LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 12
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

5,3
Убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование.
3,9
Присвоение или растрата
3,0
Мошенничество
2,1
Прочие виды
36,0

Синдикаты организованной преступности продвигают своих собственных кандидатов на государственную службу, обеспечивают финансирование и, если избираются их кандидаты, получают статус парламентской неприкосновенности. Они могут также покупать на черном рынке посты в качестве помощников членов Думы за 4 или 5 тыс. долл.
В последнее время изменился и облик криминальных группировок. В них пришли люди, пытающиеся разобраться не только в расстановке сил, но и в способах ведения хозяйственной деятельности.
Силовые структуры особо выделяют четко обозначившееся стремление лидеров организованной преступности, накопивших огромные капиталы, вторгнуться в политику, лоббировать свои интересы во властных структурах всех уровней, подкупая представителей власти, влиять на ход выборов депутатов и непосредственно пытаться войти в представительные политические органы. В настоящее время в этих целях активно используется институт помощников народных депутатов, среди которых много представителей криминального мира, лиц с уголовным прошлым.
В целом, все преступления, совершаемые организованными преступными группами в России в экономической сфере, обычно подразделяют на четыре категории:
* первая - преступления против жизни и здоровья предпринимателей и членов их семей. К ним относятся убийства, тяжкие
телесные повреждения, похищения, захват заложников и т.д.;
* вторая - экономические преступления. Это хищения чужого имущества, принадлежащего предпринимателям и их структурам, банкам, совершаемые с использованием служебного положения либо путем мошенничества, взяточничество, фальшивомонетничество и др.;
* третья - корыстно-насильственные преступления. Это бандитизм, разбои, грабежи, вымогательство, рэкет и пр.;
* четвертая - преступления против общественной безопасности. Это действия, связанные с незаконным изготовлением и сбытом наркотических средств, торговля оружием, контрабанда и др.
Безусловно, новой формой противоправных действий являются преступления, совершаемые организованными группами из числа так называемых "интеллектуальных" и "предприимчивых" преступников, занимающихся различными злоупотреблениями при финансовых операциях и манипуляциях с собственностью.
Перераспределение сфер влияния в преступном мире, новые, нетрадиционные виды преступной деятельности объективно определили образование преступных организаций и сообществ, занимающихся не только организацией обыкновенных краж, но и проведением многоходовых мошеннических сделок, не исключая факты вымогательства, разбойных и бандитских нападений.
Происходит сегментация рынков по степени криминализации и распространенности в них действий криминалитета. Преступники тянутся не просто к "легким" деньгам, но к "темным" сегментам рынков. И чем глубже предприниматель уходит в "тень" тем вероятнее он подвергается риску силового воздействия и должен уделять больше внимания обеспечению безопасности.
Свидетельством того, насколько далек современный российский бизнес от цивилизованных форм, является широкое распространение в экономической практике такого явления, как рэкет, или вымогательство.
Распространился рэкет гораздо быстрее, чем многие законные формы и структуры предпринимательской деятельности. Способствуют тому сами предприниматели, которым оказывается выгоднее разрешать споры не через государственные, а через рэкетирские структуры - это получается дешевле и справедливее. Стало нормой, обыденной практикой заверять документ только подписями партнеров. Нотариус им не нужен, так как в случае конфликта решать, кого наказывать, будут по этому документу рэкетиры.
В целом, о проблемах, связанных с рэкетом, в последние годы говорилось очень много. Было принято считать, что примерно 70% коммерческих структур платили дань криминальным группировкам.
Сосредоточение значительной доли собственности в частных руках усилило корыстную мотивацию преступлений, в определенной мере стимулировало возникновение новых видов противоправных деяний, нетипичных для предшествующих периодов. Резко увеличилось число субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность нелегально. Расширилась практика использования лжефирм или предприятий, зарегистрированных на подставных лиц. Эти обстоятельства и способствовали фактам крупномасштабного мошенничества в отношении вкладчиков различных финансовых компаний, вызвавших большой резонанс в обществе.
Однако для отдельных секторов экономики проблема криминализации не столь существенна, как для рынка в целом. Степень защищенности зависит прежде всего от масштабов предприятия и его близости к государству. С крупными структурами, особенно оборонными, государственными или связанными с обслуживанием государства, предпочитают не связываться.
По результатам социологических опросов, каждый седьмой предприниматель отметил наличие проблем с вымогателями. В первую очередь это касалось руководителей предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания (26%), которые оперируют наличными деньгами и находятся на виду. Разумеется, именно к ним и обращались с настойчивыми предложениями о предоставлении "крыши". В меньшей степени это коснулось предприятий в сферах науки, медицины и культуры (9%), финансов (6%). По остальным отраслям показатели близки к среднему уровню.
В целом же, силовые вымогательства в хозяйственной деятельности распространены достаточно широко. Ниже представлены масштабы и динамика насилия в российском бизнесе:

Как часто применяются угрозы и вымогательства в российском бизнесе?
Часто
(17%)
Иногда
(62%)
Никогда
(21%)
Как часто приходится предпринимателю сталкиваться с угрозами и силовым вымогательством?
Часто
(3%)
Иногда
(39%)
Никогда
(58%)
Как изменилась ситуация с угрозами и силовым вымогательством за последние 2-3 года?
Стали чаще
(14%)
Без изменений (56%)
Стали реже
(30%)
Возможна ли сегодня успешная деятельность без угроз и силового вымогательства?
Нет
(8%)
С трудом
(34%)
Да
(58%)
Специалисты уже определили факторы, обусловливающие наличие или отсутствие силовых вымогательств. Те, кто страдали от рэкетиров раньше, при создании предприятий, не могут освободиться от внешних силовых воздействий и по сей день. Очевидно, что после попадания предприятия в определенную нишу, отличающуюся повышенной или пониженной степенью криминализации, оно закрепляется в этой нише, отношения приобретают инерционный характер.
В целом, насилие концентрируется там, где быстрее оборачиваются средства и проще характер хозяйственных операций (сложность и "непрозрачность" операций затрудняют применение силы, требующей простых решений).
Решение вопроса о безопасности своего бизнеса принимается предпринимателем самостоятельно в рамках общей деловой стратегии, связанной с выбором своей ниши в бизнесе и способов защиты своего бизнеса. Исходное решение обычно бывает добровольным, но затем предприниматель уже вынужден действовать в рамках выбранной стратегии, подчиняясь навязанным ему правилам.
Специалисты определили состав групп предпринимателей, пользующихся тем или иным способом обеспечения собственной безопасности:
* первая - те, кто предпочитает справляться своими силами. Это главы приватизированных предприятий, а также руководители, не начавшие собственного дела директора предприятий, не испытавшие давления преступников в начале своей деятельности;
* вторая - предприниматели, пользующиеся услугами милиции. Здесь больше руководителей крупных фирм и предприятий с
долей государственной собственности и тех, кто чаще сталкивается с угрозами и вымогательствами;
* третья - деловые люди, имеющие свою службу безопасности
или пользующиеся услугами охранных агентств. Это руководите
ли новых, малых и негосударственных предприятий и те, кто готов
тратить средства на охрану и безопасность бизнеса. Здесь большая
доля представителей финансовой сферы;
* четвертая - представители бизнеса, связанные с криминалитетом. Здесь много людей, давно связанных с преступниками, -
предпринимателей, изначально попавших в сферу влияния рэкетиров. Столкнувшись с силовым давлением, они чаще других не
имеют возможности от него избавиться. Здесь много руководите
лей малых предприятий; фирм, работающих в сферах оптовой и
розничной торговли, общественного питания и услуг и не усматривающих особого риска в обходе закона.
Рыночная среда, в которой приходится действовать структурам, обеспечивающим экономическую безопасность, в том числе и государственным спецслужбам, требует сегодня не только новых форм и методов, но и новой идеологии, т. е. формирования иных правовых, организационных и нравственных подходов. Вызванная к жизни объективными обстоятельствами негосударственная система охраны показывает, что она не только способна защитить , корпоративные интересы предпринимателей, но и берет на себя ту часть тяжелой работы, которую правоохранительные органы пока сделать не в состоянии.
В настоящее время в России уже складывается негосударственная система обеспечения безопасности предпринимательства, собственности, личности и в целом безопасности общества. Ее формирование происходит непросто и сопровождается рядом негативных явлений.
Основную функцию преступных группировок, а также групп работников силовых ведомств, действующих как частные лица, и частных охранных предприятий специалисты определяют как "силовое партнерство".
Силовое партнерство - это специфическая функция, базирующаяся на использовании потенциального насилия на коммерческой основе и заключающаяся в формировании определенной структуры рыночной экономики путем предоставления таких услуг, как безопасность, гарантирование выполнения контрактных обязательств, решение споров и т.п.
Основой силового партнерства являются "силовые предпринимательские структуры". Такие структуры обычно подразделяются на следующие виды:
* государственные, но нелегальные - подразделения государственных органов
правопорядка и безопасности, выступающие как частные субъекты;
* негосударственные, но легальные - зарегистрированные частные охранные
предприятия;
* частные и нелегальные - преступные или бандитские группировки.
Силовые предпринимательские структуры различны по размерам, принципам организации и правовому статусу, но сходны по методам предпринимательской деятельности и функциям, выполняемым ими на российском рынке.
На кого же реально рассчитывают российские бизнесмены в сложившейся ситуации? Результаты широкомасштабных исследований в этой сфере приведены в табл. 19.2.




Таблица 19.2
Показатели
Расходы на охрану и безопасность, %

Значительные
Незначительные
Отсутствуют
Реакция на применение силы:
обойдутся своими силами
33
42
28
обратятся в милицию
10
13
15
прибегнут к услугам охранных агенств
15
11
4
обратятся к криминальным группировкам
31
13
11
Затруднились ответить
10
21
42
Реакция на обман:
используют силу
28
11
4
используют уговоры
44
65
21

Отношение предпринимателей к применению силы и расходы на охрану и безопасность бизнеса
Закономерной стадией развития экономической преступности явилось возникновение качественно новой формы ее существования - экономической организованной преступности.
Мир организованной преступности обычно представляется двумя принципиально различными категориями субъектов: ворами и бандитами.
Воры не являются силовыми предпринимателями, они ничего не производят. Основная их задача - хищение и стремление избежать задержания и наказания.
Бандиты считают себя производителями определенных услуг, вытекающих из возможности распоряжаться организованной силой. Сила должна быть заметной, так как именно это является основным рыночным ресурсом группы.
Если доход вора состоит из присвоения какой-то части имущества предпринимателей или экономических структур, то бандит получает долю прибыли субъектов рынка, которая, по его мнению, произведена при содействии группировки. Этот доход носит характер своеобразного налога, изымается на постоянной основе и опирается на долговременные отношения. Именно поэтому бандиты, охраняющие порядок, борются с воровством (например, выгоняют воров с вещевых рынков).
В настоящее время отмечается широкое внедрение организованной преступности на черный рынок в целях его монополизации. В последние годы здесь отчетливо прослеживается процесс перераспределения части доходов мелких теневых дельцов (фарцовщиков, торговцев наркотиками, спекулянтов и пр.) в пользу мощных высокоорганизованных преступных формирований.
Очевидно, что мелкий предприниматель, действующий в теневой сфере, ограничен в ресурсах любого вида, а также в возможности обеспечить себе официальное прикрытие "сверху", без которого практически невозможно более или менее спокойное существование на современном российском рынке. Предел его возможностей - это подкуп конкретного сотрудника правоохранительных органов, что в одиночку тоже не просто сделать. Поэтому широко распространенным способом воздействия на строптивых предпринимателей является давление на них не только с помощью обычных рэкетиров, но и силами официальных представителей правоохранительных органов, состоящих в "штате" крупных организованных преступных формирований. Сотрудники милиции успешно "повышают выявляемость и раскрываемость", расчищая жизненное пространство для организованных форм противоправного предпринимательства.
Не менее важной тенденцией развития организованной преступности в стране становится ее проникновение в сферу кооперации. Значительные просчеты в развитии кооперативного движения привели к тому, что деятельность многих кооперативов стала приобретать все более "теневую" окраску. Проведенные исследования позволяют оценить долю кооперативов, систематически нарушающих существующие нормы права (хозяйственного, гражданского, трудового и пр.), примерно на уровне 80-85%. Все это создает условия для роста экономической преступности, причем многие ее виды напрямую связаны с организованными формами. Значительная часть сконцентрированных в криминальной среде капиталов направлялась на воспроизводство преступности в более широких масштабах. Наряду с корыстными убийствами, разбоями, квалифицированным вымогательством, характерными для организованной преступности, продолжалась активная ее интеграция в экономическую сферу в целях получения сверхвысоких незаконных доходов. По опубликованным данным, на стыке общеуголовной и экономической преступности действуют более 1 тыс. организованных преступных групп.
Наиболее "прогрессивные" оргпреступные группировки сегодня предпочитают выступать под видом предпринимательских коммерческих или финансовых структур. В этом случае они защищены законами о предпринимательской деятельности, о банках, акционерных обществах и т.д. Но это не означает, что они стали предпринимателями. Юридически они - предприниматели, но основную часть дохода получают не за счет классического предпринимательства или коммерции, а за счет мошенничества, воровства, грабежа и вымогательства, осуществляемого под прикрытием рыночной деятельности.
Анализ современных правонарушений указывает на очень существенное обстоятельство. Если в условиях плановой экономики преступники (за редким исключением) подстраивались под существовавшие структуры промышленности, торговли и финансов, то в условиях рыночной экономики они все чаще создают собственные частные производственные, коммерческие и банковские структуры для последующего совершения различных противоправных действий.
Преступными сообществами фактически парализованы все столь ожидаемые многими в России перемены в экономической жизни. О каких рыночных отношениях, здоровой конкуренции можно говорить, когда экономические интересы, спрос и предложения на все виды товаров определяются лицами из преступных формирований.
Криминалитет навязывает свои правила игры на рынках. Он распространил свое влияние на ключевые отрасли и направления экономической деятельности, в том числе на финансово-кредитную и биржевую системы, внешнеэкономические отношения, сферу обращения валютных ценностей, процесс приватизации, частный бизнес, и на этой основе постоянно расширяет масштабы перекачивания в свою собственность национального богатства.
Все больше распространяются созданные криминальными структурами собственные "карманные" банки, предназначенные специально для прикрытия махинаций с сокрытием незаконно полученной прибыли и отмывания преступно нажитых капиталов. Банковская сфера использования довольно широка для незаконного получения кредитов, неконтролируемого прилива капиталов в теневую экономику и зарубежные банки. Криминализируется и внешнеэкономическая деятельность, продолжается незаконный вывоз за пределы России стратегически важных ресурсов.
Высокими темпами продолжается криминализация потребительского рынка, где повседневными стали факты незаконного повышения цен, незаконного предпринимательства и обмана потребителей, торговли фальсифицированными товарами и другие правонарушения.
В острую проблему выливается безлицензионная деятельность многочисленных финансовых компаний по привлечению денежных средств юридических и физических лиц, которая нередко заканчивается их присвоением и последующим фиктивным банкротством. Правовая неурегулированность фондового рынка и рынка ценных бумаг создает благоприятные условия для крупных мошеннических операций.
Возникли и новые, ранее не наблюдавшиеся виды преступной деятельности - например, своего рода "промышленный шпионаж", т. е. внедрение "агента" в конкурирующую экономическую структуру, чтобы получить необходимую информацию и организовать ее развал изнутри. Нанимаются рэкетиры для "силового" воздействия на конкурентов, широкое распространение получила практика организации "нужных" публикаций в прессе, формирования соответствующего общественного мнения и дискредитации конкурента.
Все это свидетельствует о высокой степени диверсификации российской организованной преступности, т. е. ее способности мимикрировать, быстро приспосабливаться к изменяющейся социально-экономической ситуации.
В условиях рыночной экономики участники организованных преступных групп нередко используют частные предпринимательские и иные структуры для решения своих задач, таких, как маскировка своей преступной деятельности, средство для достижения преступного результата, путь легализации денежных средств, получаемых преступным путем.
Следует подчеркнуть, что руководство отдельных экономических структур при решении некоторых вопросов (например, возврате кредитов) само прибегает к внеэкономическим, на грани с преступными, способам, включая шантаж и угрозы. Нанимая для выполнения подобных мероприятий лиц из криминогенной среды, такие руководители бизнеса, с одной стороны, стимулируют деятельность преступных структур, при этом впоследствии сами нередко становясь объектами преступных посягательств, а с другой - способствуют процессу сращивания легальных структур с криминальными группировками.
Особо следует остановиться на этнических преступных формированиях. Сложность и деликатность проблемы состоит в том, что юриспруденция здесь тесно переплетается с национальной политикой, которая в нынешних условиях России приобретает особую остроту.
Однако анализ показывает, что больше половины выявленных преступных групп составляют жители Закавказских стран и Северокавказских республик. И было бы неверно отрицать активность этнических преступных формирований только на том основании, что это может затронуть национальные чувства.
Хотим мы того или нет, но жизнь заставила возродить в криминологических исследованиях пресловутый "пятый пункт" анкет бандформирований - их этническую принадлежность.
В частности, в Москве, отличающейся насыщенностью преступных формирований, преобладают: на 1-м месте - этнические группы из числа азербайджанцев, на 2-м - чеченцы, на 3-м - дагестанцы, на 4-м - армяне, на 5-м - грузины, на 6-м - ингуши, на 7-м месте - татары. За последние 7 лет преступность жителей Закавказья и Северного Кавказа в столице возросла в 3,5 раза. "Иногородними" совершается каждое пятое преступление в стране.
Происходит определенная специализация этнических группировок. Этнические преступные группы выявлены практически во всех регионах нашей страны, более чем в 20 крупных городах. По данным ФСБ РФ, количество их активных участников превышает 6,5 тыс. человек.
Так, по опубликованным данным: чеченские общины занимаются незаконным экспортом нефти и нефтепродуктов, редкоземельных металлов, банковскими операциями, автобизнесом (крадеными автомобилями). Азербайджанские группировки - наркобизнесом, азартными играми, торговлей. Армянские - кражами и угонами автотранспортных средств, мошенничеством, взяточничеством. Грузинские - квартирными кражами, грабежами, разбоями, захватами заложников. Для ингушских группировок характерна незаконная деятельность в сфере золотодобычи, операции с оружием. В дагестанских проявляется большая склонность к корыстно-насильственным и имущественным преступлениям.
Характеристика организованной преступности в России была бы далеко не полной, если не рассмотреть ее международные аспекты. Здесь выделяют два типа преступных группировок: преступные организации и преступные сообщества.
Преступные организации, как правило, действуют на какой-то конкретной территории, либо в какой-то отрасли криминального промысла или криминально-коммерческой деятельности. Преступные сообщества, в отличие от них, осуществляют преступную деятельность в нескольких регионах, а также в масштабах России, странах Ближнего и Дальнего зарубежья, сочетая в себе те или иные признаки преступных организаций.
К преступным сообществам следует отнести и межрегиональные преступные организации, воровское сообщество России, этнические преступные организации чеченцев, грузин, китайцев, нигерийцев, вьетнамцев и других национальностей.
Российская организованная преступность за рубежом состоит из многочисленных группировок, которые используют различные предприятия и фирмы на территории бывшего СССР, Западной и Восточной Европы, США в качестве прикрытия для отмывания прибыли от преступного промысла, а также других незаконных видов деятельности (например, ведения торговли), избегая уплаты налогов. Интернациональный аспект проблемы обострился настолько, что в ряде ведущих стран мира ею занимаются на уровне законодательных органов.
Безусловно, в любой стране с рыночной экономикой имеется мафиозная прослойка, паразитирующая на созидательном труде остального населения. Это неизбежно. Однако она может спокойно существовать оставаясь лишь в определенных количественных рамках, действуя в определенных социальных сферах и не выходя за пределы определенных поведенческих границ.
Так будет продолжаться до тех пор, пока капитал, вложенный в мошенничество, воровство, грабеж и вымогательство, будет давать норму прибыли намного большую по сравнению с прибылью от законного производства, торговли или иного вида оказания потребительских услуг.
Анализ доходности многих видов экономической деятельности за последние несколько лет показывает, что сейчас в России нет практически ни одного вида законной предпринимательской деятельности, который бы давал норму прибыли (при условии выплаты всех налогов), достаточную для покрытия уровня инфляции и накопления сколь-нибудь значительного капитала, необходимого для развития бизнеса. Это можно сделать только незаконными способами накопления капитала, которые осуществляются с помощью мошенничества, вымогательства, воровства и грабежа.
Рассматривая долгосрочные тенденции в экономической истории преступного мира, можно отметить, что пока основной формой преступлений были "преступления с жертвами" (кражи, грабежи и т.д.), крупные и стабильные преступные организации отсутствовали. Современные формы организованной преступности складываются, когда растет число так называемых "преступлений без жертв" (проституция, наркобизнес, контрабанда, рэкет). Если "преступления с жертвами" основаны на применении насилия к потерпевшим, то при "преступлениях без жертв" имеет место купля-продажа запрещенных законом товаров и услуг по обоюдному согласию. Именно при "преступлениях без жертв" формируются криминальные рынки в собственном смысле слова. Этот переход от преступления-перераспределения к преступлению-производству и является причиной образования организованной преступности в ее современных формах.
В криминальном производстве действуют те же факторы, что и в легальном: стремление минимизировать издержки ведет к формированию криминальных "органов власти" и к объединению ранее самостоятельных преступников в криминальные "фирмы". Они обеспечивают, во-первых, выполнение нелегальных соглашений внутри преступного мира и, во-вторых, достижение соглашений преступников с силами правопорядка. Таким образом, мафия выполняет функции криминального правительства, которое берет на себя организацию "теневого" правосудия и налаживание контактов с окружающей средой.
Само давление также принимает более цивилизованные формы. Криминальная опека теперь в большинстве случаев не просто элементарное выколачивание денег у предпринимателей, а предоставление различного рода "деловых услуг".
Все это вовсе не значит, что криминализация пошла на убыль. Просто вместо грубых и часто случайных налетов появились более устойчивые и "цивилизованные" формы контроля над хозяйственной деятельностью.
Эксперты признают, что основными причинами сокращения диапазона организованного насилия являются: конец эпохи "быстрых денег"; раздел зон влияния; повышение заботы о собственной безопасности; уход криминала в "белые" и "серые" сегменты рынков.
Известно, что криминал интересуют быстрые и легкие деньги. К настоящему времени общепризнанно, что эти рыночные сегменты значительно сузились. И как следствие - понизилась привлекательность многих форм бизнеса для криминальных групп.
Однако специалисты считают, что есть более важная причина, а именно: завершен первоначальный раздел сфер влияния - между легальными и нелегальными структурами, а также внутри криминального сообщества.
Это приводит к постепенной рутинизации насилия - превращению его в "нормальный" элемент хозяйственной жизни. Вспышки грубого насилия возникают время от времени - при попытках передела зон влияния и как санкции против злостных нарушителей. Но они касаются лишь внутренних "разборок" между криминальными группировками, охраняющими границы "владений", - происходят в спорных зонах и деятельность большинства предпринимателей не затрагивают.
По мнению аналитиков, в целом криминальная ситуация в стране в ближайшие годы не будет радикально или существенно изменяться, а перемены будут постепенными. Это относится как к общесоциальной, так и к криминальной ситуации. Более того, в силу инерционности преступности ("эффект запаздывания"), даже в случае если к 2005 г. социальная, экономическая и политическая ситуация заметно изменятся к лучшему, эти позитивные сдвиги скажутся на положении дел с преступностью только по прошествии определенного времени. Это обстоятельство также говорит в пользу гипотезы о стабильности тенденций криминальных процессов.
Тем не менее в перспективе прогноз развития организованной преступности будет определяться общей экономической ситуацией. Если она будет неблагоприятной, то наиболее крупные преступные сообщества могут предпринять попытку переделить сферы влияния. При этом вспышка криминального насилия неизбежна. В этом случае стремление организованной преступности легализоваться уменьшится из-за сохраняющихся возможностей получать сверхдоходы от традиционных видов криминального "бизнеса". При благоприятном стечении обстоятельств, произойдет лишь изменение направленности форм организованной преступной деятельности и ослабление ее насильственной.
К 2005 г., считают специалисты, в России может появиться интегрированное преступное сообщество общенационального масштаба. Таким образом, основными тенденциями развития российской преступности будут:
* целенаправленная деятельность по коррумпированию представителей властных государственных структур и внедрению в
них своих представителей;
* активное проникновение в легальную экономику и финансовую систему;
* сращивание традиционной уголовной преступности с экономической преступностью при доминирующей роли последней;
* создание и совершенствование отлаженной системы противодействия контролю со стороны общества и государства;
* преследование политических целей наряду с экономическими;
* укрепление криминальных связей с международной преступностью.
Постепенно мафия перейдет к рынку "черных услуг". В этой связи утвердятся такие формы бизнеса, как контроль над проституцией, рэкет в разных его проявлениях, торговля оружием, антиквариатом, услуги в сфере трансплантации человеческих органов, контрабанда, аферы с недвижимостью и землей, наркобизнес.
В целом развитие российской организованной преступности будет происходить по следующим направлениям:
* дальнейший рост числа организованных преступных групп,
ориентированных на совершение корыстно-насильственных преступлений, характеризующихся сплоченностью, жесткой дисциплиной, вооруженностью и дерзостью преступлений;
* укрупнение преступных организаций, контролирующих
сферы производства, сбыта и бытового обслуживания, а также
конкретные территории и регионы;
* активизация и расширение масштабов "службы криминальных услуг" (выколачивание долгов, возвращение кредитов и т.п.);
* охрана подконтрольных структур (фирм) - силовое подавление их конкурентов;
* укрепление международных связей с аналогичными зарубежными формированиями, создание интернациональных преступных сообществ;
* активизация деятельности, направленной на установление и
поддержание коррумпированных связей с работниками правоохранительных органов, органов юстиции, чиновниками государственного аппарата.
По степени устойчивости влияния на рост или снижение прогнозируемых показателей можно выделить три группы экономических преступлений:
* первая группа - те виды преступлений, которые дадут стабильный и наивысший их рост. В нее войдут прежде всего 15-17
видов экономических преступлений, впервые признанных новым
Уголовным кодексом России (лжепредпринимательство, получение кредита путем обмана, налоговые преступления, злостное на
рушение бухгалтерского учета, ограничение конкуренции, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, зло
употребления при выпуске ценных бумаг, преднамеренное банкротство и др.), ежегодный прирост которых может колебаться в
пределах 100-200 %. В эту же группу войдут те виды преступлений, которые в настоящее время проявили тенденцию активного
роста. Их ежегодное увеличение может быть: фальшивомонетничества и налоговых преступлений - в 2-3 раза; незаконных сделок
с валютными ценностями, контрабанды и мошенничества - в 1,5-2;
нарушения правил торговли - в 1,4 раза;
* вторая группа - это 17-20 составов экономических преступлений (присвоение вверенного имущества, вымогательство, хищение предметов, имеющих особую ценность, уклонение от уплаты
таможенных платежей, легализация преступных доходов, обман
потребителей, превышение полномочий служащих частных охранных и детективных служб). Предполагается, что применительно к
данной совокупности деяний средняя величина прироста в прогнозируемом периоде будет колебаться в пределах 10-15%;
* третья группа - это 15-20 видов преступлений, число которых, вероятнее всего, обнаружит тенденцию к сокращению (умышленное и неосторожное уничтожение или повреждение имущества, самовольное использование энергии, приобретение или сбыт
заведомо похищенного имущества, подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных
коммерческих конкурсов, злоупотребление полномочиями, получение незаконного вознаграждения, недобросовестное отношение
к обязанностям и др.).
На фоне устойчивой тенденции роста выявляемое(tm) преступлений по первым двум группам прогнозируемое снижение по третьей группе не окажет существенного влияния в целом на итоговый показатель. Общий количественный рост экономических преступлений будет сопровождаться повышением их общественной опасности за счет организованных форм совершения, расширения масштабов коррумпированности и дальнейшим сращиванием с общеуголовной преступностью.
Все это вызывает тревогу у широких слоев законопослушного населения и руководства страны. В "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" отмечается: "Требуется консолидация усилий, направленных на борьбу с преступностью и коррупцией. Россия крайне заинтересована в искоренении экономической и социально-политической основы этих общественно опасных явлений, выработке комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств". Указано, что приоритетное значение имеет формирование системы мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан. Эти меры должны быть направлены на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья и собственности каждого гражданина России.
К основным направлениям деятельности в сфере борьбы с преступностью относятся:
* предупреждение, выявление и устранение причин и условий,
порождающих преступность во всех ее проявлениях;
* усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого нормативно-правовой базы и механизма ее применения;
* укрепление системы силовых структур (прежде всего противодействующих организованной преступности и терроризму), со
здание необходимых условий для их эффективной деятельности;
* расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере (в первую очередь со странами
СНГ).
Все решения и меры, принимаемые государственными органами в сфере борьбы с преступностью, должны быть эффективными, открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину страны. Они должны носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, опираться на поддержку общества. В целом, для профилактики преступности и борьбы с нею в первую очередь необходимо развивать правовую базу как основу надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также соблюдение международно-правовых обязательств России в сфере борьбы с преступностью и соблюдения прав человека. Важно лишить преступность питательной среды, обусловленной недостатками в законодательстве, кризисом в экономике и социальной сфере.
Литература к теме
Ващекин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул АД. Экономическая и социальная
безопасность в России. М.: МГУК, 1999.
Волков В.В. Политэкономия насилия, экономический рост и консолидация государства // Вопросы экономики, 1999, № 10.
Дзлиев М.И. Насилие на российском деловом рынке // Безопасность,
2000, №1-12.
Долгосрочный прогноз развития криминальной ситуации в Российской
Федерации // Мир безопасности, 1998, № 1.
Козлов Ю. Теневая экономика и преступность // Вопросы экономики,
1998, № 3.
Латов Ю. Экономическая теория преступления и наказания // Вопросы экономики, 1999, № 10.
Организованная преступность. М.: Юридическая литература, 1989.
Подлесских, А. Терешонок В. Воры в законе: бросок к власти. М., 1995.
Рывкина Р.В. Российское общество как теневая социально-экономическая система // Мировая экономика и международные отношения, 2001,
№4.
10. Эндерсон Э. Организованная преступность и органы власти // Полит
эконом. Politecoiioni, 1996, № 2.

Приложение

КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(утверждена Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24)
Концепция национальной безопасности Российской Федерации (далее - Концепция) - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.
Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
I. Россия в мировом сообществе
Положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. После окончания эры биполярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие тенденции.
Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе.
Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.
Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным.
Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.
В перспективе - более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.
Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации.
II. Национальные интересы России
Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.
Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, обеспечении личной безопасности, повышении качества и уровня жизни, физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
Интересы общества состоят в упрочении демократии, создании правового, социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, духовном обновлении России.
Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.
Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.
Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.
Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.
Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.
Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.
Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации.
Национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.
Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
III. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации
Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.
В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.
Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.
Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.
Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.
Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.
Единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточной отлаженное(tm) государственного управления на различных уровнях.
Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.
Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.
Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.
Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.
Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.
Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.
Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.
Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:
* стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности,
прежде всего ООН и ОБСЕ;
* опасность ослабления политического, экономического и военного влияния Рос
сии в мире;
* укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение
НАТО на Восток;
* возможность появления в непосредственной близости от российских границ
иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;
* распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;
* ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;
* возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств;
* притязания на территорию Российской Федерации.
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.
Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.
Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере.
Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.
Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.
Активизируется деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций.
Усилению негативных тенденций в военной сфере способствуют затянувшийся процесс реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы. На современном этапе это проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.
Угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации в пограничной сфере обусловлены:
* экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию;
* активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а
также зарубежных террористических организаций.
Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.
В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.
IV. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации
Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:
* своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
* реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
* обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
* подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
* преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской
Федерации от внешних источников;
* обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина,
его конституционных прав и свобод;
* совершенствование системы государственной власти Российской Федерации,
федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской
Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление
правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
* обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Феде
рации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
* обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде
всего с ведущими государствами мира;
* подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала
государства;
* укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и
средств его доставки;
* принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной
против Российской Федерации;
* коренное улучшение экологической ситуации в стране.

Обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства. Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются;
* создание благоприятных условий для международной интеграции российской
экономики;
* расширение рынков сбыта российской продукции;
* формирование единого экономического пространства с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.
В условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг необходимо усилить защиту интересов отечественных товаропроизводителей.
Важнейшее значение приобретает проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях.
Необходимо усилить роль государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний, ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей.
Эффективные меры должны быть приняты в сфере валютного регулирования и контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.
Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической деятельности государства являются:
* правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за
соблюдением законодательства Российской Федерации;
* усиление государственного регулирования в экономике;
* принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного потенциала, переходу к экономическому росту при снижении вероятности
техногенных катастроф, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъему благосостояния народа.
Переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике должен осуществляться путем постепенного формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина.
На первый план выдвигаются задачи, связанные с устранением деформаций в структуре российской экономики, с обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, с поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, с обеспечением занятости населения.
Существенное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности, принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики, облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, оказание реальной государственной поддержки целевых программ структурной перестройки промышленности.
Важнейшие задачи - опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств, расширение рынка наукоемкой продукции. В целях их решения должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и развития прогрессивных технологий, освоение которых обеспечит конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.
Решение указанных задач предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы, привлечение частного капитала, в том числе путем создания фондов и использования грантов, реализацию программ развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, развитие общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации.
Государство должно содействовать созданию равных условий для развития и увеличения конкурентоспособности предприятий независимо от формы собственности, в том числе становлению и развитию частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию общества, защите прав потребителей.
В кратчайшие сроки должны быть разработаны механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития особо кризисных регионов и районов Крайнего Севера, а также тарифная политика, обеспечивающая единство экономического пространства страны.
Приоритет экономических факторов в социальной сфере принципиально важен для укрепления государства, реального государственного обеспечения социальных гарантий, развития механизмов коллективной ответственности и демократического принятия решений, социального партнерства. При этом важно проведение социально справедливой и экономически эффективной политики в области распределения доходов.
Организация работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации конкретных мер, направленных на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам России в области экономики, также требует дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в указанной области и обеспечения строгого его соблюдения всеми хозяйствующими субъектами.
Сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной и региональной политики позволит обеспечить в России внутриполитическую стабильность. Комплексный подход к решению этих задач должен составлять основу внутренней государственной политики, обеспечивающей развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства.
Укрепление российской государственности, совершенствование федеративных отношений и местного самоуправления должны способствовать обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Необходим комплексный подход к решению правовых, экономических, социальных и этнополитических проблем при сбалансированном соблюдении интересов Российской Федерации и ее субъектов.
Осуществление конституционного принципа народовластия требует обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России. Это обеспечивается конституционным принципом разделения властей, установлением более четкого функционального распределения полномочий между государственными институтами, укреплением федеративного устройства России путем совершенствования ее отношений с субъектами Российской Федерации в рамках их конституционного статуса.
Основными направлениями защиты конституционного строя в России являются:
* обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на
этой основе законодательства субъектов Российской Федерации;
* разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной
целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России;
* выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный
баланс федеральных и региональных интересов;
* совершенствование механизма, препятствующего созданию политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечение их деятельности.
Требуется консолидация усилий, направленных на борьбу с преступностью и коррупцией. Россия крайне заинтересована в искоренении экономической и социально-политической основы этих общественно опасных явлений, выработке комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приоритетное значение имеет формирование системы мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан. Эти меры должны быть направлены на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья и собственности каждого человека независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.
Важнейшими задачами в области борьбы с преступностью являются:
* выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих
преступность;
* усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;
* укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для
их эффективной деятельности;
* привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний;
* расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.
Решения и меры, принимаемые органами государственной власти в области борьбы с преступностью, должны быть открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, опираться на поддержку общества.
Для профилактики преступности и борьбы с нею в первую очередь необходимо развитие правовой базы как основы надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также соблюдение международно-правовых обязательств Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью и соблюдения прав человека. Важно лишить преступность питательной среды, обусловленной недостатками в законодательстве, кризисом в экономике и социальной сфере.
В целях предупреждения коррупции и устранения условий для легализации капиталов, нажитых незаконным путем, необходимо создать действенную систему финансового контроля, усовершенствовать меры административного, гражданского и уголовно-правового воздействия, отработать механизм проверки имущественного положения и источников доходов должностных лиц и служащих организаций и учреждений независимо от формы собственности, а также соответствия их расходов этим доходам. Борьба с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой должна осуществляться на основе общегосударственного комплекса контрмер по пресечению этих видов преступной деятельности.
Основываясь на международных соглашениях, необходимо эффективно сотрудничать с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также международными организациями, в задачу которых входит борьба с терроризмом. Необходимо также шире использовать международный опыт борьбы с этим явлением, создать скоординированный механизм противодействия международному терроризму, надежно перекрыть все возможные каналы незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ внутри страны, а также их поступления из-за рубежа.
Федеральные органы государственной власти должны преследовать на территории страны лиц, причастных к террористической деятельности, независимо от того, где планировались и осуществлялись террористические акции, наносящие ущерб Российской Федерации.
Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.
Духовное обновление общества невозможно без сохранения роли русского языка как фактора духовного единения народов многонациональной России и языка межгосударственного общения народов государств - участников Содружества Независимых Государств.
В целях обеспечения сохранности и развития нашего культурного и духовного наследия необходимо создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры.
В области охраны и укрепления здоровья граждан необходимы усиление внимания общества, органов государственной власти Российской Федерации к развитию государственной (федеральной и муниципальной) страховой и частной медицинской помощи, осуществление государственного протекционизма в отечественной медицинской и фармацевтической промышленности, реализация федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф.
К числу приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере относятся:
* рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической
культуры населения;
* предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени без
опасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов; предотвращение радиоактивного загрязнения окружаю щей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;
* экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава
вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными
энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций;
* безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и

<< Пред. стр.

страница 12
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign