LINEBURG


страница 1
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Кириллов Н.П.







УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

по предмету " Безопасность жизнедеятельности"














составлены автором с использованием публикаций Дзлиева М.И., Романовича АЛ., Урсул АД. и т.д. (см. список литературы)


















Москва - 2005 г.

Россия вступила в XXI век в условиях сложной международной и внутренней обстановки. Внутреннее положение современной России, наряду с позитивным влиянием проводимых реформ, характеризуется негативными и достаточно долговременными последствиями системного кризиса. Затянувшийся процесс экономических преобразований, резкая социальная поляризация общества, сложные отношения между федеральным Центром и субъектами Федерации, широкая криминализация всех сторон общественной жизни, участившиеся проявления национализма и регионального сепаратизма - вот не полный перечень процессов, которые являются внутренними источниками угроз и опасностей для России.
Все это происходит на фоне новых международных реалий - создания однополярного мира, бурного развития глобальных процессов, разгула международного терроризма, широкой экспансии США в другие страны.
В этих условиях существенно возрастает роль обеспечения безопасности и устойчивого развития России, безопасности личности, общества и государства в современных условиях.
С точки зрения универсальных ценностных ориентиров развития страна сделала стратегический выбор: гражданское общество, правовое государство и рыночная экономика. Сущностью безопасности современной России все больше становится не только и не столько защита государства и его политических институтов, сколько в большой мере человека и общества. На первый план выдвигается проблема социально-экономической безопасности в широком смысле этого слова, безопасности социума - личности, отдельных групп населения, общества в целом. Можно сказать, что понятие "национальная безопасность России" стало во многом эквивалентно понятию "безопасность российского социума".
Важно отметить, что социально-экономическая безопасность проявляется не только как один из системообразующих видов общественной системы безопасности, но и как срез международной, политической, информационной, экологической, духовно-культурной безопасности и т.д. - тех видов безопасности, в сфере действия которых социальные процессы занимают важное место.
На рубеже веков пришло время для глубокого и взвешенного анализа ситуации, определения принципов и приоритетов обоснованной и реалистической стратегии социально-экономической безопасности общества. Без такой стратегии, обеспечивающей концентрацию усилий всех слоев населения, властных и общественных структур различного уровня на решение проблем безопасности России, любые предпринимаемые шаги так и останутся набором ведомственных мероприятий и программ, не стыкующихся в принципах, подходах и оценках.
Определяющей здесь является социальная компетентность специалистов и руководителей, т. е. система знаний, умений и навыков, позволяющая им ориентироваться в любой социальной ситуации, учитывать последствия принимаемых решений, воздействовать на ход событий с позиции соблюдения прав человека и обеспечения национальных интересов.
Обеспечение безопасности России является крупной научной проблемой, решение которой во многом определяет пути дальнейшего развития страны. В конце прошлого века был издан ряд монографий и учебных пособий по тем или иным аспектам проблемы обеспечения национальной безопасности. Исходной посылкой для них были идеи, изложенные в "Концепции национальной безопасности Российской Федерации", принятой в 1997 г.
Однако обеспечение безопасности личности, общества и государства является процессом перманентным. С течением времени, по мере уклонения или парирования одних опасностей и угроз, неизбежно возникают другие, меняются лишь их приоритеты. Все это требует постоянного мониторинга ситуации, непрерывного научного осмысления путей обеспечения безопасности в реально сложившейся ситуации.
Сложность анализа состоит и в том, что каждый аналитик трактует любое положение с точки зрения своих ведомственных интересов, тех или иных политических симпатий и антипатий.
В настоящее время меры по обеспечению национальной без опасности России разрабатываются на базе основных положений новой редакции "Концепции национальной безопасности Российской Федерации"1 от 10 января 2000 г.
Концепция представляет собой совокупность официально признанных взглядов на обеспечение в России безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В ней сформулированы важнейшие направления государственной политики нашей страны. При этом под национальной безопасностью понимается "...безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации".
Важно, что исходя из этой редакции Концепции был разработан ряд доктринально-концептуальных документов по отдельным видам безопасности, в том числе: "Концепция безопасности Союза Беларуси и России", "Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)" - в настоящее время завершена разработка новой редакции этого документа, - а также "Концепция внешней политики Российской Федерации", "Доктрина информационной безопасности Российской Федерации", "Военная доктрина Российской Федерации", "Доктрина энергетической безопасности", "Экологическая доктрина Российской Федерации" и др.2 Продолжается работа над подготовкой подобного рода документов долгосрочного действия концептуального характера по обеспечению безопасности в других сферах.
Кроме того, после событий 23 октября 2002 г. в Москве (захват международными террористами заложников во время показа мюзикла "Норд-Ост") Президент России дал указание подготовить новый вариант редакции "Концепции национальной безопасности Российской Федерации". После терракта в Москве, а также событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и на острове Бали (Филиппины) стало ясно, что главным врагом мирового сообщества и каждой отдельной страны стал международный терроризм.
Видоизменение характера современных угроз и их глобализация, выбор мировым сообществом новых стратегических целей (курса на переход к устойчивому развитию) требуют и новых подходов к обеспечению безопасности, создание упреждающей системы реагирования на опасности и более рациональной системы ранжирования их приоритетов. А все это требует нового отношения, новых подходов к безопасности социума, новых идей, решений, организационных структур и механизмов ее обеспечения. Настоятельно необходимым становится обучение студентов-гуманитариев основам обеспечения безопасности личности, общества и государства в современных условиях.
Главная цель авторов данного учебного пособия - помочь читателю получить знания, позволяющие ориентироваться и эффективно действовать в различных социально-экономических и иных ситуациях, в том числе чрезвычайных, быть лучше подготовленным к решению конкретных проблем, связанных с его будущей профессиональной деятельностью в условиях широкого распространения процессов глобализации, демократизации всех сторон жизни российского общества, осуществления перехода страны к рыночной экономике.
Это одно из первых изданий XXI в. подобного рода, где с системных позиций обеспечения безопасности социума рассмотрены основополагающие вопросы безопасного и устойчивого развития России.
Учебное пособие состоит из четырех разделов. В разделе 1 дано содержание новой парадигмы безопасности России, сформулированы основные понятия и определения, названы органы, структуры и механизмы обеспечения безопасности, показаны основные пути перехода России к устойчивому развитию.
В разделе 2 раскрываются сущность и содержание внешних угроз России и показаны возможности их парирования в условиях изменений международной обстановки в мире, активного развития процессов глобализации. Освещены вопросы обеспечения военной и пограничной безопасности России, внешнеэкономической безопасности страны.
В разделе 3 рассмотрены проблемы внутренней безопасности России, в том числе: проблемы обеспечения внутриполитической
безопасности страны, провинциальный аспект обеспечения безопасности, опасности, источником которых является национализм, региональный сепаратизм и международный терроризм. Отдельно проанализированы вопросы обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях.
В разделе 4 показаны пути обеспечения безопасности в системообразующих сферах жизнедеятельности, что дает возможность говорить о безопасности России в целом. Раскрыты особенности и пути обеспечения безопасности в социальной, экономической, информационной и социоэкологической сферах. Описаны специфические угрозы безопасности в условиях криминализации общественной жизни в России.
В учебном пособии развиваются и интерпретируются в соответствии с реалиями современной России идеи, сформулированные авторами в учебном пособии "Экономическая и социальная безопасность в России"3, а также используются результаты научно-исследовательских работ авторов и общепризнанные положения, приведенные в работах других ученых. Основные положения, представленные в книге, прошли апробацию при чтении авторами лекций по курсам: "Социально-экономическая безопасность России", "Безопасность предпринимательской деятельности" (в Московском государственном университете коммерции), а также по вопросам экологической безопасности и перехода России к устойчивому развитию (в Российской академии государственной службы при Президенте РФ).
Нормативно-правовая и организационно-распорядительная база обеспечения безопасности в различных сферах приведена по состоянию на 1 октября 2002 г.



Таким образом, предмет обеспечение безопасности жизнедеятельности можно определить как научное направление, которое в настоящее время в наибольшей степени ярко иллюстрирует единство, целостность, полноту мироздания и условность разделения наук.










Раздел 1 НОВАЯ ПАРАДИГМА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Тема 1 БЕЗОПАСНОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В конце XX в. широкое распространение во всем мире, в том числе и в России, получило понятие "безопасность" в самых разнообразных его проявлениях. Словосочетания национальная безопасность, общественная безопасность, экономическая безопасность, экологическая безопасность, информационная безопасность стали использоваться в официальных документах, научных работах, средствах массовой информации.
Сложность социально-экономической ситуации, реальные процессы, происходящие в России, заставляют по-новому взглянуть на казавшиеся ранее незыблемыми принципы общественной и личной безопасности, стабильности общества, защиты государства.
Что такое безопасность в повседневном понимании этого слова, ясно каждому, кто в своей профессиональной деятельности или повседневной жизни столкнулся с необходимостью защищаться от воздействия неких информационно-психических, техногенно-природных или физических сил.
Таким людям не надо объяснять, насколько важно иметь нормальные человеческие условия для сохранения жизни, поддержания рода, эффективности работы и спокойного отдыха. Они знают, что такое чужая сила и собственный страх, и не хотят, чтобы ситуации силового давления или психического воздействия повторялись в их жизни. Однако даже среди этих людей мало кто понимает, как можно эффективно обезопасить себя от трагических исходов, незаслуженных превратностей судьбы, неприятных неожиданностей, целенаправленных физических диверсий или сознательно-хитроумных информационных и психических ловушек.






















-----
Под безопасностью следует понимать отсутствие опасности, т. е. ситуацию, при которой для кого-нибудь или чего-нибудь не существует угрозы со стороны кого- или чего-либо.
При рассмотрении глобальной и всеобъемлющей проблемы безопасности, все опасности обычно сводят в три основные группы:
•первая - природно-экологические опасности, вызванные возможностью вредного воздействия на людей со стороны природной
среды;
•вторая - техногенно-производственные опасности, связанные с накоплением человеком энергии в созданных им технологических объектах;
•третья - антропогенно-социальные опасности, обусловленные спецификой восприятия человеком информации.
Процессы первых двух групп рассматриваются в рамках таких научных направлений, как промышленная и социальная экология, охрана труда и т.д. Их отличительная особенность от третьей состоит в том, что они имеют количественную меру уровня безопасности (число землетрясений и наводнений, годовое количество жертв аварий и стихийных бедствий, уровень облучения населения, производственного травматизма и т.д.).
В отличие от явно выраженной опасности воздействия энергии и вещества, опасности третьей группы, т.е. социально значимые, направлены на сознание людей. В силу разной информированности и убежденности граждан, их насыщенности эмоциональной энергией (неприязнью, протестом, страхом) информация может катализировать огромные социальные силы, способные смести не только разумные доводы, но и материальные препятствия.
Безопасность этого вида является важнейшей потребностью человека вслед за его потребностью в пище, воде, одежде и жилище. Это не только общенаучная, но и мало исследованная философская категория. Она не является чем-то предметным, материальным и выступает некой абстрактной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости конкретных объектов, их отношения к внутреннему и внешнему миру.
В то же время это не вещь в себе, скрывающаяся за такими терминами, как внутренняя и внешняя политика, оборона, экономика, экология, информатика, социальная политика, здоровье народа, технология и т.п. Это вполне конкретная, ясная и четкая категория, своей сутью и содержанием направленная на защиту жизненных интересов человека, общества, государства.
Государственный чиновник, общественный деятель, предприниматель, рядовой гражданин по-разному формулируют и понимают для себя многогранное понятие "безопасность", стараясь приспособить его к своей сфере деятельности.
Официально понятие "безопасность" сформулировано в Законе РФ "О безопасности": "...состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз"4.
Основополагающими при рассмотрении проблем обеспечения безопасности являются понятия "объекты безопасности" и "субъекты безопасности".
В соответствии с указанным Законом к основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
В соответствии с тем же Законом "основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти". К числу других субъектов обеспечения безопасности отнесены "граждане, общественные и иные организации и объединения".
Таким образом, государство, общество и личность являются как объектами, так и субъектами безопасности.
Содержанием обеспечения безопасности является совокупность условий и факторов, гарантирующих нормальное функционирование и развитие системы (личности, общества, государства).
При определении цели обеспечения безопасности необходимо, во-первых, помнить о бесчисленном множестве ее вариантов в связи с бесчисленным множеством опасностей, во-вторых, уметь увидеть главные опасности на данный момент и в данной конкретной ситуации. Сама категория "безопасность" носит относительный характер. Абсолютной безопасности нет и не может быть по определению. Та или иная совокупность опасностей всегда существует по отношению к любому объекту безопасности. Потенциальная жертва может субъективно ощущать свою безопасность, но это значит лишь то, что она просто осознанно или неосознанно устанавливает для себя определенную меру приемлемой для себя опасности или угрозы. В случае, когда эта угроза видится как вполне приемлемая, мы просто чувствуем себя в безопасности. Определение меры этой приемлемой угрозы - довольно сложная и очень ответственная задача. Она решается человеком, обществом прежде всего с учетом накопленного предыдущего опыта, результатов прогнозирования развития той или иной угрозы, наличия имеющихся в распоряжении сил и средств для борьбы с этой угрозой, наличия или отсутствия той или иной помощи с внешней стороны и т.д.
Очень большую роль при этом играет сложившаяся у людей психология восприятия опасностей. Ошибка в оценке опасности (ее переоценка или недооценка) зачастую является непосредственной предпосылкой самых катастрофических ошибок.
Процесс обеспечения безопасности может осуществляться тремя основными путями: потенциальные жертвы могут парировать возникшие угрозы; уклониться от них; считать, что для них опасностей нет.
По существу все способы обеспечения безопасности являются внешним проявлением разрешения того или иного противоречия, развитие которого грозит данной системе уничтожением. Как и любое другое, это противоречие в своем развитии проходит три этапа: нарастание противоречия; разрешение противоречия; ослабление или устранение противоречий. По форме их можно определить, соответственно, как: этап конфронтации; этап перехода от конфронтации к стабилизации; этап стабилизации.
Другими словами, диалектику угрозы и защиты можно представить следующим образом. В начале первого этапа давление угрозы значительно преобладает над степенью развития защиты. Постепенно с усилением уровня защиты степень угрозы ослабевает. При благоприятном стечении обстоятельств изменение соотношения степени угрозы и степени защиты, продолжая развиваться, в какой-то момент приводит к тому, что уровень защиты начинает преобладать над степенью угрозы. В дальнейшем с повышением Уровня защиты ее преобладание становится все значительнее, а степень угрозы постоянно ослабевает. И в конечном итоге, степень Данной конкретной угрозы может сойти к нулю.
Существует несколько подходов к вопросу классификации видов безопасности. В частности, классификацию можно провести по нескольким основаниям: относительно субъекта и объекта безопасности; средств достижения безопасности; цели обеспечения безопасности; процесса обеспечения безопасности; результата обеспечения безопасности и др.
Интересы объектов безопасности сформулированы в "Концепции национальной безопасности Российской Федерации":
•интересы личности - состоят в реализации конституционных прав и свобод, обеспечении личной безопасности, повышении качества и уровня жизни, физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина;
•интересы общества - заключаются в упрочении демократии, создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, духовном обновлении России;
•интересы государства - состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Эти положения считаются общепринятыми и официально утвержденными.
Важно, что в условиях демократизации всех сторон общественной жизни, перехода к гражданскому обществу сущностью безопасности становится защита не только и не столько государства и его политических институтов, но в большой мере человека и общества. На первый план выдвигается проблема социальной безопасности в широком смысле этого слова - безопасности социума, т.е. личности, отдельных групп населения, общества в целом. Можно сказать, что понятие "национальная безопасность" стало во многом эквивалентно понятию "безопасность российского социума". Властные структуры при этом рассматриваются как инструмент, предназначенный для обеспечения наилучших условий для развития личности, общества и самого государства в рамках всего спектра имеющихся возможностей.
Это значит, что первооснову безопасности России должны составлять интересы отдельных личностей, из которых вытекают интересы общества и государства. Именно от человека в решающей степени зависит обеспечение безопасности всех людей. Безопасность каждого предопределяет безопасность общества и государства. Особенно важно утверждение человеческого измерения в связи с тем, что в современных условиях стабильность обстановки в стране все больше определяется внутренними, а не внешними факторами.
По классификации ООН, безопасность человека в любой стране определяется в ряде сфер5: экономическая; продовольственная; безопасности для здоровья; экологическая; личная; общественная; политическая.
С пространственно-географическим взаимодействием связано наличие трех геополитических уровней безопасности: международная безопасность; региональная безопасность; национальная безопасность отдельной страны. Различные аспекты последнего уровня подчеркиваются понятиями: "национальная безопасность", "национально-государственная безопасность", "федеральная безопасность", "общественная безопасность", "личная безопасность" и др.
Можно выделить три основных фактора, характеризующих безопасность России как государства:
•жизненно важные интересы государства - территориальная целостность и суверенитет, активное и равноправное включение в мировое сообщество, стабильность и демократический правопорядок внутри страны;
•характер и источник угроз - качества человека, личностные и институциированные человеческие отношения. Альтернативная природа человека и социально-политических институтов, их недостаточная компетентность и ответственность, а также неоднозначность природных процессов постоянно воспроизводят опасности для мира. Относительно самостоятельными причинами напряженности в общественных отношениях являются демографические и этнополитические процессы в отдельных странах и мире в целом;
•возможность отражения существующих угроз - опирается на силу государства, баланс сил в системе государств и геополитическую ситуацию в регионе и мире в данный момент. Дестабилизирующее влияние на обстановку оказывает формирование однополярного мира, в котором нет противовесов возможному формированию курса единственной в мире сверхдержавы.
Специалисты выделяют три интегральных вида безопасности в соответствии с тремя совокупными видами ресурсов и ценностей: социальную, экономическую и территориальную. В свою очередь каждый из этих трех видов безопасности делится еще на три вида:
* социальная - правовая, интеллектуальная, духовно-культурная безопасность;
* экономическая - хозяйственная, технологическая, финансовая безопасность;
* территориальная - жизненная, сырьевая, экологическая безопасность.
Базовыми показателями безопасности следует считать вероятности появления либо не появления катастрофических или аварийных происшествий, риск социально-экономического ущерба при их возникновении и затраты, необходимые для предупреждения. Критерием эффективности различных мер обеспечения безопасности будут те уровни опасности, которые соответствуют минимуму соответствующих издержек, а оптимальными мерами - мероприятия, влекущие максимальный для заданных затрат прирост показателей безопасности либо минимальные для приемлемого ее уровня затраты.
Обычно различают два типа безопасности:
•гипотетическое отсутствие опасности, самой возможности каких-либо потрясений, катаклизмов для социума;
•реальная защищенность от опасностей, способность надежно противостоять им.
Традиционно система безопасности в человеческих сообществах строилась на такой базисной категории, как враг (противник), внешний или внутренний. Поэтому считалось, что безопасность можно обеспечить только в результате победы над врагом. Однако время идет, в современных условиях следует рассматривать не персонифицированную опасность, а глубоко осмысливать опасности и угрозы как категории и явления с определением источника опасности и характера угрозы. Правда, имеются и исключения. После событий 11 сентября 2001 г. в США появился персонифицированный враг всего человечества - террорист № 1 Усама бен Ладен.
По характеру адресной направленности и роли субъективного фактора в возникновении неблагоприятных условий можно выделить:
* вызов - совокупность обстоятельств, не обязательно конкретно угрожающего характера, но, безусловно, требующих реагировать на них;
* риск - возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта;
* опасность - вполне осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения вреда кому-либо, чему-либо, определяемая наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами;
* угроза - наиболее конкретная и непосредственная форма опасности, создаваемая целенаправленной деятельностью откровенно враждебных сил.
Исходной посылкой при рассмотрении проблемы безопасности является понятие "опасность".
Опасность - объективно существующая возможность негативного воздействия на социальный организм, в результате которого ему может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий его состояние, придающий его развитию нежелательные динамику или параметры (характер, темпы, формы и т.д.).
В содержательном плане понятие "опасность" - это совокупность условий и факторов, вызывающих нарушение нормального функционирования и развития какой-либо системы (личности, общества и государства). Для того, чтобы раскрыть содержание какой-либо опасности, необходимо знать конкретный перечень таких условий и факторов. Это могут быть либо катастрофические природные процессы, либо загрязнение природной среды или истощение природных ресурсов, либо опасности со стороны различных социальных систем и структур.
По степени вероятности возникновения различают опасности: реальную и потенциальную. По размаху и масштабам возможных последствий опасности могут быть: глобальные, региональные, национальные, локальные, частные. Кроме того, опасности можно классифицировать по сферам общественной жизни и видам человеческой деятельности.
Анализ опасности предусматривает: выделение источника опасности, угрозы опасности, классификацию угроз, их прогнозирование, идентификацию, определение степени опасности и т.п.
Под источниками опасности обычно понимаются условия и факторы, которые потенциально таят в себе и при определенных УСЛОВИЯХ сами по себе либо в различной совокупности обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу. Источниками опасности могут быть:
* природные явления - землетрясения, наводнения, засуха, атмосферные электрические разряды и т.п.;
* элементы техногенной сферы - атомные электростанции, предприятия химической промышленности и т.п.;
* отдельный человек, группа людей, их сообщества - преступник, преступная организация, государство-агрессор.
Объектом, подвергающимся опасности, могут быть только люди и их объединения. Понятие "объект опасности" применительно к чему-либо другому употребляется лишь тогда, когда этот объект каким-то образом включен в жизнь людей и играет в ней определенную роль.

К примеру, часто говорят о том, что испытания ядерного оружия опасны для планеты. Это не совсем верно. Безусловно, радиоактивное заражение опасно как для отдельного человека, так и для всего человечества. В то же время собственно для самой природы ядерная радиация - это обычное явление, которое органично присуще этой природе и которое данную природу в известном отношении образует и составляет (термоядерные реакции Солнца).

Результат воздействия источника опасности на социальный или иной объект может выражаться:
* в утрате объектом тех или иных своих свойств;
* в утрате объектом тех или иных своих элементов;
* в нарушении связей между элементами объекта;
* в потере способности объекта к развитию;
* в ослаблении функций объекта;
* в полном разрушении объекта.
В понятие "угрозы" обычно входят совокупность факторов и условий, представляющих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Именно потому и плоха наша безопасность сегодня, что недостаточно четко определены конкретные угрозы нашей стране.
Существует несколько вариантов классификаций угроз. Ряд авторов, в процессе обсуждения проблем обеспечения национальной безопасности, называют четыре вида угроз для большой социальной системы:
* от ошибок в целеполагании;
* со стороны других социальных систем, т. е. внешние социальные угрозы;
* со стороны внутренних социальных систем, т.е. внутренние социальные угрозы;
* "природного", т. е. стихийного характера.
Другие ученые приводят несколько иную классификацию угроз:
* угрозы, порождаемые объективно развивающимися процессами - неравномерность экономического развития страны, особенно отставание темпов роста экономики от потребностей общества, недостаточность природных или людских ресурсов, процессы урбанизации общества, процессы загрязнения окружающей среды и т.п.;
* угрозы, вызванные определенными социальными действиями, - возникают в результате острых противоречий между противоборствующими государствами и сотрудничающими с ними политическими и социальными силами.
При описании безопасности как функции социальной системы, содержание ее определяется как цель, способ и условие существования. Безопасное и устойчивое развитие системы при этом рассматривается как особая форма движения, характеризующаяся тремя категориями - количество, качество, структура, - имеющими философский статус. Так, количество - это число, величина, численная определенность. Категориями количества являются: единство (мера), множество (величина) и цельность (все). Качество характеризует целостную нерасчлененную определенность предметов и явлений. Всякий предмет обладает бесчисленными свойствами. Мы воспринимаем и познаем лишь ничтожную часть этих свойств. Между тем всякий предмет всегда предстает перед нами как нечто целое, нерасчлененное. Структура - это категория, характеризующая распределение и взаимодействие в пространстве элементов, предметов и явлений, программу их развития. Главная особенность структуры - целостность, качественное отличие от составляющих ее элементов. Структура теснейшим образом связана с качеством.
Изменение качества предметов во всех случаях связано с перестройкой структуры составляющих их элементов.
Развитие рассматривается как совокупное изменение во взаимосвязи количественных, качественных и структурных параметров в системе. Количественные изменения - это увеличение или уменьшение составных частей данного целого, выражаемое увеличениями или уменьшениями их числовых значений, приводящих на определенных этапах своего изменения к качественному скачку.
Структурные изменения - это изменения взаимоотношения составных частей, которые совсем необязательно должны сопровождаться увеличением или уменьшением их числа. Они также могут приводить к качественному скачку.
Для развивающихся систем характерны как устойчивость структуры, так и потеря устойчивости, разрушение одной структуры и создание другой устойчивой структуры. Налицо проявление известного закона "перехода количественных изменений в качественные". Таким образом, процесс развития можно представить как последовательность циклов эволюционного изменения состояний внутри цикла со скачкообразным переходом состояния в конце цикла на новый качественный уровень, означающий начало нового цикла развития.
Следствие циклического развития (с перескоком в конце цикла на качественно новый уровень) - необратимость (невозможность) перехода от новообразованной структуры к старой разрушенной структуре. Необратимость, так же как "устойчивость" и "потеря устойчивости", - атрибут любой развивающейся системы.
Очевидно, что слишком устойчивая - гиперустойчивая - система к развитию неспособна, так как она подавляет любые отклонения от своего гиперустойчивого состояния. Для перехода в качественно новое состояние система обязательно должна в какой-то момент оказаться неустойчивой.
Однако перманентная неустойчивость - другая крайность, вредная для развивающейся системы (как и гиперустойчивость), ибо она исключает запоминание, закрепление в системе характеристик, полезных для взаимодействия с внешней средой, т.е. того, что определяет устойчивую структуру системы. В модели развивающейся системы и должны быть отражены объективные соотношения между устойчивостью системы и ее неустойчивостью, порождающей необратимые изменения, т.е. процесс развития.
В конечном итоге, все действия, направленные на обеспечение национальной безопасности, связаны с обеспечением стабильности общества. Стабильность - это свойство системы, позволяющее ей сохранять свои базовые, качественные характеристики, основной фактор устойчивого и безопасного развития.
Иными словами, это состояние системы, где в совокупности, а не по отдельности существует:
* динамика (а не неподвижность) всех и всяческих жизненных процессов, остановить которую не дано никому;
* динамика, не искажаемая экстремальностью внешних или внутренних условий жизни, особенно экстремальностью, которая создавалась или вызывалась бы искусственно;
* предсказуемость наиболее существенных, принципиальных параметров и состояний системы, направлений и тенденций ее эволюции и развития;
* возможность рационально, практически и эффективно реагировать на перемены, вызываемые жизнью, особенно на потенциально наиболее угрожающие или нежелательные из них.
При этом наиболее важно именно последнее: угроза существенно теряет в своей опасности, если человек ее в принципе ждет, знает, как ее парировать, имеет для этого возможности (пусть даже относительные) и запас времени. То есть категория стабильности непосредственно соприкасается с понятием и явлением безопасности как объективного состояния и субъективного восприятия
некоей данности.
Любая стратегия безопасности разрабатывается исходя из национальных интересов и ценностей.
Понятие "национальные интересы" является собирательным, включающим все остальные виды интересов. Этот термин стал широко использоваться сравнительно недавно, в нашей стране на протяжении 70 лет в большем ходу были "интернациональные"императивы.
Национальные ценности, их сущность и значение лишь недавно стали предметом изучения. Сегодня среди специалистов преобладает мнение, согласно которому национальные ценности - это предметы, явления и их свойства, удовлетворяющие потребности личности, общества и государства в безопасном существовании и прогрессивном развитии6.
Нация находится в состоянии безопасности, когда ей не приходится приносить в жертву свои национальные интересы. Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. В них аккумулируется отношение нации ко всей совокупности общественно-политических институтов, материальных и духовных ценностей.
К числу коренных, основополагающих, национальных интересов относятся:
•территориальная целостность народа, его государственное самоопределение и политическое самоуправление;
•достойное место в мировом сообществе;
•процветание страны и населения на основе обеспечения прав личности и благополучия всех составляющих его социальных групп.
В обыденном сознании бытует мнение, что у любой страны (в том числе и у России) существуют некие "вечные" интересы и что именно им должны быть подчинены все аспекты деятельности государства. Но такой взгляд предполагает, что и само государство, и мир вокруг него остаются статичными, причем не только с точки зрения сохранения своей социально-политической организации, но и в плане развития общественной мысли, продвижения границ человеческого познания и появления новых технологических возможностей. Очевидно, что это не так.
Правильнее было бы встать на ту позицию, что национальные интересы должны подразумевать прежде всего и больше всего максимальную чувствительность государственного самосознания к тому, что можно было бы назвать "базовыми переменами" в логике и условиях существования, происходящими в результате действия факторов, не подверженных государственному контролю.
В современных условиях жизненно важные интересы России обычно разделяют на две группы, относящиеся:
•к длительной перспективе обеспечения безопасности России;
•к "особому" (переходному) периоду нашей истории.
По своей направленности интересы ориентированы на обеспечение выживания, прогрессивного развития и в той или иной степени лидерства личности, общества, государства. Особое значение имеют жизненно важные интересы как совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает само существование и возможность прогрессивного развития личности, общества, государства. Другие интересы, не связанные с проблемой выживания, принято относить к второстепенным.
Долгосрочные интересы безопасности России, как и любой страны, направлены на сохранение своей самобытности в мировом сообществе, обеспечение национальной безопасности, политического суверенитета, устойчивого социально-экономического развития. Их суть сводится к трем содержательным задачам: процветание народа; защита и обустройство территории его проживания; сохранение и развитие национальной культуры.
Для реализации этих задач следует создать в обществе такие условия, которые способствовали бы:
•мобилизации интеллектуальных, материальных, структурных и иных его возможностей для переустройства страны;
•оптимальному использованию этих возможностей в интересах и целях социально-экономического, культурного и иного развития общества, повышения конкурентоспособности страны в
мире;
•сближению интересов населяющих страну народов, налаживанию их всестороннего сотрудничества, противодействию экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии со стороны других государств;
•рациональному использованию природных ресурсов, воспитанию экологической культуры населения.
Способность общественной системы любой страны гарантировать высокий уровень жизнедеятельности нации и ее конкурентные возможности во взаимоотношениях с внешним миром в целях надежного существования и устойчивого развития называется обеспечение своей национальной безопасности.
Для современной России понятие "национальная безопасность" сформулировано в "Концепции национальной безопасности Российской Федерации", где указано: "Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации".
Отсюда вытекает, что главными объектами обеспечения безопасности должны быть не "интересы личности, общества и государства", как это сказано в Законе РФ "О безопасности", а прежде всего граждане страны с присущим им укладом и территорией. Только в этих условиях гарантируется удовлетворение как физиологических потребностей населения, необходимых для его самосохранения и воспроизводства, так и социально-духовных ценностей, без которых немыслимо самовыражение и всестороннее развитие каждого индивида и народа в целом.
Содержательно "национальная безопасность" - это совокупность таких внутренних факторов (размеры территории государства, наличие у него природных ресурсов, численность населения страны, ее военно-политический, экономический и научно-технический потенциал, стабильность государственных институтов, моральный дух общества, его единство), а также внешних факторов (геополитическое положение государства в мире, участие в международных организациях и военно-политических союзах, наличие союзников и противников либо их отсутствие, степень контроля над мировыми источниками сырья, золотовалютными резервами, обладание передовой технологией, информационными ресурсами и т. д.).
Так как жизнь народа проистекает в различных сферах и в каждой из них возможно действие различных угроз и опасностей, национальная безопасность предстает как наиболее емкая и многоплановая характеристика. В содержательном плане она включает в себя безопасность в экономической, социальной, политической, военной, экологической, технологической, интеллектуальной, информационной, демографической, генетической, психологической и других сферах.
Совокупность этих видов безопасности называется "система национальной безопасности" - специально созданная в стране и конституированная совокупность установлений, институтов и учреждений, а также средств, методов и направлений их деятельности по обеспечению надежной защиты национальных интересов России.
В качестве основных функций системы обеспечения национальной безопасности Закон РФ "О безопасности" определяет:
* выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
* создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
* управление силами и средствами обеспечения национальной безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
* осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
* участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами России в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными и признанными Россией.
В зависимости от субъекта, выступающего организующим началом, различаются государственная и общественная системы безопасности. Обе они дополняют и взаимно контролируют друг друга в выявлении реальных и потенциальных угроз национальным интересам, поиске путей эффективного их парирования, а также определении национальных приоритетов в конкретной обстановке.
Приоритетность того или иного вида национальной безопасности страны в данный момент определяется объективными факторами, на которые в первую очередь влияют конкретная природно-техногенная и социально-политическая обстановка в стране и мире, а также наличие широкого круга угроз и опасностей, которым должна противостоять система национальной безопасности.
Важнейшими критериями национальной безопасности являются: соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, социальной группы, общества в целом и государства; их взаимная ответственность в обеспечении безопасности.
В свою очередь, политика национальной безопасности - это взаимосвязанная система целенаправленных усилий государства и других политических институтов общества, призванных обеспечить надежное их функционирование. Национальная безопасность России может быть обеспечена лишь той политикой, которая будет соответствовать объективному геополитическому статусу России как великой державы. Все, что способствует интеграции России, укреплению взаимосвязи ее частей, освоению ее геополитического пространства, одновременно укрепляет и ее национальную безопасность.
В условиях современных реалий основными задачами политики национальной безопасности России на ближайшую перспективу являются обеспечение безопасности и развития граждан и общества, укрепление российской государственности и нынешних геополитических рубежей и территорий, обеспечение достойной роли и места России в мировой политике. На основе политики национальной безопасности и во взаимосвязи с ней разрабатываются: военная доктрина, концепция внешней политики и военного строительства, стратегии экономической, информационной, экологической и других видов безопасности.
Как уже отмечалось выше, при анализе проблемы обеспечения безопасности следует различать внутреннюю безопасность и стабильность государства, а также и международную безопасность, которая в свою очередь подразделяется на: всеобщую безопасность - для всей планеты; региональную - для группы сопредельных государств; национальную безопасность - для конкретного общества и государства. Следует также различать такие понятия, как "мир" и "безопасность". Мир - это отсутствие состояния войны и вооруженной борьбы между народами и государствами и внутри государств, а безопасность - это состояние отсутствия опасности, сохранность, надежность, т. е. понятие более широкое, чем мир.
Всеобщая безопасность призвана создать гарантии мирного существования всего мирового сообщества, несмотря на наличие в нем классовых, национальных, экономических, территориальных и иных противоречий между народами и государствами. Цель концепции всеобщей безопасности состоит в том, чтобы не допустить насильственного разрешения этих противоречий, развязывания мировой термоядерной войны, в результате которой человечество просто погибнет.
Региональная безопасность - это формирование системы договоров и соглашении между государствами отдельных районов земного шара, создающих для их участников возможности для самостоятельного и независимого от других районов Земли развития, гарантирующих от вмешательства в их внутренние дела, от применения силы и угрозы ее применения извне.
Свою национальную безопасность (и любой из ее видов) при современных реалиях каждое государство, в том числе и Россия, вынуждено обеспечивать в условиях взаимозависимого мира. Поэтому адекватный ответ на внешние угрозы для страны предполагает учет новых реалий - сохранение мира как общечеловеческой и приоритетной ценности, признание безопасности как всеобще: равной и одинаковой для всех, основанной на балансе интересе Применение военных мер возможно, но лишь в крайнем случае только с одобрения мирового сообщества.
Тем не менее, следует иметь в виду, что деятельность любо: государства на международной арене имеет в основном определенную силовую основу.
Очевидно, что лишь полностью самообеспеченное и "закрытое" государство может самостоятельно обеспечить свою национальную безопасность и быть застрахованным от любых попыток экономического силового и иных воздействий извне. Именно такая парадигма использовалась нашей страной на протяжении почти всего XX в.
Но время изменилось. Хотим мы этого или нет, по мере развития процессов глобализации в мире, при определении безопасности любого государства понятие "национальная" безопасность все больше размывается.
Становится очевидным, что вся деятельность, направленная на обеспечение безопасности отдельно взятого объекта безопасности - государства, общества, личности и т.п., - должна исходить из потребностей обеспечения глобальной безопасности и одновременно "работать" на нее, т. е. на безопасность всего человечества. Другими словами, безопасность любого объекта (субъекта) не может быть обеспечена в должной мере без обеспечения глобальной безопасности.
Акценты смещаются к таким понятиям, как "глобальная безопасность", "всеобщая безопасность", "коллективная безопасность", "международная безопасность" и т.п. Самообеспеченных государств сегодня нет, да и не может быть в принципе. Даже такие традиционно закрытые страны, как Северная Корея, Ирак, Ливия, становятся все более доступными для мирового сообщества.
Руководство нашей страны осознало это, и в "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" в редакции 2000 г. подчёркнуто: под национальной безопасностью России понимается "безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации", но без указания на то, что безопасность обеспечивается исключительно за счет внутренних возможностей самой
России.
В целом, говоря о результатах процесса обеспечения безопасности, следует помнить о его перманентности, постоянной незавершенности. Процесс общественного развития таков, что на место одних противоречий после их разрешения приходят другие, носящие иногда принципиально иные форму и содержание. Отсюда вытекает потребность в непрерывном прогнозировании, создании системы мониторинга за появлением и развитием новых опасностей и угроз.
Литература к теме
1. Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Словарь терминов и определений / Под ред. Махутова Н.А., Урсупа А.Д. М.: Знание, 1998.
2. Ващекин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул АЛ. Безопасность и устойчивое развитие России. М.: МГУК, 1998.
3. Закон РФ "О безопасности". В кн.: Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Основополагающие государственные документы. Ч. 1. М.: Знание, 1999.
4. Вахрамеев А.В. К вопросу об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации (декларации и реальность) // Социально-гуманитарные знания, 2002, № 1-3.
5. Дзлиев ММ. Каждому хочется жить в стабильном мире // Вестник Российской академии наук,-1998, № 1.
6. Прохожее А.А. Человек и общество: законы социального развития и безопасности. М.: РАГС, 2002.
7. Системные основы обеспечения национальной безопасности России // Безопасность, 1994, № 6.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте общее определение и раскройте содержание понятий "опасность" и "безопасность".
2. Перечислите объекты и субъекты безопасности.
3. В чем заключаются интересы личности, общества и государства?
4. Назовите источники опасности для личности, общества и государства.
5. Что такое стабильность социальной системы?
6. В чем заключаются коренные национальные интересы России?
7. Дайте определение национальной безопасности России.
Тема 2 СИСТЕМНОСТЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Стратегическая цель обеспечения безопасного и стабильного развития России требует видеть одновременно и в комплексе все угрозы безопасности. При таком концептуальном подходе основной целью политики безопасности является поддержание динамической стабильности общества и государства, т. е. предсказуемого, контролируемого хода основных социально-политических процессов, для обеспечения такого сочетания внутренних и внешних (геополитических, геоэкономических) условий, которое было бы максимально благоприятным для эволюционного развития страны.
Даже краткий исторический обзор и анализ современного состояния проблемы обеспечения безопасности государства свидетельствует о том, что емкое и всеобъемлющее понятие "безопасность" многие десятилетия искусственно дробилось, да и сейчас подразделяется на отдельные составляющие, сферы влияния и зоны ответственности тех или иных государственных структур и ведомств.
На таких важнейших сферах общественной жизни, как экономическая безопасность, политическая безопасность, многие годы стоял негласный запрет, проявляющийся в полном отсутствии интереса к ним со стороны властных структур и отдельных ведомств, практически исключающий возможность проведения по ним широкомасштабных исследований и практических работ.
Безопасность страны непосредственно связана с социальными, экономическими, политическими, научно-техническими, демографическими и другими аспектами развития общества, а также с состоянием и развитием его культуры, образования и воспитания, с духовной жизнью людей и включает в себя сложный механизм сохранения и развития системы ценностей и интересов народов, населяющих страну.
Это значит, что, говоря о безопасности личности, общества и государства, следует вести речь о системной характеристике, учитывающей способность одних объектов угрожать, а других парировать такие угрозы, уклоняясь, защищаясь или уничтожая их носителей в превентивном порядке. Использование же понятия "безопасность" в качестве признака отдельных компонентов систем (быть может, за исключением человека и сообщества людей) нецелесообразно. Ведь только человек наделен способностью сводить безопасность к собственной персоне, считать себя жертвой вследствие угрозы своей жизни, непосредственного ущерба здоровью либо через ухудшение принадлежащих ему ценностей, в том числе окружающей его природной среды.
Идея обеспечения безопасности России в таком случае оформляется как интегрирующая доктрина страны. Само содержание безопасности понимается как поддержание широкого комплекса социальных, экономических, культурных и иных ценностей нашего общества, обеспечение им возможностей для развития внутри страны. Мера защищенности государства связывается не только с мощью войск и внутренней охраны, но с такими категориями, как стабильность и предсказуемость, законность и правопорядок, терпимость и согласие между отдельными группами, с наличием политических и иных механизмов, способных адекватно реагировать на неизбежные, в том числе внезапные, социальные изменения и конфликты.
При анализе проблем безопасного и устойчивого развития одним из ключевых является понятие "социальная система".
Как известно, система вообще - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Кроме того, это некая целостность, состоящая из взаимосвязанных элементов, каждый из которых вносит свой вклад в характеристики этой системы. При этом целостность представляет собой особое системное свойство, позволяющее выделить конкретную систему из окружающей среды, свойство, которого в отдельности не имеет ни одна из ее частей при любом способе ее дробления.
Общество, рассматриваемое как система, представляет собой множество сложных, развивающихся по своим законам различных и противоречивых процессов и структур, причем для каждого из них есть свое место, все они оказываются необходимыми для функционирования системы в целом и обеспечения ее устойчивости и безопасности.
Таким образом, в понятие "социальная система" входит вся совокупность структур, институтов, индивидов и социальных групп, а также отношений между ними в их социально-политическом, экономическом, экологическом и других аспектах.
Каждая отдельная система обладает комплексом свойств, регулирующих ее поведение таким образом, чтобы в условиях динамичных изменений внешней среды и собственной внутренней структуры была бы обеспечена ее устойчивость и безопасность. Если этого нет, система утрачивает свои системообразующие свойства. Ее целостность нарушается. Это касается и человека (личности), общества и государства, которые также могут быть представлены как социальные системы, дифференциация которых связана с решением конкретных вопросов, а выделение их элементов определяется наличием социальной стратификации особых политических, экономических, экологических и других систем, различных институтов, имеющих специфические задачи и функции, играющих в жизни общества определенную роль7.
Исходя из общего определения понятия "безопасность" и понимая безопасность как отсутствие опасности, можно определить понятие "безопасность" с системных позиций: это состояние, характеризующее отсутствие противоречий в развитии и функционировании человека или социальной системы с внешней по отношению к ним средой, наличие или рост которых может привести человека или социальную систему к уничтожению или изменению системообразующих свойств.
Анализ показывает, что "безопасность" для любой развивающейся системы является характеристикой системной.
Как уже отмечалось8, для безопасности угроз и опасностей самого разнообразного характера имеется бесконечное множество, а собственно безопасность - это одна, единая, целостная характеристика. Общепринятое искусственное дробление безопасности системы на отдельные виды и формы является лишь удобным методическим приемом, способом моделирования реальных процессов, позволяющим рассмотреть эту сложную проблему во всем ее многообразии. Между тем по Закону РФ "О безопасности" как объектами, так и субъектами безопасности являются вовсе не экономика, политика, экология и т.п., а лишь личность, общество и государство.
А это означает, что речь следует вести не об обеспечении "экономической безопасности", "экологической безопасности" и т.п. (как это распространено в настоящее время), а о другом - обеспечении безопасности только личности, общества и государства в отдельных сферах жизнедеятельности, считая ее единой интегральной характеристикой, и использовать такие понятия, как "безопасность в экономической сфере", "безопасность в информационной сфере",
"безопасность в экологической сфере" и т.п.9
Надо отметить, что основные системообразующие сферы, в которых должна осуществляться деятельность, направленная на обеспечение безопасности личности, общества и государства, названы в "Концепции национальной безопасности Российской Федерации". Это экономическая (внутренняя и внешняя), социальная, духовная, международная, информационная военная и экологическая сферы безопасности. Сюда же относятся опасности, связанные с терроризмом и криминализацией общественных отношений.
Сфера обеспечения безопасности России и сегодня остается одним из наименее разработанных объектов исследования, что требует особого внимания к выбору эффективных системных методов анализа. С этих позиций проблему следует рассматривать в нескольких аспектах:
•как деятельность конкретных социальных субъектов, сферу отношений, возникающих между этими субъектами, сферу, в которой функционирует и развивается общественное, групповое и индивидуальное сознание;
•как предмет научного познания; исследовать сущность, закономерности развития и особенности функционирования этого сложного социального явления можно лишь с помощью теоретического анализа. Но сам этот анализ, чтобы быть достоверным, должен опираться на практический материал, поставляемый эмпирическим уровнем познания;
•для понимания сущности и содержания безопасности российского государства важен ее анализ с позиций политики, права, морали, что позволяет представить данный процесс как социальное явление, направленное на защиту и поддержание политической власти и связанное с интересами больших социальных общностей. Правовой анализ исходит из того, что стабильность государства является легитимной и юридически урегулированной сферой общественных отношений.
В целом, при исследовании проблем государственной безопасности должна быть использована вся совокупность этих подходов. Лишь в этом случае можно говорить о всестороннем и целостном анализе этой актуальной научной и практической задачи.
Одним из наиболее эффективных методов исследования систем различного рода является системный подход - направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Он ориентирует исследователей на раскрытие целостности объекта, выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.
Новые концептуальные возможности для исследования проблем социальной динамики и обеспечения безопасности открывает системно-синергетическая методология, которая носит междисциплинарный характер. Социосинергетика исследует нелинейные изменения и процессы самоорганизации, возникающие в неустойчивом, неравновесном обществе, особенно в период его
структурной перестройки. Таким образом, применение методологических идей и представлений социальной синергетики позволяет рассмотреть проблематику системной трансформации России в новом социологическом ракурсе10.
Сущность системного подхода при исследовании проблем обеспечения безопасности заключается прежде всего в том, что деятельность личности, общества и государства в этой сфере рассматривается как открытая динамическая система в совокупности ее важнейших внутренних и внешних взаимосвязей в целях нахождения путей оптимизации этой системы. Еще раз отметим, что личность, общество и государство являются как субъектами, так и объектами обеспечения безопасности. Они объединяются при решении стоящих перед ними задач по достижению конкретных целей и направляют совместные усилия на получение нужного результата. Эта цель определяет все взаимоотношения между компонентами системы, ее структуру и функции, а также конкретные задачи управления по поддержанию безопасности на определенном уровне или изменению ее состояния.
Узловым при этом является фундаментальное положение о единстве и неразрывности экономической, социальной и экологической среды обитания человека и общества. Следствием такого подхода является тесная связь социально-экономической, политической, судебно-правовой и других систем со средой обитания.
Как известно, социально-экономические системы являются специфическими системами материальных и информационных отношений между отдельными людьми, социальными группами и общностями как элементами и составными частями социума. Эти связи характеризуются чрезвычайной сложностью, причинно-следственные воздействия в них порой трудно уловимы или сознательно скрыты, а поэтому часто с трудом поддаются научному анализу.
В контексте нашей проблемы, наиболее емкой категорией представляется понятие "социум" - социальная реальность как объект социологической науки, т. е. общество, рассматриваемое с позиций общих форм человеческого взаимодействия. В науке пока еще нет четкого определения социума и его соотношения с обществом. Общепризнанным является то, что в содержание понятия "социум" включаются: личности и их объединения, социальные связи, действия и взаимодействия, социальные институты и организации, культура, социальные ценности и нормы, социальное регулирование и т.д.
Обобщенная схема системного разрешения проблем обеспечения безопасности государства, личности, общества обычно представляется в виде трех базовых элементов: национальные интересы => угроза =" защита.
Тогда алгоритм действий по обеспечению безопасности социума можно представить следующим образом: определение национальных интересов => выявление угроз социуму => определение опасностей обществу => формирование образа врага => защита социума посредством реальной деятельности => обеспечение безопасности социума.
Сферу безопасного и устойчивого развития общества, ее компоненты и взаимосвязи с окружающим миром с различных сторон изучают такие гуманитарные науки, как философия, политическая экономия, социология, социальная психология, правоведение, общая и социальная экология, социальная информатика, историческая наука. Эти издавна сложившиеся частные общественно-научные дисциплины при анализе отдельных сторон объекта создают некие условные конструкции, отвлекаясь от несущественных, с их профессиональных позиций, свойств реального объекта или процесса. Такая процедура научной абстракции в теории познания общепринята и обладает большой разрешающей силой.
Системные аналитики, рассматривая процессы в обществе (в частности, его взаимодействия с окружающей природной средой) с точки зрения системного анализа, используют элементы из всех указанных наук, однако при этом оперируют значительно более широким кругом характеристик.
Потребность привлечения системного подхода как методологии исследования процессов
обеспечения безопасного и устойчивого развития объясняется не тем, что исчерпаны возможности других наук, а тем, что он конечной своей целью имеет повышение эффективности проводимых исследований. Именно системный подход, дающий возможность анализировать конкретные ситуации, позиции и цели в комплексе всех социально-экономических и экологических факторов, позволяет по-новому подойти к решению ряда актуальных проблем.
Характеризуя принцип системности, В.П. Кузьмин отмечает: "Если в самом общем виде характеризовать принцип системности, то это означает, что всякое явление объективной действительности рассматривается с позиций системного целого и его закономерностей... Основная содержательная, а вместе с тем методологическая проблема при исследовании системных объектов состоит в том, чтобы выявить детерминанты, приводящие к организации элементов в систему, обнаружить специфические основания, связи и отношения в системе, ее особую качественность, установить закономерности структуры, функционирования и развития
данной системы."11.
В самом общем виде в качестве основных системных угроз и опасностей безопасности России нежизненно важным интересам ее граждан можно рассматривать:
* в политической сфере - любые действия, направленные на подрыв целостности России, интеграционных процессов в СНГ; нарушение прав и свобод человека; вооруженные конфликты в сопредельных государствах; действия, ведущие к ослаблению или подрыву международных позиций страны;
* в экономической сфере - деиндустриализация России, потеря ею своего интеллектуального, технологического и промышленного потенциала; закрепление топливно-сырьевой специализации страны в мировой экономике и ослабление ее экономической самостоятельности;
* в военной сфере - сохраняющаяся военная опасность со стороны ведущих стран Запада, имеющих на вооружении армий и военно-морских сил значительные арсеналы современных средств поражения, включая ядерные, способные достигать жизненно важных объектов на территории России; множащиеся очаги локальных конфликтов в непосредственной близости от, российских границ; распространение ядерного оружия, других средств массового поражения, а также средств их доставки; сохраняющаяся возможность подрыва стратегической стабильности в результате нарушения другими странами международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений, их качественного и количественного наращивания;
* в сфере деятельности по обеспечению экологической безопасности - обострение экологической ситуации в стране в результате усиления техногенного воздействия на окружающую среду и снижения качества продуктов питания, приближение к критическому уровню состояния земельных угодий и водоемов России.
Аналогичным образом могут быть раскрыты угрозы и опасности национальной безопасности России в других сферах социальной деятельности: информационной, интеллектуальной, технологической, генетической и т.д.
Результатом проведения анализа угрозы как категории безопасности является установление некоторой "шкалы приоритетов безопасности", классификация и ранжирование угроз по характеру и степени той опасности, которую они представляют. При такой классификации угроз могут использоваться различные признаки, в том числе:
* по сфере человеческой деятельности - политическая, экономическая, социальная, правовая, военная, обострение межнациональных отношений, экологическая, демографическая, генетическая, научно-техническая, технологическая, интеллектуальная, информационная, сырьевая;
* по источнику угрозы - внутренняя (источник на территории России), внешняя
* по отношению к человеческой деятельности - объективная (формируется независимо от целенаправленной деятельности), субъективная (создается сознательно, например, разведывательной, подрывной и иной деятельностью, организованной преступностью);
* по вероятности реализации - реальные (могут осуществляться в любой момент времени), потенциальные (могут реализовываться в случае формирования определенных условий);
* по последствиям - всеобщие (отражаются на всей стране или большинстве ее субъектов), локальные (отражаются на части Федерации и ее субъектов), частные (отражаются на отдельных структурах и лицах).
Подобная "шкала приоритетов" не является постоянной величиной и может претерпевать значительные изменения в зависимости от конкретной ситуации, характера и степени угроз. Так, в настоящее время, в сложившейся международной обстановке и условиях продолжающегося социально-экономического кризиса главная угроза безопасности России находится во внутренней сфере и определяется внутренними проблемами социально-экономического, политико-правового, национально-этнического, техногенно-экологического и иного плана.
Реальные процессы системного обеспечения безопасности любой страны осуществляются в рамках сложившейся конкретно-исторической обстановки и определяются, в частности, социальным, экономическим, организационным и научно-техническим фоном жизни государства и общества, а именно:
* социальный фон общественной ситуации - это расстановка сил, а также общественных интересов и потребностей, отражающихся в программах политических партий, социально-психологических взглядах населения и т.п.;
* экономический фон - природные и человеческие ресурсы, развитие экономики, уровень жизни населения, внешняя торговля, финансы, состояние народного хозяйства и его отраслей;
* организационный фон - показатели функционирования организаций, от которых зависит уровень государственного управления;
* научно-технический фон - научный потенциал страны (кадры, их численность и уровень научной квалификации, материально-техническое и информационное обеспечение научных исследований), темпы и масштабы развертывания научно-технической революции (развитие автоматики и вычислительной техники, химии, биологии и т.д., уровень внедрения достижений науки в экономику), количество и качество открытий и изобретений и т.п.
Если рассматривать системы обеспечения безопасности отдельных государств, выясняется, что большинство развитых стран мира имеют свои национальные концепции, стратегии и доктрины, в той или иной мере связанные с проблемой безопасности.
Для России системное обеспечение своей безопасности означает деятельность государства, всего общества и каждого гражданина в отдельности, направленную на защиту национальных интересов, национальных ценностей и их приумножение. Кроме того, идея национальной безопасности тесно связана с концепцией устойчивого демократического развития, выступает в качестве ее неотъемлемой части и одновременно является условием ее реализации. Это значит, что обеспечение безопасности должно быть направлено не только на предотвращение угроз, но и осуществление комплекса мер по развитию и укреплению прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства. Речь здесь идет о долгосрочной государственной политике и стратегии.
По мнению специалистов, безопасность и устойчивость государства как системная политико-правовая категория включает в себя ряд факторов12:
государственную целостность - территории, системы власти и управления, а также отсутствие внутренних границ (государственных, таможенных и пр., кроме административных). Сюда же относится отсутствие любых обособленных государственных образований внутри страны (этнонациональных, конфессиональных и др.). При этом следует учитывать социальные, природно-климатические и иные особенности регионов и национально-культурные проблемы представителей малых народов, проживающих в России;
* государственное единство - единые для всей страны законы, центральное правительство, единые экономическое и информационное пространство, валюта, налоги, гражданство и т.д.;
* национальный суверенитет - население государства как единственный источник власти при условии верховенства общенациональной конституции и законодательства на всей территории государства, наличия международно признанных границ государства. Кроме того, должны быть легитимные общенациональные институты власти, общенациональные символы (флаг, гимн, герб), вооруженные силы и силы правопорядка и др.;
* общенациональное согласие - социальный, расовый, межэтнический и межконфессиональный мир и согласие; равноправие (равенство всех в гражданских и политических правах и свободах, равенство перед законом и государством и др.);
* государственная независимость и международный авторитет - экономическая, финансовая, оборонная и научно-техническая мощь государства, высокий международный авторитет и политический вес страны, активное участие государства в деятельности международных организаций, высокий моральный авторитет страны в мире и др.;
* адекватное политическое руководство - динамизм, реалистичность, приверженность национальным интересам в поиске общенационального согласия, проведение ответственной политики, открытость для диалога с обществом, верность конституционным принципам;
* развитое местное самоуправление - высокий моральный и патриотический дух общества, высокая политическая активность граждан и др.;
* приоритет права и правопорядок - верховенство права, правовое государство, право как источник законотворчества; равенство всех перед законом независимо от социального положения.
Как известно, мировое сообщество представляет собой систему национальных государств - входящие в государство национальности (народности) отличаются между собой не только степенью своего развития, но и типом национальной консолидации. Ряд государств (в том числе и Россия) являются многонациональными, что не мешает им вместо термина "государственная безопасность" применять термин "национальная безопасность" для обозначения необходимых условий их существования, своего нормального функционирования и дальнейшего развития (в данном случае имеется в виду нация-государство - весь многонациональный народ России). Тем не менее содержание понятия "национальная безопасность" для многонациональных государств в определенной степени отличается от содержания этого понятия для однонациональных (гомогенных) стран.
В США, к примеру, они имеют форму доктрин и связаны в основном с политикой, в том числе с глобальной. Приоритеты других стран имеют форму идей и концепций и связаны с бесчисленными разрозненными инициативами (Италия, Франция, Южная Корея) и более или менее устойчивой деятельностью (Германия, Великобритания, Япония).
Доктрина национальной безопасности США является совокупностью взаимосвязанных позиций и идей в сфере управления тенденциями (реальными и прогнозируемыми процессами) для защиты постоянных интересов американского общества и государства. Видение проблем национальной безопасности в США носит доктринальный характер. При этом периодически обновляемая "Стратегия национальной безопасности США" является лишь официальным документальным резюме по вопросам национальной безопасности, не отражая активности и действий всей страны в этой сфере.
Последним документом, в котором изложены официальные подходы США к современным реальностям и вызовам, сформулированы в "Стратегии национальной безопасности США для нового столетия".
Основой этой стратегии является защита своих национальных интересов. Это означает следующее:
* национальные интересы страны стоят выше любых других аргументов при принятии решений руководством страны;
* под национальными интересами понимаются в основном собственная выгода - в политике, экономике, военной сфере, торговле и т.п.;
* национальные интересы понимаются в США исключительно широко, не ограничиваясь географическими, национальными или иными рамками;
* национальные интересы США имеют глобальный характер, и их реализация может быть обеспечена только при условии глобального лидерства Вашингтона.
Политика национальной безопасности Франции носит смешанный, евро-атлантический характер, причем с опорой на евроцентризм, т. е. основные модели проведения политики национальной безопасности ограничиваются двумя альтернативами - евроцентризмом и атлантизмом.
Среди основных приоритетов политики национальной безопасности Франции за последние годы выделяются:
* подтверждение собственного независимого статуса через обладание ядерным потенциалом и значительной военной мощью;
* дальнейшее укрепление Европейского Союза через валютный союз и франко-германское взаимодействие, а также ОБСЕ;
* опора на адаптированную НАТО и формирование модели "четырехстороннего лидерства" в Европе.
Существенно, что во Франции существует устойчивое внутреннее национальное согласие, что страна является великой мировой державой. Это наложило свой отпечаток на формирование политики национальной безопасности.
В связи с этим находящиеся в прямой зависимости от политической практики концепции национальной безопасности Франции фактически, определяются идеологическими установками национальной доктрины.
В осуществлении политики национальной безопасности Франция претендует на глобальную роль в мире, что выражается в стремлении играть роль посредника между ведущими западными странами и государствами "третьего мира". В отличие от США, Франция никогда не стремилась к одностороннему гегемонизму.
Традиционно обеспечение безопасности ею рассматривается через равновесие великих держав в рамках многополярного мироустройства. Отсюда и традиционное стремление Франции к проведению гибкой политики балансирования и отказ от двусторонних союзов в пользу многосторонних соглашений.
Особенностью организации обеспечения национальной безопасности Франции является определяющая роль президента республики. По Конституции Франции 1958 г., президент является "гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров", а также главой вооруженных сил. Роль президента была еще более усилена благодаря созданию так называемого "президентского сектора", т. е. отнесения вопросов внешней политики, дипломатии, обороны, отношений с членами Сообщества исключительно к его полномочиям.
Доктрина комплексного обеспечения национальной безопасности Японии (КОНБ), разработанная 20 лет назад, основывалась на принципах "глобальности" и "неделимости" безопасности "свободного мира" перед лицом советской опасности.
Япония ориентирована на непосредственное реагирование на изменения в окружающей среде. Если в других странах цели задаются заранее и создаются механизмы их достижения, то японские структуры не формулируют цели жестко. Цели не задаются извне, а гибко формулируются в рамках текущей ситуации.
Так как КОНБ к настоящему времени практически исчерпала себя, появилось несколько альтернатив ей:
* паняпонизм, ориентирующийся на превращение Японии в "нормальную" державу;
* "новые реалисты", считающие необходимым повысить роль Японии в обеспечении международной безопасности;
* современные традиционалисты - сторонники совместного с США глобального гегегонизма;
* сторонники концепции "глобальной невоенной державы", в целом ориентирующиеся на военный нейтралитет Японии;
* концепция совместного регионального гегегонизма, основанная на тесном союзе с США в действиях, ограниченных Азиатско-Тихоокеанским регионом;
* "неоазияцентризм", имеющий ярко выраженную японоцентричность с региональным уклоном.
После окончания "холодной войны" институциональная система Японии начала давать заметные сбои в формулировании и формировании политики национальной безопасности. Это было связано с тем, что реальная внешняя угроза фактически перестала существовать: СССР распался, а Россия, по мнению самих же японцев, опасности не представляет.
В настоящее время ситуация с формированием основ политики национальной безопасности сходна с тем американским вариантом, когда отсутствует серьезная внешняя угроза. Текущие обоснования политики национальной безопасности Японии носят беспорядочный, ситуативный характер и отражают представления определенной группы правящих кругов при отсутствии общенациональной платформы.
В каждой из этих концепций есть рациональное зерно, которое можно использовать при разработке системных документов по обеспечению безопасности России. Вместе с тем анализ большого числа зарубежных материалов, связанных с обеспечением национальной безопасности, показывает, что между отечественной и зарубежной, прежде всего американской, политической наукой и практикой имеются существенные различия. Назовем лишь два из них:
* в зарубежных странах национальная безопасность рассматривается преимущественно как сфера военной и государственной безопасности, вопросы обеспечения безопасности личности и общества, особенно в социальной, экономической и экологической сферах, не рассматриваются вовсе. В России же утвердился подход к безопасности как к многогранному явлению, составными частями которого являются политическая, военная, социально-экономическая, информационная, экологическая, культурная и другие виды безопасности;
* основными методами обеспечения безопасности, защиты национальных интересов в США считаются "сдерживание за счет устрашения", оборона с использованием армии и "контроль над вооружениями", обеспечивающие неуязвимость государства от враждебных актов путем достижения военного преимущества. Россия же опирается на приоритет общечеловеческих ценностей и выступает против использования военной силы.
В процессе обеспечения национальной безопасности России центральное место занимает вопрос о политико-организационных и правовых основах этой деятельности. Переход к пониманию безопасности страны в широком и всеобъемлющем смысле привел к необходимости разработки "Концепции национальной безопасности Российской Федерации". Свидетельство тому - катастрофические тенденции в изменении продолжительности жизни ее населения, состоянии его здоровья и окружающей природной среды, в росте преступности, а также резкая критика ряда важных межгосударственных соглашений по оборонным вопросам, как бы рассчитанных на отсутствие для нас внешних угроз.
В недалеком прошлом в условиях отсутствия четкой концепции национальных интересов и обеспечения безопасности в общегосударственном масштабе министерства и ведомства вынуждены были определять их на своем уровне. При этом акценты смещались на узкопрофессиональные интересы при решении любой конкретной проблемы.
Следует отметить, что сам термин "национальная безопасность" в отечественном официальном лексиконе, политических дискуссиях и научных публикациях употребляется не так давно. Если в США концепция национальной безопасности получила силу закона в 1947 г., то в России Закон "О безопасности" был принят только в 1992 г. В 1997 г. была принята первая "Концепция национальной безопасности Российской Федерации", которая в конце прошлого века стала руководством для органов и структур, обеспечивающих национальную безопасность страны.
В настоящее время система мер по обеспечению безопасности России определяется исходя из основных положений новой редакции "Концепции национальной безопасности Российской Федерации". Это "система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В этой Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации".
В Концепции дано современное официальное определение национальной безопасности России: "...безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации".
Концепция представляет собой совокупность официально принятых взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В ней сформулированы важнейшие направления государственной политики нашей страны. Документ состоит из четырех основных разделов, или блоков.
Первый раздел. Показаны место и роль России в мировом сообществе. Указано, что Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря не сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах. В перспективе - более широкая интеграция России в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами.
Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.
Второй раздел. Сформулированы национальные интересы России, под которыми понимается вся совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с общественными организациями.
Отмечено, что интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, обеспечении личной безопасности, повышении качества и уровня жизни, физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
Интересы общества состоят в упрочении демократии, создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, духовном обновлении России.
Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Подчеркнуто, что реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.
Третий раздел. Приведены основные угрозы безопасности России. Отмечается, что состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности в экономической, социальной, экологической и информационной сферах, а также в области криминализации общественных отношений и расширения терроризма. Особое внимание уделено угрозам в международной, военной и пограничной сферах.
Четвертый раздел. Показаны пути обеспечения национальной безопасности России. Сформулированы основные задачи в области обеспечения национальной безопасности, среди которых названы: своевременное прогнозирование, выявление и парирование внешних и внутренних угроз безопасности страны; обеспечение суверенитета и территориальной целостности России; подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса; обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод; совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, мест-то самоуправления, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества; обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России с ведущими государствами мира; подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства; коренное улучшение экологической ситуации в стране и др.
Указано, что основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение (безопасности личности, общества и государства.
В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации принимают участие: Президент РФ, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство РФ, Совет Безопасности РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления.
В заключение в Концепции отмечено, что Россия намерена решительно и твердо обеспечивать свою национальную безопасность. Созданные правовые демократические институты, сложившаяся структура органов государственной власти страны, широкое участие политических партий и общественных объединений в реализации "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" - залог динамичного развития России в XXI веке.
Важно, что приведенный в Концепции перечень угроз в различных сферах государственной деятельности и общественной жизни страны, задачи, сформулированные в Концепции, не являются окончательными и не ранжированы по степени их приоритетности. Это является задачей текущей деятельности Совета Безопасности РФ.
Сейчас принципиально важно создать действенный механизм разработки и практической реализации Концепции безопасности, процедуры подготовки и принятия решений в сфере обеспечения безопасности, организации их исполнения и эффективного контроля.


страница 1
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign