LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 13
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ные сельскохозяйственные и пастбищные угодья.
Шаг 4. Инвентаризация лесов и экологических ценностей. Ин
вентаризацию следует завершить и утвердить до получения разрешения на
полномасштабную лесозаготовку.
Шаг 5. План лесохозяйственной деятельности и план управле
ния окружающей средой. Тропические и бореальные леса являются ис
точником разных лесных продуктов и разнообразных недревесных и эко
логических полезностей. Поэтому рекомендуется иметь как план лесохо
зяйственной деятельности, так и план управления окружающей средой.
Оба документа должны быть краткими, ориентированными на выполне
ние и обеспечивать возможности для контроля их фактического выполне
ния на местах. В них необходимо указывать используемые лесоводствен
ные и лесозаготовительные системы и щадящие методы лесозаготовки с
параметрами, поддающимися контролю.
Шаг 6. План развития дорожной сети. Дороги могут оказывать зна
чительные воздействия на окружающую среду. План развития дорожной
сети должен быть сфокусирован на реализации и обеспечивать контроли
руемость его выполнения на местах.
Шаг 7. План использования древесного сырья. Когда концессия
связана с каким либо перерабатывающим предприятием, одним из требо
ваний должно быть наличие плана использования древесного сырья с ука
занием местонахождения и мощности и с описанием оборудования, штата
и т.д. каждого перерабатывающего предприятия.
Шаг 8. План социально экономического развития района. План
социально экономического развития должен быть документом, отражаю
щим обязательства владельца концессии в отношении социально эконо
мического развития района.
Шаг 9. Первый годовой план освоения территории концессии.
Такой план должен включать: 1) план схему лесозаготовки с привязкой к
местности, при этом будущие дороги, склады и трелевочные волоки долж

86
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 87




Реализация политики в отношении лесных концессий и систем образования доходов: опыт разных стран


ны быть помеченными на местности для ориентации в ходе строительства
до начала заготовительных работ, и 2) маркировку деревьев, если этого
требует план ведения хозяйства. За маркировку намеченных в рубку дере
вьев должны отвечать владельцы концессий, а не орган управления концес
сиями. Осваиваемая территория затем подлежит инспектированию и про
верке со стороны органа управления концессиями (или независимой ин
спекционной организации) до начала заготовки.


Надзор, контроль и аудит концессионного лесопользования

Крайне важное значение имеет осуществление прямого надзора и контро
ля за выполнением обязательств по концессионному управлению. Ключе
выми составляющими контроля на местах являются: проверка фактов уста
новления границ лесного участка, наличие карты дорог и оценка плана
развития дорожной сети, проверка соответствия плана схемы заготовки
фактической маркировке деревьев в лесу и инспекционное обследование
вырубок после заготовки.
При отсутствии возможностей для укрепления базы инспекционных
обследований территорий дальнейшее предоставление лесов в концесси
онное пользование сопряжено с определенными опасностями. Если орган
управления не имеет необходимых оборудования, кадров и финансирова
ния для осуществления контроля непосредственно на объектах концесси
онного лесопользования, такой контроль может осуществляться на кон
трактной основе достойными беспристрастными частными фирмами, об
ладающими возможностями, базой и квалифицированными кадрами для
точного и добросовестного выполнения такой работы.


Экспертная оценка деятельности концессионеров
и продление концессионных лицензий

Как уже было показано на примере концессий в тропических лесах, долго
срочные гарантированные права пользования не обеспечивают достаточ
ной заинтересованности пользователей в устойчивом управлении лесами.
Продление договоров концессий при условии выполнения концессионером
своих обязательств в сочетании с залогами, возвращаемыми также при
условии выполнения концессионером договорных обязательств, является
гораздо более мощным стимулом для соблюдения установленных требова
ний. Концессии рекомендуется предоставлять на относительно короткие
сроки: возможно, на 10—12 лет с последующим продлением на основании
результатов объективной и независимой оценки деятельности концесси
онера (или аудита). Чтобы быть действительно независимой, оценка дея
тельности (или аудит) должна проводиться внешней лесохозяйственной
организацией, получившей признание на международном уровне.

87
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 88




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


Рекомендуемая политика формирования
лесных платежей

Рекомендуемая политика формирования лесных платежей и их виды по
идее должны способствовать улучшению показателей лесных концессий,
повышению устойчивости концессионного лесоуправления и повыше
нию финансовой жизнеспособности лесного хозяйства за счет 1) повы
шения платежей до уровня, отражающего стоимость леса, 2) структуриро
вания платежей так, чтобы они обеспечивали заинтересованность в со
вершенствование лесопользования и лесоуправления, и 3) образования
дохода для финансирования лесного хозяйства более высокого уровня и
превращения лесного хозяйства в выгодное направление инвестицион
ной деятельности государства. Эти предложения включают нижеследую
щие элементы.

1. Годовые концессионные платежи
• Годовые концессионные платежи, начисляемые на пло
щадь концессии, рекомендуется взимать по ставкам, обеспечива
ющим образование значительной части лесного дохода и стимулы
для ведения лесного хозяйства. Годовые концессионные платежи
должны стать одним из основных источников доходов, они долж
ны дополнять или частично заменять трудно поддающуюся взима
нию попенную плату, начисляемую на объем рубки, и экспортные
налоги.

2. Первоначальные платежи за предоставление концессии
• Рекомендуется ввести умеренный по величине первоначальный
платеж за предоставление концессии, которого было бы доста
точно для покрытия административных затрат на процесс предо
ставления концессий и который служил бы отрицательным стиму
лом для подачи заявок на получение концессий или их получения
без серьезных намерений или в спекулятивных целях.

3. Предоставление концессий по результатам торгов
• Если есть конкуренция, рекомендуется предоставлять концессии по
результатам торгов (предпочтительно конкурсов без оглашения
предложений, подаваемых в закрытых конвертах), основанных на
предложениях надбавок к платежам за единицу площади (га),
ежегодно начисляемым на всю площадь концессии. Процесс прове
дения аукционов должен быть всесторонне продуманным и обеспе
чивать объективность. В целях успешной реализации такого подхо
да с самого начала следует проводить торги только в тех ситуациях,
когда есть конкуренция. Аукционные надбавки к ставкам платежей
будут отражать стоимость гарантий надежных поставок древесного
сырья, которые дает концессия, и обеспечивать получение дохода,

88
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 89




Реализация политики в отношении лесных концессий и систем образования доходов: опыт разных стран


эквивалентного этой стоимости, а также той части стоимости леса,
которая не отражается в других видах лесных платежей.

4. Минимальные цены леса на корню в расчете на единицу объема
• Рекомендуется использовать минимальные цены леса на корню
в расчете на единицу объема. Они должны быть достаточно вы
сокими, чтобы отражать а) административные расходы на осуще
ствление надзора, инспектирование, воспроизводство леса и веде
ние лесного хозяйства, обмер лесоматериалов и взимание платежей
и б) экологические и другие нерыночные ценности, «вмененные за
траты», т.е. стоимость альтернативных возможностей, утраченных
из за заготовки древесины. Минимальные платежи, начисляемые на
объем заготовки, могут помочь избежать убыточности лесозагото
вительной деятельности или получения доходов ниже, чем доходы
от альтернативной деятельности, и тем самым повысить общую эф
фективность лесного хозяйства.
5. Минимальные лесные концессионные платежи в расчете на еди
ницу площади
• Минимальные лесные концессионные платежи в расчете на
единицу площади рекомендуется устанавливать на уровне, обес
печивающем отражение «вмененной стоимости» экологических и
других нерыночных ценностей, от которых можно было бы полу
чать доход, если бы участки леса были предоставлены для других ви
дов лесопользования, а не для производства древесины.

6. Фонд для финансирования затрат на ведение лесного хозяйства,
осуществление надзора и контроля за деятельностью концессио
неров
• Значительную часть лесного дохода от концессий рекомендуется
отчислять в лесохозяйственный фонд и использовать эти средст
ва для финансирования затрат на осуществление надзора и контро
ля за лесозаготовительной и лесохозяйственной деятельностью
концессионеров.

Примечание. В настоящем докладе использовались материалы одного из ис
следований Всемирного банка, докладов, представленных на семинарах в Белеме
(Бразилия), Джорджтауне (Гайана) и Рио де Жанейро (Бразилия); а также данные,
полученные мною в процессе работы в рамках проектов в Центральной Америке,
Южной Америке, Западной Африке и Юго Восточной Азии. Исследование Всемир
ного банка: John A. Gray (2002) Forest Concession Policies and Revenue Systems: Country
Experience and Policy Changes for Sustainable Tropical Forestry. (World Bank Technical
Paper # 522). Washington: World Bank. (ISBN: 0 8213 5170 2) можно получить с Ин
тернет сайта Всемирного банка в виде pdf файла, находящегося по адресу:
http://Inweb18.worldbank.org/ESSD/essdext.nsf/14DocByUnid/812B80EC470DE9ED8
5256C0F00762BB4/$FILE/forest.pdf

89
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 90




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения




90
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 91




Глава 12
СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К КОНЦЕССИОННОМУ УПРАВЛЕНИЮ ЛЕСАМИ:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

М. Симула,
«Индуфор Ои»3


Введение

Введение сертификации служит интересам ряда различных сторон. Для
промышленности и торговли сертификация является инструментом эко
логического маркетинга. Для покупателей и потребителей это возмож
ность получить информацию о воздействии продукции, которую они при
обретают. Для лесовладельцев и управляющих это инструмент, открываю
щий доступ к рынкам, позволяющий получить преимущества на рынке или,
возможно, надбавки к ценам. Кроме того, появляется возможность проде
монстрировать методы ответственного лесоуправления за счет сертифи
кации третьей независимой стороной вне зависимости от стремлений
рынка. Для экологического движения это означает возможность влиять на
управление производственными лесами. Для правительств — это мягкий
инструмент политики, позволяющий стимулировать устойчивое управле
ние лесами, схемы устойчивого потребления, а также достичь целого ряда
природоохранных и социальных целей. Инвесторам сертификация помо
гает снизить риски. Другие стороны могут найти в сертификации лесов до
полнительные выгоды или интересы.
Сертификация лесов по прежнему является одним из самых спорных
вопросов международной лесной политики, поскольку это инструмент,
связанный с торговлей, и страны полагают, что она может оказать влияние
на их конкурентоспособность и доступ к рынкам. Многие производители
считают сертификацию еще одним трудновыполнимым рыночным требо
ванием, выдвигаемым импортерами, которое скорее создает торговые ба
рьеры, чем помогает поставщикам увеличить экспорт своей продукции.
До тех пор пока система сертификации Лесного попечительского сове
та (FSC), введенная в 1993 г., была единственной действующей схемой, меж
дународные дискуссии по этой проблеме в основном были сосредоточены
на общей приемлемости схемы FSC и последствиях ее применения для ле
совладельцев, управляющих лесами, промышленности и торговли. С воз
никновением других схем возник вопрос об их сопоставимости и последу
ющем взаимном признании. Центральной проблемой международных

3 Indufor Oy, Toolonkatu 11 A, 00100 Helsinki, Finland indufor@indufor.fi, www.indufor.fi

91
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 92




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


дискуссий в настоящее время являются критерии достоверности схем сер
тификации, а также вопрос о том, как организовать взаимодействие от
дельных схем (если таковое возможно). Если взглянуть на проблему глубже,
то вопрос заключается в том, кто должен устанавливать стандарты управле
ния лесами и как это должно происходить.
В Российской Федерации развитие сертификации лесов идет медлен
ными темпами, несмотря на наличие огромных лесных ресурсов и важней
шую роль России в международной торговле. Схемы обязательной серти
фикации, введенные правительством, считались достаточными, и добро
вольная сертификация только начинает развиваться. В данном докладе
делается попытка представить общий обзор глобальной ситуации в облас
ти сертификации лесов и рассмотреть некоторые аспекты, связанные с
внедрением этого сложного инструмента в российских условиях.


Общий обзор ситуации в других странах

Распространение сертификации лесов стремительно растет, и в последние
два года этот рост был экспоненциальным. В настоящее время площадь
сертифицированных лесов оценивается в 132 млн га (январь 2003 г.). Это
почти в пять раз больше, чем три года назад, и на 30% больше, чем год назад
(рис. 1). Общая цифра включает площадь лесов, сертифицированных тре
тьей стороной в рамках двух международных систем (FSC и PEFC), нацио
нальных схем (Канада, Малайзия и США), а также лесов, сертифицирован
ных по методике Keurhout (Голландская система экомаркировки).

1000 га
250

200

150

100

50

0
94 95 96 97 98 99 00 01 02 03 04 05

Рисунок 1. Сертифицированные леса в мире в 1994—2002 гг.
и цель ВБ/Всемирного фонда дикой природы на 2005 г.



С географической точки зрения, площадь сертифицированных лесов
распределяется неравномерно: около половины из них располагается в Ев
ропе и 43% в Северной Америке. На долю развивающихся стран приходит
ся не более 6% общей площади.

92
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 93




Сертификационные требования к концессионному управлению лесами: международный опыт


Сертифицировано только 3% общей площади лесов в мире (рис. 2).
В Северной Америке доля сертифицированных лесов составляет 12% об
щей площади лесов, в Европе — 6%. В Российской Федерации доля лесов,
прошедших добровольную сертификацию, по прежнему очень мала и со
ставляет всего 0,2 млн га (табл. 1).


6,42


12,1


0,27


0,43


0,38


3,42




Рисунок 2.Доля сертифицированных лесов в общей площади лесов: январь 2003 г.



Таблица 1. Российские леса, сертифицированные по системе FSC
(февраль 2003 г.)

Заказчик Местоположение Сертифици рующий орган Площадь (га)

ОАО «Двинский ЛПХ» и ОАО
«Бобровский рейд»
Собственник — Holz DAMMERS GmbH
(Германия) Архангельск IMO 65 905

Козихинское лесное предприятие Козихинский лес Земельная ассоциация 32 712

Ковернинский лесхоз GFA 116 368

Madok GmbH
Собственник — Holz Industries Leitinger
(Австрия) Каширское/
Веребьинское, Совхоз,
Дворищенский/ Бургинское SGS 31 200

Итого 246 185



93
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 94




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


Несколько лет назад все сертифицированные леса в мире были зареги
стрированы в FSC, однако в настоящее время в рамках этой схемы регист
рируется всего 23% — намного меньше, чем в рамках PEFC (35%) (рис. 3). На
долю национальных схем в Северной Америке (SFI, ATFS и CSA) приходит
ся 40% общей площади сертифицированных лесов в мире. Однако следует
отметить, что площадь сертифицированных лесов является единственным
показателем значимости той или иной схемы на рынке.




<< Пред. стр.

страница 13
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign