LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

пе согласования проекта, не определена. В ряде регионов взаимодей
ствие налажено на персональном уровне, в некоторых случаях существу
ют распоряжения руководителей территориальных органов Министер
ства природных ресурсов. В связи с этим рекомендации экспертной груп
пы, проводившей оценку воздействия на окружающую среду, как и ре
комендации (замечания) государственной экологической экспертизы,
могут не выполняться в ходе реализации проекта. Кроме того, упускают
ся возможности накопления соответствующего опыта и совершенство
вания подходов к оценке воздействия на окружающую среду*.
Отсутствие послепроектного анализа до некоторой степени может быть
восполнено общественными организациями в рамках программ обще
ственного экологического мониторинга. В частности, важно проводить
такую работу на стадии реализации проекта (строительства, реконструк
ции и пр.).




* Нам не известно ни одного случая, когда был бы проведен полный послепроек
тный анализ, на основании которого можно было бы оценить корректность вы
водов, сделанных на стадии подготовки проекта, соответствие проектных оценок
реальным данным, а также то, в какой мере учтены замечания экологической
экспертизы.
Глава 4

Методические рекомендации
по организации общественного
мониторинга

Общественный экологический мониторинг
и контроль: правовые аспекты
Понятия общественного экологического мониторинга и контроля форми
ровались в нашей стране долго и трудно. Многолетние традиции закры
тости экологической информации и секретности всех сведений, относя
щихся к загрязнению окружающей среды, наложили определенный от
печаток на отношение различных слоев общества к деятельности, свя
занной с общественным экологическим мониторингом. В 80 е годы труд
но было даже представить деятельность общественности по экологичес
кому мониторингу, а прямые измерения загрязнения окружающей среды
могли рассматриваться как правонарушения.
В настоящее время ситуация существенным образом изменилась. По
нятие общественного экологического контроля и его задачи определены
Федеральным Законом «Об охране окружающей природной среды» [2].
Статья 68. Муниципальный контроль в области охраны окружаю
щей среды (муниципальный экологический контроль) и обществен
ный контроль в области охраны окружающей среды (общественный
экологический контроль)

3. Общественный контроль в области охраны окружающей среды
(общественный экологический контроль) осуществляется в целях
реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и
предотвращения нарушения законодательства в области охраны
окружающей среды.
4. Общественный контроль в области охраны окружающей среды
(общественный экологический контроль) осуществляется обще
ственными и иными некоммерческими объединениями в соответ
ствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законода
тельством.
5. Результаты общественного контроля в области охраны окружаю
щей среды (общественного экологического контроля), представлен
ные в органы государственной власти Российской Федерации, орга
70 Глава 4

ны государственной власти субъектов Российской Федерации, орга
ны местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотре
нию в порядке, установленном законодательством.
Организациям, работающим в области общественного экологическо
го мониторинга, полезно также помнить о существовании Федерального
закона «Об обеспечении единства измерений» [31]. В сферу действия
Закона попадают все организации (независимо от ведомственной при
надлежности и формы собственности), ведущие работы в области охра
ны окружающей среды (статья 13). Закон предписывает для проведения
всех видов измерений, подпадающих под действие этого закона, исполь
зовать только аттестованные методики измерений (статья 9). Средства
измерений, используемых для работ в области охраны окружающей сре
ды, должны быть допущены в установленном порядке к применению в
РФ (статья 8), а также проходить периодическую поверку (статья 15).
Подробнее метрологические аспекты проведения измерений описаны в
следующих разделах.
Разумеется, это не означает, что общественный экологический мони
торинг должен осуществляться только с применением аттестованных
методик. Полуколичественные или даже качественные методы могут быть
использованы в образовательных целях, для привлечения внимания на
селения или властей к той или иной проблеме. Тем не менее, следует
ясно понимать, что принятия конкретных административных решений
на практике можно добиться только на основе данных, полученных при
помощи аттестованных методик в лабораториях, имеющих лицензии на
проведение соответствующих анализов.


Разработка программы мониторинга
Эффективность экологического мониторинга решающим образом зави
сит от правильной его организации. Можно годами вести мониторинг в
регионе — и не получить значимых результатов. Анализ таких ситуаций
приводит к выводу, что очень важной стадией мониторинга является
правильная постановка работы, включающая предварительное изучение
ситуации, разработку программы, анализ полученных данных, интер
претацию информации и подготовку соответствующих выводов.
Общая последовательность разработки и осуществления схемы мони
торинга представлена на рис. 6.

Цели и задачи
Перед тем, как предпринимать какие либо действия, следует сформули
ровать цели и конкретные задачи работы. При этом необходимо, чтобы
Методические рекомендации по организации ... мониторинга 71

Программа мониторинга

Цели и задачи



Объекты Определяемые
мониторинга параметры




Выбор расположения
Продолжительность
и числа постов
программы
наблюдения




Выбор оборудования
и методов анализа


Методы отбора,
консервирования
и хранения проб



Проведение
измерений


Документирование
измерений

Интерпретация
результатов


Представление
информации

Распространение
информации



Рис. 6. Основные компоненты системы мониторинга
72 Глава 4

поставленные вами цели были конкретными, достижимыми и поддава
лись проверке, — это существенно для контроля выполнения програм
мы мониторинга и внесения в нее корректив. Формулируя их, следует
учитывать специфические черты производственного или общественного
экологического мониторинга, обсужденные в предыдущем разделе.
Основная цель всякой программы мониторинга — информационная.
Это получение новой информации, устранение той или иной неопреде
ленности или, напротив, выявление недостатка информации. Однако
при обсуждении особенностей общественного мониторинга уже отмеча
лось, что он: (а) ориентирован на конкретные местные проблемы и
(б) тесно связан с контролем — принятием мер на основе полученной
информации. Поэтому естественным образом цель программы обще
ственного мониторинга может быть направлена на:
1. получение информации, связанной с конкретной проблемой;
2. представление информации для различных типов аудитории (заин
тересованной общественности, администрации и сотрудников пред
приятия, государственных органов) и ее распространение;
3. принятие мер, непосредственно направленных на улучшение ситу
ации или стимулирование принятия соответствующих решений.
К области «мониторинга вообще» относятся первая из этих целей и
(частично) вторая, в то же время в рамках производственных и обще
ственных программ экологический мониторинг и экологический конт
роль тесно связаны.
Под задачами мы понимаем конкретные действия или этапы на пути
достижения цели. В рамках грамотно составленной программы не может
быть задач, выходящих за пределы цели, не имеющих к ней отношения
и т.п. Примеры различных конкретных задач приводятся в главе Модель
ные проекты.

Выбор приоритетов: объекты наблюдения и определяемые
параметры
Инстинктивно возникающее желание измерять «как можно больше»
является ошибочным, отвлекающим время и ресурсы. Даже если у вас
большие возможности, следует всегда задаваться вопросом: какова дол
жна быть достаточная программа исследований? В большинстве же слу
чаев ограниченные ресурсы жестко диктуют необходимость сократить
программу измерений, сохранив, по возможности, качество получаемо
го материала.
Поэтому на основе поставленной цели следует определить приоритеты
— объекты мониторинга и определяемые параметры. Объекты могут быть
как антропогенными, так и природными. Например, если цель програм
Методические рекомендации по организации ... мониторинга 73

мы связана с совершенствованием экологической результативности пред
приятия, то выбор объектов может осуществляться с учетом особенно
стей технологических процессов, сложившейся схемы работы с сырьем
и материалами, принятых управленческих решений.
Если же цель состоит в уточнении картины и причин загрязнения реки,
то выбор объекта может выглядеть как определение предприятия или
конкретного места выпуска сточных вод, на котором будут сконцентри
рованы усилия по мониторингу.
Если проблему представляет состояние окружающей среды в загряз
ненном городском районе, определение приоритетов может начаться с
выбора природной среды для мониторинга — атмосферы, воды, почвы,
снежного покрова. Выбор объекта в некоторых случаях однозначно вы
текает из поставленной проблемы, а иногда представляет собой содер
жательную и нетривиальную задачу. Поэтому целесообразно для пра
вильной формулировки программы привлекать квалифицированных
специалистов.
Сначала на основе поставленных целей выбираются объекты монито
ринга, а затем определяемые параметры. Однако возможен и обратный
порядок, например, когда заранее известно, что проблема связана с
определенным веществом (например, с ртутным загрязнением). Следует
продумать, какой общий объем измерений вы можете себе позволить,
исходя из ваших возможностей.
Не стоит думать, что скромные ресурсы небольшой организации мо
гут стать непреодолимым препятствием для разработки и воплощения
полноценной программы мониторинга без дополнительных крупных
финансовых вливаний, грантов, спонсорских средств. Опыт уже много
численных проектов, осуществленных в России и зарубежом, доказыва
ет, что тщательный выбор приоритетов и простых методов мониторинга
позволяет выполнять прекрасные программы и реально решать локаль
ные проблемы охраны окружающей среды. Регулярность наблюдений,
энтузиазм исполнителей и правильность выбора приоритетов в боль
шинстве случаев значат гораздо больше, чем стоимость аппаратуры,
используемой для исследований.
Подробнее этот вопрос рассмотрен в разделе Выбор оборудования и
методов анализа. А материал, собранный в Приложениях 1 и 4, поможет
вам рационализировать выбор приоритетов.

Предварительный анализ ситуации
Перед формированием долгосрочной программы мониторинга целесо
образно провести рекогносцировочные (предварительные) исследования.
Следует найти и проанализировать материалы (данные о состоянии
объекта в прошлом и настоящем, отчеты, публикации), имеющие отно
74 Глава 4

шение к вашей проблеме, включая и те, которые можно использовать в
ее решении, например, правовое регулирование проблем такого рода,
экономические интересы, и т.п. Любые уже имеющиеся сведения следу
ет использовать эффективно, даже если в них и есть какие то очевидные
неточности или «белые пятна».
Одним из эффективных приемов предварительной оценки ситуации и
выбора приоритетов является картирование источников воздействия (см.
раздел Качественные и полуколичественные методы), а также составление
их исходных «портретов» по литературным сведениям (см. раздел Мо
дельные проекты/Предприятие, возле которого мы живем). Список порт
ретных характеристик послужит основой для интерпретации результатов
измерений. Например, если вы обнаружите, что между типом загрязне
ния и перечнем загрязняющих веществ в известных вам источниках заг
рязнения нет связи, то следует искать невыявленный, скрытый источ
ник. Это может быть неизвестное захоронение, подземные воды, реги
ональный перенос.
Для водных объектов удобно устанавливать так называемые маркерные
характеристики (см. модельный проект «Качество воды в вашей реке»),
позволяющие составить представление об общем характере загрязнения,
не осуществляя полной программы измерений. Следует искать такие
маркерные показатели, которые определяются сравнительно просто и
недорого, например, электропроводность, рН, органолептические пара
метры: цветность запах и пр.). Информацию о том, какие параметры
можно было бы отнести к маркерным, можно найти в Приложении 5.
Некоторые полезные сведения содержит таблица 13. Жирным шрифтом
выделены маркерные характеристики, установление которых может быть
проведено непосредственно на месте и не требует ни значительных зат
рат времени, ни сложной приборной базы.
Как видно, многие характеристики, в том числе и маркерные, повто
ряются в различных графах таблицы. Чтобы определить вероятный ис
точник изменения маркерных показателей состояния исследуемой сре
ды, следует иметь карту или схему расположения вероятных источников
загрязнения. Например, избыточное содержание ионов аммония в боль
шинстве случаев служит маркерным показателем бытового и сельскохо
зяйственного загрязнения. Проверкой может стать определение содер
жания общего фосфора (см. таблицу 13), что типично для хозяйственно
бытовых и сельскохозяйственных источников.
Заметное повышение минерализации поверхностных вод является
показателем притока вод с высоким содержанием растворенных веществ.
Таковыми могут быть подземные воды или воды, использованные в
системе охлаждения, шахтные воды или сточные воды промышленных
предприятий.
Методические рекомендации по организации ... мониторинга 75

Таблица 13. Выбор маркерных параметров для включения в программу
наблюдений за водными объектами водосбора реки Пры
Изменение параметров под воздействием источников
увеличение уменьшение
Растениеводство — поверхностный сток и мелиоративные канавы
цветность;
взвешенные вещества, мутность;
сумма органических соединений по
pH, электропроводность;
ХПK (наиболее вероятно при
хлориды;
расположении полей на
аммоний, нитраты, нитриты;
подзолистых почвах ниже
фосфаты
заторфованных участков)
Kоммунальное хозяйство и животноводство
коли титр, БПK5, СПАВ; растворенный кислород;
цветность (наиболее вероятно при
взвешенные вещества, мутность;
расположении ниже заторфованных
pH, электропроводность, жесткость;
участков)
хлориды, аммоний;
общий фосфор и ортофосфаты (с
увеличенным относительным вкладом
животноводства по фосфору);
сумма органических соединений по
ХПК (наиболее вероятно при
расположении выше заторфованных
участков)
Торфоразработки, мелиоративные торфяные канавы и торфяники в общем
случае
жесткость;
взвешенные вещества, мутность;
минерализация (вероятно при
цветность (кажущаяся и истинная);
расположении ниже по течению
сумма органических соединений по
участков с выходом известняков);
ХПK, углеводороды;
растворенный кислород;
железо, сумма тяжелых металлов (во
рН
взвешенном и растворенном
состояниях)
Промышленные предприятия
электропроводность (при повсеместном характеристики в соответствии с
описанными в томе ПДС;
использовании артезианских вод);
характеристики, следующие из
характеристики в соответствии с
анализа материальных балансов
описанными в томе ПДС;
характеристики, следующие из анализа
материальных балансов
76 Глава 4

Если вы исследуете влияние загрязнения на состояние водных экоси
стем, важным является учет температурного режима, его изменения за
счет естественных и антропогенных факторов (например, сброс нагре
тых вод электростанций в водные объекты). При повышении температу
ры у рыб возрастает потребность в пище, утрачивается способность к
воспроизводству, снижается активность; возрастает токсичность неко
торых веществ для водной биоты, ускоряется синтез и накопление ме
тилртути [56], снижается содержание растворенного кислорода. Нагрев
вод ускоряет процесс эвтрофикации водоемов [56]. Поэтому при сбросе
нагретых вод температура воды в водном объекте в самое жаркое время
года не должна превышать 30оС.
Важной характеристикой водных экосистем являются также донные
отложения. Аккумулируя тяжелые металлы, радионуклиды и высокоток
сичные органические вещества, донные отложения, с одной стороны,
способствуют самоочищению водных сред, а с другой — представляют
собой постоянный источник вторичного загрязнения водоемов. Донные
отложения — перспективный объект анализа, отражающий многолет
нюю картину загрязнения (особенно в малопроточных водоемах).
В последние годы получил развитие метод наблюдения за уровнем
загрязнения природной среды на основе наблюдений за атмосферными
осадками и снежным покровом. Атмосферные выпадения всегда содер
жат присутствующие в воздухе примеси, поэтому концентрация приме
сей в осадках является естественным показателем загрязнения атмосфе
ры (см. также модельный проект «Каким воздухом мы дышим?») Этим
способом переносятся пыль, оксиды азота и серы, тяжелые металлы и
другие токсиканты. Анализ осадков, особенно снега, позволяет избе
жать отбора проб больших объемов воздуха [55].
Большую роль в рекогносцировочных исследованиях и последующих
наблюдениях могут сыграть качественные и полуколичественные мето
ды с применением полевых или экспрессных, иногда даже бытовых
приборов или простых инструментов и приспособлений. Такие методы
оценки состояния природных объектов подробно описаны в литературе
[46 49, 57 59] и обзорно рассмотрены в разделе Качественные и полуко
личественные методы.
Результатом предварительного анализа должен быть перечень выбран
ных объектов исследования и определяемых параметров — приоритетов
программы мониторинга. Возможно также, что данных, полученных в
ходе предварительного анализа, работы с литературой, окажется доста
точно для того, чтобы, минуя этап «полномасштабных» измерений, пе
рейти к следующим этапам программы. Такими этапами являются ин
терпретация данных, их представление и распространение, привлечение
внимания к проблеме, работа с предприятием загрязнителем или госу
дарственными органами.
Методические рекомендации по организации ... мониторинга 77

В любом случае, серьезный предварительный анализ ситуации и раз
работка программы мониторинга с учетом приоритетов значительно
повысят эффективность вашей работы и позволят с минимальными зат
ратами достичь поставленной цели.

Расположение постов наблюдения
Когда выбраны объекты и параметры мониторинга, необходимо опреде

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign