LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 14
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Общая площадь 132 млн га

Рисунок 3. Диаграмма сертифицированных лесов (январь 2003 г.)



Международные требования

Вопрос о том, что входит в понятия «вызывающие доверие», «приемлемые»
и «надежные» стандарты или схемы сертификации, по прежнему не удает
ся прояснить в процессе обсуждения на международном уровне с привле
чением широкого круга сторон. Некоторые участники этого процесса
предпринимают попытки определить такие требования, однако согласие
по этому вопросу не достигнуто, и пока отсутствует форум, который мог бы
взять на себя полномочия по выполнению этой задачи. В качестве примера
во вставке 1 перечислены требования к лесной сертификации, совместно
разработанные Всемирным банком и Всемирным фондом дикой природы,
и участники этого процесса в настоящее время разрабатывают показатели
выполнения этих требований.




94
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 95




Сертификационные требования к концессионному управлению лесами: международный опыт



Вставка 1.Требования к сертификации лесов, разработанные Всемирным банком
и Всемирным фондом дикой природы

1. Адаптирована к местным институциональным и политическим условиям.
2. Ориентирована на цели и эффективна в выполнении задач.
3. Приемлема для всех заинтересованных сторон.
4. Основана на контрольных показателях, определяемых на национальном уровне и совместимых с об
щепринятыми принципами устойчивого управления лесами.
5. Основана на объективных критериях, поддающихся оценке.
6. Основана на достоверной и независимой оценке.
7. Пользуется доверием у основных заинтересованных сторон (включая потребителей, производителей
и экологические НПО).
8. При принятии решений о сертификации отсутствует конфликт интересов со стороны заинтересован
ных кругов.
9. Экономически эффективна.
10. Прозрачна.
11. Обеспечивает равный доступ для всех стран.



В своей Лесной стратегии Всемирный банк руководствуется принципом
независимого мониторинга лесохозяйственных операций. Однако Банк не
утверждал какой либо конкретной системы сертификации, но будет прово
дить оценку конкретных подходов с точки зрения их соответствия этим
принципам и критериям. Банк учитывает ведущиеся международным сооб
ществом дискуссии о «взаимном признании» в целях гармонизации прием
лемых стандартов и методов. Кроме того, Банк утверждает, что для обеспече
ния принципа справедливости и повышения общей социальной ценности
необходимо планирование. В некоторых случаях необходимость повыше
ния степени прозрачности и подотчетности на местном уровне потребует
внедрения процедуры оценки со стороны заинтересованных сторон в каче
стве альтернативы оценке коммерческой деятельности третьей стороной.
Банк будет рекомендовать правительствам стран разрабатывать стандарты
управления природными лесами и лесовосстановления, которые являются
приемлемыми на местном уровне и одновременно соответствуют признан
ным в международном масштабе принципам и критериям устойчивого лесо
управления. Банк будет оказывать поддержку правительствам стран в созда
нии представительных и независимых органов лесного мониторинга, в со
став которых включены представители заинтересованных сторон.


Спрос, предложение и государственные закупки

Спрос на сертифицированную лесную продукцию можно охарактеризо
вать следующим образом.

95
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 96




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


• На некоторых европейских рынках спрос на сертифицированную
продукцию превышает предложение.
• Существенное влияние на спрос оказывают ассоциации покупателей.
• Спрос формируется под влиянием рыночных факторов, а не потреби
телей; НПО рассматривают сертификацию в качестве одного из ры
ночных инструментов и содействуют внедрению сертификации на
основе схемы FSC.
• В некоторых случаях покупатели оказывают содействие поставщикам
в организации сертификации (например, покупатели/инвесторы из
Германии и Австрии финансировали проведение сертификации в
России).
• Текущая закупочная политика покупателей отражает факторы, огра
ничивающие предложение, с учетом которых признаются системы, и
период времени, необходимый для того, чтобы 100% предлагаемой
продукции было сертифицировано.
• Растущим фактором формирования спроса являются государствен
ные закупки.

Потенциальный объем предложения продукции сертифицированных
лесов, по грубым оценкам, составляет около 300 млн мі сертифицирован
ного круглого лесоматериала. Однако большая часть сертифицированной
продукции продается без указания о сертификации — поставщики утверж
дают, что во многих сегментах рынка и со стороны конкретных потреби
телей «отсутствует спрос на сертификацию». Не на всех рынках импорта
существует спрос на конкретную сертифицированную продукцию.

С другой стороны, некоторые поставщики видят для себя возможности
для увеличения своей доли на рынке за счет продажи сертифицированной
продукции. Со стороны многих торговых организаций наблюдается расту
щий интерес в получении сертификатов полного цикла производства в целях
укрепления репутации ответственных компаний. В результате этого форми
руются некоторые новые товаропотоки, обусловленные балансом спроса и
предложения. Влияние этой тенденции на цепочку предложения проявится
через некоторое время, однако оно будет весьма значительным. Например,
Китай в настоящее время сталкивается с требованиями в отношении серти
фикации при экспорте продукции глубокой переработки на европейский
рынки, что, в свою очередь, окажет влияние на источники импорта.
Некоторые крупные покупатели (IKEA, Home Depot и др.) пришли к вы
воду, что в краткосрочной перспективе невозможно обеспечить поставки
полностью сертифицированной продукции. Это привело к появлению по
этапных подходов к решению проблемы, которые обладают рядом общих
элементов.

1. Доказательство законности в качестве минимального требования.
2. Указание происхождения лесоматериалов.

96
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 97




Сертификационные требования к концессионному управлению лесами: международный опыт


3. Критерии поэтапного отказа от продукции из лесов, поставки из ко
торых являются неприемлемыми для покупателя (например, лесома
териалы, заготовленные на охраняемых территориях, в заповедных
лесах, из исчезающих пород деревьев и т.п.).
4. Заключительный этап: требование полномасштабной сертификации.

Уже в 2000 г. страны «большой восьмерки» взяли на себя обязательство
закупать лесную продукцию только из «законных и устойчивых источни
ков». Это привело к разработке требований, связанных поставками древе
сины с тем, чтобы при осуществлении государственных закупок предпо
чтение отдавалось лесоматериалам, произведенным законными способа
ми (и на основе устойчивого лесоуправления). По прежнему предметом
обсуждения является вопрос о том, следует ли применять указанные крите
рии на этапе присуждения контрактов на государственные закупки, или
эти критерии должны использоваться только в качестве дополнительной
информации. В любом случае, вероятно, будут приняты некоторые усло
вия, касающиеся правил государственных закупок древесины и лесомате
риалов. Как минимум, применение этих критериев должно носить откры
тый и недискриминационный характер. Самой передовой страной в этом
отношении является Великобритания, правительство которой разрабаты
вает методы осуществления государственных закупок на основе поэтапно
го подхода (вставка 2).


Вставка 2. Государственные закупки: предложение Правительства Великобритании

Поэтапный подход
1. Законность:
а) производитель обладает законными правами на лесопользование;
б) производитель соблюдает законодательство и технологии данной страны в части, касающейся
управления лесами и уменьшения последствий лесопользования для населения и окружающей
среды.
2. Законность и переход к практике устойчивого управления лесами.
3. Законное и устойчивое лесоуправление.
Заявление Правительства Великобритании, 2003 г.



Сертификация является одним из возможных средств доказательства
законности при осуществлении государственных закупок. Однако при
этом требование законности товара должно быть четко указано в качестве
одного из критериев сертификационного стандарта. Однако поставщики
будут иметь и другие возможности для доказательства того, что их продук
ция, если она не сертифицирована, отвечает требованиям законности. Для
этого, вероятно, потребуется введение отдельных процедур сертифика
ции/проверки законности.

97
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 98




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


Вряд ли по законодательству ЕС или правилам ВТО можно использовать
ссылку на конкретные системы, но можно определить критерии, которым
должны отвечать системы проверки/сертификации.


Сертификация долгосрочной лесной концессии

Более 30% сертифицированных лесов в мире являются государственными.
Например, в Канаде управление этими лесами осуществляют частные
структуры на основе лесной концессии. До сих пор в мире есть лишь не
сколько примеров сертификации лесов, отданных в концессию.
Сертификация представляет собой процедуру с фиксированными из
держками и предполагает большой эффект масштаба. Следовательно, в от
ношении больших лесных площадей, часто управляемых сильными органи
зациями, использующими эффективные системы управления, можно отно
сительно легко обеспечить экономическую эффективность сертификации.
Однако необходимо соответствующим образом установить права лесовла
дения и обязанности держателей концессии в отношении управления леса
ми, сохранения окружающей среды и решения социальных вопросов.
Сертификация долгосрочных лесных концессий обладает рядом пре
имуществ по сравнению с краткосрочной арендой. Различия между этими
двумя формами в кратком виде представлены в табл. 2.


Таблица 2. Сертификация лесной концессии и краткосрочной аренды




Было бы «легче» и экономически эффективнее применять сертифика
цию в лесах, управляемых на основе лесной концессии, чем в случае крат
косрочной аренды. Однако сертификация может также применяться в по

98
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 99




Сертификационные требования к концессионному управлению лесами: международный опыт


следнем случае при условии четкого определения обязанностей и стан
дартных требований как к владельцу ресурса, так и к арендатору.


Сравнение обязательной и добровольной
сертификации

Российская Федерация является единственной страной в мире, в которой су
ществует система обязательной сертификации. Однако возможно, что неко
торые другие страны в своих юридических требованиях также будут ссы
латься на стандарты сертификации или проведение аудита третьей сторо
ной. Последний подход уже применяется в некоторых развивающихся
странах.
В табл. 3 приведено сравнение обязательной и добровольной сертифи
кации. Между двумя этими системами существует ряд различий.

• Различия в целях: обязательная сертификация направлена на обеспе
чение соблюдения требований закона, тогда как добровольная серти
фикация представляет собой сигнал для рынка.
• В связи с этим существуют различия в объеме и уровне стандартных
требований.
• Могут отличаться органы, осуществляющие аудит (в первом случае
это государственные органы, а во втором — независимая третья сто
рона).
• Есть также отличия в заявлениях и сертификатах.


В этой связи необходимо рассмотреть ряд вопросов.

• Добавленная стоимость обязательной сертификации.
• Издержки (прямые и косвенные) одновременного существования
двух систем.
• Совместимость требований, применяющихся в рамках обоих подхо
дов.
• Признание правительством системы добровольной сертификации.

Однако оба инструмента могут существовать на взаимодополняющей
основе, поскольку соблюдение закона является одним из основных требо
ваний сертификации. Обе системы предусматривают проверку производ
ственной цепи. Более того, если обязательная сертификация осуществляет
ся независимыми, признанными органами, то разница заключается только
в масштабах аудита.
Предполагается, что правительства не должны принимать непосредст
венное участие в процессе рыночной сертификации, осуществляемой тре
тьей стороной. Однако они играют важную роль в стимулировании приме

99
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 100




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


Таблица 3. Сравнение добровольной и обязательной сертификации

Обязательная сертификация Добровольная сертификация




нения сертификации как инструмента устойчивого лесоуправления, вклю
чая следующие меры.

1. Создание благоприятных условий для устойчивого лесоуправления,
включая обеспечение адекватной и последовательной правовой, со
циальной и политической базы.
2. Обеспечение долгосрочного гарантированного права лесовладения.
3. Определение необходимых правовых требований в области управле
ния лесами.
4. Эффективный контроль за соблюдением правил и норм.
5. Обеспечение поддержки и создание стимулов для внедрения принци
пов устойчивого лесоуправления и его сертификации, устранение
возможных отрицательных стимулов.
6. Применение критериев государственных закупок, в которых может
учитываться применение поэтапных подходов к сертификации.


Выводы

• Схемы добровольной сертификации формируются под воздействием
рынка, и, по видимому, на международных рынках сохранится суще
ствование параллельных систем. Можно ожидать, что различия между
стандартами и схемами постепенно будут сокращаться. Предусматри
вается взаимное признание схем, однако в силу конкуренции не все
системы смогут участвовать в этом процессе.
• Рыночные требования к сертификации отличаются друг от друга в
различных регионах (Европа, Китай, Япония и др.). Пройдет время
прежде, чем сертификация станет одним из основных требований
на всех крупных рынках импорта. Однако российские поставщики

100
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 101




Сертификационные требования к концессионному управлению лесами: международный опыт


будут все чаще сталкиваться с требованиями в отношении сертифи
кации.
• Опыт других стран показывает, что возможна разработка российско
го подхода к сертификации, отвечающего международным требова
ниям. Однако важно обеспечить должный учет этих требований и ус
тановить тесное взаимодействие с международными схемами, со сто
роны которых впоследствии может потребоваться утверждение
российской системы.
• Учитывая огромные запасы ресурсов и разнообразие условий в Рос
сии, вероятно, потребуется внедрение региональных стандартов. Для
последующего принятия региональных стандартов было бы целесо
образно разработать общенациональную основу. В разработке стан
дартов должны принимать участие все заинтересованные стороны.
Это одна из основных проблем развития сертификации в России.
• Необходим тщательный анализ эффективности затрат и выгод обяза
тельной сертификации. В случае, если система обязательной серти
фикации будет по прежнему применяться, она, вероятно, должна осу
ществляться третьей стороной, что обеспечит ее признание на рынке.
В этой связи необходимо учитывать другие цели сертификации (на
пример, повышение уровня соблюдения законов).




101
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 102




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения




102
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 103




Глава 13
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
И ФОРМИРОВАНИЕ СТОИМОСТИ ЛЕСА:
ОПЫТ ШВЕДСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Я. Эклунд,
советник Шведской федерации
лесопромышленных предприятий


Обеспечение общественной поддержки
лесному хозяйству и лесной промышленности

Во всех странах лесное хозяйство и лесная промышленность являются од
ним из компонентов т.н. «глобального бизнеса», основа которого — сырь
евые материалы Мирового леса. При этом производимые товары относят

<< Пред. стр.

страница 14
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign