LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Формы владения/пользования лесами и опыт концессионного управления лесами в Канаде и ряде других стран


ни обеспечивает исключение влияния и вмешательства, сокращение воз
можностей для взяточничества и коррупции, отражение стоимости сдава
емого в концессию леса в заявках на участие в торгах и повышение лесно
го дохода.
Еще одна проблема заключается в том, что в Канаде лесные концессии
всегда связаны с тем или иным деревоперерабатывающим предприятием.
Это послужило отрицательным стимулом для развития рынков круглых ле
соматериалов, которые бы способствовали более эффективному распреде
лению лесоматериалов разных пород и сортиментов по наиболее выгод
ным и подходящим видам переработки.
Это влечет за собой третью проблему. Поскольку концессии связаны с
конкретным видом деревопереработки, во многих случаях они не давали
возможности использовать все древесину остальных — не требующихся для
данного предприятия — видов, и для заготовки древесины видов с не полно
стью вырубаемой лесосекой части территорий «концессий участков» предо
ставлялись в пользование в рамках «концессий объемов». В Британской Ко
лумбии Соглашения о заготовке балансов, которые относятся к «концессиям
объемов» действовали на части территорий «концессий участков» и другого
типа «концессий объемов» — лесных лицензий. Это стало причиной путани
цы в отношении того, кто отвечает за выполнение обязательств по ведению
лесного хозяйства и лесовосстановлению, и конфликта между концессионе
рами. Аналогичные соглашения о лесопользовании на базе объемов исполь
зовались в Манитобе для обеспечения поставок древесного сырья листвен
ных пород на предприятия по производству древесноволокнистых плит
средней плотности, при этом они тоже охватывали часть территорий дейст
вующих «концессий участков» и других «концессий объемов».
И последнее — в некоторых провинциях концессионеры отвечают за
лесовосстановление, но затраты на него возмещаются из фонда лесовос
становления. При таких условиях у концессионера отсутствует заинтере
сованность в эффективном использовании средств на лесовосстановление
и экономии затрат. В других провинциях концессионер несет всю ответст
венность за проведение и финансирование лесовосстановления. В этом
случае он заинтересован в эффективном использовании средств и контро
лировании расходов. Например, в Альберте по условиям лесопользования
на основании квот на заготовку определенных объемов древесины концес
сионер обязан проводить лесовосстановление или вносить плату, соответ
ствующую стоимости лесовосстановления силами Лесной службы. Боль
шинство предпочитают восстанавливать лес своими силами.


Опыт концессионного лесопользования в США

В США существуют следующие формы собственности на леса: а) частные
лесные земли на всей территории страны, но больше всего их на Востоке;
б) федеральные лесные земли — в основном на Западе, находящиеся в юри

57
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 58




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


сдикции нескольких федеральных ведомств (главным образом националь
ные леса — в ведении Лесной службы США, земли Бюро управления госу
дарственными и общественными землями — в ведении этого Бюро); и в)
лесные земли штатов, относящиеся к юрисдикции штатов. В некоторых за
падных штатах национальные леса, земли Бюро управления государствен
ными и общественными землями и другие федеральные земли, относящи
еся к федеральной юрисдикции, занимают более трети территории штата.
За управление этими федеральными землями отвечают федеральные ве
домства, что является причиной конфликтов с законодателями и губерна
торами штатов, которые считают, что у них слишком мало контрольных
полномочий в отношении этих федеральных земель, при том, что эти фе
деральные земли практически не приносят дохода.
Управление национальными лесами, землями Бюро управления госу
дарственными и общественными землями и лесами штатов осуществляет
ся соответствующими федеральными ведомствами и ведомствами штатов.
Наиболее распространенной формой предоставления и осуществления
прав владения лесами на территории федеральных лесных земель и прак
тически единственной формой пользования лесами, находящимися в соб
ственности штатов, является предоставление леса в краткосрочное пользо
вание на конкурсной основе (продажа леса на корню).
Долгосрочные лесные концессии — нетипичная форма для Соединен
ных Штатов. В 1950 е годы на Аляске было заключено два долгосрочных
соглашения (на 50 лет) о продаже леса на корню для поставки сырья двум
целлюлозным заводам. Одно из них было аннулировано в 1994 г., а другое
находится в неопределенном состоянии. В 1940 х и начале 1950 х годов в
северо западных штатах (Вашингтон и Орегон) функционировали т.н.
«Федеральные хозяйства непрерывного неистощительного лесопользова
ния», но они уже прекратили свое существование. Таким образом, долго
срочные лесные концессии в настоящее время не играют сколь бы то ни
было важной роли в США.


Другие механизмы предоставления прав владения
лесами: опыт отдельных стран

В данном разделе представлено общее описание других форм организа
ции лесопользования в сравнении с опытом концессионного лесополь
зования в Канаде, США и других странах. Здесь рассматривается девять
основных форм лесопользования, включая продажу леса на корню для
краткосрочного пользования, предусматривающую государственное уп
равление этими лесами; приватизацию лесов и лесных земель; создание
государственных лесных предприятий и совместных предприятий. Неко
торые формы лесопользования больше подходят для стран с доступными
лесами и хорошо развитой транспортной сетью или для стран с развитой
и хорошо оснащенной лесной службой, имеющей качественную техни

58
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 59




Формы владения/пользования лесами и опыт концессионного управления лесами в Канаде и ряде других стран


ко квалификационную базу и необходимый потенциал для инспекцион
ных и производственных работ в лесу.


Продажа леса на корню для краткосрочного
пользования — краткосрочное владение лесом
на корню

Продажа леса на корню означает предоставление покупателю прав владе
ния только древесными ресурсами, но не лесными землями или будущим
лесонасаждением. Права владения распространяются только на установ
ленный объем леса, деревья определенных видов или диаметров или только
на маркированные деревья. Права на этот лес даются лишь на определен
ный, ограниченный срок, соответствующий периоду такого краткосрочно
го пользования. При продаже леса на корню леса могут предоставляться в
пользование на один, два, три или пять лет, иногда на более длительные пе
риоды. Продажа леса на корню не предусматривает ни прав на будущие ле
сонасаждения, ни каких либо других гарантий поставок древесного сырья в
будущем.
При продаже леса на корню для краткосрочного пользования государ
ственный орган управления лесами сохраняет за собой ответственность за
хозяйственное управление в государственных лесах, проектирование гра
ниц, инвентаризацию и продажу участков леса. Кроме того, государствен
ный орган управления лесами должен осуществлять контроль за лесозаго
товительной деятельностью и обеспечивать последующее воспроизводст
во леса.
Лес на корню для краткосрочного пользования, как правило, продается
с аукционов — это могут быть открытые аукционы, открытые торги, кон
курсные торги путем подачи заявок без оглашения (в запечатанных кон
вертах). Чтобы предлагаемые на торгах цены максимально соответствова
ли стоимости продаваемого леса, Лесная служба должна правильно устано
вить «низшие отправные цены» (стартовые цены торгов) и создать условия
для адекватной конкуренции среди участников торгов. Иногда лес на кор
ню продается в административном порядке по фиксированным ценам ле
са на корню, начисляемым на объем лесозаготовки. Однако такая практика
обычно оказывается менее доходной и менее эффективной в плане ис
пользования леса.
Как уже говорилось выше, механизмы продажи леса на корню хорошо
отработаны и широко применяются в Соединенных Штатах Лесной служ
бой США в национальных лесах, Бюро США по управлению государствен
ными и общественными землями на лесных землях данного ведомства и
рядом штатов на лесных землях, принадлежащих этим штатам. Лесная
служба США, Бюро по управлению государственными и общественными
землями и лесные службы штатов имеют персонал, финансирование и
адекватную производственную базу для ведения хозяйства в государствен

59
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 60




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


ных лесах и осуществления контроля за лесозаготовителями. Кроме того,
уровень конкуренции, как правило, достаточно высок для проведения тор
гов и получения обоснованных ценовых предложений.
Продажа леса на корню для краткосрочного пользования также прак
тикуется в некоторых провинциях Канады — Британской Колумбии, Аль
берте, Манитобе и Онтарио, например. В десяти провинциях и двух тер
риториях используются разные формы организации лесопользования и
ведения лесного хозяйства. Кроме того, в ряде провинций используются
сразу несколько разных механизмов предоставления прав владения леса
ми. В Британской Колумбии, например, применяются десять разных ме
ханизмов, относящиеся к рассматриваемым здесь альтернативным фор
мам лесопользования, включая несколько форм долгосрочных лесных
концессий.
Среди развивающихся стран успешный опыт продажи леса на корню
для краткосрочного пользования имеет Малайзия. В штатах Малайзии,
расположенных на полуострове Малакка (Западная Малайзия), лес часто
продается на основании присуждаемых на конкурсной основе договоров,
что обеспечивает пяти шестикратное повышение доходов от попенной
платы. В Западной Малайзии хорошо развита транспортная сеть и имеет
ся отлаженная укомплектованная квалифицированными кадрами Лесная
служба с качественной инспекционной и производственной базой. Лес
ная промышленность Западной Малайзии представлена несколькими не
зависимыми лесозаготовительными компаниями и отдельной деревопе
рерабатывающей отраслью, не имеющей собственной постоянной лесо
сырьевой базы. Этим обусловлена сильная конкуренция за заготовленное
сырье и лес на корню.

В Латинской Америке опыт продажи леса на корню имеется в Гонду
расе. Там система продажи леса на корню была внедрена в 1995 г. и ис
ходно предназначалась для сосновых лесов, находящихся в ведении Го
сударственной корпорации освоения лесов. Лес на корню продается на
основании договоров с двухлетним сроком действия. В Гондурасе хоро
шо развита дорожная сеть — лучше, чем во многих развивающихся стра
нах; орган управления лесами (выше названная Государственная корпо
рация) укомплектована кадрами и имеет свою инспекционную и произ
водственную базу.
Продажа леса на корню в ограниченных масштабах осуществляется
также в Западной Африке и Юго Восточной Азии, хотя в большинстве слу
чаев это плантационные леса. В Габоне законодательством предусмотрены
договоры продажи леса на корню, дающие право на заготовку указанного в
таком договоре количества деревьев, но эту систему оказалось невозможно
реализовать, поскольку лесохозяйственный департамент не мог ни марки
ровать эти деревья, ни контролировать рубку.



60
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 61




Формы владения/пользования лесами и опыт концессионного управления лесами в Канаде и ряде других стран


Продажа леса на корню для долгосрочного
пользования — долгосрочное владение лесом
на корню

Продажа леса на корню для долгосрочного пользования аналогична выше
описанному механизму краткосрочного пользования с той лишь разни
цей, что лесные ресурсы предоставляются в пользование на более длитель
ные сроки — 10—20 лет. Договоры долгосрочного лесопользования часто
включают определенные обязательства лесопользователя по хозяйствен
ному управлению, например планирование лесохозяйственной деятельно
сти, строительство дорог, ведение лесного хозяйства и лесовосстановле
ние, а во всех остальных отношениях они сходны с договорами кратко
срочного пользования. Несколько примеров такой практики можно найти
в Соединенных Штатах и в ряде провинций Канады. Для того чтобы хозяй
ственное управление, включая планирование лесозаготовительной дея
тельности, лесоводственный уход и лесовосстановление, осуществлялось
государственным органом управления лесами, необходима развитая госу
дарственная Лесная служба.


Продажа срубленного леса с верхних складов
(площадок у лесовозных дорог) или с центральных
складов

Вместо продажи леса на корню государственная лесохозяйственная орга
низация может принять решение о проведении лесозаготовки своими си
лами с последующей продажей заготовленной древесины с верхнего или
центрального склада. Если государственная лесохозяйственная организа
ция продает древесину, заготовленную на государственных лесных землях,
с верхних или центральных складов, то эта организация отвечает не толь
ко за ведение хозяйства и отвод лесосек в данном лесу, но и за лесозагото
вительные работы. Лесозаготовительные работы могут проводиться как са
мим государственным лесохозяйственным учреждением, так и подрядчи
ками, нанимаемыми и контролируемыми этим лесохозяйственным
учреждением. Если лесохозяйственные учреждения продают государствен
ный лес с центрального склада, то они отвечают за транспортировку лесо
материалов до центрального склада, которая обычно производится нани
маемыми по контракту для этих целей грузовыми автоперевозчиками. Дре
весина, продаваемая с верхних или центральных складов, как правило,
продается партиями при установленных минимальных ценах на открытых
торгах или закрытых аукционах. Продажа срубленного леса с верхних или
центральных складов практикуется в ряде европейских стран и в ограни
ченных масштабах в ряде развивающихся стран.
Для организации и контроля лесозаготовительных работ, равно как и
для ведения лесного хозяйства, необходима весьма развитая лесохозяйст

61
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 62




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


венная организация с хорошей инспекционной и производственной базой
и адекватным финансированием. При продаже лесоматериалов с верхнего
или центрального склада необходимым условием для проведения конкурс
ных торгов и реализации лесоматериалов по конкурентоспособным ценам
является наличие развитой лесной промышленности, представленной ря
дом перерабатывающих предприятий.


Долгосрочные концессии участков (площадей) леса

Долгосрочные концессии участков леса являются основной системой пре
доставления и осуществления прав владения лесами в Канаде. Они дают
права пользования расчетной лесосекой территориально определенного
участка леса. Права пользования/владения предоставляются на указанный
период, чаще всего на 20—25 лет. Обладатель лицензии имеет право заго
тавливать лес в объеме, равном данной расчетной лесосеке, и обязан вно
сить лесные платежи в установленных размерах. Лес на корню принадле
жит государству как собственнику до утверждения годового плана рубок и
начала лесозаготовительных работ. В обмен на гарантированную возмож
ность производства сырья держатель лицензии обязуется осуществлять хо
зяйственное управление и проводить лесовосстановительные работы с
возмещением понесенных затрат или без такового.
В Канаде долгосрочные концессии участков леса — в различных фор
мах и под разными названиями — являются основной формой владения ле
сами в девяти из десяти провинций. В Британской Колумбии они называ
ются «лицензиями на лесохозяйственное производство», в Альберте — «ле
сохозяйственными соглашениями», в Саскачеване — «лицензионными
соглашениями о лесохозяйственной деятельности», в Манитобе — «лицен
зиями на лесохозяйственную деятельность», в Онтарио — «лицензиями на
устойчивое лесопользование», в Квебеке — «договорами о производстве ле
са и ведении лесного хозяйства», в Нью Брансуике и Ньюфаундленде —
«лицензиями на лесопользование на коронных землям», а в Новой Шотлан
дии — «лицензионными и хозяйственными соглашениями». Базовая форма
соглашения одинакова во всех девяти провинциях, но по конкретным ас
пектам между ними существуют значительные различия.
Для этого типа долгосрочного пользования участками леса характерны
следующие общие закономерности.
• Все они подразумевают заключение соглашения между правительст
вом провинции и крупной лесопромышленной компанией на основа
нии итогов переговорного процесса.
• В большинстве случаев переговоры о соглашении ведутся приватно мини
стром в соответствии с его усмотрениями и одобряются кабинетом. В не
которых случаях публиковались объявления о возможности предоставле
ния участков леса в такое пользование и приглашения к подаче заявок на
участие в аукционах, но сами конкурсные аукционы не проводились.

62
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 63




Формы владения/пользования лесами и опыт концессионного управления лесами в Канаде и ряде других стран


• Почти всегда соглашение заключается в связи со строительством и ра
ботой какого либо крупного перерабатывающего предприятия или с
поставками сырья для него (это может быть целлюлозный завод или
бумажная фабрика, крупное лесопильное предприятие, завод по про
изводству фанеры или древесных плит).
• Большинство соглашений содержат положения, согласно которым их
выполнение подлежит оценке каждые 5—10 лет с последующим про
длением на следующий период.
• Держателям прав пользования/владения предоставляется исключи
тельное право на заготовку древесины на указанной территории в
пределах норм непрерывного неистощительного пользования и с
учетом согласованных ограничений, при этом цены леса на корню ус
танавливаются соглашением, или же цены леса на корню взимаются
по другим видам владения лесом.
• На держателей прав пользования/владения возлагаются обширные
обязанности по лесовосстановлению и ведению хозяйства на этих
землях в целях производства древесины с соблюдением принципов
неистощительного непрерывного пользования. В некоторых провин
циях и при определенных формах владения/пользования лесами дер
жателям прав возмещаются расходы на лесовосстановление и ведение
лесного хозяйства. В других же провинциях и при иных формах поль
зования/владения они обязаны финансировать все эти затраты.

Почти во всех провинциях деятельность владельцев лицензий подле
жит оценке на предмет выполнения ими соответствующих условий и тре
бований с периодическим продлением лицензии — в большинстве про
винций каждые пять лет, а в некоторых провинциях — каждые 10 лет. Оцен
ка деятельности и продление лицензий являются неизменными стимулами
для выполнения лесохозяйственных обязательств. Владелец лицензии, за
интересованный в стабильном обеспечении древесным сырьем, готов
взять на себя обязанности по ведению лесного хозяйства и лесовосстанов
лению ради сохранения закрепленной за ним сырьевой базы. При удовле
творительном выполнении лесохозяйственных обязательств права владе
ния лесом постоянно продлеваются, и владение становится практически
постоянным. Однако почти во всех провинциях действуют положения, со
гласно которым при проведении оценки деятельности лесопользователя
правительство может изымать до 5 или 10% площади для других видов зем
лепользования, например для создания парков или заповедников.
Каждая из девяти провинций имеет свои механизмы финансирования
расходов на лесное хозяйство и лесовосстановление. В одних провинциях
эти расходы возмещаются компаниям, в других же они должны платить за
лесовосстановление и хозяйственное управление. Эти девять провинций
различаются между собой и в плане других условий лицензий на лесохо
зяйственную деятельность и совокупно имеют богатый опыт, позволяю
щий сравнивать и оценивать разные подходы.

63
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 64




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


Канадский опыт лесопользования в рамках долгосрочных концессий
участков леса представляет собой далеко не идеальную картину. Лицензии
выдавались на основании результатов переговорного процесса без приме
нения открытых конкурсных процедур. Они часто подвергались критике
по поводу созданий условий, приводящих к сведению лесов и перерубам, а
также в связи с тем, что они не предусматривали недревесных видов поль
зования и мер по сохранению экологических ценностей при планирова
нии лесохозяйственной и заготовительной деятельности и оставляли без
внимания традиционное лесопользование коренных народов, помимо
прочего. Тем не менее канадский опыт лесопользования на основании ле
сохозяйственных лицензий охватывает период в 40—50 лет и может ока

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign