LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 13
(всего 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

причины. Скорее всего, вам удастся установить важные пробелы в
вашей работе.

* Под контролем качества измерений авторы подразумевают различного рода ин
теркалибрации, анализ «шифрованных проб» и другие мероприятия, позволяю
щие оценить достоверность фактического материала.
Партнеры, союзники, оппоненты 113

Как найти союзников: рекомендации для
общественных организаций
Население: как преодолеть безразличие?
Человеку свойственно стремиться к здоровой и обеспеченной жизни без
потрясений. Люди устали от социальной нестабильности, экономичес
ких проблем, потока пугающей информации в прессе.
Успех взаимодействия с населением обеспечивается, прежде всего,
наличием ясной, социально ориентированной цели. Найдите именно ту
струнку, которая затронет интересы группы людей, с которой вы работа
ете. Это не всегда просто, особенно в нашей перегруженной стрессовы
ми ситуациями жизни.
Улучшение состояния здоровья населения является декларированной
целью большинства предвыборных кампаний. В быту люди также часто
и много говорят о здоровье. Однако, по существу, оно не является соци
альной ценностью. Более того, об индивидуальной ценности здоровья
(вашего собственного здоровья!) можно говорить лишь условно, — люди
часто просто не обращают внимания на разные «мелочи», продолжая
пить воду, непригодную для питья, или купаясь в водоемах, у которых
установлены предупреждающие надписи. Но вот здоровье детей — это та
проблема, актуальность которой осознают все. Поэтому деятельность,
направленная на оценку условий развития и охрану здоровья детей, как
правило, вызывает активную поддержку местного населения.
Часто процесс проведения мониторинга привлекает внимание населе
ния, особенно если используются приборы, которые работают в эксп
ресс режиме. Возьмите на себя труд внимательно ответить на вопросы
жителей, наблюдающих за вашей работой. Возможно, что люди, кото
рые к вам обратились, станут в дальнейшем вашими союзниками.
Наиболее подвижной группой населения являются дети. Постарай
тесь найти союзников среди них. Для этого с успехом могут быть ис
пользованы детские организации. Особенно эффективно можно рабо
тать с детьми в области распространении информации. Дети могут ока
зать существенную помощь и на других стадиях, например, при сборе
экологической информации. При правильной организации детям под
силу проведение весьма ценных исследований, например, при оценке
экологического состояния малых рек, прудов, ручьев [49].


Выпускники школ одного из районов Центральной России в течение
многих лет успешно выдерживают конкурсные экзамены в химические
и биологические вузы. Школьные кружки работают на очень высоком
114 Глава 5

уровне. Им вполне по силам оказались организация и выполнение
программы экологического мониторинга. Удалось найти оборудование,
реактивы, но встал вопрос об устойчивости программы, продолжении
исследований, результаты которых свидетельствовали не только о про
фессиональном росте школьников и учителей, но и о некоторых изме
нениях в состоянии речной экосистемы. Руководство предприятия не
проявляло заинтересованности в поддержке энтузиастов до тех пор,
пока на одной из конференций не встал вопрос практического исполь
зования результатов. «Если вы можете обозначить те участки реки, где
купание должно быть запрещено, и объяснить, каковы причины изме
нений, мы готовы поддержать ваши начинания. Ведь мы — соседи, дети
рабочего поселка — это и наши дети», — к такому заключению пришло
руководство компании.



Государственные службы: как их убедить?
Взаимоотношения общественных и государственных организаций — один
из ключевых моментов общественного экологического мониторинга.
Существуют два мифа, которые значительно затрудняют сотрудниче
ство общественных организаций с государственными службами:
1. Общественные организации состоят из непрофессионалов, извест
ных своей скандальностью.
2. Государственные службы не заинтересованы в улучшении существу
ющей ситуации, они не берегут природу и наше здоровье.
Есть только один способ преодоления такого «мифологического»
мышления: нужно кропотливо трудиться над созданием атмосферы вза
имного доверия. Это непросто, нужны постоянные усилия, ежедневная
и тщательная работа. Единых рецептов на все случаи не бывает, и все же
постарайтесь не становиться сразу в конфронтацию органам власти, не


Общественная организация, входящая в сеть неправительственного
мониторинга и располагающая аттестованным оборудованием для хи
мического анализа состава воды, предложила районному комитету по
экологии обращаться к ней для оперативных измерений концентраций
загрязняющих веществ, характерных для местных водотоков. Район
ный комитет, не имея собственной лаборатории, принял это предложе
ние. В свою очередь, комитет предоставил и продолжает предостав
лять по сей день сведения о соблюдении научно технических нормати
вов (ПДС) предприятиями района.
Партнеры, союзники, оппоненты 115

начинайте свою экологическую деятельность с угроз судом, разоблаче
нием в СМИ и т.д., не объединяйтесь с радикальными политическими
группами, напротив, старайтесь найти союзников как среди простых лю
дей, так и среди представителей власти. А главное, — сделайте что ни
будь результативное, полезное людям, на хорошем профессиональном
уровне, чтобы вас уважали; предложите совместную деятельность, не
требующую от государственных служб серьезных затрат.


Предприятие загрязнитель: возможен ли
компромисс?
Напомним еще раз, что экологический мониторинг имеет целью полу
чение необходимой для предотвращения или сокращения антропоген
ного воздействия информации о состоянии окружающей среды и фак
торах, определяющих это состояние. Такая постановка цели обуславли
вает необходимость установления рабочих взаимоотношений между пред
ставителями основных загрязнителей — хозяйствующих субъектов (будь
то заводы, сельскохозяйственные или муниципальные предприятия), об
щественных и учебных организаций, осуществляющих программы мо
ниторинга, и специально уполномоченных государственных органов.
Если исходить из соображений злонамеренности руководителей и сотруд
ников хозяйствующих субъектов (т.е. считать, что они с умыслом делают
зло, сознательно, намеренно наносят вред), то общественным организа
циям и учебным заведениям придется заняться злоискательством (поис
ками зла, в том числе там, где его нет). Старинные русские слова, истол
кованные по В.И. Далю, описывают тактику некоторых групп, исполь
зующих приемы экологического мониторинга для преследования руко


Во время семинара в К ом крае представители краевого комитета по
экологии не раз высказывали сомнения в подготовленности обществен
ных организаций к совместным действиям с государственными струк
турами. В ходе детального обсуждения одной из актуальных проблем
— проекта строительства завода по переработке ртутных ламп — об
щественные эксперты ознакомили сотрудников краевого комитета с
материалами выполненного ранее обзора по оценке экотоксикологи
ческих свойств ртути, рассказали о практике переработки ламп в дру
гих регионах России и выдвинули предложения по организации про
светительской кампании в СМИ края. По итогам семинара обществен
ная организация и краевой комитет провели общественные слушания,
посвященные проблеме переработки ртутных ламп.
116 Глава 5

водства предприятий загрязнителей. Безусловно, есть случаи, когда кон
фликт, обращение в суд, пикеты хозяйственных объектов могут быть
необходимы. Но подходить к стадии конфликта сразу, минуя период
мирного развития отношений, не следует.
Представляется, что выиграют все стороны, если начнут развивать свои
взаимоотношения на основе сотрудничества. Мы уже обращались к воз
можности развития производственного экологического мониторинга и
разработки экологических показателей результативности компаний.
Используя термины экологии, можно сказать, что в этом случае появля
ется очень интересная и перспективная ниша для общественного эколо
гического мониторинга. Речь идет о наблюдении за теми показателями
состояния окружающей среды, улучшение которых ставят своей целью
предприятия (см. раздел Производственный экологический мониторинг).
Кроме того, представляют интерес и показатели результативности ме
неджмента. В этом случае общественные организации вполне могут стать
одной из целевых групп, развитие взаимодействия с которой поддержи
вает руководство предприятий. За кем первый шаг? Сложно сказать, од
нозначных решений в таких ситуациях не бывает, тем более, что отече
ственный опыт еще очень незначителен. Попробуем сформулировать
вкратце рекомендации для обеих сторон.




Рекомендации для общественных Рекомендации для руководства
организаций предприятий
1. Целесообразно получить максимум 1. Целесообразно детально
проанализировать так называемую
информации, не обращаясь к
внешнюю среду компании (в нее
администрации предприятия.
Cуществуют литературные сведения, входят, в т.ч., партнеры,
описывающие закономерности контролирующие органы, местное
технологических процессов, население) и оценить, какие группы
характерные источники и уровни могут быть заинтересованы в
загрязнения окружающей среды развитии экологически значимой
различными отраслями деятельности предприятия (или уже
промышленности. В Приложении 1 проявили такой интерес).
вы найдете сведения, которые могут Постарайтесь познакомиться с
оказаться полезными для начала публикациями в СМИ, с брошюрами
такой работы. Разумно побеседовать с и бюллетенями природоохранной
жителями близлежащих домов, с направленности. Постарайтесь
бывшими работниками предприятия. отойти от позиции неприятия
Но не становитесь в позицию мнений «непрофессионалов»,
Шерлоков Холмсов, жаждущих «зеленых» и пр.
разоблачений.
Партнеры, союзники, оппоненты 117

Рекомендации для общественных Рекомендации для руководства
организаций предприятий
2. Выгодно развивать взаимодействие с государственными контролирующими
службами и природоохранительными организациями
Kак уже отмечено, общественный Природоохранительные органы заин
экологический контроль является тересованы в совершенствовании
неотъемлемым элементом системы экологической результативности
экологического контроля в РФ ([2], деятельности российских компаний.
ст. 72). Для принятия контрольных Местные службы отличает хорошее
мер совершенно необходима адек знание ситуации в регионе, понима
ватная информация о контроли ние реальных задач деловых кругов,
руемых объектах, получением кото готовность поддерживать инициатив
рой и заняты организации, посвятив ную деятельность предприятий. В то
шие свою деятельность мониторингу же время, вам придется предпринять
источников воздействия. немало усилий для достижения вза
Природоохранительные органы на имопонимания, создания атмосферы
местах нуждаются в поддержке доверия, сотрудничества. Помните,
общественности; они с готовностью что именно вы располагаете (или мо
воспринимают результаты качест жете располагать) самыми полными
венно выполненных работ и предо сведениями об экологических аспек
ставляют сведения, необходимые для тах деятельности вашей компании.
продолжения общественного Постарайтесь снискать поддержку,
мониторинга. учтите рекомендации и требования
природоохранительных органов и не
забудьте рассказать о достигнутом.
3. Необходимо избегать непродуманных 3. Следует учитывать особенности целе
обвинений и враждебных вых групп и избегать опрометчивых вы
высказываний. Помните, что на сказываний. Общественные организа
объекте работают профессионалы, и ции в России профессиональнее, чем
они — не обязательно ваши враги. С где бы то ни было. Вспомните, напри
реди сотрудников (не исключено, что мер, Pоссийское географическое об
и руководителей) предприятия вы щество или Pоссийское химическое
обязательно найдете союзников. общество. Общественность сотрудни
Помните, что дети главного техно чает с ведущими экспертами, пред
лога живут если не в том же районе, принимает интересные исследователь
то в городе, где расположено пред ские программы и проекты практичес
приятие, купаются в реке, в которую кой направленности. Недоверие и
поступают сточные воды, и дышат слухи порождаются недостатком ин
воздухом промышленного центра. формации или (такое случается) опро
Действуйте с позиций информи метчивым отнесением самых различ
рования и просвещения, взывайте к ных общественных групп к радикаль
сознанию и доброй воле. Постарай ным «зеленым». Организуйте дни
тесь привлечь к работе экспертов, «открытых дверей» для школ,
знающих технологии, используемые экскурсии для профильных учебных
на данном предприятии. заведений, — и вы найдете серьезных
и сильных союзников.
118 Глава 5

Рекомендации для общественных Рекомендации для руководства
организаций предприятий
4. Следует исходить из реальной ситуации и искать компромиссные решения
Невыполнимые требования Избегайте непродуманных и
раздражают, не способствуя поиску нереальных обещаний. Не говорите
реального выхода. Перед тем, как об абсолютной экологической
потребовать немедленного закрытия чистоте продукции (такого вообще не
предприятия, следует оценить все бывает!) или об отсутствии
возможные последствия. Во первых, отрицательного воздействия на
многие рабочие лишатся заработка, а окружающую среду. Популярное (но
город — налоговых поступлений, и не популистское) изложение фактов,
часто эти соображения превалируют описание проблем и намеченных
над экологическими. Во вторых, путей их решения гораздо
неработающий химический завод привлекательнее, чем декларирование
вполне может превратиться в своей исключительности.
неконтролируемый источник
загрязнения окружающей среды,
может быть, не менее опасный, чем
работающий завод. Выдвигая
требования, предлагайте возможные
пути решения и обязательно
обозначайте и обсуждайте меру
своего участия в поиске этих путей.
5. Необходимо учитывать опыт коллег
Учитесь на ошибках и достижениях Многие компании лидеры различных
коллег, это позволяет избежать стран мира уже пришли к выводу, что
непроизводительных затрат времени взаимодействие с общественными
и сил. Очень важен позитивный опыт группами, поддержка программ
взаимодействия с органами власти и экологического мониторинга,
предприятиями. Разумнее всего разработка и распространение
работать в тесной взаимосвязи с открытой экологической отчетности
группами, занятыми общественным способствуют совершенствованию
экологическим мониторингом, системы управления и рыночной
особенно с теми из них, кто уже позиции предприятий. Постарайтесь
накопил некоторый опыт. учесть накопленный опыт. Посетите
сайты British Petroleum, National
Power, Рязанской ГРЭС,
проконсультируйтесь с коллегами.
Глава 6

Модельные проекты

Качество воды в вашей реке
Внизу под обрывом величественно несла в
своих хрустальных струях ядовито оранже
вые сточные воды прохладная Китежа.
Бр. Стругацкие. «Сказка о тройке»

Итак, вы живете в чудесном древнем Китежграде или в юном Технот
ронске. Город утопает в зелени, он полон старинных построек (новых
монстров), жизнь в нем размеренна и прекрасна. Если спросить у жите
лей, большинство из них среди других достопримечательностей этого
дивного места назовет реку Китежу, хоть и не большую, но величавую.
Дети со всего города сбегаются к реке, да и сами взрослые не прочь в
ней искупаться в жаркий день или порыбачить. Однако в последнее время
жители города стали замечать странные превращения воды Китежи,
прозрачной до этого времени. Необычный запах, иногда даже появление
неожиданного цвета и избыточной мутности воды насторожило и вас. И
вы понимаете, что пришло время проводить систематические наблюде
ния качества воды в реке.
Цель проекта — привлечение внимания общественности к состоянию
реки Китежи и принятие мер по предотвращению ее загрязнения.
Задачи и этапы выполнения проекта:
• объявить о начале проекта «Мониторинг и контроль качества воды
в реке Китеже»;
• организовать встречи и консультации для наиболее активных союз
ников (врачей, учителей, школьников, пенсионеров, желающих
принять посильное участие в проекте);
• с участием группы активистов идентифицировать, картировать и
описать наиболее опасные источники воздействия, определяющие
качество воды в реке;
• обобщить информацию о составе сбросов, поступающих в реку, и о
качестве речной воды и сформировать программу мониторинга;
• организовать регулярные наблюдения за качеством воды в реке, за
действовав оборудование школьного химического кружка и исполь
зовав приемы биомониторинга;
• включить в школьные курсы химии, биологии и географии практи
ческие занятия по мониторингу реки Китежи;
120 Глава 6

• подготовить и опубликовать серию статей о реке Китеже в местной
газете, а также распространить среди местных жителей листовки о
качестве воды и об источниках воздействия;
• организовать серию встреч с руководителями и сотрудниками пред
приятий загрязнителей;
• провести субботники по расчистке русла реки от мусора и по посад
ке защитной полосы кустарников и деревьев;
• провести общественные слушания по итогам первого этапа долго
срочной программы, распределив обязанности и ответственность в
системе мониторинга и контроля качества воды.

Практические рекомендации по выполнению задач проекта
Соберите общую информацию о реке — ее истоке (вытекает ли она из
озера, болота или ее питает ключ), имеющихся притоках и местах их
впадения в Китежу. Стоит определить ширину и глубину речки, ско
рость течения, чтобы оценить примерный расход воды в реке (это может
потребоваться для оценки вкладов различных сбросных потоков). По
лезно получить сведения о характере берегов (пологие или крутые) и
водосборе реки в целом (какие части территории заняты лесом, болота
ми, пашнями, поселками, заводами). Это важные факторы формирова
ния состава воды, учет которых поможет при определении индикатор
ных параметров загрязнения. Например, в реке с заболоченным бассей
ном повышен природный уровень содержания органических веществ.
Вода имеет желтоватый цвет, хотя является прозрачной. В ней также
могут содержаться в значительных количествах соединения железа, меди
и марганца, а кислородный режим может быть неудовлетворительным.
Помните, что необходимо знать природный состав воды в реке (найти
ссылки в литературе или определить в верховьях, используя доступные
методы анализа).
Далее следует выявить все имеющиеся возможные источники загрязне
ния реки — организованные (канализационные трубы, мелиоративные
каналы) и неорганизованные (поверхностный сток с промплощадок
предприятий, с застроенных территорий (например, по канавам), с по
лей, с животноводческих ферм или птицефабрик и т.п.).
При оценке воздействия сельскохозяйственных предприятий и других
площадных источников необходимо определить особенности расположе
ния выпусков животноводческих ферм, места впадения мелиоративных
каналов и то, через какие поля они проходят, какие удобрения и ядохи
микаты применяют на них, их водность в различные фазы гидрологи
ческого режима (половодье, летняя межень, паводки), наличие лесоза
щитной полосы. Необходимо установить расположение навозохранилищ
Модельные проекты 121

и компостных ям, как далеко они размещаются от реки, их состояние,
оборудованы ли они в соответствии с санитарными требованиями. От
метьте, есть ли выпас скота на берегу, где расположен участок прогона
через реку.
Схематическое картирование источников воздействия (составление карты
или масштабированной схемы расположения объектов предполагаемого
воздействия; см. также раздел Качественные и полуколичественные мето
ды) позволяет облегчить выбор параметров для включения в программу
наблюдений и первоочередных створов мониторинга. Нанесите на карту
посты наблюдений различных ведомств и предприятий, если они есть.
Карта должна быть составлена так, чтобы с ней было удобно работать,
иметь хорошо составленную легенду, объясняющую все использованные
знаки, цифры и цветовые поля. Фотоиллюстрации можно использовать
при обсуждении собранной информации с руководителями предприя
тий и с местными жителями. Полученная карта — документ, ее можно
публиковать, выносить на обсуждение, объявлять конкурс на лучшую
фотографию источника воздействия.
Зная источники воздействия, нужно оценить факторы и уровень воз
действия на окружающую среду. Постарайтесь до начала акции уведомить
местные природоохранительные органы и заручиться их поддержкой.
Полезно проинформировать руководство предприятия загрязнителя,
ознакомиться, если представится возможность, с технологическим про
цессом и имеющейся документацией, содержащей информацию о со
ставе и количестве сбрасываемых вод, наличии и эффективности работы
очистных сооружений (экологический паспорт, том ПДС). Приглашайте
на обсуждение представителей предприятия, специалистов экологов,
врачей СЭС, независимых экспертов. Документируйте ход дискуссии.
Даже в тех случаях, когда производственники не готовы к сотрудниче
ству, можно найти выход. Зная общее направление деятельности пред
приятия (какую продукцию оно выпускает), можно изучить, используя
имеющуюся в библиотеках литературу, какие именно загрязняющие ве
щества могут поступать в реку со сточными водами. Это позволит в
дальнейшем резко сократить объемы работ, сделать полученные резуль
таты более информативными, выбирая лишь некоторые индикаторные
параметры загрязнения (состояния). Например, иногда может быть до
статочно измерить лишь электропроводность и водородный показатель
воды в реке после сброса предприятия (в гальваническом производстве
технологические растворы электролитов имеют высокие концентрации
проводящих ток веществ, артезианские воды имеют большую минерали
зацию, чем река).
Результатом предыдущих этапов должно стать определение перечня
параметров для включения в программу наблюдений. Тщательный анализ
доступной информации позволит уменьшить объем измерений, исклю
122 Глава 6

<< Пред. стр.

страница 13
(всего 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign