LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 15
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ся к продукции бытового назначения, конечным потребителем которых
являются простые люди. А ведь не секрет, что общественность выражает се
рьезную обеспокоенность состоянием окружающей среды и практикой ис
пользования мировых лесных ресурсов.
Поэтому будущее лесной промышленности в значительной степени за
висит от того, насколько конечный потребитель продукции лесной промы
шленности доверяет применяемым методам лесопользования и управления
лесами, на которых базируется деятельность лесной промышленности.
Шведский опыт в этой области можно изложить в нескольких предло
жениях.

Прозрачность — собственность на леса, управление лесами и торгов
ля древесиной должны быть полностью прозрачны и открыты для общест
венности.
Независимый аудит — лесное хозяйство, лесная промышленность и
органы государственного регулирования должны обладать определенным
кредитом доверия в обществе в плане надлежащего управления лесами. Для
общества самым убедительным и эффективным свидетельством соответст
вия применяемых методов установленным требованиям является сертифи
кация силами третьей стороны в соответствии с одной из уже действую
щих систем сертификации.

103
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 104




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


Сотрудничество с основными заинтересованными сторона
ми — в таких лесных странах, как Россия и Швеция, леса используются в са
мых разных целях — для отдыха, сбора ягод и грибов, охоты, рыболовства
и так далее. Необходим постоянный диалог с группами населения, которые
занимаются указанными выше видами деятельности. В рамках такого меха
низма общественность, с одной стороны, будет получать информацию о
намечаемых лесохозяйственных работах. С другой стороны, лесовладель
цы и лесопользователи смогут использовать опыт и знания указанных
групп населения.
Связи с общественностью — для обеспечения широкой поддержки и
всестороннего понимания со стороны общественности необходимо инфор
мировать население по таким вопросам, как использование леса для произ
водства товаров бытового назначения; основные методы управления лесами;
роль лесной промышленности в экономике страны. При этом информацион
ный материал, распространяемый через средства массовой информации,
должен быть изложен на простом и понятном для населения языке.
Самым ценным вкладом России, как одной из самых крупных «лесных
держав» мира, а в будущем, возможно, и одной из самых крупных лесопро
мышленных наций, в поддержку инициативы «Глобальный лесопромыш
ленный бизнес» и в поддержку мирового сообщества в целом будет реали
зация Концепции развития лесного сектора в Российской Федерации.


Как формировать стоимость леса

Роль лесов в жизни человека многообразна. Леса, например, являются

Частью глобальной экологической системы — источником

• кислорода;
• воды;
• пищи.

Местное население использует леса в целях

• заготовки дров;
• сбора ягод и грибов;
• охоты;
• отдыха.

Леса являются также частью экономической системы.

• Это сырьевая база для лесной промышленности.
• Леса представляют финансовую ценность.
• Леса обеспечивают занятость.

104
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 105




Общественная поддержка и формирование стоимости леса: опыт Шведской Федерации лесопромышленных предприятий


Надо полагать, что участники данного семинара под основной эконо
мической ценностью леса понимают наличие сырьевой базы для промыш
ленности и возможность создания для общества дополнительной стоимо
сти на основе этой базы.
В настоящее время среди специалистов лесного хозяйства Российской
Федерации ведется оживленная дискуссия относительно уровня попенной
оплаты. Лично я предпочитаю пользоваться термином «попенная стои
мость», порядок формирования которой изображен на рис. 1.


Цены на стандартную
Попенная стоимость продукцию на мировых рынках




Цена специализированной
продукции




Попенная стоимость Затраты на Транспортные Затраты на промыш
издержки ленную переработку
лесоразработки


Рисунок 1. Оценка цены древесины на корню


Под «попенной стоимостью» понимается, по определению, стои
мость древесины за вычетом затрат на лесопромышленные операции и
транспорт.

Как правило, стоимость древесины определяется мировыми ценами на
такую стандартную продукцию лесной промышленности, как товарная
целлюлоза, газетная бумага, чистообрезные пиломатериалы и т.д.

Поэтому попенную стоимость можно увеличить либо за счет снижения
затрат на лесозаготовки, транспорт и промышленную переработку древе
сины, либо за счет изготовления продукции, рыночная стоимость которой
выше, чем стоимость стандартной продукции.
Добиться этого можно лишь за счет согласованных действий органов
управления лесами, лесохозяйственных и лесопромышленных предпри
ятий.

105
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 106




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


С учетом опыта моей работы в данной области позволю поделиться с
вами следующим выводом, который, как мне кажется, будет небесполезен и
для лесной отрасли России.

РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ НЕВПРАВЕ
УСТАНАВЛИВАТЬ
ПОПЕННУЮ ПЛАТУ

ПОПЕННАЯ СТОИМОСТЬ
ФОРМИРУЕТСЯ
СОВМЕСТНО РЕГУЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ, ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ
И ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ


От имени Шведской федерации лесопромышленных предприятий же
лаю представителям лесной отрасли России всего наилучшего в деле раз
вития лесного хозяйства Российской Федерации.




106
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 107




Глава 14
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
(КРАТКАЯ СПРАВКА К РЕГИОНАЛЬНОМУ
АНАЛИТИЧЕСКОМУ ДОКЛАДУ
ВСЕМИРНОГО БАНКА)

М. Кротт, профессор (Германия),
М. Зуттер (Австрия)


Предпосылки и задачи

Специалисты Всемирного банка по региону стран Европы и Центральной
Азии проводят обзор механизмов управления, финансирования и реформи
рования лесного хозяйства в европейских странах с целью оказания помо
щи текущим и будущим реформам в этой сфере в странах с переходной эко
номикой. Исследование направлено на то, чтобы распространить уже накоп
ленный опыт и помочь процессу принятия решений в ходе управления
изменениями в данной отрасли. Прикладной характер данного исследова
ния направлен на то, чтобы его данные могли применяться странами, для ко
торых оно предназначено, в ходе проведения ими институциональных пре
образований. В содержании исследования можно выделить два аспекта.
• Определить возможные варианты организации и финансирования, на
иболее полно удовлетворяющие многогранным функциям лесов в ев
ропейских странах с переходной экономикой (к чему стремиться?)
• Пролить свет на процесс организационных преобразований и распро
странить имеющийся в этой сфере опыт в целях оказания содействия
странам в проведении успешных реформ (как этого достичь?).

Большинство стран региона переживает процесс корректировки своих
организационных структур с целью их лучшего вхождения в новые эконо
мические, политические и социальные условия. Помощь странам в перест
ройке с целью получения сильных организационных и финансовых меха
низмов вышла на первый план в программе работы Всемирного банка в
странах Европы и Центральной Азии в лесном секторе экономики. Лесное
хозяйство понимается здесь в самом широком смысле, включая сохране
ние среды обитания и разнообразия биологических видов. Смысл данной
работы заключается в том, чтобы обеспечить выживание лесов как возоб
новляемых природных ресурсов и природных экосистем и оптимизиро
вать их вклад в экономический рост государств—членов Всемирного бан
ка, а также в повышение жизненного уровня их населения.

107
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 108




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


В исследовании будет проведен сопоставительный анализ ситуации со
странами Западной Европы, Канадой, США и Новой Зеландией. Хотя основ
ной упор в данном исследовании делается на европейские страны с пере
ходной экономикой, оно также будет учитывать другие страны региона,
перед которыми стоят подобные задачи переходного периода.

Задача 1: анализ вариантов организации и финансирования
лесной отрасли

В данной задаче преследуется цель дать общий обзор всего диапазона ва
риантов организации лесного хозяйства, чтобы показать, как эти варианты
могут учитывать те или иные аспекты управления лесным хозяйством в
странах Европы и Центральной Азии. Эта задача направлена на описание
существа процесса реформирования. Она призвана ответить на вопрос
«К чему стремиться?» и при этом подразумевает следующие этапы.

Этап 1. Описание текущих организационных и финансовых механиз
мов по каждой стране, оценка их сильных и слабых сторон. Анализ по от
дельным странам уделит внимание соотношению государственной и част
ной форм собственности в целом, а при анализе непосредственно государ
ственного сектора будут отражены такие вопросы, как организационные
структуры государственных служб, законодательно нормативная база, ча
стное и государственное владение лесами, источники финансирования и
расходы госбюджета, а также управление кадровыми ресурсами. При этом
будут использованы показатели количественного и качественного порядка
для сопоставления уровня прочности организационных механизмов и ре
зультативности их работы в разных странах.
Этап 2. Выявление задач на переходный период, стоящих в настоящее
время перед странами данного региона, либо в региональном разрезе, ли
бо путем сопоставления нескольких групп государств (в чем заключаются
несоответствия между существующей организацией лесного хозяйства и
новой экономической и политической ситуацией?). Описание того, как бо
лее продвинутые западные страны решали и решают задачи такого рода.
Этап 3. Разбивка организационных и финансовых механизмов по
группам в зависимости от ограниченного числа используемых моделей и
представление их в виде вариантов и альтернатив, которые могут быть ис
пользованы странами с переходной экономикой. Описание сильных и сла
бых сторон различных моделей с точки зрения сверхзадач, стоящих перед
такими странами в переходный период, и с учетом множества аспектов уп
равления лесами в странах региона.
Этап 4. Уроки, извлеченные из практического опыта, которые можно
учесть при определении широких целей реформирования этого сектора в
странах региона, с точки зрения как региона в целом, так и отдельных
групп стран. В этих рекомендациях будут представлены предпочтительные
варианты развития событий, а также запасные варианты, занимающие вто

108
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 109




Организация лесного хозяйства в странах с переходной экономикой


рое место с точки зрения предпочтительности, с дополнительными вари
антами.

Задача 2: анализ процесса реформирования

Человеческий фактор занимает центральное место в определении работо
способности тех или иных общественных институтов, и теория управле
ния изменениями ставит человека в центр процесса реформирования. Эта
задача ставит перед собой цель объяснения динамики институционально
го развития и поведения всех участников в ходе всего процесса изменения
для того, чтобы помочь в принятии решений по разработке и успешному
проведению реформ в жизнь. Эта задача уделяет основное внимание про
цессу реформирования. Она призвана дать ответ на вопрос «Как достичь
делаемого результата?» и подразумевает прохождение следующих этапов.
Этап 1. Описание прошлых и нынешних усилий по реформированию
организаций в лесной отрасли каждой страны: каковы задачи и самые по
следние изменения и тенденции? Каковы достижения, риски, основные
факторы? Помещение страны на свою ступеньку «Пирамиды» в качестве
инструмента для планирования разумного управления лесным хозяйством.

Этап 2. Анализ отдельных примеров, представляющих интерес на ре
гиональном уровне. В этом анализе будут выделены и проиллюстрирова
ны основные принципы и факторы, влияющие на процесс реформиро
вания. Факторы, определяющие успех реформы, будут определяться на
уровне динамики развития самой организации и внутри всей ситуации в
стране, а также в связи с общемировыми процессами и с наличием под
держки международных организаций. Все эти факторы будут перечисле
ны в порядке их важности на всем протяжении процесса изменений.
Анализ особо отметит фазы и логические последовательности событий,
условия, предваряющие процесс реформ, и пусковые механизмы для их
начала, а также факторы, способствующие успеху тех или иных начина
ний, риски и обстоятельства, смягчающие их воздействие, а также аль
тернативные меры. Насколько возможно, будут применяться качествен
ные или количественные показатели для определения действия положи
тельных или отрицательных факторов. Этот этап призван предоставить
лицам, принимающим решения в ходе процесса реформирования, свое
го рода сетевой график для управления процессом перемен и отслежива
ния хода этого процесса.

Этап 3. Извлеченные уроки и рекомендации консультантов а) руковод
ству, принимающему решения в странах с переходной экономикой в отно
шении того, как управлять процессом перемен с самого начала подготовки
реалистичной программы вплоть до воплощения ее в жизнь; б) Банку о том,
как обеспечивать эффективную помощь странам клиентам, используя раз
личные инструменты. Эти рекомендации будут сформулированы по реги

109
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 110




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


ональному принципу или для отдельных групп государств, с конкретными
примерами в отношении отдельных стран или проектов и займов, финан
сируемых Банком.


Содержание исследования по Задаче 1: анализ вариантов
организации и финансирования лесной отрасли

Обзор разных вариантов по организации государственных институтов и
финансовых механизмов будет проведен по следующим направлениям.

* Соотношение государственного и частного секторов. В исследо
вании будет широко представлена вся палитра функций, которые должен
выполнять лесохозяйственный сектор, и описано распределение этих
функций между государственной и частной формами собственности. В ос
новном исследование призвано дать ответ на вопросы, в чем заключаются
основные обязанности государственного сектора и какие функции он мо
жет разделить с частным сектором или поручить, передать ему? Особое
внимание будет уделено той позиции, которую должно занять государство
в свете новых задач, стоящих перед лесным хозяйством, таких как серти
фикация частных и государственных лесных угодий. Перерабатывающая
промышленность и сбыт готовой продукции также найдут свое отражение
в этом исследовании.
Внутри государственного сектора анализ будет осуществлен по пя
ти основным направлениям.
* Организационная структура государственных служб. Исследо
вание призвано изучить государственные институты управления и пред
приятия, находящиеся в государственной собственности, на момент про
ведения исследования. Как они взаимодействуют с такими межведомствен
ными органами, как министерство финансов? Какими полномочиями они
обладают и в чем заключается несоответствие с фактическим положением
дел? Где наблюдаются случаи дублирования полномочий и/или пробелы в
наделении полномочиями и как можно улучшить ситуацию? До какой сте
пени разделены нормативно надзорные функции и коммерческая и управ
ленческая деятельность?
* Законодательная база и инструкции. В исследовании будет дана
краткая оценка законодательных основ и инструкций, по которым живет
данный сектор, и отмечены основные сильные и слабые стороны с этой
точки зрения, а также недостающие звенья в этих основах, если они есть.
Будет четко определен юридический статус существующих органов, пока
заны возможные и невозможные варианты в рамках существующей норма
тивно правовой базы и намечены направления, по которым требуется
дальнейшее совершенствование.
* Государственное и частное владение лесными угодьями. В ис
следовании будут отражены различные категории государственного и ча

110
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 111




Организация лесного хозяйства в странах с переходной экономикой


стного владения лесными угодьями (собственно государственное владе
ние, муниципальная собственность, частные владельцы — физические ли
ца, отдельные группы людей, отрасли промышленности и предприятия).
Отдельно будут рассмотрены задачи государства в отношении каждой из
категорий владельцев, оценка ожиданий частного сектора в отношении то
го, что должно им дать государство: предоставление, консультация по спе
циальным вопросам, надзор, финансирование и т.п.
* Источники финансирования и общественно государствен
ные расходы. В исследовании будут тщательно проанализированы суще
ствующие системы получения доходов из лесных угодий, выделения ресур
сов лесохозяйственным организациям, а также оборот средств внутри са
мих этих организаций. Являются государственные службы
самофинансируемыми или дотационными предприятиями? В чем состоит
роль ведомственных внебюджетных фондов? Как отражается действую
щий бюджетный механизм на качестве организационной работы? Какие

<< Пред. стр.

страница 15
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign