LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 19
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


ЯРОШЕНКО «Гринпис», Россия/координатор лесной программы
Алексей Юрьевич

ШВАРЦ WWF России/директор по охране природы (IUCN)/
Евгений Аркадьевич координатор лесной программы по СНГ

ТЕПЛЯКОВ Всемирный союз охраны природы и
Виктор Константинович природных ресурсов (МСОП), Российское бюро/
координатор программ по лесному хозяйству

КОРНИЕНКО Тхоместо, Россия
Алексей

ЗАХАРОВ Международный Социально экологический союз,
Владимир Петрович Россия/редактор Лесного бюллетеня

ГРИГОРЬЕВ Международный Социально экологический союз,
Алексей Юрьевич Россия/Лесная кампания МСоЕС




ВСЕМИРНЫЙ БАНК

SCHWEITZER Country Director for Russia,
Julian Resident Representative in Moscow

DOUGLAS Lead Operations Officer
James ARD

DIETERLE Lead Forestry Specialist
Gerhard ECSSD

IVERS Communications Specialist
Laura

KUSHLIN Senior Forestry Specialist
Andrey ECSSD

DEBROUX Forest Institutions Specialist
Laurent ECSSD

VASILIEVA Senior External Affairs Officer
Marina Russian Federation Country Unit
World Bank Moscow Office

SMETANINA Workshop Coordinator
Marina World Bank Moscow Office




134
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 135




Приложение 2. Список участников семинара


SAMOLETOVA Interpreter
Elena

MARKOVA Interpreter
Olga

PROVOTOROVA Interpreter
Elena

ZAKIROVA Team Assistant
Elmira

SUCHKOVA Team Assistant
Anna




135
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 136




136
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 137




Приложение 3. Новая лесная политика
и стратегия Всемирного банка в регионе
Восточной Европы и Центральной Азии

Ранее действовавшие (в течение последних 10 лет вплоть до 2002 г.) поли
тика и стратегия Всемирного банка в лесном секторе привели к отказу от
любых рисков по принципу «не навреди», что фактически свело к миниму
му возможности эффективного содействия странам. В октябре 2002 г. по
завершении процесса формирования новой политики и стратегии, кото
рый включал консультации с весьма широким кругом заинтересованных
сторон, Советом исполнительных директоров Всемирного банка была ут
верждена новая лесная политика Банка и одобрена соответствующая ей но
вая стратегия деятельности Банка в лесном секторе.
Этот новый подход является одним из важнейших изменений в пози
ции Банка по отношению к лесам. Он направлен главным образом на реше
ние следующих общих задач:
• освоение потенциала лесов с целью снижения уровня бедности;
• интеграция лесов в процесс устойчивого экономического развития;
• защита жизненно важной ценности лесов на местном и глобальном
уровнях.

Эти задачи мы намерены решать посредством оказания более действен
ной и конкретной поддержки в развитии лесного сектора с учетом основ
ных реалий, затрагивающих леса и людей, которые от них зависят в плане
обеспечения своей жизнедеятельности. Мы исходим из того, что охра
на/защита лесов и пользование ими должны рассматриваться как дополня
ющие друг друга цели, а не противоречия. Мы согласны с тем, что леса, име
ющие высокую коммерческую ценность, следует использовать — и некото
рых случаях интенсивно — для снижения уровня бедности и внесения
вклада в устойчивое экономическое развитие. В рамках реализации нового
подхода мы намерены установить очень высокие стандарты управления
лесами, на достижение которых и будет направлено содействие Банка. Мы
считаем, что во многих местах значительная роль в принятии решений по
лесопользованию должна отводиться местному населению, которое также
должно получать существенную долю выгод от такого участия.
Наш новый подход предусматривает и более прямое решение такой
важной задачи, как интеграция лесных вопросов и проблем в работу Банка
на всех уровнях– учитывая, что во многих случаях то, что Банк (равно как и
другие организации) делает за пределами самого лесного сектора, может
137
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 138




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


оказывать серьезные воздействия на леса и людей, в значительной степени
зависимых от них.
В лесном секторе таких крупных стран, как Бразилия, и стран, располо
женных в бассейне реки Конго, мы уже приступили к реализации этого но
вого подхода. В Восточной Европе и Центральной Азии (ЕЦА) наша про
грамма отличается большим разнообразием. Мы предоставляем поддержку
для совершенствования лесоуправления России, Румынии, Боснии, Хорва
тии, Албании, Грузии и Армении; на стадии подготовки находятся опера
ции в Болгарии, Казахстане и Азербайджане, недавно завершены инвести
ционные проекты в Белоруссии и Польше. Кроме того, в рамках ряда
наших операций по сельскому кредиту была оказана поддержка малым
деревоперерабатывающим предприятиям, в частности в Прибалтике и
Грузии.


Приоритеты нашей лесной стратегии в Восточной Европе
и Центральной Азии (ЕЦА)

Во всех странах наша поддержка ориентирована на формирование про
зрачной отраслевой политики и организационно правовой базы, которые
могут создать основу для качественного государственного управления, ин
вестиционной деятельности и устойчивого развития.
Мы также поддерживаем процессы совершенствования режимов управ
ления, направленные на обеспечение устойчивости, разработку ланд
шафтных подходов к лесоустройству, вовлечение местного населения в
процесс планирования лесохозяйственной деятельности и сохранение
критических экосистем. Мы поддерживаем все более активное использова
ние лесной сертификации в качестве инструмента для подтверждения со
ответствия принципам устойчивого управления.
Мы предоставляем поддержку для совершенствования охраны, защиты
и воспроизводства лесов на основе природных систем, а также для повы
шения качества проектирования и снижения отрицательных экологичес
ких воздействий лесных дорог как в защитных лесах, так и в лесах, где ос
новной целью устойчивого лесоуправления является производство древе
сины.
Развитие деревоперерабатывающих отраслей может обеспечить повы
шение добавленной стоимости лесной продукции, создание новых рабо
чих мест и возможностей граждан для получения доходов. Мы оказываем
поддержку в развитии экологически устойчивой инвестиционной деятель
ности частного сектора в области деревопереработки. И частные промыш
ленные предприятия, и МФК, и гарантии для покрытия инвестиций смогут
сыграть свою роль в развитии лесного сектора.
В странах, для которых характерна деградация лесных ресурсов и чрез
мерно интенсивное использование лесов местным населением для заго
товки дров, кормов и для удовлетворения собственных нужд, необходимо

138
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 139




Приложение 3. Новая лесная политика и стратегия Всемирного банка в регионе Восточной Европы и Центральной Азии


сосредоточить внимание на внедрении подходов, предусматривающих
участие местного населения в управлении лесными и земельными ресурса
ми, что позволит местному населению сбалансировать потребности в ре
сурсах для жизнеобеспечения — в краткосрочной перспективе, а в итоге —
перейти к устойчивому управлению природными ресурсами. Особого под
хода требуют горные леса.
Мы поддерживаем работу по усилению недревесных ценных функций
лесов, включая защиту водосборов, сохранение экосистем, устойчивое ис
пользование лесов для туризма и рекреации и заготовки недревесных про
дуктов леса.
Особого подхода требуют страны, где значительная часть лесов возвра
щается в собственность мелких частных владельцев — необходимо, чтобы
эти новые лесовладельцы научились рационально управлять своими ре
сурсами. Леса бывших колхозов и полезащитные полосы также требуют
особых мер — в более широкой перспективе нам необходимо интегриро
вать лесное хозяйство в таких лесах в устойчивое управление фермерским
и пастбищным хозяйством.
И наконец, нам необходимо помочь странам ЕЦА в выполнении их
международных обязательств (в рамках экологических конвенций) с по
мощью таких инструментов, как ГЭФ и возможности, связанные с поглоще
нием углерода лесами.


Территориальное дифференцирование нашей стратегии
в регионе Европы и Центральной Азии

В богатых лесами странах, к которым относятся Россия, Украина,
Белоруссия, страны Балтии, большинство балканских стран и Грузия,
основными направлениями нашего содействия будут совершенствование
управления в государственном секторе, охрана и защита лесов, механизмы
обеспечения устойчивости при реституции лесных земель и создание
благоприятных условий для устойчивой инвестиционной деятельности
частного сектора.
В бедных лесами странах (Турция, Армения, Азербайджан, Центральная
Азия и Молдова) основное внимание будет уделяться природопользованию
и управлению ресурсами водосборов силами местного населения (общин),
охране, защите и рекультивации лесов.
Во всех странах мы будем поддерживать внедрение консультативных
подходов к управлению охраняемыми территориями и «включению» мер
по сохранению биоразнообразия в системы устойчивого управления
эксплуатационными лесами.




139
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 140




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


Перечень лесных проектов в регионе ЕЦА

Проект Год Общая стоимость
Страна
утверждения проекта
(млн долл.)

Албания Развитие лесного хозяйства 1996 17
Беларусь Развитие лесного хозяйства 1994 47
Босния Развитие лесного хозяйства 1998 20
Босния Техническое содействие в лесном секторе 2003 5
Болгария Развитие лесного хозяйства 2004 40
Хорватия Восстановление прибрежных лесов 1997 67
Грузия Развитие лесов 2003 20
Грузия Развитие охраняемых территорий (ГЭФ) 2002 12
Казахстан Сохранение и разведение лесов 2004 35
Молдова Облесение и сохранение почв 2004 10
Румыния Развитие лесов 2003 40
Румыния Сохранение биоразнообразия (ГЭФ) 1999 9
Румыния Проект разведения лесов
(Прототипный углеродный фонд) 2003 10
Россия Сохранение биоразнообразия (ГЭФ) 1996 20
Россия Пилотный проект по устойчивому лесопользованию 2000 75
Россия Проект по гарантированию некоммерческих рисков
в лесном и угольном секторах 2000 200
Россия Развитие сетей ООПТ для сохранения горных
лесных экосистем Сихотэ Алиня (ГЭФ) 2001 1
Россия Управление пожарами в биологически особо
ценных лесах Амурско Сихотэ Алиньского экорегиона
(ГЭФ) 2004 8
Россия Развитие экорегиональных сетей охраняемых
территорий (ГЭФ) 2005 15
Турция Сохранение биоразнообразия (ГЭФ) 2000 9
Турция Развитие лесного хозяйства 2005 50



Леса России: основные вопросы

Площадь российских лесов составляет примерно 760 млн га (около 23%
мировых лесных площадей). На их долю приходится 55% мировых запасов
древесины хвойных пород. Они играют важную роль в сохранении био
разнообразия Земли и стабилизации глобального климата за счет погло
щения углерода. Вплоть до конца 1980 х годов Россия занимала второе ме
сто в мире после США по объему лесной продукции. Размеры и потенци
альный вклад российских лесов в экономическое развитие и охрану
глобальной окружающей среды хорошо подтверждены документально.
После финансового кризиса 1998 г. лесные отрасли промышленности
начали восстанавливаться. В 2002 г. объем производства древесины возрос
до 180 млн м3, а объем экспорта увеличился до 4,5 млрд долл. США. В секто
ре ожидается дальнейший рост с учетом продолжающегося повышения как

140
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 141




Приложение 3. Новая лесная политика и стратегия Всемирного банка в регионе Восточной Европы и Центральной Азии


внутреннего, так и международного спроса на лесную продукцию. Внут
реннее потребление лесной продукции, по оценкам, должно возрасти с 80
млн м3 в пересчете на деловую круглую древесину (ДКД) в 1994 г. до при
мерно 125—165 млн м3 к 2010 г. Быстрыми темпами растет экспорт круг
лых лесоматериалов в страны Северной Европы. Экспорт в страны Тихоо
кеанского региона (главным образом в Китай, Японию и Южную Корею) к
2010 г., вероятно, может возрасти до 30—35 млн м3 в пересчете на ДКД1.
Тем не менее сохраняющиеся серьезные проблемы в области норматив
но правовой, административной и налогово бюджетной систем могут по
мешать этой положительной экономической тенденции в лесном секторе
трансформироваться в видимые улучшения жизненного уровня зависящего
от лесной отрасли местного населения и возможностей государственного и
частного секторов по обеспечению дальнейшего сохранения и устойчиво
го развития лесов. Доходы, получаемые в результате роста использования
лесов, не способствуют должным образом умножению государственной
казны и, соответственно, устойчивому государственному финансированию
мероприятий по совершенствованию лесоуправления и охраны лесов. Лес
ные пожары, в том числе и из за отсутствия должных противопожарных ме
роприятий, ежегодно охватывают около 1,5 млн га леса, приводя к огром
ным экономическим, социальным и глобальным экологическим потерям.
Новая система экономических стимулов, возникшая в результате либерали
зации торговли лесом, в сочетании с ослаблением местного управленческо
го и административного потенциала (особенно на уровне лесхозов), неиз
бежно способствует широкому распространению незаконных рубок.
Сверхнормативная рубка в более доступных участках леса ведет к экологи
ческой деградации лесных местообитаний и повышению риска полного ис
чезновения некоторых угрожаемых видов растений и животных. Если не бу
дет найдено комплексное решение проблем лесной политики, то быстро
растущие потребности рынка вполне могут обернуться социальным и
экологическим бедствием.
Первые шаги в этих направлениях уже делаются в рамках проектов, фи
нансируемых Группой Всемирного банка, включая Проект управления ок
ружающей средой (в рамках которого поддержаны инвестиции на сумму
55,4 млн долл. в экологическую модернизацию ряда целлюлозно бумаж
ных производств и 5 млн долл. в программу защиты лесов от сибирского
шелкопряда), Проект сохранения биоразнообразия (18 млн долл.), Пилот
ный проект по устойчивому лесопользованию (60 млн долл.) и Проект га
рантирования некоммерческих рисков в угольном и лесном секторе (200
млн долл.). Текущая стратегия сотрудничества России и Всемирного банка
также предусматривает возможность второго проекта по сохранению био
разнообразия, предложенного к подготовке совместно с ВВФ. Междуна

1Оценки взяты из данных анализа рынков за 2001—2002 гг., полученных фирмой «Яакко
Пейри», Международной финансовой корпорацией (МФК) и Международным институтом
прикладного системного анализа.


141
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 142




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


родная финансовая корпорация (МФК) уже инвестировала 58 млн долл. в
лесные проекты частного сектора в России и в настоящее время готовит
значительно более масштабный портфель инвестиционных проектов для
предприятий лесного комплекса России. Важные партнерства между орга
низациями общественного и частного секторов поддерживаются в России
в рамках Глобального альянса Всемирного банка и ВВФ за сохранение и ус
тойчивое использование лесов.

Общий предполагаемый объем потребностей в инвестициях для лесно
го сектора России на период 2006—2010 гг. оценивается в сумму около 24
млрд долл., из них около 80% правительство рассчитывает привлечь из ча
стных источников, включая международных инвесторов.
Интерес, проявляемый некоторыми крупными международными кор
порациями, позволяет предположить, что значительный объем частных
инвестиций может быть получен при условии, если будут реализованы пра
вовые и иные реформы, подобные тем, которые намерено осуществить
правительство.
В оперативной записке по вопросам лесной политики, подготовленной
Всемирным банком по просьбе правительства, будут представлены резуль
таты дальнейшего изучения некоторых предложений, изложенных в дан
ном документе. Записка будет в ближайшее время представлена правитель
ству в качестве потенциального вклада в текущее обсуждение реформы
лесного хозяйства, включая Всероссийское совещание лесоводов, которое
должно состояться в Кремле 27 февраля 2003 г.
МФК и Всемирный банк в сотрудничестве с другими организациями,
упомянутыми выше, оперативно изучит появляющиеся возможности для
привлечения частных инвестиций в лесной сектор России, включая выше
упомянутый лесной инвестиционный фонд.




142
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 143

<< Пред. стр.

страница 19
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign