LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 10
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

заться полезным для развивающихся стран. Для тех, кто разрабатывает но
вые или укрепляет существующие системы лесных концессий, эти успехи,
неудачи и несовершенства могут послужить хорошим уроком.


Концессии объемов — квоты на заготовку древесины
для гарантированного обеспечения древесным
сырьем в будущем

Получая права пользования на определенный объем ресурсов, концессионе
ры не приобретают прав владения/пользования каким либо конкретным
участком леса. Вместо этого им предоставляются квоты на заготовку установ
ленных объемов древесины, дающие право вырубать указанный объем леса в
год в пределах достаточно обширной территории, являющейся объектом
хозяйственной деятельности, или установленный процент расчетной лесо
секи этой территории. В этих квотах может устанавливаться общий объем
заготовки или объемы заготовки древесины определенных видов (по хвой
ным, лиственным и т.д.), или конкретных сортиментов, или сортов лесомате
риалов (пиловочник, балансы и т.п.). Часто квоты на заготовку древесины
в установленных объемах территориально частично совпадают с другими
формами владения/пользования лесом, что иногда еще больше усложняет
управление лесами и создает дополнительную путаницу.
Лишь несколько стран имеют опыт лесопользования на основе разре
шения вырубки оговоренных объемов. Ряд примеров можно найти в Кана
де. У восьми из десяти провинций Канады имеется многолетний опыт та
ких форм организации пользования. К этому типу договорных механизмов
относятся соглашения о заготовке балансовой древесины и лесные лицен
зии — в Британской Колумбии, сертификаты о предоставлении квот на за
готовку древесины — в Альберте, срочные соглашения о рубках — в Саска
чеване, квоты продаж леса на корню — в Манитобе, лицензии на лесораз
работки и разрешения на рубку леса на коронных землях — в Онтарио,
сублицензии на заготовку леса на коронных землях — в Нью Брансуике,
лицензии на лесопользование — в Новой Шотландии и соглашения о про
даже леса на корню — в Ньюфаундленде.

64
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 65




Формы владения/пользования лесами и опыт концессионного управления лесами в Канаде и ряде других стран


Помимо названий, между ними есть значительные различия и в отно
шении конкретных прав и договорных условий, но все они подразумевают
гарантированное производство древесного сырья в определенных объе
мах. Сроки действия таких договоров варьируют от 5 до 20 лет в зависимо
сти от провинции (у соглашений о заготовке балансовой древесины в Бри
танской Колумбии — 25 лет). В большинстве провинций квоты предостав
ляются на 10—20 лет. Чаще всего такие соглашения о заготовке древесины
в определенных объемах могут продлеваться или заменяться новыми, но с
меньшей определенностью по сравнению с договорами о предоставлении
в пользование участков леса. Некоторые из механизмов, базирующихся на
объеме пользования, предусматривают сокращение объемов в случае не
полного использования квот на заготовку древесины. Правительства про
винций оставляет за собой значительные полномочия по изменению усло
вий договоров при их продлении.
Большинство соглашений о заготовке древесины в указанных объемах
дают право пользования государственными лесами, являющимися объек
тами хозяйственного управления с установленной расчетной лесосекой.
Однако в некоторых случаях права, представленные на основании таких
соглашений об объемах, распространялись на часть территорий, находя
щихся в пользовании на основании соглашений о предоставление в поль
зование площадей или иных соглашений о лесопользовании. В Британ
ской Колумбии соглашения о заготовке балансовой древесины заключают
ся в целях заготовки маломерной балансовой древесины на территориях
действия лицензий на лесохозяйственное производство или находящихся
в собственности провинции государственных лесов, являющихся объекта
ми хозяйственной деятельности (лесосырьевые базы). В Нью Брансуике
сублицензии на заготовку леса на коронных землях (на основании кото
рых в пользование предоставляются объемы) дают право пользования на
территориях действия лицензий на заготовку леса на коронных землях, на
основании которых в пользование предоставляются участки (площади) ле
са. В Альберте, Саскачеване и Манитобе при предоставлении прав на поль
зование участками леса (площадями) квоты объемов давались компаниям,
которые традиционно заготавливали леса на данной площади.
При предоставлении в пользование объемов леса обязанности по хо
зяйственному управлению, планированию и лесовосстановлению значи
тельно различаются среди провинций. В большинстве провинций хозяйст
венное управление осуществляется лесохозяйственным департаментом, а
не держателями прав пользования. Есть провинции, где некоторые меха
низмы предоставления в пользование объемов леса предусматривают воз
ложение обязанностей по хозяйственному планированию на обладателей
квот на заготовку древесины. Обязанности по лесовосстановлению также
могут быть разными. В большинстве провинций лесовосстановление про
водится Лесной службой данной провинции. Но есть провинции, где неко
торые формы пользования в пределах установленных объемов предусмат
ривают проведение лесовосстановление самими держателями квот на за

65
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 66




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


готовку древесины. Есть и механизмы, позволяющие владельцам квот вно
сить взнос на лесовосстановление, размер которого зависит от фактичес
кого объема рубки.


Государственные лесные предприятия

Государственные лесные предприятия — это находящиеся в собственности
государства предприятия, выполняющие лесные работы на коммерческой
основе. Это еще одна форма владения/пользования государственными ле
сами. Государственные лесные предприятия могут заниматься лесозагото
вительной деятельностью или/и лесозаготовкой и деревопереработкой и
осуществлять хозяйственное управление.
Государственные предприятия часто подвергались критике с разных
сторон за их нерентабельность, неэффективность и расточительность. У
большинства из них был избыточный штат, не было четких полномочий и
целей, им не хватало капитала для реинвестирования, при этом им либо
было запрещено, либо они оказывались не в состоянии зарабатывать эти
средства самостоятельно; кроме того, имело место политическое вмеша
тельство в их операционную политику. Все это не позволяло им обеспечи
вать адекватную эффективность и рентабельность. Сегодня — в период
приватизации и ограниченных государственных бюджетов — государст
венные лесные предприятия не могут быть политически популярными.
Правительства могут быть в большей степени заинтересованы в продаже
государственных предприятий и их имущества, чем во вложении средств в
целях повышения их эффективности и рентабельности.
В тех случаях, когда государственным предприятиям давались четкие
и прямые полномочия, исключалось вмешательство со стороны прави
тельства в их работу, предоставлялись возможности для зарабатывания и
сохранения в своем распоряжении капитала и реинвестирования при
были, разрешалось контролировать численность работников и автоном
но функционировать под началом сильного руководства, государствен
ные предприятия оказывались в состоянии эффективно функциониро
вать, получать прибыль и проводить модернизацию. При наличии у
государственных предприятий четких полномочий, самостоятельности
и необходимого капитала их положение может позволить им учитывать
более отдаленные перспективы развития по сравнению с частными ком
паниями и использовать более низкие ставки процента при оценке ин
вестиций.
Однако, чтобы государственные лесные предприятия могли осуществ
лять устойчивое лесоуправление, им необходимо дать право использовать
системы стимулирования. Государственные лесные предприятия по преж
нему должны вносить платежи за лес на корню и иные платежи за исполь
зование древесных ресурсов. Если они не будут вносить никаких платежей,
то это поставит под угрозу само существование леса, поскольку, превратив

66
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 67




Формы владения/пользования лесами и опыт концессионного управления лесами в Канаде и ряде других стран


шись в бесплатный товар, он будет использоваться неэффективно и расто
чительно. Кроме того, они по прежнему должны выполнять экологические
требования.


Приватизация лесов, но не земель

Приватизация леса без приватизации земли предполагает продажу рас
тущего лесонасаждения и будущих лесонасаждений на конкретный пе
риод времени, на один оборот рубки или более или, возможно, навсегда.
Такая политика была принята в Новой Зеландии в отношении плантаций
экзотических видов в этой стране — главным образом насаждений Pinus
radiata. Эти плантации продавались лотами, на закрытых аукционах и в
соответствии с процедурами международных конкурсных торгов. Объ
ектом продажи были существующие древостои плюс права землепользо
вания в целях выращивания следующей генерации леса, исходя из 35
летнего оборота рубки. Если бы на эти земли не заявили свои права
представители коренного народа маори, то Правительство Новой Зелан
дии смогло бы продать и земли, занятые этими лесами. Заявки на участие
в торгах включали предложения по размеру первоначального платежа
без указания размера последующих платежей, начисляемых на объем за
готовленной древесины. Вопреки большим ожиданиям, начальный аук
цион нельзя было назвать успешным. В первом раунде аукциона, состо
явшемся в июле 1990 г., большинство заявок в запечатанных конвертах
были отклонены ввиду слишком низкого уровня ценовых предложений.
Правительство приняло только две заявки, охватывающие 15% общей
площади леса, выставленного на торги. Затем Правительство приняло
решение о продаже остальной части леса на основании итогов перего
ворного процесса.
Приватизация лесов может быть уместным инструментом для прода
жи плантаций быстрорастущих видов, но не для медленнорастущих бо
реальных или тропических лесов, дающих дополнительные недревесные
полезности. Плантационные леса предполагают крупные начальные ка
питаловложения. Для обеспечения окупаемости инвестиций необходима
надежная защита прав владения. Плантации используются преимущест
венно для производства рыночной древесной и иной продукции. Недре
весные лесные продукты и нерыночные экологические ценности в таких
лесах имеют гораздо менее важное значение, чем в естественных тропи
ческих лесах. Защита таких недревесных и нерыночных ценностей план
тационных лесов часто обеспечивается специальными положениями в
договоре, сервитутами или отдельными законодательными актами в об
ласти землепользования.




67
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 68




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


Приватизация государственных лесов
и лесных земель

Поскольку во многих странах концессионное лесопользование не оп
равдало возлагаемых на него надежд, а также в силу применяемых в на
стоящее время подходов к приватизации некоторые страны стали рас
сматривать приватизацию государственных лесов и лесных земель как
альтернативу лесных концессий. За последние десять лет произошло по
вышение роли частного сектора в лесохозяйственной отрасли, лесо
пользовании и лесоуправлении, увеличилась его доля в структуре собст
венности на леса.
Британская лесохозяйственная комиссия приватизировала леса и лес
ные земли, продавая часть находящихся в ее ведении лесных плантаций
в период с 1981 по 1997 г., а в 1997 г. был введен временный мораторий на
приватизацию. Такой же подход использовался в Чили при продаже госу
дарственных лесных плантаций, а позднее и при продаже чилийских есте
ственных лесов.
Однако приватизация медленнорастущих бореальных и тропических
естественных лесов, по всей вероятности, является серьезной и непоправи
мой ошибкой. Во первых, как бореальные, так и тропические естественные
леса растут слишком медленно, чтобы быть привлекательными для част
ных инвесторов в устойчивое лесопользование. Частные инвесторы скорее
займутся хозяйственной деятельностью, ориентированной на вырубку ле
са — эксплуатацию в целях производства древесины, реинвестируя доходы
в другую сферу, где они смогут получать более высокую прибыль. Частное
хозяйственное управление лесами может быть прибыльным, только если
прирост по стоимости лесной биомассы (прирост по объему насаждения,
умноженный на цену за кубометр) превышает норму прибыли, которую ча
стный инвестор может получить за счет другого вида деятельности. Если же
прирост по стоимости ниже нормы прибыли, которую частный инвестор
может получить, вкладывая средства в другой вид деятельности, то инвес
тор предпочтет избавиться от этого леса, выбрав все ликвидные деревья и
оставив природе все, что останется от насаждения. При приросте по физи
ческой биомассе, равном 1—3% в год, в сочетании с приростом по факти
ческой стоимости в 1—2% в расчете на кубометр в год (с учетом других цен
и инфляции в результате роста дефицита древесины), совокупный прирост
по стоимости, по расчетам, будет составлять от 2 до 5% в год, что намного
ниже норм прибыли альтернативной инвестиционной деятельности част
ных фирм в большинстве стран.
Во вторых, и бореальные, и тропические естественные леса являются
источником многочисленных и разнообразных нерыночных лесных про
дуктов, общих благ и ценных внешних факторов: недревесные лесные про
дукты, защита ресурсов водосборов, противоэрозионные функции, воз
можности для экотуризма и рекреации, сохранение биоразнообразия и
т.д.. Эти важные нерыночные продукты и ценности необходимы на инди

68
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 69




Формы владения/пользования лесами и опыт концессионного управления лесами в Канаде и ряде других стран


видуальном, местном и национальном уровнях, но они приносят слишком
или совсем не приносят прибыли частным собственникам.


Совместные предприятия и товарищества
с участием частных корпораций

Совместные предприятия или товарищества, сторонами которых являются
правительство или государственное предприятие и частные корпорации,
создаются для целей хозяйственного управления и выполнения работ в го
сударственных лесах и представляют последнюю альтернативную форму
владения/пользования государственными лесами. Совместные предприя
тия использовались для привлечения капитала, квалифицированных спе
циалистов по корпоративному управлению и лесному хозяйству и для уста
новления связей в области маркетинга продукции в целях освоения госу
дарственных лесов. У ряда развивающихся и развитых стран есть опыт
использования совместных предприятий в лесной отрасли. Примеры госу
дарственных совместных предприятий можно найти и в других отраслях
природно ресурсного сектора — в горнодобывающей, нефтеперерабаты
вающей и рыбной промышленности. Совместные предприятия часто пре
дусматривают, что государство предоставляет лесные ресурсы, а его парт
нер из частного сектора вкладывает капитал и берет на себя менеджмент и
маркетинг. Государство в этих случаях рассчитывает на получение дохода,
соответствующего части стоимости леса (экономическая рента) в качестве
своей доли в прибыли совместного предприятия.
У совместных предприятий есть свои преимущества, но с ними сопря
жены и серьезные риски, требующие значительных мер предосторожно
сти. К преимуществам относится возможность использования сильных
сторон каждого из партнеров — финансы частной компании и ее квали
фицированных специалистов по бизнес менеджменту, лесному хозяйст
ву и маркетингу, с одной стороны, и государственные лесные ресурсы
правительства — с другой. Но организация совместных предприятий
подразумевает и большие риски. Чтобы быть равным партнером и иметь
потенциал для осуществления надзора и оценки работы совместного
предприятия, правительство также должно иметь необходимых специа
листов и информацию по финансовым вопросам, бизнес менеджменту и
лесному хозяйству.
Значительную проблему для правительства, участвующего в совмест
ном предприятии, представляют трансфертные цены. Благодаря транс
фертному ценообразованию, частный партнер может продавать технику и
оборудование и другие материально технические ресурсы или различные
виды услуг по ведению хозяйства или маркетингу по ценам выше рыноч
ных, при этом переводя прибыль в свою дочернюю компанию, которая
предоставляет эти товары или услуги. Аналогичным образом, продавая
круглые лесоматериалы или продукты переработки какой то другой ком

69
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 70




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


пании или дочерней фирме, занимающейся маркетингом, по ценам ниже
цен на международных рынках, частный партнер может переводить при
быль в эту другую компанию и, возможно, за пределы страны. Несоответст
вующее трансфертное ценообразование и иные проблемы трудно выявить
при отсутствии экспертов, владеющих информацией о деятельности ком
пании и промышленности.
Совместные лесные предприятия тоже должны вносить плату за ис
пользование лесных ресурсов, отражающую стоимость леса. Правительст
во не должно находиться в зависимости от своей доли прибыли совместно
го предприятия в плане получения дохода, соответствующего стоимости
срубленного леса. Правительство получает только часть прибыли совмест
ного предприятия, поэтому в лучшем случае оно получит лишь какой то
процент стоимости леса в виде прибыли. Кроме того, если совместные
предприятия не будут вносить платежей за использование ресурсов или бу
дут платить по низким ставкам, то они будут относиться к лесу как к бес
платному товару или дешевому сырью и использовать его неэффективно и
расточительно.

Примечание. В настоящем докладе использовались материалы одного из ис
следований Всемирного банка, докладов, представленных на семинарах в Белеме
(Бразилия), Джорджтауне (Гайана) и Рио де Жанейро (Бразилия), а также данные,
полученные мною в процессе работы в рамках проектов в Центральной Америке,
Южной Америке, Западной Африке и Юго Восточной Азии. Исследование Всемир
ного банка: John A. Gray (2002) Forest Concession Policies and Revenue Systems: Country
Experience and Policy Changes for Sustainable Tropical Forestry. (World Bank Technical
Paper # 522). Washington: World Bank. (ISBN: 0 8213 5170 2) можно получить с Ин
тернет сайта Всемирного банка в виде pdf файла, находящегося по адресу:
http://Inweb18.worldbank.org/ESSD/essdext.nsf/14DocByUnid/812B80EC470DE9ED8
5256C0F00762BB4/$FILE/forest.pdf




70
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 71




Глава 11
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ
ЛЕСНЫХ КОНЦЕССИЙ И СИСТЕМ
ОБРАЗОВАНИЯ ДОХОДОВ: ОПЫТ РАЗНЫХ
СТРАН И ИЗВЛЕЧЕННЫЕ УРОКИ

Джон А. Грей,
Университет провинции Манитоба, Виннипег, Канада


Введение

Лесные концессии играют важную роль среди механизмов предоставле
нии прав на лесозаготовку и схем хозяйственного управления государст
венными лесными землями во многих странах мира. Наибольшее распро
странение они получили в тропических странах, но опыт их применения
есть и в странах умеренного пояса, особенно в Канаде.
В настоящем докладе представлен обзор концессионных механизмов
лесопользования, используемых в ряде богатых лесами стран тропическо
го и умеренного поясов. В докладе рассматриваются следующие вопросы.
• Могут ли лесные концессии играть важную роль в пользовании и хо
зяйственном управлении государственными лесами?
• Что такое нормативно правовая, организационная и производствен
ная база концессионного управления лесами?
• Какие выводы могут сделать для себя Россия и другие страны, познако
мившись с богатым опытом концессионного лесопользования в раз
ных странах мира, неудачами и немногочисленными успехами?
• Какие преобразования в процедурах и условиях концессионного
пользования могли бы обеспечить переход к устойчивому управления
лесами и окружающей средой в государственных лесах?

Несмотря на различия между странами в типах леса, уровне развития и ин
ституциональной структуре, их ключевые проблемы часто оказываются сход
ными. Они многому могут научиться друг у друга посредством обмена опытом
концессионного управления лесами. В настоящем докладе на основе этого
опыта определены проблемы и задачи а также предлагаются пути и методы со
вершенствования концессионной политики. К таковым относятся: 1) измене
ние условий концессионных договоров; 2) изменение порядка сдачи лесов в

71
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 72

<< Пред. стр.

страница 10
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign