LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 22
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ков, качество леса), чтобы они пользовались большим спросом сре
ди достаточно большого числа предприятий.

Благодаря этим пилотным мероприятиям, правительство и заинтересо
ванные стороны смогут точно определить, каких ошибок им следует избе
гать в процессе практической реализации этой политики в российских ус
ловиях. Это поможет оптимизировать позитивные результаты новой поли
тики в рамках ее постепенного осуществления в масштабах всей страны.

Потенциал государственных институтов в части осуществления конт
роля за лесопользователями необходимо укрепить в двух направлениях:

а) укрепление потенциала лесных служб в части контроля за
выполнением лесопользователями природоохранных обязанностей и
обеспечения устойчивого лесоуправления на местах.
б) укрепление потенциала органов управления лесами и налоговой

157
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 158




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


службы в части сбора доходов с собственников леса в целях сокращения
возможности уклонения от уплаты налогов.

Для этого в пилотных регионах необходимо внедрить схемы поощре
ния органов управления лесами и налоговой службы по результатам ра
боты.

Всемирный банк готов оказать содействие в решении поднятых
выше ключевых вопросов. Такое содействие можно оптимизировать за
счет объединения ресурсов целого ряда инструментов Группы Всемирного
банка, включая:

а) ппилотный проект по устойчивому лесопользованию (поддержка
реформ за счет проведения аналитической работы и обеспечения
участия заинтересованных сторон (Компонент А); отработка новой
политики и укрепление институционального потенциала в пилот
ных регионах (Компонент В);
б) региональное исследование институтов лесного сектора —
ПРОФОР и Всемирный банк: содействие обмену информацией с
другими многолесными странами с переходной экономикой;
в) гарантийная операция в угольной промышленности и лесном секто
ре — МАГИ, Международная финансовая корпорация (МФК), Гло
бальный экологический фонд (ГЭФ) и Глобальный альянс с Всемир
ным фондом дикой природы: содействие привлечению частных ин
вестиций в промышленность наряду с устойчивым лесоуправлением
и сертификацией лесов в пилотных регионах;
г) президентская инициатива объединение усилий Группы Всемирно
го банка, двусторонних доноров и международных НПО в целях
формирования последовательных основ единой работы по сохра
нению биоразнообразия в эксплуатационных лесах пилотных реги
онов.
Биоуглеродный фонд: повышение ценности недревесных ресурсов и
разработка альтернативных предложений по использованию лесных тер
риторий не только для заготовки древесины

Содействие в осуществлении макроэкономических реформ и общих
преобразований государственного сектора и обеспечение соответствия
этим реформам за счет применения холистического подхода к лесоуправ
лению, согласованного с экономическими рекомендациями в большин
стве других секторов.




158
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 159




Приложение 4. Вопросы реформирования лесной политики России




159
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 160




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения




160
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 161




Приложение 4. Вопросы реформирования лесной политики России



ЛЕСА ЭКСПЛУАТАЦИЯ УПРАВЛЕНИЕ ПО ДОГОВОРАМ КОНЦЕССИИ (C)
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
ЗОНИРОВАНИЕ ЛЕСА
ПРЯМОЕ УПРАВЛЕНИЕ (D)
ОХРАНА ЛЕСА (B)
НЕЛЕСНЫЕ ЗЕМЛИ (A)



Распределение земель по
категориям на районном уровне

НЕЛЕСНЫЕ ЗЕМЛИ —————— A—

ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ———— B —

ЛЕСНОЙ ФОНД В ПРџМОМ
D—
УПРАВЛЕНИИ
Группы I и II: охрана,
защита и восстановление
Группа III: резервные леса

ЛЕСНОЙ ФОНД, НАХОДЯЩИЙСЯ
В ПОЛЬЗОВАНИИ
НА ОСНОВАНИИ ДОГОВОРОВ
C—
КОНЦЕССИИ
Группы II и III b : концессия,
аренда, краткосрочное
пользование

Рисунок 1. Зонирование лесов/планирование землепользования
на районном уровне: отнесение лесов к различным категории




ЛЕСА, ПЕРЕДАННЫЕ В КОНЦЕССИЮ
УПРАВЛЕНИЕ ПО ДОГОВОРАМ КОНЦЕССИИ

ЛЕСА, НЕ ПЕРЕДАННЫЕ
В КОНЦЕССИЮ
ДОХОДЫ >> расходы ПРЯМОЕ УПРАВЛЕНИЕ



РАСХОДЫ >> доходы




Рисунок 2. Регулятивная и лесохозяйственная функции Органа управления лесами
и его лесохозяйственной структуры в лесном фонде

161
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 162




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения




Рисунок 3. Функции государства и частного сектора в части управления лесами,
переданными в концессию, и лесами, которые не были переданы в концессию

162
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 163




Приложение 4. Вопросы реформирования лесной политики России




Рисунок 4. Финансовые потоки в лесном секторе: доходы и расходы

Стратегическая и регулятивная функции (местные отделения Феде
рального органа управления лесами) распространяются и на леса, пере
данные в концессию, и на леса, которые не были переданы в концессию,
с акцентом на леса, переданные в концессию (согласно законодательству,
это леса, относящиеся к Группам II и III b).

Прямое управление лесами (местные подразделения лесохозяйствен
ной структуры) ограничивается только лесами, которые не были переданы
в концессию (согласно законодательству это леса, относящиеся к Группам
I, II и III a).

Частные компании осуществляют деятельность в лесах, переданных
в концессию (как «лесопользователи», действующие на основании догово
ров концессии, которые обязаны осуществлять устойчивое лесоуправле
ние и платить лесные подати собственнику), а также в лесах, которые не
были переданы в концессию (как «подрядчики», действующие на основа
нии договоров о выполнении работ, финансируемых собственником).
163
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 164




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


Приложение А. Использование защитных инвестиционных
механизмов в процессе лесоуправления и заготовки древесины

Эти защитные инвестиционные механизмы применяются исключительно
в процессе лесоуправления и заготовки древесины, которые являются
лишь одним из компонентов деятельности лесной промышленности.
Предприятия, инвестирующие средства в развитие лесной промышленно
сти, должны использовать их, чтобы проводить экологически устойчивую
и ответственную социальную политику в процессе эксплуатации лесов. В
основу предлагаемого руководства положены следующие принципы.

1.Леса, находящиеся в управлении предприятия, должны быть сертифи
цированы.
2.В лесах, не прошедших сертификацию, предприятие должно обеспе
чить экологическую и социальную устойчивость лесозаготовитель
ной деятельности на заготовительной площадке и при транспорти
ровке древесины; предприятие должно придерживаться правовых
норм, установленных в национальном законодательстве и соответ
ствующих международных соглашениях, таких как ратифицирован
ные конвенции МОТ; в добровольном порядке могут применяться бо
лее строгие нормы.
3.Предприятие должно оказывать содействие в обеспечении устойчи
вого лесоуправления на территории не прошедших сертификацию
лесов, откуда оно поставляет свою продукцию.

Специальные критерии

• Устойчивое лесоуправление: предприятие обязалось обеспечить ус
тойчивое лесоуправление и разработало продуманную лесохозяй
ственную политику для своей лесозаготовительной деятельности.
• Управление лесами, закрепленными за предприятием. Леса, находя
щиеся под управлением предприятия, сертифицированы по надеж
ной системе, признанной на международном уровне. Если леса еще не
охвачены такими системами, предприятие разработало поэтапный
подход с проверяемыми ориентирами, который ведет к сертифика
ции.
• Заготовка древесины в других лесах. 1. предприятие отдает предпочте
ние сертифицированным лесам перед другими источниками древеси
ны. 2. Для заготовки древесины в лесах, не прошедших сертификацию,
предприятие разрабатывает эффективную процедуру мониторинга,
предусматривающую механизм обратной связи, чтобы обеспечить со
ответствие лесохозяйственных, лесозаготовительных и транспортных
операций в этих лесах необходимым нормам лесоуправления. Эта си
стема мониторинга распространяется на все виды деятельности, осу
ществляемые предприятием, и включает, как минимум, проверки (в том

164
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 165




Приложение 4. Вопросы реформирования лесной политики России


числе в полевых условиях) перечисленных далее параметров. Пред
приятие принимает необходимые меры для того, чтобы ее субподряд
чики и поставщики услуг отвечали тем же требованиям.

1. Лесоуправление

• Управляющий лесами имеет право владения или пользования участ
ком, где заготавливается древесина, и это право пользования не ущем
ляет основанных на законодательстве или обычаях прав коренного
(местного) населения на владение, пользование и управление своими
землями и ресурсами.
• Управляющий лесами должен иметь лесоустроительный проект и си
стему мониторинга, соответствующие размеру, масштабу и характеру
деятельности; система мониторинга предусматривает проверку уп
равления, использования и охраны лесных ресурсов (древесина, не
древесная продукция) и экологических ценностей, а также социаль
ный мониторинг.

2. Заготовка древесины

• Предприятие должно воздерживаться от заготовки древесины на
участках, где, как было определено, могут находиться большие приро
доохранные ценности, вплоть до того момента, когда будет установ
лен их статус и они будут официально определены в качестве райо
нов, где допускается заготовка древесины; такие участки должны оп
ределяться с помощью научно обоснованной методики и наноситься
на карты; в отсутствие необходимых нормативных документов полез
ными инструментами для определения районов, где не следует осу
ществлять лесозаготовки, являются проведение консультаций с заин
тересованными сторонами и применение соответствующих руко
водств4.
• Виды, находящиеся под угрозой исчезновения, исчезающие и уязви
мые виды, среда их обитания и прочие биологически ценные среды
обитания должны охраняться.
• Необходимо свести к минимуму объем отходов от лесозаготовок и об
работки древесины на площадке, а также ущерб, наносимый другим
лесным ресурсам.
• Необходимо принимать надлежащие противоэрозионные меры, а
также меры охраны водных ресурсов.
• Порядок использования и удаления ГСМ и прочих химических ве
ществ не должен наносить ущерба окружающей среде.



4 Например, в качестве научной методики можно использовать набор принципов HCVF,
разработанных Всемирным фондом дикой природы.

165
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 166




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


• Необходимо обеспечить охрану участков, имеющих особое культур
ное, экологическое, экономическое или религиозное значение для
коренных народов.

3. Транспортировка древесины

• Предприятие должно создать систему управления, позволяющую от
слеживать всю древесину (контроль лесной продукции на всех эта
пах).

4. Правовые вопросы

• Лесозаготовки и транспортировка древесины осуществляются на ос
новании соответствующих лицензий и отвечают другим требованиям
закона.
• Размер минимальной заработной платы работников, занимающихся
лесоуправлением, заготовкой и транспортировкой древесины, соот
ветствует законодательно установленным нормам.
• Подоходный налог и социальные начисления на заработную плату
работников выплачиваются в соответствии с требованиями закона.
• Условия работы соответствуют нормам, установленным в националь
ном законодательстве, а также в основных конвенциях МОТ, касаю
щихся гигиены труда и техники безопасности.
• Работники имеют гарантированные права на создание объединений в
соответствии с национальным законодательством и основными кон
венциями МОТ.

• Участие заинтересованных сторон. Предприятие разработало спо
соб поддержания двусторонних связей с теми, кто может пострадать
от его лесозаготовительной деятельности, а также процедуру, позво
ляющую учитывать их мнения по поводу этой деятельности.

• Содействие устойчивому лесоуправлению. Предприятие оказывает
содействие устойчивому лесоуправлению в районах заготовки древе
сины, которые не находятся под его управлением, поддерживая уси
лия, предпринимаемые другими сторонами (например, оно помогает
объединениям частных владельцев леса, оказывает поддержку в про
ведении сертификации, включая групповую сертификацию, предус
матривает в договорах о поставке древесины условия, способствую
щие развитию устойчивого лесоуправления и т.д.).




166
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 167




Приложение 4. Вопросы реформирования лесной политики России


Приложение Б. Список литературы


Bosquet B. (2002). The role of natural resources in fundamental tax reform in the
Russian Federation. Working Paper 2807, The World Bank, March 21, 2002.
Cherniakevitch L. (2002). Economic Foundation for Institutional Reforms in the
Forest Sector. Proceedings from the Conference on Basic principles of sus
tainable forest sector development in the Barents region, Pushkino, May
2002.
Coiltte (2202). Restructuring study for the Strategic Development of Hrvatske
Sume. Government of Croatia. Annex on comparative analysis.
Government of Russian Federation, Ministry of Economic Development and
Trade (2002). Federal Law on Concession Agreements, Draft.
Government of Russian Federation, Ministry of Natural Resources (2002).
Federal Forest Code. Draft.
Government of Russian Federation (2002). Forest Industry Strategy, approved
November 1, 2002.
Government of Russian Federation (2002). Forestry Development in the Russian
Federation : 2002 2010. Approved January 18, 2003. .
Gray J. A. (2000). Forest concessions : experiences and lessons from countries
around the world. IUFRO International symposium, Brasil, December 2000.
Petrov A. (2002). Concept of Forest Policy of the Russian Federation. Proceedings
from the Conference on Basic principles of sustainable forest sector develop
ment in the Barents region, Pushkino, May 2002.
Rostchupkin V. (2002). Strategic Trends in the Russian Forest Sector Development.
Proceedings from the Conference on Basic principles of sustainable forest

<< Пред. стр.

страница 22
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign