LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Россия как часть антитеррористической коалиции уже определилась со своей позицией. Руководство страны поддержало действия США по проведению акции возмездия террористам и обязалось предоставлять информацию о террористических организациях, а также пропускать через воздушное пространство страны самолеты с гуманитарными грузами (правда, не совсем ясно, каким образом будет определяться, гуманитарные ли это грузы).
Вместе с тем, учитывая, что каждый пятый гражданин России является мусульманином, нашему государству надо исключительно осторожно и взвешенно определять меру своего участия в военных акциях США. Необдуманные действия в этой сфере могут существенно дестабилизировать политическую обстановку в стране.
В качестве примера можно упомянуть трагические события в конце октября на нескольких московских рынках, когда в результате погромов пострадали прежде всего "лица мусульманской национальности", что развязало руки радикально настроенным лидерам российского ислама. Как заявил в свое время председатель Духовного управления мусульман азиатской части России шейх Н. Ашир, "в Афганистане идет крестовый поход против ислама с участием Российской Федерации... Я считаю, что каждый мусульманин имеет право воевать на стороне защитников афганского государства - талибов".
Основой для повышения эффективности противодействия отдельных государств и мирового сообщества в целом террористической деятельности является совершенствование нормативно-правовой базы борьбы с этим негативным общественно-политическим явлением.
Международное сообщество было вынуждено активизировать противодействие актам террора еще в конце 60-х - начале 70-х годов. Именно в этот период теракты стали активно использоваться как средство политической борьбы и метод влияния на политические процессы, происходящие в обществе. Как естественная ответная реакция активизировалось сотрудничество государств в
борьбе с терроризмом.
Был принят ряд международных документов по этой проблеме, однако правила, содержащиеся в международных договорах, были недостаточно конкретны. Так, Конвенция ООН 1973 г. всего лишь устанавливала, что "каждое государство-участник предусматривает соответствующие наказания за такие преступления с учетом их
тяжкого характера".
Состоявшаяся в 1996 г. в Париже международная конференция по борьбе с терроризмом с участием министров иностранных дел и глав служб безопасности государств "Большой семерки" и России еще раз заявила о намерении своих стран повести совместную скоординированную борьбу со всеми проявлениями терроризма на международном и национальном уровнях. Участники конференции приняли общую декларацию - план, включающий ряд положений, призванных не только значительно затруднить "работу" преступников, но и улучшить раскрываемость совершенных террористами преступлений.
В числе намеченных мер были: разработка и унификация международного и национальных антитеррористических законодательств, ограничение свободы перемещения лиц, подозреваемых в причастности к террористической деятельности, обмен информацией о террористах и их организациях, усиление контроля за производством и продажей оружия и опасных веществ. Предполагалось создать единую общую систему идентификации взрывчатки, унифицировать газоанализаторы, совместно разрабатывать иные технические приборы, позволяющие определять адреса и исполнителей терактов и производителей необходимых им материалов и оборудования.
Кроме того, в настоящее время в различных странах действует РЯД национальных нормативно-правовых актов контртеррористической направленности.
В Великобритании в 1974 г. был принят Закон "О предупреждении терроризма (временные положения)". Несколько позже были приняты дополнения к этому закону, устанавливающие, в частности, дополнительные меры уголовной ответственности за финансирование террористической деятельности, за недонесение о готовящихся актах террора и укрывательство лиц, обвиняемых в терроризме.
В Италии в 1980 г. был принят Закон "О срочных мерах по охране демократического порядка и общественной безопасности", согласно которому акты террора объявлены государственным преступлением, за которое предусматривается максимальный срок наказания. Эти положения применяются совместно с нормами Уголовного кодекса Италии.
В Германии законодательство содержит около 10 специальных законов, направленных на борьбу с терроризмом. Они действуют и как самостоятельные правовые документы, и как вносящие изменения и дополнения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство государства. По этим документам, создание тер- рористических групп относится к квалифицирующему состав} преступления, обладающего повышенной общественной опасностью, а также закрепляется более высокая степень ответственности и мера наказания руководителям и вербовщикам террористических организаций. Значительно расширены процессуальные права полицейских органов по проведению обысков, задержаний и арестов по фактам, имеющим отношение к террористической деятельности, дано правовое обоснование созданию контрольно-пропускных пунктов по проверке лиц, подозреваемых в террористической деятельности.
В Соединенных Штатах Америки законодательство до недавнего времени предусматривало уголовную ответственность лишь за отдельные проявления террористической деятельности. Оно квалифицирует все террористические акты в отношении иностранных должностных лиц и официальных гостей США (убийства, покушение и заговор с целью убийства, похищение) как чисто уголовные преступления. Законодательство только некоторых субъектов федерации США (штат Делавар, Калифорния, Арканзас и др.) определяет состав терроризма и закрепляет понятие "терроризм".
Хотя после событий 11 сентября 2001 г. новые федеральные нормативно-правовые акты, связанные с усилением борьбы с терроризмом, еще не приняты, законодательство отдельных штатов страны значительно ужесточено.
Изучение зарубежного законодательства позволяет выделить некоторые закономерности правовой регламентации борьбы с терроризмом, а именно:
• кодификация законодательных норм в области борьбы с терроризмом способствует их более эффективному применению;
• законодательство отдельных стран своевременно реагирует на
изменения в международной договорной практике в этой области,
отражая все ее позитивные начала;
• государства предусматривают повышенную меру ответственности и наказания за совершение террористических актов и участие в террористической деятельности;
• уголовное преследование за акты насилия, совершаемые в
отношении лиц, обладающих правом на специальную защиту,
предусматривается нормами чрезвычайного антитеррористического законодательства.
Одним из важных направлений борьбы с терроризмом является использование средств массовой информации (СМИ). Эта проблема имеет ряд основных аспектов:
• стремление террористов использовать СМИ для осуществления дополнительного "нажима" на властные структуры за счет
усиления страха и паники среди населения;
• превращение СМИ в вольный или невольный источник ин
формации для террористов о деятельности властей по их нейтрализации;

• освещение СМИ хода осуществления террористических
актов, особенно таких, как захват заложников, носящих, как правило, достаточно длительный характер;
• желание властей, и прежде всего правоохранительных органов, использовать СМИ для предотвращения террористических
актов (в частности, предотвращения их трагических исходов).
Особо опасно становление в массовом сознании населения "культа насилия", "культа террористической деятельности". Уже в 70-е годы прошлого столетия специалисты заговорили о возникновении
особой "субкультуры терроризма", связывая это с систематической демонстрацией насилия в прессе, кино и на телевидении.
По мнению психологов, именно на СМИ, прежде всего электронных, лежит значительная доля ответственности за рост терроризма и применение насилия, поскольку многочисленные сцены насилия на экране "снижают природные наклонности детей, их готовность воспринимать новые идеи и опыт, их любознательность, их спонтанный и лишенный предубеждений интерес к другим людям и направляют их развитие в сторону цинизма, алчности, враждебности, жестокости и бесчувственности". Как заявил один из американских экспертов, если бы удалось прекратить скрытую "рекламу" терроризма в СМИ, то "удалось бы ликвидировать 75% национального и международного терроризма". Если бы СМИ подробно не освещали так называемые "символические" теракты (типа попытки "подрыва" памятника Петру I в Москве), то эти акции потеряли бы всякий смысл.
Как отмечал директор Нью-Йоркского института по изучению международного терроризма И.Александер, "СМИ создают впечатление, что они симпатизируют терроризму; они тем самым порождают для дальнейшего роста насилия климат. Реклама, которая обязательно сопутствует актам сверхнасилия (вспомним Буденновск и Кизляр - Первомайское, сделавшие руководителей этих акций политическими фигурами международного масштаба!), фактически служит системой поощрения терроризма".
Представители правоохранительных органов рекомендуют журналистам при освещении терактов придерживаться определенной линии поведения:
• не предпринимать никаких самостоятельных или неразрешенных действий, которые могут подвергнуть еще большей опасности жизнь заложников;
• следить за тем, чтобы не оказаться самим вовлеченным в
конфликт, что может как подвергнуть опасности их собственную
жизнь, так и еще больше усложнить ситуацию и усилить угрозу
жизни заложников;
• стараться не тиражировать идеи, платформы и программы действий террористов, уклоняться от прямой передачи интервью с террористами по радио и телевидению;
• при трансляции требований террористов избегать риторики и пропаганды, излагать их пожелания своими словами;
• уклоняться от прямых контактов с террористами, поскольку это может затруднить работу спецслужб и усилить опасность для жизни заложников.
Обеспечением же успеха при проведении работ по предотвращению террористических актов и ликвидации их последствий, считают эксперты из правоохранительных органов, является конструктивное сотрудничество СМИ, силовых структур и органов
власти.
Российское руководство также высказало озабоченность позицией СМИ по освещению хода осуществления контртеррористической операции по освобождению заложников, захваченных в Доме культуры ГПЗ. Был высказан ряд рекомендаций в адрес средств массовой информации, особенно электронных, пока юридически никак не оформленных.
Серьезную опасность для всего мирового сообщества представляет все более распространяющийся технологический терроризм - использование или угроза использования ядерного, химического и бактериологического оружия, радиоактивных и высокотоксичных химических и биологических веществ, а также попытки захвата экстремистами ядерных и иных промышленных объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, ради достижения политических целей.
Хотя этот вид преступной деятельности пока еще не получил широкого практического распространения, опасность его проявления в ближайшее время достаточно велика.
Традиционный терроризм не угрожал обществу как таковому, не затрагивал его системных основ. Высокотехнологичный терроризм новой эпохи способен продуцировать системный кризис во всем мировом сообществе. К сожалению, адекватный ответ на этот пока не проявленный вызов еще не найден, и из-за этого весьма вероятно, что процесс глобализации в развитии цивилизации может быть существенно затруднен.
Предвестниками терроризма нового поколения стали трагедии в Бхопале и Чернобыле, которые явно продемонстрировали высокую уязвимость нынешней техносферы, показали возможность преступного продуцирования антропогенных катастроф, сравнимых по масштабам разрушений и жертвам с результатами боевого применения оружия массового уничтожения. В современной России возможностей для проявления технологического терроризма более чем достаточно. При дальнейшем обострении социально-политической обстановки, расслоении общества, обнищании широких масс технологический терроризм из потенциальной угрозы может быстро перерасти в факторы боевых проявлений. Весьма опасны техногенные аварии и катастрофы в черте больших городов.
Сегодня в России более 3 тыс. объектов, которые при авариях или разрушениях могут привести к массовым поражениям населения. Химические, целлюлозно-бумажные и нефтеперерабатывающие комбинаты, заводы минеральных удобрений, черной и цветной металлургии и т.д. для своей работы создают немалые запасы ядов. Но не только они. Овощная база, например, может иметь запас в 150 т аммиака, который используется в холодильниках, на станциях водоподготовки, и от 100 до 400 т хлора.
Напомним, что в Первой мировой войне хлор применялся Германией как химическое оружие. Сегодня в Москве 4 водопроводные станции, и для очистки воды они накопили столько хлора, что его хватило бы для уничтожения нескольких таких городов, как наша столица. Недаром издавна за такими объектами наблюдает специальная служба безопасности, раньше в КГБ, а теперь в ФСБ.
Российское общество настолько напугано разгулом терроризма в мире, что на вопрос: "Как вы считаете, могут ли террористы применить бактериологическое или химическое оружие?", почти 90% опрошенных жителей России ответили "да"1, хотя подобное оружие террористами в массовом порядке пока нигде не применялось.
Наиболее привлекательным местом для совершения террористических актов, естественно, является г. Москва.
Одним из уязвимых мест Москвы может стать централизованное водоснабжение. Для того чтобы превратить питьевую воду в смертельный яд, террористам достаточно пробраться на одну из насосных станций и "впрыснуть" в трубы вибрионы чумы, холеры или сибирской язвы.
Рядом с Сергеевым Посадом расположено "кладбище" радиоактивных отходов, которое содержит около 500 тыс. куб. м радиоактивного мусора. Не так далеко от Москвы расположена и Ленинградская АЭС, также представляющая собой источник повышенной радиационной опасности.
Московский метрополитен, которым ежедневно пользуются около 9 млн. человек, может стать ловушкой из которой выхода не найдет даже опытный диггер. По мнению специалистов, у МВД не хватит никаких ресурсов для того, чтобы быть на 100% уверенным в невозможности диверсии в метро. Если правильно рассчитать силу взрыва и место закладки заряда, то центр столицы может попросту сползти в одну большую воронку. Вот далеко не полный перечень общеизвестных объектов в Москве, которые потенциально могут стать объектом террористического акта.
После террористических актов в США, координация действий По обеспечению безопасности в городе поручена Межведомственной антитеррористической комиссии г. Москвы. Под особый контроль взяты высотные здания, объекты атомной энергетики, магистральные газо- и нефтепроводы, предприятия нефтяной и химической промышленности, гидротехнические сооружения (водозаборные станции, плотины и водохранилища), транспорт, места производства и хранения оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ и другие потенциально опасные объекты. Усилен контроль за научными и медицинскими учреждениями, работающими с ядовитыми веществами и штаммами патогенных организмов.
Особое внимание террористов вызывают структуры, связанные с хранением и эксплуатацией ядерного оружия. При всей сложности получения, хранения, транспортировки и использования ядерных боеприпасов, сам факт потенциальной возможности их применения является фактором опасности. Отметим, что ситуация в современной России предоставляет для этого реальные возможности.
В стране, по данным Центра политических исследований в России, растет вероятность похищения ядерных боеприпасов. Угроза несанкционированного доступа к ядерным боеприпасам со стороны террористических или оргпреступных групп вызвана крайне плачевным состоянием системы контроля, учета и физической защиты ядерных работ и материалов. Так, в России уже до 70% технических средств охраны ядерных объектов устарели, а 20% этих средств троекратно превысили срок своей эксплуатации. На многих ядерных объектах страны нет противотаранных средств, отсутствуют освещение территории по периметру, внутренние телесистемы наблюдения и сигнализации с автономным питанием.
Министерству обороны хронически не хватает спецавтомашин, которые защищали бы при перевозке боеприпасы от атаки террористов. В последние годы прошлого века поступило лишь 46 таких спецмашин, или менее 1/5 необходимого количества. Такая же ситуация и со специальными железнодорожными вагонами.
Решающий шаг в переходе к качественно новому типу террористических актов произойдет при использовании хорошо известного военным и сотрудникам спецслужб принципа радиоэлектронного подавления (РЭП).
Одним из первых примеров террористического акта нового поколения является взрыв кустарного фугаса в подземном гараже Международного бизнес- центра в Нью-Йорке, осуществленный в середине 90-х годов прошлого века. Он примечателен тем, что основной ущерб был причинен не конкретными разрушениями и человеческими жертвами, а несколькими днями простоя всех офисов небоскреба.
Прямые убытки частных кампаний и правительства США оценивались в сотни миллионов долларов, а непрямые, т. е. связанные с нарушением ритма работы бизнес-центра и выходящих на него субъектов деловой жизни планеты, не поддаются исчислению. При этом совершенно не пострадали люди и технические средства офисов (компьютеры, факсы, модемы, ксероксы и т.п., стоимость которых составляет менее 10% стоимости всей специфической системы обработки информации), а основной ущерб определялся потерей содержания баз данных - программного обеспечения (часто уникального) и собственно хранимой информации (остальные 90% потерь).
Источниками технических средств для создания аппаратуры РЭП являются: промышленные и исследовательские СВЧ-установки и приборы, а также военная техника.
Промышленность развитых стран выпускает ряд мощных источников СВЧ-излучения, подходящих для самодельной аппаратуры РЭП. Такие источники используются, к примеру, в радиолокации или сушильных установках. Мощность их излучения находится в пределах: от десятков кВт до единиц МВт, длина волны обычно 10-12 см (это так называемые промышленные частоты).
Проблема создания импульсного источника питания, применение которого может повысить мощность СВЧ-источника на порядок в сравнении с непрерывным режимом работы, и антенного устройства, формирующего поток излучения, может быть решена средним радиоинженером с использованием доступных деталей и узлов. Установка с источником питания в виде дизель-генератора, импульсными конденсаторными батареями и системой охлаждения источника СВЧ-излучения может быть размещена в кузове легкого грузовика типа ГАЗ-66 или "Газель". За ночь, проехав по крупному городу, такой автомобиль выведет из строя все банки или телестудии, узлы связи или издательские комплексы.
Объекты, на которые может быть направлен террористический удар средствами РЭП, подразделяют на несколько групп: спутники телерадиовещания, связные и разведывательные спутники; электронные СМИ (телерадиоцентры и издательские комплексы); бизнес-центры (банки, биржи и т.д.).
Спутниковые комплексы являются привлекательной мишенью для терактов из-за их колоссальной значимости в организации сетей глобальной связи и управления. Современный бизнес немыслим без перекачки коммерческой информации международными связными системами типа "Интелсат" или сотовой телефонной связи на основе спутников "Иридий" фирмы "Моторола". Планирование боевых действий во время конфликта в зоне Персидского залива проводилось только на основе информации, получаемой от разведывательных спутников типа "Лакросс", "Вор-текс" и "Магнум". Космическая техника очень уязвима к воздействию средств РЭП и не ремонтопригодна, не может быть оперативно заменена.
Электронные СМИ (вроде издательских комплексов и телерадиоцентров) подавляются достаточно легко. Уровень защищенности электронной техники чрезвычайно низок, причем ключевые её элементы - большие интегральные микросхемы и запоминающие устройства - являются наиболее чувствительными. Следует иметь в виду, что электронные СМИ - это не только компьютеры, сети на их основе и компьютеризованные телестудии, но и информационное наполнение системы (специфические базы данных, видеоархивы и особые программные продукты для конвейерного производство печатной или телерадиопродукции). Аппаратура РЭП, применяющаяся против электронных СМИ, относительно проста и недорога. В качестве антенного устройства можно применить незначительно доработанную приемную антенну спутникового телевидения диаметром 1-1,5 м. Последствия уничтожения телецентра или издательского комплекса прямо зависят от политической ситуации в момент теракта и уровня развития инфраструктуры электронных СМИ.
Самой заманчивой целью для терроризма нового поколения называют центры обработки информации и прежде всего компьютеризированные банковские учреждения. Террористический удар СВЧ-излучения по крупному банку способен вызвать системный кризис всей финансовой системы развитых стран, поскольку он лишает общество доверия к современным технологиям денежного рынка. Продуманная дезинформация, сопровождающая такой террористический акт, способна генерировать системный кризис всего цивилизованного мира, подорвав базовые установки, определяющие характер поведения человека и общества.
Перейти к терроризму нового поколения в принципе способна любая из существующих ныне этническо-религиозных или социально-политических группировок - генераторов традиционной угрозы. Применяться РЭП-аппаратура может как при решении внутригосударственных задач, сепаратистскими движениями (ирландская ИРА, баскская ЭТА и др.), религиозными движениями (алжирские или египетские фундаменталисты), противниками в этническо-религиозных конфликтах (типа боснийского), так и в рамках уже упоминавшегося "государственного терроризма". Последний наиболее привлекателен из-за бескровной формы электронной войны, что лишает противника возможности демонстрировать по каналам СМИ человеческие жертвы.
Обнаружить террористическую аппаратуру РЭП еще сложнее, чем взрывное устройство, так как особенности ее боевого применения делают невозможным организацию оперативного преследования и анализа на месте теракта, ведь все средства связи, охраны и видеоконтроля выходят из строя вместе с основной мишенью - компьютерами и базами данных.
Информационный терроризм может использовать и другие "киберсредства" нападения на компьютерные сети - от электронного шпионажа до вирусов, способных разрушать ключевые системы. К нему относятся программные средства (компьютерные вирусы, программные закладки и пр.), средства радиоэлектронной борьбы, психотронные генераторы и т.д.
Отличительная черта информационного терроризма - его дешевизна и сложность обнаружения. Система Интернет, связавшая компьютерные сети по всей планете, изменила правила, касающиеся современного оружия. Анонимность, обеспечиваемая Интернетом, позволяет террористу стать невидимым и как следствие практически неуязвимым и ничем (в первую очередь жизнью) не рискующим при Проведении преступной акции.
В целом же, современные реалии террористической деятельности в России выглядят следующим образом:
• хотим мы этого или нет, следует признать беспрецедентный рост в последние годы террористических актов на территории бывшего СССР;
• за последние годы произошли серьезнейшие трансформации личности и вооружения террористов. Если раньше ими являлись одиночки-фанатики, вооруженные стрелковым оружием и само дельными взрывными устройствами, то ныне можно говорить об устойчивых преступных группах, уровень боевой подготовки которых достаточно высок;
• террористические методы деятельности и достижения политических целей нередко находят "понимание" и терпимое отношение со стороны достаточно широких слоев населения;
• продолжается эскалация терроризма и политического насилия в зарубежных странах, что не может не влиять на ситуацию в России;
• беспрецедентный размах приобрела организованная преступность, нередко осуществляющая действия, имеющие сходство с терроризмом, - взрывы, захват заложников, устранение конкурентов и т.д.
С точки зрения государственных органов, ведущих борьбу с терроризмом, это одна из сложных проблем обеспечения безопасности государства, общества, личности. Главная трудность здесь состоит в том, что эффективная борьба с терроризмом предполагает не только меры, направленные, собственно, против него, но также искоренение или нейтрализацию факторов, которые непосредственно способствуют его возникновению и развитию. Основой обеспечения эффективной борьбы с терроризмом является создание эффективной системы взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению и пресечению такого рода деятельности.
Для борьбы с терроризмом во всех его проявлениях работают различные антитеррористические органы. Особое внимание борьбе с терроризмом уделяют развитые страны мира, считая его едва ли не главной опасностью для общества. Идеологи этой борьбы считают, что полностью обезопасить общество от террористов нельзя, можно лишь снизить угрозу превентивным контролем за наиболее "привлекательными" для террористов местами и борьбой с непосредственными исполнителями террористических актов. Лучшими подразделениями антитеррора в мире считаются "Альфа" (Россия), "Кобра" (Австрия), SAS (Англия), GSG-9 (Германия), G.O.G. (Италия), "Дельта" (США). Самая эффективная система спецслужб в Израиле - это служба "Саэрэт Маткаль", контрразведка "Шабак" и внешняя разведка "Моссад".
В США летом 2002 г. для борьбы с терроризмом создана новая суперспецслужба: Министерство национальной (внутренней) безопасности, в состав которой включены как самостоятельные федеральные агентства, так и подразделения других министерств и ведомств - от Министерства финансов и Министерства здравоохранения до ЦРУ и ФБР. Штат новой структуры насчитывает около 170 тыс. человек. Глава этого ведомства подчиняется напрямую президенту США и является его основным советником по вопросам борьбы с терроризмом, а также по другим проблемам внутренней безопасности.
В России к силовым структурам можно отнести ряд специальных служб. По сфере действия их подразделяют на действующие за рубежом и работающие внутри страны.
К спецслужбам, действующим за рубежом, относятся:
• Служба внешней разведки (СВР);
• Главное разведывательное управление Генерального штаба Вооруженных сил (ГРУ);
• Военно-топографическое управление Генштаба Вооруженных сил (ВТУ);
Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ);
• Комитет по вопросам безопасности союза России и Беларуси.
К спецслужбам, действующим в России, относятся:
• Федеральная служба безопасности (ФСБ) (антитеррором занимаются Департаменты контрразведки; по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом; анализа, прогноза и стратегического планирования, а также Центр специального назначения,
в который входят отряды "Альфа" и "Вымпел");
• ФАПСИ (действует как за рубежом, так и в России);
• Государственная техническая комиссия (Гостехкомиссия)
при Президенте РФ;
• Федеральная служба налоговой полиции;
• Главное управление специальных программ Президента РФ
(ГУСП).
• Федеральная служба охраны и Служба безопасности Президента.
Министерство внутренних дел РФ в целом является не силовой, а правоохранительной структурой, но в его составе имеется ряд подразделений, которые занимаются антитеррористической деятельностью.
Это Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП), в состав которого входят 13-й отдел (по борьбе с этническими организованными группами и преступными сообществами), 10-й (оперативно-розыскной отдел) и 3-е оперативно-розыскное бюро (по борьбе с терроризмом).
На завершающем этапе любой операции МВД использует силы специального назначения:
• отдельная дивизия особого назначения (ОДОН);
• полк специального назначения "Витязь", отряды спецназа
"Русь", "Росич" и "Скиф" во внутренних войсках;
• отряд милиции специального назначения (ОМОН) при ГУВД
Москвы;
• специальные отряды быстрого реагирования (СОБР) при
Главном управлении по борьбе с организованной преступностью
(ГУБОП).
Вспомогательные или резервные функции в борьбе с террористами могут выполнять спецназы налоговой полиции, Минюста и МЧС.

Литература к теме
1. Афанасьев Н.Н. Идеология терроризма // Социально-гуманитарные знания, 2001, №6. о 2. Белая книга российских спецслужб. Изд.2-е, пераб. М.: Обозреватель,
1996.
3. Грачев А.С. Политический экстремизм. М., 1986.
4. Кожушко Е.П. Современный терроризм. Анализ основных направлений. Минск, 2000.
5. Никулина Н. Наш терроризм признан международным // Век, 1996, № 31.
6. Петрищев В. Терроризм как инструмент внешней политики США //
Безопасность, 1999, № 5-6.
7.Федеральный закон РФ по борьбе с терроризмом. Web-сайт: www.fsb.ru
8. Хлобустов ОМ. Средства массовой информации и терроризм // Безопасность, 1999, № 3-4.

Контрольные вопросы и задания
1.Охарактеризуйте терроризм как социально-политическое явление современности.
2. Чем отличается государственный террор от оппозиционного терроризма?
3. Назовите основные направления современного терроризма.
4. Что такое "международный терроризм"?
5. Опишите связь между терроризмом и бизнесом.
6. Покажите роль средств массовой информации (СМИ) в борьбе с
терроризмом.
7. Что такое "технологический терроризм" ?
8. Назовите объекты, на которые может быть направлен террористический удар средствами радиоэлектронного подавления (РЭП).

Тема 13
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОБЩЕСТВО
В условиях трудно протекающих политических и социально-экономических преобразований в современной России возрастают внутренние и внешние опасности и угрозы, связанные с к возникновением аварий и катастроф и как следствие этого - с их поражающим воздействием на население, экономику и природную среду, угрожающим здоровью, жизни и самому существованию людей, общества и государства.
Наиболее вероятным источником опасностей и угроз населению, имуществу и окружающей природной среде, на борьбу с которыми должна быть ориентирована деятельность властных структур всех уровней, являются экономические, технологические, природные, социальные и военные явления, приводящие к возникновению разрушительных чрезвычайных ситуаций.
Именно поэтому, в "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" указано, что "важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от... чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий...". И далее: "...ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности".
Под чрезвычайной ситуацией (ЧС) обычно понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Надежную безопасность жизнедеятельности страны, ее населения, объектов экономики и инфраструктуры можно обеспечить лишь при организации эффективной системы гражданской защиты.
Под гражданской защитой обычно имеется в виду спасение жизни людей, сохранение имущества и окружающей природной среды в чрезвычайных ситуациях специальными гражданскими силами, средствами и мерами, как в мирное, так и военное время. При этом под спасением понимается избавление от опасности, несчастья, бедствия и их предотвращение заранее предпринятыми мерами.
Основными объектами гражданской защиты от стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф являются: гражданское население, домашний скот, объекты жизнеобеспечения, потенциально опасные и жизненно важные объекты всех отраслей экономики.
Субъектами гражданской защиты являются федеральные органы власти, органы власти субъектов Федерации и местного самоуправления, которые организуют работу сил и средств гражданской защиты, подразделений Вооруженных Сил, других воинских формирований, а также дееспособного населения, привлекаемых для устранения или ослабления последствий катастроф.
Зона ответственности сил гражданской защиты начинается с постоянного контроля за потенциально опасными объектами, прогнозирования развития ситуации, выявления причин возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий и завершается организацией рациональных действий по обеспечению выживания и безопасности населения в районах бедствия.
По мнению специалистов МЧС, главная цель гражданской защиты - обеспечение надежной безопасности жизнедеятельности и защиты населения, объектов экономики, другого национального достояния и окружающей природной среды в экстремальных условиях в мирное и военное время1. Указанная цель достигается за счет решения ряда основных задач:
• прогнозирование и своевременное выявление предпосылок возникновения чрезвычайных ситуаций, оповещение о них и информирование об этом представителей органов власти и населения;
• подготовка объектов экономики, систем жизнеобеспечения и управления к устойчивому функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций, их защита от поражающего воздействия;

• проведение аварийно-спасательных и других работ в зонах химического, радиоактивного, электромагнитного и биологического заражения, пожаров, взрывов, наводнений, землетрясений, катастрофического затопления;
• предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
• первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
• эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из
зон аварий, катастроф и стихийных бедствий в безопасные районы;

• оказание гуманитарной помощи и обеспечение выживания
населения в зонах чрезвычайных ситуаций;
• всеобщее обучение населения, руководящего состава и сил
гражданской защиты действиям в экстремальных условиях;
• оборудование территорий для эффективного проведения гражданской защиты (строительство противолавинных и защитных сооружений, совершенствование транспортных сооружений и т.п.);

• защита запасов продовольствия, пищевого сырья и фуража, источников воды и систем водоснабжения, домашних животных и сельхозпродукции;
• выявление и обозначение районов, подвергшихся химическому, биологическому, радиоактивному и иному заражению;
• восстановление и поддержание общественного порядка и обеспечение безопасности населения и спасателей в зоне бедствия; Укрупненно все чрезвычайные ситуации (ЧС) можно свести в три группы:
• природного характера - землетрясения, наводнения, ураганы, лесные пожары и другие явления;
• возникшие в результате техногенной деятельности человека - различные производственные аварии, утечки ядовитых веществ из трубопроводов, аварии на транспорте и т.п.;
• социально-политического характера - любые неконституционные действия и акции гражданского неповиновения.
Природные явления становятся стихийными бедствиями только в результате взаимодействия с социальной средой. Экологическая деградация, повсеместно сопровождающая современную цивилизацию, является одним из основных факторов, определяющих тенденции нарастания совокупного воздействия стихийных бедствий на общество. Примерно 90% развивающихся наиболее быстрыми темпами городов расположены на территориях с высоким уровнем опасности возникновения неблагоприятных природных явлений, которые способны при непринятии обществом достаточных превентивных мер стать стихийными бедствиями.
Экстремальные ЧС называются катастрофами. Стихийные бедствия могут рассматриваться как экологические катастрофы, масштабы которых определяются степенью защищенности общества от неблагоприятных природных воздействий. Главным признаком, характеризующим переход от чрезвычайной к катастрофической ситуации, является необратимость происшедших перемен. Если чрезвычайная ситуация с течением времени может быть ликвидирована и система вернется в свое прежнее состояние, то после катастрофы, в результате происшедших изменений, такой возврат невозможен в принципе.
Важнейшее значение для анализа имеет типологизация катастроф. В частности, по объектам катастрофического развития и степени его социальности исследователи выделяют пять типов катастроф:
• природные - землетрясения, извержения вулканов, засухи;
• экологические - гибель определенных видов экосистем;
• технологические - аварии самолетов, поездов, космических
кораблей, взрывы нефтепроводов;
• социальные - войны, революции, контрреволюции, распад
государств;
• личностные - смерть близких людей, крах мировоззренческой ориентации, убийства.
По масштабам воздействия катастрофы можно классифицировать как: локальные, внутристрановые, региональные и глобальные (всепланетные). По источнику происхождения катастрофы могут быть естественного происхождения и искусственные, вызванные неосторожными или намеренными действиями. По характеру протекания они подразделяются на эволюционные, развивающиеся на протяжении некоторого отрезка времени, и революционные, приводящие к мгновенному переходу в новое качественное состояние.
Катастрофические процессы достаточно многообразны по содержанию, формам протекания, масштабам, последствиям, а также обусловившим их техногенным, социально-экономическим, террористическим и иным причинам.
Этапы развития катастрофической ситуации в социальных системах и их основные характеристики приведены в табл. 13.1.
Под предупреждением ЧС понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и потерь в случае их возникновения.
К концу XX в. в России насчитывалось около 4,5 тыс. потенциально опасных промышленных объектов, огромная протяженность территорий и акваторий, на которых они размещены (свыше 11 тыс. км с запада на восток и до 5 тыс. с севера на юг); разветвленная транспортная сеть и протяженная сеть газо-, нефтепроводов. Все это представляет потенциальную угрозу; и, как показывает опыт ликвидации ЧС, всякий раз сил и средств на ликвидацию последствий не хватает.
В России в среднем ежегодно происходит от 300 до 500 природных чрезвычайных ситуаций. Стихийные бедствия и опасные природные явления без учета косвенных потерь наносят ежегодный ущерб, превышающий 1,5 млрд. руб., а в наиболее тяжелые годы он возрастает в 3-4 раза.
Так, за 10 месяце 2000г. в Российской Федерации произошло более 800 масштабных ЧС, что почти на 20 % меньше по сравнению с 1999 г. В результате их пострадало свыше 11 тыс. человек, это примерно в 3 раза меньше, чем годом раньше. Из числа пострадавших погибло 950 человек. Это трагическая цифра, но она в 1,4 раза меньше, чем в 1999 г.
Таблица 13.1 Развитие катастрофической ситуации в социальной системе

Периоды
Основные этапы и их характеристики
Социальна процессы,
Предкатастроф-ный
Снижение адаптирован-ности системы к внутренним и внешним изменениям
Переход системы из устойчивого в неустойчивое, нестабильное состояние
Период катастрофы
Нарастание кризисных процессов
Падение темпов и объемов производства, разрушение хозяйственных связей, кризис власти, духовных ценнос-


Снижение управляемости системы
Утрата эффективности средств социального регулирования - норм морали, права, распоряжений органов


Потеря регулируемости (саморегулируемости) в системе
Развал властных структур, нарастание разрушительных действий неорганизованных общностей (толпы), альтернативных власти движений и структур


Развал системы, ее социальных структур и институтов
Несоответствие имеющихся в системе ресурсов - экономических, властных, организационных, людских - целям и задачам выхода из катастро-
Посткатастрофный
Обновление или возникновение новой, принципиально иной системы
Переход в качественно новую систему или восстановление устойчивого состояния видоизмененной прежней системы



Хотя экстремальные ситуации, особенно природно-техногенного характера, во многом неустранимы, имеется возможность упреждающего и управляющего воздействия на возникновение ситуации, предшествующей катастрофе. Так, с помощью направленного взрыва предотвращают землетрясения, за счет своевременного строительства плотины ослабляют напор океанских волн, путем компромиссов и переговоров снижают накал социальных конфликтов.
Ликвидация ЧС подразумевает аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС.
Одним из основных источников опасности для населения и окружающей среды стала техногенная деятельность. Обеспечение промышленной безопасности превратилось в национальную проблему для многих государств.
Оценка риска возникновения чрезвычайной ситуации или техногенной катастрофы возможна при знании:
• типа и количества опасных используемых, хранимых или транспортируемых веществ, места их размещения, характера предполагаемой опасности;
• вероятности расширения масштабов уязвимой зоны в случае аварии с учетом направления ветра и других факторов;

• численности населения, подвергающегося опасности, его классификацией по типам, категориям и т.п.;
• списка государственных и частных предприятий и учреждений, которые могут пострадать, в том числе являющихся жизненно важными для населения (имеются в виду подача воды, приготовление пищи и т.д.);
• возможного воздействия последствий аварии на особенно чувствительные зоны окружающей среды (природные парки, водоразделы и т.д.);
• наличия базовых элементов, которые необходимы для осуществления программы мероприятий на случай аварии.
В настоящее время назрела необходимость создания системы управления риском возникновения ЧС в целях обеспечения устойчивого развития общества, безопасности человека и окружающей его среды в условиях повышения качества жизни каждого индивида. Под управлением риском понимается процесс рационального распределения средств на снижение различных видов риска в условиях ограниченности материальных ресурсов общества, обеспечивающий достижение такого уровня безопасности населения и окружающей среды, какой только возможен в сложившихся экономических и социальных условиях.
В основу решения данной проблемы положены 4 принципа управления риском, которые должны рассматриваться как взаимосвязанная система, только в совокупности эти принципы составляют необходимые и достаточные условия устойчивого развития: • принцип оправданности практической деятельности - стратегической целью управления риском является стремление к повышению уровня благосостояния общества (максимизация общей ожидаемой суммы материальных и духовных благ) при обязательном условии: никакая практическая деятельность, направленная на реализацию цели, не может быть оправдана, если выгода от нее для общества в целом не превышает вызываемого ею ущерба;
• принцип оптимизации защиты - тактической целью управления риском является увеличение среднестатистической ожидаемой продолжительности жизни в обществе, в течение которой личность может вести полнокровную жизнь в состоянии физического, душевного и социального благополучия;
• принцип интегральной оценки опасностей - политика в области управления риском будет эффективной и последовательной
только в том случае, если в управление риском включен весь спектр существующих в обществе опасностей, а информация о принимаемых решениях в этой области без каких-либо ограничений доступна широким слоям населения;
• принцип устойчивости экосистем - политика в области управления риском как обязательное условие должна ограничиваться строгими рамками воздействия на экосистемы, суть которых в требованиях не превышать предельно допустимые экологические
нагрузки на экосистемы.
Основными причинами роста количества и тяжести последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий являются:
• недопустимо высокий уровень износа основных производственных фондов (например, средний возраст установок по первичной переработке нефти - 30 лет);
• результаты неверной политики и размещения производительных сил, приведшие к концентрации высокорисковых производств на небольших площадях и в крупных городах;
• освоение подверженных катастрофическим наводнениям и
землетрясениям территорий (20 % территории России - сейсмоопасные зоны);
•слабая оснащенность аварийно-спасательных формирований высокопроизводительными техническими средствами;
•отсутствие экономических механизмов в обеспечении безопасности, целостной нормативно-правовой базы. Для ликвидации последствий катастроф, аварий или экстремальных ситуаций проводятся аварийно-спасательные работы - действия по спасению людей, материальных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Они характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью людей, проводящих эти работы, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
К числу таких работ относятся поиско-, горно- и газоспасательные, противофонтанные, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и др.
При ликвидации последствий ЧС ведутся работы по полному и всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию пострадавшему населению медицинской и других видов помощи, созданию условий, необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержанию их работоспособности.
В случае форс-мажорных обстоятельств природного, техногенного или иного характера главное внимание организационных структур следует сконцентрировать на разработке комплекса мер, которые способны разрушить сложившийся в современных условиях механизм, блокирующий возможность эффективных действий на всех стадиях развития событий (еще до аварии, во время подготовки планов на случай чрезвычайного положения, в момент катастрофы и в ходе длительного периода борьбы с ее последствиями).
Особая ответственность в условиях ЧС природно-техногенного характера возлагается на государственные органы и структуры. Их задачами являются:
проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, защита жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей среды от угроз при их возникновении в мирное и военное время;
формирование системы экономических и правовых мер по обеспечению защиты населения средствами технической и экологической безопасности;

• реализация государственных программ, направленных на
предупреждение ЧС, защиту человека и среды его обитания, повышение устойчивости функционирования объектов народного хозяйства и социальной сферы при возникновении аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий;
• обеспечение высокой готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС, проведение работ по их ликвидации, прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС, обеспечение первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;
• создание и использование чрезвычайных резервных фондов, финансовых, продовольственных, медицинских, материально-технических ресурсов для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации ЧС.
Для предотвращения ЧС и ликвидации их последствий создана единая Российская государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Эта система объединяет как органы государственного управления России всех уровней, так и различные общественные организации, в компетенцию которых входят функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением, реагированием и действиями в ЧС. Она включает силы и средства этих органов управления в целях осуществления их деятельности по предупреждению ЧС, защите населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий и катастроф.
В соответствии с Законом РФ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" основными задачами РСЧС являются:
• разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
• осуществление программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости работы предприятий, учреждений и организаций в условиях ЧС;
• обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации аварий;
• сбор, обработка и выдача информации в области защиты на селения и территорий от ЧС;
• подготовка населения к действиям при ЧС;
• прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
• осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
• ликвидация последствий ЧС;
• осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, и проведение гуманитарных акций.
РСЧС включает территориальные и функциональные подсистемы и имеет 5 уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
В зависимости от ситуации устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:
• повседневной деятельности - осуществляется при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, а также при отсутствии эпидемий, эпизоотии и
эпифитотий;
• повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, а также при получении прогноза о возможности возникновения Ч С;
• чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время
ликвидации последствий ЧС.
Управление политическими и социально-экономическими процессами в экстремальных условиях регламентируется Постановлением Правительства РФ "О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях". В соответствии с этим Постановлением готовится ежегодный Государственный доклад о состоянии безопасности населения и народнохозяйственных объектов и территорий России.
Требования к уровню безопасности обычно формулируются с учетом всей системы социально-экономических связей. В действие приводятся экономические механизмы, обеспечивающие реализацию сформулированных требований с минимальными потерями в экономической эффективности.
Структуру системы экономических механизмов обеспечения безопасности и предотвращения ЧС можно представить в виде ряда слагаемых. К ним относятся механизмы:
• экономической ответственности - включают систему стандартов, т. е. норм, нормативов и квот, отклонения от которых ведут к определенным экономическим санкциям, от штрафов до остановки производства и запрещения строительства;
• перераспределения риска - это механизмы страхования (государственного, независимого и взаимного). Здесь основной проблемой является определение размера страхового взноса;
• формирования и использования общественных фондов - здесь наиболее слабым звеном является распределение фондов.
Эффективные механизмы распределения фондов должны опираться на систему комплексной оценки уровня безопасности в регионе;
• стимулирования повышения уровня безопасности или снижения ожидаемого ущерба - сюда относятся механизмы льготного налогообложения, кредитования, а также бюджетного финансирования мероприятий по повышению безопасности;
• резервирования на случай ЧС - это механизмы образования резервов трудовых и материальных ресурсов (запасы продовольствия, транспорт и др.), а также мощностей для быстрой организации производства продукции, необходимой для ликвидации или
уменьшения потерь от ЧС.
Особую роль в системах экономических механизмов играет комплексная оценка уровня безопасности. Практически она присутствует в каждой из групп экономических механизмов.
При организации работ по предупреждению возникновения ЧС и ликвидации их последствий различают два вида управления техногенным и природным риском:
• управление вероятностью возникновения ЧС и тяжестью ее
последствий;
• управление уровнем защищенности индивида и общества
службами экстренного реагирования.
Как в первом, так и во втором случае объектами управления являются совокупности взаимодействующих между собой процессов различной природы.
Сущность процессов управления сложными объектами общеизвестна, однако в случае управления риском добавляются такие особенности объектов управления, как чрезвычайно высокий уровень неопределенности, сложность и многовариантность взаимосвязей между процессами, ограниченность времени на принятие управленческих решений в оперативных режимах функционирования.
Целью планирования превентивных мер предупреждения ЧС на некотором потенциально опасном объекте служит обеспечение его безопасного состояния, уменьшающего вероятность возникновения и развития аварии. При этом необходимо обеспечить решение ряда задач:
• предоставление населению и выражающим его интересы различным организациям информации относительно конкретного риска, существующего в данном регионе;
• подготовка адаптированного к местным условиям плана действий на случай чрезвычайных обстоятельств или пересмотр этого плана с учетом прошлого опыта;

• обеспечение совместных действий промышленности и местных органов власти в рамках единой политики, призванной противостоять негативным обстоятельствам в любой ситуации;
• непосредственное включение местного населения в процесс проверки и совершенствования разработанных программ действий.
Решать задачи управления в режиме ЧС должны три группы партнеров:
• работники властных структур, несущие ответственность в сфере охраны здоровья населения и защиты окружающей среды в своем регионе;
• представители промышленности (государственного и частного сектора), занимающиеся вопросами безопасности на предприятиях, хотя их компетенция не выходит за пределы собственных предприятий;
• общественные объединения и ассоциации (экологические, религиозные и т.п.), руководители органов образования, профсоюзные организации.
Обеспечение безопасности в ЧС связано с осуществлением широкого комплекса правовых и специальных организационно-технических мер по упорядочению общественных отношений. Этот комплекс включает, прежде всего, установление и поддержание правового режима зоны бедствия.
Этот режим осуществляется в различных организационно-правовых формах и различными методами. Так, для обеспечения режима зоны бедствия наряду с убеждением активно применяется и административное принуждение, которое в этих условиях должно предусматривать весь арсенал мер, закрепленных законодательством. Меры административного принуждения в этих условиях существенно ограничивают права граждан и могут применяться не только по основаниям, связанным с противоправным поведением людей, но и по иным причинам. В частности, ими могут быть последствия ЧС - радиоактивного загрязнения, химического заражения, разрушений зданий и сооружений и т.д.
Задачами федеральной системы управления и предотвращения ЧС являются выбор и практическая реализация экономических механизмов регулирования безопасности и их правовое обеспечение.
Российская система управления в условиях ЧС объединяет как органы государственного управления всех уровней, так и различные общественные организации, в компетенцию которых входят функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением, реагированием и действиями в условиях аварий.
Головной организацией здесь является Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ), образованное в январе 1994 г. на базе Государственного комитета по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В настоящее время в системе МЧС работает около 70 тыс. человек, принято решение передать в состав МЧС Главное управление пожарной службы МВД РФ, которое насчитывает примерно 150 тыс. сотрудников.
За прошедшие годы проведено более 150 тыс. спасательных операций. За это время спасено свыше 57 тыс. человек, эвакуировано из зон конфликтов более 1,5 млн. человек. Только за 10 месяцев 2000 г. поисково-спасательные формирования МЧС России и войска гражданской обороны приняли участие почти в 13 тыс. аварийно-спасательных и гуманитарных операций. Специалистами МЧС России спасено свыше 5 тыс. человек, оказана первая помощь более 8 тыс. пострадавших.
В конце XX в. на всю страну для ликвидации последствий ЧС имелось всего лишь 9 формирований постоянной готовности. Поэтому и сейчас очень остро стоит проблема укомплектованности и увеличения численности войск гражданской обороны, подразделений пожарных и спасательных частей.
Для оперативных действий в очагах поражения в России действует специальная аварийно-спасательная служба России - совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС, функционально объединённых в одну ( А ТУТ ОБРЫВ СТРАНИЦЫ !!!!!(№130) и ничего не видно)
ставляют аварийно-спасательные формирования.
Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, в которую входят подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием и снаряжением.
Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб и формирований спасателей являются:
• принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей при возникновении ЧС;
• принцип единоначалия и персональной ответственности руководства аварийно-спасательными службами и формированиями;
• принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;
• принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб и формирований к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации.
Задачами аварийно-спасательных служб и формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:
• поддержание сил и средств аварийно-спасательных служб и формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны аварий и проведению работ по ликвидации ЧС;
• контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации ЧС;
• ликвидация ЧС на обслуживаемых объектах или территориях.
Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования могут создаваться:
• на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно- спасательные службы и формирования;
• на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования;
• на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.
Составной частью сил обеспечения безопасности, предназначенной для защиты территории страны и ее населения при ЧС или угрозе их возникновения в мирное и военное время, являются Войска гражданской обороны России.
Основными задачами этих войск в мирное время являются следующие.
1. В повседневной деятельности:
• поддержание готовности к выполнению задач, определенных Планом гражданской обороны России и Планом мобилизационного развертывания;
• хранение и обновление вооружения, техники, других материально-технических средств, предназначенных для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в мирное и военное время;
• участие в работах, направленных на предупреждение ЧС;
• подготовка сил и средств по предупреждению и ликвидации
ЧС, обучение населения способам защиты и др.
2. В ходе ликвидации последствий ЧС:
• ведение радиационной и химической разведки в зонах ЧС;
• проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ по оперативной локализации и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
• проведение работ по санитарной обработке населения, специальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий;
• проведение работ, связанных с обезвреживанием бомб и фугасов;
• обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зоны ЧС в качестве гуманитарной помощи;
• участие в обеспечении населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, а также доврачебной медицинской помощи;
• участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон ЧС;
• участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения.
МЧС России занимается также профилактикой чрезвычайных ситуаций в техногенной сфере.
Анализ большого количества ЧС убедительно показывает, что значительная часть мероприятий, направленных на их предупреждение, повышение безопасности населения, может и должна быть предусмотрена еще при разработке проектов промышленных объектов. Поэтому экспертиза проектной документации может рассматриваться в качестве одного из заблаговременных, профилактических и при этом достаточно эффективных мероприятий по устранению причин возникновения ЧС и снижению тяжести их
последствий.
Для этих целей при МЧС образованы: центральный экспертный орган - Государственная экспертиза проектов МЧС России, а также территориальные экспертные органы - экспертные комиссии при региональных центрах и штабах по делам гражданской обороны и ЧС.
Свой вклад в предупреждение и ликвидацию ЧС вносят федеральные министерства и ведомства: Минздрав, Минсельхоз, Минстрой, Минтранс, МПС, Госкомгидромет, Госкомэкологии, Госсанэпиднадзор и др.
Все эти министерства и ведомства участвуют в аварийно-спасательных работах, т. е. действиях по спасению людей, материальных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия опасностей. Эти работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. К их числу относятся поисково-, горно- и газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и др.
В случае экстремальных ситуаций социально-экономического характера основная тяжесть работ по нормализации обстановки ложится на органы МВД и внутренние войска. Опыт ликвидации последствий ЧС свидетельствует, что более половины сил, задействованных в этих ситуациях, составляют органы внутренних дел. Они выступают и как органы административного надзора за соблюдением установленного правового режима зоны бедствия.
Для предупреждения и пресечения внутренних конфликтов и иных действий, угрожающих территориальной целостности России в условиях ЧС, другим интересам общества и граждан, на них возложены следующие задачи:
• обеспечение охраны общественного порядка и поддержание режима чрезвычайного положения в районе конфликта;
• пресечение вооруженных столкновений и разъединение противоборствующих сторон;
проведение мероприятий по разоружению и ликвидации не
законных вооруженных формирований и изъятию оружия у населения в районе конфликта;
• усиление охраны общественного порядка и безопасности в районах, прилегающих к району конфликта;
• проведение оперативно-розыскных и следственных мероприятий в интересах устранения угрозы внутренней безопасности.
При осуществлении мер по предупреждению и ликвидации последствий ЧС ответственные задачи решают и спецслужбы, в том числе органы контрразведки. В пределах своей компетенции они осуществляют следующие функции:
• выявление диверсионно-вредительской и террористической деятельности иностранных спецслужб и враждебных элементов,
связанной с причинением ущерба населению и экономике страны через направленное воздействие на природную среду, предотвращение преступных посягательств на объекты повышенной экологической опасности;
• предупреждение крупных аварий, катастроф и других ЧС, участие в расследовании причин и ликвидации последствий стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии и эпифитотий, экологических катастроф и других ЧС;

• участие совместно с органами МВД в мероприятиях по нормализации обстановки в условиях ЧС и охране объектов жизнеобеспечения населения;
• борьба с организованной преступной деятельностью в сфере контрабандного вывоза ценных природных ресурсов и редких видов флоры и фауны;
• осуществление наиболее сложных комплексных исследований источников загрязнения окружающей среды и оценка их воздействия на экологические системы, а также проведение криминалистических экспертиз;
• выявление и пресечение попыток иностранных спецслужб использовать международное сотрудничество в области экологических проблем для осуществления разведывательной деятельности;
• обеспечение органов управления информацией, нужной для решения проблем экологической безопасности России.
Важнейшей проблемой является прогнозирование поведения населения при осуществлении режима ЧС. Причины его низкой эффективности кроются в недостаточной изученности процессов поведения населения в условиях неопределенности ситуации, а также необработанности процесса принятия решений, способных сбалансировать противоречивые интересы и морально-психологические установки индивидов, связанные с отношением к технологическим рискам.
Социально-политические последствия крупных стихийных бедствий сохраняются в течение длительного времени. Так, основные симптомы коллективной и индивидуальной психологической травмы у жителей Армении наблюдались даже год спустя после землетрясения. У определенной части жителей пострадавших районов отмечена социальная отстраненность, нежелание принимать участие в восстановлении своих городов и сел.
Анализ дает возможность выделить основные составляющие социально-политических последствий стихийных бедствий:
• гибель людей;
• изменения в социальной структуре общества;
• негативные медицинские и психологические последствия;
• рост числа бездомных и безработных людей;
• обострение межнациональных и религиозных конфликтов.
Повседневный опыт плохо готовит людей к тому, чтобы оказаться на уровне требований, которые предъявляют к ним технологическая катастрофа и следующие за ней социальные потрясения. Возможность перерастания технологической аварии в социальный кризис усиливается, если события происходят в неблагоприятной общей обстановке - в условиях так называемого нестабильного состояния, когда со стороны все кажется спокойным, но при малейшем внешнем воздействии происходит резкое изменение ситуации.
Динамика развития кризиса определяется тремя процессами:
• лавинообразное нарастание трудностей, приводящее к возникновению ситуации, когда становится невозможным одновременное противодействие натиску нуждающихся в решении проблем и требованиям о предоставлении информации;
• выход из строя или даже переход к работе с обратным эффектом существующего механизма согласования принятия решений;
• потеря многими людьми и организациями способности действовать в соответствии со своими задачами, целями и основными функциями.
Меры, принимаемые в целях стабилизации ситуации, дают противоположный эффект. Наряду с тем, что действующие организации подвергаются критике извне, они начинают терять и внутреннее единство: нарушается работа механизма самокоррекции, скрытые антагонизмы становятся явными, разрушаются прежние взаимосвязи, конфликты разрастаются, множится число противоречивых требований, которые должны выполняться одновременно, развивается мифотворчество, поиск чудодейственных средств решения проблем. Начинаются поиски "заговоров" или тайных организаторов катастрофы, особенно если имеются некоторые факты, способные дать соответствующий повод.
Психолого-социологические обследования, в ходе которых предпринималась попытка увязать восприятие индивидами и группами людей отдельных составляющих технологического риска и кризисной ситуации в целом, показали, что различия в оценках населения и экспертов в основном определяются несовпадением в их восприятии масштабов и критериев оценок.
Этим объясняются многие парадоксы, с которыми постоянно приходится сталкиваться специалистам в области безопасности:
• необъяснимая концентрация конфликтных ситуаций и общественного недовольства в одних видах технологий при равнодушии к другим без учета "объективных" критериев оценки риска,
например, в виде уровня смертности;
• двойственность отношения работников к требованиям к охране труда;
• успокаивающий эффект противоаварийных мер чисто символического характера и усиление беспокойства и недоверия по отношению к эффективным мерам повышения безопасности;
• очевидные противоречия в распределении средств на противоаварийные мероприятия в различных отраслях;
• трудности предсказания реакции населения на ту или иную крупную аварию;
• "эмоциональность" подхода к аварийным ситуациям средств массовой информации и т.д.
Следует иметь в виду, что каждое происшествие чрезвычайного характера уникально, поэтому очень сложно выработать универсальный алгоритм действий по ликвидации его последствий. И хотя не существует простых рецептов, гарантирующих успех, но пути, обязательно ведущие к неудаче, достаточно известны. Главный из них - неумелая организация связей с общественностью. Прямая дорога к "самоубийству" - попытки замалчивания событий и активного отрицания опасности, представление информации лишь под давлением обстоятельств. Вообще, для периода непосредственно после катастрофы характерны слабое информационное обеспечение управления и резкий рост дезорганизующего воздействия различных слухов. Социально-политическое значение этого феномена трудно переоценить, поскольку достоверная информация способствует образованию стабильности и единства социально-культурных систем, а из всех дестабилизирующих общественных факторов наиболее действенным и важным является манипуляция информацией. Как следствие этого - потеря простора для технического маневра и доверия населения.
Положение дел может улучшить применение ряда общих правил:
• создание условий для постоянного обеспечения руководства реальной "критической" информацией, взамен порочной привычки персонала "придерживать" наиболее "горячие" сведения или передавать их в вышестоящие инстанции с опозданием;
• оперативное информирование и поддержание прямой связи с внешними организациями;
• принятие системы мер, позволяющих своевременно обнаружить опасность возникновения кризисной ситуации.
Важно осуществлять повседневное эффективное управление кризисом в процессе его развития. Общие принципы этого управления можно сформулировать следующим образом:
• стремиться к системности, противостоять процессу дезинтеграции;
• точно определять цели даже тогда, когда они, казалось бы, исчезают;
• не подрывать доверия к себе, так как оно является базовым элементом системы управления кризисом.
И в конце концов - необходимы постоянная проверка готовности организации к действиям в условиях послеаварийного социального кризиса и приобретение соответствующих навыков.

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign