охране атмосферно
го воздуха" используются следующие определения:
вредное (загрязняющее) вещество – химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые со
держатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоро
вье человека и окружающую природную среду;
загрязнение атмосферного воздуха – поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязня
ющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы
качества атмосферного воздуха;
вредное физическое воздействие на атмосферный воздух – вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего из
лучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиаци
онные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду.

30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ



делении квот/разрешений/нормативов для выбросов ПГ за основу/базу следует брать целевой наци
ональный уровень этих выбросов на определенный период времени (год, бюджетный период
2008–2012 гг. и т. п.), обязательство не превысить который взяла на себя страна. Это обязательство
явилось результатом сложного политического компромисса, отражающего текущие экономические и
политические интересы, силы и возможности стран – сторон Киотского протокола, а не результатом
оценки целевого уровня концентрации ПГ, обеспечивающего стабилизацию климатической системы,
или какого либо графика долгосрочной программы снижения глобальных выбросов до этого уровня.
Подходы к распределению этой квоты (на текущий период и на бюджетный период
2008–2012 гг.) внутри страны между источниками выбросов (регионами, компаниями, частными домо
хозяйствами и пр.) могут быть различными, но исходить должны среди прочего из прогнозов их эко
номического роста, технологического прогресса и спроса на энергию. Также следует учитывать техно
логические свойства оборудования, перспективы развития и внедрения новой техники, спрос и
платежеспособность потенциальных потребителей и пр.
Аналогично, использование такого показателя, как тепловое загрязнение окружающей среды (ин
струмента экологического аудита), невозможно без серьезной методологической проработки и внесе
ния существенных изменений и дополнений в ряд понятий и подходов. Действующая система пред
полагает следующую градацию энергетических отходов, вызывающих тепловое загрязнение:
1. Энергетические отходы в виде тепла – это физическое тепло уходящих газов, физическое те
пло основной и побочной продукции, тепловые потери от охлаждения технологических агрегатов, те
пло горячей воды и пара, отработавших в технологических и силовых установках;
2. Энергетические отходы в виде избыточного давления – потенциальная энергия газов и жид
костей, покидающих технологические агрегаты с избыточным давлением, которое необходимо снижать
перед последующей ступенью использования этих газов и жидкостей или при выбросе их в окружа
ющую среду.
В силу описанных выше особенностей воздействия ПГ автоматическое добавление их к этим ис
точникам физически и экологически некорректно. Чтобы сделать одним из инструментов эколого эко
номического механизма оценки и управления антропогенным парниковым эффектом показатели теп
лового загрязнения окружающей среды с использованием нормативов платы за тепловое загрязнение,
необходимо создать адекватную методологическую базу. Причем эти нормативы должны быть диф
ференцированы по регионам Российской Федерации и группам потребителей. Региональная диффе
ренциация необходима, так как тепловое загрязнение оказывает разное воздействие на климат и здо
ровье населения в регионах с разным уровнем антропогенной нагрузки и разным уровнем затрат на
возмещение ущерба. Отраслевая дифференциация нормативов вызвана различиями в эффектах теп
лового загрязнения окружающей среды.
Актуальное значение имеет дальнейшее развитие на качественно новом уровне с соответствую
щей материально технической и финансовой базой научных исследований в области влияния различ
ных факторов антропогенного воздействия на климатическую систему, а также продолжение разра
ботки современной научной концепции глобального изменения климата и соответствующих
рекомендаций для государственных органов, отраслей экономики и социальной сферы.

31
ГЛОБАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА,
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ
КИОТСКОГО ПРОТОКОЛА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Остро стоит проблема подготовки и переподготовки кадров руководителей и специалистов. Про
фессионалов, достаточно разбирающихся в вопросах Киотского протокола и управления выбросами
ПГ, крайне мало в стране. Необходимы соответствующие программы и учебные пособия для подго
товки и переподготовки кадров для работы в государственных и муниципальных органах, в различ
ных отраслях народного хозяйства, на конкретных предприятиях. При этом нужно учитывать отрасле
вые и региональные особенности экономического, экологического, социального, технологического
характера.
Потребуется также провести соответствующую адаптацию законодательства Российской Федера
ции, системы экологического контроля, экологического мониторинга, сертификации и других направ
лений деятельности в целях успешной реализации Киотского протокола в Российской Федерации.




32
ПРОГРАММА ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМАТИКЕ
"Изменение глобального климата и система государственного управления
природопользованием и охраной окружающей среды" для курсов повышения
квалификации руководящих работников органов государственной власти в
Российской академии государственной службы при Президенте Российской
Федерации и ее региональных филиалах



ЛЕКЦИИ (4 часа)


ГЛОБАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА, ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ
РЕАЛИЗАЦИИ КИОТСКОГО ПРОТОКОЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Проблема изменения климата и управление выбросами парниковых газов
Обострение глобального экологического кризиса и угроза глобального изменения климата. Опре
деление основных понятий: климатическая система Земли и климат. Парниковый эффект. Антропоген
ное возмущение климатической системы. Последствия изменения климата. Современное состояние:
проблемы и прогноз.
Адекватная реакция на обостряющуюся проблему изменения климата со стороны мирового сооб
щества. Концепция устойчивого развития и система управления выбросами ПГ. Рамочная конвенция ООН
об изменении климата. Киотский протокол к Рамочной Конвенции ООН. Марракешские соглашения.

2. Значение Киотского протокола и РКИК для Российской Федерации
Ратификация Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об
изменении климата (РКИК). Значение грамотной реализации в России Киотского протокола для сни
жения негативного влияния изменения климата на экосистемы, охраняемые виды, социальную и про
изводственную инфраструктуру, конкретные объекты и население. Объективная роль повышения уров
ня соответствующих знаний руководящих работников федеральных и региональных органов
государственной власти.
Обязательства, налагаемые РКИК и Киотским протоколом на Российскую Федерацию. Их послед
ствия для экономического, социального и экологического развития РФ. Особенности принятия реше
ния о ратификации Киотского протокола с учетом его значения для развития международного со
трудничества в решении глобальных экологических проблем.
Значение РКИК и Киотского протокола как политических соглашений для развития международ
ного сотрудничества под эгидой ООН в деле смягчения последствий глобального изменения клима
та и адаптации к ним, а также как первых международно правовых документов, предусматривающих
использование рыночных механизмов в выполнении международных обязательств. Механизмы гибко
сти в Киотском протоколе.

33
ГЛОБАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА,
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ
КИОТСКОГО ПРОТОКОЛА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Обязательства Российской Федерации по количественным показателям сокращений эмиссии ПГ в
атмосферу в первый период его действия – с 2008 по 2012 г., а также возможные подходы к их
определению на второй и последующие периоды действия Киотского протокола.
Особенность других обязательств Российской Федерации (национальная политика, меры по сокра
щению выбросов ПГ, предоставление информации по инвентаризации и национальных докладов по
выбросам и поглощению ПГ, выплата взносов в бюджет протокола, создание системы оценки выбро
сов и поглощения ПГ и пр.).

3. Основные вопросы выполнения обязательств по РКИК и Киотскому
протоколу в Российской Федерации
Ключевые элементы обязательств по РКИК и Киотскому протоколу для Российской Федерации
(количественные уровни обязательств по сокращению выбросов ПГ; перечень мер по сокращению вы
бросов ПГ; порядок выполнения обязательств, условия, процедуры и правила учета сокращений и вы
бросов ПГ, принципы совместного выполнения обязательств по сокращению выбросов ПГ).
Финансовые аспекты участия России в Киотском протоколе (федеральный бюджет, федеральные
целевые программы, дополнительные затраты на обеспечение выполнения обязательств и др.).
Реализация комплекса обязательных мер для участия в механизмах гибкости, в том числе разра
ботки федеральных законов, а также соответствующих нормативных правовых актов Правительства РФ.
Реализация в России проектов совместного осуществления. Участие России в реализации "меха
низма чистого развития" (МЧР).
Возможность России полноправно участвовать в переговорах по определению новых обязательств
на последующие периоды действия протокола.
Принцип дифференцированной ответственности и обязательства стран – участниц РКИК и Киот
ского протокола. Ответственность различных стран.
Структура обязательств Российской Федерации.
Подходы к созданию системы оценки и кадастра выбросов и стоков ПГ. Взаимодействие госу
дарственных органов, ответственных за различные секторы экономики.
Экономические и институциональные особенности введения нормирования выбросов и стоков ПГ.
Виды квот и особенности их использования в рамках механизмов гибкости Киотского протокола.
Целевое назначение и возможные механизмы распределения средств, полученных от реализации
квот в Российской Федерации.
Управление рисками, которые будут возникать в ходе реализации совместных проектов. Пробле
мы создания институциональной системы рассмотрения проектов в России и на международном уров
не (со стороны органов Киотского протокола).
Особенности правил мировой системы торговли квотами, взаимоотношений суверена с экономи
ческими агентами, соответствующих гарантий.
Актуальность разработки российской климатической стратегии и создания в Российской Федера
ции государственной системы управления выбросами ПГ, цели и задачи этой системы. Учет между
народного опыта в данном направлении деятельности.

34
ПРОГРАММА ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ



4. Организация государственной системы управления выбросами
парниковых газов
Методы государственного управления выбросами и стоками ПГ.
Компетенция государственных органов в сфере контроля и управления выбросами ПГ. Инвентариза
ция и мониторинг. Квотирование. Нормирование. Регистрация. Управление инвестициями.
Направления деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государствен
ного управления выбросами ПГ.
Три вида основных функций в принятии решений в сфере государственного управления выбро
сами ПГ: по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию; по конт
ролю и надзору; по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и
правоприменительным функциям.
Вопросы Министерства природных ресурсов, Министерства экономического развития и торговли,
Министерства промышленности и энергетики, Министерства сельского хозяйства, Министерства транс
порта. Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Рос
сийского статистического агентства. Вопросы федерального органа исполнительной власти по оказа
нию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительным
функциям в сфере государственного управления выбросами ПГ. Возможная компетенция и структур
ная организация такого органа.
Региональный уровень государственного управления выбросами и стоками ПГ и деятельностью
по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним.

5. Первоочередные задачи
В сфере инвентаризации (кадастра): вопросы программного обеспечения; подготовка по стандар
там МГЭИК и представление в секретариат Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК)
отчетов об инвентаризации выбросов ПГ в требуемом формате. Проблема национальных коэффици
ентов эмиссии.
В сфере квотирования: разработка принципов квотирования и плана распределения квот с уче
том отраслевых и региональных особенностей.
В сфере регистрации: разработка формы регистра, общего порядка регистрации, программного
обеспечения электронных средств с удаленным и распределенным доступом.
В сфере управления инвестициями: разработка механизма для оценки, одобрения, регистрации и
мониторинга проектов совместного осуществления и проектов, финансируемых в рамках "зеленой схе
мы"; разработка проекта положения о порядке утверждения и регистрации проектов совместного осу
ществления и передачи сокращенных выбросов иностранным инвесторам.
В сфере управления торговлей свободными квотами: разработка механизма для оценки, одобре
ния, регистрации и мониторинга сделок.
Правовое и ресурсное обеспечение: разработка необходимых законов и подзаконных актов; тех
ническое и кадровое обеспечение системы управления выбросами ПГ; выделение необходимых бюд
жетных средств, другие источники финансирования.

35
ГЛОБАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА,
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ
КИОТСКОГО ПРОТОКОЛА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Подготовка кадров: разработка программ и учебных пособий для обучения, подготовки и пере
подготовки кадров для работы в государственных органах, в народном хозяйстве, в компаниях, на
предприятиях; организация и проведение соответствующих курсов, семинаров и пр.

6. Механизм реализации проектов совместного осуществления
в Российской Федерации
Проекты совместного осуществления (ПСО) как механизм совместного выполнения обязательств
(переуступки свободных разрешений на выбросы) по Киотскому протоколу. Принципы осуществления,
содержание, процедурные аспекты ПСО.
Критерии отбора ПСО. Базовый уровень и дополнительность. Особенности реализуемых россий
скими предприятиями проектов в области энергосбережения, повышения энергоэффективности, ис
пользования биотоплива и других возобновляемых видов топлива и энергии, лесопосадки и т. д., при
водящих к суммарному сокращению выбросов ПГ.
Необходимость разработки правовой основы для ПСО в Российской Федерации.
Характерные проекты, перспективные для реализации в Российской Федерации на основе меха
низмов ПСО. Необходимые условия для их реализации.

7. Целесообразный комплекс действий по реализации
Киотского протокола в Российской Федерации
Основные разделы целесообразного комплекса действий по реализации Киотского протокола в
Российской Федерации как возможного проекта.
Реализация политики и мер, направленных на сокращение выбросов и увеличение абсорбции пар
никовых газов, – статьи 2, 10 Киотского протокола.
Формирование и обеспечение функционирования национальной системы для оценки ежегодного
кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями ПГ – статьи 5 и 7 Ки
отского протокола.
Обеспечение участия Российской Федерации в механизмах гибкости в соответствии со статьями
6, 12, 17 Киотского протокола.
Участие в международной деятельности, связанной с реализацией Киотского протокола.
Содержание основных мероприятий.
Показатели, характеризующие выполнение мероприятий или виды документов.
Министерства и ведомства, ответственные за исполнение основных мероприятий.

СЕМИНАР (2 часа)

1. Реализация обязательств Российской Федерации по РКИК и Киотскому протоколу: новые воз
можности, проблемы и пути их решения.
2. Задачи, методы и основные функции государственного управления выбросами и стоками ПГ
в Российской Федерации.

36
ПРОГРАММА ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ



3. Приоритетные задачи для первого периода действия Киотского протокола в Российской Фе
дерации.

КРУГЛЫЙ СТОЛ (2 часа)

1. Что даст реализация обязательств по РКИК и Киотскому протоколу Российской Федерации?
2. Какие проблемы встают перед Российской Федерацией в связи с необходимостью реализа
ции обязательств по РКИК и Киотскому протоколу, и каковы пути их решения?
3. Целесообразная структурная и функциональная организация системы государственного управ
ления выбросами ПГ.
4. Проблемы и перспективы реализации проектов совместного осуществления в Российской Фе
дерации.
5. Проблемы и перспективы развития торговли квотами на выбросы на международном и внут
реннем рынке в Российской Федерации.
6. Новые подходы к экологической экспертизе, экологическому аудиту и другим традиционным
видам деятельности в сфере управления природопользованием в связи с глобальным изменением
климата.
7. Общая оценка целесообразного комплекса действий по реализации Киотского протокола в Рос
сийской Федерации.
8. Роль различных министерств и ведомств Российской Федерации в реализации обязательств
по РКИК и Киотскому протоколу.




37
ГЛОБАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА,
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ
КИОТСКОГО ПРОТОКОЛА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



ВОПРОСНИК К СЕМИНАРУ И КРУГЛОМУ СТОЛУ ПО ТЕМЕ ЦИКЛА "ГЛОБАЛЬНОЕ
ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КИОТСКОГО
ПРОТОКОЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

1. Реализация обязательств по Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изме
нении климата (РКИК) и Киотскому протоколу в Российской Федерации: новые возможности, пробле
мы и пути их решения.
2. Ключевые элементы РКИК и Киотского протокола.
3. Структура обязательств Российской Федерации в соответствии с РКИК и Киотским протоколом.
4. Содержание институционального потенциала для реализации РКИК и Киотского протокола в
Российской Федерации.
5. Задачи, методы и основные функции государственного управления выбросами ПГ в Россий
ской Федерации.
6. Приоритетные задачи для первого периода действия Киотского протокола в Российской Фе
дерации.
7. Основные функции Российского национального реестра.
8. Задачи и содержание инвентаризации (кадастра) и мониторинга.
9. Задачи и содержание квотирования.
10. Задачи и содержание нормирования.
11. Задачи правового и ресурсного обеспечения.
12. Что даст реализация Киотского протокола Российской Федерации?
13. Какие проблемы встают перед Российской Федерацией в связи с необходимостью реализа
ции Киотского протокола, и каковы пути их решения?
14. Целесообразная структурная и функциональная организация системы государственного упра
вления выбросами и стоками ПГ.
15. Задачи специализированного государственного органа по управлению выбросами и стоками ПГ.
16. Возможная структура специализированного государственного органа по управлению выброса
ми и стоками ПГ.
17. Проблемы и перспективы реализации проектов совместного осуществления в Российской Фе
дерации.
18. Управление инвестициями при реализации проектов совместного осуществления (ПСО).
19. Предпочтительные отрасли и конкретные объекты для применения механизма ПСО.
20. Необходимые условия эффективной реализации ПСО.
21. Проблемы и перспективы развития торговли углеродными квотами на национальном и меж
дународном уровне.
22. Общая оценка целесообразного комплекса действий по реализации Киотского протокола в
Российской Федерации.
23. Содержание раздела комплекса по реализации политики и мер, направленных на сокраще
ние выбросов и увеличение абсорбции ПГ.

38
ВОПРОСНИК



24. Содержание раздела комплекса по формированию и обеспечению функционирования нацио
нальной системы для оценки ежегодного кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорб
ции поглотителями ПГ.
25. Содержание раздела комплекса по обеспечению участия Российской Федерации в механиз
мах Киотского протокола.
26. Содержание раздела комплекса по участию Российской Федерации в международной дея
тельности, связанной с реализацией Киотского протокола.
27. Основные показатели, характеризующие выполнение мероприятий по разделам целесообраз
ного комплекса действий по реализации РКИК и Киотского протокола в Российской Федерации.
28. Роль различных министерств и ведомств Российской Федерации в реализации РКИК и Ки
отского протокола.
29. Новые подходы к экологической экспертизе, экологическому аудиту и другим традиционным
видам деятельности в сфере управления природопользованием в связи с глобальным изменением
климата.



АННОТИРОВАННЫЙ СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ ЗА КРУГЛЫМ
СТОЛОМ ПО ТЕМЕ ЦИКЛА "ГЛОБАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА, ПРОБЛЕМЫ И
ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КИОТСКОГО ПРОТОКОЛА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ" В РАМКАХ КУРСА "ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ"

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign