LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Концепция устойчивого развития, провозглашенная международным сообществом, является в на
стоящее время концептуальной базой для разработки международной и национальных политик в об
ласти природопользования и охраны окружающей среды, учитывающих тесную взаимосвязь природо
охранной деятельности с экономикой и социальной сферой. Важнейшие документы концепции
устойчивого развития были приняты на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, про
веденной в 1992 г. в Рио де Жанейро (КОСР 92) и на Всемирном саммите по устойчивому развитию,
состоявшемся в 2002 г. в Йоханнесбурге (ВСУР 2002).
КОСР 92 стала одним из самых знаменательных событий современности. Всемирный форум скон
центрировал внимание государственных деятелей и мировой общественности на ключевом вопросе о
неразрывной взаимосвязи проблем развития современной цивилизации и сохранения окружающей
природной среды. В документах Конференции констатируется, что человеческая цивилизация пережи
вает поворотный момент в своей истории. Человечество делает выбор в пользу сбалансированного
подхода к решению глобальных проблем, обеспечивающего повышение жизненного уровня всего на
селения планеты, не разрушая при этом окружающую среду. Решающее значение для выполнения
этой задачи имеют государственные стратегии устойчивого развития большинства стран международ
ного сообщества, ответственность за осуществление которых ложится на национальные правительст
ва. Разработка стратегии устойчивого развития и механизма ее реализации должна стать ключевым
вопросом в повестке дня мирового сообщества на XXI век.
ВСУР 2002 подтвердил приверженность мирового сообщества устойчивому развитию. Йоханнес
бургская политическая декларация содержит положение о коллективной ответственности за упрочне
ние основ устойчивого развития. Подчеркнута необходимость усиления взаимосвязи социально эконо
мического развития и охраны окружающей среды на местном, региональном, национальном и
глобальном уровнях. Обозначены приоритетные цели устойчивого развития: искоренение нищеты и
развитие человеческого потенциала, изменение моделей производства и потребления, удовлетворение
потребностей людей в чистой воде, санитарии, энергии, охране здоровья, продовольственной безопа
сности, а также охрана биологического разнообразия и неистощительное использование природных
ресурсов. Важнейшим документом саммита стал План осуществления решений всемирной встречи на
высшем уровне, в котором указаны сроки достижения целей в социально экономической и экологи
ческой областях.

11
ГЛОБАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА,
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ
КИОТСКОГО ПРОТОКОЛА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



На КОСР 92 была принята Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении
климата (РКИК). Конвенция является важнейшим политическим документом в системе усилий миро
вого сообщества по обеспечению устойчивого развития и деятельности по решению проблемы гло
бального изменения климата. РКИК закладывает основы политики в сфере управления выбросами пар
никовых газов.

Рамочная конвенция ООН об изменении климата
РКИК была открыта к подписанию Сторонами в 1992 г. в Рио де Жанейро и вступила в силу в
марте 1994 г. Сторонами РКИК являются более 190 стран мира, включая все индустриально разви
тые страны и большинство развивающихся стран. Россия ратифицировала РКИК в 1994 г., страны
бывшего СССР также являются сторонами РКИК. Конвенция задает рамки международного сотрудни
чества в решении климатической проблемы и содержит общие основополагающие положения. В ней
дается развернутое обоснование необходимости принятия международного соглашения в отношении
проблемы изменения глобального климата. В частности, в Конвенции:
констатируется, что в результате человеческой деятельности произошло существенное увели
чение концентрации парниковых газов в атмосфере, что усиливает естественный парниковый эффект
и может оказать неблагоприятное воздействие на природные экосистемы и человечество;
устанавливается, что необходимо защищать климатическую систему на благо нынешнего и бу
дущих поколений человечества на основе справедливости и в соответствии с общей, но дифферен
цированной ответственностью;
отмечается, что наибольшая доля глобальных выбросов парниковых газов приходится на раз
витые страны, которым следует играть ведущую роль в борьбе с изменением климата и его отрица
тельными последствиями.
Конечной целью РКИК является "стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на
таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую сис
тему. Такой уровень должен быть достигнут в сроки, достаточные для естественной адаптации эко
систем к изменению климата, позволяющие не ставить под угрозу производство продовольствия и
обеспечивающие дальнейшее экономическое развитие на устойчивой основе". Сферой регулирования
Конвенции являются только антропогенные выбросы и стоки парниковых газов.
Конвенция устанавливает ряд руководящих принципов деятельности по достижению поставлен
ной цели. Принцип принятия мер предосторожности предусматривает, что недостаточная научная оп
ределенность не должна использоваться в качестве причины для отсрочки принятия предупредитель
ных мер, если существует угроза серьезного или необратимого ущерба. Принцип "общей, но
дифференцированной ответственности" отводит развитым странам ведущую роль в решении пробле
мы изменения климата. Другие принципы касаются особых проблем развивающихся стран и важно
сти содействия устойчивому развитию.
Развитые и развивающиеся страны берут на себя общие обязательства. Все Стороны РКИК го
товят и представляют "национальные сообщения", содержащие кадастры (результаты инвентаризации)
антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями всех парниковых газов; принима

12
2. ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВЫБРОСАМИ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ



ют национальные программы, содержащие меры по смягчению последствий изменения климата и раз
рабатывают стратегии адекватной адаптации к этим изменениям; сотрудничают по научно техническим
вопросам и вопросам образования и содействуют просвещению, информированию общественности и
обмену информацией, связанной с изменением климата и т. д. Кроме того, промышленно развитые
страны, в том числе Россия, США, Европейский Союз и пр. (Приложение 1) взяли на себя обязатель
ства по принятию политики и мер с целью к 2000 г. вернуть выбросы на уровень 1990 г.
Высшим органом Конвенции является Конференция Сторон (КС). КС включает все государст
ва, которые ратифицировали Конвенцию или присоединились к ней. Роль КС заключается в содей
ствии осуществлению Конвенции и анализе ее результатов. На Конференции Сторон периодически
рассматриваются существующие обязательства с учетом целей Конвенции, новых научных выводов и
эффективности национальных программ борьбы с изменением климата. КС может принять новые обя
зательства с помощью внесения поправок в Конвенцию и разработки протоколов. Конвенцией учре
ждены также два вспомогательных органа для консультирования по научным и техническим аспек
там и оказания помощи в оценке работы по осуществлению Конвенции.
РКИК определяет цель, общие принципы и обязательства, основные направления деятельности
развитых и развивающихся стран по проблеме изменения климата. Однако ряд важных требований
Конвенции не имеет юридически обязывающего характера. Конвенция не содержит количественных
показателей, необходимых для управления. С целью создания практических механизмов реализации
РКИК в декабре 1997 г. был выработан Киотский протокол к РКИК, содержащий юридически обяза
тельные целевые показатели в области управления выбросами парниковых газов для промышленно
развитых стран (Приложение В).

Киотский протокол к Рамочной Конвенции ООН
Киотский протокол к РКИК был принят в 1997 г. на Третьей конференции сторон (КС 3) в Кио
то. Протокол так же, как и РКИК, является международным политико правовым документом, приня
тым на основе консенсуса, достигнутого всеми сторонами РКИК. Основная цель Протокола – разра
ботать и апробировать эффективные, приемлемые для участников Киотского процесса механизмы
реализации конечной цели РКИК и получить реальный результат, отталкиваясь от которого можно бу
дет ускорить дальнейшее продвижение к конечной цели. Научная обоснованность положений Прото
кола обеспечивается самой Конвенцией и результатами широкомасштабной международной научной
деятельности, ведущейся МГЭИК и другими исследовательскими группами. Наличие серьезной угрозы
для глобальной климатической системы было признано достаточным основанием для разработки Киот
ского протокола.
Согласно Протоколу промышленно развитые страны должны сократить свои суммарные выбросы
парниковых газов не менее чем на 5 % по сравнению с уровнем 1990 г. к 2008–2012 гг. Наиболее
высокие обязательства по снижению выбросов взяли на себя страны Европейского Союза (8 %). России
и Украине достаточно сохранить выбросы парниковых газов на уровне базового 1990 г. Протокол не
предусматривает обязательств по ограничению выбросов для развивающихся стран. Протокол не ставит
целью достичь стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере за время действия устано

13
ГЛОБАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА,
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ
КИОТСКОГО ПРОТОКОЛА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



вленных в нем обязательств. Обязательства на период после 2012 г. Киотским протоколом не регла
ментированы и будут определяться дополнительными международными соглашениями.
Установлен список парниковых газов, суммарные выбросы которых будут учитываться при оцен
ке достижения целевых показателей по снижению или ограничению выбросов. В него вошли: диок
сид углерода (СО2), метан (СН4) и закись азота (N2О), а также три группы долгоживущих промышлен
ных газов. Рекомендуется осуществлять "в целях поощрения устойчивого развития" политику и ряд
мер по снижению выбросов, таких как повышение эффективности использования энергии и содей
ствие воспроизводству лесных ресурсов, а также поощрение устойчивых форм сельского хозяйства.
Киотским протоколом предусмотрены гибкие механизмы его реализации, позволяющие повысить
экономическую эффективность действий мирового сообщества по достижению поставленных целей
путем международного сотрудничества в области снижения эмиссий парниковых газов (ПГ) с исполь
зованием рыночных механизмов. К таким механизмам кооперации между странами Приложения В от
носятся: торговля квотами на выбросы ПГ, проекты совместного осуществления (ПСО), направленные
на сокращение выбросов ПГ и/или на увеличение их поглощения, в развивающихся странах дейст
вует механизм чистого развития (МЧР), включающий только финансирование проектов по сокраще
нию выбросов. Переуступка прав на выброс парниковых газов в рамках ПСО и МЧР и торговля уг
леродными квотами являются рыночно ориентированными механизмами регулирования. Допускается
также совместное выполнение обязательств, когда Стороны, которые достигли соглашения о совмест
ном выполнении своих обязательств, рассматриваются как выполнившие эти обязательства при усло
вии, что их общие суммарные совокупные антропогенные выбросы парниковых газов не превышают
установленных количеств. На практике эти положения Киотского протокола уже используются Евро
пейским Союзом, перераспределившим обязательства среди своих стран членов.
Киотский протокол и РКИК ООН предусматривают следующие условия, создание которых в стра
нах необходимо для участия в Киотских механизмах:
выполнение количественных обязательств по ограничению выбросов;
принятие национального плана действий и мероприятий по снижению выбросов ПГ в соот
ветствии с взятыми количественными обязательствами;
создание национальной системы учета выбросов и стоков ПГ;
организация национального регистра учетных единиц выбросов ПГ;
установление количественного значения квоты на выбросы на основании данных инвентари
зации за 1990 г.;
предоставление отчетов в Секретариат РКИК ООН в форме Национальных сообщений;
прохождение рассмотрения отчетов международной группой экспертов и пр.
Соблюдение обязательств по Киотскому протоколу является юридически обязательным для каж
дой из Сторон. Вопросы о применении санкций к Сторонам в случае невыполнения ими обязательств
не решены окончательно и обсуждаются на международных переговорах. Для управления деятельно
стью по Киотскому протоколу создается специальный Комитет по исполнению Протокола, который ока
зывает странам консультационную и техническую помощь в реализации Протокола, а также имеет по
лномочия применять определенные меры по отношению к странам, не выполняющим свои

14
2. ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВЫБРОСАМИ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ



обязательства. В случае несоблюдения обязательств предусмотрены санкции, важнейшей из которых
является запрет на участие в механизмах гибкости Протокола. Комитет по исполнению Протокола мо
жет мобилизовать финансовые и технические ресурсы для помощи тем странам, которые сталкива
ются с трудностями при выполнении взятых обязательств. Высшим органом Протокола является Со
вещание Сторон.

Марракешские соглашения
На 7 й Конференции Сторон Конвенции в Марракеше (Марокко) в 2001 г. были разработаны и
единогласно согласованы подзаконные акты, регламентирующие нормы и правила выполнения поло
жений Киотского протокола. Они должны быть приняты на первой конференции стран участниц Киот
ского протокола после его вступления в силу. Принятие этих соглашений открывает дорогу к началу
масштабных практических действий по снижению выбросов парниковых газов. Принятый пакет сог
лашений устанавливает все требования, соблюдение которых необходимо для участия в механизмах
гибкости в рамках Киотского протокола, а также принципы и правила их применения.

Проекты совместного осуществления (ПСО)
ПСО могут выполняться на территории страны Приложения В Киотского протокола (например, Рос
сии) при частичном или полном финансировании другой страны из того же списка. Механизм ПСО за
ключается в следующем. Две страны (или предприятия, зарегистрированные в этих странах), договорив
шиеся об использовании механизма ПСО, реализуют совместный проект по снижению выбросов или
увеличению поглощения парниковых газов. Они регистрируют его в Секретариате РКИК и проходят все
необходимые процедуры проверки (верификации) полученных результатов. Сокращенные выбросы пере
даются от одной стороны к другой и засчитываются в ее бюджете снижения выбросов. Например, япон
ская компания инвестирует средства или передает свои технологии российской компании, осуществля
ющей проект снижения выбросов углекислого газа, а в обмен получает единицы сокращенных выбросов.
Наиболее привлекательной чертой ПСО является возможность направлять инвестиции на сниже
ние выбросов или увеличение поглощения парниковых газов целевым образом. Утечка инвестицион
ных ресурсов в этом случае минимальна, а результат тщательно отслеживается и контролируется. Не
достатком механизма ПСО является его излишний бюрократизм, удорожающий проекты, что особенно
важно в случае небольших инвестиционных проектов.

Примеры программ по финансированию ПСО
В настоящее время действует целый ряд национальных и международных программ по подго
товке, отбору и финансированию ПСО (Национальные программы Австрии, Дании, Бельгии и др.), со
зданы специальные международные и национальные фонды (Экспериментальный углеродный фонд
Всемирного банка, Фонд Правительства Нидерландов, Углеродный фонд Японии). Объем финансовых
ресурсов этих программ оценивается свыше 1 млрд долларов США. Ожидается, что после вступле
ния Киотского протокола в силу количество таких программ возрастет, а значит, возрастут и объемы
потенциального финансирования углеродных проектов.

15
ГЛОБАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА,
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ
КИОТСКОГО ПРОТОКОЛА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



В 2002–2003 гг. проектная деятельность, направленная на киотские механизмы, была ориентиро
вана в основном на использование возобновляемых источников энергии (37 % передаваемого объе
ма СО2 эквивалента): строительство гидростанций и установок по переработке биомассы – по 15 %,
ветровых установок – 7 %, утилизация газа из органических отходов – около 30 %, повышение эф
фективности работы промышленных установок и энергетической эффективности – 14 %, переход на
более экологически чистые виды топлива – 12 %. Такая деятельность дает хорошие экологические
результаты и отражает стратегическую перспективу развития новых энергетических технологий. По
данным Мирового банка, начиная с 2001 г. наблюдается устойчивый рост объема сделок, передава
емых в рамках реализации проектной деятельности.

Торговля квотами на выбросы
Киотский протокол к РКИК предусматривает механизм торговли квотами. Образцом для него по
служил многолетний успешный опыт США по использованию механизма торговли разрешениями/кво
тами на различные виды загрязнений окружающей среды при решении экологических проблем. В со
ответствии с положениями Киотского протокола, если страна Приложения В, например, Россия,
перевыполнила свои обязательства по ограничению выбросов на период 2008–2012 гг. и обладает
неиспользованной квотой, то она может продать ту или иную часть этой квоты другой стране этого
Приложения при условии полного выполнения требований по доступу к механизму торговли выбро
сами. Торговля квотами может происходить между странами на основании двусторонних соглашений.
Страны также могут разрешить своим компаниям прямо или косвенно (при государственном посред
ничестве) участвовать в торговле квотами и сокращениями выбросов, передавая им часть неисполь
зованной квоты на определенных условиях, например, при условии вложения вырученных от сделки
средств в меры по снижению выбросов.

Системы торговли квотами
Европейский союз начал разработку и активное публичное обсуждение системы внутренней тор
говли квотами с 2000 г. Европейский парламент, основываясь на положениях Рамочной конвенции
ООН об изменении климата, Киотского протокола и Марракешских соглашений, принял в 2003 г. Ди
рективу об организации системы торговли квотами на выбросы ПГ. На основе этой Директивы для
большого числа предприятий (около 15 000), зарегистрированных в странах Евросоюза, с 2005 г. ус
танавливаются обязательные квоты на выбросы парниковых газов, и начинает функционировать вну
тренний европейский рынок торговли квотами.
Согласно этой директиве предприятия должны проводить ежегодную инвентаризацию выбросов
ПГ и представлять отчеты о выбросах ПГ. Предприятия могут свободно продавать неиспользованные
квоты на выбросы ПГ и покупать недостающие у других предприятий в пределах Евросоюза, а так
же накапливать такие квоты и переносить их на последующие периоды. В случае превышения кво
ты (даже с учетом закупки недостающей квоты) предприятия обязаны уплатить штраф (40 евро/т СО2
до 2008 г.), нарушители обязаны также возместить недостающие сокращения выбросов в следующем
периоде действия обязательств.

16
2. ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВЫБРОСАМИ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ



В схеме торговли квотами ЕС участвуют все крупные стационарные источники выбросов (46 % от
общего объема выбросов СО2 в странах ЕС), в том числе производители тепло и электроэнергии, неф
теперерабатывающие предприятия, металлургическая, целлюлозно бумажная промышленность. Мелкие
производители исключаются путем установления пороговых значений (мощность не менее 20 МВт).
Участие государства в схеме торговли ограничивается следующими функциями:
установление и распределение квот;
работа с отчетами по выбросам;
ведение государственного регистра по квотам;
обеспечение санкций по выполнению требований к объему выбросов и др.
Методы распределения квот внутри стран ЕС оставлены на усмотрение национальных прави
тельств, при предварительном одобрении Европейской комиссией. Предполагается, что 90 % квот бу
дут выделены бесплатно, тогда как оставшиеся 10 % могут быть выставлены на аукцион. Бесплатное
распределение квот, вероятно, будет производиться на основе сложившегося уровня выбросов отдель
ных компаний. Торговля квотами в рамках европейской Директивы в настоящий момент рассматри
вается в Европе в первую очередь как внутренний механизм выполнения обязательств Европейского
Союза по сокращению выбросов. Связь европейской схемы торговли с другими схемами возможна
путем установления соглашений о взаимном признании разрешений на выбросы и внесения соответ
ствующих поправок в законодательные документы.
Одной из наиболее значимых инициатив крупного международного бизнеса можно назвать соз
дание в 2000 г. некоммерческого Партнерства по предотвращению изменения климата (РСА).
Участниками партнерства являются компании "Алкан", "Бритиш Петролеум", "ДюПон", "Шелл", "Санкор"
и др. Компании представляют различные секторы промышленности: электроэнергетику, химию и неф
техимию, нефтегазовую отрасль, металлургию. Суммарные выбросы парниковых газов компаний парт
нерства примерно соответствуют выбросам Испании или Австралии, что поставило бы партнерство на
12 е место среди крупнейших индустриальных стран по выбросам этих газов.
Каждый участник партнерства РСА установил цель ограничения выбросов парниковых газов, в
результате чего общие выбросы Партнерства должны снизиться по меньшей мере на 80 млн т СО2.
Они заинтересованы в своем долгосрочном устойчивом росте. Для этого необходимо гарантировать,
чтобы их инвестиционные решения принимались с учетом планируемых изменений в государствен
ном регулировании, и они не проиграли в конкурентной борьбе. Привлекательным фактором для ком
паний является поиск сопутствующих (дополнительных) выгод от сотрудничества в области защиты
климата. Это обмен опытом в управлении выбросами, технологическими ноу хау, разработка универ
сальных для РСА правил торговли квотами, регистрации выбросов и сделок, поиск возможностей по
реализации совместных климатических проектов и т. д.

Учет выбросов парниковых газов
В русском переводе текста РКИК годовой отчет о выбросах (inventory) называется кадастром вы
бросов и стоков. Однако часто в России используется термин инвентаризация. Когда речь идет о вы
бросах, имеют в виду также учет поглощения СО2 наземными экосистемами или стоков.

17
ГЛОБАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА,
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ
КИОТСКОГО ПРОТОКОЛА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Разработкой методик национальной инвентаризации выбросов парниковых газов в соответствии
с РКИК занимается Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК). Основ
ными методическими руководствами, созданными МГЭИК, являются Пересмотренные Руководящие
принципы национальных инвентаризаций парниковых газов МГЭИК, 1996 и Руководящие указания по
эффективной практике и учету факторов неопределенности, 2001.
Пересмотренные Руководящие принципы выделяют следующие группы источников выбросов ПГ:
энергетика (сжигание топлива на энергетические нужды и утечки при добыче, транспортировке и пе
реработке ископаемого топлива), промышленные процессы, сельскохозяйственная деятельность, изме
нение землепользования и лесное хозяйство, отходы, растворители и метан из рисовых полей и пр.
В соответствии с методиками МГЭИК выбросы от источника не измеряются непосредственно, а рас
считываются по данным о потреблении топлива или производстве продукции, иначе говоря, о мас
штабах деятельности, приводящей к выбросам ПГ. Методика МГЭИК подразумевает учет только пря
мых выбросов. В общем виде расчет выбросов строится по схеме:
(данные о деятельности, например, о сжигании топлива) х (коэффициенты эмиссии) = выбросы.
Международные методики дают значения коэффициентов эмиссии, которыми можно пользоваться при
расчетах. При этом подчеркивается, что при наличии соответствующих национальных коэффициентов их
следует использовать вместо международных. При учете поглощения СО2 наземными экосистемами рас
сматривается только деятельность человека, а не природные процессы, которые не зависят от управления.
Выделяют четыре вида деятельности: восстановление растительного покрова, управление лесным хозяйст
вом, управление пахотными землями и управление пастбищными угодьями. Поскольку в поглощении СО2
экосистемами немало специфики, то для их учета введены специальные единицы абсорбции.
В соответствии с Руководящим документом МГЭИК отчеты о выбросах должны состоять из двух
частей. Первая часть, так называемый Единый формат отчетности (Common Reporting Format, CRF),
представляет собой набор стандартизованных таблиц, содержащих в основном количественные дан
ные о выбросах и стоках парниковых газов. Вторая часть – это Национальный доклад об инвентари
зации (National Inventory Report, NIR). В нем должно содержаться исчерпывающее описание использо
ванных методик, допущений, источников исходных данных, оценок неопределенности, процедур
обеспечения и контроля качества, вовлеченных институциональных структур.
Отчеты об инвентаризации в формате CRF + NIR представляются в Секретариат РКИК до 15 ап
реля за позапрошлый год. Так, к 15 апреля 2005 г. должен быть представлен отчет за 2003 г.

Проверка на международном уровне
Согласно требованиям Киотского протокола все национальные сообщения и ежегодные нацио
нальные инвентаризации проходят процедуру углубленной проверки на соответствие Руководящим
принципам РКИК и МГЭИК, организуемой Секретариатом РКИК. В страну направляется группа экспер
тов, которая знакомится с первичными данными и процессом их обработки, проверяет правильность
соблюдения принципов инвентаризации и использования методики. После этого группа составляет
официальный отчет, который согласовывается с правительством проверяемой страны. Отчеты публи
куются на сайте РКИК www.unfccc.int.

18
3. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ
КИОТСКОГО ПРОТОКОЛА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российская Федерация ратифицировала Киотский протокол осенью 2004 г. Это автоматически
привело к вступлению Протокола в силу 16 февраля 2005 г. Участие России в Киотском протоколе
налагает на нее целый ряд обязательств, выполнение которых, естественно, влечет за собой необхо
димость предпринимать различные действия, включая создание организационной структуры, норма
тивно правовой и методической базы, разработку и представление требуемой отчетности в органы
Протокола и пр. Это потребует также дополнительных расходов из федерального бюджета.
В то же время участие в Протоколе открывает возможность получить целый ряд выигрышей. Ре
ализация в России проектов совместного осуществления (статья 6 Протокола) поможет реально сокра
тить выбросы ПГ в различных секторах экономики за счет дополнительных инвестиций и внедрения
современных технологий. Участие России в реализации "механизма чистого развития" (статья 12 Про
токола) позволит распространить отечественные технологии в развивающихся странах, ряд которых
уже имеет тесные связи с Россией в области энергетики.
Период действия обязательств Киотского протокола ограничен 2008–2012 гг. В законе о рати
фикации Киотского протокола Российская Федерация заявила о том, что вопрос об участии во вто
ром периоде обязательств будет решаться отдельно и зависеть от хода международных переговоров,
международных договоренностей, а также понимания Россией того, какие меры необходимо предпри
нять, чтобы предотвратить глобальный экологический вызов.
Чтобы обязательства на последующие периоды действия протокола совпадали с национальными
интересами, а механизмы реализации этих обязательств были достаточно эффективными, Россия
должна активно участвовать в переговорах по определению новых обязательств и механизмов. В бу
дущем переговорном процессе необходимо добиваться учета индивидуальных географических и эко
номических особенностей стран, роли России в качестве крупнейшего в мире экспортера углеводо
родного топлива, а также ее важной роли в поглощении ПГ.

Ситуация на момент ратификации Киотского протокола
В соответствии с Киотским протоколом количественные обязательства по ограничению годовых вы
бросов парниковых газов на первый бюджетный период (2008–2012 г.) установлены для России в раз
мере 100 % от выбросов в 1990 г., т. е. в среднем за этот период годовые антропогенные выбросы пар
никовых газов в России не должны превысить уровень 1990 г. По всем официальным прогнозам
экономического развития страны, включая сценарий удвоения ВВП, этот уровень не будет превзойден, бо
лее того, часть квоты не будет использована. Таким образом, на выполнение главного – количественно
го – обязательства России не потребуется дополнительных усилий и затрат, угрожающих ее экономичес
кому росту. Это соображение стало одним их главных аргументов в пользу ратификации Протокола.

19
ГЛОБАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА,
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ
КИОТСКОГО ПРОТОКОЛА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign