LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

* попытки ущемлять интересы России при решении проблем международной безопасности;
* очаги вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи государственной границы России и границ ее союзников;
* наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил в мире;
* расширение агрессивных блоков и союзов;
* ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с Россией и дружественных ей государств;
* создание и оснащение на территориях других стран вооруженных формирований для их переброски и действий на территориях России и ее союзников;
* нападения на военные объекты России, расположенные на территориях других государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе России, границах ее союзников и в Мировом океане;
* действия, направленные на подрыв глобальной и региональной стабильности, в том числе помехи работе российских систем государственного и военного управления, нарушение функционирования стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны, контроля космического пространства и т.д.;
* дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан России в иностранных государствах;
* активизация международного терроризма.
Внутренняя военная безопасность страны зависит от конструктивного разрешения возникающих внутри страны экономических, политических и социальных проблем, достижения гражданского согласия, основанного на принципах демократического правового государства. Основными внутренними угрозами здесь являются:
* попытки насильственного свержения конституционного строя в стране;
* активизация деятельности экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических структур, направленной на нарушение единства и территориальной целостности России, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране;
* подготовка и осуществление действий, направленных на дезорганизацию работы органов государственной власти, нападения на государственные, хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
* создание, оснащение и поддержание функционирования незаконных вооруженных формирований;
* незаконное распространение на территории России оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, пригодных для осуществления диверсий и террористических актов;
* расширение организованной преступности, терроризма и другой противозаконной деятельности в масштабах, угрожающих военной безопасности России.
В обеспечении военной безопасности основная роль принадлежит государству, усилия которого направляются на защиту личности, общества, отдельного государства, коалиции государств, мира в целом. Вместе с тем в определенных условиях относительно самостоятельными субъектами обеспечения собственной военной безопасности выступают общественные движения и политические партии, социальные, национальные, территориальные и другие общности, экономические структуры, международные организации и объединения и т.д.
Россия рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности на основе двух основных принципов:
* применения всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, для отражения вооруженной агрессии, если все другие меры выхода из кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;
* применения военной силы внутри страны - допускается лишь в строгом соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя.
Определяющим документом, на основе которого формируется стратегия обеспечения безопасности в оборонной сфере, является "Военная доктрина Российской Федерации", которая "представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации"23.
Военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее положениях последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность России и ее союзников.
Российская Федерация рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира.
Важно, что военная безопасность обеспечивается прежде всего за счет невоенных мер экономического, политико-дипломатического, разведывательного, идеологического и т.д. характера, направленных на разрешение международных и внутригосударственных противоречий, предупреждение перерастания их в военно-силовое противостояние.
Вместе с тем в России сложилась вполне определенная общность - военная организация, куда входят вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и органы. Военные задачи, решаемые компонентами военной организации, распределены между ними в соответствии с Указом Президента РФ "Основы (Концепция) государственной политики РФ по военному строительству на период до 2005 года", подписанном в 1998 г.24
Основным инструментом обеспечения военной безопасности страны являются Вооруженные Силы Российской Федерации. Руководство страны уже приняло решение о том, какой будет российская армия к 2010 г. - это профессиональные вооруженные силы численностью 850 тыс. человек и 5-миллионный резерв. Другими словами, в обозримом будущем у нас по-прежнему будет типичная мобилизационная армия, хотя и несколько меньшей, чем сегодня, численности. При этом российское государство:
* исходит из непреходящего значения основополагающих принципов и норм международного права;
* сохраняет статус ядерной державы для сдерживания и предотвращения агрессии против него и его союзников;
* придает приоритетное значение укреплению системы коллективной безопасности в рамках СНГ на основе укрепления Договора о коллективной безопасности;
* отдает предпочтение политическим, дипломатическим и иным невоенным средствам предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз;
* соблюдает международные договоры в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений, содействует обеспечению определяемого ими режима;
* выполняет международные договоры и соглашения по стратегическим наступательным вооружениям и противоракетной обороне, готово к дальнейшему сокращению своего ядерного оружия на двусторонней основе с США, а также на многосторонней основе с другими ядерными государствами;
* содействует расширению мер доверия между государствами в военной области.
Военная безопасность Российской Федерации обеспечивается всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении сил, средств и ресурсов.
В современных условиях Россия исходит из потребности иметь ядерный потенциал, позволяющий гарантировать нанесение ответного удара агрессору в любых условиях. При этом ядерное оружие, которым оснащена российская армия, рассматривается как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности страны, а также поддержания международной стабильности и мира,
Важно, что Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее и ее союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности страны ситуациях.
Руководство страны неоднократно подчеркивало, что Россия не применит ядерного оружия против государств - участников Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающих ядерным оружием, кроме как в случае прямого нападения на страну.
Россия поддерживает готовность к ведению войн и участию в вооруженных конфликтах исключительно в целях предотвращения и отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной безопасности государства, а также ее союзников в соответствии с международными договорами.
_____________________________________________________________________________
Следует отметить, что если исходить из того, что военная доктрина носит исключительно оборонительный характер, не совсем ясно, зачем России нужны атомные подводные лодки нового поколения, которые вводятся в строй. Они ведь принадлежность сверхдержавы, каковой наша страна давно уже не является. Понятно, что для реализации чисто оборонительной доктрины атомные крейсеры просто не нужны, это оружие первого удара. Более того, с берега обороняться и дешевле и удобнее.
_____________________________________________________________________________
Характер современных войн и вооруженных конфликтов определяется их военно-политическими целями, средствами достижения этих целей и масштабами военных действий. В соответствии с этим война или вооруженный конфликт могут быть:
* по военно-политическим целям - справедливыми, т.е. не противоречащими Уставу ООН, нормам и принципам международного права, ведущимися в порядке самообороны стороной, подверг шейся агрессии, или несправедливыми, т.е. противоречащими Уставу ООН, нормам и принципам международного права, подпадающими под определение агрессии;
* по применяемым средствам - с использованием ядерного и других видов оружия массового уничтожения или только обычных средств поражения;
* по масштабам - локальными, региональными, крупномасштабными.
В отличие от войн начала и середины XX в., современным войнам свойственен ряд специфических, присущих только им характеристик, а именно: влияние на все сферы жизнедеятельности человечества; коалиционный характер боевых действий; широкое использование непрямых форм и способов действий; активное информационное противоборство, дезориентация общественного мнения; стремление сторон к парализации системы государственного и военного управления; применение новейших высокоэффективных (в том числе основанных на высоких технологиях) систем вооружения и др.
Перечень мер государства по обеспечению военной безопасности России в различные периоды приведен в табл. 7.2.
Боевые действия могут носить различный характер.
Вооруженный конфликт обычно проявляется в форме вооруженного инцидента, вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба как следствие попытки разрешить национальные, этнические, религиозные и иные противоречия с помощью средств вооруженной борьбы. Особой формой вооруженного конфликта является пограничный конфликт.
Вооруженный конфликт может иметь международный характер (между двумя или несколькими государствами) или международный внутренний характер (с ведением боевых действий в пределах территории одного государства с участием других стран). Он характеризуется:
* высокой "включенностью" в него и уязвимостью мирного населения;
* применением нерегулярных вооруженных формирований;
* широким использованием диверсионных и террористических методов;
* сложностью морально-психологической обстановки, в которой идут боевые действия;
* вынужденным отвлечением значительных сил и средств на обеспечение безопасности коммуникаций, маршрутов передвижения и мест расположения войск;
* опасностью трансформации конфликта в локальную (международный вооруженный конфликт) или гражданскую (внутренний вооруженный конфликт) войну.
Локальная война ведется группировками войск, развернутыми в районе конфликта, с усилением их при необходимости за счет переброски войск, сил и средств с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания вооруженных сил.
Здесь стороны будут действовать в границах противоборствующих государств и преследовать ограниченные военно-политические цели.
Таблица 7.2
Действия по обеспечению военной безопасности России

Период
Содержание действий государства
Мирное время
* Формирование и реализация единой государственной политики в области военной безопасности;
* поддержание внутриполитической стабильности, защита конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории России;
* развитие и укрепление дружественных (союзнических) отношений с соседними и другими государствами;
* создание и совершенствование системы обороны государства и его союзников;
* всестороннее обеспечение и качественное совершенствование Вооруженных Сил, поддержание их в готовности к действиям по предотвращению, локализации и нейтрализации внешних и внутренних угроз;
* подготовка системы мероприятий по переводу Вооруженных Сил России на условия военного времени;
* повышение мобилизационной готовности экономики к выпуску военной продукции;
* охрана и защита государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории, воздушного пространства и подводной среды;
* поддержка политических акций России путем проведения соответствующих мероприятий военного характера
Угрожаемый период, начало войны или вооруженного конфликта
* Своевременное объявление состояния войны, введение военного или чрезвычайного положения в стране либо в отдельных местностях, проведение полного или частичного стратегического развертывания армии;
* координация деятельности органов власти различного уровня, общественных организаций и граждан по отражению агрессии;
* организация и ведение вооруженной, дипломатической, экономической и других видов борьбы с врагом;
* перевод экономики страны на работу в условиях военного положения;
* оказание помощи союзникам России, реализация их возможностей для достижения совместных целей;
* предотвращение вовлечения других государств в войну (вооруженный конфликт) на стороне агрессора

Региональная война является результатом эскалации локальной войны или вооруженного конфликта и ведется с участием двух или нескольких государств или групп государств одного региона, национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств ведения войны.
Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны, вовлечения в них значительного количества государств различных регионов мира. При этом война с применением обычных средств поражения может с высокой вероятностью перерасти в ядерную с катастрофическими последствиями для цивилизации и существования человечества. В такой войне противоборствующие стороны ставят радикальные военно-политические цели, что потребует полной мобилизации всех материальных и духовных ресурсов государств-участников.
Для отражения агрессии против Российской Федерации или ее союзников Россия считает правомерным применение Вооруженных Сил. Они также могут применяться для защиты государства от антиконституционных действий и противоправного вооруженного насилия, угрожающих целостности и неприкосновенности территории страны, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами и федеральным законодательством.
Целями применения Вооруженных Сил России являются:
* в крупномасштабной региональной войне в случае ее развязывания одним государством или группой государств - защита независимости, суверенитета и территориальной целостности России и ее союзников, отражение агрессии, нанесение поражения агрессору, принуждение его к прекращению военных действий;
* в локальных войнах и международных конфликтах - локализация очага напряженности, создание предпосылок для прекращения войны, нейтрализация агрессора;
* во внутренних вооруженных конфликтах - разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, создание условий для полномасштабного урегулирования конфликта на основе Конституции РФ и федеральных законов;
* в операциях по поддержанию и восстановлению мира - разведение противоборствующих сторон, стабилизация обстановки, создание условий для справедливого мирного урегулирования.
Основными формами применения Вооруженных Сил России являются:
* в крупномасштабной и региональных войнах - стратегические операции и боевые действия;
* в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах - войсковые операции и боевые действия;
* во внутренних вооруженных конфликтах - специальные операции;
* при участии в борьбе с терроризмом - контртеррористические операции. Сюда же входят миротворческие операции.
Основными задачами применения Вооруженных Сил Российской Федерации в различных условиях являются следующие.
1. По обеспечению военной безопасности:
* своевременное выявление угрожающего развития военно-политической обстановки и подготовки вооруженного нападения на Россию или ее союзников;
* поддержание боевой готовности и подготовка стратегических ядерных сил на уровне, гарантирующем нанесение ответного удара агрессору;
* поддержание боевого потенциала группировок войск общего назначения мирного времени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального масштаба;
* содержание вооружения и военной техники, запасов материальных средств в готовности к боевому применению;
* поддержание готовности к стратегическому развертыванию вооруженных сил при переводе страны на условия военного времени;
* охрана и защита государственной границы и важных государственных объектов;
* предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;
* предупреждение экологических и других чрезвычайных ситуаций, ликвидация их последствий др.
2. По отражению вооруженного нападения на Россию или ее союзников:" частичное или полное стратегическое развертывание армии;
* ведение стратегических операций, боевых операций и действий по разгрому войск агрессора в районах их сосредоточения и на коммуникациях;
* поддержание готовности к применению потенциала ядерного сдерживания;
* локализация и нейтрализация приграничных вооруженных конфликтов;
* поддержание режима военного (чрезвычайного) положения;
* защита населения, объектов экономики и инфраструктуры от воздействия средств поражения противника и др.
3. Во внутренних вооруженных конфликтах:
* ликвидация незаконных вооруженных формирований, бандитских и террористических групп, уничтожение их баз, центров подготовки и коммуникаций;
* восстановление мира и правопорядка, обеспечение общественной безопасности;
* поддержание режима чрезвычайного положения в районе конфликта;
* локализация и блокирование района конфликта;
* пресечение вооруженных столкновений и разъединение противоборствующих сторон;
* изъятие оружия у населения в районе конфликта и др.
4. В операциях по поддержанию и восстановлению мира:
* разъединение вооруженных группировок конфликтующих сторон;
* обеспечение условий для доставки гуманитарной помощи гражданскому населению и его эвакуации из зоны конфликта;
* блокирование района конфликта для обеспечения выполнения санкций, принятых международным сообществом;
* создание предпосылок для политического урегулирования ситуации.
Одним из основных условий обеспечения военной безопасности России является ее экономическое обеспечение. Главная цель этого обеспечения - удовлетворение потребностей военной организации государства в финансовых средствах и материальных ресурсах.
Основными задачами военно-экономического обеспечения являются:
* своевременное и полномасштабное финансовое обеспечение решаемых военных проблем;
* концентрация финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов на ключевых направлениях обеспечения военной безопасности;
* экономическое и финансовое обеспечение совершенствования стратегических и обычных вооружений, военной и специальной техники;
* развитие научно-технической, технологической и производственной базы страны, Вооруженных Сил России и военной инфраструктуры в интересах обеспечения безопасности страны и др.
Существенная роль в обеспечении национальной безопасности России принадлежит оборонному промышленному комплексу. Реструктуризация и конверсия оборонного промышленного комплекса должна осуществляться без ущерба для модернизации вооружений, военной и специальной техники и укрепления позиций российских производителей на мировом рынке вооружений.
От государства требуется обеспечение всех необходимых условий для организации приоритетных фундаментальных, прогнозных и поисковых научных исследований в целях разработки и создания в интересах обороны и безопасности государства перспективного и опережающего научно-технического задела.
Для формирования и поддержания стабильности, обеспечения адекватного реагирования на возникновение внешних угроз на ранних стадиях ограниченные контингента Вооруженных Сил России и других войск могут размещаться в стратегически важных регионах за пределами территории Российской Федерации в составе объединенных или национальных группировок и отдельных баз (объектов). Размещение в них на договорной и международно-правовой основе, а также на принципах партнерства ограниченных воинских контингентов (военных баз, сил Военно-Морского Флота) должно обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии, способствовать реализации внешнеполитических целей государства.
Следует помнить, что в мире, в том числе в непосредственной близости от российских границ, сохраняется более 70 горячих точек, а свыше 20 районов оцениваются как зоны потенциальных конфликтов25.
В "Военной доктрине Российской Федерации" отмечено, что российская армия должна обеспечить осуществление миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных вооруженных сил.
Под миротворческой деятельностью понимаются коллективные действия международных организаций (ООН, ОБСЕ и др.) политического, экономического, военного и иного характера, осуществляемые после возникновения конфликта в соответствии с нормами и принципами международного права, направленные на разрешение международных споров, предотвращение и прекращение вооруженных конфликтов преимущественно мирными способами в целях устранения угрозы международному миру и безопасности26.
К сожалению, как в недавнем прошлом в СССР, в США и некоторых других странах идея миротворчества и введения войск на территорию другого государства воспринимается в искаженном, политизированном виде.
Все локальные войны, которые вел СССР, преследовали, прежде всего, идеологические цели. Советские солдаты умирали во время экспорта революции, за спасение Азии и Африки от колониального ига; мы вводили танки в Германию, Польшу, Венгрию, Чехословакию для защиты "завоеваний социализма".
В послевоенное время Советский Союз (и США тоже) активно вмешивался во внутренние дела третьих стран, поддерживая I в них сепаратистов в целях приведения к власти угодных им режимов.
_____________________________________________________________________________
Косвенным подтверждением этому служит Закон "О ветеранах", содержащий Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. Список впечатляющий: Китай (1946-1949 гг., 1950-1953 гг.), Венгрия (1956 г.), Алжир (1962-1964 гг.), Египет (1962-1963 гг., 1967 г., 1968 г., 1969-1972 гг., 1973-1974 гг., 1974-1975 гг.), Йемен (1962-1963 гг., 1966-1969 гг.), Вьетнам (1961-1974 гг.), Сирия (1967 г., 1970 г., 1972-1973 гг.), Ангола (1975-1979 гг.), Мозамбик (1967-1969 гг., 1975-1979 гг.), Эфиопия (1977-1979 гг.), Афганистан (1978-1989 гг.), Камбоджа (1970 г.), Бангладеш (1972-1973 гг.), Лаос (1960-1963 гг., 1964-1968 гг., 1969-1970 гг.), Сирия и Ливан (1982 г.). Доходило до парадоксов. К примеру, в Сомали наши участвовали в боевых действиях с обеих воюющих сторон.
Список впечатляет не только тем, что огромное число наших граждан погибло неизвестно где, а и тем, что все это было совершенно бессмысленно. Ведь в конечном итоге они так и не навели желаемого порядка нигде.
_____________________________________________________________________________
Не отстали от СССР и развитые капиталистические страны. Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой 1 Дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.
_____________________________________________________________________________
"Буря в пустыне", "умиротворение" в Боснии, война НАТО против Югославии, акция возмездия США международному терроризму в Афганистане, операция "шок и трепет" в Ираке - вот далеко не полный перечень "миротворческих" акций. В качестве новых потенциальных мишеней США эксперты называют около десятка стран. В списке фигурируют КНДР, Иран, Сомали, Судан, Йемен, Филиппины, Ливан, Сирия27.
_____________________________________________________________________________
Следует отметить, что впервые за многие десятилетия Россия в ограниченной мере участвует в "капиталистической" войне в Афганистане. Это полезно для нас по многим причинам, позволяющим:
* покончить с агрессивным крылом движения "Талибан", которое дестабилизирует наши южные границы и является источником терроризма;
* установить в Афганистане не "прогрессивный режим", который затем нам придется бесплатно кормить, вооружать и защищать от всего мусульманского мира, а нейтральный, который будет поддерживать западное сообщество;
* подорвать преступный наркобизнес, основой которого является бедность жителей Афганистана;
* ликвидировать базы подготовки кадров для чеченских банд формирований;
* выступать не одиноким флагманом (коммунизма), а в коалиции со странами, которые принято считать развитыми и цивилизованными.
В этой ситуации России следует воздержаться лишь от одного привычного и пагубного для нее образа действий - посылать своих солдат воевать и погибать.
К обеспечению военной безопасности России непосредственно примыкают задачи по надежной охране и защите государственной границы, обеспечению пограничной безопасности страны. Более того, осуществление войскового прикрытия границы является одной из основных задач Вооруженных Сил Российской Федерации.
Охрана государственной границы - это составная часть системы обеспечения безопасности государства, одна из сфер реализации государственной пограничной политики. Она заключается в "осуществлении уполномоченными законом федеральными органами мер политического, правового, экономического, военного, оперативного, санитарного и иного характера по недопущению противоправного изменения прохождения государственной границы, в обеспечении соблюдения юридическими и физическими лицами установленных правоотношений и в борьбе с правонарушителями"28.
Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы при условии неукоснительного соблюдения установленного порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации.
Угрозы безопасности и интересам России в пограничной сфере обусловлены двумя обстоятельствами: экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию; активизацией деятельности трансграничной организованной преступности и международных террористических организаций.
Радикальные геополитические изменения конца XX в. превратили Россию в страну, почти наполовину состоящую из приграничных регионов.
_____________________________________________________________________________
Из 89 субъектов Федерации 45 (51%) - приграничные, занимающие по площади 76,6% всей территории страны. В них проживает 43,1% населения России. Причем 2 из этих 45 субъектов в положении приграничных оказались впервые.
На границе Российской Федерации соприкасаются между собой около 50 народов и национальностей приграничных регионов России и 16 сопредельных государств.
_____________________________________________________________________________
Охраной государственной границы занимается специально созданная для этого структура - Федеральная пограничная служба Российской Федерации (ФПС). В настоящее время в пограничных войсках насчитывается 214 тыс. человек, из них 200 тыс. - военнослужащие.
_____________________________________________________________________________
Общая протяженность границ России составляет 60 932, 8 тыс. км. Из них сухопутная граница - 14,51 тыс. км, морская - 38,81 тыс., озерная - 0,48 тыс. км. Протяженность не обустроенных участков составляет 13,5 тыс. км. Ежесуточно на охрану границы заступают более 11 тыс. нарядов, до 100 пограничных кораблей идо 80 самолетов и вертолетов.
_____________________________________________________________________________

Ситуация с охраной государственной границы непростая. Протяженность границы после распада СССР осталась практически неизменной, а сложившаяся ранее система ее охраны и погранично-таможенного контроля была нарушена.
_____________________________________________________________________________
К примеру, очень плохо охраняется граница протяженностью 2070 км, отделяющая Афганистан от Таджикистана, Узбекистана и Туркмении; и чем дальше на запад, тем хуже. Ее восточный участок (1200 км) в Таджикистане в значительной степени проходит по горам. Солдаты 201-й мотострелковой дивизии, осуществляющие войсковое прикрытие границы, не могут достаточно плотно ее закрыть, о чем свидетельствует поток контрабанды наркотиков.
В Узбекистане протяженность границы с Афганистаном составляет 130 км, и охраняется она, конечно, намного хуже, чем в советские времена.
Что касается границы с Туркменией, то она не охраняется в принципе, через нее идут все, кто хочет.
Еще одна проблема состоит в том, что граница между Россией и всеми этими республиками открыта. Из Таджикистана, Узбекистана и Туркмении, входящих в состав СНГ, можно попасть в Россию, имея на руках паспорта этих республик, старый советский паспорт (20 млн. таких паспортов до сих пор находится в употреблении) и даже свидетельство о рождении, которое очень легко подделать.
_____________________________________________________________________________
Кроме того, следует иметь в виду, что к концу XX в. около 7 млн. кв. км территории бывшего СССР, где проживало почти 30 млн. человек, являлись спорными.
Более того, некоторые автономии также настойчиво требуют пересмотра своих границ внутри, собственно, российского государства.
Исходя из этого, основными задачами России в пограничной сфере являются:
* совершенствование нормативной правовой базы охраны государственной границы;
* развитие межгосударственного сотрудничества в этой области;
* противодействие экономической, демографической, культурно-религиозной и иной экспансий на территорию России со стороны других государств;
* пресечение деятельности транснациональной организованной преступности и незаконной миграции населения;
* осуществление коллективных мер по обеспечению безопасности пограничного пространства государств - участников СНГ.
В целом система мер по обеспечению военной безопасности Российской Федерации и военная доктрина России носят оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее положениях последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность страны и ее союзников.
Литература к теме
1. Аснер П. От атомной бомбы до этнической чистки. СПб.: Всемирное слово, 1999.
2. Военная доктрина Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ 21 апреля 2000 г.)// Безопасность, 2000, №1-12. ч
3. Насиновский В. Вооруженные конфликты: поиск решений. М.: Объединенная редакция МВД РФ, 1996.
4. Серебрянников В.В. Социология войны. М., 1997.
5. Слипченко В.И. Война будущего. М., 1999.
6. Хрусталев Е., Цымбал В. Военная безопасность России: замыслы и реалии// Мировая экономика и международные отношения, 2001, № 1.
7. Шутов А Д., Романенко В.И. Проблемы безопасности России// Дипломатический ежегодник, 2000.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение военной безопасности.
2. При каких обстоятельствах наличие потенциальной военной опасности становится реальной угрозой?
3. Чем определяется характер современных войн?
4. Укажите разницу между вооруженным конфликтом, локальной войной, региональной войной и крупномасштабной войной.
5. Что такое миротворческая деятельность?
6. Раскройте особенности обеспечения пограничной безопасности России в современных условиях.
Тема 8 ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
В сфере внешнеэкономической деятельности под состоянием экономической безопасности понимается прежде всего суверенитет государства над своей внешнеэкономической политикой, возможностью ее эффективной реализации. Кроме того, под обеспечением экономической безопасности страны может подразумеваться и поддержание баланса ее и чужих интересов. Балансирование может достигаться путем регулирования факторов и угроз экономической безопасности. Для этого экономика страны должна обладать своеобразным запасом прочности, или надежностью, под которыми понимается способность общественной системы четко и безотказно функционировать для достижения поставленных целей во всех возможных условиях.
Обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности - это комплекс мероприятий по парированию возникающих угроз нашим внешнеэкономическим интересам. Кроме того, это и меры по созданию оптимально благоприятных внешнеторговых условий для российских предприятий и фирм, чьи интересы призвано защищать и обеспечивать государство.
Экономическая безопасность России связана с состоянием экономики не только нашей страны, но и других - тех, с которыми она вступает во взаимодействие. Поэтому, рассматривая проблемы экономической безопасности, следует учитывать их международный аспект. Можно утверждать, что на экономическую безопасность существенное влияние оказывает баланс состояния экономик стран, вступивших во взаимодействие на мировом рынке.
Кроме того, содержанием угрозы экономической безопасности могут быть как объективные процессы развития экономики, так и целенаправленная деятельность разнообразных субъектов (международных политических и экономических сообществ; зарубежных государств - их правительств, спецслужб, фирм и корпораций; организованных структур и отдельных граждан в самой России). Они преследуют собственные интересы, как экономические - извлечение наибольшей прибыли, так и политические - в борьбе за власть. К внешним угрозам относят и деятельность иностранных государств - их разведывательных и специальных органов, а также неправительственных структур, направленную на подрыв экономической безопасности России.
Национальные интересы России во внешнеэкономической сфере сформулированы в "Концепции национальной безопасности Российской Федерации", где указано, что "важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются:
* создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;
* расширение рынков сбыта российской продукции;
* формирование единого экономического пространства с государствами - участниками СНГ.
В условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг необходимо усилить защиту интересов отечественных товаропроизводителей.
Важнейшее значение приобретает проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях.
Необходимо усилить роль государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний, ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей.
Эффективные меры должны быть приняты в сфере валютного регулирования и контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала".
Экономическая безопасность России в сфере внешнеэкономической деятельности является составной частью института внешней независимости страны, под которым понимается состояние и сочетание экономических, политических и военных факторов, которые обеспечивают государственность, цели и интересы нации при самостоятельном принятии решений относительно взаимоотношений с иностранными партнерами и использования зарубежных ресурсов и опыта29.
В условиях современной России, укрупнено внешние угрозы можно свести к нескольким основным видам:
* лавинообразное нарастание импортной зависимости;
* чрезмерная открытость экономики;
* превращение России (часто по собственной инициативе) в нетто-экспортера природных ресурсов;
* ослабление ее позиций на рынках стран СНГ, опасность чего явно недооценивается руководством страны.
К числу внешних факторов, усугубляющих угрозы национальной безопасности России в экономической области, относятся:
* большая задолженность зарубежным странам и их организациям и нерешенность проблем выплаты долгов России иностранными государствами;
* незавершенность формирования сквозной государственной системы экспортного и валютного контроля, нелегальный вывоз капитала и товаров, неполная репатриация валютной выручки;
* отсутствие целостной нормативной базы регулирования внешнеэкономической деятельности, недостаточный уровень межведомственной и межрегиональной координации в этой сфере;
* зависимость от импорта ряда видов стратегически важных сырьевых товаров, продовольственных товаров и медикаментов, промежуточной продукции, машин и оборудования, подрывающая макроэкономическую сбалансированность;
* неразвитость современной финансовой, организационной и информационной инфраструктуры поддержки российского экспорта и рационализации структуры импорта;
* стимулирование иностранными партнерами утечки интеллектуальной собственности и квалифицированных кадров из России в зарубежные страны;
* вывоз за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья и товаров при крайне неэффективном или чисто криминальном использовании получаемых от этого доходов;
* культивирование структурно перекошенного товарооборота и подрыв ресурсов базы отечественного машиностроения.
Совокупное действие этих факторов ведет к снижению конкурентоспособности российской экономики, что остается фундаментальным источником угроз экономической безопасности России.
Именно поэтому проблема протекционизма, т.е. государственной защиты национальной экономики, в последнее время чрезвычайно обострилась.
Стержнем государственной политики обеспечения экономической безопасности России должно стать сохранение страной комплекса своих конкурентных преимуществ, позволяющих рассчитывать на соответствующий статус страны в мировой экономике и значительную эффективность ее внешнеэкономической деятельности.
Широкомасштабные перемены в экономике России, происходящие порой совсем не так, как ожидалось, привели к ослаблению ее защитных механизмов, снизили ее конкурентоспособность. Причины этого во многом коренятся в политической сфере, они связаны с кризисом государства и ослаблением его роли в защите и развитии отечественных производителей товаров и услуг.
В международных отношениях Россия сталкивается со стремлением ряда государств использовать ее трудности в своих политических и экономических интересах. Россия получила статус страны с "переходной экономикой", означающий, что ее экономическая безопасность тесно связана с состоянием не только своей собственной экономики, но и стран, с которыми она вступает во взаимодействие, поддерживает связи на мировом рынке.
Сложность заключается в том, что российская экономика стала фактически открытой для неуправляемого и неконтролируемого движения через видимые и невидимые границы практически всех видов ресурсов: материальных, денежных, людских, информационных. Хорошо известно, что любые диспропорции и перепады параметров внутри страны и на ее границах приводят в движение материальные, денежные, информационные потоки, причем это движение тем интенсивнее, чем больше диспропорции и перепады. В российской экономике сложилась именно такая ситуация.
Слабость российских позиций на мировом рынке обусловливается, прежде всего, ориентировкой на экспорт сырья, зависимостью от импорта продовольствия и медикаментов, машин и оборудования, наличием высокого внешнего долга, а также дискриминацией внешнеторговых усилий со стороны ряда стран мирового сообщества.
Российские экспортеры сталкиваются с острым противодействием конкурентов. Ведущие западные страны предпринимают целенаправленные усилия по вытеснению России прежде всего с рынков платежеспособных стран (страны Восточной Европы, Иран, Индия, Алжир, Ливия, Ирак, Кувейт и др.), в том числе политическими методами, увязывая, в частности, вопрос о предоставлении экономической помощи с вопросом об ограничении Россией экспорта оружия и военной техники.
Трудности с попаданием на внешний рынок испытывает практически любой конкурентоспособный российский товар. В настоящее время абсолютно лидирующими по числу ограничений (60%) являются российские черные металлы и изделия из них. Далеко не полный перечень ограничений, введенных отдельными странами против России, дан в табл. 8.1.
Количество санкций против России неуклонно растет. В 1992 г. их было 13, а в 1999 - уже 150. За 2000 г. число ограничений возросло чуть ли не вдвое. По оценке Минэкономразвития РФ, внешнеторговые санкции наносят экономике России ущерб в размере 1,5-2 млрд. долл. в год.
Таблица 8.1
Ограничения, введенные отдельными странами, при продвижении российских товаров на внешний рынок
Страна
Число санкций
Товары
Ущерб, млн. дол л ./год
Аргентина
2
Черные металлы
-
Бразилия
4
Черные металлы
30,6
Венгрия
4
Химические товары, черные металлы, цемент, древесноволокнистые плиты
1,5
Венесуэлла
2
Черные металлы, химические товары, автомобили
-
Египет
4
Черные металлы, газетная бумага
14,0
Евросоюз
24
Металл, химические товары, автомобили, уголь, шкуры диких животных, древесноволокнистые плиты, асбест
528,53
Индия
11
Черные металлы, витамины, газетная бумага
155,4
Индонезия
2
Черные металлы
8,4
Казахстан
12
Обои, провод, материалы кровельные и облицовочные, ковры и напольные текстильные покрытия, тара и посуда
Канада
5
Черные металлы
157,58
Колумбия
6
Черные металлы, автомобили
-
Южная Корея
4
Черные металлы, химические товары
173,0
Литва
3
Черные металлы, химические товары
-
Малайзия
2
-
-
Мексика
7
Черные металлы, химические товары
10,25
Перу
3
Черные металлы
-
Польша
10
Черные металлы, химические товары, уголь
85,8
Словакия
1
-
10,0
США
15
Черные и цветные металлы, химические товары, уран, оружие, текстиль
299,1
Таиланд
2
Черные металлы
350,0
Тайвань
2
Черные металлы
1,5
Турция
9
Черные металлы, химические товары
51,8
Украина
7
Химические товары, автомобили, текстиль, лампы накаливания
51,8
Филиппины
5
Черные металлы
369,0
Чехия
1
Автомобили
0,9
Чили
1
Черные металлы
1,0
ЮАР
2
Черные металлы
-
Итого
150
-
2300,16
Источник: Аргументы и факты, 2000, № 6, с. 8.

Международные экономические санкции включают финансовые и торговые меры. К мерам финансового воздействия относятся:
* сокращение, приостановка или прекращение различного вида помощи;
* уменьшение или приостановка кредитования на льготных условиях;
* замораживание или конфискация банковских активов страны, являющейся объектом воздействия;
* ограничения или запрет на выплату процентов по займам и на другие трансфертные платежи;
* отказ в рефинансировании долгов и пересмотр графика погашения займов;
* осуществление контроля за движением капиталов. Торговыми мерами являются:
* введение квот на импорт и экспорт;
* ограничения на выдачу импортных или экспортных лицензий;
* осуществление эмбарго на импорт или экспорт;
* дискриминационная тарифная политика;
* приостановка или полная отмена совместных проектов;
* разрыв торговых соглашений;
* запрет на экспорт технологий;
* занесение в "черный список" отдельных лиц и экономических структур, торгующих со страной - объектом воздействия;
* запрет на предоставление страховых услуг и др.
Для применения международных санкции против конкретного государства следует иметь серьезные основания. И часто они имеются в связи с тем, что Россия нарушает мировые рыночные законы, продавая свои товары по существенно заниженным ценам. Стремление российских компаний любыми средствами продать товар и получить валюту наносит урон производителям тех стран, которые допускают нас на свой рынок.
В то же время практически неисчерпаемый российский потребительский рынок, огромные запасы минерально-сырьевых ресурсов привлекают пристальное внимание западных производителей и инвесторов. То же самое можно сказать о большинстве стран СНГ.
Основные характеристики запасов минерально-сырьевых ресурсов, а также выгоды стратегического положения отдельных стран СНГ, вызывающие интерес Запада, приведены в табл. 8.2.
Таблица 8.2
Потенциальные экономические интересы Запада в странах СНГ
Страна
Имеющиеся в стране ресурсы
Туркменистан
4-е место в мире по добыче газа (после США; Канады и России) и 2-е - по его экспорту. Запасы газа - от 3 до 21 трлн. 'куб. м. Запасы нефти - около 6 млрд. т. Это соответствует 20% нефтегазовых ресурсов стран арабского мира, в 2 раза превышает запасы в Северном море и в 5 раз - в Мексиканском заливе
Узбекистан
Общий минерально-сырьевой ресурс оценивается более чем в 3,3 трлн. долл. Разведанные запасы золота - около 6 тыс. т. Разведанные запасы урана - 120 тыс. т; 10-е место в мире по запасам меди. Запасы нефти и газа оцениваются в 1 трлн. долл. Степень освоения месторождений крайне незначительна
Казахстан
Согласно утверждениям экспертов, по разведанным запасам нефти Казахстан уже сегодня опережает Россию. Доказанные запасы нефти составляют 2,9 млрд. т, прогнозные - 6-12 млрд. т. Доказанные запасы газа превышают 3 трлн. куб. м. Огромные запасы других полезных ископаемых: никеля, кобальта, молибдена, урана, золота
Кыргызстан
Минеральные ресурсы незначительны. Геополитическая важность страны заключается в ее крайне выгодном стратегическом месторасположении
Таджикистан
Минеральные ресурсы изучены пока крайне слабо. Но, по предположениям экспертов, они могут быть очень значительными. Из известных ресурсов наиболее важными считаются запасы урана
Азербайджан
По экспертным оценкам, запасы нефти и газа оцениваются в 6-10 млрд. т. Сейчас за влияние на страну ведется жесткая борьба между Россией, Западом, Турцией и Ираном. Проект строительства нефтепровода Баку- Джейхан пока "заморожен"
Армения
Минеральные ресурсы незначительны. Геополитическое значение страны заключается в том, что ее можно использовать в качестве инструмента давления на Азербайджан
Грузия
Минеральные ресурсы незначительны. Однако, согласно планам Запада, именно через Грузию должен пройти стратегически важный нефтепровод Баку - Джейхан

Говоря о внешних экономических угрозах России, следует заметить, что в последнее время Запад проявляет необычайный интерес ко всему, что происходит в российской экономике и вокруг нее. Там разработаны так называемые "индикаторы чувствительности", использование которых позволяет принимать рациональные тактические и стратегические решения по отношению к России30.
Эти индикаторы обычно ранжируют в следующем порядке:
* стабильность социально-политической ситуации и ее возможные изменения в долгосрочной и среднесрочной перспективе;
* оценка уровня управленческой деятельности правительства и возможности ухода его в отставку;

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign