LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Анилин
0,55
2,75
Ацетон
0,05
0,25
3,4-бензпирен
16500,00
82500,00
Бензин (нефтяной, малосернистый)
0,01
0,05
Диэтилртуть
55,00
275,00
Тетраэтилсвинец
5500,00
27498,98
Трихлорметил (хлороформ)
0,55
2,75
фенол
5,50
27,50

Таблица 2
Норматив платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании 1т. (1 тыс. м3 - для газов) топлива.
Вид топлива
Норматив платы
Бензин этилированный: АИ-95, АИ-92,
АИ-76
0,04
0,03
Бензин неэтилированный: АИ-95, АИ-92, АИ-76
0,01
Дизельное топливо
0,02
Керосин
0,02
Сжатый природный газ
0,01
Сжиженный газ
0,01

Таблица 3
Базовые нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды
Загрязняющее вещество
Норматив платы за сброс 1 т. загрязняющих веществ (руб)
В пределах допустимых нормативов
В пределах временно согласованных нормативов
Азот аммонийный
5,55
27,73
Азот нитратный
0,25
1,23
Азот нитритный
110,88
554,38
Анилин
22175,00
110875,00
Бенз(о)пирен
44350,00
221750,00
Бензин
110,88
554,38
Бензол
4,44
22,18
Взвешенные вещества
2,95
14,75
Железо двухвалентное
443,50
2217,50
Железо общее
22,18
110,88
Жиры
44,35
221,75
Кобальт
221,75
1108,75
Марганец
221,75
1108,75
Метакриловая кислота
443,50
2217,50
Медь
2217,50
11087,50
Ртуть
221750,00
1108750,00
Свинец
22,18
110,88
Фосфаты
11,09
55,45
Хром
110,88
554,38
Цинк
221,75
1108,75

Таблица 4
Базовые нормативы платы за размещение отходов
Вид отходов
Единица измерения
Норматив платы за размещение 1 т (1м3) отходов в пределах утвержденных лимитов
Нетоксичные отходы
Добывающей промышленности
т
0,0025
Перерабатывающей промышленности
м3
0,12
Токсичные отходы
1 класс токсичности (чрезвычайно опасные)
т
14
2 класс токсичности (высокоопасные)
т
6
3 класс токсичности (умеренно опасные)
т
4
4 класс токсичности (малоопасные)
т
2

Таблица 5
Коэффициенты экологической ситуации (Кэс)
Территория
Водные объекты
Атмосферный воздух
Почва (отходы)
Шумовое загрязнение
Нижегородская область
1,18
1,1
1,5
1,0

Таблица 6
Коэффициенты экологической значимости (Кэз)
Населенный пункт
Водные объекты
Атмосферный воздух
Почва (отходы)
Шумовое загрязнение
Нижний Новгород
1,2
1,57
1,2
1,2
Дзержинск
1,2
1,57
1,2
1,1
Кстово
1,2
1,20
1,2
1,0
Арзамас
1,0
1,20
1,0
1,0
Балахна
1,0
1,14
1,0
1,0
Другие населенные пункты Нижегородской области
1,0
1,00
1,0
1,0


5.6. Система экономического стимулирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Для решения приоритетных экологических проблем важное значение принадлежит системе экологического стимулирования рационального природопользования. К приоритетным направлениям экологической политики в этой области относятся мероприятия по внедрению в производство малоотходных технологий, переход на энерго и ресурсосберегающий тип производства, ввод в действие новых технологических процессов по использованию вторичных ресурсов и отходов. Переход к устойчивому развитию требует существенных инвестиций в природоохранную и природовосстановительную деятелъность
Согласно закону "Об охране окружающей среды " (статья 14) предприятиям предоставляются налоговые и иные льготы при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использование вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Экономическое стимулирование в среде природопользования должно быть направлено прежде всего на устранение причин загрязнения окружающей среды, а не на ликвидацию их последствий. Экономические затраты, связанные с решением этой задачи с каждым годом увеличиваются. Конкретный уровень таких расходов устанавливаются с учетом состояния окружающей среды, экономического потенциала и возможности государства.
Сущность экономического стимулирования природоохранной деятельности заключается в создании у природользователей непосредственной заитересованности в осуществлении мер природоохранного характера.
В последние годы в России экономическому стимулированию придается все большее значение. В ближайшее время необходимо решить задачу разработки научных основ экологического стимулирования рационального природопользования. Разработка общих принципов стимулирования природоохранной деятельности имеет международное значение.
Основными принципами экономического стимулирования рационального природопользования являются:
1. Комплексность стимулирования, означающая обязательность стимулирования как операции ресурсосберегающих процессов, так и природоохранных мероприятий( утилизация отходов, строительство очистных сооружений в целях предотвращения загрязнения водных источников и атмосферного воздуха.
2. Соблюдение баланса между экономическим стимулированием и экономическими санкциями, т.е. между методами воздействия на природопользователей.
3. Сочетание стимулирования на различных уровнях экономического механизма. Недостаточно только поощрять работников за природоохранную деятельность в рамках предприятия, необходимо побуждать к этой деятельности и предприятие как юридическое лицо.
4. Сочетание экономического стимулирования с другими элементами экономического механизма природопользования: планированием, регулированием, контролем, санкциями. Экономическое стимулирование не отражает заметного влияния на процесс природопользования в отрыве от других элементов деятельности предприятия.
5. Сочетание материального и морального стимулирования предрпиятий, основывающих эффективную природоохранную политику.

5.7. Реализация природоохранных програм на разных уровнях управления
В законе " Об охране окружающей среды" ( статья 15 ) отмечается, что, " в целях планирования, разработки и осуществления мероприятий по охране окружающей среды разрабатываются федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации и целевые программы в области охраны окружающей среды субьектов Российской Федерации. Порядок разработки, финансирования и реализации федеральных программ в области экологического развития устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации. "
Планирование и разработка экологических программ осуществляется с учетом государственных прогнозов социально-экономического развития страны и регионов на основании научных исследований, направленных на решение задач по рациональному природопользованию и охране окружающей среды.
Выполнение экологических программ осуществляется на следующих экономических принципах:
1. Самофинансирование. Реализация программ осуществляется за счет средств предприятий, а также капитальных вложений из федерального бюджета.
2. Территориальность. Наибольшую часть затрат берет на себя областной и городской бюджеты.
3. Экономическая ответственность, связанная с системой санкций за нарушение сроков и качества выполнения мероприятий программы.
Дополнительным источником средств для реализации программы могут быть экологические фонды.
Для формирования плана реализации природоохранной программы используется широкий набор различных экономико-математических моделей и методов. Производится также оценка эффективности природоохранной программы. Методика оценки экономической эффективности соответствует подходу, рекомендуемому в современных методиках оценки эффективности инвестиционных проектов. Анализ чувствительности экономической природоохранной программы позволяет выявлять факторы, которые могут существенно снизить эффективность программы.
Примером экологической федеральной программы является Программа " Возрождение Волги ". Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1998 № 414 утверждена федеральная целевая программа "Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных компдексов Волжского бассейна до 2010 года "( "Возрождение Волги " ). Программа расчитана на период до 2010 года и осуществляется в три этапа:
первый этап 1996-1998 гг;
второй этап 1999-2005 гг;
третий этап 2006-2010 гг.
В создании Программы " Возрождение Волги " приняли участие 38 субъектов РФ, 23 министерства и ведомства, околс 40 научно- исследовательских и проектных организаций. Наибольший вклад в создании программы внесло Министерство природных ресурсов РФ, одним из главных разработчиков программы является Нижегордский Архитектурно- строительный университет.
Бассейн реки Волги испытывал и испытывает до настоящего времени негативное техногенное воздействие на окружающую среду. Это обусловлено прежде всего тем, что территория бассейна реки Волги составляет приблизительно 8% от площади территории РФ, однако на этой территории сконцентрировано 45% промышленного потенциала страны, производится около 50% сельскохозяйственной продукции. На территории Волжского бассейна проживает 57 млн. человек, расположено свыше 400 городов. Из 100 городов страны с самой загрязненной атмосферой 65 приходятся на бассейн реки Волги.
Сложная экологическая обстановка в Волжском бассейне, высокая заболеваемость и смертность населения, явились основными причинами принятия Правительством РФ решения о разработке и реализации федеральной целевой Программы " Возрождение Волги ".
Основными целями Программы являются:
- коренное улучшение экологической обстановки и сохранение природных комплексов Волжского бассейна ;
- устойчивое развитие региона путем перехода к ресурсосберегающим малоотходным и замкнутым технологическим целям ;
Основными особенностями федеральной целевой программ являются:
- бассейновый принцип решения социально- экономических задач с учетом необходимости коренного улучшения экологической обстановки ;
- комплексное рассмотрение проблем экологического оздоровления региона ( рациональное использование и охраны водных, лесных ресурсов, создание бассейновой системы мониторинга, улучшение здоровья населения, снижение заболеваемости и смертности, создание системы непрерывного экологического образования ) ;
- приоритетное выполнение программы мероприятий, обеспечивающих улучшение здоровья населения, снижающих антропогенное воздействие на биологические ресурсы бассейна Волги ;
- координирующая роль программы " Возрождение Волги " по отношению к другим федеральным и государственным научно- техническим программам, действующим на территории Волжского бассейна.

Список используемой литературы :
1. Лукьянчиков Н.Н, Потравной И.М. Экономика и организация природопользования. - М. : Тройка, 2000 - 456 с.
2. Гирусов Э.В, Бобылев С.Н, Новоселов А.Л, Чепурных Н.В. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов. , 2-е изд. - М. : ЮНИТИ -ДАНА, Единство,2002-519 с.
3. Федцов В.Г, Дрягилев Л.А. Экология и экономика природопользования. : Учебно-методическое пособие.- М.: Издательство РДЛ, 2002- 232 с.
4. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов: Учебник для узов(по ред. В.Г. Глушковой ) - М.: Инфра- М, 2001- 492 с.
5. Экономика предприятия: Учебник для вузов: перевод с нем. -М.: Инфра-М, 2001-492 с.
6. Экономика редприятия: Учебник (под ред. проф. И.О. Волкова -2-е изд.) -М.: ИМФРА, 2001-173 с.
7. Экономика предприятия: Учебник (под ред. В.Л. Горфинкеля -3-е изд. ) - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001-570 с.
8. Оценка земли и иной недвижимости: Учебное пособие. - М. : Открытый Аграрный Университет -2001 .
9. Похомова Н.В, Рихтер К.К. Экономика природопользования и охрана окружающей среды. - СПб.: СПГУ, 2001.
10. Ильин Н.И, Лукьянова И.Г, Немчин А.Л.и др. Управление проектами. - СПб.: 1996.
11. Чепурных М.В. Новоселов А.Н. Инвестиционное проектирование в региональном природопользовании.-М.: Наука, 1997.
12. Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений. Сборник аналитических материалов, нормативных актов иведомственных документов. -М.: Издательство МУМЦ -1999.
13. Бабина Ю.В, Бобров А.А. Обеспечение экологической безопасности в системах управления качеством. -М.: Макс Пресс,2001
14. Сборник документов по системам управления охраны окружающей среды. -М.: Издательство ВНИИС ,1997.
15. Международные стандарты. - М.: Издательство ВНИИС, 1995.
16. Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999- 2001 гг. -М.: Госконэкологии России, 2000.






Глава 6. Система управления природопользованием на предприятии
6.1. Механизм взаимодействия промышленных предприятий с окружающей средой. Обострение проблемы природопользования
Целью работы предприятия является производство конечного продукта. Отрицательное воздействие на окружающую среду обусловлено не только его нерациональной структурой, но и несовершенством технологических процессов. Из огромного количества вещества, используемого людьми из природной среды для целей производства, в конечный продукт превращается лишь 1,5-2,0 %. Основная масса переходит в производственные и бытовые отходы. По мере развития науки и техники, умножения производительных сил общество получает возможность все более активно воздействовать на природу с целью использования ее ресурсов для удовлетворения своих постоянно растущих потребностей.
Методы регулирования взаимодействия в системе "промышленное предприятие -окружающая среда" сначала нашли применение в наиболее развитых странах. Так как именно там отрицательное воздействие промышленности на окружающую среду проявились в первую очередь. В Росси, где концентрация промышленных предприятий вследствие большой территории была существенно меньшей, проблема защиты окружающей среды встала позднее. В 1989 г. Верховным Советом СССР было принято Постановление " О неотложных мерах экологического оздоровления страны". В нем предусматривалось внедрение в природоохранную практику комплекса экономических, законодательных административных, технических, технологических, образовательных и воспитательных методов с целью уменьшения воздействия промышленных предприятий на окружающую среду.
Взаимоотношение в системе " промышленное предприятие -окружающая среда" осуществляется следующим образом ( рис. 6.1);
Взаимодействие промышленного предприятия с окружающей средой.





















Рис. 6.1. Схема взаимоотношения в системе " промышленное предприятие -окружающая среда"

Предприятие забирает из окружающей среды природные ресурсы, перерабатывая которые, изготавливает необходимый обществу конечный продукт. В окружающую среду при этом попадают продукты технологического процесса -различные виды отходов.
Общий уровень воздействия промышленного объекта на окружающую среду может находиться в допустимых равновесных и кризисных границах. Характер воздействия объекта на окружающую среду определяется составом техногенных факторов, и интенсивностью их взаимодействия на компоненты природы.
Техногенное воздействие может быть локальным от единичного фактора или комплексным -от группы различных факторов, которые характеризуются коэффициентами экологической весомости, зависящие от вида воздействия (механическое, тепловое, биологическое, химическое, электромагнитное и другие), продолжительности (кратковременное, долговременное), вида объекта (строительный объект, промышленное предприятие, химический завод).
Для характеристики уровня воздействия промышленных объектов на экологическое состояние природы используют следующие интегральные характеристики:
* абсолютные потери окружающей среды, выражаемые в конкретных единицах измерения состояния биоценозов (флоры, фауны, людей);
* компенсационные возможности экосистем, характеризующие их восстанавливаемость в естественном или искусственном режиме;
* опасность нарушения природного баланса, которая может вызвать кризисные ситуации в окружающей среде;
* уровень экологических потерь, вызываемых воздействием объектов транспорта на окружающую среду.
Любое воздействие объектов на природу вызывает ответную реакцию, которая проявляется в следующих формах: адаптационной, восстанавливающейся или самовосстанавливающейся, частично восстанавливающейся, невосстанавливающейся.
Факторы воздействия промышленного объекта на окружающую среду можно классифицировать по следующим признакам: механические (твердые отходы, механическое воздействие на почвы строительных, дорожных и других машин), физические(тепловое излучение, электрические поля, шум, ультразвук, вибрация); химические вещества (кислоты, щелочи, соли металлов, органические соединения, растворители, краски, лаки и т. д.), которые подразделяются на чрезвычайно опасные, высокоопасные, опасные и малоопасные, биологические (макро- и микроорганизмы, бактерии, вирусы и т. д.). эти факторы могут действовать на природную среду долговременно, сравнительно недолго, кратковременно и мгновенно. Время действия факторов не всегда определяет размер вреда, наносимого природе. Например, взрывы, транспортные катастрофы происходят быстро, но ущерб от них может исчисляться миллиардами рублей и гибелью сотен людей.
По способу аккумуляции в организме химические вещества подразделяются на аккумулируемые, задерживаемые в живом организме и не аккумулируемые, которые после прекращения действия выводятся из организма.
По масштабам действия вредные факторы подразделяются на действующие на небольших площадях (локальные), действующие на отдельные участки местности (региональные) и глобальные.
Экономическая оценка ущерба, наносимого нерациональным использованием природных ресурсов и особенно загрязнением окружающей среды, очень сложно, и, видимо, всегда будет малодостоверной, поскольку в денежном выражении невозможно отразить тот огромный ущерб, который наносит загрязнение окружающей среды здоровью людей. Однако попытки оценки прямых затрат на ликвидацию некоторых последствий загрязнения окружающей среды делаются.
Основные расходы на охрану окружающей среды ложатся на государственный бюджет. Основным же источником нагрузки на окружающую среду является деятельность предприятий. В общем объеме капиталовложений доля инвестиций, у идущих на природоохранные цели, не превышает 2 %.
Взаимодействие промышленных объектов с окружающей средой представляет собой эколого -экономическую систему, в которой экономическая часть характеризует производственную деятельность объектов по удовлетворению нужд общества, а экологическая часть обеспечивает производство всеми видами природных ресурсов и воспринимает от функционирующих производств потоки загрязнений (отходы, выбросы, стоки, физические излучения и т. д.). экономическое состояние производства зависит от возможностей по использованию природных ресурсов и от восстановительных способностей природных комплексов по воспроизводству самоочищению.
Хозяйственная деятельность промышленных объектов может вестись экстенсивно и интенсивно. При экстенсивном хозяйствовании полезную продукцию получают путем использования природных ресурсов во все больших количествах. При интенсивном хозяйствовании достигается максимально полезный эффект при минимальном расходе материальных ресурсов.


6.2. Основные загрязнители, их источники, классификация, нормирование, характер воздействия
Любое предприятие природопользования должно функционировать с учетом экологической безопасности и здоровья людей. Под экологической безопасностью понимаются условия, при которых отсутствуют факторы, приводящие к нарушению экологического равновесия в окружающей среде, факторы вызывающие напряженное состояние во взаимоотношениях между обществом и природой и влияющие на среду обитания живых организмов. Экологическое равновесие и соответственно экологическую безопасность нарушают природные и антропогенные факторы.
К природным факторам, нарушающим экологическую безопасность, относятся землетрясения, наводнения, бури, засухи, молнии, затопление местности и т. д. Факторами деятельности людей, приводящими к экологической опасности в среде обитания, считаются: военные конфликты; аварии на атомных (тепловых, водяных) электростанциях; антропогенное, зоогенное, фитогенное, микробное загрязнения; эрозия, заболачивание, засоление и потеря плодородия почв; вырубка лесов; нерациональное использование природных ресурсов (продовольственных, топливно-энергетические; аварии и катастрофы на транспорте; нарушение транспортных коммуникаций между регионами).
К опасным физическим факторам, которые нарушают экологическую безопасность, относятся радиационные и радиоактивные заражения. Характерный пример нарушения экологической безопасности из-за радиоактивного заражения -техногенная авария на Чернобыльской АЭС.
Регионы, где в результате хозяйственной и других видов деятельности произошли необратимые изменения в окружающей природной среде, приведение к ухудшению здоровья населения, нарушению природного равновесия, разрушению естественных экологических систем, деградации флоры и фауны, объявляются зонами экологического бедствия. В зонах экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов, ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и оздоровлению окружающей природной среды.
Регионы, где в результате хозяйственной и иной деятельности наблюдаются устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, генофонда растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации.
В этих зонах прекращаются все виды деятельности, отрицательно влияющие на окружающую природную среду, ограничиваются отдельные виды природопользования, принимаются оперативные меры по ликвидации отрицательных факторов, влияющих на природную среду.
Воздействие вредных химических, физических, биологических факторов на биоценоз, т. е. Качество окружающей среды, нормируется на государственном уровне. Предусмотрены предельно допустимые нормы антропогенного воздействия на окружающую среду, гарантирующие экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда. В основу нормативов качества окружающей среды положены три показателя, учитывающие:
* медицинский уровень - угрозу здоровью человека;
* технологический - способность к техническому и экономическому обеспечению выполнения установленных нормативов;
* научно -технический - наличие и возможность средств контроля установленных норм.
К нормативам качества окружающей среды относятся:
* предельно допустимые или временно согласованные нормы выбросов в атмосферу вредных веществ (ПДВ, ВСВ);
* предельно допустимые или временно согласованные нормы сбросов в водоёмы (ПДС, ВСС);
* предельно допустимые нагрузки отходов производств на земли и почвы (ПДН) и др.;
* предельно допустимые нормы и лимиты по изъятию и воспроизводству природных ресурсов, исходя из необходимости поддержания равновесия в природной среде;
* предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, воде, почве (ПДК ), ориентировочно безопасные уровни воздействия на людей (ОБУВ) или предельно допустимые дозы воздействия вредных веществ на людей (ПДД);
* нормы предельно допустимого количества микроорганизмов и других биологических факторов в атмосфере, воде почвах;
* нормы предельно допустимых или ориентировочно допустимых уровней (ПДУ, ОДУ), предельно допустимых доз (ПДД) для шума, вибраций, электрических и электромагнитных полей и иных физических факторов, которые могут оказывать влияние на здоровье людей и их работоспособность;
* нормы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, устанавливающие минимально допустимые дозы (МДД), которые безвредны для человека по каждому используемому химическому веществу и при их суммарном воздействии;
* нормы предельно допустимого уровня или предельно допустимой дозы безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей среде и продуктах питания, а также ПДУ и ПДД радиационного облучения людей.
* нормативы на санитарно -защитные зоны и полосы;
Наиболее интенсивному воздействию вредных веществ в результате хозяйственной деятельности подвергается воздушная среда. Воздух загрязняется различными газами (среди которых наиболее широко распространены оксид углерода, диоксид серы и оксид азота), парами углеводородов, кислот металлов и разнообразной пылью, имеющей органическое и неорганическое происхождение. Содержание вредных веществ в воздухе определяется их концентрацией, выражаемой в мг/м3.
Максимальная концентрация вредных веществ, не оказывающая влияния на здоровье человека, называется предельно допустимой концентрацией. Определяют её врачи --гигиенисты на основе экспериментальных исследований над подопытными животными и наблюдения за состоянием здоровья людей, находящихся под воздействием вредных веществ.
В России по многим вредным веществам установлены более жёсткие, более низкие значения ПДК, чем в других развитых странах. Однако в последние годы наблюдается сближение нормируемых значений ПДК.
По степени воздействия на организм человека вредные вещества подразделяют на 4 класса: 1 - чрезвычайно опасные; 2 - высокоопасные; 3 - умеренно опасные; 4 - малоопасные. ПДК вредных веществ, загрязняющих воздушную среду, установлены санитарными нормами проектирования промышленных предприятий, а также ГОСТ 12.1.005-88 "Общие санитарно - гигиенические требования к воздуху рабочей зоны". Данный ГОСТ нормирует ПДК более чем для 1300 вредных веществ. Для атмосферного воздуха населенных мест нормируется максимальная разовая и среднесуточная ПДК. В таблице приведены данные о ПДК некоторых вредных веществ для атмосферного воздуха населённых мест и рабочей зоны производственных помещений

Таблица 6.1.
Предельно допустимые концентрации некоторых вредных веществ в воздушной
среде, мг/м3


Вещество
В атмосферном воздухе населенных пунктов
В рабочей зоне производственных помещений


Класс опасности
Максимально разовая
среднесуточная

Азота диоксид
Азота оксида
(в пересчёте на NO2)
Аммиак
Ацетон
Бензол
Бензин нефтяной
Бензин сланцевый
Бутан
Бутилен
Дихлорэтан
Нафталин
Ртуть металлическая
Сажа
Серная кислота
Сероуглерод
Серы диоксид
Стирол
Фенол
Формальдегид
Этилен

0,085


0,6

0,2
0.05
0.35
1.5

5
0.05

200
3
3
0,003

-
0,15
0,3

0,03
0,5
0,04
0,01
0,035
3

0,04


0,06

0.04

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign