LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 12
(всего 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

по общественному экологическому мониторингу, к сожалению, отлича
ются отсутствием общей стратегии. Их качество могло бы серьезно по
выситься, если бы группа в начале исследования задумалась о цели ра
боты и постаралась поставить ее как можно более определенно. Другими
словами, эта часть отчета должна отражать результаты предварительной
работы, проделанной на стадии разработки программы мониторинга.
Затем должен следовать обзор известных и доступных данных и анализ
ситуации. Маловероятно, чтобы проблема, которую вы собираетесь под
нять, никогда и никем не была исследована. Даже если вы поднимаете
новую для региона проблему, постарайтесь найти аналоги в отечествен
ной и мировой практике. Разумеется, изучая состояние окружающей
среды вблизи хозяйственных объектов, следует провести как можно бо
лее полный анализ возможных воздействий.
В отчете обязательно должны быть описаны использованные методики
(или дана ссылка на доступный литературный источник, содержащий их
описание). Без этой информации оценить ваши результаты практически
невозможно. Если в работе необходимы лабораторные исследования,
которые вы не можете выполнить самостоятельно, и приходится обра
104 Глава 4

щаться в исследовательские лаборатории, обратите особое внимание на
строгость оформления результатов, полученных по вашему заказу. По
мните, что за работу в целом несет ответственность ваша организация.
Ссылка на авторитет лаборатории, представившей некорректно оформ
ленные результаты, будет звучать неубедительно и не будет содейство
вать достижению конечной цели — эффективному использованию ва
шей информации в формировании территориальной экологической по
литики.
Отчет должен содержать весь фактический материал, включая прото
колы отбора проб и лабораторных испытаний. Для того, чтобы отчет
был более «читабельным», лучше вынести первичную документацию в
приложения, а в основной части представить результаты в виде сводных
таблиц, более удобных для интерпретации. Подробная интерпретация
результатов — также необходимая составляющая научного отчета. Пра
вила, которые следует соблюдать на этой стадии, описаны в предыду
щем разделе.
И, наконец, особое внимание следует уделить разделу «Выводы и реко
мендации». В современной практике подготовки отчетов этот раздел счи
тается особенно важным и иногда составляет до трети объема всего от
чета. Нередко научные коллективы, ведущие исследовательские работы,
ограничиваются констатацией проблем. Необходимо в сжатом виде из
ложить результаты работы, дать оценку ситуации. Чтобы ваши результа
ты использовались с возможно большей эффективностью и действитель
но оказали влияние на формирование территориальной экологической
политики, необходимо предложить рекомендации по улучшению ситуа
ции. Это значительно снижает риск оказаться в положении людей, кри
тикующих и не предлагающих конструктивного решения. При составле
нии рекомендаций нужно помнить, что они должны быть реально вы
полнимы.

Информационные материалы для широкой аудитории
Но вот научный отчет написан. Что делать дальше? Следует четко пред
ставлять, что один и тот же материал может быть представлен различны
ми «жанрами». Это может быть газетная статья (причем газеты, как мы
знаем, бывают разные), статья в массовый журнал, журнал для «узкой»
аудитории, например, для специалистов. Это может быть докладная за
писка в администрацию города или подготовленный сюжет для телеви
дения. Возможны и другие варианты представления вашего материала.
Типичная ошибка, которую делают многие общественные организа
ции, заключается в том, что они не учитывают формы представления
материала для различных аудиторий. И тогда в газетных статьях могут
появиться длинные столбцы цифр, с большим трудом воспринимаемые
Методические рекомендации по организации ... мониторинга 105

читателями, а в кабинетах государственных учреждений — толстые отче
ты, которые никогда не будут прочитаны адресатом. Описанные ситуа
ции, несмотря на их очевидную нелепость, на самом деле достаточно
типичны. Еще более типичны случаи, когда даже хорошо сделанная
работа, с надежными результатами и разумными выводами, попадая в
средства массовой информации, полностью теряет свои достоинства,
превращаясь в набор случайных, иногда сенсационных фактов и цифр,
потерявших достоверность вследствие хаотичной подборки и некоррек
тной интерпретации.
Приступая к подготовке информационных материалов для более ши
рокой аудитории (например, лиц, принимающих решения, и обществен
ности), не следует ограничивать свою работу простым дублированием
аннотации, содержащейся в отчете. Для того, чтобы ваши информаци
онные материалы пользовались успехом, следует подготовить специаль
ный «аннотационный» отчет или дайджест, полностью отражающий все
ключевые моменты исследования. В его основу может быть положена
аннотация научно технического отчета, расширенная и дополненная
необходимой информацией из других его частей. Из этого отчета могут
уйти технические детали и специальные термины, может (и должен)
измениться и стиль изложения. Однако ни в коем случае не должна
исчезнуть существенная информация, необходимая для подготовки и
принятия решений. Так, выводы исследования должны быть воспроиз
ведены полностью. Все существенные детали также должны найти отра
жение в аннотационном отчете (хотя бы в виде упоминания). Фактичес
кий материал лучше привести полностью — в виде сводных таблиц или
графиков для большей наглядности. Если таблицы получаются слишком
громоздкие, можно ограничиться указанием характерных параметров (не
только средних, но и экстремальных).
При подготовке информационных материалов необходимо учитывать
специфику каждой из групп, которой вы адресуете свой материал. Эти
материалы могут отличаться не только способом подачи, но частично и
содержанием. Другими словами, информация должна быть адресной. Так,
например, апеллируя к общественности, вы можете (и должны) предло
жить рекомендации, несколько отличные от тех, которые вы предлага
ете для лиц, принимающих решения. Такая дифференциация оправдана
и, с нашей точки зрения, необходима, поскольку способы действий и
реальные рычаги влияния на ситуацию у этих групп интересов суще
ственным образом различаются. При этом не следует ориентироваться
исключительно на возможности государственных административных
структур и недооценивать возможности общественности, в особенности
организованной. Административные и политические решения, прини
маемые ответственными лицами, имеют существенные, но ограничен
ные рычаги влияния на состояние окружающей среды. Возможности,
106 Глава 4

которыми располагают население и общественные организации, — со
вершенно иные и подчас совсем не меньшие.
Речь здесь идет не только о влиянии на органы власти или об органи
зации коллективных мероприятий, но и о поведении в быту. Не следует
забывать, что решения, от которых зависит качество окружающей сре
ды, и особенно характер ее влияния на здоровье населения, принимают
ся на различных уровнях, — от международного до индивидуального.
При этом решения, принимаемые на индивидуальном уровне, могут быть
весьма простыми, например, из какого источника брать воду, как ее
хранить, как готовить к употреблению. Но для принятия правильных
решений граждане должны располагать необходимой и достаточной
информацией.


В рамках опроса представителей государственных контролирующих
органов и неправительственных организаций стран Аральского регио
на был задан вопрос о том, в какой степени решения, принимаемые на
различных уровнях, определяют качество питьевой воды. Значитель
ное большинство участников опроса предположили, что наиболее зна
чимы решения, принимаемые на международном и национальном уров
нях; регинальный и местный уровни играют меньшую роль. Индивиду
альные же решения вообще не принимались во внимание большин
ством респондентов. В то же время результаты исследований, прове
денных ЮНИСЕФ в развивающихся странах, свидетельствуют о том,
что в наибольшей степени на качество питьевой воды у потребителя
влияют решения, принимаемые на индивидуальном уровне.
Может показаться несколько неожиданным, что подобные соображе
ния актуальны и для некоторых регионов России. Так, многие подзем
ные горизонты, используемые для водоснабжения, характеризуются
повышенным содержанием фтора, что может сказаться на состоянии
здоровья. Наиболее подвержены заболеванию флюорозом дети (на
эмали зубов появляются типичные темные полоски и пятнышки). Ин
формация, необходимая для принятия решения на индивидуальном
уровне, в данном случае состоит в том, что на основании проведенных
химических исследований жителям можно порекомендовать отказать
ся от использования фторированной зубной пасты. Кроме того, полез
но отстаивать воду, предназначенную для приготовления пищи для
детей, в емкостях, на дно которых помещен слой мела (или фильтро
вать через сито с насыпанной в него меловой крошкой).


Наконец, еще один уровень информации предназначен для людей,
интересующихся проблемами экологии, но не имеющих времени или
Методические рекомендации по организации ... мониторинга 107

достаточных навыков для детального изучения пространных докумен
тов. Для такой аудитории предназначены короткие информационные
материалы: газетные статьи, листовки, популярные буклеты. Специфика
этих материалов не дает возможности углубляться в детали. Для оценки
качества представления информации на этом уровне можно предложить
следующие основные критерии:
• доступность изложения;
• достоверность и полнота выводов;
• адекватность рекомендаций.
Авторы с сожалением вынуждены констатировать, что в этой части
информационной работы имеются колоссальные пробелы. Средства
массовой информации, в том числе и официальные, очень часто предо
ставляют некачественную, недостоверную информацию.


После пожара на одном из крупных предприятий в городе М. во всех
комментариях в прессе сообщалось о том, что ситуация не представ
ляла опасности, поскольку концентрации оксидов азота и оксида угле
рода не превышали нескольких ПДК (по данным на разные моменты
времени — от 1,5 до 5). Поскольку состояние атмосферного воздуха в
крупных городах практически никогда не соответствует гигиеническим
нормативам, подобные отклонения трактовались как вполне допусти
мые. Естественно, ни в одной газете не указывалось, с какими именно
ПДК проводилось сравнение.
Только тщательный анализ ситуации, включавший серию бесед с
официальными лицами, позволил установить, что речь шла о сравне
нии с максимально разовыми предельно допустимыми концентрация
ми (рассчитанными на воздействие в течение 20 минут). Рекоменда
ции же, следовавшие за приведенными данными, адресовались жите
лям кварталов, подвергавшихся воздействию вредных веществ в кон
центрациях порядка 1,5 5 ПДКмр в течение нескольких дней.
Естественно, такую подачу «информации для общественности» нельзя
назвать корректной. В частности, рекомендации населению должны
были носить несколько более жесткий характер, в особенности в отно
шении групп риска (детей, беременных женщин, людей, страдающих
аллергическими заболеваниями и др).


Есть некоторые характерные ошибки, которые часто делают как офи
циальные органы, так и общественные организации, представляя дан
ные в виде «публикаций для общественности». В частности, это некор
ректные сравнения с неприменимыми в рассматриваемых ситуациях
108 Глава 4

нормативами, неполнота информации, ее искажение при интерпрета
ции, в редакторской обработке, и т.д. Недоговоренности и пропуски в
представляемой информации немедленно спровоцируют домыслы сре
ди местного населения, — «природа не терпит пустоты»…
В целом предложенный подход многоуровневой подачи информации,
собранной с использованием методов общественного мониторинга, мож
но проиллюстрировать на конкретном примере (см. врезку).


Завод К., расположенный в городе В., — предприятие, использующее
для производства щелочей устаревшую технологию с использованием
металлической ртути и служащее постоянным источником ртутного
загрязнения окружающей среды. Естественно, это предприятие явля
ется также и объектом серьезного социального напряжения, давно
перешедшего в фазу острого конфликта. Для поиска социально и эко
логически приемлемых путей его решения силами общественных орга
низаций были организованы общественные слушания. К слушаниям
силами группы общественных организаций была проанализирована
доступная официальная информация и получены дополнительные дан
ные. Результаты этой работы были представлены в виде информаци
онных материалов четырех уровней, а именно:
• листовки воззвания (с незначительной долей фактического матери
ала), имеющие целью привлечение интереса жителей района, в ко
тором расположено предприятие, к участию в обсуждении пробле
мы;
• краткое резюме (по типу пресс релиза), содержащее некоторый
цифровой материал, основные выводы, и также призванного заин
тересовать студентов, старшеклассников, преподавателей технику
ма в участии в разговоре, имеющем непосредственное отношение к
месту их жительства и, возможно, к будущей профессии;
• брошюра, содержащая все разделы, отражающие ранее поставлен
ные задачи заключительного этапа проекта (с полным фактическим
материалом и анализом всей информации, доступной в местных и
центральных источниках), для использования общественными орга
низациями, занимающимися проблемами ограничения промышлен
ного воздействия на природные комплексы и на состояние здоровья
населения, а также собственно вопросами загрязнения окружающей
среды тяжелыми металлами;
• брошюра, дополненная протоколами отбора, подготовки, анализа
проб, первичным обсуждением результатов и изложением проблем
экологических исследований, для дискуссии с официальными лица
ми и для использования подготовленными общественными органи
зациями.
Методические рекомендации по организации ... мониторинга 109

В результате обсуждений, в которых участвовали представители пред
приятия, государственных контролирующих органов и общественнос
ти, был составлен план совместных действий, направленный на сниже
ние загрязнений. В этом плане были распределены обязанности меж
ду всеми участниками диалога.


Возникает вполне резонный вопрос: если информационные материа
лы, ориентированные на разные аудитории, могут существенным обра
зом отличаться, есть ли гарантия идентичности содержащихся в них
сведений? Может ли население быть уверено, что листовки и пресс ре
лизы, специально подготовленные для неспециалистов, адекватно отра
жают содержание научно технического отчета? Мы полагаем, что един
ственной гарантией идентичности материалов служит открытость всей
информации о состоянии окружающей среды. Общественность, так же
как и другие группы интересов, должна иметь возможность ознакомить
ся с документами всех уровней.
Как уже отмечалось, стремление оградить себя от вмешательства «не
компетентной общественности», попытки не давать ознакомиться с
информацией, содержащейся в научно технических отчетах, как прави
ло, неэффективны. В то же время сама возможность ознакомиться со
всей имеющейся информацией создает атмосферу взаимного доверия.
Воспользоваться же материалами научно технического отчета людям,
действительно некомпетентным, в реальной жизни совсем не просто:
для того, чтобы освоить содержащуюся в отчете информацию и сделать
выводы, нужна определенная квалификация. Так что возможности зло
употребления доступом к исходным материалам в вопросах экологии
сильно преувеличены. Только политика открытости способствует сни
жению социальной напряженности.
Как было сказано выше, основная задача общественного экологичес
кого мониторинга заключается в создании дополнительных информа
ционных каналов. Именно наличие таких каналов может оказаться тем
фактором, который заставит все стороны, располагающие информацией
о состоянии окружающей среды, соблюдать правила честной и откры
той игры. Естественно, такое возможно только в том случае, если ваш
проект по общественному экологическому мониторингу привел к полу
чению достоверной информации.
Глава 5

Партнеры, союзники, оппоненты

Как организовать сеть
Целое неизмеримо больше суммы его частей.
Аристотель. «Категории»

Естественной потребностью группы, работающей в области экологичес
кого мониторинга, является общение с коллегами, занятыми аналогич
ной деятельностью. Обмен информацией, обсуждение результатов и
планов, — необходимые условия развития общественных групп эколо
гического мониторинга. Подчеркнем, что изолированность в работе
приводит чаще всего к деградации. Основой для создания сети групп
мониторинга являются близкие по сути проблемы, единство методоло
гии, важность обмена информацией и опытом работы. Если общение
между группами сопровождается регулярными встречами по обмену
опытом, совместными действиями, конференциями, слетами и т.п., если
у вас налажены заочные способы общения (например, по электронной
почте), то в результате такая сеть мониторинга будет функционировать
эффективнее отдельных групп.
Проще всего создать локальную сеть — в городе, районе. Ее легче коор
динировать, для встреч и общения необходим минимум затрат, у групп
много общих и пересекающихся интересов, некоторые члены групп хоро
шо знакомы между собой, что значительно укрепляет связи. Если у вас
достаточно ресурсов и накоплен опыт работы локальной сети, при необ
ходимости можно перейти ко второму этапу — созданию межрегиональ
ной сети. Ознакомиться с работой одной из действующих сетей монито
ринга можно, например, в сети Интернет по адресу http://www.caspwatch.ru.

Основные принципы функционирования сети общественного
экологического мониторинга межрегионального
(международного) уровня
1. Единство целей
Цели, которые ставят перед собой разные общественные экологи
ческие группы, могут быть весьма различны. Это и проблемы эколо
гического образования, формирование региональной экологической
политики, оценка экологической обстановки и уровня воздействия
на окружающую среду конкретных предприятий для поиска путей
Партнеры, союзники, оппоненты 111

снижения нагрузки. Хотя цели и соответственно методы работы этих
групп могут различаться, в самой организации работы возникают
общие проблемы (финансирование, взаимодействие с органами вла
сти, СМИ, общественностью и пр.) Обмен опытом, совместное
обсуждение и решение этих организационных проблем весьма по
лезно.
Не следует недооценивать и обмен результатами работы. Хотя груп
пы решают разные задачи, нельзя забывать, что экология – единая
наука. Непосредственный обмен экологической информацией, об
суждение методических вопросов очень полезны, т.к. повышают
общий профессиональный уровень участников встреч, расширяют
их кругозор.
Для более широкого информирования можно проводить конферен
ции 1 раз в год или через два года, организуя несколько секций по
направлениям (мониторинг, воспитание, формирование политики,
работа со СМИ и пр.) На конференциях важно устраивать темати
ческие заседания, круглые столы. Такие встречи требуют средств и
поддержки со стороны органов власти, широкого освещения в СМИ.
Значение этих встреч велико: общественные организации чувствуют
свою значимость, возрастает их влияние на лица, принимающие
решения.
Однако стоит отметить, что при разных целях и задачах у групп будут
и разные методы, используемые для организации мониторинга, а
также формы работы с его результатами. Поэтому реальное взаимо
действие легче, если эти цели и задачи более однородны.
Сеть будет более устойчивой, если ее участники тесно общаются и
ставят перед собой сходные цели.
2. Общая методология
Единство приемов и методов работы (в частности, использование
апробированных методик) — важная составная часть работы сети.
Известно, что использование различных методик исследования ча
сто приводит к получению несопоставимых результатов.
При введении в практику работы новых, ранее не использованных вами
методов необходимо исследовать вопрос сопоставимости результатов.
Применение единых методик и подходов существенно облегчает
организацию взаимопомощи между участниками сети. Во многих
случаях наиболее хорошо подготовленные и опытные участники
могут оказать неоценимую помощь своим коллегам. Консультации,
ответы на технические вопросы могут быть заочными; наиболее
типичные проблемы следует выносить на широкое обсуждение, на
пример, в ходе семинаров и рабочих встреч.
112 Глава 5

3. Работа над общими программами и проектами
Даже в том случае, если участники сети решают, в основном, разные
проблемы, продуктивна работа над общими программами или про
ектами. Совместные проекты способствует укреплению взаимодей
ствия групп общественного экологического мониторинга. Такими
объединяющими направлениями могут стать образовательные про
граммы, программа контроля качества измерений*. Надежность и
сопоставимость данных является основой функционирования лю
бой системы мониторинга, необходимо тщательно контролировать
качество результатов, получаемых участниками сети. Неадекватные
результаты (в том числе неверная схема организации мониторинга
или некорректная интерпретация данных) могут дискредитировать
всю работу в целом.
Естественно, в тех случаях, когда просматривается возможность более
тесного взаимодействия участников сети, ее необходимо реализовать.
4. «Децентрализованное взаимодействие»
Сетевая структура, где участники общаются «по горизонтали», как
правило, более устойчива и не требует значительных затрат на коор
динацию. Поэтому чрезвычайно важно организовать непосредствен
ное взаимодействие всех участников сети. Необходимо выявлять
общие интересы участников. Эффективно стимулируют такое взаи
модействие уже упомянутые деловые встречи (конференции, семи
нары, рабочие совещания и пр.) Хорошо организованная встреча
может дать значительно больший результат, чем многолетние заоч
ные контакты.
Основной функцией координирующей структуры должно быть методи
ческое обеспечение и организация общих программ.
5. Способность к саморазвитию
Важным показателем устойчивости сети (а косвенно — и ее эффек
тивности) является способность к саморазвитию. Особенно показа
тельно развитие сети «вширь», когда новые члены находят собствен
ные ресурсы для организации проектов, осуществляемых в рамках
общей сети. Такое развитие, как правило, свидетельствует о верно
выбранной стратегии развития сети, актуальности ее существования.
Если в вашей сети появляются новые участники, — вы на верном
пути. Если этого не происходит, постарайтесь проанализировать

<< Пред. стр.

страница 12
(всего 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign