LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 13
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

уничтожение запасов химического оружия;
* создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического
использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации.
Необходимы новый подход к организации и ведению гражданской обороны на территории Российской Федерации, качественное совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств.
Внешняя политика Российской Федерации должна быть направлена на:
* проведение активного внешнеполитического курса;
* упрочение ключевых механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами, в первую очередь под эгидой Совета Безопасности ООН;
* обеспечение благоприятных условий для экономического и социального развития
страны, для сохранения глобальной и региональной стабильности;
* защиту законных прав и интересов российских граждан за рубежом, в том числе
с применением в этих целях мер политического, экономического и иного характера;
* развитие отношений с государствами - участниками Содружества Независимых
Государств согласно принципам международного права, развитие отвечающих интересам России интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств;
* полноправное участие России в глобальных и региональных экономических и
политических структурах;
* Содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН и других международных организаций;
* достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами
своих международных обязательств в этой сфере;
* выполнение взаимных обязательств в области сокращения и ликвидации оружия
массового уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению
доверия и стабильности, обеспечение международного контроля за экспортом товаров
и технологий, а также за оказанием услуг военного и двойного назначения;
* адаптацию существующих соглашений по контролю над вооружениями и по
разоружению к новым условиям международных отношений, а также разработку при необходимости новых соглашений, в первую очередь по мерам укрепления доверия и безопасности;
* содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения;
* развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом.
Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI в., при рациональных затратах на национальную оборону.
В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные Силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности Российской
Федерации.
Важнейшей задачей Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия, против России и ее союзников.
Российская Федерация должна обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству-агрессору или коалиции государств в любых условиях обстановки.
Вооруженные Силы Российской Федерации боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушного нападения и решение совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по отражению агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также стратегическое развертывание для решения задач в крупномасштабной войне. Вооруженные Силы Российской Федерации должны обеспечивать осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности.
Одним из важнейших стратегических направлений в области обеспечения военной безопасности Российской Федерации является эффективное взаимодействие и сотрудничество с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.
Интересы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации предопределяют при соответствующих обстоятельствах необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира. Размещение в них на договорной и международно-правовой основе, а также на принципах партнерства ограниченных воинских контингентов (военных баз, сил Военно-Морского Флота) должно обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность Российской Федерации реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии, способствовать реализации внешнеполитических целей государства.
Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности, исходя из следующих принципов:
* применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное
оружие, в случае необходимости отражения вооруженной агрессии, если все другие
меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;
* применение военной силы внутри страны допускается в строгом соответствии с
Конституцией Российской Федерации и федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя.
Важная роль в обеспечении национальных интересов России принадлежит оборонному промышленному комплексу. Реструктуризация и конверсия оборонного промышленного комплекса должна осуществляться без ущерба для развития новых технологий и научно-технических возможностей, модернизации вооружений, военной и специальной техники и укрепления позиций российских производителей на мировом рынке вооружений.
Требуется создать все необходимые условия для организации приоритетных фундаментальных, прогнозных и поисковых научных исследований, обеспечивающих создание в интересах обороны и безопасности государства перспективного и опережающего научно-технического задела.
Основными задачами Российской Федерации в пограничной сфере являются:
* создание необходимой нормативной правовой базы;
* развитие межгосударственного сотрудничества в этой области;
* противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной
экспансии на территорию России со стороны других государств;
* пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, а
также незаконной миграции;
* осуществление коллективных мер по обеспечению безопасности пограничного
пространства государств - участников Содружества Независимых Государств.
Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:
* реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в
сфере информационной деятельности;
* совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры,
интеграция России в мировое информационное пространство;
* противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной
сфере.
Особое значение для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации имеет эффективное использование и всестороннее развитие возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного обнаружения угроз и определения их источников.
Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области.
Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.
Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации принимают участие:
* Президент Российской Федерации - руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности; в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам
национальной безопасности, в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию
уточняет отдельные положения Концепции национальной безопасности Российской
Федерации, определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны;
* Федеральное Собрание Российской Федерации - на основе Конституции Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
* Правительство Российской Федерации - в пределах своих полномочий и с
учетом сформулированных в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, приоритетов в области обеспечения национальной без
опасности Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов
исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формирует в установленном порядке статьи федерального бюджета
для реализации конкретных целевых программ в этой области;
* Совет Безопасности Российской Федерации - проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности Российской Федерации,
оперативно готовит для Президента Российской Федерации проекты решений по их
предотвращению, разрабатывает предложения в области обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации, а также предложения по уточнению отдельных
положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений в этой области;
* федеральные органы исполнительной власти - обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные право вые акты в этой области и представляют их Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации;
* органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения
законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности
Российской Федерации, а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, в области военной безопасности Российской Федерации;
* совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по при
влечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия
в решении проблем национальной безопасности согласно законодательству Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения
по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности Российской
Федерации.
* * *
Российская Федерация намерена решительно и твердо обеспечивать свою национальную безопасность. Созданные правовые демократические институты, сложившаяся структура органов государственной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации - залог динамичного развития России в XXI веке.
1 Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24) // Безопасность: Информационный сборник Фонда национальной и международной безопасности, 2000, №1-12.
2 Концепция внешней политики Российской Федерации (официально представлена Министром иностранных дел РФ 11 июля 2000 г.)//Безопасность, 2000, №1-12,0.222-234; Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г.) // Безопасность, 2000, №1-12, с. 191-221; Военная доктрина Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г.) // Безопасность, 2000, №1-12, с. 235-253; Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации №1225-р от 31 августа 2002 г.) // Российская газета, 2002,18 сентября.
3 Вагцекин Н.П., Дзлиев МЛ., Урсул АД. Экономическая и социальная безопасность в России. М.: МГУК, 1999.

4 Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Основополагающие государственные документы. Ч. 1. М.: Знание, 1999. С. 117.
5 Отчет по человеческому развитию. ООН: Нью-Йорк-Оксфорд, 1994. С. 24.
6 Прохожее А.А. Национальная безопасность: проблемы теории. М.: РАГС, 1997. С.'17.
7 См. : Возженников А.В. Парадигма национальной безопасности реформируемой России. М., 2000.
8 См.: Дзлиев М.И., Романович А.Л., Урсул А.Д. Проблемы безопасности: теоретико-методологический аспект. М.: МГУК, Друг, 2001.
9 Отметим, что именно так названы Межведомственные комиссии Совета безопасности РФ, образованные в соответствии с Указом Президента РФ № 1603 от 1 сентября 2000 г. (к примеру, Межведомственная комиссия по безопасности в сфере экономики, а также подразделения Совета безопасности, в частности, Управление проблем безопасности в социально-экономической сфере).
10 См.: Ельчанинов М.С. Трансформация России: синергетические аспекты // Социально-гуманитарные знания, 2002, М" 3.
11 Кузъмин В. П. Принципы системности в теории и методологии К. Маркса. М.: Издательство политической литературы, 1986. С. 16.
12 См., например: Петров В., Рабинович И. Устойчивость российского государства как основа национальной безопасности // Власть, 2001, № И, с. 50.
13 Материалы к теме подготовлены с участием канд. полит, наук А.Л. Романовича.
14 См.: Безопасность, 1992, № 3, с. 14.
15 Сенчагов В.К. Глобализация: позиция России // ЭКО, 2002, № 2, с. 23.
16 Шмелев Н.П. Экономическая составляющая российской внешней политики1// Безопасность Евразии, 2001, № 3, с. 266.
17 См.: Делягин М. Завершение формирования постсоветского мира/ Доклад на Международной конференции "Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма" (Москва, 23-24 октября 2001 г.). М., 2001. С. 30.
18 См.: Косолапое Н. Глобализация: Сущностные и международно-политические аспекты// Мировая экономика и международные отношения, 2001, № 3, с. 70.
19 См.: \Web-сайт: http:// www.akdi.ru/econom/program/obr.HTM
20 См.: Мартынов ЕМ. Обязанности политики по отношению к стратегии// Безопасность, 2001, № 7-12.
21 Концепция внешней политики Российской Федерации (официально представлена Министром иностранных дел РФ 11 июля 2000 г.) // Безопасность, 2000, № 1-12, с. 222-234
22 См., например: Шутов А.Д., Романенко В.И. Проблемы безопасности России// Дипломатический ежегодник, 2000, с. 184-185.
23 Военная доктрина Российской Федерации, с. 235.
24 Хрусталев Е., Цымбал В. Военная безопасность России: замыслы и реалии // Мировая экономика
и международные отношения, 2001, № 1, с. 39.
25 Бельков О. Военный мундир демократии: рудимент прошлого или инструмент будущего // Безопасность Евразии, 2001, № 3, с. 157.
26 Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Словарь терминов и определений. С. 153.
27 См.: Коммерсанть-Власть, 2001, № 48, с. 27.
28 Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Словарь терминов и определений. М.: Знание, 1999. С. 199-200.
29 Борисов С.М. Финансовый кризис и внешняя зависимость России// Деньги и кредит, 1998, №10, с. 37.
30 См.: Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы
обеспечения // Вопросы экономики, 1994, № 12, с. 40.
31 Вопросы экономики, 1994, № 6, с. 88. 2
32 Вопросы экономики, 1994, № 12, с. 32, 87.
33 См.: Архипов А., Городецкий А., Михаилов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики, 1994, М" 12, с. 44.
34 См., например: Владимиров Ю.И., Павлов А.Г. Внешнеэкономический аспект экономической безопасности Российской Федерации // Безопасность, 1994, № 3.
35 См.: Вдовиченко Л.Н. Конфликтогенные факторы Российской Федерации // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология, 1995, Ли 3, с. 96,
36 См., например: Серебрянников В.В. Политическая безопасность// Свободная мысль, 1997, № 1.
37 См., например: Тепечин В.И. Социология национальной безопасности как "новая" парадигма социологического знания // Безопасность, 1995, № 3-4.
38 Конфликтологией называется область научного знания, занимающаяся изучением социальной природы,
причин, типов и динамики конфликтов, путей, методов и средств их предупреждения и регулирования (подробнее об этом см., например: Во-рожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. М.: ИНФРА-М, 2000).
39 См.: Безопасность, 1992, № 6, с. 69-70.
40 См.: Экономическая разведка и стратегия предприятий: Материалы Генерального комиссариата по планированию Франции // Новости разведки и контрразведки, 1994, № 5-6.
41 Шварценберг Р.Ж. Политическая социология в 3-х ч. М., 1992. Ч. 2. С. 24.
42 См. Дзлиев М.И., Романович А.Л., Урсул А.Д. Безопасность России: социальное измерение // Безопасность Евразии, 2001, № 4.
43 Дзлиев М.И., Романович А.Л., Урсул А.Д. Безопасность России: социальное измерение // Безопасность Евразии, 2001, М? 4, с. 158.
44 См., например: Косолапое Н.А. Политико-психологический анализ социально-территориальных систем. М.: Высшая школа, 1994.
45 Указы Президента РФ М" 849 от 13 мая 2000 г. <О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Федеральном округе" и № 1149 от 21 июня 2000 г. •"Вопросы обеспечения деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах".
46 В настоящее время в государственной статистике и, соответственно, в статистических сборниках Госкомстата России субъекты Федерации сгруппированы не по экономическим районам (как это было раньше), а по федеральным округам.
47 Полищук Л. Российская модель "переговорного федерализма"// Вопросы экономики, 1998, № 6, с. 79.
48 Подробнее см.: Дзлиев М.И. Рынок и насилие. М.: Мир безопасности, 1999. С. 247-258.
49 Мансуров Т.Д. Национальный вопрос и безопасность России // Безопасность Евразии. 2001, № 3, с. 487.
50 См.: Джунусов М. Национализм "чужой" и "свой" // Жизнь национальностей, 1996, № 3, с. 51-52.
51 Абдулатипов Р. Одарите всех людей / Российская газета, 23 августа 1996 г.
??

??

??

??


<< Пред. стр.

страница 13
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign