LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Государственным коммерческим организациям должно быть предо




Государственная коммерческая




Контракторы — юридические
организация, уполномоченная




и физические лица
осуществлять:
Контракты
• пользование ресурсами; на осуществление
• хозяйственное управление; краткосрочного
• лесохозяйственные пользования и выполнения
мероприятия; лесохозяйственных работ
• инвестиционную
деятельность




Орган государственного управления лесами,
осуществляющий надзорные функции




Рисунок 6. Институциональная организация лесоуправления и лесопользования
на базе государственных коммерческих организаций (предприятий)

ставлено право передавать лесные ресурсы в краткосрочное пользование и
заключать договора на выполнение лесохозяйственных работ с юридичес
кими и физическими лицами (контракторами).
Контроль за соблюдением лесного законодательства в условиях, когда
хозяйственные функции выполняются государственными коммерческими
организациями, будут осуществлять органы государственного управления
лесным хозяйством.
Вторая модель хозяйствования получит развитие в малолесной зоне,
где в силу ограниченности лесных ресурсов отсутствуют условия для орга
низации крупномасштабных производств в частном лесном бизнесе. При
этом контрактная организация краткосрочного лесопользования будет
способствовать развитию в лесной промышленности среднего и малого
бизнеса, основанного на комплексном использовании лесных ресурсов.


7
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 8




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


Финансовая система лесоуправления и ведения
лесного хозяйства

Институциональные преобразования системы лесоуправления и лесо
пользования невозможны без радикального изменения существующей фи
нансовой системы (рис. 7), для которой характерны:
• директивное налоговое назначение платежей за пользование лесным
фондом;
• принадлежность всех платежей бюджету;
• бюджетное финансирование лесохозяйственной деятельности.

Концепцией развития лесного хозяйства предусмотрено заменить на
логовые лесные платежи неналоговыми, В этом случае плата за древесину
на корню становится результатом договора между органом, представляю
щим интересы государства как собственника, и лесопользователем.


Бюджетная система




Устанавливается
государством
Расходы на лесоуправление
и ведение лесного Лесной налог
хозяйства




Договор на
Федеральный орган
пользование Лесопользователь
управления лесным
участком
хозяйством
лесного фонда



Рисунок 7. Существующая система лесных платежей и финансирования лесного хозяйства

Механизм неналоговых платежей реализуется в двух видах в зависимо
сти от моделей хозяйствования в лесу, которые представлены на рис. 5 и 6.
При институциональной организации лесопользования на базе кон
цессионных соглашений и договоров аренды неналоговые платежи уста
навливаются в процессе переговорного процесса, являются результатом
соглашений (договоров) и распределяются таким образом, чтобы была га
рантия получения целевых средств на воспроизводство лесов (рис. 8).
Целевые средства на воспроизводство лесов поступают лесопользова
телям и расходуются под контролем органа государственного управления
8
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 9




Актуальные задачи реформ системы лесоуправления и ведения лесного хозяйства в Российской Федерации


Информационная и нормативная
база для определения неналоговых
платежей за пользование
лесным фондом
Орган государственного
управления лесами,
уполномоченный
собственником Договор концессии (аренды)
Лесопользователь
передавать участки на пользование лесным фондом
лесного фонда
в пользование


2
1 Концессионная (арендная) плата
за пользование лесным фондом

2


Отчисления в федеральный Отчисления в бюджет
Целевые средства на
бюджет субъектов Федерации
воспроизводство лесов

3

Рисунок 8. Механизм формирования и использования неналоговых платежей
в условиях долгосрочного лесопользования на базе договоров концессии и аренды

лесным хозяйством. Разница между неналоговыми платежами и целевыми
средствами на воспроизводство лесов поступает в бюджетную систему.
При институциональной организации лесопользования и ведения
лесного хозяйства на базе государственных коммерческих организаций
(предприятий) финансовая система представлена потоками, формирую
щими валовой доход этих предпринимательских организаций в виде
(рис. 9):
• поступлений из федерального бюджета на производство продукции
(работ, услуг) по государственному заказу;
• дохода от реализации продукции (работ, услуг), производимой пред
приятием;
• неналоговых платежей за краткосрочное пользование лесным фон
дом при продаже древесины на корню.

Государственные коммерческие предприятия в зависимости от их пра
вового статуса отчисляют в бюджеты:
• часть неналоговых платежей в установленной норме;
• часть прибыли по утверждаемому учредителем нормативу.

Остающаяся часть валового дохода расходуется предприятием:
• в виде издержек на производство продукции (работ, услуг);
• в виде средств на оплату лесохозяйственных работ, выполняемых на
договорной основе контракторами;
• в виде прибыли, направляемой на инвестиции и социальные нужды.


9
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 10




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


Источники валового дохода
Поступления из федерального
Отчисления от неналоговых
бюджета на производство




Принадлежит
государству
платежей в бюджетную
продукции (работ, услуг)
систему
по государственному заказу

Часть прибыли,
изымаемой в бюджет


ВАЛОВОЙ
Доход от реализации продукции
ДОХОД
(работ, услуг), производимой
Издержки на производство
предприятием




Остается в распоряжении
продукции (работ, услуг)
предприятием




предприятия
Средства на оплату
лесохозяйственных работ,
выполняемых на договорной
Неналоговые платежи за основе (контракторами)
краткосрочное пользование
лесным фондом при продаже Часть прибыли, остающейся
древесины на корню в распоряжении предприятия


Рисунок 9. Финансирование ведения лесного хозяйства в системе
государственных коммерческих организаций (предприятий)

Поскольку объектом концессионного лесопользования будут только
экономически доступные лесные ресурсы с положительной лесной рен
той, а государство вынуждено вести хозяйственную деятельность на всей
остальной территории лесного фонда, неизбежным будет перераспределе
ние лесного дохода через бюджетную систему.
Поступления неналоговых платежей за пользование лесным фондом в
бюджет в виде концессионной и арендной платы наряду с субсидировани
ем деятельности государственных коммерческих предприятий следует
рассматривать как средства для финансирования расходов на содержание
федерального органа управления лесным хозяйством, его территориаль
ных органов, национальных парков, на осуществление мероприятий по
охране лесов и борьбе с лесными пожарами, вредителями и болезнями ле
са, семеноводство, ведение мониторинга лесов, ведение государственного
лесного кадастра и государственного учета лесного фонда, лесоустройст
во, научно исследовательские и проектные работы, подготовку, переподго
товку и повышение квалификации кадров.
Для того чтобы установить эффективные условия институциональных
преобразований в системе лесоуправления по двум моделям хозяйствова
ния необходимо провести по решению Правительства РФ региональные
эксперименты с привлечением на эти цели бюджетных и заемных средств.
Такие эксперименты позволят, избежав ошибок и связанных с ними фи
нансовых потерь, создать в Российской Федерации высокодоходное лесо
пользование и систему ведения лесного хозяйства, отвечающую принци
пам устойчивого лесоуправления.

10
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 11




Глава 2
РЕФОРМЫ В ЛЕСНОМ СЕКТОРЕ СТРАН
ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ: ОБЗОР И ВЫВОДЫ

М. Симула,
Компания «ИНДУФОР ОИ»1


Введение

С 1990 г. в странах Восточной Европы осуществляются радикальные ре
формы лесного сектора, включающие преобразования в области законода
тельства и институциональной сферы и внедрение новых инструментов
лесной политики. Одним из крупнейших преобразований, оказавших вли
яние на лесной сектор во многих странах, стало восстановление частной
собственности на леса.
Целью данного материала является представление отдельных выводов,
сделанных в процессе осуществления реформ в странах Восточной Евро
пы и имеющих значение для Российской Федерации. В докладе сначала
представлен общий обзор реформ, а затем кратко изложены этапы и орга
низационные схемы процессов реформирования. Проведен обзор объе
мов и схем финансирования, а также представлены элементы оптималь
ных подходов и извлеченные уроки.
Представленные материалы во многом опираются на результаты недав
него исследования, проведенного компанией «ИНДУФОР» для Европей
ской комиссии по лесам в странах, вступающих в ЕС.


Общие элементы реформ в лесном секторе

Можно выделить несколько общих элементов реформ в лесном секторе.
• Реформы осуществлялись в связи с внедрением рыночной экономи
ки, приватизацией и низкой эффективностью существовавших в про
шлом институциональных структур.
• Реформы, осуществляемые в различных странах, отличались друг от
друга по масштабам, темпам и результатам.


1 Indufor Oy, Toolonkatu 11 A, 00100 Helsinki, Finland indufor@indufor.fi www.indufor.fi

11
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 12




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


• Процесс реформ был постепенным и требовал времени; часто они
осуществлялись поэтапно в целях минимизации рисков и противоре
чий между участвующими сторонами.
• На первом этапе внимание уделялось институциональным вопросам,
а проблемы отраслевой политики и стратегий решались позднее.
• В последнее время в рамках устойчивого лесоуправления большое
значение приобретают вопросы управления окружающей средой; в
будущем, вероятно, возрастет роль социальных проблем.

Процесс реформ охватывал все важнейшие функции в лесном секторе,
которые перечислены ниже.
• Управление лесами (государственные и негосударственные леса).
— Лесохозяйственные работы (лесоводственные мероприятия, воспро
изводство, заготовка, планирование и контроль).
— Лесные торги и продажа недревесных продуктов леса.
• Переработку и маркетинг древесины и недревесных продуктов леса.
• Государственное управление лесами.
— Формирование политики и законодательства.
— Контроль и обеспечение исполнения.
— Разработка информационных систем по лесам.
— Образование и наука.
— Консультационные услуги.

В начале 1990 х годов в рамках общего процесса экономических ре
форм в лесопромышленных отраслях были созданы отдельные хозяйст
венные структуры. В большинстве случаев их создание сопровождалось
приватизацией полугосударственных предприятий.


Существующие организационные схемы

Изменения также коснулись институциональной основы управления леса
ми и роли государственного сектора. В большинстве стран Восточной Ев
ропы в настоящее время происходит некоторое разделение администра
тивных функций, однако доминирует комплексный подход. Следует отме
тить, что процесс реформ обычно сопровождается всесторонним
изменением лесной политики и законодательства, и эти действия не явля
ются независимыми.

В регионе можно выделить три различных типа организационных
схем.

1. Государственный орган управления лесами отвечает за все функции
(пример — Болгария). Единая структура отвечает за осуществление
государственных функций и организацию лесных торгов и лесного

12
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 13




Реформы в лесном секторе стран Восточной Европы: обзор и выводы


хозяйства в государственных лесах. Ее деятельность финансируется
из государственного бюджета, а доходы от торгов и предоставления
услуг поступают в государственный бюджет. Это традиционный под
ход, широко использовавшийся при социалистическом режиме.

2. Государственный орган управления лесами и государственное лесное
предприятие разделены (примеры — Эстония, Латвия).
Государственный орган управления лесами финансируется из государ
ственного бюджета и отвечает за осуществление государственных функ
ций.
Государственное лесное предприятие осуществляет лесные торги и ле
сохозяйственные мероприятия и в плане финансирования зависит от до
ходов от торгов. Правительство определяет долю доходов, подлежащую пе
речислению в государственный бюджет, однако не всегда четко установле
ны критерии, используемые при этой схеме.

3. Государственный орган управления лесами организует и контролиру
ет концессию государственного леса (Словения):
Государственный орган управления финансируется из государственно
го бюджета и отвечает за осуществление государственных функций, а так
же организацию и контроль концессии государственного леса частными
компаниями.
Предприятия концессионеры вносят в государственный бюджет плату
в установленных размерах.
Объемы заготовки и план лесохозяйственной деятельности определя
ются государственным органом управления лесами.

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign