LINEBURG


страница 1
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Авторы учебного пособия "Управление природопользованием" Щуров Б.В., Губанов Л.Н., Зверева. В.И.
Содержание курса "УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ".
Глава 1. Методологические и организационно-правовые основы системы управления.
1.1. Основные понятия теории управления. Объект и субъект управления, их взаимосвязи.
1.2. Эволюционный путь развития современных отечественных и зарубежных школ менеджмента.
1.3. Сочетание стратегии и тактики управления.
1.4. Понятие механизма управления: задачи, функции, средства.
1.5. Проектирование и совершенствование организационных структур управления.
1.6. Формирование системы методов управления и их классификация.
1.7. Особенности формирования и развития экологического менеджмента.
Глава 2. Основы управления природопользованием и их связь с практикой экологического регулирования.
2.1. Природопользование. Кризис природопользования.
2.2. Управление природопользованием в условиях натуральных форм хозяйствования.
2.3. Природопользование в условиях товарно-денежных отношений.
2.4. Промышленная революция, научно-технический прогресс и изменение отношений в системе "общество-природа".
2.5. Социальные издержки природопользования.
2.6. Эколого-экономические проблемы использования новых промышленных материалов.
2.7. Экономический рост или устойчивое развитие. Концепция экологически устойчивого развития общества. Критерии и показатели устойчивого развития. Экологические ограничения экономического развития.
2.8. Природный капитал в экономике переходного периода. Концепция "природного капитала". Цены и ценности. Рост и развитие.
2.9. Оценка экосистемных услуг и природного капитала.
2.10. Эколого-экономическая система учета природных ресурсов.
Глава 3. Правовые методы регулирования природопользованием.
3.1. Источники экологического законодательства.
3.2. Основные принципы экологического права.
3.3. Конституционные основы экологического законодательства
3.4. Экологические права и обязанности граждан в сфере природопользования
3.5. Ответственность за экологические правонарушения.
3.6. Закон "Об охране окружающей среды".
3.7.Основные акты экологического законодательства в Российской Федерации.
3.8. Лимитирование и лицензирование природопользования.
3.9.Стандарты воздействия на окружающую среду и их обоснование.

Глава 4. Органы государственного управления природопользованием.
4.1. Структура органов управления природопользованием и охраной окружающей среды.
4.2. Функции и задачи государственного управления природопользованием.
4.3. Компетенция федеральных, региональных и местных органов управления в области природопользования.
4.4. Функции и задачи законодательных органов в области природопользования и охраны окружающей среды.
4.5. Компетенция федеральных органов исполнительной власти в сфере природопользования.
4.6. Полномочия правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
4.7. Функции и задачи Министерства природных ресурсов в сфере управления природопользованием.
4.8. Компетенция специально уполномоченных органов управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
4.9. Функциональные и территориальные специально-уполномоченные органы управления природопользованием.

Глава 5. Экономический механизм природопользования как функция государственного управления.
5.1. Управленческие задачи экологизации экономики.
5.2.Особенности государственного регулирования и управления природопользованием в условиях переходного периода экономики России.
5.3. Экономическая ценность природных ресурсов и подходы к их оценке. Плата за пользование природными ресурсами.
5.4. Понятие экономического ущерба и природоохранные мероприятия по его снижению.
5.5. Плата за загрязнение окружающей среды.
5.6. Система экономического стимулирования охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
5.7. Реализация природоохранных программ на разных уровнях управления.

Глава 6. Система управления природопользованием на предприятии (Управление природопользованием на микроуровне).

6.1. Механизм взаимодействия промышленных предприятий с окружающей средой. Обострение проблем природопользования.
6.2. Основные загрязнители, их источники, классификация, нормирование, характер воздействия.
6.3. Выбросы вредных веществ и их инвентаризация на предприятии.
6.4. Дифференциация предприятий по степени экологического риска.
6.5. Санитарно-защищенные зоны промышленных предприятий и производств.
6.6.Качество атмосферного воздуха и его контроль на предприятии.
6.7. Использование водных ресурсов на предприятии.
6.8. Хранение, транспортировка, обезвреживание и захоронение токсичных отходов.
6.9. Влияние отраслей народного хозяйства на состояние окружающей среды.
6.10. Оценка воздействия на окружающую среду.
6.11. Экологическая экспертиза.
6.12. Экологическая паспортизация объектов, экологическая статистическая отчетность предприятия.
6.13. Экологический аудит.
6.14. Современные ресурсосберегающие малоотходные технологии.

Глава 7. Управление окружающей природной средой.
7.1. Рациональное использование и охрана воздушного бассейна. Основные источники загрязнения атмосферного воздуха.
7.2. Нормирование качества атмосферного воздуха.
7.3. Рациональное использование водных ресурсов. Управление водопользованием и стимулирование снижения водоемкости в технологических процессах.
7.4. Основные источники загрязнения воды. Мониторинг загрязнения вод.
7.5. Земельные ресурсы и их рациональное использование.
7.6. Нормирование загрязнения почв.
7.7. Важнейшие проблемы воспроизводства и рационального использования лесных ресурсов.
7.8. Использование минеральных ресурсов России.
Глава 8. Эколого-экономическое регулирование природопользованием на международном уровне.
8.1. Принципы и формы международного сотрудничества в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
8.2. Изменения в сфере природопользования в период научно-технического прогресса.
8.3. Природные ресурсы и их территориальное распределение.
8.4.Значимость природного наследия России для мирового сообщества.

8.5. Актуальные проблемы управления природопользованием




















































Введение

Курс по управлению природопользованием предназначен для студентов по специальности "Природопользование" (специалисты, магистры). Цель курса - подготовка специалистов, владеющих теоретическими основами и практическими навыками современного менеджмента природопользования. В нем рассматриваются основные методологические подходы к анализу состояния природной среды, определению стратегических направлений развития общества и его окружающей среды (цели, прогнозы, планы), а также выработка и реализация задач, форм, методов, функций (тактики достижения целей) на различных уровнях управления: федеральном, региональном, муниципальном, на уровне предприятия и фирмы по коренному изменению отношения к природопользованию.
Курс "Управление природопользованием" дает базовые знания по менеджменту, координирует его со всеми предшествующими курсами и дисциплинами по природопользованию, знакомит будущих экологов с профессиональными требованиями, вырабатывает навыки будущих специалистов к решению конкретных практических задач. Этот курс предназначен для изучения студентами механизмов управления природопользованием на макро- и микроуровнях. Управление водопользованием, лесопользованием, землепользованием, недропользованием - сложнейшая проблема для мирового сообщества. В настоящее время природопользование переживает кризис, обусловленный перепотреблением природных ресурсов меньшей частью населения и недопотреблением ее большей частью, а также истощением природных ресурсов и антропогенным загрязнением окружающей среды. Студентам предлагается изучить современные экологические проблемы кризиса природопользования в России и других странах.
Благодаря конкретным фактам и цифрам студенты должны иметь четкое представление о том, что наша планета имеет ограниченные запасы всех своих ресурсов, а также ограниченный запас прочности противостоять негативным влияниям хозяйственной деятельности человека.
Управление природопользованием сначала сформировалось и нашло применение в наиболее промышленно-развитых странах, а затем распространилось в другие страны, в том числе и в Россию. Студентам необходимо получить системное представление об административных, экономических и социально-психологических методах регулирования и управления природопользованием. Прежде всего студенты должны изучить систему экологического законодательства России, подразделяющуюся на природоохранительное и природно-ресурсовое законодательства и включающую более 550 действующих документов. Необходимо четко знать основные законодательные акты в области природопользования и охраны окружающей среды. Студенты должны знать структуру законодательных и исполнительных органов власти и их полномочия в области рационального природопользования РФ, а также органы управления природопользованием в субъектах РФ.
В настоящее время все большее значение приобретают экономические механизмы управления природопользованием. Студенты должны познакомиться с экономической оценкой ущерба от загрязнения окружающей среды (воздуха, водоемов, земель); с системой платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также с системой платежей за хранение и размещение отходов.
Студентам предлагается овладеть методами управления природопользованием на промышленных предприятиях; знать дифференциацию предприятий по степени экологического риска, их санитарно-защитные зоны; уметь проводить экологический контроль и мониторинг техногенных экосистем, а также экологическую паспортизацию объектов. В настоящее время большое значение приобретают экологический маркетинг на предприятии, разработка экологически чистых промышленных технологий.

Раздел 1. Методологические и организационно-правовые основы системы управления.

В первой части курса излагаются основные методологические и организационно-правовые основы системы управления, вводится понятие механизма управления, его задач, функций, форм, методов и т. д. Обсуждаются проблемы совершенствования организационных структур, новых информационных технологий, современных средств оргтехники, повышения квалификации персонала управления, использования опыта отечественных и зарубежных школ менеджмента.

Раздел 2. Основы управления природопользованием и их связь с практикой экологического регулирования.

Во второй части обсуждаются основы управления природопользованием и их связь наблюдается кризис природопользования, обусловленный перепотреблением природных ресурсов, их истощением и загрязнением окружающей среды. Излагаются концепция экологически устойчивого развития общества и проблема экологического ограничения экономического развития. Описывается эколого-экономическая система учета природных ресурсов и обсуждаются экологически скорректированные макроэкономические показатели с практикой экологического регулирования. Отмечается, что в настоящее время

Раздел 3. Правовые методы регулирования природопользованием.

В третьей главе излагаются правовые методы регулирования природопользованием. В настоящее время экологическое законодательство Российской Федерации включает более 550 действующих документов, в том числе 45 Законов, 5 Кодексов, 140 Постановлений Правительства, 13 Указов Президента и блок ведомственных нормативов. В основе всего экологического законодательства лежит Конституция РФ, провозглашающая право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о состоянии среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением. Ведущее место среди всех законодательных актов принадлежит Закону "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года, охватывающему все стороны взаимоотношений "человек - общество - природа"

Раздел 4. Органы государственного управления природопользованием.

В четвертой главе описывается структура государственного управления охраны окружающей среды и рациональным природопользованием, а также излагаются полномочия законодательных и исполнительных органов власти в этой сфере. Федеральным органом исполнительной власти в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов является Министерство природных ресурсов. Излагаются также функции и задачи органов управления природопользованием в субъектах РФ.

Раздел 5. Экономический механизм природопользования как функция государственного управления.

В пятой главе излагаются экономические механизмы природопользования, обсуждаются особенности государственного регулирования и управления природопользования в условиях переходного периода экономики России. Большое значение имеет правильное определение экономической ценности природных ресурсов и осуществление платежей за их использование. Обсуждаются вопросы экономического ущерба загрязнения окружающей среды (воздуха, водоемов, земель) и приводятся методики расчетов платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников, за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также за размещение и хранение отходов.

Раздел 6. Система управления природопользованием на предприятии (Управление природопользованием на микроуровне).

В шестой главе обсуждается механизм взаимодействия промышленных предприятий с окружающей средой, их дифференциация по степени экологического риск, экологический контроль и мониторинг техногенных экосистем. В настоящее время большое значение имеет экологическая паспортизация объектов и экологическая статистическая отчетность предприятия.

Раздел 7. Управление окружающей природной средой.

В седьмой главе обсуждаются вопросы управления окружающей природной средой, в частности рационального использования и охраны воздушного бассейна, земельных и водных ресурсов

Раздел 8. Эколого-экономическое регулирование природопользованием на международном и глобальном уровне.

В восьмой главе обсуждаются проблемы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Национальные программы в природоохранной деятельности приносят положительные результаты только при их согласованности с международными документами. В обобщенном и кратком виде обсуждены международно-правовые принципы в области экологии


Глава 1. Методологические организационно-правовые основы системы управления
1.1. Основные понятия теории управления. Объект и субъект управления, их взаимосвязи
В теории управления ("о курса независимо от объекта управленческой деятельности. управление - менеджмент - руководство") существует ряд общепризнанных понятий, терминов, постулатов, познание которых необходимо для системного изучения лекционног
Прежде всего, с точки зрения общетеоретического понимания, управление производством - это управление людьми, их общественно-трудовыми отношениями и социально-экономическими процессами. Это х отношений в обществе.
Из данного определения вытекает ряд других, более конкретных терминов и понятий.
С точки зрения кибернетического подхода управление - это система различных форм и методов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения поставленных целей.
В большом экономическом словаре термин "управление" сформулирован с позиций функционального подхода как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации. Приведенные термины не противоречат и дополняют друг друга для более полного понимания системы управления.
Каждая социально-экономическая система прежде всего состоит из двух относительно самостоятельных, но взаимосвязанных систем: управляющей и управляемой. К управляемой системе - объекту управления - относятся все элементы и подсистемы предприятия, объединения, корпорации, обеспечивающие непосредственный процесс материальных благ или оказания услуг. В качестве объекта могут выступать также отдельные направления деятельности людей и совокупность их элементов: научно-технический прогресс, качество продукции, инвестиционные проекты, финансы и т.д. В качестве объекта нашего углубленного изучения выступает управление природопользованием. Элементами и подсистемами являются природная среда и животный мир, атмосфера, водные, земельные, лесные и другие ресурсы. К управляющей системе, так называемому субъекту управления, относятся все элементы и подсистемы аппарата управления предприятия, корпорации, государственных и муниципальных органов, обеспечивающие процесс управления, то есть процесс целенаправленного воздействия на коллективы людей, занятых в управляемой системе. Каждая из этих систем - "объект", "субъект" управления - имеет свои особенности, отличающиеся между собой по системе адаптации к внутренним условиям и по отношению к внешней среде.
Общепризнанным считается постулат: первичным является объект управления, в нашем случае природоохранная деятельность людей, вторичным - субъект управления. В качестве субъекта выступают органы управления (аппараты, отдельные руководители) различного уровня - предприятия, муниципалитета, региона, федерации, осуществляющие управленческие функции различного уровня: планирование и прогнозирование, организацию, контроль, регулирование, учет, стимулирование и т.д.
Связь между управляющей и управляемой системами осуществляется с помощью прямых и обратных потоков информации. Информация о ходе производственного процесса из управляемой системы в управляющую. Эта информация анализируется и служит основой для выработки командных воздействий и решений, которые поступают в управляемую систему для исполнения. Помимо внутрипроизводственных связей между объектом и субъектом управления управляющая система (субъект управления) также широко использует внешние связи и внешнюю информацию: банковские процентные ставки, уровень безработицы, процессы инфляции, изменение оптовых и розничных цен и др.
Говоря о предприятии как о системе и совокупности его элементов, как в объекте, так и субъекте дифференцированно рассматриваются подсистемы, решающие свои конкретные специфические задачи: техническую, технологическую, организационную и социальную.
Все подсистемы представляют единство функционирования предприятия и тесно взаимосвязаны между собой.
Однако социальная система совместно с экономической выступает в качестве задающего блока: определяет стратегию и тактику развития, формулирует принципы и методы организации производства.
Вышеизложенные основы управления (менеджмента) можно схематично изложить на рис.1.1. и 1.2.







Система управления


управляемая
система



у


Управляемая
система
информационные
потоки прямой и
обратной связи
Рис.1.1. Взаимосвязь управляющей и управляющей систем в общей системе управления.

Вместе с тем, с точки зрения системного подхода, следует рассмотреть происходящие процессы в объекте управления (управляемой системе), рис. 1.2.





Готовая продукция






Вход процесс выход

Рис.1.2. Процесс соединения элементов (ресурсов) в объекте управления
Следует акцентировать внимание обучающихся на особенностях и понятиях "менеджмент", "менеджер". Эти термины быстро и прочно вошли в наш словарный обиход, заменив используемые нами ранее термины "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор".
Менеджмент - это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:
- ориентацию фирмы (организации) на спрос и потребности рынка с целью получения намечаемой прибыли;
- постоянное стремление к повышению эффективности производства: получение оптимальных результатов с наименьшими затратами;
- хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения;
- необходимость использования современной информационной базы с применением компьютерной техники для многовариантных расчетов и т. д.
В управлении производственной деятельностью так или иначе широко привлекаются частные фирмы, финансовые, банковские и др. рыночные структуры. Вместе с тем во многих случаях мероприятия по восстановлению природной среды не дают прямого экономического эффекта, они дают значительный социальный эффект. Производство, регионы, муниципалитеты вынуждены выделять большие средства из бюджетов для восстановления нарушенного баланса.
В этом случае понятие "управление" шире понятия "менеджмент", а следовательно и изучаемая дисциплина получила название "управление природопользованием"

1.2. Эволюционный путь развития отечественных и зарубежных школ менеджмента
1. Первый интерес к управлению был отмечен в 1911году. В этом году Фредерик У. Тейлор (США) опубликовал книгу "Принципы научного управления", традиционно считающуюся началом признания управления новой наукой и самостоятельной областью исследования. Первое научное управление трудом и классическая (административная) школа получила название "школа научного менеджмента". Авторами и последователями ее развития являются:
Фредерик У. Тейлор, А Файоль, М. Вебер, А. Богданов, А. Гастев, Л. Аллен и др. Научные основы данной школы используются и в настоящее время. Принципы управления основаны на делении трудовых процессов на отдельные операции, рационализацию трудовых процессов, функциональное разделение труда в процессе управления, оплату труда в зависимости от его количества и качества как элемент мотивации работников. Формирование школы относится к 10-30 гг. ХХ века. Но данная школа имела и свои недостатки. Рабочие уже к 35-40 годам не выдерживали высокого темпа конвейера. Основанного на автоматизации мелких операций и жесткого нормирования. Детальное деление функций в аппаратах управления (субъекте) также стало сдерживающим фактором эффективности менеджмента. В. И. Ленин назвал данную школу "системой научного выжимания пота".

2. Школа "человеческих отношений и поведенческих наук" создана в 30-50 гг. и устраняла жесткие требования автоматизма исполнения операций предыдущей системы. Авторами ее являются: Дж. Мейо, Мери Талкер, Д. Макгрогер, К. Аджерис, Д. Карнеги, В. Леонтьев и др.
Авторы данной школы утверждали: "Каждый человек имеет тело, ум и душу. Каждая из этих частей, особенно душа, должна быть использована для достижения максимальной производительности труда". Эффективность функционирования системы зависит не только от условий труда и действий администрации, но и от психологического и социального климата в среде рабочих, в так называемых "неформальных малых группах". Использование факторов коммуникации и групповой динамики, межличностные отношения, исследование поведения людей в организации как объекта управления лежат в основе данной теории.

3. "Эмпирическая школа" - теория принятия решения и количественный подход был сформулирован в 50-70 гг. П. Друкером, У. Плоуменом, Р.Дэвисом, Э. Петерсоном, Л. Кантровичем и пр. Этой школой, в дополнение предыдущих теорий, разработана количественная теория разработки, принятия и реализации управленческих решений, экономико-математические методы и модели производственных и управленческих процессов. На основе системного подхода учеными были разработаны основные принципы программно-целевого управления. Широко использовалась в расчетах и обосновании решений современная компьютерная техника и ЭВМ.

4. Школа "социальных систем и ситуационных подходов" разработана также в 50-70 гг. ХХ видными учеными-экономистами Г. Саймоном, Ч. Бернардом, А. Бергом, В. Глушковым, Д. Марчем, А. Этцеони и др. В данной теории глубоко раскрыт метод системного подхода и анализа социально-экономических систем. Уделяя внимание влиянию неформальных факторов в организации, данное учение не переоценивает их, как это свойственно школе "человеческих отношений". Она рассматривает организацию как сложный комплекс взаимозависимых и взаимодействующих факторов, а человека в организации - как один из факторов. Отправным пунктом рассмотрения человека в организации является признание того, что потребности человека и потребности организации не совпадают. Потребности каждого человека рассматриваются в виде иерархии возрастания потребностей. Как только индивид удовлетворил свои потребности одного уровня, он переходит к следующему. Учеными школы разработана теория формирования организации и изучены законы ее функционирования, исследовано влияние внешней и внутренней среды на процессы управления.

5. Школа "разработки стратегий, инноваций и лидерства" создана в 70-90 г.г., авторами ее являются: М. Портер, Р. Ансофф, А. Агангебян, А. Анчишкин и др. Разработка стратегии организации рассматривается как фактор ее конкурентоспособности. Данная теория значительно пополнила сформированный ранее арсенал средств и методов воздействия управляемой системы на управляемый объект. В условиях глобализации, включения всех стран в мировой рынок, очень важным направлением эффективной деятельности предприятий, корпораций и целых стран являются:
* Непрерывность взаимодействия организации с окружающей средой;
* Инновационный менеджмент - внедрение в производство прогрессивных достижений науки и техники как основы конкурентноспособного развития;
* Теория лидерства как развитие менеджмента;
* Организационное поведение;
* Эффективные коммуникации;
* Управление персоналом и социальный менеджмент.
6. "Теория устойчивого развития и глобального "менеджмента без границ"". Данная школа разработана рядом крупных зарубежных и отечественных ученых- экономистов: Д. Грейсоном, Т. Питерсоном, Р. Уотерменом, А. Майклом, С. Шаталиным, Д. Львовым, М. Месконом и др.
Само название теории раскрывает ее содержание. Разработана теория в 80-95 гг.
Последняя школа особенно близка к предмету нашего изучения "управление природопользованием". И это не случайно. Во второй половине столетия значительно ухудшилась экологическая ситуация на всех континентах земного шара. Одним из научных принципов системы управления является адаптивность. Суть этого принципа заключается в своевременной реакции на изменения в объекте управления и изменения во внешней среде, позволяющей гибко реагировать в управлении.
Поэтому в "Теории устойчивого развития, оптимального функционирования экономики и глобального менеджмента "без границ"" главными содержательными направлениями школы менеджмента являются:
* Обеспечение мирового баланса между социально-экономическим развитием и сохранением окружающей среды;
* Развитие ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;
* Управление охраной окружающей среды;
* Эффективное управление инновациями и инвестициями;
* Управление проектами;
* Управление структурно-качественными преобразованиями и отраслевыми пропорциями.
Природопользование как объект управления является одной из самых сложных систем управления. Дело в том, что исходным моментом воздействия субъекта на объект является уже нарушенная в результате неразумного использования окружающая среда: атмосфера, водные, природные ресурсы.
Необходимо в данной ситуации многообразия всего арсенала форм, методов и средств воздействия для достижения поставленных восстановления и защиты природных ресурсов.
Использование всего разнообразия зарубежного и отечественного опыта эволюционного пути управления позволяет разработать новому поколению специалистов различных отраслей эффективную систему управления природопользованием на основе последних достижений науки и практики.
1.3. Сочетание стратегии и тактики управления.
Реализация программ охраны окружающей среды, рационального природопользования и ресурсосберегающих технологий осуществляется в организационных структурах различного уровня: на предприятии, в корпорации, в муниципалитете, в регионе или в целом - в федерации. Разработка стратегии (миссии, целей, долгосрочных и среднесрочных планов) любого уровня начинается, как правило, с анализа внешней и внутренней среды. С точки зрения предприятий, корпорации анализ внешней среды, или "взгляд снаружи" в нашем случае будет означать:
- общее состояние в регионе, стране с окружающей средой: атмосферы, воды, земли, лесных и других природных ресурсов;
- политическая обстановка в городе, регионе;
- правовое регулирование;
- общее состояние экономики и экономической конъюнктуры: курс доллара, налоги, таможенные сборы, процентная ставка, конкуренция;
- анализ социальных проблем: рынок труда, анализ безработицы, средний уровень зарплаты.
Анализ внутренней среды, "взгляд изнутри", проводится также по показателям эффективности использования ресурсов предприятия, корпорации:
- диагностика управления: цели, задачи, функции управления, организационная структура, ее информационное и техническое обеспечение; кадры фирмы;
- показатели, характеризующие использование ресурсов: производительность труда, фондоотдача, ресурсосбережение и т.д.
- финансовые состояния предприятия: баланс, уровень рентабельности, результаты сбыта, ликвидность и др.
- риски, анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия;
- маркетинговый анализ, конкурентные преимущества.
Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и, соответственно, обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это является важной особенностью системы стратегического менеджмента.
Схематически структура стратегического управления изображена на рис.1.3.















Рис.1.3. Структура стратегического развития.
После анализа внешней и внутренней окружающей среды формируются миссия и цели функционирования организации.
Рассматривая категорию миссии организации, следует учитывать, что данное понятие имеет узкое и широкое значения. В широком плане миссия организации рассматривается как своего рода философия организации, которая определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность.
В более узком понимании миссия рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, она должна показывать, какие потребности клиента фирма может удовлетворить наиболее эффективно. Часто миссия формулируется в виде лозунга, слогана. Известна, например, формулировка миссии компании Форд - "предоставление людям дешевого транспорта", а фирмы Макдональдс - "быстрая еда".
Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируется в виде ее целей. Цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
Невозможно переоценить значимость целей для организации. Они являются исходной точкой планирования; цели лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивирования, цели являются точкой отсчета в процессе контроля результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.
Цели подразделяются по временному периоду на 3 типа: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели. Цели могут быть структурированы и ранжированы по различным основаниям. В этом случае для достижения определенных целей необходимо разработать четкие критерии. Например, существует в управлении природопользованием и контроле за состоянием атмосферы четкий показатель "ПДК" - норма предельно допустимой концентрации вредных элементов в воздухе на данной территории. В крупных городах, связанных с металлургическим, химическим производством (Магнитогорск, Челябинск, Дзержинск), фактическое состояние атмосферы в 3-5 раз превышало норму ПДК. Снижение уровня ПДК - процесс длительный и дорогостоящий, но крайне необходимый. Определяются четкие цели по времени и по критерию содержания уровня ПДК, например, в течение 5 лет снизить уровень концентрации вредных примесей с 3.5 ПДК до 1.0. Четко установленная цель в целом по городу еще не дает гарантии ее реализации. Необходимо разработать и осуществить ряд крупных мероприятий на промышленных предприятиях, автохозяйствах, ЖКХ и других сферах по сокращению выброса вредных элементов в окружающую среду.
В практике управления важно найти действенный метод конкретизации и взаимной увязки общих целей. Эффективным механизмом решения этой задачи является построение так называемого "дерева целей". При этом сложные комплексные цели расчленяются в соответствии с выбранными критериями на ряд менее сложных, которые в свою очередь делятся на простые цели (подцели) и задачи. Дерево целей должно удовлетворять двум основным требованиям: полноты и непротиворечивости.
Дерево целей в основном предназначено для того, чтобы связать цели со средствами их достижения. При постановке целей обязательным моментом является оценка их достижимости, т.е. выработка стратегии достижения этих целей. Великий греческий мыслитель Аристотель четко сформулировал данную мысль: "Благо везде и всюду зависит
Критериями рациональной структуры правления выступают:
1. соответствие звеньев управления функциям управления;
2. наименьшее число ступеней (звеньев) в иерархии управления;
3. сосредоточение на каждой ступени всех необходимых функций управления;
4. концентрация функциональных звеньев в функциональных узлах (например, все экономические службы объединяются под руководством главного экономиста);
5. реальная возможность участия каждого функционального звена в едином процессе управления, четкое выделение этого участка, исключение дублирования функций;
6. наименьшее число "источников приема" и "выхода" команд у каждого звена управления и т.п.
В ряде случаев функции целесообразно укрупнять (объединять), данный процесс называется централизацией и, наоборот, разукрупнять, детализировать, соответственно, - децентрализацией.
Прогрессивным направлением в системе управления является делегирование функций вышестоящих руководителей руководителям (подчиненным) нижестоящих звеньев управления.
Для успешной работы аппарата управления и принятия правильных решений необходимо формирование объективной и своевременной системы информации, а также современных технических средств управления для ее получения, обработки и анализа.
Существуют различные основания для классификации информации. Одной из них является классификация по подсистемам:
- техническая;
- технологическая;
- социальная;
- экономическая;
- политическая.
Информационные характеристики процесса управления отражают роль информации на различных его этапах и стадиях, формы и характер ее использования, влияние информации на параметры процесса управления.
Такими характеристиками и своего рода требованиями к информации являются:
- количество и качество;
- полнота информации об объекте, системе в целом и окружающей среде;
- ценность, полезность;
- достоверность и точность;
- плотность информации, ее восприятие и удобство для переработки.
Все эти требования особенно важны при обработке и принятию важных решений, направленных на сохранение природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Для современных условий управления производством, отдельными процессами, такими как внедрение научно-технических достижений, управление качеством, а в нашем случае управление природопользованием и охраной окружающей среды характерно применение высокоэффективной информации, основанной на использовании новейших технических средств автоматизации обработки цифровой и текстовой информации, объединенных в единую внешне - и внутрифирменную сеть посредством системы связи. Если говорить об управленческой информационной системе в целом, то она последовательно реализует принципы единства производственного процесса, информации и организации путем применения технических средств сбора, накопления и передачи информации в сочетании с использованием аналитических методов математической статистики и моделей прогнозно-аналитический расчетов. В управленческой информационной системе используются следующие виды вычислительной техники:
- ЭВМ крупногабаритные и персональные;
- Микропроцессоры;
- Средства коммуникации;
- Электронные пишущие машинки, композеры, терминальные устройства со встроенной микроЭВМ;
- Средства автоматизированной обработки текстовой информации.
С помощью новых технических средств автоматизации конторского труда осуществляется автоматизация процесса копирования и рассылки документов; формируются базы данных для хранения текстов различных материалов или их индексов; осуществляется коммуникационная внутрифирменная связь; вводится в действие фотонаборная техника, устройства оптического считывания, электронная почта, диктофонная техника; вводится комплексная система, объединяющая ЭВМ с микрофильмированием и широким кругом управленческих операций.
Вместе с тем технические средства управления заменяют в основном рутинный труд высококвалифицированных специалистов менеджмента. Больше того. в особо сложной системе природопользованием роль персонала управления в принятии оптимальных решений неизменно возрастает. Инновационный характер процессов очистки сточных вод, атмосферы, восстановления лесов, растительного и животного мира, приоритетность вопросов качества исполнения характеризуют высокую наукоемкость управления, изменили требования к работнику, повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Это привело к существенным изменениям в принципах, методах и социально-психологических вопросах управления персоналом.
Главной целью управления персоналом является повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала; ориентация на сокращение доли и численности производственных и управленческих работников, разработка и реализация политики подбора и расстановки персонала; выработка правил приема и увольнения персонала; решение вопросов, связанных с обучением и повышением квалификации персонала.
Требования творческого подхода работников к управлению природопользованием обусловили повышение их самостоятельности и ответственности за выполняемую работу; активное участие в принятии управленческих решений; активное участие в принятии управленческих решений; непосредственную заинтересованность в результатах труда.
Персоналу управления, особенно руководителям - первым лицам в иерархической структуре, приходится принимать большое количество управленческих решений на стадиях планирования, организации производства, мотивирования, контроля и координации.
Принципиальная схема этапах принятия управленческих решений представлена на рис.1.6:























Рис.1.6. Этапы процесса принятия решения и реализации управленческого решения.
К качеству управленческих решений предъявляются следующие требования:
1. Целевая направленность и "здравый смысл";
2. Научная обоснованность и эффективность;
3. Иерархическая субординация;
4. Адресность;
5. Директивность;
6. Обеспеченность ресурсами.
Своевременное принятие решений, оперативное их исполнение определяет организационную структуру управления.
1.4. Формирование системы методов управления и их классификация
Методы управления - это совокупность приемов, способов управленческого воздействия на персонал (объект управления) для достижения целей или решения определенных задач. Если при определении целей нужно ответить нужно ответить на вопрос: "чего следует достичь", - то вслед за этим требуется ответить на вопрос "как наиболее рационально достичь цель?". Таким образом, возникает необходимость в формировании совокупности различных методов, арсенала средств, обеспечивающих достижение целей управления.
Методы управления прежде всего отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия. Эта характеристика показывает определяющие мотивы поведения людей, на которые ориентирована соответствующая группа методов. Теория управления выделяет на этой основе следующие направления воздействия:
1. Направление, ориентированное на чувство долга, осознанную необходимость дисциплины труда, подчинения своей деятельности требованиям, вытекающим из общих задач и целей.
2. Материальная мотивация, которая используется как в форме материального вознаграждения за количество и качество труда, так и в форме материальных санкций так и в форме материальных санкций за несоответствующее его качество и недостаточное количество. При этом используется как индивидуальная материальная заинтересованность, так и коллективная и общественная. Сила воздействия материальной мотивации может измеряться "порогом чувствительности".
3. Социально-психологическая мотивация основана на использовании социального механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности, индивидуальные качества личности и другие социальные аспекты.
Смысл и эволюция понятия "мотивация" подробно разработаны в зарубежной литературе (иерархия потребностей по Маслоу, теория Мак Клелланде и др.) и использованы в развитии школ менеджмента, см.1.2.
Выбор методов управления при решении конкретных задач управления включает:
- оценку ситуации и поставленных задач для определения основного направления воздействия;
- выбор состава методов, приводящих к достижению поставленных целей;
- обеспечение условий эффективности применения выбранных методов.
В соответствии с направлениями мотивации, видами отношений и формами воздействия методы управления условно подразделяются на три укрупненных класса:
1. Организационно-административные;
2. Экономические;
3. Социально-психологические.
Система методов управления схематично представлена на рис. 1.7.

страница 1
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign