LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ФЗ "Об исключительной экономической зоне России", 1998 г
ФЗ "Об отходах производства и потребления",1998 г.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ, НУЖДАЮЩИЕСЯ В РАЗРАБОТКЕ И/ИЛИ В УТВЕРЖДЕНИИ
ФЗ "Об экологическом страховании"
ФЗ "Об экологической безопасности"
ФЗ "О разграничении прав собственности на природные ресурсы ("О федеральных природных ресурсах")".
ФЗ "Об экологических фондах"
ФЗ "О статусе зон экологического неблагополучия"
ФЗ "О государственных кадастрах природных ресурсов"
ФЗ "Об охране водных биологических ресурсов"
ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами"
ФЗ "О растительном мире"
ФЗ "Об охоте и рыболовстве"
ФЗ "Об энергоинформационном благополучии населения"
ФЗ "О государственной политике в области обращения с радиоактивными отходами".
ФЗ "О государственном регулировании использования охраны зеленого фонда городских поселений"
ФЗ "О питьевой воде"
ФЗ "От государственном регулировании в области экологического образования"



Природоресурсовое законодательство включает нормативные акты, регулирующие охрану и использование отдельных видов природных ресурсов: Земельный кодекс РФ(2001 год), Лесной кодекс РФ(1997 год), Водный кодекс РФ(1995 год), Закон РФ "О недрах"(1992 год), Закон "Об особо охраняемых природных территориях"(1995 год), Закон РФ "Об охране атмосферного воздуха"(1999 год), Федеральный закон "О животном мире"(1995 год).
В природоохранное законодательство входят нормативные акты, регулирующие охрану окружающей среды в целом: Закон РФ "Об охране окружающей среды"(2002 год), Федеральный закон "Об экологической экспертизе"(1995 год), "О радиационной безопасности населения"(1995 год), "О безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами"(1997 год) и др.
Действующий земельный кодекс РФ был принят в 2001 году.
Первый земельный кодекс РСФСР был принят в 1992 г. ВЦИК. Он провозглашал собственность государства на землю и изъятие земель из гражданского оборота. Второй земельный кодекс РСФСР принят Верховным Советом РСФСР в июне 1970г. Это был кодекс периода развитого социализма, утвердившего полное господство колхозно-совхозной формы ведения сельского хозяйства. Земельный кодекс 1991 года - это кодекс отмены исключительности государственной собственности на землю и другие природные ресурсы.
Закон Российской Федерации "О недрах" 1992 г. устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр.
Данный закон устанавливает строгое лицензирование, вводит плату за пользование недр для различных целей и распределение доли доходов, получаемых недропользователем. В недропользовании много сложных и неразрешенных проблем: истощение минеральных ресурсов, утилизация отвалов пород, захоронение токсичных и радиоактивных отходов.
Основы лесного законодательства(1997 г.) закрепляют требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Основные правовые нормы направлены на использование леса как природного ресурса. Воспроизводство лесов. Охрану и защиту лесов. В нем можно выделить пять групп правовых норм: лесохозяйственные (ведение лесохозяйства, воспроизводство лесов, охрана и защита лева и т.д.), лесоресурсовые (планирование и использование леса как природного ресурса), лесоземельные (использование земель лесного фонда), управленческие(компенсация органов управления лесным хозяйством), экологические, которые касаются принципов организации ведения лесного хозяйства, распределения лесов на группы по категориям защитности, охраны лесов от пожаров, незаконных порубок, от загрязнения, истощения и т.д.
Водный кодекс Российской Федерации (1995 г.) регулирует правовые отношения в области использования и охраны водных объектов, определяет порядок приобретения и прекращения, прав пользователя водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодательства. Правовые нормы направлены на рациональное использование вод. Их охрану от загрязнения, засорения и истощения.
Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в законе РФ об охране окружающей среды, а также в законе "Об охране атмосферного воздуха"(1999 год).
Важными общими мероприятиями охраны воздушного бассейна является установление нормативов предельно допустимых вредных воздействий(ПДК,ПДВ) и платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.
На основании и во исполнение Конституции РФ, Федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства также является нормативно-правовым актом. Постановления Правительства по вопросам экологии можно разбить на три группы:
К первой группе относятся те законы, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации отдельных положений. Например, Положение о министерстве охраны окружающей природной среды и природных ресурсов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 22 февраля 1993 г.
Третья группа постановлений Правительства РФ включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экономических отношений. Таким актом следует считать постановление Правительства от 4 ноября 1993 г. о создании российской системы предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях.
Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами. Например, Минприроды России издает нормативные приказы, инструкции и положения по вопросам охраны окружающей среды и использование природных ресурсов.
Немаловажную роль играют нормативные правила - санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т.д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т.д.
Формирование экологического законодательства, отвечающего современным задачам обеспечения устойчивого развития и экологического оздоровления, началось в Нижегородской области в 1995 году с принятием Устава Нижегородской области, который закрепил конституционные экологические приоритеты для региона. В пятой главе Устава отражены основы экологической и социальной политики области. В статье 19 главы 5 отмечается, что "земельные, водные, лесные и другие природные ресурсы используются и охраняются в области как основа жизни настоящего и будущего поколений ее жителей". В области обеспечивается обязательность государственной экологической экспертизы. Законами области и иными нормативными правовыми актами устанавливаются лимиты, экологические стандарты и нормативные платы за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, предоставляются налоговые и кредитные льготы при внедрении природоохранных и ресурсосберегающих технологий.
В Нижегородской области не должна допускаться деятельность, последствия которой могут повлечь ухудшение экологической ситуации. Перечень экологически опасных видов деятельности и источников экологической опасности в Нижегородской области устанавливается решением органов государственной власти. Все виды экологически опасной деятельности могут осуществляться только на основании лицензии. Экологически опасные объекты на территории Нижегородской области должны в обязательном порядке иметь сертификат экологической безопасности объекта.
3.8. Лимитирование и лицензирование природопользование.

Природопользование осуществляется путем изъятия вещества из природы и внесения в нее загрязняющих веществ. В соответствии с этим лимитирование производится путем установления предельных норм изъятия ресурсов, а также норм выбросов и сбросов в окружающую среду и размещение отходов.
Регуляторами природопользования служат лимиты. Лимитирование - это система эколого-экономических ограничений по территориям, срокам и объемам предельных показателей использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую среду и размещения отходов.
Лимиты устанавливаются на размеры отвода земельных участков для строительства автомобильных и железных дорог, трубопроводов, мелиоративных каналов и др. Применяются лимиты потребления воды для орошаемого земледелия, для промышленных и сельскохозяйственных объектов. Лимитами для использования лесных ресурсов являются показатели предельной ежегодной нормы вырубки. Существуют квоты для вылова рыбы и охоты. Лимитами для выбросов и сбросов загрязняющих веществ служат нормативы качества природной среды. Нормативы утверждались до 2001 года Госкомэкологией РФ, в настоящее время утверждаются Минприроды РФ.
Лицензирование природопользования - важнейшая часть управления природопользованием. В лицензиях на природопользование фиксируются виды, лимиты хозяйственной деятельности, экологические требования при использовании природных ресурсов. Существует около 30 видов природопользования, на которые выдаются лицензии.
Задачей государственной системы лицензирования является обеспечение реализации государственных программ; защита социальных. Экономических и экологических интересов населения, проведение антимонопольной политики в природопользовании, защита прав природопользователя. Лицензия - это правовой документ, по которому органы государственной власти регулируют и управляют природопользованием, а также контролируют природопользователей по соблюдению ими условий лицензионных соглашений. В лицензии устанавливаются ставки платежей за природные ресурсы. Лицензирование должно обеспечить оптимальное сочетание интересов государства, субъектов Федерации и предприятий-природопользователей.
Лицензирование деятельности в области природы окружающей среды осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности" (№ 1418 от 24.12.94) и "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды". Согласно этому Положению лицензии выдаются Минприроды России на утилизацию, складирование, размещение, захоронение, уничтожение отходов, а также проведение экологической паспортизации, сертификации.
3.9. Стандарты воздействия на окружающую среду и их обоснование.
Нормирование качества окружающей природной среды должно способствовать обеспечению благоприятной экологической обстановки для всей биосферы.
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (ст. 19, гл.5). Нормирование заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, а также других государственных стандартов. Нормативы и нормативные документы разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.
Разработка нормативов включает в себя:
* Проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов;
* Проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов;
* Осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов;
* Формирование единой информационной базы данных нормативов;
* Оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.
Нормирование заключается в установлении 1) нормативов качества окружающей среды; 2) нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности.
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. К нормативам качества относятся нормативы, установленные в соответствии с химическими, физическими и биологическими показателями состояния окружающей среды.
Законом РФ "Об охране окружающей среды" в главе 5 установлены следующие нормативы:
- нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных веществ и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы.
Предельно допустимый выброс веществ в атмосферу (ПДВ) устанавливают для каждого источника загрязнения в атмосферу при условии. Что выбросы вредных веществ от данного источника и от совокупности источников города или другого населенного пункта, с учетом перспективы развития предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, не создадут приземную концентрацию, превышающую ПДК для населения. Растительного и животного мира. Они устанавливаются с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения. Если концентрация вредных веществ превышает значения ПДК в воздухе, то вводится поэтапное снижение выбросов и устанавливаются временно согласованные выбросы вредных веществ (ВСВ) на уровне выброса предприятий с наилучшей технологией производства, аналогичных по мощности и технологическим процессам (ГОСТ 17.2.302-78)
Аналогичным образом разрабатываются нормативы по предельно допустимым сбросам (ПДС) и временно согласованным сбросам (ВВС) в водные объекты.
При помощи эколого-правовых мер делается попытка предотвращения загрязнения атмосферного воздуха различными загрязнителями и отравляющими веществами.
Все нормативы качества окружающей среды подразделяются на три группы: санитарно-гигиенические, экологические и вспомогательные (рис 3.1.).


Рисунок 3.1. Нормативы качества окружающей среды.

































В первую группу входят нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (химических, биологических, физических и др.), нормативы санитарных, защитных зон, предельно допустимых уровней радиационного воздействия и прочее. Цель таких нормативов - определить показатели качества окружающей среды применительно к здоровью человека. Это наиболее разработанная часть нормативов качества окружающей природной среды.
Вторую группу образуют экологические нормативы. Эти нормативы устанавливают требования к источникам вредного воздействия и ограничивают их деятельность определенными предельными величинами (ПДВ, ПДС).
В третью группу входят вспомогательные нормы и правила, обеспечивающие единство в употребляемой терминологии, в деятельности структур и в правовом регулировании экологических отношений.
Нормирование ПДК является составной частью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и направлено на разработку научно-обоснованных критериев безопасности и безвредности для здоровья человека факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности. Главная задача санитарного нормирования среды заключается в установлении единых санитарных норм для всей территории России. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора России утверждает санитарные нормы, определяющие предельно допустимые условия влияния на организм человека факторов среды его обитания.
Нормирование ПДК является составной частью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и направлено на разработку научно-обоснованных критериев безопасности и безвредности для здоровья человека факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности. Главная задача санитарного нормирования среды заключается в установлении единых санитарных норм для всей территории России. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора России утверждает санитарные нормы, определяющие предельно допустимые условия влияния на организм человека факторов среды его обитания.
Нормативы предельно-допустимых концентраций вредных веществ дают экологическую и социально-гигиеническую оценку состояния окружающей среды, но не указывают на источник вредного воздействия т не регулируют его поведение. Эту функцию выполняют нормативы предельно-допустимых выбросов и сбросов вредных веществ (ПДВ), которые устанавливаются по источникам выбросов. В частности, для России введены жесткие нормативы ПДВ на выбросы от автотранспорта. Например, для автомобиля ВАЗ объемом
камеры сгорания двигателя от 1100-1200 см? ПДВ на выбросы в атмосферу монооксида углерода (СО), составляет 3%, углеводородов (СxНy) - 1.5%. В большинстве городов около 50-70% выбросов загрязняющих веществ приходится на долю автомобильного транспорта.

Наряду с вышеуказанными загрязнениями следует отметить особый вид загрязнений - шумы, вибрации, магнитные, электрические поля, которые относятся к видам акустического загрязнения окружающей среды (рис. 3.2).

Рисунок 3.2. Нормативы вредных воздействий.

























Объектом воздействия акустического загрязнения становится, прежде всего, здоровье человека и его трудоспособность. Нормативы предельно допустимых уровней шума, устанавливают органы здравоохранения РФ.
Бытовой шум - 20 дб, городской - 30-40 дб. Предельно допустимый шум для самолётов над землёй 50 дб. Шум в 90 дб вызывает у человека болезненные ощущения.
Важным направлением охраны человека и природной среды от вредного воздействия шума - введение экологически чистой бесшумной технологии в производственных процессах и на транспорте.
Источниками вредного для человека электромагнитного излучения являются радио - и телестанции, радиолокационные объекты, высоковольтные линии электропередачи. Санитарные правила запрещают постоянное проживание в зоне электромагнитного излучения, сооружение таких объектов в районах жилой застройки. К иным физическим воздействиям относятся тепловое загрязнение окружающей среды. Оно связано с работой крупных промышленных предприятий, требующих для охлаждения большие массы воды.
В настоящее время наиболее актуально радиационное загрязнение атмосферы, которое влечёт за собой радиационное воздействие, исходящее от радиоактивных веществ, т.е. веществ, обладающих активным излучением в результате распада, разложения атомных ядер некоторых химических элементов. Проходя через живые ткани человека, радиационного излучения поглощает энергию из клеток, нарушая биологические процессы, что приводит к физическим, химическим, физиологическим и, в конечном счете, к патологическим изменениям в организме. Примеры источников радиационного воздействия на организм человека множество, начиная совсем от безвредных - естественное космическое излучение и кончая экологическими катастрофами - утечками радиации, авариями на атомных станциях, ядерными испытаниями.
В соответствии со временем и мощностью полученной дозы все лица, подвергавшиеся облучению, подразделяются на три группы.
К группе А относятся все, кто постоянно или временно работал непосредственно с источником радиационного воздействия.
К группе Б - лица, которые по условиям проживания или размещения могут быть подвержены радиационному воздействию.
К группе В - все остальное население региона, города, района.
Предельно допустимой нормой (ПДН) воздействия следует считать дозовый предел для облучаемых лиц группы А, получаемый индивидуально за календарный год, при котором равномерное облучение в течение 50 лет последующей жизни не может вызвать неблагоприятные изменения в организме.
ПДН облучения для группы А за календарный год 5 бэр; группы Б - 0,5 бэр. Для района Чернобыльской АЭС установлены аварийные ПДН радиации. Минздрав рекомендовал на всю жизнь - 35 бэр на 70 лет (50 бэр*70=35 бэр).
Радиационный фон в средней полосе России с учётом естественной радиации составляет 10-20 микрорентген в час (мощность излучения цветного телевизора - 30-40 микрорентген в час, в салоне самолёта на высоте 10 км - 400 мкр/час).
Приборы для обнаружения и измерения ионизирующего излучения по своему назначению подразделяются на дозиметры, радиометры, спектрометры. Имеются универсальные приборы, которые совмещают функции всех трёх видов. В зависимости от объёма и характера контроля приборы могут быть для индивидуального контроля (носимые), группового (непереносимые) и стационарные однокамерные и многокамерные приборы и установки для непрерывного дистанционного дозиметрического контроля.


Список литературы.

1. Декларация "О государственном суверенитете Российской Федеративной Социалистической республики", 12 июня 1990 г., Ведомости, 1990, №2, с. 22
2. Декларация прав и свобод человека и гражданина, 22 ноября 1991 г., Ведомости,1991, №52 с.1865
3. Конституция Российской Федерации, 21 апреля 1992 г., М.,1993
4. Закон "Об охране окружающей среды". Федеральный закон от 10 января 2002г. №7-ФЗ //Российская газета, 2002 г., 12 января.
5. Боголюбов С.А. Экологическое право./Учебник для вузов - М.: Изд-во НОРМА, 2001, с. 448.
6. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. - М.: Профобразование, 2002, с. 563.
7. Правовые проблемы экономического механизма охраны окружающей среды. - М.: 2000, с. 143.
8. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября2001 г. №136- ФЗ // Российская газета, 2001 г., 30 октября.
9. Об охране атмосферного воздуха от 4 мая 1999 г. № 96- ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации 1999. № 18, ст. 2222.
10. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 29. 12. 2001 № 169- ФЗ // Российская газета, № 1, 04. 01. 2001.
11. Федеральный закон "О лицензировании " от 08.08.2001г. № 128- ФЗ. // Российская газета, № 153-154, 10.08.2001г.
12. Об аудиторской деятельности федерального закона от 07.08.2001г. № 119- ФЗ// Российская газета, 09.08.2001г.
13. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Федеральный закон от 30.03.1999г. № 52- ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999г., № 4, с. 1650.
14. Лесной кодекс Российской Федерации от 25.09.2001г. № 136-ФЗ // Российская газета, 30 октября 2001г.
15. Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.1995г. № 167-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации 1995, № 47, с. 4471.
16. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07. 1998г. № 146-РФ (часть первая); № 118-ФЗ от 05.08.2000г. // Собрание законодательства Российской Федерации 1998г., № 31, с. 38 24.
17. Николаев А. В. Основы экологического права и проблемы экологии.- Санкт-Петербург, 2001, с. 72.
18. Экологическое право России.: Сб. нормативных правовых актов и документов / Под ред. Голиченкова М., 1997, с. 170.
19. Винокуров Ю. Е. Практикум по экологическому праву Российской Федерации.М., МНЭПУ, 2000г., с. 72.
20. Байдаков С. Л., Серов Г. П. Правовое регулирование безопасности муниципального образования в сфере жизнедеятельности: Учеб. пособие., М.: Изд-во МНЭПУ, 2002г., с. 102.
21. Лопашенко Н. А. Экологические преступления. СПБ: Юрид. Центр Пресс, 2002г., с. 345.
22. Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект / В. И. Данилов-Данильяк, М.: МНЭПУ, 2001г., с. 201.
23. ГОСТ Р 17.0.0.06-2000. Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. М.: Госстандарт России, 2001г.
24. Экология, охрана природы, экологическая безопасность.- М.: Изд-во МНЭПУ, 2000г.
25. Закон РФ "О недрах", 19 февраля 1992 г., Ведомости, 1992, №16, с.834
26. Положение о порядке лицензирования пользования недрами, 15 июня 1992 г., Ведомости,1992, №33, с.1917
27. Закон РФ "Основы лесного законодательства российской Федерации", 6 марта 1993 г., Ведомости, 1993, №15, с.523
28. Закон РФ "Об особо охраняемых природных территориях", 1995 г
29. Формирование экологического законодательства в Нижегородской области. Сборник законов, Н. Новгород,1999 г.










Глава 4. Органы государственного управления природопользованием
4.1 Структура органов управления природопользованием и охраной окружающей среды

После Конференции ООН по охране окружающей среды в Стокгольме (1972 г.) многие страны мирового сообщества стали осуществлять согласованную экологическую политику в области управления природопользованием и охраны окружающей среды. В этот период во многих странах были созданы специальные государственные органы по природопользованию и охране окружающей среды. Например, в Великобритании Министерство по охране окружающей среды было создано в 1970 году; в Дании, Голландии, Австралии, Франции, Канаде - в 1970 году; в Австрии, Польше, Норвегии, Новой Зеландии в 1972 году и т. д.
В бывшем Советском Союзе в соответствии с вышедшим в 1972 году постановлением "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов" функции по природопользованию закреплялись за разными министерствами и ведомствами. Например, за использование и охрану водных ресурсов отвечало Министерство мелиорации и водного хозяйства, за использование и охрану земельных ресурсов - Министерство сельского хозяйства, за использование рыбных запасов - Министерство рыбного хозяйства.
Отрицательным моментом такого подхода к управлению природопользованием был ведомственный подход к природным ресурсам, когда сами министерства и ведомства использовали ресурсы и сами контролировали свою деятельность.
Целостная система управления в области природопользования и охраны окружающей среды стала складываться в России с 1988 года. Постановлением Правительства "О коренной перестройке дела охраны природы в стране" (январь 1988 г.) был создан Государственный комитет СССР по охране природы, в задачу которого входила разработка и реализация эффективной политики в области охраны окружающей среды. Аналогичные комитеты были созданы во всех республиках, областях, городах. В России такой природоохранный орган был создан в 1989 году.
В последнее время идет активный процесс формирования структур экологической "власти", создания законов, нормативных актов, инструкций, методических материалов и др. Совершенствуется государственная система управления в области рационального использования и охраны природной среды.
Компетенция, задачи и функции государственных органов Российской Федерации по управлению природопользованием и охраной окружающей среды определены Законом РФ "Об охране окружающей среды" (статья 8). Указом Президента РФ от 17.05.00 № 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" упразднен ряд ранее существовавших и образованы новые органы исполнительной власти.
В соответствии с Законом "Об охране окружающей среды" государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" от 17.12.97 №2-ФКЗ с изменениями и дополнениями от 31.12.97 г. №3-ФКЗ.
На схеме (рисунок 4.1) приведена структура органов государственного управления Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.


Рис. 4.1 Система органов государственного управления Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды.

Структура органов управления в области природопользования и охраны окружающей среды делится на две категории: общей и специальной компетенции.
К государственным органам общей компетенции относятся: Администрация Президента, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, муниципальные органы управления. К государственным органам специальной компетенции относятся те органы, которые специально уполномочены выполнять соответствующие природоохранные функции. Эти органы делятся на три вида: комплексные (вопросы природоохранительных задач); отраслевые (вопросы по охране и использованию природных объектов); функциональные (выполняют одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов).
Практически все виды деятельности на территории России - производство, строительство, освоение недр, использование природных ресурсов, импорт продукции требуют от производителя работ или инвестора тщательной проработки вопросов экологической безопасности, их согласования и экспертизы в соответствующих федеральных и региональных органах. В компетенцию комплексных органов управления (Государственный экологический контроль, Государственная экологическая экспертиза, Арбитражный суд) входят:
> Определение основных направлений в экологической политике;
> Планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение экологических программ;
> Учет и оценка природных ресурсов, прогноз состояния окружающей среды;
> Утверждение нормативов вредных воздействий, выдача разрешений на выброс, сброс, захоронение вредных веществ;
> Взыскание ущерба, причиненного экологическим правонарушением;
> Организация заповедного дела;
> Экологическое образование и воспитание;
> Международное сотрудничество.
В компетенцию специально уполномоченных органов управления в области природопользования - Минприроды, Росгидромета, Министерства РФ по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям входят:
> Организация и руководство контрольно-инспекционной деятельностью, координационной, эколого-просветительной, заповедной, международной. Например, Министерство природы РФ утверждает нормы и правила природопользования, издает нормативные акты, дает разрешения на выбросы, сбросы вредных веществ;
> Надзор за соблюдением санитарных нормативов и санитарных правил по охране атмосферного воздуха, почв, водоемов и водных источников от загрязнения вредными для здоровья человека веществами (возложен на Госкомэпидемнадзор);
> Сбор информации о состоянии воды, воздуха, почвы осуществляет Росгидромет - Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Росгидромет - головная организация единой государственной службы мониторинга окружающей среды. Своеобразие деятельности Росгидромета в том, что он не наделен какими-либо предупредительными или карательными средствами реагирования;
> Принятие чрезвычайных мер по ликвидации экологических катастроф, вызванных стихийными бедствиями, производственными авариями или катастрофами, возложено на МЧС.
В компетенцию функциональных органов управления входит большой перечень вопросов, которые находятся в ведении Госатомнадзора, Госгортехнадзора, Министерства внутренних дел. Основные задачи данных органов управления состоят в разработке и осуществлении мер по рациональному использованию и охране водных, лесных, биологических и других ресурсов.

4.2 Функции и задачи государственного управления природопользованием
Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды - это составная часть социального управления, одна из важнейших функций Российского государства. Оно в основном выражается в организационной деятельности государства, его органов, а также общественных организаций по разработке и выполнению правовых актов, планов, программ, мероприятий в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Государственное управление осуществляется посредством предоставления обязательных для исполнения предписаний (правовых актов) и контроля за выполнением этих предписаний. При этом управление осуществляется либо непосредственно, либо через уполномоченные органы.
Управление природопользованием государственными органами согласно закону "Об охране окружающей среды" (глава II) заключается в следующем:
> Установление правовых основ регулирования природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
> Определение основных направлений политики в области природопользования;
> Принятие экологических программ, планов, их финансирование и материально-техническое обеспечение;
> Разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;
> Объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории РФ;
> Координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;
> Разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и других нормативных документов в области охраны окружающей среды;
> Установление порядка осуществления государственного контроля в области природопользования и охраны окружающей среды;
> Учет природных ресурсов, ведение их кадастров;
> Осуществление мониторинга окружающей среды в целом и ее отдельных объектов;
> Оценка природных ресурсов и прогнозирование состояния окружающей среды;
> Установление лимитов использования природных ресурсов;
> Выдача разрешений на природопользование, на сбросы и выбросы загрязняющих веществ, размещение отходов;
> Установление нормативов платы за использование природных ресурсов, за сбросы, выбросы и захоронение загрязняющих веществ и отходов;
> Осуществление государственного экологического контроля;
> Формирование и контроль за расходованием экологических фондов;
> Осуществление государственной экологической экспертизы;
> Принятие решений об ограничении, приостановке или прекращении работы повышенно опасных производств;
> Принятие санкций к нарушителям экологического законодательства и принятие мер по возмещению ущерба, причиненного экологическими правонарушениями;
> Организация заповедного дела, охрана памятников природы, ведение Красной книги;
> Экологическое образование и воспитание;
> Международное сотрудничество по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.
Управление природопользованием должно способствовать:
> Обеспечению выполнения планов, программ, мероприятий в сфере природопользования и охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности в целом;
> Соблюдению требований экологического законодательства всеми предприятиями, независимо от форм собственности;
> Достижению качества окружающей среды, необходимого для сохранения здоровья людей, а также природных объектов и ресурсов.

4.3 Компетенция федеральных, региональных и местных органов управления в области природопользования
По Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности составляют совместную компетенцию Федерации и субъектов Федерации.
Задачи, входящие в компетенцию названных органов, можно условно разделить на семь комплексных групп:
1 группа. Определение основных направлений экологической политики. Утверждение экологических программ. Установление правовых и экономических основ регулирования охраны окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности.
2 группа. Планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение экологических программ. Координация природоохранной деятельности.
3 группа. Учет и оценка природных ресурсов, прогноз состояния окружающей среды, ведение кадастров природных ресурсов, осуществление мониторинга окружающей среды.
4 группа. Утверждение нормативов вредных воздействий, платежей за использование природных ресурсов, за выбросы, сбросы вредных веществ, захоронение. Выдача разрешений на природопользование, выброс, сброс, захоронение вредных веществ. Формирование и расходование экологических фондов.
5 группа. Государственный экологический контроль. Государственная экологическая экспертиза. Решение об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности экологически вредных производств и услуг. Привлечение к административной ответственности за правонарушения. Предъявление исков в суд, арбитражный суд о взыскании ущерба, причиненного экологическим правонарушением.
6 группа. Организация заповедного дела. Охрана памятников природы. Ведение Красной книги. Экологическое образование и воспитание.
7 группа. Международное сотрудничество.
В соответствии с положениями Закона "Об охране окружающей среды" названные полномочия присущи всем управленческим структурам. Линия разграничения проходит по двум признакам - территориальному и ресурсовому. Представительные и исполнительные органы РФ осуществляют указанные полномочия в масштабе всей территории России, органы субъектов Федерации реализуют названные полномочия в границах предоставляемых ими республик или административно-территориальных образований. В частности, утверждение основных направлений экологической политики, экологических программ различного уровня, учет, оценка, мониторинг, контроль, охрана заповедных объектов, экологическое образование и воспитание и т. д. Являются предметом деятельности государственных органов всех уровней.
Однако в рамках одного и того же территориального пространства могут находиться ресурсы разного значения, представляющие исключительную федеральную собственность, республиканского, краевого, областного, муниципального ведения. Например, выдача разрешений на природопользование практически принадлежит всем органам управленческого уровня. Однако оно распространяется только на те природные ресурсы, которые находятся в ведении Федерации или субъектов Федерации.
В соответствии со статьей 6 Закона "Об охране окружающей среды" реализация федеральной политики в области экологического развития на территориях субъектов РФ осуществляется с учетом их географических, природных, социально-экономических и иных особенностей.

4.4 Функции и задачи законодательных органов в области природопользования и охраны окружающей среды

Разграничение полномочий представительных и исполнительных органов власти в области природопользования основано на конституционном принципе разделения властей. В рамках своей компетенции законодательные органы, как правило, решают общие принципиальные экологические вопросы.
Из статьи 2 Закона "Об охране окружающей среды" следует, что законодательство в области природопользования и охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ и состоит из федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных актов Российской Федерации и субъектов Федерации. К компетенции высшего представительного органа относится: определение основных направлений экологической политики; утверждение государственной политики; определение правовых основ регулирования природопользования; определение полномочий органов управления и установление режима зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия.
Государственная Дума Российской Федерации определяет экологическую политику государственной власти Российской Федерации на всей территории страны. К компетенции Государственной Думы РФ в области природопользования и охраны окружающей среды относится:
> Определение основных направлений государственной политики в области природопользования и охраны окружающей среды;
> Разработка и издание федеральных законов, а также разработка, утверждение и обеспечение реализации программ в области экологического развития Российской Федерации;
> Объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории РФ, а также координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия.
В составе Государственной Думы РФ образованы Комитет по экологии, Комитет по природным ресурсам.
В составе Федерального Собрания РФ образованы Комитет по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, Комитет по аграрной политике.
В законодательном порядке Комитет Государственной Думы осуществляет общее руководство всей системой органов планового управления по рациональному использованию природных ресурсов, а в хозяйственном строительстве - Министерство природы совместно с экологическим блоком Совета Министров.
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере природопользования относится реализация экологической политики на территориях субъектов РФ с учетом их географических, природных, социально-экономических и иных особенностей.

4.5 Компетенция федеральных органов исполнительной власти в сфере природопользования

В систему федеральных органов исполнительной власти входят: Правительство РФ, министерства РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти (государственные комитеты РФ, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России). Перечень их полных и сокращенных наименований приведен в таблицах 4.1 и 4.2.
Министерство РФ - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр Российской Федерации.
Государственный комитет РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере.
Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Федеральную службу России возглавляет руководитель федеральной службы России; российское агентство - генеральный директор; федеральный надзор России - начальник федерального надзора России; федеральную ком миссию - Председатель федеральной комиссии.

Таблица 4.1 - Перечень полных и сокращенных наименований министерств в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Полное наименование
Сокращенное наименование
Федеральные министерства
Министерство Российской Федерации по атомной энергии
Минатом России
Министерство внутренних дел Российской Федерации
МВД России
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
МЧС России
Министерство здравоохранения
Минздрав России
Министерство имущественных отношений Российской Федерации
Минимущество России
Министерство обороны Российской Федерации
Минобороны России
Министерство природных ресурсов Российской Федерации
МПР России
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Минсельхоз России
Министерство юстиции Российской Федерации
Минюст России
Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству
Роскомрыболовство России
Государственный комитет по стандартизации и метрологии
Госстандарт России
Государственный комитет Российской Федерации по статистике
Госкомстат России
Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу
Госстрой России
Государственный таможенный комитет РФ
ГТК России

Таблица 4.2 - Перечень полных и сокращенных наименований федеральных служб и надзоров России в сфере природопользования.

Полное наименование
Сокращенное наименование
Федеральные службы
Федеральная служба геодезии и картографии России
Роскартография
Федеральная служба земельного кадастра России
Росземкадастр
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Росгидромет
Пограничная служба Российской Федерации
ФПС России
Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации
ГФС России
Федеральные надзоры России
Федеральный горный и промышленный надзор России
Госгортехнадзор России
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности
Госатомнадзор
Российские агентства
Российское агентство по системам управления
РАСУ
Российское агентство по боеприпасам
Росбоеприпасы
Российское авиационно-космическое агентство
Росавиакосмос
Российское агентство по патентам и товарным знакам
Роспатент
Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации
ФАПСИ
Иные федеральные органы исполнительной власти
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации
ГУ СП
Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации
Гостехкомиссия России
Управление делами Президента Российской Федерации
-

В соответствии с действующем законодательством федеральные органы исполнительной власти:
> Осуществляют сбор, хранение, обработку, анализ информации в экологической сфере, в связи с чем имеют право запрашивать у министерств, ведомств, предприятий информацию;
> Формируют базы данных и создают информационные системы, а также системы наблюдения, оценки и прогнозирования состояния промышленных объектов;
> Ведут кадастры природных ресурсов;
> Проводят государственную регистрацию потенциально опасных веществ, используемых в качестве сырья и материалов;
> Разрабатывают формы государственной и ведомственной статистической отчетности;
> Проводят экспертизы территорий, потенциально опасных объектов и производств, организуют экологическое аудирование.
В результате указанной деятельности формируются информационные ресурсы в сфере природопользования, необходимые для подготовки государственных докладов, оперативных сообщений, бюллетеней и иного информационного материала.

4.6 Полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды
Полномочия Правительства в сфере природопользования и охраны окружающей среды заключаются в следующем:
> Обеспечение проведения единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
> Организация деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
> Обеспечение мер по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;
> Координация деятельности по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидация их последствий.
Согласно Закону "Об охране окружающей среды" к компетенции Правительства РФ в экологической сфере отнесены:
> Реализация государственной экологической политики;
> Разработка и реализация федеральных экологических программ;
> Установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга, формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды;
> Установление порядка осуществления государственного контроля в области природопользования и охраны окружающей среды на объектах хозяйственной деятельности;
> Установление порядка обращения с радиоактивными отходами и контроль за обеспечением радиационной безопасности;
> Подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды;
> Разработка и утверждение нормативов государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;
> Установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия;
> Организация и проведение государственной экологической экспертизы;
> Определение особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;
> Ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;
> Ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду.
> Установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды;
> Экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;
> Обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
> Организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры.

4.7 Функции и задачи Министерства природных ресурсов в сфере управления природопользованием

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign