LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Госкомлесхоз — 68%, сельхозструктуры — 24%.
Поэтому основными приоритетами лесохозяйственной деятельности
в Украине являются лесовосстановление и лесоразведение, а также охра
на и защита лесов, повышение их устойчивости и биоразнообразия. Эти
приоритеты становятся все более актуальными в условиях возрастающей
техногенной и антропогенной нагрузки на леса, глобальных изменений
климата.
В связи с этим действующим законодательством Украины предусмотре
но положение, что на данном этапе практически все леса страны (до 90%)
находятся в государственной собственности.
Законодательная база ведения лесного хозяйства в Украине сформиро
вана полностью и продолжает совершенствоваться. Лесной кодекс Украи
ны был утвержден Верховным Советом в 1994 г. В связи с принятием в 2002
г. нового Земельного кодекса Госкомлесхоз Украины работает над новой
редакцией Лесного кодекса, в основу которой положены принципы устой
чивого развития лесного хозяйства с учетом расширенного воспроизведе
ния и сохранения биологического разнообразия лесов. В новой редакции
Лесного кодекса предусмотрены изменения относительно собственности
на леса (государственная, муниципальная и частная формы собственнос
ти). В нем заложены изменения в части уточнения деления лесов на катего
рии защитности, отказ от выделения групп лесов, определены также поня
тия субъектов и объектов лесных отношений. Предполагается изменение
полномочий органов исполнительной власти и муниципальных органов
всех уровней в области лесных отношений.
В 2002 г. Кабинет Министров Украины утвердил еще один важный для
украинского лесного хозяйства документ — Государственную программу
«Леса Украины». Реализация этой Программы рассчитана на период до
2015 г. и направлена на улучшение состояния и качественного состава ле
сов, усиление их эколого защитных функций и повышения производи
тельности. Проведенные с помощью сценарного моделирования расчеты
свидетельствуют, что вследствие реализации Программы к 2015 г. лесис
тость Украины возрастет с 15,6% до 16,1%, а общий запас насаждений воз
растет на 16,7%. Программой предполагается также внедрение новых
природоохранных технологий лесозаготовок, водосборно ландшафт
ных принципов хозяйствования, систем ведения лесного хозяйства на
зонально типологической основе, а также реформирование лесоустрой
ства с учетом тенденций развития лесного хозяйства и внедрения ГИС
технологий.




23
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 24




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


Таблица 2. Ожидаемые результаты выполнения Государственной программы «Леса Украины»




С принятием нового Лесного кодекса Украины и соответствующих под
законных актов правовое поле лесохозяйственной деятельности в Украине
будет приведено в соответствие с нормами международного права, а лес
ное хозяйство перейдет к модели управления на принципах устойчивого
развития.
Что касается обеспечения эффективного, экологически и экономичес
ки обоснованного ведения лесного хозяйства в лесах других лесопользова
телей, то в связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование суще
ствующего правового поля. Необходим профессиональный подход, то есть
обязательное создание специализированных лесохозяйственных пред
приятий прочими постоянными лесопользователями.
Обеспечение реализации государственной политики в сфере лесного
хозяйства возложено на Госкомлесхоз как на специально уполномоченный
орган государственной исполнительной власти.
Организационная структура управления лесным хозяйством Украины
базируется на двухуровневой системе. Государственному комитету напря
мую подчинены областные государственные лесохозяйственные объеди
нения, а также Республиканский комитет по лесному и охотничьему хозяй
ству Автономной Республики Крым.
В системе Государственного комитета лесного хозяйства Украины
функционируют 387 предприятий и организаций, в том числе 294 гослес
хоза и специализированных лесоохотничьих и охотничьих хозяйств, два
национальных природных парка, шесть заповедников, три проектных ор
ганизации, в том числе ПО «Укргослеспроект».
Научное обеспечение отрасли осуществляют два научно исследова
тельских института и сеть из 10 региональных лесных опытных станций.
Подготовка специалистов для лесного хозяйства проводится в восьми
техникумах нашей отрасли и на пяти лесных факультетах университетов,
что полностью обеспечивает лесное хозяйство страны квалифицирован
ными кадрами.
Что касается лесопользования, то в последнее время в лесах государст
венных лесохозяйственных предприятий его объемы значительно умень
шились. Это происходит за счет переведения лесов в І группу и увеличения
площади защитных лесов и заповедных территорий в лесном фонде.

24
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 25




Лесное хозяйство Украины: старое и новое в управлении лесами


Свидетельством невысокой интенсивности лесопользования является
показатель использования ежегодного прироста запасов древесины. За
последние пять лет в Украине при приросте 35 млн м3 ежегодно заготав
ливалось от всех видов рубок в среднем 13 млн. м3 (ликвидной древесины
11,5 млн м3), что составляет 37%, в то время как, например, в Австрии, Вен
грии, Швеции, Швейцарии и других странах он превышает 50%.
Объемы заготовки древесины в порядке рубок главного пользования в
Украине сегодня меньше расчетной лесосеки на 10—20%.
Кроме того, в последние годы из за общего экономического кризиса на
внутреннем рынке страны значительно упал спрос на древесину. Это заста
вило предприятия отрасли активизировать свою деятельность на междуна
родных рынках.
Активизация международных контактов в сфере лесного хозяйства
привела к появлению ряда предложений о реализации совместных проек
тов. Среди них можно назвать проекты применения в сложных горных ус
ловиях Украинских Карпат природосохраняющих технологий лесозагото
вок или создание новых лесных насаждений с целью смягчения последст
вий парникового эффекта. Эти проекты сейчас изучаются, но ясно одно,
что потенциал Украины относительно международных проектов совмест
ного внедрения большой и работа в этом направлении имеет перспективы.
Значительное внимание Госкомлесхозом Украины уделяется укрепле
нию и расширению контактов с международными (учреждениями) орга
низациями. Отраслевые научные институты являются членами Междуна
родного союза лесных научных организаций (IUFRO).
С 1992 г. Госкомлесхоз Украины сотрудничает с Комитетом по лесома
териалам Европейской комиссии ООН и с Объединенным комитетом по
технологиям, управлению и подготовке работников в лесном секторе
ФАО/ЕЭК/МОТ.
Украина присоединилась к всеевропейскому процессу защиты лесов.
Начиная с 1993 г. Госкомлесхоз принимает участие в работе Министерской
конференции по защите лесов Европы.
Гармонизировать подходы к учету и оценке состояния лесов помогает
участие специалистов Госкомитета в международном проекте «Оценка ре
сурсов умеренных и бореальних лесов 2000» (TBFRA 2000), проводимом
под эгидой Европейской экономической комиссии ООН.
За последние пять лет Государственным комитетом лесного хозяйства
Украины были подписаны меморандумы о сотрудничестве в сфере лес
ного хозяйства и науки с лесными службами Австрии, Польши, России и
Словакии.
В какой то мере вышесказанное стало первопричиной начала в Украи
не работ по сертификации лесов. В результате начиная с 2000 г. на основа
нии независимого экономического аудита, проведенного Швейцарским
институтом рыночной экологии, в Украине сертифицировано по схеме
FSC 203 тыс. гектаров лесов (четыре гослесхоза). Наши научные организа
ции сейчас разрабатывают национальную систему сертификации, которая

25
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 26




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


бы отвечала существующим международным схемам и в то же время учиты
вала специфику ведения лесного хозяйства в Украине. Мы планируем рас
ширение работ по сертификации и заинтересованы в расширении между
народного сотрудничества и помощи в этом направлении.
Еще одним новым направлением работы лесоводов Украины в последние
годы стало развертывание сети мониторинга лесов. Изменения природных
условий и антропогенные факторы привели к явлению депрессии лесных
насаждений Украины. Для принятия обоснованных управленческих реше
ний и стратегического планирования наши научные организации проводят
лесной мониторинг, гармонизированный с Международной общей про
граммой оценки влияния загрязнения воздуха на леса в регионе Европей
ской экономической комиссии ООН (UN/ICP FORESTS), и на основе амери
канской технологии здоровья леса (US Forest Health Monitoring). Мы плани
руем расширение этих работ с подключением наших лесоустроительных
организаций с целью создания постоянно обновляемой базы данных о со
стоянии лесных ресурсов и национального кадастра лесных земель.
Еще одно новое актуальное для лесного хозяйства Украины направле
ние — это гармонизация системы национальных стандартов, касающихся
сферы ведения лесного хозяйства и лесозаготовок с их международными
аналогами. Эта работа у нас только началась. Хотя мы разработали и ввели
в действие ряд лесохозяйственных государственных стандартов, но гармо
низован с международными требованиями из них пока только один, каса
ющийся способов обмера круглых лесоматериалов.
В целом лесное хозяйство Украины в сложных условиях экономичес
кой нестабильности последнего десятилетия сохранило свою дееспособ
ность и потенциал. В этот период отрасль не допустила снижения темпов
производства. Основой этой стабильности была система комплексного ве
дения лесного хозяйства, объединяющая как чисто лесохозяйственные
функции, так и лесозаготовки, а также первичную переработку древесины.
Комплексность позволила гослесхозам выполнять в полном объеме возло
женные на них лесным законодательством функции по лесовосстановле
нию, уходу за лесом, его охране и защите в условиях острого дефицита бю
джетных средств. В течение последних пяти лет до 70% затрат на ведение
лесного хозяйства Госкомлесхоз Украины покрывает за счет собственных
средств. Ряд гослесхозов Полесья вообще отказался от бюджетного финан
сирования, перейдя на самоокупаемость.
Сейчас Госкомлесхоз Украины работает над новыми схемами, обеспе
чивающими рост экономической эффективности использования лесных
ресурсов и финансирования лесного хозяйства, изучает возможности и
перспективы развития отрасли в условиях стабилизации экономической
ситуации в стране. С привлечением международной помощи уже выполне
ны два проекта по анализу ситуации и разработке моделей дальнейшего
развития лесного хозяйства. Постоянное усовершенствование правового
поля Украины свидетельствует, что эта работа не на один год и еще далека
от завершения.

26
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 27




Глава 4
НОВАЯ ЛЕСНАЯ ПОЛИТИКА
КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Т. Мусуралиев,
Государственная лесная служба Киргизской Республики


Киргизская Республика — это оазис Центральной Азии, развитие его при
родного потенциала не только представляет собой природную и эстетиче
скую ценность, но и является возобновляемой основой экономики.
Горы занимают более двух третей территории Киргизской Республики.
Горы и леса представляют единое целое — наше главное богатство.
Общая площадь нашей Республики составляет 198,5 тыс. км2, в т.ч. Го
сударственный лесной фонд — 3,2 млн га, а покрытая лесом площадь,
849,5 тыс. га. или 4,25% от всей площади республики.
Во всем мире идет процесс переоценки значения леса в жизни людей.
Лесное хозяйство, как и другие отрасли, находится на важном и сложном
этапе своего развития. Переходный период неизбежно привел ухудшению
социально экономических условий его тружеников, к возникновению бед
ности и социальному расслоению. Но, с другой стороны, были созданы
объективные условия для подъема экономики и благосостояния людей на
новой основе.
Учитывая особую важность дальнейшего развития лесохозяйственного
комплекса, в целях выработки и проведения единой национальной лесной
политики, обеспечения экологической безопасности и сохранения биоло
гического разнообразия и эффективного ведения охотничьего хозяйства,
Президент Киргизской Республики многоуважаемый Акаев Аскар Акаевич
Указом от 25 ноября 2001 г. № 342 образовал Государственную лесную
службу Киргизской Республики, а Указом от 4 января 2002 года № 3 «О во
просах Государственной лесной службы Киргизской Республики» утвердил
положение о Государственной лесной службе Киргизской Республики,
структуру и схему управления ею.
В подчинении Государственной лесной службы Киргизской Республики
имеются 78 подведомственных подразделений и работают более 7 тыс. че
ловек. Мне вдвойне приятно сообщить, что в лесном хозяйстве республики
работают специалисты, закончившие учебные заведения Российской Фе
дерации: с высшим образованием — 117, со средним специальным —
152 специалиста.
27
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 28




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


Государственная лесная служба с 1995 г. работает в тесном сотрудниче
стве с Киргизско Швейцарской программой поддержки лесного хозяйства
Киргизской Республики с ежегодным вкладом 2,2 млн швейцарских фран
ков, которая оказывает большую поддержку в реформировании лесной от
расли Республики.
Активная поддержка в сохранении биоразнообразия уникального озе
ра Иссык Куль оказывается Германским обществом по техническому со
трудничеству, при помощи германских партнеров была создана и функци
онирует биосферная территория «Иссык Куль».
Продолжается сотрудничество с Россией. Постановлением Правитель
ства Киргизской Республики от 11 сентября 2002 г. № 620 утверждено Со
глашение о сотрудничестве в области лесопромышленного комплекса и
лесного хозяйства, подписанное 11 сентября 1998 г. в Москве. Государст
венная лесная служба работает в постоянном контакте с Международным
институтом леса.
Развиваются отношения с Китаем и Кореей в области переработки дре
весных и недревесных продуктов леса.
Плодотворно сотрудничаем с международными организациями, таки
ми как ПРООН, ФАО, ТАСИС.
Примером такого сотрудничества является отмеченная Президентом
Всемирного банка г ном Джеймсом Вульфенсоном реализация Центрально
Азиатского трансграничного проекта Глобального экологического фонда и
Всемирного банка по сохранению биоразнообразия Западного Тянь Шаня.
Проект реализуется в трех странах — Казахстане, Узбекистане и Кир
гизской Республике. Общая сумма гранта составляет 10,15 млн долл. США,
доля для Киргизской Республики составляет 3,330 млн долл. США. В Кир
гизской Республике проектом охвачены два трансграничных заповедника.
Проект направлен на решение таких конкретных вопросов, как правовые и
финансовые реформы; укрепление системы охраняемых территорий; осу
ществление программы малых грантов для населения буферных зон запо
ведников; образование и обучение сотрудников заповедников; участие об
щественности в сохранении биоразнообразия.
Исполнительным агентством проекта в Киргизской Республики являет
ся Государственная лесная служба.
За 11 лет независимости в стране произошли многие памятные собы
тия в лесном комплексе Киргизской Республики.

Приняты Лесной Кодекс Киргизской Республики 1993 и 1999 гг., впер
вые в истории лесного хозяйства республики гимн, флаг, герб лесоводов,
Национальная и Государственная программы «Лес» 1995 и 2001 гг.
В 1994 г. организована Лесоохотустроительная служба, единственная в
Центрально Азиатском регионе.
В 1995 г. проведена первая Международная конференция на тему «Био
логическое разнообразие и рациональное использование орехоплодовых
лесов».

28
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 29




Новая лесная политика Киргизской Республики


В 1996 г. начата подготовка специалистов лесного хозяйства высшего
звена в Киргизском аграрном университете.
В 1997 г. вышел указ Президента Киргизской Республики от 2 апреля №
73 «О мероприятиях, связанных с развитием лесного хозяйства» и прошел
Международный семинар по подготовке кадров для лесного хозяйства Рес
публики.
В 1998 г. состоялся Международный семинар — совещание работников
лесного хозяйства Республики с участием Президента Киргизской Респуб
лики.
Был принят Указ Президента Киргизской Республики от 6 октября
1998 г. № 300 «О новой Национальной лесной политике в республике» и
принято постановление Правительства Киргизской Республики «О Кон
цепции развития лесного хозяйства на перспективу».
С 1998 г. выпускается издание Государственной лесной службы Киргиз
ской Республики журнал «Лес Токой».
В 2000 г. в городе Ош прошла Международная конференция на тему
«Проблемы арчовых лесов, поиски решений, методов и способов».
В 2001 г. разработано Положение «Об общинном ведении лесного хо
зяйства в Киргизской Республике», утвержденное постановлением Прави
тельства Киргизской Республики от 27 июля 2001 г. № 377.
В 2002 г. лесное хозяйство отметило 55 летний юбилей со дня образо
вания самостоятельной отрасли лесного хозяйства, и был проведен Пер
вый съезд лесничих Киргизской Республики.
В 2002 г. Государственная лесная служба Киргизской Республики прини
мала активное участие в подготовке и проведении Международного года
гор и Бишкекского Глобального горного саммита.
За этот период в Республике организованы 16 лесхозов и семь нацио
нальных государственных природных парков.
В отрасли: 17 человек удостоены звания «Заслуженный лесовод Киргиз
ской Республики» и «Заслуженный работник охраны природы Киргизской
Республики», 4 — медали «Данк» и 12 — Почетной грамоты Киргизской Ре
спублики.
Лесное хозяйство Республики в Собрании народных представите
лей Жогорку Кенеша Киргизской Республики представляют три депу
тата.
В 2003 г. исполняется пять лет со дня принятия Новой лесной политики,
и мы уже начали анализ и подведение предварительных результатов, до
стигнутых за это время. Проведенная за последние годы совместная дея
тельность со швейцарскими коллегами определила новые направления на
шей работы:
Основные приоритеты будут направлены на совершенствование лесно
го законодательства; развитие лесоустройства; реформирование лесхозов;
привлечение населения к ведению общинного лесного хозяйства; разви
тие в республике лесной науки и образования; поддержка в области пере
работки продуктов леса и др.

29
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 30




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения




30
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 31




Глава 5
ПРОЦЕСС РЕФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСНЫМ СЕКТОРОМ ЛАТВИИ

О. Жвагиньш,
Государственная лесная служба Латвии


Согласно теории, все люди в зависимости от их отношения к новой идее
делятся на генераторов идей, энтузиастов, ранних или поздних сторонни
ков, а также т.н. консерваторов, которым новые идеи часто создают дис
комфорт, и тех, для которых эти идеи просто неприемлемы. Новая идея
свой победный марш начинает в тот момент, когда в предоставленных в ре
зультате ее реализации возможностях убеждено — и в итоге — поддержива
ет большинство. Поэтому очень важен процесс коммуникации, в результа
те которого разные группы интересов узнают, познают и в конце вносят
свой вклад в реализацию идеи.
Лесной сектор Латвии начал процесс трансформации в 1990 г., когда го
сударство решило отказаться от централизованной плановой экономики и
начался процесс приватизации. С позиции сегодняшнего дня странным ка
жется тогдашнее понимание роли государственного управления, потому
что и надзор над соблюдением закона (изначально даже разработка проек
тов нормативных актов), и ведение хозяйственной деятельности в государ
ственных лесах было поручено одной управленческой организации. Цены
на ресурсы (древесина на корню) устанавливались административно. Не
хватка средств на выполнение лесохозяйственных работ быстро привела к
тому, что продажа древесины по ценам, установленным в административ

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign