LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

симости от состава и количества выбросов, класса опасности загрязня
ющих веществ, характерного размера города, рассеивающей способнос
ти атмосферы конкретного района. При незначительных объемах выб
росов, когда приземные концентрации близки к фоновым, наблюдения
можно не проводить.


В городе с миллионным населением, где расположено производство,
использующее большие количества ртути, программа поста Росгидро
мета не включала наблюдений за этим вредным веществом. По всей
вероятности, программа была сформирована с учетом декларирован
ного еще в 60 е годы рассеяния ртути исключительно в пределах пром
площадки предприятия, и сегодня использующего ртуть в технологи
ческом процессе. В то же время соединения ртути являлись и являют
ся типичными для городской среды и особо опасными загрязняющими
веществами.


Порядок организации и проведения наблюдений за состоянием по
верхностных вод определен ГОСТом 17.1.3.07 82 Охрана природы. Гидро
сфера. Правила контроля качества воды, водоемов и водотоков [8] и соот
ветствующими методическими указаниями. Разработанная система пре
дусматривает согласованную программу работ по гидрологии, гидрохи
мии и гидробиологии. Пункты наблюдений устанавливают в зависимо
сти от хозяйственного значения водных объектов, их размеров и эколо
гического состояния. Периодичность наблюдений определяется катего
рией пункта.
Пункты наблюдений первой и второй категорий устанавливают в круп
ных городах, в районах повторяющихся аварийных сбросов и высокой
загрязненности. Пункты третьей категории устанавливаются в районах
расположения городов с населением менее 0,5 млн. человек (большая
часть населения России проживает в малых городах), в замыкающих
створах больших и средних рек и водоемов, в районах организованного
сброса сточных вод, где наблюдается систематическая загрязненность
воды по одному или нескольким ингредиентам (показателям).
Наблюдения за уровнем загрязнения почв носят, как правило, экспе
диционный характер и выполняются в соответствии с требованиями
ГОСТа 17.4.4.02 84 Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки
проб для химического, бактериологического, гельминтологического анали
Экологический мониторинг: шаг за шагом 23

за [9] на определенных площадях по регулярной сети опробования, на
ключевых участках, характеризующих типичные сочетания природных
условий и антропогенного воздействия, на отдельных почвенно геохи
мических профилях.
Унифицированная и строго регламентированная система определяет
сопоставимость данных, получаемых в сети мониторинга. Однако, в ряде
случаев это приводит к тому, что выполняются анализы, результаты ко
торых не имеют особой практической ценности, в то время как реаль
ные проблемы могут остаться вне поля зрения службы мониторинга. В
соответствии с нормативами можно использовать только стандартизо
ванные методики, а выполнять анализы — в аккредитованных лаборато
риях. Это обязательно следует иметь ввиду и при организации обще
ственного экологического мониторинга (см. раздел Выбор методов и
оборудования).
Глава 2

Нормирование качества
окружающей среды

Основные понятия, определения и структура
системы нормирования
Приведенные в этом разделе сведения, вероятно, покажутся многим
читателям знакомыми. Однако опыт работы по программам экологичес
кого мониторинга, да и просто анализ разнообразных отчетов и статей
свидетельствует о том, что часто именно недопонимание системы нор
мирования приводит к появлению досадных ошибок в интерпретации
интересного фактического материала.
В соответствии с природоохранительным законодательством Россий
ской Федерации нормирование в области охраны окружающей среды
осуществляется в целях государственного регулирования воздействия
хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирую
щего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение эко
логической безопасности [2, ст. 19]. Федеральный закон «Об охране ок
ружающей среды» определяет негативное воздействие как «воздействие
хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к
негативным изменениям качества окружающей среды» [2, ст. 1]. Следует
отметить, что такое понимание термина «воздействие» отличается от
общепринятого в международной практике, где под воздействием на
окружающую среду понимают «любое отрицательное или положитель
ное изменение в окружающей среде, полностью или частично являюще
еся результатом деятельности организации, ее продукции или услуг».
Отметим, однако, что последнее определение привнесено уже и в отече
ственные нормативные документы [10].
Определенная подобным образом цель нормирования реализуется
путем установления ограничений (нормативов) как на сами источники
воздействия, так и на факторы среды, отражающие и характеристики
воздействия, и отклики экосистем.
В отношении истории развития нормирования верен принцип антро
поцентризма: значительно ранее прочих были установлены нормативы
приемлемых для человека условий среды (прежде всего, производствен
ной). Тем самым было положено начало работам в области санитарно
гигиенического нормирования*.
* В настоящее время система нормирования воздействия на окружающую среду
активно пересматривается, в том числе и в связи с принятием Федерального >
Нормирование качества окружающей среды 25

Однако человек — не самый чувствительный из биологических видов,
и принцип «Защищен человек — защищены и экосистемы», вообще го
воря, неверен. Экологическое нормирование предполагает учет так назы
ваемой допустимой нагрузки на экосистему. Допустимой считается такая
нагрузка, под воздействием которой отклонение от нормального состоя
ния системы не превышает естественных изменений и, следовательно, не
вызывает нежелательных последствий у живых организмов и не ведет к
ухудшению качества среды [1]. В настоящее время в России действуют
нормативы, регламентирующие воздействие на сообщества водоемов
рыбохозяйственного назначения, известны некоторые попытки учета
нагрузки для растений суши (несколько слов об этом будет сказано в
разделах, посвященных нормированию качества воздуха и воды).
Как экологическое, так и санитарно гигиеническое нормирование
основано на знании эффектов, оказываемых разнообразными фактора
ми воздействия на живые организмы. Эти факторы могут иметь физи
ческую (радиация, электромагнитные излучения и пр.), химическую и
биологическую природу. Одним из важных понятий в токсикологии и в
нормировании является понятие вредного вещества*. В специальной
литературе принято называть вредными все вещества, воздействие кото
рых на биологические системы может привести к отрицательным по
следствиям. Нормативы разработаны лишь для наиболее распространен
ных веществ (порядка двух тысяч из огромного множества) [11 15]. Кроме
того, как правило, все ксенобиотики (чужеродные для живых организ
мов, искусственно синтезированные вещества) рассматривают как вред
ные. Для большинства из них нормативы не установлены.
Установление нормативов качества окружающей среды и продуктов
питания основывается на концепции пороговости воздействия. Порог
вредного действия — это минимальная доза вещества, при воздействии
которой в организме могут возникнуть изменения, выходящие за преде
лы физиологических и приспособительных реакций, или скрытая (вре
менно компенсированная) патология. Пороговая доза вещества (или
пороговое действие вообще) может вызывать у организма отклик, кото
рый не компенсируется за счет механизмов поддержания внутреннего
равновесия организма.
Нормативы, ограничивающие вредное воздействие, устанавливаются
и утверждаются специально уполномоченными государственными орга
нами в области охраны окружающей природной среды, санитарно эпи

> Закона «Об основах технического регулирования в РФ» [10а]. Предлагаемый чи
тателю текст отражает состояние системы нормирования на момент подготовки
этой книги.
* Дальнейшее изложение посвящено нормированию воздействия химических фак
торов (вредных веществ). Вопросы нормирования воздействия радиационных фак
торов рассматриваются в специальном разделе.
26 Глава 2

демиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки
и техники с учетом международных стандартов [16]. В основе санитар
но гигиенического нормирования лежит понятие предельно допустимой
концентрации.
Предельно допустимые концентрации (ПДК) — нормативы, устанавли
вающие концентрации вредного вещества в единице объема (воздуха,
воды), массы (пищевых продуктов, почвы) или поверхности (кожа рабо
тающих), которые при воздействии за определенный промежуток време
ни практически не влияют на здоровье человека и не вызывают небла
гоприятных последствий у его потомства [16].
Таким образом, санитарно гигиеническое нормирование охватывает
все среды, различные пути поступления вредных веществ в организм,
хотя редко учитывает комбинированное действие (при одновременном или
последовательном действии нескольких веществ при одном и том же
пути поступления) и не учитывает эффектов комплексного воздействия,
(когда вредные вещества поступают в организм различными путями — с
воздухом, водой, пищей, через кожные покровы), а также сочетания
воздействий различной природы (физических, химических, биологичес
ких).
Существуют ограниченные перечни веществ, обладающих комбини
рованным действием при их одновременном содержании в атмосфер
ном воздухе. Эти перечни находят применение при установлении соот
ветствующих научно технических нормативов (величин ПДВ, размеров
санитарно защитной зоны).
По мере накопления наших знаний о безопасности или опасности тех
или иных веществ значения предельно допустимых концентраций для
некоторых веществ изменяются. Достаточно вспомнить о том, что в 50 е
годы ДДТ считался одним из безопасных для человека инсектицидов и
широко рекламировался для использования в быту. Для веществ, о дей
ствии которых не накоплено достаточной информации, могут устанав
ливаться временно допустимые концентрации (ВДК) — полученные рас
четным путем нормативы, рекомендованные для использования сроком
на 2 3 года*.
Разработка санитарно гигиенических нормативов находится в ведении
Департамента Госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения. Спис
ки установленных величин ПДК и других нормативов публикуются в
специальных сборниках санитарных норм и правил (СанПиН) [7, 11 12].
Отметим, что в литературе встречаются и другие характеристики заг
рязняющих веществ. Под токсичностью понимают способность веществ

* Для ВДК в воздухе и воде употребляется также термин ориентировочный безо
пасный уровень воздействия (ОБУВ), а для ВДК в почве – ориентировочная
допустимая концентрация (ОДК).
Нормирование качества окружающей среды 27

вызывать нарушения физиологических функций организма, что, в свою
очередь, приводит к заболеваниям (интоксикациям, отравлениям) или,
в тяжелых случаях, к гибели. Фактически, токсичность — мера несовме
стимости вещества с жизнью [17].
Степень токсичности веществ принято характеризовать величиной ток
сической дозы — количеством вещества (отнесенным, как правило, к
единице массы животного или человека), вызывающим определенный
токсический эффект. Чем меньше токсическая доза, тем выше токсич
ность [17].
Различают среднесмертельные (ЛД50), абсолютно смертельные (ЛД100),
минимально смертельные (ЛД0 10) и др. дозы. Цифры в индексе отража
ют вероятность (%) появления определенного токсического эффекта, в
данном случае, — смерти в группе подопытных животных. Следует иметь
в виду, что величины токсических доз зависят от путей поступления
вещества в организм [18]. Доза ЛД50 (гибель половины подопытных
животных) дает значительно более определенную в количественном от
ношении характеристику токсичности, чем ЛД100 или ЛД0. В зависимо
сти от вида животных, выбранных для тестирования, условий поступле
ния токсикантов, порядок расположения веществ на шкале токсичности
и токсические дозы могут меняться. Поэтому величина токсической дозы
не используется в системе нормирования. В системах ПДК указывается
только класс вредности вещества, в том числе токсикологический.
Говоря о других недостатках системы санитарно гигиенического нор
мирования, следует подчеркнуть, что она не указывает, какое именно
воздействие на живые организмы будет иметь место, если реальная кон
центрация в объектах окружающей среды превысит предельно допусти
мую величину. Концепция ПДК не учитывает также, что для некоторых
веществ существует минимальный порог, ниже которого ощущается не
достаток вещества в среде обитания, что может оказывать существенное
влияние на живущие в ней организмы.
В некоторых природных объектах, находящихся в близком к естествен
ному (фоновому) состоянии, ряд веществ уже присутствует в концентра
циях, превышающих ПДК. Мы уже обращались к «Естественной исто
рии» Плиния, который, вероятно, одним из первых описал биогеохими
ческие провинции — территории, где свойства природных сред и орга
низмов отличаются от характерных свойств географической зоны. Такая
ситуация прослеживается для рудных аномалий, нефтеносных районов,
для территорий распространения торфяников и т.п. В этих случаях оцен
ка качества природной воды, практически не испытывающей антропо
генного воздействия, по критериям ПДК приводит к ошибочным выво
дам.
Следует также отметить, что устойчивость организмов (в т.ч. человека)
к воздействию веществ различается в зависимости от региона или зоны,
28 Глава 2

что связано не только с климатическими особенностями, но и другими
факторами среды, например, гидрохимическими свойствами используе
мой воды: минерализацией, буферностью и т.п. В частности, адаптиро
ванность к фоновому уровню концентраций металлов, очевидно, наслед
ственно закреплена в поколениях.
Наконец, предельно допустимые концентрации, как правило, отно
сятся к валовому содержанию, хотя многие вещества присутствуют в
окружающей среде в различных формах. Например, в водных объектах
многие тяжелые металлы, большинство которых являются токсиканта
ми, присутствуют и в форме ионов, и в связанном состоянии с органи
ческими веществами природных вод и т.д. Эти комплексные формы
обычно менее токсичны, чем ионная.
Санитарно гигиенические и экологические нормативы не указывают
на источник воздействия и не регулируют его деятельность напрямую.
Однако они используются при установлении научно технических норма
тивов — требований, предъявляемых собственно к источникам воздей
ствия. К научно техническим нормативам относятся нормативы выбро
сов и сбросов вредных веществ (ПДВ и ПДС), образования отходов и
лимиты их размещения, а также технологические, строительные, градо
строительные нормы и правила, содержащие требования по охране ок
ружающей природной среды. В основу научно технического нормиро
вания положен следующий принцип: при условии соблюдения нормати
вов всеми предприятиями региона содержание любой примеси в воде,
воздухе и почве должно удовлетворять требованиям санитарно гигиени
ческого нормирования [19, 20].
Этот принцип трудно реализовывать в тех случаях, когда и без вклада
предприятия загрязнение среды значительно. Например, если в водо
еме, используемом для производственных целей, содержание загрязня
ющих веществ исходно близко к величинам соответствующих ПДК или
даже превышает их. Такие ситуации встречаются даже на фоновых уча
стках, как уже было отмечено выше.
Научно техническое нормирование означает введение ограничений де
ятельности хозяйственных объектов в отношении источников воздей
ствия на окружающую среду. В том числе, определяются предельно до
пустимые потоки вредных веществ, которые могут поступать от источ
ников воздействия в воздух, воду, почву. Таким образом, от предприятий
требуется не собственно обеспечение тех или иных ПДК, а соблюдение
пределов выбросов и сбросов вредных веществ, установленных для объек
та в целом или конкретных источников, входящих в его состав. Зафик
сированное превышение величин ПДК в окружающей среде само по себе
не является нарушением со стороны предприятия, однако служит сигна
лом, что нужно более детально разобраться с тем, как предприятие вы
полняет установленные научно технические нормативы (а в ряде случа
Нормирование качества окружающей среды 29

ев свидетельствует о необходимости тщательного анализа ситуации, что
бы понять, какие нормативы следует пересмотреть).
Законодательные основы научно технического нормирования опреде
лены Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 545
«Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбро
сов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду,
лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов» в
редакции Постановления Правительства РФ от 16.06.2000 № 461.


Нормирование качества воздуха
Под качеством атмосферного воздуха понимают совокупность свойств
атмосферы, определяющую степень воздействия физических, химических и
биологических факторов на людей, растительный и животный мир, а так
же на материалы, конструкции и окружающую среду в целом [21].
Нормативами качества воздуха определены допустимые пределы со
держания вредных веществ как в производственной (предназначенной для
размещения промышленных предприятий, опытных производств науч
но исследовательских институтов и т.п.), так и в селитебной зоне (пред
назначенной для размещения жилого фонда, общественных зданий и
сооружений) населенных пунктов. Основные термины и определения,
касающиеся показателей загрязнения атмосферы, программ наблюде
ния, поведения примесей в атмосферном воздухе определены ГОСТом
17.2.1.03 84. Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения контро
ля загрязнения [14].
Предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабо
чей зоны (ПДКрз) — концентрация, которая при ежедневной (кроме вы
ходных дней) работе в течение 8 часов или при другой продолжительно
сти, но не более 41 часа* в неделю, на протяжении всего рабочего стажа
не должна вызывать заболевания или отклонения в состоянии здоровья,
обнаруживаемые современными методами исследования, в процессе
работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего
поколений [18]. Рабочей зоной следует считать пространство высотой до
2 м над уровнем пола или площади, на которой находятся места посто
янного или временного пребывания рабочих.
Как следует из определения, ПДКрз представляет собой норматив,
ограничивающий воздействие вредного вещества в рабочем помещении.
Недопустимо сравнивать уровни загрязнения жилой зоны с установлен
ными ПДКрз, а также говорить о ПДК в воздухе вообще, не уточняя, о
каком нормативе идет речь.

* В настоящее время в России действует 40 часовая рабочая неделя.
30 Глава 2

Предельно допустимая концентрация максимально разовая (ПДКмр) —
концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, не вызыва
ющая при вдыхании в течение 20 минут рефлекторных (в том числе,
субсенсорных) реакций в организме человека [18].
Понятие ПДКмр используется при установлении научно технических
нормативов — предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ.
При этом обязательно, чтобы в результате рассеяния примесей в воздухе
при неблагоприятных метеорологических условиях на границе санитар
но защитной зоны предприятия концентрация вредного вещества в
любой момент времени не превышала ПДКмр.

Таблица 3. Соотношение различных видов ПДК в воздухе для некото
рых веществ
ПДKсс, мг/м3 ПДKмр, мг/м3 ПДKрз, мг/м3
Вещество

Азота оксид (II) 0,06 0,6 30

Kобальта сульфат 0,0004 0,001 0,005

4 хлоранилин 0,01 0,04 0,30


Предельно допустимая концентрация среднесуточная (ПДКсс) — это кон
центрация вредного вещества в воздухе населенных мест, которая не
должна оказывать на человека прямого или косвенного воздействия при
неограниченно долгом (годы) вдыхании [18]. Таким образом, ПДКсс рас
считана на все группы населения и на неопределенно долгий период
воздействия и, следовательно, является самым жестким санитарно ги
гиеническим нормативом, устанавливающим концентрацию вредного ве
щества в воздушной среде. Именно величина ПДКсс обычно выступает
в качестве критерия оценки благополучия воздушной среды в селитеб
ной зоне. Однако следует отметить, что, к сожалению, в последние годы
величины ПДКсс стали своеобразными единицами измерения. В отче
тах, обзорах [22 24] загрязнение воздуха описывается перечислениями
типа: 5 ПДКсс по оксидам азота, 3 ПДКсс по формальдегиду, 2 ПДКсс по
саже. Такой подход не только не способствует адекватной интерпрета
ции информации, но и просто сводит к минимуму ее ценность. С одной
стороны, создается иллюзия, что ПДКсс (или любая другая предельно
допустимая концентрация) есть просто некоторая особая единица, а не
установленный норматив предельного содержания вредного вещества; с
другой стороны, возникает впечатление, что по другому описать, оце
нить, разъяснить особенности загрязнения окружающей среды невоз
можно. Мы обратимся к этой проблеме в разделе Экологический монито
Нормирование качества окружающей среды 31

ринг: кто есть кто, посвященном интерпретации результатов экологи
ческих наблюдений.
В Приложении 2 приведены таблицы ПДКмр и ПДКсс для многих заг
рязняющих веществ, а также некоторые международные нормативы и
стандарты качества атмосферного воздуха (раздел 2.2).
Для сравнительной оценки загрязнения воздушной среды использу
ются различные индексы, которые позволяют учесть присутствие не
скольких загрязняющих веществ. Наиболее распространенным является
комплексный индекс загрязнения атмосферы (ИЗА). Его рассчитывают
по формуле:
с
? qср.i ?
i
n
ИЗА = ? ? ? ПДК ? , ?
i =1 ? сс.i ?

где
qcp.i — средняя концентрация i ого вещества;
ПДКcс.i — ПДКсс для i ого вещества;
ci — безразмерная константа приведения степени вредности i ого ве
щества к вредности диоксида серы, зависящая от того, к какому клас
су опасности принадлежит загрязняющее вещество (см. табл. 4).

Таблица 4. Константы приведения вредности для веществ разных
классов опасности

1 2 4
Kлассы опасности 3

Koнстанта сi 1,7 1,3 1,0 0,9

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign