LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 17
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

части России, где повышение продуктивности лесов является ключевым
фактором обеспечения конкурентоспособности.

5) Лесная сертификация стала одним из сложившихся инструментов
обеспечения выхода на рынки Западной и Северной Европы, США и, с не
давнего времени, Японии, которые отличаются повышенными экологичес
кими и социальными требованиями. Она также обладает высоким потенци
алом для использования в качестве экономичного инструмента совершен
ствования системы государственного надзора/контроля за деятельностью
на лесных территориях, предоставленных в концессию или аренду. Понят
но, что только схемы добровольной, независимой сертификации третьей
стороной, охватывающие всю цепочку производства лесной продукции,
могут обеспечить баланс интересов потребителя, производителя и охраны
природы и эффективное участие гражданского общества. Лесная сертифи
кация должна иметь соответствующую правовую базу, институциональную
структуру и политику, основанные на принципах рационального государст
венного управления. В России при существующих схемах арендных отно
шений необходимо тесное сотрудничество между предприятиями лесной
промышленности и лесной службой с учетом совместной ответственности
за управление лесами.

6) Процессы институциональных преобразований уже осуще
ствляются во многих странах СНГ и Западной Европы в целях удовлетворе
ния требований рыночной экономики и усиливающейся конкуренции.
Странам, которые только планируют приступить к осуществлению таких
процессов, следует учитывать опыт тех стран, где эти реформы уже завер
шены или проводятся в настоящее время. Общим направлением реформ
является разделение государственных полномочий и коммерческих хозяй
ственных функций. Иногда предполагается, что такое разделение само по

119
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 120




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


себе способствует повышению эффективности государственного управле
ния, прозрачности, совершенствованию системы государственного управ
ления и ограничению коррупции. Однако опыт показывает, что для успеш
ного осуществления процессов преобразований необходимо, чтобы в их
основе лежали а) всесторонний анализ и разработка различных вариантов
реформ (т.е., исключение «универсальных» стратегических подходов); б)
политическая приверженность курсу реформ и наличие сильных лидеров
процесса реформирования, которые играют важную роль в запуске про
цесса реформирования и осуществлении реформ; в) консультативные и
многосторонние процессы, обеспечивающие учет интересов всех уровней
административного управления, их участие и ответственное отношение. В
странах СНГ успех институциональных преобразований в лесном секторе
будет в значительной степени зависеть от правильного определения благо
приятных условий работы и финансирования на местном уровне (уровень
лесхоза).


Рекомендации для стран с переходной экономикой,
и в частности России

2. Россия обладает огромным потенциалом для оптимизации выгод от
использования леса для обеспечения экономического роста, укреп
ления системы социальных услуг и сохранения глобальных ценнос
тей. Однако, если повышение объема лесного производства будет
осуществляться без должного планирования и обеспечения защит
ных мер, то его последствия могут оказаться разрушительными. Вы
ступления и обсуждения на семинаре показали, что критическими
проблемами в намечающейся реорганизации лесоуправления в Рос
сии являются:
а)построение четкой системы договорных отношений между владель
цами и пользователями государственных лесов, которая бы определяла
экономические и экологические права и обязательства обеих сторон;
б) разделение административных и хозяйственных функций между го
сударственными органами в сфере управления лесами, на которые не рас
пространится система договоров типа «владелец—пользователь». Админи
стративные функции включают надзор и контроль в области управления
лесами;
в) обеспечение финансирования государственной лесной службы для
осуществления всех лесохозяйственных и охранных мероприятий в лесах,
не отданных в концессию, планирования, надзора и контроля за всеми опе
рациями.

3. Если намечается пересмотр Лесного кодекса, то одновременно
должны быть подготовлены основные подзаконные акты для обеспе
чения его практического выполнения. С этой целью потребуется про

120
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 121




Выводы и рекомендации семинара


вести углубленную аналитическую работу и общественные обсужде
ния в следующих направлениях:
а) институциональная и финансовая реорганизация для выработки ре
комендаций по реформе местных органов лесоуправления (лесхозов), с
тем чтобы максимально задействовать имеющийся у них социальный ка
питал;
б) комплексный экономический анализ системы лесоуправления с це
лью рационализации системы налогообложения, определения форм и
уровней платы за лесопользование, привлечения частных инвестиций и
построения устойчивой финансовой схемы для лесных организаций; в)
рыночные инструменты и вопросы эффективности.

4. Финансируемый Всемирным банком Пилотный проект по ус
тойчивому лесопользованию может и должен содействовать
проведению указанной работы в нескольких участвующих
регионах. Меры, запланированные в рамках проектных заданий
QCBS 2 и QCBS 4, должны быть нацелены на разработку вариантов
действий, учет мнений заинтересованных сторон и подготовку пра
вительственных решений на данные темы.

5. При проведении процессов отраслевых изменений следую
щим аспектам должно быть уделено особое внимание:

а) «горизонтальный» диалог между федеральными министерствами
(природных ресурсов, экономического развития и торговли, промышлен
ности, финансов, сельского хозяйства) для избежания эффекта расслоения
и разнонаправленности в руководстве реформами;
б) «вертикальный» диалог между федеральными и региональными
органами для повышения степени понимания и приятия новой политики
со стороны местных заинтересованных сторон и для улучшения качества и
реализуемости новой политики за счет получения обратной связи с мест.
Требуется организация региональных консультаций, в проведении кото
рых на территории участвующих регионов может помочь Пилотный про
ект по устойчивому лесопользованию.

Такой диалог должен предусматривать обсуждение общих целей, на
правлений лесной политики и функций со всеми законными заинтересо
ванными сторонами.

6. Начатое Всемирным банком исследование по институцио
нальным системам лесного сектора стран с переходной эко
номикой в регионе Восточной Европы и Центральной Азии основа
но на мировом опыте управления лесами, а его результатом станет
ценный инструмент для самостоятельной диагностики и изучения
опыта, которым могли бы воспользоваться органы государственной

121
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 122




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


власти при разработке и осуществлении структурных реформ в лес
ном секторе. Эту работу следует продолжить и широко распростра
нить ее результаты. На следующих этапах ее проведения следует ак
тивно и целенаправленно использовать многосторонние рабочие
группы для вовлечения в консультативный процесс определения ва
риантов преобразований и выработки рекомендаций по наиболее
целесообразным структурным изменениям в лесном секторе долж
ностных лиц соответствующих государственных ведомств, предста
вителей промышленности и общественных организаций стран, явля
ющихся объектами данного исследования.

7. Организации, предоставляющие помощь на двусторонней и много
сторонней основе, включая специализированные учреждения Орга
низации Объединенных Наций оказывают и в дальнейшем должны
оказывать ценную поддержку в рамках проектов, включающих про
цессы разработки, апробирования и осуществлении институцио
нальных преобразований в странах с переходной экономикой. При
разработке крупномасштабных проектов (например, проек
тов Всемирного банка или ПРООН) следует учитывать, что их
структура должна обладать гибкостью, позволяющей своевре
менно вносить необходимые коррективы в их компоненты и меро
приятия в ответ на порой стремительные изменения в политике и
правовых условиях в странах с переходной экономикой.

8. В больших странах (таких, как Россия, Украина, Казахстан) реше
ния о выборе индивидуального подхода к реформированию
организационных структур необходимо предварять деталь
ным анализом географических и социально экономических
условий во всем их многообразии. В отдельных регионах следу
ет реализовать на пилотной основе разные модели и скорректиро
вать нормативно правовую базу так, чтобы она позволяла использо
вать самые разные формы управления лесами и ведения лесного хо
зяйства. Там, где для этого есть необходимые условия, можно было
бы апробировать новые правовые и финансовые модели выполне
ния лесохозяйственных функций силами самих государственных
структур, подрядчиками или арендаторами/концессионерами из ча
стного сектора.

9. Значительным препятствием для успешной разработки и осу
ществления институциональных преобразований по преж
нему является низкая обеспеченность кадрами необходимой
квалификации на всех уровнях управления лесами. В этой свя
зи было бы целесообразно обратиться в Институт Всемирного банка
(wbi.worldbank.org) и Глобальную сеть обучения по проблемам разви
тия (www.gdln.org) с просьбой об оказании помощи в организации со

122
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 123




Выводы и рекомендации семинара


трудничества с ведущими учебными заведениями региона Европы и
Центральной Азии, осуществляющими переподготовку руководите
лей и специалистов лесного хозяйства, для разработки и осуществле
ния необходимых учебных программ.

10. Специальным программам, направленным на содействие в осуществ
лении диалога и разработки лесной политики, таким, как Программа
Всемирного банка по лесам (www.profor.info), Центру национальных
лесных программ ФАО (www.fao.org/forestry) и Форуму ООН по лесам
(www.un.org/esa/forests) следует рекомендовать организовать и
оказать поддержку в проведении специализированных меж
дународных семинаров и программ обмена опытом, которые
следует подготовить с учетом потребностей стран с переход
ной экономикой. Первый семинар такой серии можно было бы ор
ганизовать в рамках Всемирного лесного конгресса, который состо
ится в сентябре 2003 г. (www.wfc2003.org).

11. Необходимо достижение быстрого успеха в пилотных регионах, уча
ствующих в реализации финансируемого Всемирным банком Пилот
ного проекта по устойчивому лесопользованию, для демонстрации
реалистичности предлагаемых реформ и создания уверенности в кур
се на перемены.

12. Поддержка Всемирного банка в проведении российских ре
форм в лесном секторе может быть оптимизирована за счет сочета
ния целого ряда инструментов Группы Всемирного банка:
а) заем Всемирного банка: Часть А — поддержка реформ лесоуправ
ления, региональные консультации; Часть Б — апробация усовершенство
ванных подходов в лесопользовании в участвующих регионах;
б) Общерегиональный анализ лесных организаций: содействие
обмену знаниями, общественным обсуждениям, вовлечению заинтересо
ванных сторон и распространению информации;
в) Гарантийная линия Всемирного банка в лесном секторе, га
рантии Многостороннего агентства по гарантированию инвести
ций (МИГА), проекты Международной финансовой корпорации
(МФК), Форум руководителей лесных организаций, Лесной альянс
Всемирного банка и Всемирного фонда дикой природы (ВВФ):
продвижение частных инвестиций в отрасли на базе устойчивого лесо
управления и независимой сертификации;
г) Глобальный экологический фонд и Биоуглеродный фонд: со
действие сохранению биоразнообразия продуктивных ландшафтов и раз
витию недревесных полезностей лесов и предоставление глобальных эко
логических услуг;
д) Макроэкономический диалог и политические консультации:
при поддержке программы ПРОФОР и Института Всемирного банка (ИВБ),

123
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 124




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


поддержка и продвижение межотраслевых реформ и обеспечение согласо
ванности между программами отраслевых и общесистемных реформ.

13. Данный семинар стал важным шагом в долгосрочной про
грамме поддержки реформирования лесного сектора. Для монито
ринга процесса реформ и стимулирования дальнейшего обмена мнениями
необходимо проведение регулярных семинаров с участием рабочих групп,
представляющих разнообразие интересов в центре и регионах. Требуется
запланировать ряд тематических совещаний (например, по вопросам кон
цессионного управления лесами и т.д.) в сочетании с ознакомительными
поездками в другие страны (уже согласовано в Швецию, планируется в Ка
наду и США и т.п.).

14. Последующие действия. Участники семинара приветствовали
возможность обмена и получения информации между странами Централь
ной и Восточной Европы и странами СНГ и рекомендовали осуществить
изложенные ниже последующие действия:
а) организация тематических семинаров при поддержке ИВБ и ПРО
ФОР по вопросам управления концессиями, незаконных рубок и государ
ственного управления, сертификации, финансирования лесов, торговли
выбросами/поглощения углерода и т.п.;
б) учебные поездки в Финляндию, Швецию, Канаду и страны Балтии;
в) организация специального мероприятия для обсуждения институци
ональной реформы в России в ходе Всемирного лесного конгресса в Кве
беке (Канада) в сентябре 2003 г.;
г) завершение проводимого Всемирным банком регионального инсти
туционального анализа;
д) незамедлительное начало осуществления исследований по вопросам
институциональной реформы в рамках Пилотного проекта по устойчиво
му лесопользованию (QCBS 2,4,5).




124
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 125




Приложение 1. Программа семинара

Международный семинар
«Институциональные преобразования в управлении лесами
в странах с переходной экономикой: проблемы и решения»


Сопредседатели: проф. Анатолий Петров (Россия)
и Джеймс Дуглас (Всемирный банк)

Регистрация участников и кофе
9:30 —

Открытие и приветствие участникам семинара
10:00 —
Валерий Рощупкин, первый зам. министра природных
ресурсов России,
Джулиан Швайцер, директор Всемирного банка по России

«Актуальные задачи лесной реформы в России»
10:15 —
проф. Анатолий Петров (Россия)

«Уроки реформ лесного сектора в
10:40 —
восточноевропейских странах»
Маркку Симула (Финляндия)


«Старое и новое в управлении лесами Украины»
11:10 —
Николай Колесниченко (Украина)


«Новая лесная политика Киргизской Республики»
11:30 —
Туратбек Мусуралиев (Кыргызская Республика)


«Балтийский опыт — блок страновых презентаций»
11:45 —
(по 10 минут)
Латвия — Отто Жвагиньш (Гос. лесная служба Латвии)
Эстония — Андерс Талиярв (Ассоциация
лесопромышленников Эстонии)
Финляндия — Пертти Вейола (Посольство
Финляндии)
Швеция — Берт Аке Наслунд (Национальный
лесной совет Швеции)

125
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 126




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


Обед
12:40 — 14:00

Пресс конференция организаторов
13:00 —
и участников семинара

«Управление процессом изменений в лесных
14:00 —
организациях»
Михаэль Зуттер (Австрия)

«Канада: опыт политики и организации
14:30 —
управления лесами в крупном федеральном
государстве»
проф. Джон Грэй (Канада)

«Концессионное лесопользование и системы
15:00 —
формирования лесного дохода: обзор мировой
практики»
проф. Джон Грэй (Канада)

«Требования к сертификации концессионного
15:30 —
лесопользования: международный опыт»
Маркку Симула (Финляндия)

«Взгляд заинтересованных сторон — частный
16:00 —
сектор и гражданское общество» (по 10 минут)
Дмитрий Чуйко (Илим Палп Энтерпрайз)
Ян Эклунд (Шведская федерация лесной
промышленности)
Алексей Григорьев (Социально экологический союз)
Игорь Честин (Всемирный фонд дикой природы)

Перерыв на кофе
16:50 —

«Лесные организации в странах в переходной

<< Пред. стр.

страница 17
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign