LINEBURG


страница 1
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ЛЕСАМИ
В феврале 2003 г. в Москве (Россия) состоялся международный семинар
по институциональным преобразованиям в управлении лесами в стра
нах с переходной экономикой. В этом семинаре, организованном со
вместными усилиями Министерства природных ресурсов Российской
Федерации и Всемирного банка при поддержке со стороны Программы
по лесам (ПРОФОР), участвовали делегаты 18 стран с переходной эко
номикой, в том числе представители правительств, частного сектора, на
учно исследовательских институтов, вузов и неправительственных орга
низаций. Данный семинар позволил руководителям лесного сектора
России и стран с переходной экономикой поделиться друг с другом при
обретенным опытом. Основными темами дискуссий были вопросы, име
ющие ключевое значение для развития российского лесного сектора,
включая выгоды и риски, связанные с концессионным управлением, воз
можности, открывающиеся в связи с лесной сертификацией, подходы
к реформированию институциональной структуры, партнерские отно
шения между государством и частным сектором. Одной из центральных
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ
20
тем для обсуждения были также пути установления баланса между эко
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФЕВРАЛЬ
номической, экологической и социальной ролями леса. Итогом Семина
03
ра стали выводы и рекомендации, предназначенные для использования
В УПРАВЛЕНИИ ЛЕСАМИ
в процессе реформирования лесной политики.

ОПЫТ СТРАН С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ:
В данном сборнике содержатся представленные тексты выступлений и
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
подготовленные для данного семинара статьи, его выводы и рекоменда
ции, а также ряд материалов по стратегии Всемирного банка в области
лесного сектора и проекта Банка в данном регионе.




03
ФЕВРАЛЬ 20




Program on Forests (PROFOR)

The World Bank
1818 H Street NW
Washington DC 20433 USA
tel: +1 (202) 473 2396
fax: +1 (202) 522 1142
email: profor@worldbank.org
Internet: http://www.profor.info
www.alexpublishers.ru
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page i




Институциональные преобразования
в управлении лесами
Опыт стран с переходной экономикой:
проблемы и решения


Материалы семинара

Москва, Россия
25 февраля 2003 г.




Всемирный банк

«Алекс»
Издательство
Москва
2003
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page ii




УДК 630
ББК 43
Инс 69




Институциональные преобразования в управлении лесами.
Инс 69 Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения. Ма
териалы семинара (Москва, Россия. 25 февраля 2003 г.). М.: Издательство
«Алекс», 2003. — 178 с.

ISBN 5 9618 0002 4
Материалы семинара представляют опыт стран Восточной и Северной
Европы и Балтии в создании рыночно ориентированной системы лесоуп
равления, обеспечивающей достижение высоких экономических, экологи
ческих и социальных результатов при использовании и воспроизводстве
лесных ресурсов России и других стран бывшего СССР.
Книга предназначена для руководителей и специалистов центральных и
территориальных органов управления лесным хозяйством, организаций и
предприятий лесной промышленности, преподавателей, аспирантов и сту
дентов лесных университетов и средних профессиональных образователь
ных учреждений.




Все права защищены

Материал публикации защищен законодательством об авторском праве. Ника
кая часть настоящего издания не может быть воспроизведена, помещена на
хранение в информационно поисковую систему или передана в любой форме или
любыми средствами, включая электронные, механические, фотокопировальные,
магнитные и прочие, без предварительного письменного разрешения Всемирно
го банка.




Отпечатано в России




© Международный банк реконструкции
и развития/ Всемирный банк, 2003
ISBN 5 9618 0002 4 1818 H Street, N.W., Washington, D.C. 20433, USA
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page iii




ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ


Проведение семинара и публикация его материалов стали возможными
благодаря содействию Министерства природных ресурсов Российской
Федерации, Всемирного банка, правительства Австрии и Программы по
лесам (Program on Forests — PROFOR), а также благодаря усилиям объеди
ненной группы специалистов, в которую входили специалисты Всерос
сийского института повышения квалификации руководящих работников
и специалистов лесного хозяйства — Анатолий Петров, Елена Самолетова,
Жанна Герасимова — и сотрудники Всемирного банка — Лоран Дебру, Гер
хард Дитерле, Джеймс Дуглас, Андрей Кушлин, Татьяна Шадрунова и Мари
на Сметанина.
Особую признательность мы выражаем госпоже Лауре Айверс из про
граммы PROFOR за редактирование и издание материалов на английском
языке и профессору Анатолию Петрову за редактирование материалов на
русском языке.
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page iv
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page v




СОДЕРЖАНИЕ


Выражение признательности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . iii

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . vii

Предисловие к русскому изданию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ix

Глава 1. Актуальные задачи реформ системы лесоуправления
и ведения лесного хозяйства в Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . 1

Глава 2. Реформы в лесном секторе стран Восточной Европы:
обзор и выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Глава 3. Лесное хозяйство Украины: старое и новое
в управлении лесами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Глава 4. Новая лесная политика Киргизской Республики . . . . . . . . . . . . . 27

Глава 5. Процесс реформ государственного управления
лесным сектором Латвии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

Глава 6. Изменения, произошедшие в лесном секторе Эстонии
с 1990 по 2002 год . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

Глава 7. Управление государственными лесами на базе коммерческого
предприятия в Финляндии и уроки для России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37

Глава 8. Опыт управления лесным сектором в Швеции . . . . . . . . . . . . . . . . 45

Глава 9. Управление процессом изменений: пример Федеральной
службы лесного хозяйства Австрии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47

Глава 10.Формы владения/пользования лесами и опыт
концессионного управления лесами в Канаде и ряде других стран . . 53

Глава 11. Реализация политики в отношении лесных концессий
и систем образования доходов: опыт разных стран
и извлеченные уроки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71


v
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page vi




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


Глава 12. Сертификационные требования к концессионному
управлению лесами: международный опыт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91

Глава 13. Общественная поддержка и формирование стоимости леса:
опыт Шведской федерации лесопромышленных предприятий . . . . . . 103

Глава 14. Организация лесного хозяйства в странах
с переходной экономикой (краткая справка к региональному
аналитическому докладу Всемирного банка) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107

Глава 15. Выводы и рекомендации семинара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Программа семинара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125

Приложение 2. Список участников семинара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127

Приложение 3. Новая лесная политика и стратегия
Всемирного банка в регионе Восточной Европы
и Центральной Азии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137

Приложение 4. Вопросы реформирования лесной политики
России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143




vi
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page vii




ВВЕДЕНИЕ


Двадцать пятого февраля 2003 г. в Москве (Россия) состоялся международ
ный семинар по институциональным преобразованиям в управлении леса
ми в странах с переходной экономикой. В этом однодневном мероприятии,
организованном совместными усилиями Министерства природных ресур
сов Российской Федерации и Всемирного банка при поддержке со стороны
Программы по лесам (ПРОФОР), участвовало около 100 человек, включая
представителей восьми министерств Правительства России и 16 субъектов
Федерации, 18 стран с переходной экономикой, Всемирного банка, частно
го сектора, научно исследовательских институтов, вузов и природоохран
ных неправительственных организаций. Семинар проходил в рамках про
граммы Всероссийского съезда лесоводов, собравшего вместе около 5 тыс.
лесоводов из всех регионов страны для обсуждения будущего управления
лесами в период до 2010 г. и завершившегося в четверг 27 февраля пленар
ным заседанием в Кремлевском Дворце съездов.
Данный семинар позволил руководителям лесного сектора России и
стран с переходной экономикой поделиться друг с другом приобретен
ным опытом. Основными темами дискуссий были вопросы, имеющие
ключевое значение для развития российского лесного сектора, включая
выгоды и риски, связанные с концессионным управлением, возможности,
открывающиеся в связи с лесной сертификацией, подходы к реформиро
ванию институциональной структуры, партнерские отношения между го
сударством и частным сектором и пути установления баланса между эко
номической, экологической и социальной ролями леса. Итогом семинара
стали выводы и рекомендации, предназначенные для использования в
процессе реформирования лесной политики. В данном сборнике содер
жатся представленные тексты выступлений и подготовленные для данно
го семинара статьи, его выводы и рекомендации, а также ряд материалов
по стратегии Всемирного банка в области лесного сектора и проекта бан
ка в данном регионе.




vii
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page viii
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page ix




ПРЕДИСЛОВИЕ
к русскому изданию

Централизованно планируемая и рыночная экономика создали системы
управления лесами и ведения лесного хозяйства, различающиеся по всем
элементам, формирующим правовые, административные и финансовые
отношения в лесном секторе.
Эти различия обусловлены:
• формами собственности на лесные земли и лесные ресурсы;
• уровнями и методами принятия управленческих и хозяйственных ре
шений;
• формами организации лесопользования;
• методами формирования платежей за пользование лесными ресур
сами и системой финансирования хозяйственной деятельности в
лесу.

Переход от расточительной по степени эффективности использования
всех производственных ресурсов централизованной экономики к рыноч
ной разные страны осуществляют с учетом своих национальных особен
ностей, политических условий, состояния общества, уровня развития про
изводительных сил.
При этом разные отрасли национальной экономики адаптируются к
рыночным условиям по разному. Лесной сектор Российской Федерации
в силу разных организационных, экономических и социальных причин
весьма долго и трудно осуществляет необходимые для создания рыноч
ных отношений институциональные преобразования. В первую очередь,
это относится к системе управления лесами и ведению в них хозяйствен
ной деятельности.
В Российской Федерации отсутствует национальная лесная политика
в качестве правового или нормативного акта, ставящая стратегические це
ли развития лесного сектора в комплексе двух его составляющих: лесной
промышленности и лесного хозяйства.
Весьма трудно и конфликтно проходит работа над разработкой и при
нятием нового лесного законодательства, призванного создать правовое
поле для устойчивого развития лесного сектора. В этих условиях актуаль
ной задачей становится анализ и оценка того опыта, который накоплен
странами Восточной Европы и Балтии на пути создания в них рыночно
ориентированной системы лесоуправления, обеспечивающей достижение
высоких экономических, экологических и социальных результатов при ис
пользовании и воспроизводстве лесных ресурсов.
ix
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page x




Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения


Материалы семинара представляют этот опыт в разных аспектах, при
этом не дают «поучительных» рекомендаций. Каждому, кто изучит публику
емые материалы, предоставляется возможность самому сделать выводы,
как нужно реформировать сложившиеся в стране лесные отношения.
Материалы семинара рекомендуются для использования руководите
лям и специалистам федерального и территориальных органов управле
ния лесным хозяйством, руководителям и специалистам, работающим в
организациях и предприятиях лесной промышленности, преподавателям,
аспирантам и студентам лесных университетов и средних профессиональ
ных образовательных учреждений.

А.П. Петров, профессор, д.э.н.,
научный редактор издания




x
forest_maket.qxd 1/3/2004 5:11 PM Page 1




Глава 1
АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ РЕФОРМ СИСТЕМЫ
ЛЕСОУПРАВЛЕНИЯ И ВЕДЕНИЯ ЛЕСНОГО
ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.П. Петров,
д.э.н., профессор, ректор ВИПКЛХ,
Министерство природных ресурсов Российской Федерации


В течение десятилетия экономических и структурных реформ лесное хо
зяйство Российской Федерации было в стороне от них, сохраняя все атри
буты прежней экономической системы, а именно:
• монополию государственной собственности на леса;
• структуры управления лесами на нижнем уровне, представленные ле
схозами, где государственные и хозяйственные функции соединены
вместе;
• лесопользование с распределительной системой, когда решения о пре
доставлении лесного фонда в пользование принимаются большим ко
личеством участников лесных отношений и где отсутствует реальная
конкуренция;
• финансовая система со встречными непрозрачными финансовыми
потоками, бюджетным финансированием лесохозяйственных работ
и низкой доходностью лесопользования.

Названные выше элементы системы лесоуправления и должны стать
первоочередными объектами экономических и структурных реформ в Рос
сийской Федерации.

Права собственности на лесной фонд и распределение полномо
чий в области использования, охраны, защиты лесного фонда и
воспроизводства лесов

Несмотря на то, что Лесной кодекс РФ в условиях федеральной собствен
ности на лесной фонд передал часть важнейших распорядительных функций
в сфере государственного управления лесным хозяйством субъектам Федера
ции, он не возложил на них при этом соответствующих обязанностей.
Так, органам государственной власти субъектов Федерации статьей 47

страница 1
(всего 23)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign