LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

* уровень компетентности директорского корпуса;
* характеристика официальной оппозиции;
* характеристика нелегальной оппозиции;
* тенденции в экономической политике правительства страны;
* отношение ветвей власти к зарубежному капиталу;
* риск национализации капитала и возможные варианты ее компенсации;
* уровень коррумпированности высших руководителей;
* степень государственного вмешательства в экономику;
* удельный вес государственной собственности.
В перечне этих индикаторов заложен не столько интерес возможного партнерства, сколько противостояние вероятного, сильного и беспощадного конкурента, являющего пример деятельности в области экономической безопасности своей страны.
Важнейшим условием притока иностранных инвестиций, в которых так нуждается Россия, является политическая и экономическая стабильность в стране. Нужно как минимум полгода устойчивого экономического равновесия и предсказуемой политики Правительства РФ, подчеркивают эксперты, для того чтобы иностранные инвесторы удостоверились в необратимости положительных сдвигов. Реальная политическая нестабильность в России конца XX в. вынуждала инвесторов постоянно откладывать реализацию масштабных проектов. Вложения в экономику России носили преимущественно спекулятивный характер и были сопряжены со значительным финансовым риском.
По данным опроса западных компаний, ключевой фактор при принятии решения относительно вкладывания средств в страны СНГ - это размер и "здоровье" рынка: численность населения, его благосостояние, данные о предыдущих продажах, перспективы общеэкономического развития и прогнозные оценки положения на конкретных рынках, представляющих сферу действия компании. К числу негативных факторов относятся: частые изменения в законодательстве, неуверенность относительно направления и характера будущих изменений, слабое развитие деловой инфраструктуры. Особенно большую роль играет среди них политическая нестабильность, а вот налоговые и иные льготы принимаются во внимание лишь после того, как положительное решение принято по всем перечисленным выше вопросам31.
_____________________________________________________________________________
О России сложилась репутация как одного из самых неблагоприятных мест для капиталовложений. В ходе опроса директоров британских компаний, проведенного службой Гэллапа для консультантов по безопасности "Контроль риск труп", 55% опрошенных назвали Россию трудным регионом против 47%, сказавших то же самое об Африке, и 46% - о Южной Америке. В то же время притягательность, к примеру, нефтегазового сектора нашей экономики продолжает оставаться очень высокой: по этому показателю Россия удерживает 2-е место в мире, уступая только Индонезии32.
_____________________________________________________________________________
Изучая проблемы безопасности России во внешнеэкономической сфере, следует также иметь в виду, что, к сожалению, свертывание внутреннего производства и снижение спроса в сочетании с обвальной либерализацией внешнеторгового и валютного режима предопределило глубокую зависимость экономики России от вынужденного завоза иностранных товаров в страну, малоэффективного и нерационального сбыта российской продукции за рубежом.
_____________________________________________________________________________
За счет зарубежных закупок в настоящее время покрывается, к примеру, свыше половины потребностей страны в продовольственных товарах, а в Москве и других крупных городах эта доля достигает 70-80%.
_____________________________________________________________________________
Вместе с тем во всех странах правительства широко используют защитные меры для регулирования внешнеторговых связей в интересах национальных производителей и потребителей товаров и услуг. Тем самым процесс интегрирования национальной экономики в мировое хозяйство становится более упорядоченным, повышается ее эффективность.
Общее число известных защитных мер насчитывает несколько сотен. Они применяются главным образом для ограждения внутреннего рынка от нежелательной по разным причинам продукции иностранных поставщиков. Однако в большинстве стран, особенно поставляющих за границу сырье, такие меры применяют и в отношении экспорта с тем, чтобы оградить природные ресурсы от расхищения, обеспечить приоритетное снабжение ими отечественной обрабатывающей промышленности, поддержать занятость, ограничить вывоз товаров, изготовление которых субсидируется государством для удовлетворения внутренних потребностей.
Институт защитных механизмов внутреннего рынка включает:
* экономические меры, действующие через механизм цен и оставляющие за покупателем свободу выбора среди конкурирующих товаров (импортных и отечественных), что является одним из основных принципов рыночных отношений. Эти меры корректируют действие механизма рынка в пользу отечественного производства;
* административные меры, т.е. издание нормативных документов, прямым образом регламентирующих в общенациональных интересах внешнеторговые операции с определенными странами и товарами. Такие меры формируют структуру внутреннего рынка (соотношение между импортными и отечественными товарами) без участия покупателя.
В обычных условиях развития экономики значительная часть административных мер рассматривается как дополнительное средство регулирования торговли и используется, когда экономические меры оказываются недостаточно эффективными.
Для поддержания приемлемого уровня собственной экономической безопасности от внешних угроз создаются специальные государственные институты.
Обеспечение контрразведывательной защиты государственных секретов (в том числе и в сфере экономики) является основной функцией органов контрразведки. Что касается помощи экономическим структурам, особенно негосударственным, со стороны органов ФСБ в сохранении коммерческой тайны, то эти проблемы пока еще только обсуждаются.
Однако, по данным ФСБ, разведывательно-подрывная деятельность иностранных спецслужб направлена не только на военно-промышленный комплекс страны, конверсию и государственные секреты, но и на приоритетную информацию промышленного, технологического, делового, управленческого характера, охраняемую в качестве коммерческой тайны.
В частности, спецслужбы США в условиях кардинальных изменений международной обстановки значительно усиливают активную помощь национальному предпринимательству, защиту его интересов на внешнем рынке.
_____________________________________________________________________________
Агентство национальной безопасности (АНБ) США в качестве приоритетного направления работы ныне выделяет не военный, а экономический шпионаж. Создана система электронного контроля за конкретными иностранными компаниями для сбора самых подробных сведений об их новых товарах, технологиях, готовящихся торговых сделках.
В ЦРУ создано специальное подразделение экономической разведки. Оно наблюдает за деловой активностью и экономическим потенциалом других стран, изучает торговые приемы иностранных фирм, их экономические возможности и слабые места, стратегию в торговой и финансовой областях, уровни технологии.
_____________________________________________________________________________
Это значит, что новая задача американской разведки - предоставлять лицам, ответственным за принятие принципиальных решений, информацию, которая поможет обеспечить национальную безопасность в экономической сфере.
Соответственная реорганизация идет и в ФБР. Утечка фирменных секретов американских компаний рассматривается ведомством, как такой же удар по национальной безопасности, каким ранее считалось попадание в руки иностранных агентов сведений о новой системе оружия.
Итак, за внешним фасадом самостоятельности западных фирм, автономности их служб безопасности, защищающих "свои" промышленные секреты, скрывается отлаженный, имеющий солидное правовое обеспечение механизм государственной поддержки, в котором немаловажную роль играют спецслужбы.
Определенная работа в этой области проводится и в Российской Федерации. Уже сложились отдельные направления деятельности ФСБ по содействию российским предприятиям в защите коммерческой тайны, а именно:
* предоставление на договорной основе консультационных услуг и практической помощи в работе по защите коммерческой тайны заинтересованным предприятиям и организациям, их службам безопасности;
* проведение экспертных оценок сведений, которые могут составлять коммерческую тайну, и содействие в определении возможных каналов утечки этих сведений;
* исследования системы сохранности коммерческой тайны и подготовка рекомендаций по устранению недостатков;
* обучение руководителей предприятий и персонала служб безопасности по вопросам защиты коммерческой тайны;
* помощь в подборе надежных иностранных партнеров для совместной экономической деятельности, участие в подготовке соглашений с ними.
Эта деятельность осуществляется на основе Закона РФ "О федеральных органах государственной безопасности", которым регламентируются права органов ФСБ оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны.
Важнейшая роль в обеспечении экономической безопасности России, защите отечественного потребителя принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов экономики. Это объясняется тем, что протекционистские функции (функции защиты внутреннего рынка) в России во многом выполняют таможенные тарифы. Взимание пошлин удорожает импортируемый товар, делает его менее конкурентоспособным по сравнению с аналогичным отечественным продуктом. В результате увеличиваются возможности сбыта последнего, уменьшается угроза банкротства российских предприятий и роста безработицы в стране, что отвечает коренным общенациональным интересам.
К настоящему времени уже определились и условия повышения эффективности единого таможенно-валютного контроля, а именно:
* создание сильной аудиторской службы, контролирующей объективность и полноту учета валютных операций;
* реформирование финансовой и налоговой службы в целях усиления контроля;
* обеспечение унификации внешнеторговых контрактов, особенно в части, касающейся условий платежа и штрафных санкций; '
* налаживание эффективной системы единого таможенно-банковского контроля за поступлением валютной выручки.
На контроле за поступлением валютной экспортной выручки российских экспортеров следует, однако, остановиться подробнее, поскольку принятые недавно Центральным банком (ЦБ) и Государственным таможенным комитетом (ГТК) России решения в этой области создают принципиально новую ситуацию в сфере валютного контроля.
Суть этого подхода состоит в следующем33. В соответствии с разработанной системой таможенно-банковского валютного контроля создается единый 4-звенный блок для осуществления и контроля валютных поступлений от экспортных операций. В него входят: экспортер; банк, обслуживающий экспортную операцию; таможенное учреждение, оформляющее вывоз товара; Центральный банк России. Прежде эти звенья действовали разрозненно и неэффективно с точки зрения осуществления защиты экономических интересов государства.
Ныне каждая экспортная поставка по внешнеторговому контракту должна начинаться с оформления так называемого паспорта сделки. В этом документе содержатся не только сведения о намерениях экспортера, но и подтверждение ответственности банка за своевременное возвращение экспортной выручки в страну. Наряду с этим паспорт сделки является обязательным условием принятия экспортного товара к таможенному оформлению, т.е. Грузовой таможенной декларации к оформлению. Информация, содержащаяся в паспорте сделки и Грузовой таможенной декларации, должна быть одинаковой в части необходимых сведений об экспортере и банке, обслуживающем данную операцию, а также о сумме сделки и дате возвращения валюты в Россию.
Сведения, содержащиеся в паспорте сделки и Грузовой таможенной декларации, позволят ГТК составить учетную карточку таможенно-банковского контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров по каждой экспортной сделке. В учетной карточке указан предельно допустимый срок возвращения экспортной выручки в страну по той или иной экспортной операции. В течение этого срока учетная карточка должна быть заполнена экспортером и банком в соответствии с фактическим поступлением валюты. Если выручка не поступила на счет экспортера, банк заполняет учетную карточку с указанием причины невозвращения валюты в страну. Не позднее расчетного срока банк направляет заполненную учетную карточку в ГТК для обработки, полученную информацию направляют в ЦБ России.
Предполагается, что новая система мер валютного контроля сделает его более эффективным, поскольку к контролю подключаются банки, ответственность которых за поступление валютной выручки от экспортных сделок значительно возрастает, информация о совершенной сделке, сумме и сроках поступления валютной выручки документально фиксируется и находится под контролем разных по подчиненности учреждений. Тройной контроль за каждой экспортной сделкой затруднит сговор между банком и экспортером либо между экспортером и таможенным инспектором, перекроет каналы "утечки" валютных ресурсов.
_____________________________________________________________________________
Это нововведение коснулось 35-40 тыс. юридических лиц, которые осуществляют около миллиона экспортных операций в год, 600 коммерческих банков, обслуживающих экспортно-импортные операции. Оно способно кардинальным образом повлиять на пополнение бюджета страны валютными ресурсами, сократить "утечку" валютных ресурсов, существенно содействовать обеспечению экономической безопасности страны.
_____________________________________________________________________________
В целом, объективный анализ сложившейся обстановки в мире и состояния международных экономических отношений показывает, что в современных условиях для обеспечения безопасной и эффективной интеграции России в мировую экономику необходимо осуществить ряд первоочередных мер:
* формирование опирающейся на намечаемые структурные сдвиги в экономике страны в целом, структуры экспорта, предполагающей значительное повышение в нем удельного веса и объемов товаров с высокой степенью переработки (особенно изделий машиностроения), услуг, а также оптимизацию структуры импорта;
* выявление и эффективное освоение наиболее перспективных для российского экспорта товарно-страновых ниш на мировом рынке, концентрация основных усилий и средств на достижении рыночного успеха на них, а также всемерное развитие кооперации, инжениринга, лизинга;
* достижение благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими группировками, организациями и объединениями, исключение любых дискриминационных ограничений на торговлю с Россией;
* создание условий для доступа российских предприятий в качестве экспортеров и импортеров на мировые рынки машин и оборудования, технологий и информации, капитала, минерально-сырьевых ресурсов, а также к транспортным коммуникациям;
* полномасштабное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях как со странами и международными организациями-кредиторами, так и с должниками России; совершенствование механизма доступа и оптимального использования зарубежных финансовых ресурсов, включая как кредиты иностранных государств и международных финансовых институтов, так и частные иностранные инвестиции.
В глобальном масштабе к основным мерам государственного регулирования обеспечения экономической безопасности во внешнеэкономической сфере специалисты относят следующие34:
1. Укрепление и оснащение таможенной границы по всему периметру Российской Федерации. Без этого не удастся обеспечить надлежащий контроль над соблюдением законодательства во внешнеэкономической деятельности;
2. Формирование надежной правовой базы по таможенному контролю и контролю за соблюдением законодательства во внешнеэкономической деятельности;
3. Совершенствование системы экспортного контроля в целях пресечения несанкционированного вывоза из России товаров военного и двойного назначения, а также товаров и технологий, попадающих под режим экспортного контроля;
4. Формирование единой системы контроля за экспортом лицензируемых товаров и репатриацией валютной выручки. Имеется в виду компьютеризация всей этой системы в целях ведения банков данных о распределяемых квотах, выданных лицензиях, оформленных таможенных декларациях, переведенных валютных платежах, уплаченных таможенных пошлинах и т.д.;
5. Расширение практики привлечения прямых иностранных инвестиций как одного из важных источников внешнего финансирования, не связанного с увеличением задолженности государства;
6. Создание условий для отечественных предприятий, способствующих увеличению экспорта, особенно наукоемких технологий, и сокращению импорта за счет создания импортозамещающих производств;
7. Усиление взаимодействия между органами и агентами валютного контроля в целях осуществления контроля за движением капиталов;
8. Расширение практики проведения переговоров с зарубежными странами, их экономическими структурами для получения Россией отсрочки платежей, что дало бы возможность "передышки" нашей экономике;
9. Разработка принципов дифференцированного подхода к предприятиям с участием иностранного капитала в соответствии с концепцией отраслевых приоритетов развития экономики страны.
Стержнем государственной политики обеспечения экономической безопасности России должно стать сохранение страной комплекса своих конкурентных преимуществ, позволяющих рассчитывать на соответствующий статус страны в мировой экономике и значительную эффективность ее внешнеэкономической деятельности.
В дополнение к стратегии внутреннего экономического роста, одним из источников которого должен стать, прежде всего, средний и малый бизнес, нашей стране следует разработать и начать претворять в жизнь комплексную стратегию повышения конкурентоспособности и интеграции России в мировое хозяйство.
Такая стратегия могла бы включать в себя ряд элементов.
На основе анализа национального потенциала и тенденций мирового рынка определяются место страны в мировом хозяйстве и отрасли экономики, перспективные для экспорта.
Возможными (в конкретной ситуации) средствами экономической политики государства создаются условия для развития таких отраслей. Одновременно осуществляются действия по постепенному свертыванию тех отраслей, которые неспособны конкурировать с импортной продукцией.
Таможенная защита национальной экономики в рамках такого курса осуществляется выборочно: защищаются отрасли, которые имеют хорошие перспективы, но еще не набрали силу, а также отрасли, быстрый крах которых резко обострил бы социальную ситуацию. В определенных случаях защита может потребоваться и тем отраслям, которые осуществляют интенсивную модернизацию.
Развитие получают рынки тех товаров, которые в стране не производятся, а также товаров, которые способны выдержать интенсивную иностранную конкуренцию.
Благоприятные условия создаются для импорта товаров, необходимых для развития важных отраслей производства.
При определении импортной политики в отношении конкретного товара учитывается место этого товара в структуре национальной экономики, его перспективы с точки зрения международного разделения труда.
Протекционистский режим в отношении определенных товаров осуществляется для достижения конкретной цели и по мере достижения этой цели ослабляется. При этом инвестиционная политика государства поощряет развитие тех отраслей, которые способны стать "точками роста" экспорта.
В заключение отметим, что в условиях современных реалий принципиальной задачей является завершение формирования адекватной нормативно-правовой базы защиты экономических интересов России. Либерализация экономики и реформирование системы регулирования внешнеэкономической деятельности требует соответствующего пересмотра норм и инструментов защиты экономических интересов. В настоящее время в нашей стране имеются лишь отдельные фрагменты такой системы.
Литература к теме
1. Борисов С.М. Финансовый кризис и внешняя зависимость России // Деньги и кредит, 1998, № 10.
2. Владимиров Ю.И., Павлов А.Г. Внешнеэкономический аспект экономической безопасности Российской Федерации // Безопасность, 1994, № 3.
3. Загашвили В.С. Экономическая безопасность России. М.: Юристь, 1997.
4. Кобрин Ю. К вопросу об обеспечении стратегии экономической безопасности // Экономист, 1999, № 7.
5. Кочетов Э. Геоэкономика и внешнеэкономическая стратегия России // Мировая экономика и международные отношения, 1994, № 11.
6. Сабельников Л. Война без перемирия: формы и методы экономической агрессии. М., 1983.
7. Шмелев Н. Экономическая составляющая российской внешней политики // Безопасность Евразии, 2001, № 3.
Контрольные вопросы и задания
1. Сформулируйте основные национальные интересы России во внешнеэкономической сфере.
2. Перечислите внутренние факторы, усугубляющие внешние угрозы национальной безопасности России в экономической сфере.
3. Почему применяются международные санкции в отношении России?
4. Назовите "индикаторы чувствительности", сформулированные западными экспертами в отношении России.
5. В чем суть таможенной защиты отечественного рынка?
6. Опишите защитные механизмы внутреннего рынка России.
Раздел 3 ВНУТРЕННЯЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
Тема 9 ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
Как отмечалось выше, опасности для российского государства могут носить как внешний, так и внутренний характер.
Под внутренней безопасностью России следует понимать защищенность национальных интересов страны, общества в целом и каждого отдельного гражданина от опасностей, проистекающих от процессов, идущих внутри самой страны.
Анализ современной обстановки в России показывает, что в результате социальных изменений, происшедших в последнее десятилетие XX в., ситуация в стране продолжает оставаться напряженной и неустойчивой, в том числе в сферах:
* государственной - власть все еще действует недостаточно эффективно, имеются проявления регионального сепаратизма, широко распространена коррупция должностных лиц, низкая исполнительская дисциплина чиновников и др.;
* экономической - до недавнего времени наблюдалась тенденция спада производства во всех отраслях экономики, шла широкая контрабанда сырья, цветных металлов и пр.;
* социальной - социальная обстановка в стране остается несбалансированной, социальная напряженность не снижается и т.п.;
* правовой - наблюдается серьезный рост преступности, заметна криминализация общества;
* общественной - неблагополучна демографическая ситуация в стране, снизились рождаемость и средняя продолжительность жизни, произошло резкое снижение уровня жизни абсолютного большинства населения и т.п.;
* экологической - катастрофическое состояние природной среды не улучшается;
* военной - границы России в ряде мест (особенно южные) остаются незащищенными и неопределенными.
Своеобразие ситуации в современной России состоит и в том, что внутренние угрозы безопасности исходят в первую очередь не от факторов, связанных с государственным устройством страны (политической борьбы партий, ветвей власти, смены правительств и т.д.), а от параметров, определяющих жизнь гражданского общества (низкого качества и уровня жизни большей части населения, экономических и финансовых кризисов, высокого уровня преступности и терроризма, растущих межнациональных конфликтов).
Видение нынешним руководством государства основных внутренних угроз безопасности страны изложено в "Концепции национальной безопасности Российской Федерации": "Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма".
Обеспечение внутренней безопасности страны опирается на несколько основополагающих концептуальных посылок. России следует:
* продолжить развитие и совершенствование рыночных институтов;
* следовать по демократическому пути развития, на основе верховенство права и закона;
* оставаться многонациональным федеративным государством при условии совершенствования оптимальных форм отношений и распределения властных полномочий между федеральным Центром и регионами;
* проводить политику, направленную на то, чтобы занять достойное и выгодное большинству россиян место в мировом сообществе.
Интересы обеспечения внутренней безопасности России, базируются на учете современных потребностей личности, общества и государства и предполагают достижение ряда основополагающих целей, таких, как:
* формирование оптимальной для российских условий системы конституционно-правового регулирования;
* создание эффективных властных структур как на федеральном, так и на местном уровнях;
* нейтрализация межэтнических противоречий на основе формирования сплачивающих народы общенациональных ценностей;
* быстрый и оптимальный выход из экологического кризиса;
* развитие экономики по пути ее интенсификации с учетом ее перспективной многоукладности, с приоритетной ориентацией на увеличение благосостояния российского населения при обеспечении полной экологической безопасности;
* сохранение и восстановление экономических связей со странами СНГ, развитие взаимовыгодных экономических отношений с другими странами мира.
В соответствии с позицией руководства страны основными принципами обеспечения внутренней безопасности России являются:
* соблюдение законности и правопорядка;
* обеспечение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;
* взаимная ответственность личности, общества и государства в деле обеспечения безопасности, интеграции с международными системами безопасности.
К источникам внутренних угроз экстремистского характера в политической и социально-экономической сферах обычно относятся:
* криминализация части предпринимательского корпуса (по некоторым данным, уже сегодня каждый четвертый предприниматель связан с мафией);
* политизация организованной преступности и рост коррумпированности властных структур;
* рост политического насилия и экстремизма. Особо следует подчеркнуть возросший "профессионализм" террористов и факт полулегального существования многочисленных вооруженных формирований;
* вероятность сохранения старых и возникновения новых вооруженных конфликтов как в Ближнем зарубежье, так и в пределах России.
К числу существенных угроз для общества и российского государства относятся также распространение коррупции и организованной преступности. Эти новые социальные явления (в отличие от всегда существовавшей традиционной преступности и злоупотреблений чиновничества) появились в России в конце 60-х годов как мощный альянс между преступниками в сфере экономики, лидерами криминального мира и представителями бюрократического аппарата различных уровней.
Основные направления политики обеспечения безопасности России во внутренней сфере известны. Они должны быть направлены на решение широкого круга задач. В их числе, к примеру, можно назвать следующие:
* мобилизация всех резервов - моральных, духовных и материальных ресурсов (в том числе источников бюджетных поступлений) для выхода России из кризиса;
* развитие демократического правового федеративного государства;
* недопущение обострения социальной и политической напряженности в обществе, создающей возможность обострения политических кризисов, способных перерасти в военные конфликты;
* проведение взвешенной и сбалансированной региональной политики, отражающей оптимальное сочетание интересов федерального Центра и регионов, находящихся в различных природно-климатических, социально-экономических и этнополитических условиях;
* осуществление действенной и реалистичной национальной политики, при которой создаются оптимальные условия для свободного культурного развития всех народов России;
* централизация всех валютных резервов страны, ужесточение валютного регулирования и контроля, повышение эффективности контроля за ценообразованием и поставками в отраслях естественных монополий вплоть до их денационализации;
* ориентация кредитно-финансовой политики на поддержку и развитие реального производства;
* очистка аппарата государственного управления страной от недобросовестных чиновников;
* эффективная защита рыночных структур от произвола криминалитета;
* государственное стимулирование конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, проведение активной промышленной, структурной и научно-технической политики;
* создание условий для достойного существования и развития семьи как ячейки гражданского общества и ее государственная поддержка;
* достижение всеобщего общественного согласия, здорового социально-психологического и нравственного климата в обществе;
* надежная защита жизни, здоровья, имущества, прав и свобод человека и гражданина;
* повышение доступности, эффективности и уровня образования для всех слоев населения;
* достижение реальных результатов в борьбе с преступностью, совершенствование нормативно-правовой базы в целях устранения юридических предпосылок, облегчающих совершение различного рода преступлений и злоупотреблений.
В современных условиях, и это совершенно очевидно, внутренние угрозы безопасности проистекают в первую очередь от факторов, воздействующих на общество и его граждан, а не на государство. Именно несбалансированность в социальной практике интересов государства, общества, различных социальных групп и конкретной личности - одна из серьезнейших проблем современной России, от решения которой в определяющей мере зависит внутренняя безопасность в стране.
В этой связи к жизненно важным интересам граждан России относятся:
* становление на деле структур гражданского общества;
* государственная поддержка семьи как основной ячейки гражданского общества;
* создание механизмов контроля общества над институтами государства;
* формирование политической и правовой культуры населения, соответствующей принципам гражданского общества;
* достижение и поддержание общенационального согласия по жизненно важным проблемам развития страны;
* выход из кризисной демографической и экологической ситуации;
* повышение интеллектуальной, созидательной, социальной и экономической активности населения;
* преодоление экономического кризиса и обеспечение поступательного экономического развития на принципах социально ориентированной рыночной экономики;
* содействие обеспечению признанных международным правом интересов и прав русскоязычного населения в других странах,
* духовное возрождение России на основе обогащения ее национальных ценностей, дальнейшее культурное и интеллектуальное развитие в русле глобального цивилизационного процесса.
Ключевыми критериями при анализе конкретной ситуации и прогнозировании устойчивых тенденций являются выделение базовых угроз и их ранжирование, а также систематизация этих угроз.
В целом деятельность по обеспечению внутренней безопасности России - это интегрированная система ценностно-рациональных действий, т. е. система действий, обусловленных потребностями общества, имеющая ясную, общезначимую мотивацию, внутренний идеальный смысл и общественную осмысленность, эффективные пути и средства для обеспечения безопасности личности, общества и государства, а в перспективе - перехода к устойчивому развитию.
Систему внутренней безопасности образуют: органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере обеспечения безопасности.
Если говорить о глобальных факторах национальной безопасности внутреннего характера, то следует исходить из общеизвестной оценки: социально-политическая и экономическая ситуация в России остается очень тяжелой. Практически все негативные тенденции за последние 10 лет прошлого века усилились, и только в последние 2 года начались попытки противодействия растущим угрозам.
Внутреннее положение России, наряду с начавшейся в последнее время социальной ориентацией проводимых реформ, характеризуется негативными и достаточно долговременными последствиями системного кризиса, начавшегося в СССР, а также кризисными явлениями, возникшими в переходный период. Другими словами, страна переживает трудности преодоления наследия прежней тоталитарной системы, а также первых 10 лет преобразований.
Анализ конкретных данных позволяет сделать вывод о том, что практические действия по реализации основных стратегических целей реформ пока не привели к устранению системного кризиса в обществе, не способствовали обеспечению повышения жизнеспособности и безопасности России. Напротив, образовалась новая система социальных отношений, которая начала функционировать по своим собственным законам, расширенно воспроизводящим деструктивные процессы. В стране нарастают новые социально-политические, экономические, межнациональные противоречия, приобретающие характер конфронтационного конфликта.
Нынешний этап кризиса характеризуется тем, что линия противостояния проходит через все институты государственной власти. Сегодня конфликт назрел между организованными социальными группами и кланами, представляющими определенные социально-экономические интересы, направленные на передел собственности и политической власти. Это тревожный признак глубокого социального кризиса, медленно развивающегося в сторону социальной катастрофы.
Приоритетность обеспечения национальной безопасности в той или иной сфере жизнедеятельности (политической, экономической, социальной, экологической, военной и т.д.) определяется объективными факторами, т. е. потребностью конкретных людей, социальных групп, их объединений, государств, мирового сообщества в целом в этом (в конкретных исторических условиях) для своего самосохранения и развития, а также наличием широкого круга самых разнообразных опасностей, которым должна противостоять система обеспечения безопасности в условиях ограниченных средств на ее реализацию.
Исходя из этого, в условиях мировых геополитических реалий XXI в., для сохранения российской государственности, обеспечения безопасности и территориальной целостности современной России исключительно велика роль внутриполитических процессов, позиция руководства страны в их регулировании. Это обусловливает значение власти, ее авторитета, уровня воздействия на все стороны жизни народа, в том числе на обеспечение безопасности страны. Не случайно в сознании большинства граждан жизненные проблемы, их возникновение и решение связывались и связываются прежде всего с политическими явлениями и с деятельностью властных структур. По мнению населения, именно органы власти должны направлять социально-экономические процессы в стране в сторону улучшения жизни людей.
_____________________________________________________________________________
Так, по результатам опроса Института социально-политических исследований РАН, "виновниками" проблем и трудностей, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни, от 50 до 70% опрошенных считали представителей центральной власти, а от 28 до 41% опрошенных - местных органов власти. При этом на политические факторы, приведшие к ухудшению жизни и росту напряженности, указали в сумме от 30 до 55% участников опроса35.
_____________________________________________________________________________
Такое восприятие политики в массовом сознании не только предъявляет высокие требования к политической деятельности, но и реально определяет ее место в общественной жизни России.
Причем под внутриполитической сферой имеется в виду относительно самостоятельное образование наряду с другими основными сферами общества (экономической, социальной, духовно-нравственной). Эта сфера охватывает политическое сознание, политические отношения, институты, действия, процессы в стране.
Обеспечение национальной безопасности РФ связано, прежде всего, с укреплением политической безопасности и стабильности России. Специалисты определяют политическую безопасность как совокупность мер по выявлению, предупреждению и устранению тех факторов, которые могут нанести ущерб политическим интересам страны, народа, общества, граждан, обусловить политический регресс и даже гибель государства, а также превратить политику из конструктивной в разрушительную, в источник бед и несчастий для людей и страны.
Обеспечение политической безопасности России связано с такими факторами, как:
* разрешение противоречий между той частью бывшей советской номенклатуры, которая сегодня обладает реальной властью, и той ее частью, которая отстранена от власти и стремится овладеть ею;
* политическая безопасность, зависящая от разрешения противоречий внутри нынешней правящей элиты, а также тех кланов в ней, которые добиваются доминирующего положения во властных структурах, и тех группировок, у которых такого положения нет;
* противоречия между федеральным Центром и регионами, между русским населением и национальными меньшинствами России, между государственниками и сепаратистами. Острейшим проявлением противоречий стали две чеченские войны;
* главное противоречие, от разрешения которого зависит политическая безопасность России, - является противоречие между управляющими и управляемыми, между властью и народом.
Под политической безопасностью обычно понимается совокупность мер по выявлению, предупреждению и устранению тех факторов, которые могут нанести ущерб политическим интересам страны, народа, общества, граждан, обусловить политический регресс и даже политическую гибель государства, а также превратить власть и политику из созидательно-конструктивной в разрушительную силу, источник бед и несчастий для людей, страны36.
Первоосновой, обусловливающей политическую безопасность как систему определенных мер, органов и функций государства и общества, является растущая потребность защищать политические интересы страны, народа, общества, граждан.
Эти интересы заключаются в нормативно-правовом обеспечении таких политических отношений, форм власти, механизмов государственного управления, способов деятельности, в выдвижении во власть таких политических лидеров и сил, которые обеспечили бы наиболее эффективное решение проблем преодоления кризиса и последующего устойчивого развития страны.
Воплощению в жизнь этих интересов препятствуют многие силы, преследующие свои корыстные цели, а также ошибки и просчеты политиков, сегодня возглавляющих государство.
_____________________________________________________________________________
По данным МВД РФ, в современной России действует целая "криминальная индустрия", располагающая гигантскими средствами для решения масштабных политических задач: влияния на государственную политику, поддержки националистических и сепаратистских движений, снабжения их оружием, финансирования боевых действий крупных военизированных формирований в зонах вооруженных конфликтов и войн.
_____________________________________________________________________________
В целом под политическими опасностями понимаются социальные явления, процессы и действия, которые способны подорвать власть и правовой порядок в стране, вызвать хаос, междоусобицы и конфликты, потерю национальной независимости, ослабить и разрушить государство, лишить граждан политических прав и свобод, свести на нет возможности народа, общества, оппозиции воздействовать на власть. Это, прежде всего, конфронтационные действия одних социально-политических институтов (структур государства, социальных групп, партий, элит, отдельных личностей и т.п.) против других в борьбе за власть.
В самом общем плане политические опасности можно свести в три группы:
* первая - опасности для политической сферы, исходящие от других областей общественной жизни - экономики, социальных процессов, экологии и т.п.;
* вторая - опасности, исходящие от политической сферы для экономики, социальных отношений, экологии, военной безопасности и т.п.;
* третья - опасности для отдельных политических институтов, проистекающие от процессов, происходящих в самой политической сфере.
Именно от некомпетентной, ошибочной и злонамеренной политики проистекают самые большие угрозы для общества. К примеру, политика насильственного решения чеченского вопроса привела к огромным потерям людских и материальных ресурсов, углубила кризис общества, так и не обеспечив цивилизованное разрешение проблемы.
Наблюдение за политической жизнью в современной России приводит к выводу о неустойчивости всех звеньев государственного механизма. В целом суть кризиса власти, переживаемого Россией и до последнего времени так и не разрешенного, включает в себя:
* недостаточную легитимность власти и ее стремление заменить закон насилием и принуждением общества к подчинению;
* превращение государственных институтов в нечто самодовлеющее, оторванное от общества, нацеленное на самосохранение и тем самым обреченное на постоянную борьбу со своим народом;
* неумение и нежелание властных структур не только ограничивать себя в пользу общества, но даже признавать его право на свободное развитие;
* полное нежелание государства предоставить право общественного контроля над собой, более того, абсолютная убежденность власти в своем праве (и даже долге) самому держать общество под постоянным жестким контролем.
По опубликованным данным, главными внутриполитическими опасностями для России являются:
* подмена интересов народа и страны корпоративными интересами правящих политических и экономических элит;
* эволюция демократических институтов власти в авторита-Зм и диктатуру, представляющие интересы избранного меньшинства, отчуждающие народ от власти;
* сохранение антидемократического верхушечного анонимного мехаанизма формирования внутренней и внешней политики, неспособность обеспечить высокое ее качество;
* продолжение социально-несправедливого курса реформ, ведущего к разделению общества на бедных и богатых, антагонизации общественных отношений;
* ставка на насилие и административно-командную систему государственного управления;
* разжигание социально-политического противостояния, национальной розни, конфликтов;
* ослабление и подавление оппозиции, "закрытие" честной политической борьбы (соревнования, соперничества в политической сфере);
* лишение независимости средств массовой информации и подчинение их правящей элите и др.
Особенность состояния системы национальной безопасности современного периода в том, что нет никакой институциональной социальной системы, которая могла бы взять на себя роль гаранта управляемости и устойчивости обеспечения национальной безопасности. Этот этап кризиса государственности опасен тем, что Россия постепенно может втянуться в состояние "войны всех против всех".
Анализ показывает, что политические угрозы и опасности разного рода для России множатся. При этом, чем сильнее опасность, тем более ее маскирует противник, тем труднее ее распознать и оказать ей эффективное противодействие.
Механизм обеспечения политической безопасности включает в себя целый ряд элементов, целеустремленно взаимодействующих, в том числе:
* объекты, т. е. территория, государственные и общественно-политические институты, политические права и свободы, а также реальная политическая деятельность граждан, социальных групп, объединений и т.п., которые нуждаются в защите;
* взгляды, принципы, концепции (доктрины) по этим проблемам;
* система соответствующих нормативно-правовых актов (правовая основа);
* субъекты (специальные институты, а также имеющие определенные функции другие государственные и общественные учреяс-дения, общество и граждане), призванные защищать политическую сферу;
* средства, методы и способы обеспечения политической безопасности;
* критерии оценки состояния обеспечения политической безопасности и эффективности ее механизма.
Внутриполитическая безопасность России тесно связана с внутриполитической стабильностью в стране - целостной системой связей между государством и обществом, обеспечивающей выполнение каждой из взаимодействующих сторон своих конституционных функций.
Можно выделить три уровня политической стабильности:
* стабильность правительства - относительный срок его существования, неизменность основного состава;
* стабильность политического режима - сохранение существующей в настоящее время политической и социальной системы, эволюционный характер политических изменений, отсутствие политического насилия;
* стабильность общности и народа - сохранение территориальной целостности государства, обеспечение личной безопасности и благосостояния его граждан, улучшение охраны окружающей среды и поддержание демографического баланса.
Анализ процессов третьего уровня представляет собой наибольшую сложность, но именно здесь формируются представления о стабильности как свойстве динамической системы, поскольку возможно сохранение стабильности первых двух уровней при нарастающей дестабилизации самой общности и ее упадке.
Ярким подтверждением этому служит авария на Чернобыльской АЭС. Катастрофа глобального масштаба, потрясшая общество, практически никак не отразилась ни на властных структурах, ни на личном благополучии политических лидеров государства.
Только на третьем уровне анализа появляются условия для создания системы мониторинга стабильности государства, результаты которого служили бы в первую очередь не желаниям партий или политического режима, а национально-государственным интересам.
Реальную угрозу любой общественной системе может представлять острое противоречие, т.е. социальный конфликт - макросоциологические процессы, имеющие кратковременные исторические последствия: изменение соотношения сил в общественной иерархии или экономического статуса больших социальных групп, политические катаклизмы, смена правительства, хозяйственная дестабилизация37. Социальный конфликт - это собирательное понятие, охватывающее множество форм проявления групповых столкновений, располагающихся вдоль определенного континуума. Они различаются: масштабом, типом, составом участников, причинами и вызываемыми ими последствиями.
Накопленный в нашей стране и за рубежом опыт социального моделирования говорит о том, что в основу создания различных моделей, как правило, закладываются закономерности, выявленные конфликтологией38. Это приводит к тому, что обычно "уровень безопасности" отождествляется с "состоянием без конфликта".
Тесное родство существует между понятиями "противоречие" и "конфликт": первое выражает статистический, а второе - динамический аспект явления. Конфликт - игра противоречивых интересов, ценностей и сил. Для того чтобы противоречие перешло в конфликт, т.е. в подвижное равновесие противоположностей, оно должно быть осознанным. Но в подвижном равновесии противоположностей всегда существует угроза его нарушения, а значит, разрешения конфликта формами, представляющими угрозу для устойчивости социального сообщества.
Социальный конфликт - явление подвижное, динамическое. По мере своего развития он проходит стадии от начального статистического этапа (противоречия) до крайней динамической, неустойчивой фазы - социальной катастрофы. Тогда основными фазами развития угрозы от потенциальной до острой (реальной) можно назвать цепочку социальных явлений: противоречие => конфликт => кризис => катастрофа.
Возможны три принципиально разных сценария "конфликта как фактора стабильности":
* первый - стихийно возникающий конфликт доходит до каких-то становящихся устойчивыми форм противоборства, закрепляется в этих формах и уже в таком качестве превращается в долговременный фактор жизни;
* второй - конфликт может и не доходить до крайних своих форм, однако противоборство затягивается, его формы противоборства оказываются неустойчивыми, а сам такой конфликт, сильно растягиваясь во времени, также превращается в долговременный фактор жизни;
* третий - стихийно возникающий конфликт перехватывается на ранних этапах и направляется в заранее заготовленные для подобных случаев формы и процедуры его ограничения, сдерживания и решения.
Вполне понятно, что сам процесс политического управления был бы невозможен, если бы социальная система, во-первых, не сохраняла относительную устойчивость, определенность своей структуры во времени и, во-вторых, если бы она утрачивала свою качественную специфичность вследствие любого внешнего воздействия. Тогда каждое воздействие из среды вело бы или к управлению, т.е. ограничению автономности (суверенитета) системы, либо к ее трансформации, потере своей качественной определенности.
Конфликты всегда разрушающе действуют на общество, поэтому крайне важно вовремя распознавать их зарождение, предупреждать развитие и в случае возникновения уметь ликвидировать их последствия. Уже установлены основные понятия, характеризующие конфликт как социально-политическое явление39.
Конфликт зарождается в конфликтной среде, которая определяется такими характеристиками, как экономическое состояние общества, социальное самочувствие народа, авторитет власти и т.д.
Конфликтующие стороны - это индивиды, группы людей, различные социальные образования, которые участвуют в конфликте и имеют несовпадающие или противоположные цели. Таких сторон бывает не менее двух.
Конфликты выполняют диагностическую функцию, они возникают именно в тех звеньях и по тем поводам, по которым сознательно или бессознательно были приняты ошибочные решения. Тогда под конфликтной средой понимается социальная среда, готовая к конфликту. Она формируется как продукт неразрешенных противоречий различного рода, носящих как объективный, так и субъективный характер.
Конфликтная ситуация возникает как совокупность конфликтной среды, конфликтующих сторон и объекта конфликта. Чтобы конфликт произошел, необходимы действия конфликтующих сторон по достижению своих целей. Такие действия называются "инцидент".
При рассмотрении различных вариантов конфронтации (конфликта) в социально-экономической сфере на стратегическом уровне эксперты используют так называемую сетку Бернара Надулека, который подразделяет конфронтацию на следующие виды40:
* прямая конфронтация - характерна для двухполюсного конфликта, по принципу "один на один";
* косвенная конфронтация - присуща многополюсному конфликту: "все против всех". Здесь важно победить, по возможности не сражаясь, сделав особый упор на коалиционность действий и повышенную мобильность, добиваясь преимуществ воздействием на самые устои системы и запугиванием противника;
* стратегия опережения - задача того, кто в одиночку противостоит всем и поэтому вынужден учитывать как общую, в целом для него неблагоприятную обстановку, так и свои собственные силы, причем ситуация общая постоянно меняется, развивается. При такой стратегии исчезает различие между состояниями войны и мира: налицо постоянная боеготовность, позволяющая мгновенно начать молниеносную войну.
Поскольку ситуация "один против всех" не дает права на ошибку, необходима повышенная всеобщая активность, увеличивающая эффективность добывания и внутреннего распределения информации. Разведка выясняет прежде всего слабые места противника в целях блокирования сферы его влияния и нанесения ему одного решающего удара.
Разрешение конфликта связано с изменением конфликтной ситуации, а способы его разрешения - со способами изменения конфликтной ситуации. В этом случае завершение конфликта определяется, прежде всего, завершением инцидента. Это может произойти только в случае изменения самой конфликтной ситуации. Различают следующие исходы:
* достижение всех целей одной из сторон и поражение другой;
* изоляция одной из конфликтующих сторон, в то время как несовместимость целей сохраняется;
* хотя бы частичный компромисс между конфликтующими сторонами;
* прекращение конфликта путем устранения источников конфликтной ситуации.
В случае, если конфликтная ситуация решается методом компромисса, каждая из конфликтующих сторон вынуждена отказаться от чего-то ценного для нее, и при этом нет ни победителей, ни побежденных. Вместо этого обе стороны несут равные потери. Этот метод может быть эффективным в том случае, когда силы обеих конфликтующих сторон равны, они борются за достижение взаимоисключающих целей, или когда из-за недостатка времени стороны вынуждены выработать совместное решение.
Политические, социальные, межэтнические, конфессиональные конфликты затрагивают интересы широкого круга людей, причем иногда не только в зоне самого столкновения сторон, но и далеко за ее пределами.
Как правило, в конфликтах тесно переплетаются интересы жизненные (физическая угроза жизни и здоровью людей, условиям их жизни и существования), политические (борьба за власть, обладание территорией, влияние на группы и слои населения) и экономические (угроза потери имущества, капитала, сферы вложения инвестиций, получения доходов, в том числе криминальных).
Особое место занимают идеологические интересы, которые сначала достаточно чужды для широких слоев населения, но являются доминирующими в сознании и поведенческих установках национальных и иных лидеров конфликтующих сторон, а также лиц, претендующих на выражение общественного мнения (религиозных деятелей, старейшин, представителей творческой, научной и педагогической интеллигенции). К категории идеологических интересов относятся национальные, конфессиональные, великодержавные, геополитические и иные идейные ценности и устремления.
Самый старый способ предотвращения конфликтов в обществе - создание образа врага. Натравливание граждан на действительного и мнимого врага становится эффективным средством политической дезориентации недовольной части общества.
_____________________________________________________________________________
В последнее время на практике широко известны случаи, когда вокруг быто-конфликтов, уголовных проявлений с участием представителей различных цнональностей возникали попытки сделать широкие обобщения и далеко иду-н е выводы, провоцирующие проявления великодержавных устремлений и межнациональную рознь.
_____________________________________________________________________________
В обстановке всеобщего экономического недовольства один из самых легких способов снять напряжение - обещание перераспределить некоторую долю общественного богатства.
_____________________________________________________________________________
Совсем недавно для улучшения благосостояния всерьез предлагалось быстрое и заманчивое средство - национализация и передача народу собственности КПСС. Существенная часть населения восприняла это предложение с доверием и энтузиазмом. Однако в результате служебные помещения обрели новые вывески, а в бывшие номенклатурные санатории доступ хотя и открылся, но за большие деньги. Вместе с тем напряженность в обществе на какой-то период была снижена.
_____________________________________________________________________________
Конфликт зарождается в конфликтной среде, которая в свою очередь определяется такими характеристиками, как экономическое состояние общества, уровень благосостояния народа, тип власти и т.д. Это подтверждается результатами исследования взаимосвязи уровня политических конфликтов и степени общественно-экономического развития, проведенного в 84 странах мира41. Из табл. 9.1 видно, что относительно "современные" общества имеют уровень конфликтов явно ниже уровня конфликтов "традиционных" и особенно "переходных" обществ (находящихся на стадии перехода от "традиционализма" к "современности").

Таблица 9.1
Уровни политического конфликта в обществе
Тип общества
Число стран
Политические конфликты, %




высокий уровень
низкий уровень
Традиционное общество
23
57
43
Переходное общество
37
68
32
Современное общество
24
13
87

Данные табл. 9.1 указывают на то, что возможность урегулирования политических конфликтов мирным путем возрастает по Мере развития общества и повышения благосостояния населения.
И это понятно. Убывание "конфликтного уровня" по мере экономического развития объясняется прежде всего тем, что положен конец бедности, дефициту. До той поры потребности, которых нужно было удовлетворить, заметно превышали имевшееся количество наличных товаров и благ. Это обусловливало беспощадную борьбу за присвоение имеющихся ресурсов, острую напряженность, глубокие социальные антагонизмы, обычно противопоставлявшие привилегированное меньшинство, живущее в достатке, массам, переносящим серьезные лишения.
Экономический рост приводит к ослаблению классовых антагонизмов, к смягчению социальной напряженности. Устанавливается консенсус, т.е. всеобщее согласие, относительно фундаментальных общественных ориентиров. Борьба внутри режима (в рамках институтов, с которыми все согласны) вытесняет борьбу по поводу режима.
Заметно уменьшая социальные антагонизмы, экономическое развитие преобразует конфликтное общество в консенсусное, которое представляет собой единственно возможную структуру для либеральной демократии, основанной на свободных выборах, наличии оппозиции и на чередовании партий у власти и т.д.
Исходя из этого, важная задача реформаторских сил России на переходном этапе состоит в том, чтобы научиться переводить конфликты из разрушительных, деструктивных форм в позитивно-функциональные. Иными словами, следует "приручить конфликты", "встроить" их в систему, превратить в стимулятор развития общества. Решение этой задачи неотделимо от разработки соответствующей российским условиям теории социальных конфликтов, в частности пока отсутствующего эффективного механизма их разрешения.
Российскому обществу необходим упреждающий подход к социально-политическим конфликтам, их научная прогностика, предусматривающая в числе прочего разработку системы статистических измерителей, показывающих уровень и остроту социальной напряженности, выявляющих ее порог, за которым социальный взрыв становится вероятным, а то и неизбежным. Совершенствование механизма предотвращения конфликтов предполагает рост политической и правовой культуры населения, изменение мировоззрения людей и традиций политического процесса в обществе, долгое время находившемся во власти силовых и насильственных моделей социального устройства.
Для решения этих задач важно иметь достоверную систему индикаторов (показателей) опасности. В их качестве обычно выступают:
* предварительные социально-политические процессы и явления, свидетельствующие о нарастании политических опасностей и угроз;
* комплекс обработанных данных об эволюции негативных политических тенденций (статистические сводки об учащении и расширении масштабов политических выступлений; аналитические справки научно-исследовательских центров и т.п.);
* обобщенные сведения об агрессивно-экстремистских настроениях, намерениях и планах в тех или иных слоях и партиях.
Первая и вторая группы представляют объективные, а третья - субъективные индикаторы (показатели). Тем не менее важно учитывать весь комплекс этих индикаторов.
Система индикаторов, определяющая социально-политическую обстановку, должна включать 6 основных классов: индикаторы экономического сотрудничества; индикаторы политического сотрудничества; индикаторы политического конфликта; индикаторы коммуникаций; индикаторы отношения населения; индикаторы взаимоотношения руководящих структур.
В совокупности они позволяют представить сложную структуру общества в историческом взаимодействии ее производственных, распределительных, политико-идеологических, культурных и информационных процессов, составляющих единый социальный процесс.
В заключение отметим, что российское общество все еще находится в одном из самых глубоких социально-политических кризисов в своей истории. Уровень недоверия россиян к ходу радикально-модернизационных реформ не снижается.
При этом если до 1991 г. ключ к пониманию событий в стране находился в сфере политических отношений, то сейчас он сместился в узел социально-экономических и межнациональных отношений. Центр тяжести неуклонно начинает смещаться в сторону социальной сферы, и многие вопросы, которые предстоит решить, как раз здесь, в том числе вопросы обеспечения национальной безопасности России. Именно развитие противоречий и различия интересов основной массы населения и новых социальных групп определяют напряженность обстановки в стране. Традиционная социальная структура размывается новыми стратами, к которым относятся предприниматели, банкиры, фермеры, безработные и т.п.
Основные элементы социальной связи в сфере национальной безопасности42:
* субъекты связи - политические и экономические институты, институты духовной сферы сообщества и взаимодействующих сообществ, являющиеся субъектами деятельности по обеспечению национальной безопасности, а также индивиды, социальные группы и социальные общности, являющиеся предметами этой деятельности;
* предмет связи - интересы и потребности индивидов, социальных групп, социальных общностей и сообществ, направленные в сферу обеспечения безопасности личности, общества и государства;
* механизм регулирования взаимоотношений между субъектами - концепция национальной безопасности, правовые акты, регулирующие социальные отношения в сфере национальной безопасности.
Государственные органы и структуры по мере возможности пытаются обеспечить национальную безопасность всеми имеющимися в их распоряжении средствами - политическими, экономическими, правовыми, военными, организационными и др. - на основе последовательной реализации политики обеспечения национальной безопасности.
Литература к теме
1. Возженников А.В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. Изд. 2-е. М.: ЭДАСПАК, 2000.
2. Дзлиев М. Каждому хочется жить в стабильном государстве // Вестник Российской академии наук, 1998, № 1.
3. Конфликты в современной России. Проблемы анализа и регулирования. М., 2000.
4. Конфликты и согласие в современной России (Социально-философский анализ). М., 1998.
5. Макеев А.В. Политика и безопасность России (Теоретические основы) // Безопасность, 1998, № 5-6.
6. Серебрянников В.В. Политическая безопасность // Свободная мысль, 1997, № 1.
7. Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы. М., 1996.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение внутренней безопасности России.
2. Каковы цели обеспечения внутренней безопасности?
3. Назовите принципы обеспечения внутренней безопасности.
4. Охарактеризуйте внутриполитическую сферу.
5. Сформулируйте понятие "политическая безопасность".
6. Перечислите главные внутриполитические опасности для России.
Тема 10 РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ БЕЗОПАСНОСТИ
Одной из важных тенденций в развитии социально-политической и экономической ситуации в России, обеспечении безопасности и стабилизации обстановки в стране, является заметное усиление роли и значения субъектов Федерации и самостоятельных территорий в решении задач выхода из затянувшегося социально-экономического кризиса.
В "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" указано: "Укрепление российской государственности, совершенствование федеративных отношений и местного самоуправления должны способствовать обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Необходим комплексный подход к решению правовых, экономических, социальных и этнополитических проблем при сбалансированном соблюдении интересов Российской Федерации и ее субъектов".
Вялотекущий процесс социально-экономических преобразований в России, неопределенность политической ситуации в стране, социально-экономическая поляризация российского общества, рост организованной преступности, обострение межнациональных отношений, проявления регионального сепаратизма создали Широкий спектр угроз национальной безопасности страны. Кардинальное решение этих проблем возможно только на основе эффективной политики федерального Центра, при проведении соответствующей систематической работы на местах.
Позиция федеральных властей по этому вопросу известна; "Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и Центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации"43.
Субъекты Федерации при анализе социально-экономической обстановки в них обычно называют "социально-территориальные системы" (СТС)44. Их обычно определяют так: в целом стабильный по основополагающим признакам социум, соответствующим образом организованный для длительной самостоятельной жизнедеятельности, поддержания своего существования как целостного социального организма и развития в пределах данной административно-территориальной единицы.
При рассмотрении регионального аспекта проблемы обеспечения безопасности в стране в целом и в отдельно взятом регионе следует анализировать обобщенную систему: собственно исследуемая СТС и сопряженный с ней фрагмент окружающей среды (природного или социального характера), образующие в своем взаимодействии поле функциональных зависимостей системы и среды.
При этом следует иметь в виду, что обстановка в любой СТС характеризуется динамизмом и постоянно меняется, поэтому актуальной становится задача мониторинга изменений сложившейся ситуации - постоянного и систематического сбора информации средствами массовой коммуникации в целях наблюдения, контроля за ходом развития социально-политических явлений и процессов и их прогнозирования.
При мониторинге под внутриполитической стабильностью подразумевается целостная система связей между государством и обществом, которая обеспечивает выполнение функций взаимодействующих сторон.
Задачами мониторинга в этом случае будут:
* определение социальных групп и политических сил, заинтересованных в дестабилизации общества или своими действиями способствующих дестабилизации;
* выявление тех стереотипов в массовом сознании, которые оказывают дестабилизирующее влияние;
* определение политических и экономических группировок, которые в силу объективных и субъективных причин работают на дестабилизацию общества;
* измерение состава и численности дестабилизирующих обстановку социальных групп, распространения дестабилизирующих стереотипов мышления в массовом сознании, степени влияния дестабилизирующих политических и экономических групп;
* выявление взаимосвязей между дестабилизирующими группами интересов, распространением дестабилизирующих стереотипов и влиянием политических течений, нацеленных на дестабилизацию.
Наличие подобной информации на региональном и федеральном уровнях может способствовать прогнозированию всплесков нестабильности и своевременному принятию мер по коррекции социально-экономического курса и совершенствованию политической системы.
Наибольшее распространение получили три варианта подобного мониторинга:
* первый - отслеживает состояние обстановки в целом по стране без выделения отдельных регионов;
* второй, двухуровневый - предусматривает осуществление мониторинга как для страны в целом, так и для отдельных ее частей;
* третий - предполагает проведение мониторинга по укрупненным межрегиональным зонам и регионам (трех- или четырехуровневый мониторинг).
Первый подход являлся основой деятельности властных структур Советского Союза в условиях тоталитарного режима, когда абсолютно все решения принимались в Москве, а регионам оставалось только их беспрекословно исполнять.
В послесталинские времена в СССР частично стал использоваться второй подход, и в государственное управление страной были введены определенные элементы децентрализации.
Для современной России предпочтительным представляется третий вариант. Организационно это оформилось в виде введения в административно-территориальное деление страны новых звеньев. Для построения эффективной вертикали управления Указами Президента РФ45, наряду с 89 субъектами Федерации, образованы новые структуры - 7 федеральных округов (табл. 10.1). Во главе их поставлены специальные лица - полномочные представители Президента РФ.
Таблица 10.1
Структура федеральных округов Российской Федерации
Федеральные округа
Субъекты Федерации, входящие в округа
Центральный
г. Москва; Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области
Северо-Западный
г. Санкт-Петербург; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области; республики Карелия, Коми; Ненецкий АО
Южный
Астраханская, Волгоградская, Ростовская области; Краснодарский, Ставропольский края; республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия - Алания, Чеченская
Приволжский
Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области; республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Чувашская; Коми-Пермяцкий АО
Уральский
Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области; Ханты-мансийский, Ямало-Ненецкий АО
Сибирский
Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская области; Алтайский, Красноярский края; республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия; Агинский Бурятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Эвенкийский АО
Дальневосточный
Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области; Приморский, Хабаровский края; Республика Саха (Якутия); Корякский, Чукотский АО; Еврейская автономная область

Такое число федеральных округов выбрано не случайно. Одним из главных критериев в теории управления является так называемое "число Миллера", или "число семи". В соответствии с этим постулатом любой руководитель может эффективно управлять лишь в том случае, если количество его подчиненных не превышает семи.
К настоящему времени эти федеральные округа приобрели гораздо большее значение, нежели существовавшие ранее экономические районы46.
Определяющее значение для осмысления реальных процессов, происходящих в СТС, приобретает социально-политический анализ дающий возможность руководителю перейти от личного мнения по тому или иному вопросу как прерогативы своего здравого смысла к знанию им реальной обстановки как результату научного изучения.
Социально-политический анализ как метод познания процессов в обществе и получения достоверной информации об обстановке в регионе дает возможность повысить эффективность работы руководящих структур и общественных объединений за счет сокращения затрат времени на выработку решений и повышения надежности политического результата.
Рассмотрим социально-экономические и политические процессы, происходящие в СТС.
Состояние социально-политической, экономической, экологической и другой обстановки в регионе каким-то образом воздействует на все население региона и определяет его социальное самочувствие в самом широком смысле этого слова.
В зависимости от этого различные социальные группы населения по-разному воздействуют на органы власти: одни группы, получающие достаточное количество жизненных благ или политически ориентированные на властные структуры, поддерживают их; другие группы, обделенные социальными благами или политически противостоящие действующим органами власти, требуют перемен, изменения курса властных структур, смещения реальной политики вправо или влево.
Носителем протеста является население, неудовлетворенное своим экономическим, социальным и другим положением. Его значимость можно оценить потенциалом протеста, т. е. количеством неудовлетворенных людей.
Исходя из этого, в социально-экономических конфликтах основными действиями со стороны населения являются протест, насилие, поддержка властей, а со стороны властей - действия и санкции, в том числе и силовые.
Региональные органы власти, исходя из соотношения сил, поддерживающих их курс, и сил, требующих перемен, вырабатывают определенные решения и осуществляют конкретные действия, каким-то образом меняющие состояние социально-политической и экономической обстановки. Новые реалии опять же воздействуют на население, и оно, исходя из этого, вновь оказывает давление на власть. Процесс этот перманентен.
Просматриваются 3 уровня оценки состояния стабильности или дестабилизации любой СТО - государства, региона, области, города и т. п., а также их отдельных подсистем, частей и процессов:
* объективное состояние обстановки;
* субъективная оценка сложившегося положения вещей населением;
* поведенческая предрасположенность, возникающая под влиянием сочетания объективного состояния, его субъективной оценки и личностных (системных) особенностей людей.
При этом изучение реальных социально-экономических процессов в социально-территориальных системах может вестись в условиях различных фоновых состояний:
* анализ обстановки в условиях повседневной жизни общества;
* анализ при экстремальной природно-техногенной обстановке;
* анализ при чрезвычайной социально-политической ситуации.
Если в первом случае анализ может быть результатом научного
исследования, то в других (из-за бесчисленного числа различных вариантов ситуации и часто неадекватной реакции населения на то или иное происшествие) - это уже искусство.
Общая схема анализа обстановки при этом такова: реальная обстановка в регионе => социальная политика властей => социальная дистанция между различными группами населения => социальная напряженность в регионе => социальное самочувствие населения => стабильность в обществе.
В целом же следует указать, что отход от конфронтационной модели при анализе стабильности социальной обстановки предполагает рассматривать социально-экономическую ситуацию с точки зрения интегративных процессов. Принципы социальной справедливости имеют смысл только в том случае, когда между социальными группами существует совместная социальная деятельность на базе заранее оговоренных условий распределения социальных благ.
Основополагающим условием обеспечения национальной безопасности России и ее регионов является создание системы рациональных взаимоотношений между Центром и субъектами Федерации.
В странах со зрелыми федеративными отношениями распределение полномочий, сфер деятельности и ресурсов между Центром и регионами стабильно, предсказуемо, ясно очерчено и опирается на прочную основу в виде конституции, судебно-правовой системы и многолетних политических традиций. Политическое поведение в таких федерациях определяется четко установленными и одинаково воспринимаемыми нормами и правилами и является, поэтому производным от существующих федеральных институтов. В России институты федерализма формируются довольно-таки произвольно, как следствие текущих политических процессов, где доминируют предпочтения и ресурсы вовлеченных в них политических элит.
Осуществление конституционного принципа народовластия требует обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России. Это обеспечивается конституционным принципом разделения властей, установлением более четкого функционального распределения полномочий между государственными институтами, укреплением федеративного устройства России путем совершенствования отношений Центра с субъектами Федерации в рамках их конституционного статуса.
Однако действующая Конституция РФ лишь в незначительной степени регламентирует становление и функционирование институтов взаимодействия Центра и регионов, поскольку содержит самые общие и расплывчатые указания о распределении полномочий между властными структурами различного уровня. То же немногое, что Конституция все же предписывает определенно, в повседневной жизни сплошь и рядом нарушается.
Федеральный Центр по-разному относится к регионам страны. Создание федеральных округов еще более запутало положение. Существование множества моделей отношений "Центр-регион" связано с серьезными отличиями в системе организации и взаимодействия различных интересов, присутствующих на той или иной территории.
В зависимости от уровня внимания Центра, а также степени самостоятельности регионов и выраженности их собственных интересов можно выделить как минимум 5 моделей взаимодействия. Их сравнительные характеристики приведены в табл. 10.2.
Таблица 10.2
Характеристики моделей отношений Центр- регионы
Модели отношений

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign