LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>



















Рис.1.7. Система взаимосвязи методов управления.
Несмотря на разнообразие методов управления, они представляют собой систему - единое целое, неразрывно связаны между собой, дополняют друг друга. В зависимости от поставленных целей, конкретных условий и задач, тем или иным методам управления может отдаваться предпочтение, но они всегда используются в совокупности.
Организационно-административные методы управления (ОАМУ) - способы воздействия субъекта на объект управления, основанные на использовании объективных организационных и распорядительных отношений между людьми. При классификации ОАМУ подразделяются в свою очередь на три группы:
- Организационно-стабилизационное воздействие, включающее регламентирование (организационное, функциональное, должностное), нормирование (времени, численности, выработки и т.д.), инструктирование (разъяснение, ознакомление, совет);
- Распорядительное воздействие, предполагающее текущее оперативное воздействие на корректировку организационных связей при изменении условий деятельности: директивы, приказы, указания, распоряжения, резолюции и др.
- Меры дисциплинарного воздействия - установления личной и коллективной ответственности на основе административного, трудового, гражданского права и законодательства.
Данным методам администрирования отдавалось предпочтение в доперестроечный период планово-административной системы хозяйствования.
Экономические методы управления (ЭМУ) строятся на использовании экономических законов развития общества, непосредственно воздействуют на экономические интересы личности, группы, коллектива, общества. В состав ЭМУ входят практически все рычаги хозяйственного механизма: планирование, учет, анализ, контроль, такие экономические категории как себестоимость, цена, кредит, инвестиции, прибыль, заработная плата, премии, штрафы, санкции, неустойки и т.д. Из экономических методов управления следует выделить методы, роль которых в повышении эффективности общественного производства исключительно велика. Это экономическое стимулирование и хозяйственный расчет. Основной отличительной чертой ЭМУ является возможность их количественного измерения, позволяющего соизмерять достигнутые результаты с затратами на них.
Социально-психологические методы управления (СПМУ) раскрываются в том, что любое управленческое решение разрабатывается людьми, обращено к людям и охватывает всю сферу отношений между людьми. Основная задача этой группы методов - создать благоприятный морально-психологический климат в коллективе, сформировать положительный эмоциональный настрой к выполнению порученной работы, овладению новыми навыками, широкому привлечению работников в управленческие процессы.
Основными направлениями воздействия СПМУ являются:
- изучение личности (характер, память, воля, эмоции);
- принципы формирования "малых групп", лидерство, социально-психологический климат;
- методы социального планирования, нормирования, регулирования;
- методы активизации социального почина и новаторства;
- методы морального стимулирования (ордена, медали, благодарности, почетные грамоты);
- методы социальной преемственности и др.
Основные направления СПМУ легли в основу разработанной в 30-50 г.г. школы "человеческих отношений" (раздел 1.2).
Следует еще раз подчеркнуть, что наибольших успехов в достижении поставленных целей добиваются в тех организациях, где используется вся система многообразных средств, форм и методов управления личностью, группой, коллективом.
1.5. Особенности формирования и развития экологического менеджмента
В результате ускоренного развития научно-технического прогресса во второй половине столетия, обострившейся конкурентной борьбе за качество и снижение издержек производства на мировом рынке, в большинстве стран мира охране окружающей среды не придавалось должного внимания. Техногенный тип мировой экономики привел к возникновению глобальных экологических проблем. При данном этапе экологического развития не принималось во внимание:
1. Ограниченные возможности окружающей среды (ОС) принимать и поглощать, ассимилировать различного рода загрязнения и отходы, производимыми социально-экономическими системами.
2. Конечный характер невозобновляемых природных ресурсов. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-92).
На конференции отмечалось, что проблемы окружающей среды тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Эта взаимосвязь показана на рис. 1.8.













Рис.1.8. Взаимосвязь проблем экологии и экономики.
Кризисная экологическая ситуация в нашей стране лимитирует экстенсивный экономический рост и осложняется тем, что сокращаются расходы на ОС. Возникает опасность крупных технологических аварий и экологических катастроф. Это связано с использованием устаревших технологий, колоссальным износом большей части основных производственных фондов страны (60-90%). Потенциально опасные народно-хозяйственные объекты атомного энергетического, химического, транспортного, металлургического, машиностроительного, оборонного и строительного комплексов создавались и эксплуатировались без учета всех экологических и экономических составляющих.
В соответствии с программой развития экономики России был издан Указ Президента РФ от 1.04.1996 №440 "О концепции перехода РФ к устойчивому развитию". Необходимость смены техногенного типа экономического развития России обусловлены тремя основными типами ограничений в управлении производством: экологические, экономические и социальные.
1. Экологические ограничения:
- исчерпание и качественное ухудшение многих видов используемых природных ресурсов;
- загрязнение всех компонентов ОС;
- рост отходов, в том числе токсичных, их утилизация, захоронение и уничтожение;
- сокращение земель сельскохозяйственного назначения, снижение плодородия почвы, опустынивание, обезлесение;
- недостаточное обеспечение чистой водой;
- загрязнение атмосферы, увеличение концентрации СО2.
2. Экономические (инвестиционные) ограничения:
- увеличение объема денежных средств, выделяемых в природно-эксплуатирующие народнохозяйственные комплексы и отрасли;
- рост капитальных вложений для разработки капитальных новых ресурсов или усиления эксплуатации имеющихся;
- увеличение диспропорции между выходом продукции и затрачиваемыми средствами;
- снижение эффективности использования природных ресурсов.
3. Социальные ограничения:
- обострение экологических условий проживания; национальные (люмпенизация) и миграционные проблемы (экологические беженцы);
- снижение качества продуктов питания и питьевой воды.
Сущность, цели, задачи экологического менеджмента.
Система экологического менеджмента организации (предприятия) - это часть общей системы менеджмента на предприятии. Экологический менеджмент включает в себя совокупность принципов, методов, форм и средств организации и управления деятельностью промышленных предприятий по защите ОС от загрязнений, рациональному природопользованию и экологической безопасности. Составная часть системы природоохранного регулирования включает в себя государственное, общественное, рыночное, экологическое регулирование на всех уровнях управления предприятий, региона до государства и мирового сообщества. Экологический менеджмент является эффективным методом успешного санирования среды обитания. Создание экологического менеджмента на предприятии состоит из нескольких этапов:
1. Оценка воздействия ОС и ее состояние;
2. Разработка стратегии и принятие программы по защите ОС в соответствии с экологическим законодательством;
3. Формирование целей экологического менеджмента и их достижений;
4. Разработка экологических программ;
5. Непрерывный контроль за выполнением программ.
Основными принципами создания системы экологического менеджмента (согласно международной организации стандартизации) являются:
- установление порядка, при котором управление качеством ОС становится одним из высших приоритетов;
- создание и укрепление экологической службы предприятия;
- установление и поддержание связей с внутренними и внешними партнерами, заинтересованными в эффективной экологической политике;
- согласия между руководством и работниками по экологическим проблемам с ясным пониманием взаимной экономической и другой ответственности;
- установление соответствия показателей ОС требованиям нормативно-правовых актов к экологическим аспектам деятельности предприятий;
- первичная оценка параметров хозяйственных процессов, необходимых для достижения требуемого уровня характеристик экологичности предприятия;
- включение процедур планирования и учета экологических аспектов в жизненный цикл продукции или услуг;
- выделение материальных, финансовых и кадровых ресурсов, достаточных для обеспечения выбранного уровня экологичности;
- оценка процессов экологического управления посредством проверок и идентификации возможности улучшения самой системы экологического менеджмента (ее аудит);
- активизация и поддержка деятельности субподрядчиков по созданию и развитию их собственных систем экоменеджмента;
- определение экологической политики и требований в системе экоменеджмента;
- формирование программы реализации экологической политики;
- разработка механизма, обеспечивающего достижение целей и задач экологической политики;
- обеспечение постоянного мониторинга, аудита, характеристик окружающей среды;
- гибкость системы экологического менеджмента, его адаптация к постоянно изменяющимся внешним и внутренним фактором в области экобезопасности, охраны ОС и рационального природопользования.

Глава 2 . Основы управления природопользованием и их связь с практикой экологического регулирования
2.1. Природопользование. Кризис природопользования
Природопользование - это процесс использования природных ресурсов в сфере общественно-производственной деятельности с целью удовлетворения биологических и социальных потребностей человеческого общества. Биологические потребности обеспечивают воспроизводство человека как биологического существа. К ним относятся потребности в обмене с окружающей средой веществами, энергией и информацией, в частности для жизнедеятельности человека необходимо определенное количество воздуха (кислорода), воды, питательных веществ, а также тепловой и пространственный комфорти потребность в физической деятельности. Социальные потребности обеспечивают воспроизводство человека как социального существа. К ним относятся потребности во всех видах трудовой деятельности и потребности во всех видах связи с себе подобными. На основе социальных потребностей возникают нравственные нормы и правила общения между людьми, наличие определенного общественного порядка, социальной структуры, а также наличие общественных норм, правил, законов, отвечающих социально-психологическим потребностям человека и гарантирующих соблюдение его гражданских прав и свобод.
Прогрессивное развитие производства и культуры ведет к увеличению средств и способов удовлетворения человеческих потребностей. Временной промежуток между изобретением новых средств удовлетворения человеческих потребностей современного человека и внедрением этих средств в массовое производство стремительно сокращается, например, со времени изобретения до ее практического применения прошло 111 лет, электромотора - 56 лет, радио - 35 лет, радара - 15 лет, телевидения - 12 лет, солнечных батарей - всего 2 года. Человечество удовлетворяет все свои потребности только во взаимодействии с природной средой, только в процессе природопользования. Чем выше уровень развития и организации производства, тем больший объем природного материала в него вовлекается, тем теснее связь между обществом и природой.
Современное состояние природной среды человеческого общества указывает на то, что природопользование нарушено. С одной стороны в производственную деятельность человека вовлекаются огромные объемы природного материала, в десятки и сотни раз превышающие необходимые количества для его существования. Но с другой стороны практически каждый житель планеты уверен в том, что его потребности удовлетворены не в полной мере. При этом чем больше он потребляет, тем больше его недовольство собственным уровнем потребления. В промышленно развитых странах потребление стало важнейшей частью жизни и заняло прочное место в системе социальных ценностей. Материальное благополучие стало высшей целью человеческого общества. Внедрение коммерции и товарного рынка, поиск социального статуса в обезличенном обществе, вездесущая реклама, "вещизм", который заменяет культурную жизнь, государственная политика, стимулирующая потребление - все это провоцирует в людях желание приобретать. Стремительный рост эксплуатации природных ресурсов, необходимых для такого потребления - все это провоцирует в людях желание приобретать. Стремительный рост эксплуатации природных ресурсов, необходимых для такого потребления, истощает или непоправимо изменяет леса, почву, воду, атмосферу и даже климат, несмотря на то, что на рубеже ХХ-ХХI веков каждый житель планеты в среднем в 4-5 раз богаче своих предков, живущих на рубеже ХIХ-ХХ веков, уровень благосостояния населения планеты далеко не одинаков. Один миллиард купается в роскоши, а один миллиард прозябает в нищете. Ни чрезмерное богатство, ни чрезмерная бедность не дает решения ни экологических, ни социальных проблем. Однако ответственность за большую часть ущерба, наносимого людьми природным ресурсам планеты, несет один миллиард жителей планеты, которые перепотребляют природные ресурсы.
На промышленно развитые страны приходится около 2/3 потребления алюминия, меди, свинца, никеля, олова, цинка и 3/4 объема потребления энергии. При этом за последнее столетие хозяйственная деятельность в индустриальных странах обеспечивала 2/3 объема выбросов в атмосферу газов, создающих парниковый эффект. Энергопотребление в этих странах сопровождается выделением в атмосферу примерно 3/4 общего объема окислов серы и азота, вызывающих кислотные дожди. Промышленность развитых стран дает большую часть вредных химических отходов и почти 90% галогеносодержащих углеводородов, которые разрушают озоновый слой земли.
2.2. Управление природопользованием в условиях натуральных форм хозяйствования
Природопользование всегда происходило и происходит в условиях при определенном типе хозяйственной организации; подчинялось и подчиняется определенным законам - поэтому именно отношения людей между собой в процессе производства определяют способ и характер воздействия человека на природную среду.
На первых ступенях развития общества границы природопользования, как правило, не выходили за рамки примитивных человеческих потребностей, удовлетворение которых давала сама природа. Общественное производство носило натуральный характер, и его целью было обеспечение воспроизводства человека как биологического существа. Смысл производства заключался в обмене определенного количества человеческого труда на природное вещество.
Существовавший способ производства носил присваивающий характер.
В этих условиях не столько человек регулировал природопользование, сколько природа регулировала меру подчинения общества природным законам. Природа автоматически и жестко отвечала на нарушение человеком ее целостности и гармонии. Об этом свидетельствует гибель цветущих цивилизаций Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока, исчезновение некоторых древних народов.
По мере своего развития человеческое общество наращивало объемы потребления, но увеличение потребления готовых продуктов не нарушало общего равновесия в системе "общество-природа". Производственная деятельность человека происходила в пределах самой природной среды и по законам природы. Природа регулировала не только производственный процесс, но и географическое разделение труда. Различные природные условия обусловили развитие земледелия, скотоводства и ремесел.
Разделение труда повысило производительность труда, сделало возможным получение прибавочного продукта и переход от первобытных общин к рабовладению. Рабовладельческий общественный строй характеризовался натуральной формой хозяйствования и общинным владением основным средством труда - землей. Регулирование природопользования осуществлялось на основе соблюдения интереса общины. Приоритет владения природными ресурсами был у общины (общее владение) в ущерб владению частному. По принципам Римского права собственнику разрешалось все, что не было запрещено законом. Жесткая зависимость от условий природной среды и подчиненность ее законам была отличительной чертой функционирования общества на ранних этапах его истории - в период господства первобытнообщинных отношений и в эпоху рабовладения.
Эпоха феодализма не внесла существенных изменений в характер природопользования. Развитие производственных сил не привело к качественному изменению характера производства. Средства производства и орудия труда по-прежнему предназначались для индивидуального пользования и имели своей целью получение законченного продукта для индивидуального потребления. Деньги имели ограниченное использование. Производство материальных благ основывалось на природных законах и его производительность была не выше природной продуктивности экосистем. Так, средняя урожайность зерновых составляла 5-6 ц/га, что примерно совпадает с природными показателями.
В обществах, основанных на сельском хозяйстве, за период более чем в 4000 лет
практически не выросло суммарное потребление энергии (как в виде питания, так и в виде энергии, затрачивавшейся на обогрев жилища).В неолите потребление энергии составляло в среднем 20000 единиц, при феодализме не более 22000 единиц. Трудовая деятельность была по-прежнему не отделима от природных условий производства. Непосредственный производитель все еще оставался таким же условием производства, как земля, вода, минералы и другие природные явления.
Периоды первобытных общин, рабовладения и феодализма характеризовались единым типом природопользования, которое сформировалось внутри натурального способа производства. Человек выступал как естественное существо, ограниченное в своей производственной деятельности рамками собственных естественных потребностей. Нарушения природных условий не происходило, так как производственный процесс был связан с природой и протекал по природным законам. Как правило, человеческое производство было соизмеримо с природным. Например, в феодальной России при ведении сельского хозяйства земельный фонд использовался следующим образом: 10% земли занимала пашня, 90% - сенокосы и пастбища. Принципиального различия в естественных и агроэкосистемах того времени не было. Человек незначительно изменял элементы экосистемы. Так как его деятельность затрагивала незначительную часть природного материала. Ориентация человеческого производства на природные законы требовала сохранения и бережного отношения с природной средой. Экосистемы в условиях аграрного типа цивилизации были еще достаточно разнообразны: целинные земли, древние леса, многочисленные болота. Человеческое общество получало ресурсы и утилизировало отходы своей жизнедеятельности, пользуясь природным круговоротом вещества и энергии.
2.3. Природопользование в условиях товарно-денежных отношений

Переход от феодализма к капитализму ознаменовал новый тип природопользования. Становление и развитие крупного машинного производства, торговли, широкого разделения труда снизило прямую и непосредственную зависимость человека от природных условий,но одновременно усилилась его зависимость от системы социальных связей, выступающих опосредованным звеном между человеком и природой. С развитием товарного производства и обмена цепочка "производство-потребление" удлинилась и усложнилась, в ней появились новые звенья. Человеку необходимо произвести свой товар, а затем обменять его (через множество посредников) на продукцию другого производителя. Если раньше в процессе природопользования человек зависел только от природных факторов, то с развитием обмена естественная необходимость сменяется социальной необходимостью, выступающей как зависимость человека от общественного производства и обмена продуктов.
Присвоение природы через обмен является главной причиной современного экологического кризиса. Суть данного типа природопользования заключается в присвоении природы посредством товарного обращения. Природопользование в условиях товарно-денежных отношений характеризуется тем, что человек оказывается исключенным из экосистемного обмена веществ, применяются разрушающие природу промышленные и сельскохозяйственные технологии, сопровождающиеся образованием "незнакомых природе" отходов. Система товарно-денежных отношений заставляет человека потреблять все больше и больше товаров. Это приводит к тому, что человек не может регулировать взаимоотношения с природой; созданная им социальная среда регулирует эти отношения и отношения между людьми. Система производственных и социальных взаимосвязей заставляет человечество уничтожать леса и пахотные земли, производить миллионы автомобилей, чтобы выхлопные газы загрязняли атмосферу Земли, нанося вред природе и здоровью людей.
Каждый человек оказывается в жесткой зависимости от общества и тенденций его развития. Регулирование процесса общественного развития может в значительной степени изменить (улучшить или ухудшить) условия существования отдельных людей. Процессы реструктуризации экономики развитых стран в 60-70-е годы привели к серьезным социальным потрясениям. Значительная часть населения, занятая главным образом в базовых отраслях промышленности, оказалась без средств к существованию. То же повторяется и в современной реформируемой России. Реформы затронули первоосновы жизнедеятельности общества и привели к катастрофическим последствиям и в производственной, и в социальной сферах.
2.4. Промышленная революция, научно-технический прогресс и изменение отношений в системе "общество-природа"
Середина ХVIII века считается началом расцвета промышленной революции, во время которой были заложены основы современного промышленного общества. Экономическая структура развитых стран изменилась соответственно развитию техники. Начиная со второй половины ХХ века к технической революции добавляется научная. Научно-техническая революция существенным образом изменила отношения человека с природой. Научно-техническая революция создает условия снятия технических ограничений в использовании природных ресурсов. В результате этого обострилось противоречие между безграничными возможностями развития производства и ограниченными возможностями природных ресурсов. Предпринимаемые во многих странах меры по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу, в водные источники, размещению твердых отходов не устраняют коренных причин расточительного использования природных ресурсов.
В ходе развития научно-технической революции возникли предпосылки к переходу к ресурсосберегающим малоотходным технологиям. По мнению многих авторов, новый этап во взаимоотношениях человека и природы возможен путем всесторонней перестройки науки, техники и производства. Новый характер отношения к природе является объективной необходимостью социального развития.
В. И. Вернадский в своих работах подчеркивал, что человечество должно осознать свое место и роль в природных круговоротах вещества и энергии и не нарушать своей производственной деятельностью этих круговоротов. Глобальные процессы, вызываемые людьми, должны соответствовать процессам, протекающим в биосфере. В настоящее время возникла необходимость выполнения требований закона оптимального соответствия характера развития общества и состояния природной среды. Строгое соблюдение экологических принципов становится объективной необходимостью общественного производства.
Концентрация производства. организация крупных промышленных объединений, глобализация экономики приводят к усилению воздействия техногенных процессов на окружающую природу; создается реальная опасность истощения не только невознобновляемых, но и возобновляемых ресурсов. Гигантскими темпами возрастает добыча нефти и газа, которые стали основными источниками энергетического и химического сырья, транспортировка и переработка которых приводит к загрязнению атмосферы, литосферы и гидросферы. Не меньшими темпами возрастала интенсивность горных разработок и связанного с ними техногенного преобразования ландшафтов. Государства мира перерабатывают за год горной массы втрое больше, чем естественные геологические процессы, протекающие на Земле. Перераспределение горной массы на планете в связи со строительством городов, водохранилищ, извлечением из недр нефти, газа, природных ископаемых способствовало появлению в коре гравитационных напряжений, проявляемых в виде землетрясений. Создание обширных водохранилищ привело к изменению уровня грунтовых вод и состава почв прибрежных территорий.Последние годы отличаются значительным усилением различных геологических процессов в районах интенсивной застройки и промышленного освоения.
Геохимическое воздействие человека на природу в эпоху научно-технической революции характеризуется:
1. Синтезом множества новых органических и неорганических веществ, отсутсвовавшим в естественных условиях и обладающими свойствами , не свойственными природным соединениям.
2. Строительством широкой сети коммуникаций - газо- и нефтепроводов, шоссейных и железных дорог, линий электропередачи и связи, что привело к массовой транспортировке разнообразного сырья из районов добычи в районы переработки, к перераспределению и рассеиванию примесей.
3. Интенсификацией производства сельхозяйственной продукции, потребовавшей массового применения удобрений, гербицидов и пестицидов, оказавших отрицательное влияние на окружающую среду.
4. Повышением выработки всех видов энергии, прежде всего электрической. Создание мощных тепловых электростанций способствовало возникновению теплового загрязнения гидросферы и атмосферы. Развитие транспорта, в частности авиационного, привело к повышению общего уровня шума.
2.5. Социальные издержки природопользования
Характерной чертой человека современной цивилизации является стремление людей к безграничному потреблению ресурсов. Экономический рост представляет собой постоянное и ускоряющееся природопользование. В современном "обществе потребления" статистика оценивает людей как потребителей, а не как граждан. В настоящее время важную роль имеют пять новейших факторов: социальное давление на людей, реклама, культ вещей, политика правительства, вторжение рынка в домашнюю сферу. Специалисты по маркетингу нашли множество способ стимулирования сбыта товаров своих фирм. Рекламные щиты повсюду, рекламные призывы звучат на всех государственных радиостанциях и телеканалах, в самолетах, метро. Расходы на рекламу растут во всем мире. Однако чем больше производится и потребляется товаров, тем выше объемы потребления ресурсов и производственные издержки. Основной проблемой природопользования в настоящее время является снижение социальных издержек общества.
Экологизация экономики возможна путем изменения структуры и стереотипа потребностей людей. Необходим отказ каждого человека от потребностей, обеспечение которых , начиная с производства, обладает высокой природоемкостью. В большинстве случаев ограничение потребностей связано в основном с внутренними побуждениями людей, с пропагандой, с экономическими обстоятельствами. Например, главным мотивом отказа жителей США от курения явилась высокая стоимость медицинского обслуживания.
Наиболее трудно преодолимы стереотипы престижного потребления, например престиж обладания новым легковым автомобилем часто намного важнее потребности в перемещении. В производство автомобилей вовлечено почти 25% всего промышленного потенциала развитых стран мира , почти все отрасли промышленности. Производство одного автомобиля сопровождается образованием 15-18 тонн твердых и 7-8 тонн жидких отходов, используется земля под автострады, гаражи, стоянки, ремонтные базы и т. д. Из всех наземных средств передвижения автомобиль обладает самой низкой экономической эффективностью, однако он обладает высокой степенью загрязнения окружающей среды.
На развитое потребительское общество приходится до 75% мирового расхода материальных и энергетических ресурсов. Из этого следует, что значительная часть загрязнения окружающей среды обусловлена обеспечением вторичных потребностей меньшинства человечества.
2.6. Экономический и экологический подходы к оценке результатов хозяйственной деятельности
С ростом производства в развитых странах одновременно повышается благосостояние населения. Развитие экономики сопровождается развитием торговли, созданием миллионов новых рабочих мест. В настоящее время производимый на планете валовый продукт увеличился по сравнению с серединой ХХ века почти в 5 раз. Высокий уровень спроса на продукты питания способствовал увеличению производства зерна в мире в 2,6 раза по сравнению с серединой века. Экономисты были оптимистичны в отношении прогнозов на будущее.
По мнению экологов, рост экономического развития компенсировался в сторону ухудшения условий окружающей среды и состояния здоровья человека.
Экономические показатели несовершенны: они не учитывают того ущерба, который наносится окружающей среде производственной деятельностью человека.
Главный экономический показатель -валовый национальный продукт (ВНП) не учитывает истощения природных ресурсов всей планеты. Ни экономика германии, ни экономика США не учитывает возможные последствия уничтожения лесов Амазонки, где действуют компании этих стран.
Недооценка ущерба, наносимого природной среде,, создает имитацию процветания развитых стран. Принятая в развитых странах система национальных счетов может не только преувеличивать темпы экономического развития, но и свидетельствовать о подъеме экономики, хотя в действительности имеет место ее спад.
2.7. Экономический рост или устойчивое развитие. Концепция экологически устойчивого развития общества. Критерии и показатели устойчивого развития. Экологическая безопасность
Впервые термин "устойчивое развитие" (sustainable development) был использован в документах в 70-х годах, когда появилась идея разработки Всемирной стратегии охраны природы. Стратегия устойчивого развития была принята в 1992 году на конференции по окружающей среде. Устойчивое развитие было определено как процесс, отвечающий потребностям настоящего, но не лишающий будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности.
Основой стратегии устойчивого развития является идея равновесия между окружающей средой и ее ресурсами, экономикой и населением Земли.
Цель Стратегии устойчивого развития - выработать основные пути и способы приспособления жизни к глобальным изменениям. Согласно этой цели, каждый человек имеет право на здоровую окружающую среду, на плодотворную жизнь в гармонии с природой.
Принципы устойчивого развития заключаются в следующем:
* уважение и забота о всем живом на Земле;
* повышение качества жизни;
* сохранения жизнеспособности и разнообразия экосистем
* предотвращение истощения невознобляемых ресурсов;
* изменение сознания человека и стереотипов его поведения;
* поощрение социальной заинтересованности общества в сохранении среды обитания;
* выработка национальных концепций интеграции социально-экономического развития и охраны окружающей среды;
* достижение единства действий на мировом уровне.
Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1998 года была утверждена концепция перехода РФ к устойчивому развитию. В Концепции под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие , не разрушающее своей природной основы. Эта концепция подразумевает переход России к устойчивому развитию, обеспечивающему решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения нынешнего и будущих поколений людей. В том случае, если будет осуществляться экологизация хозяйственной деятельности, то устойчивое развитие сведется к увеличению национального богатства.
Если в качестве основополагающей идеи будет выступать сохранение биосферы и консервация локальных экосистем, то рост национального богатства будет сталкиваться с ограничениями, предполагающими формирование оптимальных потребностей для будущих поколений.
В том случае, если в качестве основополагающей будет выступать концепция ноосферы, то при сохранении экологических ограничений определяющее значение должны иметь духовные ценности общества.
На основе концепции устойчивого развития Министерством экономики РФ разработана Стратегия устойчивого развития. Переход к устойчивому развитию нельзя осуществить нельзя осуществить, сохраняя современные стереотипы мышления и потребительское отношение к природе. Для решения экологичеких задач необходимо радикальное изменение во взглядах на развитие экономики и цивилизации в целом. Человечество за короткий исторический срок сильно дестабилизировало всю систему, вызвав глобальный экологический кризис. Человек создает для себя опасную среду. Под экологичекой опасностью подразумевают экологические воздействия, в результате которых могут произойти изменения в окружающей среде и вследствие этого изменятся условия существования человека и общества. В настоящее время антропогенные источники опасности превышают естественные природные.
В 1992 г. принят закон Российской Федерации "О безопасности". Под безопасностью РФ понимается качественное состояние общества и государства, при котором обеспечивается защита каждого человека, проживающего на территории РФ, его прав и гражданских свобод, а также надежность существования и устойчивость развития России, защита ее основных ценностей, материальных и духовных источников жизнедеятельности, конституционального строя и государственного сувернитета, независимости и территориальной целостности от внешних врагов.
Безопасность сложной системы определяется в основном внутренними свойствами - устойчивостью, способностью к авторегуляции. В наибольшей степени это характеризует экологическую безопасность. Человечество, общество, государство не могут быть гарантами собственной экологической безопасности до тех пор, пока продолжают нарушать устойчивость и биотическую регуляцию окружающей природной среды.
Экологическая безопасность может быть достигнута путем сокращения техносферы, уменьшения потоков техногенного загрязнения, сокращения потребностей людей, уменьшения материального производства, переключения экономических влияний на социально-культурные.
2.8. Природный капитал в экономике переходного периода. Концепция природного капитала. Цены и ценности. Рост и развитие

Устойчивое развитие ставит вопрос о цели существования человека и общества, взаимоотношений человека и природы, требует социальной справедливости и равенства
Термин "природный капитал" появился в экономической литературе уже давно и использовался чаще всего в смысле "совокупность природных ресурсов, которые используются или могут использоваться в производстве товаров". В работе Х. Дейли и Р. Коннстанца "Природный капитал и устойчивое развитие"это понятие было существенно расширено и одновременно уточнено. Природный капитал - это запасы (stock) природной среды, дающие поток ценных товаров и услуг в будущем. Например, популяция рыб ежегодно "производит" новые рыбные стада и этот поток может быть устойчивым в качественном и количественном отношении.
Этот устойчивый поток называют природным доходом, а то. Что его обеспечивает - "природным капиталом". Природный капитал может производить также "экологические услуги", например ассимиляцию бытовых отходов промышленных выбросов, регулирование водного стока, предотвращение эрозии почв и т.д. Экосистемные услуги (функции) - это "материальные, энергетические и информационные потоки, порождаемые запасами природного капитала, которые в сочетании с произведенным человеческим капиталом обеспечивают благосостояние человека". () Для выполнения этих функций целостные, ненарушенные экосистемы.
2.9. Оценка экоуслуг и природного капитала
Для достижения устойчивого природопользования необходимо включить в экономический учет экосистемные услуги и природные ресурсы. Иногда провести экономическую оценку этих услуг очень проблематично. Как оценить свежесть воздуха, прозрачность воды, красоту ландшафта и т.д.? Никаким числом, ни в каких единицах нельзя абсолютно адекватно оценить эти ценности. И тем не менее эта оценка производится ежедневно при строительстве домов, выборе местожительства и т.д. Наиболее разработаны экономические оценки ресурсной части природного капитала: минеральных ресурсов, древесины, почвы. Существуют различные методики, как российские, так и западные. Следует отметить методологию системных экономических оценок К.К. Вальнуса на основе информационной теории стоимости.()
Постоянная "недооценка" экосистемных услуг приведет и уже приводит к искаженным решениям в области управления природопользованием, наносящим значительный вред окружающей природе. В оценке экосистемных услуг существуют две крайние точки зрения. Первая состоит в том, что необходимо оценить все элементы природного капитала, то есть определить ценность всех природных ресурсов и экосистемных функций/услуг. Авторы настаивают также на необходимости включения этих оценок в процедуру принятия решений по управлению природопользованием. Вторая точка зрения отрицает ценность экономических оценок экосистемных услуг в целом.авторы теории утверждают, что истинная ценность этих услуг и целостных экосистем равна бесконечности и любая частная оценка отдельных элементов является неадекватной.
() была предпринята попытка оценить стоимость экосистемных услуг всей планеты. Авторы подчеркивают, что, по их мнению, истинная экономическая ценность этих услуг бесконечна, так как без них ни экономика, ни человечество существовать не могут. Однако можно определить относительную стоимость экономических услуг , то есть изменение в благосостоянии человечества при изменении самих экосистемных услуг по сравнению с текущим состоянием. Авторы выделяют 17 основных категорий экосистемных услуг.() Между экосистемными услугами и функциями не существует однозначного соответствия. Иногда экосистемную услугу обеспечивают несколько экосистемных функций и наоборот.
2.10. Эколого-экономическая система учета природных ресурсов
Эффективное управление природопользованием возможно только при исчерпывающей и комплексной информации о природных ресурсах. Концепция экологически безопасного и комплексного развития после обсуждения в рамках совместных семинаров, организованных программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Всемирным банком, призвана методической основой экологического учета в системе национальных счетов.(СНС)()
Сущность концепции состоит в том, что необходимо установление сбалансированного равновесия между потребностями человека и природой. Которое бы сохранило бы окружающую среду для будущих поколений.
Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию включила в Повестку дня на ХХI век программу "Создание систем комплексного экологического и экономического учета". Система экологического и экономического учета (СЭЭУ) предназначена для отражения взаимосвязей окружающей природной среды и экономики и включает:
* элементы экономических потоков. Запасов. Оперций из традиционной системы национальных счетов. Позволяющие оценить влияние экономики на экологию;
* экологические потоки и запасы, для которых применимы стоимостные нерыночные оценки использования окружающей среды;
* потоки природных ресурсов в физическом измерении из окружающей природной среды в экономику и их дальнейшая трансформация , включая потоки отходов экономики в окружающую среду.
Первоочередное влияние с точки зрения СЭЭУ должно быть уделено той части природной среды, которая подвержена или может оказаться под воздействием деятельности человека. Часть природной среды потенциально или фактически, косвенно или прямо затрагиваемая человеческой деятельностью, называется природным капиталом или природными активами.
К природным активам относятся:
* биологические активы, созданные природой;
* ресурсы недр, земли, воды с их экосистемами;
* растительный и животный мир.
Система национальных счетов включает только экономические активы, то есть природные активы, закрепленные на правах собственности и приносящие прибыль их владельцам.
Экономические активы подразделяются на непроизводственные природные активы и производственные.
Непроизводственные природные активы - земля, водные ресурсы, некультивируемые биологические ресурсы, объединенные в категорию материальных непроизводственных активов.
Производственные активы подразделяются в свою очередь на основные материальные фонды и материальные оборотные средства. К основным материальным производственным активам относятся активы, расширение которых главным образом происходит в результате культивации и которое контролируются человеком, например, лесопарки. Сады, виноградники, дающие постоянные урожаи. К материальным оборотным средствам относятся, например, семенной фонд сельскохозяйственных культур, плоды фруктовых деревьев и кустов.
2.11. Экологически скорректированные макроэкономические показатели
Главным интегральным показателем для экономики страны является валовый внутренний продукт (ВВП). Однако при его определении не отражаются расходы природного капитала в процессе производства. однако при его определении не отражаются расходы природного капитала в процессе производства. В работе () отмечается, что ВВП "нельзя считать измерителем экономического благосостояния общества, главным образом из=за того, что ВВП характеризует экономическую деятельность ее результатов, происходящих через рыночные структуры"
Например, неоплачиваемый домашний труд, включая сельскохозяйственное производство на приусадебных участках, не учитывается в ВВП, хотя представляет значительную долю в доходах домашних хозяйств многих стран. Традиционный ВВП отражает изменение объемов произведенного капитала, в том числе учитывает его амортизацию. В последнее время встает вопрос об отражении в системе национальных счетов изменения запасов природного потенциала, в том числе его расход и амортизацию. К настоящему времени наиболее полно разработана методика учета в ВВП аспектов, касающихся состояния окружающей среды и ресурсов. Для характеристики реальных достижений страны необходимо вычесть из валового дохода величину экологического ущерба. Далее показатели национальных счетов должны учитывать затраты на возможное воспроизводство экологических ресурсов.
ВВП с учетом расходов природного капитала и состояния в западной литературе называют "зеленым". На рис. 2.1. представлена схема взаимосвязи традиционного ВВП с экологически скорректированным его аналогом

Экологические показатели:







прямые оценки экономические оценки



Рис.2.1. Схема формирования экологически скорректированного ВВП

Некоторые страны предпринимают усилия для учета экологического фактора в своих национальных счетах. В Норвегии основные усилия направляются на улучшение оценок изменений запасов ресурсов в физических показателях по отраслевому признаку: лесопромышленный комплекс, добыча полезных ископаемых, рыболовство, гидроэнергетика. В Нидерландах в течение последних 15 лет вводят экономические оценки утраты экосистемных функций. Во Франции создается система, учитывающая влияние изменений окружающей среды в экономическом, социальном и экологическом значениях. В США главным направлением усилий является сбор данных по загрязнениям и необходимым затратам на их предотвращение и устранение.
В 1993 году Статистическая Комиссия ООН после десяти лет работы одобрила переработанную систему национальных счетов(System of National Accounts, SNA).





















Глава 3. Правовые методы регулирования природопользованием
3.1. Источники экологического законодательства.

В основе системы экологического законодательства находятся три основополагающих нормативных акта: Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Социалистической республики, принятая 12 июня 1990 года, Декларация Прав и Свобод Человека и Гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года, и Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года.
Система экологического законодательства состоит из двух подсистем: природноресурсного и природоохранительного законодательств. Основу природоохранительного законодательства составляет Закон "Об охране окружающей среды"(2002 год), заменивший Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды"(1991 год), сменивший Закон "Об охране природы в РСФСР"(1960 год).
Основу природноресурсного законодательства составляют: Земельный кодекс, закон РФ "О недрах", Водный кодекс РФ, а также другие законодательные и нормативные акты, регулирующие использование природных ресурсов.
Источниками экологического права являются следующие правовые документы:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Законы и кодексы в области охраны природы;
3. Указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и природопользования;
4. Правительственные природоохранные акты министерств и ведомств;
5. Нормативные решения органов местного самоуправления
В настоящее время экологическое законодательство Российской Федерации включает более 550 действующих документов, в том числе 45 законов, 5 Кодексов, 140 Постановлений правительства, Указы Президента и комплекс ведомственных нормативных актов. Значительное количество нормативных документов принимается законодательными органами власти субъектов Российской Федерации. Все вместе они образуют сложную правовую систему экологического законодательства.
3.2. Основные принципы экологического права.
Принципы права (правовые принципы) - это выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, основы, закреплённые в нём закономерности общественной жизни. Правовые принципы выявляют содержание и идеи экологического права. Они делятся на общеправовые, характерные для права того или иного государства в целом, межотраслевые, например уголовно-процессуального права, гражданско-процессуального права и отраслевые.
Основные принципы экологического права заключаются в следующем:
- природные ресурсы - основа жизни и деятельности народа;
- рациональное использование природных ресурсов;
- учёт природных ресурсов;
- экоцентрическое развитие общества;
- контроль за использованием природных ресурсов;
- приоритетность экологических принципов во взаимоотношениях "общество - природа";
- экономическое стимулирование рационального природопользования;
- экологическое воспитание населения;
- международное экологическое сотрудничество.
Некоторые перечисленные принципы одновременно являются экологическими функциями государства (экологическое воспитание, международное экологическое сотрудничество), функциями управления экологией (учёт, контроль), а также принципами права природопользования (рациональное и комплексное использование природных ресурсов).
Природные ресурсы - основа жизни и деятельности народа. Это означает, что водные, лесные, минеральные и другие ресурсы, в чьём бы пользовании они не находились или чьей бы собственностью они не были, являются основой материального благополучия и условием жизни народа, проживающего на данной территории. Принцип рационального использования природных ресурсов - главный принцип экологического права. Он аккумулирует все другие принципы. В частности из него вытекают принципы учёта природных ресурсов, их состояния, использования и охраны, а также комплексности использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Контроль за состоянием природных ресурсов позволяет осуществлять эффективную управленческую деятельность при их использовании на предприятиях. При этом возможно экономическое стимулирование регионального природопользования путём предоставления льготных кредитов, снижения налогов, выделения средств из экологических фондов, поощрения предприятий.

3.3. Конституционные основы экологического законодательства.

В Конституции Российской Федерации отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка.
В Конституции РФ вся сфера взаимодействия общества и природы подразделяется на три группы отношений: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.
Основу экологического законодательства составляют следующие положения Конституции Российской Федерации:
- о праве каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42);
- об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
- об использовании и охране в Российской Федерации земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9);
- о праве граждан и их объединений иметь в частной собственности землю; об осуществлении собственниками свободного владения, пользования и распоряжения землёй и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36);
- о поощрении в Российской Федерации деятельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ст. 41);
- об отнесении к ведению Российской Федерации установления основ федеральной политики и федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, определение статуса и защиты территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации (ст. 71);
- об отнесении к совместному ведению РФ и субъектов РФ вопросов владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; особо охраняемых природных территорий; земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды (ст. 72);
- о задаче Правительства РФ обеспечивать проведение в РФ единой государственной политики в области экологии (ст. 114).
Статья 42 Конституции РФ закрепляет три, по существу самостоятельных, но тесно связанных между собой, экологических права человека:
- право на благоприятную окружающую среду;
- право на достоверную информацию о её состоянии;
- право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право на благоприятную окружающую среду конкретизировано в статье 11 Закона РФ."Об охране окружающей среды". Окружающая среда является благоприятной, или её состояние соответствует нормативам, касающимся её чистоты, ресурсоёмкости, неистощимости, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства. Уровень достоверной информации о состоянии окружающей среды зависит, в частности, от уровня развития экологической науки и техники в сфере мониторинга и контроля.
Право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды конкретизируется в федеральном законе от 20.02.95 г. "Об информации, информатизации и защите информации", который гарантирует и устанавливает судебную защиту данному праву. Согласно этому закону пользователи обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам, что "является основой осуществления общественного контроля за состоянием экологи" (пункт 1. статья 12). Отказ в доступе к информационным ресурсам может быть обжалован в суде (п.п. 1,2, ст. 13). Лицо, которому отказано в доступе к информации, и лицо, получившее недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесённого ими ущерба (п.1. ст. 24).
Право граждан на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением, конкретизируется законом "Об охране окружающей среды" в статье 79, согласно которой "вред, причинённый здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объёме". Определение объёма и размера возмещения вреда, причинённого здоровью и имуществу граждан, осуществляется в соответствии с законодательством.
Согласно статьи 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации относится:
- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе экологических);
- федеральная государственная собственность (прежде всего на природные ресурсы) и управление ею;
- Производство ядовитых веществ, наркотических веществ и порядок их использования;
- гражданское, гражданско-процессуальное законодательство (как основные механизмы защиты природных ресурсов и их владельцев);
- метеорологическая служба, стандарты (в том числе в области охраны окружающей среды).
В совместном ведении Российской Федерации и её субъектов находятся:
- защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности (в том числе экологических);
- разграничение государственной собственности (прежде всего на природные ресурсы).
В Конституции РФ закреплены также организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно статье 72, "пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; особо охраняемых природных территорий; земельного, водного, лесного законодательств, законодательства о недрах, об охране окружающей среды" являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации. Российская Федерация принимает федеральные законы, которыми являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Российской Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов.
Конституция РФ закрепляет основные правила, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. Положения Конституции РФ конкретизируются в источниках экологического права.
Вне пределов ведения РФ и её полномочий субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Экологическое законодательство осуществляется на федеральном уровне - Государственной Думой и Советом Федерации Федерального собрания РФ, Президентом и Правительством РФ; на уровне субъектов Российской Федерации - законодательными органами субъектов федерации.
3.4. Права и обязанности граждан в сфере природопользования.

В Декларации Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972) записано, что "человек имеет право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и умножение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений". На это ориентируют и решения Всемирной конференции ООН по охране окружающей среды в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года.
На этой конференции были приняты два важных документа: "Декларация по окружающей среде и развитию" и "Повестка дня на XXI век". Во многих странах мира, прежде всего входящих в Европейский Союз, ведётся работа по обоснованию и реализации программ по устойчивому развитию. В "Декларации конференции по окружающей среде и развитию" изложены 27 принципов, которыми должно руководствоваться мировое сообщество на пути к устойчивому развитию. Они касаются вопросов обеспечения здоровой и плодотворной жизни людей, сохранения окружающей природной среды, рационального природопользованию. Вместе с тем в соответствии с протоколом по "Повестке дня на XXI век" каждая страна принимает свою национальную стратегию развития. В развитых странах для оценки состояния окружающей среды приняты индикаторы устойчивого развития - комплекс показателей, отражающих уровень социально-экономического и экологического благополучия жизни народа. При этом каждая страна имеет свой набор показателей. Например, в Дании принято 117 показателей - индикаторов, а в некоторых других странах Евросоюза ограничились десятью. Работа по выбору индикаторов ведётся и в России.
Устойчивость развития отражают не один, а несколько индикаторов, находящихся во взаимосвязи и взаимообусловленности между собой.
Система индикаторов должна отражать экономическое развитие страны (региона, города и т.д.).
Индикаторами экономического развития являются, как правило, валовый национальный (региональный) продукт, инвестиционная привлекательность региона. Социальные индикаторы определяются продолжительностью жизни, демографической структурой, уровнем безработицы, уровнем преступности и т.д. Эти индикаторы характеризуют качество жизни. Индикаторами состояния окружающей среды являются качество атмосферного воздуха, качество поверхностных и подземных вод, загрязнённость почв, образование отходов и их переработка и т.д.
В межправительственном Соглашении о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды, подписанном 8 февраля 1992 года странами СНГ, записано: "провозглашая право человека на благоприятную для жизни окружающую среду, основываясь на праве каждого государства устанавливать порядок пользования природными ресурсами, исходя из понимания целостности и неделимости окружающей среды, единства интересов всех государств в её сохранении и устойчивом развитии хозяйственная и иная деятельность на территории одного государства не должна наносить ущерб природной среде, качеству жизни населения других государств".
Данный документ свидетельствует о качественно новом подходе стран, подписавших данное Соглашение перед своими народами, народами других государств за благоприятную для жизни и деятельности окружающую среду.
В законе РФ "Об охране окружающей среды", (статья 11) записано, что "каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде"
Граждане имеют право:
- создавать общественные объединения, фонды и другие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
- получать своевременную полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды в местах своего проживания;
- выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в её проведении;
- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.
Граждане обязаны:
- сохранять природу и окружающую среду;
- бережно относится к природе и природным богатствам.
Природопользование граждан, будучи закрепленным в нормативных правовых актах, существует и реализуется достаточно широко. Законодательством оформляются и классифицируются различные гарантии права общего и специального природопользования, первичного и вторичного, бессрочного и временного, совместного или обособленного.
Как правило, общее природопользование осуществляется без разрешений: можно свободно пребывать в лесах, собирать дикорастущие плоды, орехи, грибы, ягоды, соблюдая при этом правила пожарной безопасности, не допуская поломок и порубок деревьев и кустарников, повреждения лесных культур, засорения лесов, разорение муравейников и гнездовий птиц.
К общему природопользованию относится право собственников и землепользователей в зависимости от целевого назначения земельного участка производить посевы сельскохозяйственных культур, посадку плодовых, декоративных и других насаждений, пользоваться сенокосами, пастбищами, использовать общераспространенные полезные ископаемые, торф и водные объекты, эксплуатировать другие полезные свойства земли.
В экологическом законодательстве разрешается также использование природных ресурсов в духовных целях: допускаются разные формы наблюдения, фотографирования млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, насекомых в научных, культурно-просветительных и эстетических целях без изъятия животных из природной среды.
Усиливается природопользование гражданами в оздоровительных целях; использование лечебных водных и лесных объектов. Пользование водами для отдыха и спорта допускается без особых на то разрешений.
3.5. Ответственность за экологические правонарушения.

Экологические правонарушения отражают объективные противоречия в системе "общество-природа": удовлетворяя экономические потребности, человек, как правило, наносит вред окружающей среде. Хозяйственная деятельность неизбежно воздействует на природную среду. Эти воздействия могут быть нормативными и сверх нормативными .Экологические правонарушения делятся на пять групп:
1. Загрязнение природной среды;
2. Нерациональное использование природных ресурсов;
3. Истощение ресурсов;
4. Повреждение или уничтожение природных объектов;
5. Разрушение природных экосистем.
В главе 14, статье 75 Закона "Об охране окружающей среды" отмечается, что "за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством".
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, обязаны возместить его в полном объеме.
Определение размера вреда окружающей среде осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, я также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет.
Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения экологического законодательства, подлежит возмещению в полном объеме.
К законодательным актам, содержащим общие положения об ответственности правонарушителей, относится федеральное природоохранительное и природоресурсное законодательство: Закон РФ "Об экологической экспертизе" от 23 октября 1995 г.; Закон РФ "Об особо охраняемых природных территориях от 14 марта 1995 г.; Закон РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г.; Закон РФ "О животном мире" от 24 апреля 1995 г.; Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г. и т.д.
В статье 6 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР указано, что субъекты федерации, в частности, наделены, правом устанавливать административную ответственность за нарушение правил охоты и рыболовства, правил осуществления других видов пользования животным миром. В Конституции РФ (ст. 71,72) говорится, что принятие норм уголовного, уголовно-исполнительного, гражданского права относится к ведению федерации.
За совершение экологических правонарушений должностные лица всех организаций независимо от форм собственности и граждане несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения принимается в случаях, когда эти нарушения являются одновременно дисциплинарными проступками.
Дисциплинарные взыскания - предупреждение, выговор, отстранение от работ и т.п. - применяются администрацией предприятий, учреждений, организаций в отношении работников, допустивших экологические правонарушения в процессе своей трудовой, служебной деятельности.
Гражданско-правовая ответственность за нарушение природоохранного законодательства заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный вред в натуре (реальное возмещение) или в денежной форме (убытки). Она применяется в случае нарушения обязательств, связанных с использованием природных ресурсов или загрязнением окружающей среды. Гражданско-правовая ответственность регулируется гражданским законодательством. Вопросы возмещения вреда, причинённого экологическим правонарушением, регламентируется также специальным экологическим законодательством.
Административная ответственность налагается за нарушение правил природопользования по Кодексу об административных правонарушениях или по специальному экологическому законодательству уполномоченными органами контроля в области охраны окружающей среды, например, Роскомлесом, службами санэпидемнадзора. Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов.
Уголовная ответственность установлена Уголовным кодексом РФ и применяется только судом при осуждении за совершение преступления. Она объявляется за совершение общественно опасных экологических нарушений. Новый УК РФ содержит составы экологических преступлений, например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ; нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами; нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими токсинами; загрязнение воздуха, водоёмов, почв; нарушение правил хранения, приобретения, использования, передачи радиоактивных материалов.
Санкции, установленные новым уголовным законодательством, позволяют дифференцировать ответственность: лишение свободы, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью; ограничение свободы; исправительные работы, обязательные работы на определённый срок и т.д.
Цель экологического права - содействие правовому воспитанию и формированию законопослушного гражданина. Экологический кризис, поразивший как Россию, так и большинство цивилизованных стран, вызывает потребность в разработке особого нормативно-правового - акта - основ экологического законодательства.


3.6. Закон "Об охране окружающей среды".

20 декабря 2001 года Государственной Думой РФ принят Закон "Об охране окружающей среды" и подписан 10 января 2002 года Президентом Российской Федерации. Принятый закон сменил Закон "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 года.
Закон "Об охране окружающей среды" является комплексным головным законодательным актом прямого действия и решает три задачи:
1. Сохранение природной среды;
2. Предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека;
3. Улучшение качества окружающей среды.
Этот закон является актом прямого воздействия, то есть его статьи действуют без каких-либо дополнительных инструкций, постановлений и пр.
Основная задача закона состоит в обеспечении научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов для сохранения здоровой чистой окружающей среды. Обосновываются нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а также нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ и т.д.
Данный закон формулирует экологические требования, к источникам вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.
Закон "Об охране окружающей среды" состоит из XVI глав, содержащих 84 статьи, в которых представлены:
- общие положения;
- основы управления в области охраны окружающей среды;
- права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
- экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
- нормирование в области охраны окружающей среды;
- оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
- требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- зоны экологических бедствий, зоны чрезвычайных ситуаций;
- природные объекты, находящиеся под особой охраной;
- государственный мониторинг окружающей среды;
- контроль в области охраны окружающей среды. Экологический мониторинг;
- научные исследования в области охраны окружающей среды;
- основы формирования экологической культуры;
- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
- международное сотрудничество в области охраны окружающей среды;
- заключительные положения.
Центральная тема Закона - это охрана здоровья человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Человек рассматривается как субъект воздействия на окружающую среду, несущий ответственность за последствия своей деятельности, и , как объект такого воздействия, наделенный соответствующими правами и гарантиями на возмещение причиненного вреда.
Механизм исполнения норм данного закона состоит из системы. включающей экономическое стимулирование хозяйствующего субъекта, а также административно-правового воздействия на нарушителей.

3.7. Основные акты экологического законодательства в Российской Федерации

После принятия Конституции РФ практически полностью было пересмотрено законодательство РФ, в том числе и экологическое. Основные акты экологического законодательства приведены в табл.3.1.
Таблица 3.1 Основные акты экологического законодательства в Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации (1993 г.)
Природоохранное законодательство
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Природно-ресурсовое законодательство
Действующие законодательные акты
Закон РФ "Об охране окружающей среды", 2002г
Закон РСФСР "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", 1991 (с изменениями)
Земельный кодекс, 2001
ФЗ "Об охране атмосферного воздуха",1999г
Закон РФ "О безопасности", 1992
Закон РФ "о плате за землю", 1991 г. (в ред. Законов 1992, 1994, 1995 гг.)
ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", 1999г
Закон РФ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера", 1994 г
Водный кодекс, 1995г
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, 1993 г (в ред. Законов 1998г)
ФЗ "О радиационной безопасности населения", 1996 г
Закон РФ "О континентальном шельфе", 1995г
Закон РФ "О ратификации рамочной Конвенции ООН об изменении климата", 1994 г
ФЗ "Об использовании атомной энергии"
Закон РСФСР "О недрах", 1992 (в ред. Закона 1995 г).
Закон РФ "О ратификации Базельской конвенции ООН о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением", 1994 г
ФЗ "О пожарной безопасности"
ФЗ "О ставках отчислений на минерально-сырьевой базы", 1995 г.
ФЗ "Об экологической экспертизе", 1995 г
ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", 1995 г.
ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", 1995 г
Закон "О животном мире", 1995 г.
ФЗ "Об уничтожении химического оружия", 1997 г
Лесной кодекс, 1997 г.

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign