LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

затели эффективности и производительности в компании существенно
улучшились. Приступив к внедрению изменений в 1996 г., компания имела
отрицательный показатель доходов до вычета налогов (–2,3 млн евро), и
уже три годя спустя, в 1999 г., она вышла на положительный показатель до
ходов (24,5 млн евро). Со времени отделения от государственного бюдже
та компания обеспечила совокупные поступления в бюджет страны на сум
му 100 млн евро в виде платежей и дивидендов. Объем налоговых поступле
ний также был значительным. Кроме того, были реализованы меры по
выполнению целей неэкономического характера. В течение нескольких
последних лет в Австрии было создано четыре национальных парка, и ве
дущая роль в этом принадлежала OeBF AG. Защита и сохранение природы
стали важнейшей сферой конкурентной деятельности, и в настоящее вре
мя компания активно осуществляет инвестиции в лесоводство, сохранение
биоразнообразия и природного наследия.
Одно из ключевых отличий организаций, которые считают себя успеш
но осуществившими преобразования, от тех, которые в этом не преуспели,
состоит в применении стратегического подхода к управлению процес
сом изменений.

Управление процессом изменений — это систематический подход к
внедрению изменений с самого начала программы осуществления измене
ний на протяжении всех этапов планирования, а также реализации про
граммы. Управление процессом изменений объединяет в одно целое пер
спективы развития организации с перспективами ее отдельных работни
ков. Одним из ключевых элементов управления изменениями является
человеческий фактор, так как в действительности ни в одной организации
работники больших перемен не предвидят и не приветствуют. При этом
правильной стратегии и самой подходящей структуры самих по себе для
успеха недостаточно. Нужны люди, которые должны встроиться в новое
направление и вдохнуть жизнь в новые структуры, нужна их привержен
ность достижению новых целей. Управление процессом изменений — это

48
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 49




Управление процессом изменений: пример федеральной службы лесного хозяйства Австрии


всеобъемлющий подход, который нацелен на ускорение темпов реализа
ции изменений и снижение связанных с ними издержек.
В ходе данной презентации будут рассмотрены два следующих приме
ра стратегического управления изменениями: во первых, предпосылки и
ключевые решения на начальном этапе и, во вторых, концепция «колеса
изменений» (рис. 1).




Рисунок 1. «Колесо изменений»

Исследования многочисленных примеров из опыта внедрения изме
нений в самых разных странах мира2 свидетельствуют о том, что сущест
вует, как минимум, пять предпосылок, которые крайне важны для много
обещающего начала движения по пути изменений. Игнорирование даже
одной из них зачастую приводит к возникновению непредвиденных пре
пятствий на более поздних этапах программы. Предпосылка первая — дав
ление в пользу изменений. В самом начале фундаментальной программы
изменений следует разъяснить, чем обусловлена необходимость измене
ний и какие предвидятся негативные последствия в том случае, если ниче
го не предпринять. Это чрезвычайно важно, во первых, для сторонников
процесса изменений, а во вторых, для работников самой организации.

2STICKLAND; «The dynamics of change: Insights into organisational transition from the natural
world» SUTTER; «Introducing change in state owned forest organisations through people».


49
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 50




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


Предпосылка вторая — приверженность задаче со стороны собственни
ков или, соответственно, твердость политической позиции. Необходимо
заручиться политической поддержкой на самом высоком государствен
ном уровне. Основной процесс формирования политического мнения
должен быть завершен до начала реализации программы изменений. Од
нако на протяжении всего процесса необходимо обеспечивать неизмен
ность политических обязательств и на этапах планирования, что сравни
тельно легко, и особенно в ходе реализации. В большинстве случаев при
реализации программ изменений возникает т.н. «долина отчаяния». Под
этим понимается то, что на начальном этапе процесса фундаментальных
изменений в лесном хозяйстве общественное мнение формируется на ос
нове высоких ожиданий. На более поздних этапах планирования и осо
бенно в начале реализации становится очевидным, что эти порой нереа
листичные ожидания не могут быть реализованы. Кроме того, с очевидно
стью проявляются «негативные» последствия, такие как изменение
структур, изменение круга обязанностей, появление проигравших в ре
зультате перемен, и становится очевидным риск неудачи. По мере продви
жения по пути изменений при появлении первых ощутимых результатов и
успехов ситуация вновь улучшается, но на это обычно уходит несколько
месяцев. Именно при возникновении такой «долины отчаяния» более все
го нужна твердость политической позиции. Предпосылка третья — четкое
единое видение перспектив. Недостаточно просто определить проблему,
крайне важно, чтобы у всех заинтересованных сторон сформировалось
видение желаемых результатов. Движение по пути изменений сказывается
на людях, и им нужно знать, что результат будет стоить затраченных ими
усилий. Предпосылка четвертая — потенциал для внедрения изменений.
Под потенциалом для внедрения изменений понимается наличие не толь
ко финансовых, но и людских ресурсов. При этом возникают следующие
вопросы. Какие способности, навыки и умения нужны для процесса реали
зации изменений? Кто располагает потенциалом для функционирования
в качестве проводников изменений и какие ресурсы необходимо при
влечь со стороны? Важно обеспечить наличие необходимого потенциала
в первые годы реализации программы; обеспеченность ресурсами лишь
на первые 6—12 месяцев реализации явно недостаточна. Последняя пред
посылка — это принятие обоснованных начальных мер. Перед началом
реализации необходимо знать, какие проекты имеют наибольший шанс
принести успех. Это даст необходимое подтверждение тому, что новое на
правление является осуществимым, а такое подтверждение нужно всем
участникам процесса — от политических сторонников до отдельных ра
ботников.
В качестве второго примера управления процессом изменений в пре
зентации рассматривается концепция т.н. «колеса изменений» (рис. 1). На
всех этапах пути внедрения изменений управление изменениями опирает
ся на четыре ключевых элемента, а именно: прокладывание пути, обеспече
ние возможностей, лидерство и глубокую заинтересованность. Проклады

50
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 51




Управление процессом изменений: пример федеральной службы лесного хозяйства Австрии


вание пути изменений по сути охватывает все задачи по управлению про
ектом и его процессами на этапах планирования и реализации. Сюда также
включается стратегия коммуникации. Обеспечение возможностей преиму
щественно включает поддержку работников организации, развитие люд
ских ресурсов, программы обучения, а также вопросы передачи знаний и
обучения. Лидерство — это центральный элемент для нахождения внутрен
них и внешних спонсоров, оказания им содействия и заверения их в твер
дости позиции. Под глубокой заинтересованностью понимается привер
женность поставленным задачам со стороны всех заинтересованных
лиц — прежде всего представителей собственников, наемных работников
и заказчиков, а также процесс их консультирования и инструктирования.
На разных этапах пути внедрения изменений, т.е. на этапе анализа, разра
ботки модели, реализации и функционирования, приоритетность тех или
иных из четырех указанных элементов «колеса изменений» должна ме
няться с тем, чтобы обеспечить наилучшую поддержку процесса измене
ний и преодолеть упоминавшуюся выше «долину отчаяния».
В заключительной части презентации обобщаются наиболее важные
уроки из предшествующего опыта управления изменениями, накопленно
го в рамках многочисленных проектов по внедрению изменений в лесном
хозяйстве.

• В процессе преобразований необходимы лидерство и привержен
ность поставленным задачам со стороны высшего руководства.
• Участие широкого круга заинтересованных сторон.
• Создание независимой мощной организации для проведения измене
ний в жизнь (центральная группа или руководящий комитет).
• Структура должна следовать за стратегией.
• Тщательность при планировании наряду с решительностью и быстро
той действий в ходе самой реализации.
• Достижимые промежуточные цели: проекты, приносящие быстрый
успех.
• Вовлечение активных личностей для формирования чувства глубокой
заинтересованности в проекте с самого начала движения по пути из
менений.
• Залог успеха — руководители 2 го и 3 го звена.
• Внутренняя и внешняя профессиональная коммуникация и обмен ин
формацией.

Стратегический подход к управлению изменениями — это ценный
вклад в будущее вашей организации. В нем заложен необходимый потен
циал для того, чтобы обеспечить решительную поддержку в ходе выполне
ния целей по реализации изменений, сэкономить в итоге затраты времени
и средств, а также привести процесс внедрения изменений к успешному за
вершению.


51
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 52




52
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 53




Глава 10
ФОРМЫ ВЛАДЕНИЯ/ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСАМИ
И ОПЫТ КОНЦЕССИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ЛЕСАМИ В КАНАДЕ И РЯДЕ ДРУГИХ СТРАН

Джон А. Грей,
Университет провинции Манитоба, Виннипег, Канада


Введение

Во многих развивающихся странах и в ряде развитых стран, в частности Ка
наде, лесные концессии являются наиболее распространенной формой вла
дения лесами и основным механизмом предоставления и использования ле
сов, расположенных на государственных землях. Однако нельзя сказать, что
лесные концессии полностью избавляют стороны от серьезных проблем.
В настоящем докладе представлен обзор концессионных и других ме
ханизмов владения и пользования лесами в Канаде и других странах. Кана
да и каждая из ее 10 провинций имеют опыт применения нескольких типов
концессии и других форм владения/пользования лесами.


Лесные концессии: определение

Лесные концессии являются одним из механизмов предоставления и осуще
ствления прав владения/пользования лесами. В основе лесной концессии
всегда лежит договор между собственником леса и другой стороной, соглас
но которому другая сторона получает права на заготовку указанных в нем ре
сурсов на определенном участке леса (договоры лесопользования), и/или
договор о хозяйственном управлении определенными ресурсами в пределах
данного участка леса (договор о предоставлении лесохозяйственных
услуг). В большинстве стран лесные концессии включают оба типа догово
ров; кроме предоставления прав на заготовку ресурсов или пользование до
говоры включают также требования по хозяйственному управлению лесами
и иные обязательства. В большинстве случаев лесные концессии являются
долгосрочными соглашениями, рассчитанными на 10—50 лет.
Владение лесами на основе договоров о лесопользовании, предусмат
ривающих предоставление прав на заготовку ресурсов без обязательств по

53
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 54




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


ведению лесного хозяйства, часто обозначается терминами «лесная арен
да» или «продажа леса на корню». В этих целях, как правило, заключаются
договоры сроком на 1—5 лет, а иногда на более длительные сроки. Однако
даже такие договоры могут включать определенные обязательства по хо
зяйственному управлению лесами — охране лесов от пожаров или лесовос
становлению после рубок.
Договоры лесной концессии могут заключаться между правительством
в роли собственника государственных лесных земель или частным собст
венником лесных земель, с одной стороны, и частной корпорацией, част
ным лицом, государственным ведомством или государственной корпора
цией, группой местного населения или кооперативом — с другой.
В настоящем докладе обсуждаются концессионные и иные формы вла
дения лесами, произрастающими на государственных лесных землях. В
большинстве случаев они требуют заключения договоров между прави
тельством в качестве собственника государственных лесных земель и част
ными корпорациями или лицами. Однако концессионные договоры или
иные механизмы предоставления лесов в пользование иногда могут заклю
чаться с государственными организациями, группами местного населения
или группами коренных народов.


Законодательная и институциональная база
лесопользования в Канаде

Согласно Конституции Канады, природные ресурсы, расположенные на
территории каждой из провинций, находятся в собственности данной
провинции. Таким образом, леса, лесное законодательство, правовые меха
низмы владения/пользования лесами и лесоуправление относятся к юрис
дикции провинций. Следовательно, провинции получают лесной доход,
образуемый за счет попенной платы, платы за право освоения государст
венных ресурсов и иных платежей.
В собственности провинций находится свыше 90% лесных земель, и
лишь 1—2% — в федеральной собственности. В большинстве провинций на
долю частной собственности приходится незначительный процент ле
сов — 1—2% в западных провинциях и Ньюфаундленде и 10—11% в Квебе
ке и Онтарио. И только в трех приморских провинциях — Новой Шотлан
дии, Нью Брансуике и Острове Принца Эдуарда — частная собственность
на леса достигает 50% ного уровня. Муниципальные лесные земли состав
ляют крайне малую часть земель.
Федеральное правительство осуществляет контроль и управление при
родными ресурсами на федеральных землях, в северных территориях и зонах
за пределами Канады с участием провинций и территорий или в рамках пере
дачи полномочий. В настоящее время идет переговорный процесс по землям,
на которые претендуют коренные народы, и этот процесс может привести к
изменению структуры собственности на леса и полномочий в области лесо

54
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 55




Формы владения/пользования лесами и опыт концессионного управления лесами в Канаде и ряде других стран


управления за счет предоставления лесных земель в собственность группам
коренных народов и повышения их роли в управлении лесами.
Правовая база владения и управления лесами включает целый ряд раз
личных инструментов: лесные законы каждой из десяти провинций, нор
мативные акты провинций и разнообразные руководства, стандарты и
инструкции. Таким образом, в стране действует десять разных систем лес
ных законодательных и нормативных актов, методических принципов и
т.д. Такие документы, как «Основные принципы лесоуправления», «Руко
водство по осуществлению лесной политики», и сборники норм и правил
ведения лесного хозяйства могут быть весьма объемными документами.
Например, «Руководство по осуществлению лесной политики» Британ
ской Колумбии представляет собой крупноформатный толстый двухтом
ник, а Сборник норм и правил и Инструкции по лесному хозяйству той же
провинции занимают на книжной полке несколько метров и являются
типичным примером такого подхода к регулированию. Этот подход под
вергается критике со стороны лесопромышленников в связи с «зарегули
рованностью» их деятельности. Лесопромышленники утверждают, что
выполнение требований, содержащихся в Сборнике норм и правил веде
ния лесного хозяйства, приводит к значительному повышению затрат на
лесные работы.
Управление лесами провинций регулируется также законодательством
в других областях: планами землепользования на уровне провинций (хотя
практически во всех провинциях отсутствуют системы комплексного пла
нирования землепользования), законодательством провинций в области
охраны окружающей среды, федеральным законодательством в области
охраны окружающей среды и федеральными законом и нормативными ак
тами о рыбном хозяйстве.
В Канаде применяются самые разные формы владения/пользования ле
сами, включая продажу леса на корню для краткосрочного пользование,
более долгосрочные лесные концессии, предусматривающие предоставле
ние в пользование определенного участка леса (площади) или предостав
ление права на заготовку древесины в установленных объемах и включаю
щие различные по диапазону обязанности по хозяйственному управлению
лесами и т.д. В силу разнообразия форм владения/ пользования лесами и
различий в условиях лесопользования и организации лесного хозяйства
между десятью провинциями богатый опыт Канады позволяет другим стра
нам сделать для себя полезные выводы в отношении лесных концессий,
проблем, конфликтов и преодоления трудностей.


Опыт Канады в области концессионного
лесопользования — общие тенденции

В Канаде применяются два типа долгосрочных лесных концессий, которые
устанавливают права пользования лесами и обязанности по хозяйственно

55
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 56




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


му управлению: 1) долгосрочные концессии участков (площадей) леса и 2)
долгосрочные концессии объемов пользования.
Долгосрочные концессии участков леса. В рамках долгосрочных
концессий участков леса предоставляются права на заготовку леса в преде
лах определенной площади в обмен на выполнение обязательств по веде
нию лесного хозяйства. Они являются одним из основных инструментов
предоставления прав на рубку леса в девяти из 10 провинций, обозначают
ся самыми разными терминами и несколько различаются между провин
циями по условиям договоров. В большинстве провинций концессии уча
стков леса предоставляются на 20 или 25 лет (самые продолжительные сро
ки сдачи лесов в такие концессии в Новой Шотландии — 50 лет).
Концессионные договоры почти во всех провинциях включают требова
ние о проведении оценки деятельности концессионера каждые 5—10 лет с
продлением договора на следующие 5— 10 лет, если результаты оценки
признаны удовлетворительными.
Получив в концессию участок леса, концессионер отвечает за хозяйст
венное планирование, лесовосстановление, лесоводственный уход, охрану
лесов от пожаров, строительство и содержание дорог, которые финансиру
ются непосредственно либо самим концессионером, либо из средств фон
да на воспроизводство леса, который пополняется за счет дополнительной
попенной платы.
Долгосрочные концессии объемов. Долгосрочные концессии объ
емов означают предоставление прав на заготовку древесины в определен
ных объемах или на использование какой то части расчетной лесосеки. В
ряде провинций такие концессии называются «Квоты на заготовку древе
сины». В некоторых провинциях действует несколько форм концессий
объемов. Например, в Британской Колумбии используются Лесные лицен
зии, выдаваемые на 20 лет, и Соглашения о заготовке балансовой древеси
ны сроком на 25 лет. Большинство концессий объемов предполагает их
продление или замену. Концессии объемов отличаются от концессий пло
щадей (участков) диапазоном и объемами необходимых обязанностей по
хозяйственному управлению.
Проблемы, сопряженные с концессионным пользованием в Ка
наде. Несмотря на то, что в Канаде системы концессионного лесопользо
вания функционировали лучше, чем в большинстве других стран, здесь то
же есть свои проблемы и слабые стороны, перспективы для совершенство
вания и извлеченные уроки, которые следует учитывать другим странам.
Первая проблема состоит в том, что в Канаде леса скорее сдаются в кон
цессию на основе результатов переговорного процесса, а не по результатам
аукционов. Решения о сдаче леса в концессию принимаются за закрытыми
дверями, что не обеспечивает адекватной прозрачности и создает возмож
ности для того, чтобы на решение могли влиять такие факторы, как поли
тическое давление, взятки или коррупция. Платежи за лесопользование не
могут полностью отражать стоимость предоставляемого леса. Когда леса
сдаются в концессию на конкурсной основе, сам процесс в большей степе

56
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 57



<< Пред. стр.

страница 8
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign