LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

БЕЗОПАСНОСТЬ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
Базовым критерием обеспечения национальной безопасности любого государства является уровень развития его экономики. В "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" отмечается: "Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми".
Национальные интересы России в сфере экономики заключаются в сохранении, приумножении и эффективном использовании всех видов ресурсов (трудовых, природных, интеллектуальных, информационных, финансовых и др.) в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики. Совет Безопасности РФ уже сформулировал эти интересы:
1. В области производства, инвестиционной, научно-технической и инновационной деятельности - национальные интересы России заключаются в формировании социально ориентированной рыночной экономики, основанной на учете интересов и возможностей развития гражданского общества, поддержке отраслей
промышленности, которые являются носителями экономического роста и становления современного технологического уклада;
2. В социальной сфере - главным национальным интересом является повышение уровня и качества жизни населения как основного условия обеспечения стабильного и долговременного экономического роста за счет формирования в стране достаточно
многочисленного слоя населения с растущими доходами, обеспечивающими достойный уровень жизни, устойчивое увеличение платежеспособного спроса и уровня сбережений населения, трансформируемых в инвестиции;
3. В сфере финансов и денежного обращения - национальные интересы заключаются в обеспечении достаточности бюджетных ресурсов для обеспечения полноценного выполнения государством своих функций, наращивании бюджетного потенциала в условиях его сбалансированности и нормализации корпоративных финансов;
4. В сфере внешнеэкономической деятельности - национальные интересы заключаются в создании условий для эффективного использования потенциала внешнеэкономических связей страны для целей устойчивого экономического роста, повышения уровня жизни населения, научно-технического прогресса и финансовой стабильности;
5. В экологической сфере - национальные интересы заключаются в обеспечении экологически безопасного устойчивого развития, соответствия состояния среды обитания действующим нормативам, в совершенствовании управления в области природопользования и охраны окружающей среды, предупреждения техногенных катастроф и минимизации их негативных последствий, в проведении комплекса мер по реабилитации нарушенных природных систем;
6. В сфере региональной экономики - национальные интересы заключаются в обеспечении формирования единого экономического пространства, блокировании сепаратистских тенденций на местах, развитии интеграционных экономических процессов внутри страны. Социально-экономическая политика государства должна быть направлена на недопущение и сглаживание территориальных диспропорций, кризисных социально-экономических
ситуаций в отдельных регионах;
7. В сфере управления - национальные интересы связаны прежде всего со способностью вырабатывать и реализовывать не зависимую внутреннюю и внешнюю экономическую политику, основанную на контроле за национальными ресурсами и углублении социального партнерства между властью и народом.
Национальное хозяйство - это та сфера, где зарождаются и развиваются как факторы прогресса общества, так и опасные для него тенденции. Разрушительные факторы в России сегодня с особой силой проявились в ее экономике.

Эти факторы обычно рассматриваются в двух аспектах:
• в плане все еще сохраняющейся кризисной ситуации в России, которая характеризуется постоянным ухудшением всех основных показателей российской экономики;
• в плане долгосрочных перспектив ее развития в условиях безопасности для народа.
Исходный пункт рассмотрения обоих аспектов - бесспорность перехода к рыночной экономике как объективно неизбежного и единственно возможного пути экономического развития России.
Понятие "экономическая безопасность", хорошо известное в практике управленческих структур зарубежных стран, является относительно новым в лексиконе российских органов управления экономикой. Оно допускает весьма широкую интерпретацию. Общепринятое определение: экономическая безопасность - состояние, в котором народ может суверенно определять пути и формы своего экономического развития. Экономическая безопасность является синтетической категорией политэкономии и политологии, тесно связанной с категориями экономической независимости и зависимости, стабильности и уязвимости, экономического давления, шантажа, принуждения и агрессии, экономического суверенитета и т.п. Составной частью экономической безопасности является безопасность предпринимательской деятельности .
Развернутое определение экономической безопасности дает В. Паньков: "Национальная экономическая безопасность - это состояние национальной экономики, характеризующееся устойчивостью, "иммунитетом" к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу самому существованию государства". Достоинством этого определения является попытка проследить цепочку передачи внешнего негативного сигнала: нарушения в общественном воспроизводстве => снижение уровня жизни населения => рост социальной напряженности => возникновение угрозы существованию государства. Положение о необходимости поддержания определенного уровня жизни населения как фактора экономической безопасности представляется совершенно обоснованным, и его целесообразно включить в характеристику экономической безопасности.
Противоречивость нынешней экономической ситуации в стране неизбежно порождает и разноуровневость систем обеспечения экономической безопасности. При этом если государственный сектор экономики опирается на централизованные решения, то частный сектор в основном уже интегрирован в рыночную среду и восприимчив к факторам конкурентной борьбы.
Экономическая безопасность является также основой обеспечения сопряженных сфер национальной безопасности России, таких, как: энергетическая безопасность, продовольственная, технологическая, оборонно-промышленная, экологическая, социальная, информационная и др.
Объектами экономической безопасности России являются жизненно важные экономические интересы личности, общества и государства (экономика страны в целом и ее регионов, конкретные рынки, отдельные юридические и физические лица).
Так как экономическая система страны представляет собой сложную иерархическую структуру, в качестве объектов экономической безопасности выступают экономические отношения различного уровня:
• экономический уровень семьи - экономические интересы каждого гражданина страны;
• микроэкономический уровень - безопасность агентов рынка;
• региональный и отраслевой уровень - безопасное развитие экономики субъектов Федерации и отраслей экономики;
• макроэкономический уровень - безопасность экономики страны в целом.
Основным субъектом обеспечения безопасности в сфере экономики является государство, осуществляющее свои главные функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей во взаимодействии с другими институтами гражданского общества.
Рассматривая экономическую ситуацию в современной России, следует четко представлять, что сфера внутренней экономической жизни состоит из двух принципиально отличных друг от друга секторов: формального и неформального.
Формальный сектор - это сфера экономики, функционирующая в рамках существующей в стране нормативно-правовой базы экономики.
Неформальный сектор - это сфера экономической деятельности, находящаяся "в тени", сфера, где предприниматели действуют с явными или неявными нарушениями Административного и Уголовного кодексов, других нормативно-правовых актов России.
Внешним аспектом обеспечения экономической безопасности России является комплекс международных условий сосуществования с другими странами, договоренностей и структур, дающий возможность нашей стране свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального и экономического развития, не подвергаясь внешнему экономическому и политическому давлению.
Один из самых существенных элементов полнокровной жизни любого общества - удовлетворение экономических потребностей его членов. Властные структуры при этом рассматриваются как инструмент, предназначенный для обеспечения этих потребностей в рамках всего спектра имеющихся возможностей.
Потребности как проявление взаимосвязи природы и общества зависят от многих обстоятельств (природные условия, уровень развития производительных сил и др.). Экономические потребности общества обычно связываются с благосостоянием его членов. Благосостояние в свою очередь зависит от гармоничности и динамичности развития экономики страны.
Экономическая безопасность страны непосредственно зависит от реально текущих социально-политических процессов в стране. Здесь можно выделить:
• экономическую безопасность в условиях высокой степени
интегрированное(tm) страны в мировую экономическую систему;
• экономическую безопасность в условиях мирного времени;
• антикризисную экономическую безопасность;
• экономическую безопасность в условиях жесткого политического противостояния с каким-либо государством или группой государств;
• экономическую безопасность в условиях конфликтов различного масштаба с использованием вооруженной силы.
Можно утверждать, что конкретные параметры экономической безопасности государства являются производными от избранного и реально проводимого им политического и экономического курса.
В целом, по мнению большинства специалистов, экономическую безопасность можно рассматривать как устойчивое состояние национальной экономики, при котором она способна обеспечить:
295
• эффективное удовлетворение общественных потребностей при условии поддержания на достаточном уровне социально-политической и военной стабильности государства;
• технико-экономическую и технологическую независимость расширяющую понятие экономической самостоятельности, также неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и влияний;
• защиту экономических интересов России на внутреннем и внешнем рынках, вне зависимости от изменения тактически),
целей государства и соответствующей им трансформации внутренних и внешних угроз и влияний.
Россия официально получила статус страны с "переходной экономикой". Помимо прочего это означает, что в течение достаточно длительного времени в экономике страны будут сохраняться и сосуществовать разнокачественные элементы: "пережитки" государственной, централизованной системы и рыночные сегменты экономики. Соответственно и безопасность этого сложного экономического конгломерата будет осуществляться разными способами.
Параметры, характеризующие катастрофическое состояние российской экономики, общеизвестны, поэтому не будем подробно на них останавливаться.
Только один пример. По оценке ООН, уровень жизни ниже 1 долл. в день характеризуется как нищета, а от 1 до 2 долл. в день - как бедность.
В середине 2000 г. средний по России прожиточный минимум составлял 1185 руб.
в месяц, или 42 долл. (1,4 долл. в день). При этом 34,7% населения (50,5 млн.
человек) не достигали и этого уровня. Самое тревожное, что половина бедных, это
так называемые "новые бедные", т.е. непосредственный продукт реформ (семьи,
включающие двух родителей трудоспособного возраста и одного-двух детей).
Подобные семьи в дореформенный период относились, как правило, к средне-
обеспеченным. При этом из общего состава бедных около 50% - дети и молодежь
до 30 лет.
Тревожно, что население страны в основной своей массе не воспринимает реформы, проводимые сверху по модернизационной схеме. Декларации о рынке носили столь неопределенный и расплывчатый характер, что оказались по сути дела никем не понятыми или понятыми превратно. Не были разработаны необходимые условия для перехода к рынку. К тому же практика этого движения состояла из бесконечных зигзагов, отступлений, радикальных мер и компромиссов, что в массовом сознании утвердило представление о рынке как о чем-то страшном, от чего надо защищаться.
На бытовом уровне все "рыночные" преобразования были восприняты однозначно как безудержное повышение цен, что явилось причиной усиления социальной напряженности. Усилилось и политическое противостояние, ибо у многих прочно вошла в сознание крайне примитивная альтернатива: рынок - это капитализм, план - это социализм. Произошел развал прежнего исторически сложившегося и очень привычного для многих механизма регулирования народного хозяйства. Прежний регулятор экономики был ликвидирован, новый не создан.
Реформы привели, как показывает накопленный опыт, к дальнейшей социальной поляризации, отбрасыванию большинства групп населения, находящихся в стадии адаптации, за пределы экономической деятельности, а также к усилению социальной активности всех лишенных перспектив групп в направлении социального протеста и борьбы с режимом.
Учет требований к экономической стратегии со стороны социальной безопасности предполагает иную логику. Она должна быть ориентирована на расширение возможностей приложения сил в легальных и стабильных хозяйственных структурах, тех слоев общества, которые сохраняют значительную социальную активность и производственно-квалификационный потенциал, но в силу объективных социально-экономических обстоятельств не имеют возможности его реализовать.
Мировой опыт показывает, что если страна встала на путь кардинального реформирования экономической системы, ей не избежать прохождения трех обычных фаз такого процесса:
• первая фаза - разрушение старой экономической модели и формирование принципиально новых хозяйственных механизмов. Такая фаза тем сложнее, чем больше население и предприятия
приучены к опеке со стороны государства и чем быстрее и жестче проводятся реформы. Эта фаза реформ сопровождается инфляцией и резким спадом производства;
• вторая фаза - финансовая стабилизация; ее результативность
зависит в первую очередь от политической воли руководства страны, а достижение сопровождается рядом острейших экономических кризисов;
• третья фаза - рост и развитие; она знаменует начало выздоровления экономики и наступает после завершения преобразования основных экономических институтов общества.
Мировой опыт доказывает также, что если не созданы условия для фазы развития, то страна после фазы макроэкономической стабилизации и спада производства вместо возрождения впадает в депрессию. Это может быть обусловлено несколькими причинами:
• отсутствием инвестиций в реальный сектор экономики;
• запаздыванием с реформированием государственного аппарата, овладением новыми формами и методами взаимодействия государства и экономики, государственной поддержки и регулирования производства;
• неудачами в реформировании социальной политики государства, неумением найти пути обеспечения социального мира и согласия, которые в этот период становятся важнейшими условиями
для проведения политики обеспечения экономического роста.
Внутренние угрозы безопасности России в экономической сфере связаны в первую очередь с противоправной деятельностью внутренних субъектов государства и общества - структур "теневой экономики", организованной преступности, отдельных юридических и физических лиц, посягающих на экономическую безопасность в различных сферах жизни общества.
Национальная экономическая безопасность включает в себя два сектора:
• внутреннюю материально-вещественную основу - достаточно высокий уровень развития производительных сил, способный
обеспечить существенную долю натуральных и стоимостных элементов расширенного воспроизводства национального продукта;
• внутреннюю социально-политическую основу - достаточно высокий уровень общественного согласия в отношении долгосрочных национальных целей, делающий возможным выработку и принятие стратегии социально-экономического развития, которая претворяется в жизнь через государственную политику и устойчиво поддерживается большинством народа.
В этих условиях обеспечение безопасности в экономической сфере представляет собой систему мер, направленных на защиту общенациональных интересов России в сфере экономики, оказывающих регулятивное воздействие на нее, и активное противодействие внешним и внутренним угрозам, откуда бы они ни исходили.
При этом следует иметь в виду, что невозможно обеспечить экономическую безопасность без учета следующих факторов:

• хода приватизации (в чьих руках оказалась собственность);
• состояния системы социальных отношений (политических,
таможенных, финансовых, технологических, информационных,
организационно-управленческих и пр.);
• стратификации общества (качества и образа жизни различных слоев, и прежде всего безработных);
• уровня социальной напряженности (локальных конфликтов, забастовок);
• состояния социальных институтов (компетентности должностных лиц различного ранга).
Следует иметь в виду, что с позиций экономической безопасности нынешняя социально-экономическая ситуация в России опасна для страны двумя последствиями, указанными ниже.
1. Чисто экономические последствия:
• при нищем населении нельзя рассчитывать на стабильный платежеспособный спрос на внутреннем рынке. Низкий уровень потребления будет сдерживать рост внутреннего производства и ориентировать на импорт необходимых потребительских товаров;
• не будет необходимого объема сбережений, без которых банки не смогут аккумулировать средства, нужные для развития производства. Продолжится торможение развития среднего и мелкого бизнеса, без которых экономика будет оставаться сверхмонополизированной, всегда готовой к сращиванию с верхушкой государственного аппарата;
• свободные капиталы будут искать применения в добыче и переработке ресурсов для экспорта или же просто в других странах, где платежеспособный спрос имеется. В свою очередь иностранные инвесторы также не будут вкладывать средства в те производства в России, спрос на продукты которого неплатежеспособен, особенно на товары длительного пользования и жилье.
2. Социально-экономические последствия:
• отсутствие достаточно сильного сектора независимой от власти экономики и независимого дохода;
• как результат - отсутствие слоя населения, живущего на такой независимый доход и способного оказывать активное давление на власть.
Это имеет особенно важное значение, потому что без независимого, свободного от контроля власти дохода в стране не может появиться ни полнокровное свободное предпринимательство, ни Независимая профессиональная деятельность лиц умственного и творческого труда. Без такой деятельности прогресс экономики и общества будет ограниченным, ущербным, подчиненным эгоистическим интересам верхушки капитала и власти.
В этих условиях необходимо определить зоны ответственности государства, частных фирм и предпринимателей в обеспечении экономической безопасности страны. На данном этапе государство, очевидно, должно быть лидером, но не единственным субъектом в этой системе. Необходимо стремиться к координации и увязке, а не к противопоставлению их интересов. Как показывает практика, подобное противопоставление приносит больше вреда, чем пользы. Вполне возможно, что в будущем доля ответственности каждого из этих субъектов за экономическую безопасность страны будет изменяться в соответствии с изменением их доли в национальной собственности.
На всех этапах новейшей истории нашей страны периодически вставал вопрос о том, что же является определяющим: политика или экономика. Удачнее всего из этого положения вышел В.И.Ленин, которому, как известно, принадлежат два взаимоисключающих высказывания об этом соотношении. Первое: "Политика - это концентрированное выражение экономики". Второе: "Политика не может иметь первенства над экономикой". В зависимости от обстоятельств большевики использовали для обоснования своих действий то одно утверждение, то другое. И были по-своему правы. Если на каком-то этапе экономические методы не срабатывают, нужно использовать и другие, прежде всего политические.
Это значит, что в самом общем виде экономическая безопасность зависит от оптимального соотношения государства, общества и экономики. От того, каково содержание и состояние института власти, политических институтов, культуры общества, зависит эффективность экономики, и наоборот.
Наиболее вероятные угрозы национальным интересам России в
области экономики находят свое общее проявление в том, что из-за
неподготовленности страны к нарастающему процессу глобализации мировой экономики появилась опасность дальнейшего отставания страны в экономическом и технологическом развитии, уровне и качестве жизни населения, неспособности противостояния
рискам, вызываемым изменчивостью мировой конъюнктуры, и в
конечном счете - вытеснению России на периферию мирового
хозяйства.
В целях парирования этой глобальной опасности деятельность органов государственной власти должна быть направлена на локализацию, предупреждение и противодействие угрозам, которые |" включают такие факторы, как:
1.Деформированность структуры российской экономики, про являющаяся в сохранении ее топливно-сырьевой направленности, недостаточном развитии наукоемких и высокотехнологичных производств, особенно в машиностроении, низком уровне инвестиционной активности;
2. Снижение конкурентоспособности национальной экономики, связанное в основном с низкой инновационной активностью,
техническим и технологическим отставанием производства, а также ослаблением контроля за целевым использованием собственности, приобретенной хозяйственными субъектами в процессе приватизации, и недостаточной эффективностью государственного контроля над деятельностью естественных монополий;
3. Сокращение численности населения и как следствие - снижение трудового потенциала страны, чрезмерное возрастание экономической нагрузки на трудоспособное население. К важнейшим факторам, усиливающим остроту демографической ситуации в стране, относятся: негативное воздействие социально-экономических условий жизни населения, рост заболеваемости значительной части населения, дискомфортные жилищные условия, плохая экологическая среда обитания, сокращение и ухудшение структуры рациона питания человека и др.;
4. Сохранение высокого уровня бедности и резкой имущественной дифференциации населения, что ограничивает платежеспособный спрос и экономический рост в стране и приводит к нарушению социального мира и общественного согласия;
5. Возрастание риска возникновения аварий и катастроф техногенного и экологического характера из-за ограниченности средств на инвестиции и возмещение выбытия устаревших фондов, особенно в отраслях с непрерывным производственно-технологическим циклом;
6. Высокая зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, политических и экономических решений интеграционных группировок зарубежных стран, международных финансовых и торговых организаций, ущемляющих интересы России в области экономики;
7. Все еще неустойчивое состояние денежно-кредитной системы государства, банков и предприятий, вызванное в основном сохраняющейся вероятностью резких колебаний на валютном и фондовом рынках. Это создает угрозу: дестабилизацией всей финансово-банковской системы, а также низкого уровня развития банковской системы, стагнирующим состоянием платежей и расчетов, наращиванием кредиторской и дебиторской задолженности;
8. Утрата необходимого для обеспечения безопасности в сфере обороны по объему, структуре и качественному составу мобилизационного резерва мощностей и материальных ресурсов;
9. Увеличение разрыва в уровне социально-экономического развития субъектов Федерации в результате сокращения традиционных экономически эффективных связей, роста взаимных задолженностей предприятий, натурализации хозяйства регионов и как
следствие - обособления отдельных регионов, что является питательной средой регионального сепаратизма, ведет к разрыву единого экономического пространства, нарушению единой финансово-кредитной и бюджетно-налоговой политики страны. Сюда же относятся нарушения принципов равноправия субъектов Федерации с Центром, проявления неправомерных форм институциональных преобразований в регионах, низкого уровня самодостаточности большинства регионов;
11. Сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, несовершенство ряда основополагающих законов (Бюджетный кодекс, Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Таможенный кодекс и др.), а также недостаточная прозрачность экономических отношений между хозяйствующими субъектами и государством.
Основные направления государственного участия в обеспечении безопасности в сфере предпринимательства можно свести к нескольким основным:
1. Преодолеть антисоциальную направленность экономики, для чего установить пороговые значения социальных показателей, ниже которых они опускаться не должны. В дальнейшем, по мере оздоровления экономики, развернуть их в более широкий спектр
социальных целей и приоритетов. Установить нижние пределы бюджетных расходов на здравоохранение, народное образование, науку и культуру в процентах к валовому внутреннему продукту;
2. Дать простор рыночным стимулам оздоровления и развития производства, в особенности инвестиционному процессу как основе экономического роста. Для этого требуется коренное изменение налоговой, тарифной, таможенной политики, устранение бюрократических препон для предпринимательской деятельности;
3. Продолжить структурную и технологическую перестройку экономики, предоставив целенаправленные финансовые льготы и помощь, в том числе инвестиционную, высокотехнологичным производствам, которые имеют хорошую перспективу и могут стать очагами оздоровления, потянуть за собой смежные производства;
4. Коренным образом пересмотреть практику приватизации государственной собственности, освободив ее от идеологических догм любого толка, определяющего влияния фискальных соображений, кампанейщины. Исходить из главной цели - повышения конкурентоспособности предприятий, их реорганизации, технологического обновления;
5. Изменить политику в области финансов, кредита и денежного обращения, исключив такие методы борьбы с инфляцией, как задержки бюджетных ассигнований, невыплаты заработной платы, применение принципа пирамиды в эмиссии ценных бумаг, взвинчивание ставок налогов и других платежей в бюджет с юридических и физических лиц;
6. Создать эффективную систему регулирования внешнеэкономической деятельности, сориентировав ее на приток в страну не товаров, а капитала, защитить собственных товаропроизводителей, стимулировать их выход на внешний рынок, репатриацию
российских капиталов, прокручиваемых в иностранных банках.
Основными стратегическими целями экономической политики России в настоящее время являются: стабилизация хозяйства, прекращение спада производства и инфляционных процессов; стимулирование роста в ключевых отраслях, которые обеспечат выход из кризиса и станут основой экономики в будущем; обеспечение социальной стабильности экономическими методами и др.
Рассматривая современную ситуацию в России, можно утверждать, что основные угрозы экономической безопасности страны, связаны также с недостаточным вниманием властных структур к этим проблемам, низкой квалификацией и прямыми служебными упущениями чиновников различного уровня.
Социально-политическая ситуация в России противоречива, она характеризуется процессом становления нового государственного строя на фоне негативных явлений в экономической и социальной сферах. На фоне положительных тенденций в развитии российской экономики более резко обозначились проблемы обеспечения энергетической, продовольственной, социальной, технологической и экологической безопасности, требующие адекватных и системных действий федеральных органов исполнительной власти.
Возникают и развиваются противоречия между Центром и регионами. Довольно сложно складываются отношения России с бывшими республиками СССР. Серьезной угрозой национальной безопасности становится экономическая преступность.
Противостоять негативным явлениям в области социально-экономической безопасности России должна активная государственная стратегия по обеспечению экономической безопасности.
В 1996 г. Указом Президента РФ была утверждена "Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)", где была сформулирована позиция государства в данной области. В этом документе, в частности, сказано, что для определения критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности, необходимо учитывать "определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики, как в обычных, так и в экстремальных условиях".
Простой принцип определяет необходимую меру государственного участия в экономике: государство должно делать то, чего не может делать рынок сам.
Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности разрабатывается и реализуется в рамках проводимой экономической политики, основными приоритетами которой являются обеспечение устойчивого экономического положения личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества, соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Стратегия государства в области обеспечения экономической безопасности России должна способствовать созданию механизмов для выработки мер по развитию и укреплению позитивных явлений и процессов в экономике и подавлению негативных. Реализация этой стратегии призвана укрепить национальную безопасность страны.
Предметом государственной деятельности в области экономической безопасности являются определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства в краткосрочной и долгосрочной перспективе, а также формирование экономической политики, устраняющей вредное воздействие этих факторов или смягчающей их.
Стратегия экономической безопасности предполагает:
• характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности как совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства;
. • определение критериев и параметров состояния экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности и обеспечивающих защиту приоритетных интересов страны;
• механизм обеспечения экономической безопасности страны, защиты ее кардинальных интересов на основе применения всеми институтами власти правовых, экономических и административных мер воздействия.
В целом, государственная стратегия России в области обеспечения безопасности разрабатывается и реализуется в рамках проводимой экономической политики, основными приоритетами которой являются обеспечение устойчивого экономического положения личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества, соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Систему обеспечения экономической безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, общественные и иные организации и объединения, а также нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере экономики. В основу системы положен принцип обеспечения интеграции, взаимосвязи и сбалансированности со всеми элементами экономической политики государства и хозяйствующих субъектов.
Защита национальных интересов России в области экономики основана на определении и нормативно-правовом закреплении процедур формирования прогнозов, целевых установок, программных мер и действий, обеспечивающих выявление, локализацию и нейтрализацию угроз экономической безопасности страны.

Отсюда важнейшими функциями системы обеспечения экономической безопасности России являются:
• мониторинг и анализ факторов и процессов, определяющих внутренние и внешние угрозы экономической безопасности;
• прогнозирование социально-экономического развития страны с учетом выявленных и прогнозируемых негативных факторов и процессов, угрожающих экономической безопасности страны;
• разработка мер по предотвращению вероятных угроз экономической безопасности России во всех сферах и отраслях экономики, где выявлены отклонения фактических или прогнозных параметров социально-экономического развития страны от количественных параметров пороговых значений экономической без опасности;
• экспертиза проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции обеспечения защищенности от внутренних и внешних угроз национальным интересам страны в области экономики.
Систему мер, направленных на защиту общенациональных интересов России в сфере экономики, оказывающих регулятивное воздействие на нее, и активное противодействие внешним и внутренним угрозам, откуда бы они ни исходили, составляют три сегмента:
• информационно-аналитические меры - мониторинг за состоянием информации относительно уязвимости жизненно важных интересов и противодействия угрозам; выработка текущих и прогностических оценок развития экономических отношений в стране в плане предупреждения кризисных тенденций; разработка предложений о повышении эффективности системы обеспечения экономической безопасности и др.;
• меры регулятивного воздействия - локализация и нейтрализация угроз жизненно важным интересам страны, а также устранение кризисных тенденций в сфере обеспечения экономической безопасности и др.;
• меры прямого противодействия - противодействие носителям угроз жизненно важным интересам страны, контроль за состоянием экономических отношений в стране, программа выхода из экономического кризиса.
В ближайшее время во внутриэкономической сфере России следует использовать известные пути и средства обеспечения экономической безопасности: совершенствовать правовое обеспечение реформ и создать эффективный механизм контроля за соблюдением законодательства, усилить государственное регулирование в экономике, принять необходимые меры по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного потенциала.
Для перехода к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике следует формировать оптимальные механизмы организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина.
Актуальным направлением является усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности, принятие мер по повышению устойчивости банковской системы страны, отвечающей интересам реальной экономики, облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам.
Важнейшая задача - опережающее развитие конкурентоспособных на мировом рынке отраслей и производств, расширение отечественного рынка наукоемкой продукции. Для их решения следует принять меры к стимуляции передачи новых технологий двойного назначения в гражданское производство.
Решение этих задач предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов страны на приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы.
Государству следует направить свои усилия на создание равных условий для развития и увеличения конкурентоспособности предприятий независимо от формы собственности, в том числе на становление и развитие частного предпринимательства во всех сферах.
Организация работы федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов Федерации по реализации конкретных мер, направленных на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам России в области экономики, невозможна без совершенствования законодательства в этой области и обеспечения строгого его соблюдения.
В целом же, сегодня общеизвестно, что государство в значительной мере самоустранилось от эффективной защиты экономических структур и предпринимателей, хотя они являются налогоплательщиками и вправе рассчитывать на такую защиту.

Литература к теме
1. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики, 1994, № 12.
2. Алмаев М., Мехед Н., Фомин А. Сущность и угрозы экономической безопасности // Власть, 1996, № 12.
3. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность:
Оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики, 1994,
№12.
4. Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-
технические аспекты. Экономическая безопасность: вопросы реализации государственной стратегии. М.: Знание, 1998.

5. Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика.
М.: Изд-во ИСПИ РАН, 2001.
6. Ващекин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул АЛ. Безопасность предпринимательской деятельности. М.: Экономика, 2002.
7. Дзлиев ММ. Неформальная экономика России. М.: АтиСО, 1999.
8. Концепция экономической безопасности Российской Федерации. Основные положения. Экономическая академия при Минэкономики РФ.
М., 1994.
9. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской
экономики / Рук. авт. колл. Д.С. Львов. М.: Экономика, 1999.
10. Раицкий К.А. Устойчивое развитие экономики// Бизнес-Академия,
2002, №1(11).



Контрольные вопросы и задания
1. Сформулируйте понятие "экономическая безопасность".
2. Назовите объекты и субъекты экономической безопасности.
3. В чем заключаются национальные интересы в сфере экономики?
4. Какой смысл вкладывается в понятие "обеспечение экономической безопасности"?
5. Перечислите основные угрозы в сфере экономики, которым должны противодействовать государственные органы.
6. Что является предметом государственной деятельности в сфере обеспечения экономической безопасности?






Тема 16
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Становление современной цивилизации в России невозможно без формирования информационного общества. Этот в целом положительный процесс имеет ряд отрицательных последствий, представляющих угрозу как обществу в целом, так и становлению цивилизованных рыночных отношений, безопасности личности конкретного коммерсанта.
В настоящее время в стране ситуация складывается так, что все бывшие хозяйственники стали рыночниками, а весь рынок - особо рисковым бизнесом. Дезинформирование и сокрытие истины охватывает общество в целом, так как в бизнес вовлекаются все слои населения. Потребность в качественной информации для бизнесмена и предпринимателя стала основой его успеха. Это сведения о сбыте продукции, финансовая ситуация на конкретном предприятии, информация о частной жизни и производственной деятельности конкурентов и многое другое, что необходимо знать и учитывать. Именно по данной причине наиболее ценная инвестиционная информация у нас сегодня повально засекречивается, выдается за служебную тайну, замалчивается или попросту искажается. Между тем любая скрываемая служебная информация, имеющая отношение к делу, является потенциальным полем деятельности экономической разведки.
Объектами опасного информационного воздействия могут быть сознание, психика отдельных людей и их объединений, а также информационно-технические системы различного масштаба и назначения.
В развитых странах техноструктура приобрела практически неограниченную власть. Для того, чтобы реально управлять финансами, нужен доступ к соответствующим информационным банкам и сетям. Это прерогатива людей, работающих с такими банками. Интернациональный характер подобных технологий приводит к тому, что люди, обращавшиеся с данным информационным потоком, могут реально оказывать влияние на положение дел в различных странах.
Внешний долг США составляет несколько триллионов. Но это не очень волнует их администрацию. Дело в том, что в Соединенных Штатах находятся информационные банки, обеспечивающие деятельность 60% банков всего мира. Таков реальный капитал. Деньги - капитал вчерашнего дня. Швейцария может претендовать на финансовое господство, но информационное обслуживание 80% банков этой страны находится в США.
При рассмотрении вопросов безопасности бизнеса в информационной среде обычно исходят из элементов информационной теории денег. По ней деньги носят информационный характер, и сфера использования этой информации чрезвычайно широка: торговля, социальное обеспечение, функционирование государственных структур, оценка общественной ценности личности, оценка потребительской полезности, производственной стоимости товаров и многое другое. Фактически деньги есть универсальный интерфейс, связывающий человека с человеком, человека с предприятием, человека с государством, предприятие с предприятием, предприятие с государством, государство с государством.
Мощность множества субъектов денежных отношений достигает величины порядка 10 млрд.
Но информация не существует без своего носителя. И характер носителя информации решающим образом влияет на возможности ее использования. Имеются три главных носителя денежной информации:
• золото - его физическими характеристиками прямым образом связана сама носимая на нем информация. Для золотых денег такой физической характеристикой был вес (масса). Верификация в такой денежной системе достаточно проста: по весу монеты и ее химическому составу. Она не нуждается в государственной поддержке или требует ее в минимальной степени;
• бумага - это некий субстрат, на котором записана информация, но с физическими характеристиками, которого она практически не связана. Верификация требует использования мощного аппарата государственной защиты, подавления и запугивания против фальсификации.
Деньги, основанные на этих двух типах носителей, являются, как говорят, "наличными", обычно распространяются вместе с их владельцем (в карманах и кошельках) и являются неименными, анонимными;

• электронные деньги - в компьютерных сетях они лишаются
своих "твердых копий". Они невидимы, неслышимы, не имеют ни
вкуса, ни запаха. Распространяются внутри специальной информационной (банковской) системы. Верификация таких денег осуществляется специальными средствами "сетевого (информационного) администрирования" и в принципе нуждается лишь в самой минимальной поддержке государства. Электронные деньги относятся к "безналичным" деньгам, они распространяются без участия их владельца, являются по преимуществу именными деньгами. Если денежная операция в первых двух типах денег является бинарной, т. е. сделка заключается непосредственно между продавцом и покупателем, то электронная денежная операция осуществляется более чем двумя субъектами рынка: в ней участвует плательщик, платежеполучатель и платежепроизводитель, который может быть представлен одним или несколькими субъектами денежных отношений (банками).
Современные технические средства позволяют в принципе создать систему счетного именного денежного обращения, которая будет обладать практически всеми достоинствами наличного, но без его недостатков.
Тем не менее, преступления с использованием современной информационной техники и технологий представляют собой все большую опасность для общества. К основным видам этих преступлений относятся:
* махинации с электронными деньгами;
* компьютерное хулиганство;
* хищения разнообразной информации, хранящейся или пере
даваемой в "безбумажном" виде, и др.
По мнению специалистов, компьютер сегодня становится самым многообещающим орудием преступности. Ведь в развитых странах практически все денежные операции производятся через компьютерные системы и сети.
Что касается коммерции, то специалисты единодушно признают, что кроме благ "виртуальная торговля" несет еще ряд сложностей и опасностей:
• обман и мошенничество - угрозы не только со стороны покупателей, но и продавцов. Согласно исследованиям британской
фирмы Armor Group, более 1/3 всех дорогих товаров, продающихся
через Интернет, - подделки. Этому виду обмана даже придуман
новый термин: "Dot.com" (точка-надувательство);
• уход от налогов - здесь много проблем для любого государства. Например, отсутствие эффективного контроля со стороны на
логовой инспекции за сделками в киберпространстве. Нарушение
конфиденциальности сделок. Информацию об интересующем
лице получить очень просто. Достаточно просмотреть историю его покупок в "виртуальном магазине". Покупатели такой информации всегда найдутся, как и продавцы;
• нарушение авторских прав - распространение, например, "пиратского" программного обеспечения через Интернет. Другой аспект этой проблемы - защита от несанкционированного копирования информации, размещенной на сайтах.
Широкое распространение получили кредитные карточки, заменяющие обычные деньги. Этот удобный вид расчетов за товары и услуги несет определенные опасности для предпринимателя.
Безусловно, это удобная форма расчетов, поэтому она получила широкое распространение во многих странах мира и постепенно внедряется в России. Но вместе с тем тут имеются определенные опасности.
Так, каждый американец незаметно для себя оказывается "под колпаком" индустрии сбыта. При установке телефона, покупке телевизора или газонокосилки ему предлагают заодно заполнить небольшую анкету о том, что бы хотелось приобрести еще. В награду за это его обещают включить в розыгрыш автомобиля или, к примеру, приза в 100 тыс. долл. О выигрышах слышать не приходилось, но вот собранные списки потенциальных покупателей приносят хорошие деньги их владельцам и перепродаются по всей стране.
Если покупатель расплачивается с помощью пластиковой карточки, каждая операция фиксируется и заносится в личный файл, хранимый специальным ведомством и именуемый кредитной историей. Кредитная история, накапливающаяся в течение всей жизни, расскажет о человеке подробнее, чем партийная характеристика.
У ФБР нет больше нужды вести личные дела на своих подопечных. Сведения о том, сколько человек тратит денег, на что именно, вовремя ли расплачивается с долгами, - кладезь информации о нем.
Можно по счетам из госпиталя судить о его здоровье, из книжного магазина - о взглядах и вкусах, из винной лавки - о точном потреблении спиртного и т.д. Доступ к кредитной истории, которая считается сугубо финансовым документом, открыт для любого, кто пожелает проверить платежеспособность человека.
Это, конечно, удобно - обходиться без пачек денег и расплачиваться хоть по телефону. Но американцев все больше начинает пугать объем информации, который накапливается о каждом из них где-то там - в компьютерах правительственных органов и частных фирм.
Поток фиксируемых сведений о личной жизни растет с каждым шагом технологического прогресса. Поклонники Интернета вдруг обнаруживают, что со стороны при желании очень легко проследить за их перемещениями в сети, сделать выводы о наклонностях и интересах, а то и прямо через сеть залезть в компьютер и ознакомиться с содержанием личного почтового ящика.
Уже сформулированы общие рекомендации по защите бизнесменов от достижений технического прогресса. Они выглядят следующим образом:
* по возможности отказаться от пользования карточками и платить наличными;
* говорить неизменное "нет" торговцам по телефону, поскольку, купив однажды, человек попадает в список перспективных клиентов, который будет передан новым продавцам;
* ничего не выписывать по почте, многие из занимающихся
этим бизнесом кампаний продают списки своих покупателей;
* защитить свой подключенный к Интернету компьютер с помощью специальных программ;
* по возможности не оставлять в магазинах своих телефонов,
адресов и прочих координат, даже если об этом настойчиво просят.
Широко распространенная во всем мире, в том числе и в России, всемирная информационная сеть Интернет стала основным средством почти мгновенного удаленного доступа к информации, накопленные информационные ресурсы не поддаются исчислению. Проблема их хранения в одном месте уже неактуальна - Интернет как средство доступа позволяет за один сеанс работы получить информацию из самых различных мест.
Эти возможности доступны и в нашей стране. Количество пользователей русскоязычного сегмента Интернета, по разным оценкам, колеблется вокруг 500 тыс., а узлов, говорящих по-русски, - более 6 тыс. И динамика роста здесь одна из самых высоких в мире.
Хотя основную долю информационного пространства Интернета занимает различная научная, гуманитарная, а в последнее время все больше развлекательная и рекламная информация, здесь можно найти различные справочные массивы информации, электронные варианты СМИ, коммерческую информацию, специализированные информационные подборки, официальную информацию правительственных, банковских и предпринимательских структур.
В отношении конкретной информации по отдельным субъектам рынка типовые информационные запросы выполняются очень просто и быстро. Например, типичный информационный заказ по иностранному партнеру - регистрационные данные, производимая продукция, история фирмы, клиенты, общие сведения о руководстве - может быть решен исключительно средствами Интернета при относительно невысокой себестоимости. Основная часть этой информации просто считывается с соответствующего рекламного узла фирмы, о которой требуется информация.
Взрывное развитие сети Интернет, массовый и быстрый переход банков, финансовых и торговых компаний на компьютерные операции с использованием электронных сетей вызвали появление не только совершенно новой и удобной реальной услуги, но и новую область преступной деятельности, где персональный компьютер стоимостью около 2 тыс. долл. и скоростной модем могут превратить профессионального программиста в неуязвимого взломщика.
Активно идущие в различных государствах процессы компьютеризации пока еще не получили должного законодательного и нормативно-правового урегулирования. Как правило, эти процессы носят плохо организованный и слабо контролируемый на государственном уровне характер. Все это не осталось незамеченным со стороны криминальных структур.
Процессы компьютеризации подобно цепной реакции повлекли за собой возникновение компьютерных преступных групп, специализирующихся на совершении преступлений в сфере компьютерных технологий, а также способствовали все более активному вовлечению специалистов-компьютерщиков в различные преступные группировки и сообщества, особенно международного уровня, используемые организованной преступностью для обеспечения своих преступных интересов. За последние годы ученые и специалисты отмечают новое криминальное явление, новый вид преступности - компьютерная преступность.
Эти обстоятельства вызвали новые нетрадиционные угрозы безопасности современного мирового сообщества в целом, и национальной безопасности России в частности. Отмечается, что за последние 10 лет значительно возросло количество преступлений, совершаемых с использованием компьютера и телекоммуникационных систем.
При этом зарубежное законодательство четко разграничивает два понятия: "компьютерные преступления" и "преступления, совершенные с помощью компьютера". В последнем случае это преступления, которые могут быть совершены и без компьютера, а компьютер или компьютерная сеть в данном случае лишь облегчают их совершение и являются одним из средств для этого.
Что касается компьютерных преступлений, то это преступления, при которых объектом преступления выступают компьютер, компьютерная информация или компьютерная сеть. Неправомерным доступом к компьютерным системам, информации или сетям могут считаться как попытка совершения такого преступления, так и осуществленное проникновение. Средством совершения преступления в данном случае также является компьютер, а субъектом преступления - лицо, обладающее определенными познаниями в сфере компьютерных технологий и навыками работы на компьютере.
По своему характеру компьютерные преступления представляют собой специфическую разновидность криминала. Как правило, объект преступного посягательства и физическое присутствие преступника - в разных местах. Чаще всего момент совершения преступления весьма скоротечен, а фиксирование следов преступного посягательства довольно затруднено.
Всевозможные мошенничества с использованием компьютерных технологий могут осуществляться как на территории одного государства, так и на территории нескольких государств одновременно.
"Грязные деньги" (с наркотиков, рэкета, игорного бизнеса и проституции) любят скорость и секретность обналичивания. В этом смысле Интернет с его скоростью и анонимностью является идеальным средством.
Одной из основных сфер интересов организованной преступности является "отмывание" денег, в том числе методами несанкционированного подключения к компьютерам финансовых учреждений. В данном случае организованные преступные группы из разных стран объединяют свои усилия, образуя тем самым транснациональные группировки, действующие с разных континентов, сводя на нет все усилия правоохранительных органов и специальных служб.
Следует иметь в виду, что перевод денег электронной почтой решает проблему транспортировки большой массы денег. Отметим, что 1 млрд. долл. в банкнотах по 100 долл. весит 11т.
В зависимости от преступной специализации, обычно классифицируют правонарушителей в сфере высоких технологий следующим образом:
* хакеры (Hackers) - люди, которые проявляют интерес к изучению компьютеров и коммуникационных систем;
* крекеры (Crackers) - так рекомендуют именовать хакеров, взламывающих
системы безопасности, внося в них несанкционированные изменения;
* фрикеры (Freakers) - взломщики различных систем телекоммуникации.

Все крупные банки используют электронную систему расчетов, при которой клиенты имеют возможность осуществлять денежные переводы со своего счета на другой с помощью персональных компьютеров. Такой облегченный способ расчетов дает неплохой шанс злоумышленникам подключаться к банковским электронным сетям со своего компьютера и использовать деньги клиентов банка.
Обойти все защитные уровни и войти в компьютерную сеть можно, например, подсоединившись к телефонной линии клиента банка. Записать сеанс общения клиента с банком. Внести в этот сеанс некоторые поправки, а затем через некоторое время запустить его вновь. Деньги пойдут со счета клиента, но уже с учетом поправок, туда, куда нужно.
Сама акция обычно занимает не более 10 минут. За это время хакер не только успевает проникнуть в компьютерную сеть банка и обойти все ловушки, но и перевести крупные суммы на те самые счета, с которых в заранее обусловленное время сообщники снимают "внезапно" свалившиеся деньги.
Масштабы работы компьютерных мошенников таковы, что в общей сложности каждый день они извлекают со счетов банков и компаний не менее 2 млн. долл.
Преступники, как правило, остаются не наказанными, поскольку при такой организации дела поймать их практически невозможно.
Подделка кредитных карточек, воровство денег с помощью ЭВМ приняли характер подлинного бедствия в США, Италии, некоторых других странах. Компании, особенно банки, всячески скрывают компьютерное воровство, поскольку опасаются падения доверия вкладчиков, акционеров, партнеров. Поэтому в официальной статистике оценок масштабов потерь почти нет. Да и жертвы электронных махинаторов часто не подозревают, что их обокрали.
Эксперты полагают, что в США с помощью ЭВМ из банков похищают в 4 раза больше денег, чем при вооруженных ограблениях, что за 10 лет ежегодные потери возросли более чем в 20 раз и могут исчисляться десятками миллионов долларов, что раскрываемость подобных преступлений не более 15%.
В сфере коммерции все многообразие денежных операций с использованием Интернета сводится к трем вариантам:
* управление денежным счетом через Интернет - эта технология уже хорошо разработана, и такие услуги предлагают своим
клиентам многие банки;
* коммерческие заказы через Интернет с постоплатой - это
также хорошо разработанная технология. Через Интернет заказывается некий товар, который доставляется через другой канал, например, через почту или прямую доставку. После получения товара его оплачивают, например, через почту или прямую доставку через офлайновую кассу, которую привозит с собой доставщик товара. Таким образом, здесь проблем также не возникает;
* использование "киберденег" - наиболее сложной является ситуация, когда товар поставляется через Интернет или необходимо осуществить оплату в режиме online. Например, при покупке программного продукта, базы данных, консультационных услуг через Интернет, при заказе билета на самолет с немедленной оплатой, до получения - так как иначе этот билет может быть продан другому. Именно для этого случая и придумываются всевозможные "киберденьги".
Сложными являются проблемы конфиденциальности и достоверности информации в Интернете. На деле это различные понятия (можно, например, конфиденциально беседовать с откровенным преступником). Для Интернета эта проблема особенно остра. Легко создать собственный сайт, представившись кем угодно, тем более что в Интернете нет никакой цензуры или проверки достоверности информации. И никакая электронная подпись, никакая криптография тут не помогут.
Проблемы конфиденциальности решаются через криптографию, или охрану каналов связи. Но проблема достоверности есть проблема, относимая к области нотариальной деятельности. В современном мире именно институт нотариата является важнейшим элементом верификации субъектов и документов. Поэтому и в Интернете должен быть прежде всего создан институт нотариата.
Можно создать и специальный Интернет-нотариат. Но, думается, что для этой цели, вероятно, можно использовать сами банки.
Каждый банк должен иметь собственный сервер в Интернете, который будет выполнять нотариальные функции по отношению к своим клиентам.
Однако прежде всего необходимо верифицировать сами банковские серверы. Для этого на своем сервере или сайте банк должен поместить информацию о себе, чтобы его клиенты могли (за плату или бесплатно, на усмотрение банка) создавать свои home-pages, в которых представляют сведения о себе по собственному желанию. При этом некоторые сведения они могут верифицировать в банке, что отмечается определенным образом на этой странице, например, жирным шрифтом. Так, фирма сообщает, что у нее есть какие-то патенты, лицензии и другие документы, что она работает столько-то лет, что она производит такие-то продукты. И если эти сведения выделены жирным шрифтом, то это означает, что банк клиента эти сведения подтверждает, верифицирует.
Если некоторый пользователь Интернета выступает с коммерческими предложениями, то он должен, естественно, привести и номер банковского счета, а для собственной верификации - установить ссылку на свою страницу на сайте своего банка. Таким образом, любой клиент Интернета может проверить достоверность тех или иных утверждений фирмы путем перехода на home-page этой фирмы на сайте ее банка. Возможности для мошеннических действий резко сокращаются. Доверять или не доверять коммерческим предложениям некоторой фирмы, если у нее нет подтверждений от банка, дело самих клиентов. Ясно, что верифицирующие страницы на сайте банка станут важнейшим элементом любой серьезной фирмы.
Имея систему сетевого нотариата и оплаты с использованием Интернета, можно будет спокойно заключать коммерческие договоры между физическими или юридическими лицами, находящимися на противоположных краях Земли, вообще не видя партнеров. Договоры не потребуют бумажной формы, а смогут размещаться в электронном виде на ответственное хранение в тех же самых банковских серверах.
Можно будет подавать прямо через Интернет иски в суд или арбитраж на основании этих электронных документов. Ни на одном этапе при этом не нужны будут бумажные копии.
Неэффективность хозяйственной политики российских предприятий во многом связана с неумением, а порой и нежеланием заниматься обработкой и анализом информации об окружающей их (часто достаточно агрессивной) среде. К сожалению, этот факт только начинает привлекать внимание руководителей российских предприятий, и пока мало кто из них может определить тип необходимой для предприятия информации, квалифицированно организовать ее поиск, избежать эффекта дезинформирования, умело использовать полученную информацию для принятия решений и организации текущего контроля хозяйственной деятельности.
В условиях рыночной экономики предприятие не может эффективно работать без глубокого понимания ее движущих сил, без постоянно обновляемой информации о том, что происходит в занимаемом им сегменте рынка. При этом в обязательном порядке надо учитывать, что имеющиеся у предприятия возможности, диктуемые окружающей средой и определяемые балансом интересов различных сообществ, группировок и отдельных личностей, зачастую вытекают не из логики событий, а из эмоций, личных симпатий и антипатий.
В целом, не упоминая о явном криминале, информационные угрозы можно свести в три группы.
Первая группа угроз исходит от нормативных актов, издаваемых руководством страны, и подзаконных актов, издаваемых различными ведомствами (Центральный банк РФ, Министерство по налогам и сборам и др.), которые иногда противоречат законам и друг другу, однако все равно подлежат исполнению. Бороться с этими актами и инструкциями теоретически можно только с помощью судебных органов, однако на практике это, как правило, неэффективно. Поэтому вероятность негативных последствий для предприятия от этой группы угроз может быть уменьшена только путем повышения качества юридического и бухгалтерского оформления проводимой деятельности.
Следует иметь в виду, что ни один юрист или бухгалтер не в состоянии владеть всем многообразием постоянно меняющихся нормативных актов и инструкций, а также особенностями их применения на практике. Поэтому зачастую для оформления важных мероприятий целесообразно привлекать сторонних специалистов узкого профиля, хорошо разбирающихся в тонкостях отдельных вопросов.
К этой же группе угроз следует отнести не спровоцированные претензии от различных контролирующих организаций (пожарная служба, санэпидемнадзор и др.).
Вторая группа внешних угроз вытекает из невыполнения партнерами, заказчиками, поставщиками, клиентами и другими своих обязательств по оплате контрактов, поставке товаров и т.п. В этом случае ущерб возникает из-за неправильного прогноза всех возможных последствий того или иного мероприятия.
Третья группа угроз обусловлена внутренними конфликтами в коллективе или среди руководства экономической структуры либо преступными наводками со стороны персонала (часто со стороны охраны). С учетом реальности данных угроз, следует по возможности привлекать службы безопасности к решению кадровых вопросов.
Для этого необходимы: система сбора, обработки и анализа информации, ее хранения и использования, классификация признаков готовящихся преступлений по всем указанным проблемам, этапы их подготовки, систематизация этих признаков и разработка на их основе системы прогнозов возможных подрывных и иных акций против охраняемых объектов и лиц.
Основной принцип работы предприятия в условиях рыночной экономики - стремление к получению максимальной прибыли. Его ограничивает только возможность понести убытки. Риск является неустранимым элементом управленческого решения любого уровня. Отклонения в оценке информации могут быть как позитивными, так и негативными. В первом случае речь идет о возможности получения прибыли, во втором - убытков.
Отсюда: основное предназначение системы экономической разведки заключается в обеспечении руководства достоверной, объективной и полной информацией о намерениях партнеров, смежников, клиентов и контрагентов, о сильных и слабых сторонах конкурентов; сборе данных, позволяющих оказывать влияние на позицию оппонентов в ходе деловых переговоров; оповещении о возможном возникновении кризисных ситуаций; мониторинге и контроле хода реализации заключенных договоров и достигнутых ранее договоренностей.
Исходя из этого, целями разведывательной деятельности в экономике являются:
* своевременное обеспечение руководства надежной и всесторонней информацией об окружающей предприятие среде. Выявление факторов риска, которые могут затронуть экономические интересы предприятия и помешать его нормальному функционированию;
* организация максимально эффективной информационной
работы, исключающей дублирование функций друг друга структурными подразделениями предприятия;
* выработка краткосрочных и долгосрочных прогнозов влияния окружающей среды на хозяйственную деятельность предприятия. Разработка рекомендаций по локализации и нейтрализации
активизирующихся факторов риска;
* усиление благоприятных и локализация неблагоприятных
факторов влияния окружающей среды на хозяйственную деятельность предприятия (управление рисками).
Неотъемлемой частью экономической разведки стал промышленный шпионаж, ведущийся негосударственными организациями и частными лицами.
Термины "экономический шпионаж", "промышленный шпионаж", "коммерческий шпионаж", "научно-технический шпионаж" означают: активные действия, направленные на сбор, хищение, накопление и обработку ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц, ведущиеся негосударственными организациями и частными лицами.
Наиболее полное, с юридической точки зрения, определение экономической разведки дает Интерпол: "Это приобретение любым обманным путем интеллектуальной собственности, принадлежащей какому-либо юридическому лицу, которая была создана или законно приобретена этим юридическим лицом с целью произвести что-то, что имеет или может иметь промышленную ценность и, в более широком плане, ценность для национальной экономики".
Промышленный шпионаж осуществляется в целях овладения рынками сбыта, подделки товаров, дискредитации или устранения конкурентов, срыва переговоров по контрактам, перепродажи фирменных секретов, шантажа определенных лиц, создания условий для подготовки и проведения террористических и диверсионных акций.
При планировании разведывательной деятельности опираются на три главных принципа:
* определение целей разведывательной деятельности;
* определение потребности в информации для достижения этих
целей;
* определение источников получения необходимой информации.
Число частных организаций, специализирующихся на добывании сведений о конкурентах, постоянно растет. Промышленный шпионаж является единственной предпринимательской отраслью, которая не страдает от периодически возникающих кризисов экономики. Мало того, по мере роста инфляции, усиления конкуренции и социальной напряженности промышленный шпионаж лишь активизируется.
Практика свидетельствует, что негосударственные организации, занимающиеся промышленным шпионажем, проявляют наибольший интерес к ряду показателей фирм, организаций и банков.
Это:
* финансовые отчеты и прогнозы;
* маркетинг и стратегия цен;
* технические параметры существующей и перспективной продукции;
* условия контрактов;
* перспективные планы развития производства;
* финансовое положение компаний;
* условия продажи или слияния фирм;
* организационная структура корпорации;
* элементы систем доступа к информационным сетям и цент
рам.
Затраты на разведку составляют в среднем 1,5% торгового оборота крупных концернов. Так, в некоторых японских фирмах разведывательной работой постоянно занимаются до 250 человек.
По данным журнала "Тайм", из-за хищения производственных секретов американские фирмы терпят убытки примерно в 20 млрд. долл. в год. Эта цифра, видимо, сильно занижена. Образованы специальные службы транснациональных корпораций, сотрудничающие с государственной разведкой, такие, как "Американское сообщество по промышленной безопасности".
Существует множество способов получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов. Условно их можно разделить на две большие группы: законные и незаконные методы, - что, собственно, и подразумевает деление добывания информации на экономическую разведку и промышленный шпионаж.
Законные методы, т.е. методы экономической разведки:
* сбор и анализ информации из официально публикуемых источников;
* посещение выставок, ярмарок, устраиваемых конкурентами;
* приобретение и изучение продукции конкурентов.

Незаконные методы, т.е. методы промышленного шпионажа:
* выведывание интересующей информации у специалистов
конкурентов;
* сманивание специалистов для получения от них информации;
* подкуп сотрудников из закрытых подразделений конкурента;
* засылка агентов на фирму или в окружение ведущих специалистов;
* похищение чертежей, документов и образцов изделий;
* негласный контроль за деловой корреспонденцией;
* незаконное получение информации у государственных чиновников;
* получение информации с использованием технических
средств;
* ложные переговоры и последующий отказ от них после получения необходимой информации и др.
Основной канал получения легальной информации - это чтение различных открытых публикаций и изданий.
Доля получаемой за счет этого информации в среднем составляет 50%, а по некоторым исследовательским лабораториям достигает даже 70%. Исходя из этого, к примеру, правительство Японии еще в 1957 г. организовало Японский научно-технологический информационный центр, который ежегодно анализирует 11 тыс. журналов, в том числе 7 тыс. зарубежных, 15 тыс. технических отчетов и докладов и рассылает 500 тыс.резюме.
Они дополняются другими методами, многие из которых не отличаются особой корректностью, однако все они неизменно эффективны. Это:
* закупка товаров конкурента;
* присутствие на ярмарках, выставках, конференциях и т.п. для
сбора всей доступной информации и фотографирования всего, что возможно;
* посещение предприятий;
* финансирование контрактов на выполнение научно-исследовательских работ за рубежом в целях проникновения на фирму;
* отправка на учебу за рубеж студентов и стажеров;
* бесконечные безрезультатные переговоры, в процессе которых постоянно запрашивается дополнительная информация;
* похищение чертежей и технической информации;
* шпионаж и заурядное воровство.
* Представляющими особый интерес для экономической разведки областями являются:
* научно-исследовательские и конструкторские работы;
* финансовые операции компаний, в том числе финансирование проектов и инвестиционная политика;
* особенности технологического процесса, спецификация продукции, результаты испытаний;
* маркетинг (и в частности, режим поставок, список заказчиков,
конъюнктура рынка, сведения о заключаемых сделках, а также
отчеты о реализации продукции);
* организация производства, в том числе данные о вводе в строй
новых, расширении или модернизации существующих производственных мощностей, объединении с другими фирмами;
* коммерческая философия руководителей фирм-конкурентов,
* стратегия их бизнеса и т.д.
Информация о конкурентах, полученная как законными, так и незаконными методами, имеет свойство устаревать.
По опубликованным данным, оперативно-тактическая информация теряет ценность примерно по 10% в день (например, в случаях предупреждения вымогательства, краткосрочного кредитования, предложения приобрести партию товара в срок до 1 месяца). Информация стратегического, долговременного характера теряет ценность примерно по 10% в месяц (сведения о крупных клиентах и торговых партнерах, преступных группировках и т.д.). Информация о неизменных объектах (промышленная инфраструктура, природные ресурсы) теряет ценность примерно по 15% в год.
В современных условиях при проведении промышленного шпионажа негосударственными структурами широко применяются технические средства. На рынках развитых стран, в том числе и России, имеется широкий выбор микрофонов, микромагнитофонов, радиозакладок, закамуфлированных под бытовые предметы, приборы ночного видения и т.п., что позволяет достаточно эффективно и в короткие сроки проводить операции по техническому проникновению на объекты.
Для осуществления промышленного шпионажа используется ряд специально разработанных средств:
* специальная звукозаписывающая аппаратура;
* приборы для съема информации с телефонных линий связи;
* мини-радиозакладки;
* аппаратура для съема информации с окон с помощью лазерных излучателей;
* направленные микрофоны;
* специальные системы наблюдения и передачи видеоизображения;
* специальная фотоаппаратура;
* приборы наблюдения;
* приборы ночного видения;
* аппаратура для выявления радиоактивного и иного излучения.
Важная деталь современной разведывательной деятельности - простота, доступность и дешевизна современных средств тайного съема информации.
Комплект оборудования мобильного поста перехвата, позволяющий осуществить дистанционный съем информации на расстоянии 1 км, стоит не более 400 долл.
Практика показывает, что работу по перехвату, допустим, пейджинговых сообщений может выполнить частное лицо (к примеру, бывший работник спецслужб или даже средний программист) с помощью компьютера с процессором Pentium-200 и сканирующего приемника.
Ситуация усугубляется тем, что за подобные действия практически не предусмотрена уголовная ответственность. Статья 138 головного кодекса РФ (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений) сулит нарушителям штраф в размере от 100 до 300 минимальных окладов или арест на срок от 2 до 4 месяцев.
Всяким разведывательным действиям (законным и незаконным) со стороны партнеров по бизнесу и конкурентов должна противодействовать активная контрразведывательная деятельность фирмы. При этом следует иметь в виду, что основным объектом разведывательной деятельности противника в конечном итоге является та или иная конфиденциальная информация |фирмы, составляющая коммерческую тайну.
Под коммерческой тайной (конфиденциальными сведениями) понимаются не являющиеся государственными секретами сведениями, связанные с производственно-технической и другой деятельностью фирмы, а также с их технологической информацией, управлением, финансами и т.п., разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб ее интересам.
К сведениям, составляющим коммерческую тайну, относятся "несекретные сведения, предусмотренные в перечне конкретных •сведений, содержащих коммерческую тайну, который утвержден и (•введен в действие приказом директора фирмы.
Конфиденциальные сведения - это информация, которую можно разделить на две группы: деловую и технологическую.

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign