LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

• по обеспечению радиационной безопасности персонала учреждений
и населения, а также по охране окружающей среды от загрязнения
радиоактивными веществами;
• по учету, хранению и перевозке источников ионизирующего излуче
ния;
• по сбору, удалению и обезвреживанию твердых и жидких радиоак
тивных отходов.
Тем, кто интересуется воздействием радиации на человека, будет ин
тересно ознакомиться с работами «Радиация: дозы, эффекты, риск» [15],
Джона Гофмана [38, 39], а также с публикациями Международной ко
миссии по радиологической защите (МКРЗ) и др. [40 42].
Глава 3

Экологический мониторинг:
кто есть кто

Области применения негосударственных видов
мониторинга
Как уже было отмечено, осуществление экологического мониторинга в
Российской Федерации входит в обязанности различных государствен
ных служб. Поэтому сведения о состоянии объектов окружающей сре
ды, источниках воздействия распределены по различным ведомствам,
что затрудняет их использование, особенно общественными организа
циями. Ситуацию усугубляют и происходящие в последние годы частые
перестройки министерств и ведомств на федеральном уровне, а также
изменения в системе регионального управления.
В настоящее время на региональном уровне экологический монито
ринг и/или контроль обычно проводит ряд организаций, в том числе:
• региональный специально уполномоченный орган в области охра
ны окружающей среды и природопользования в структуре Мини
стерства природных ресурсов и соответствующее окружное управле
ние (наблюдения и контроль за выбросами и сбросами действую
щих предприятий, размещением твердых отходов; геологические и
гидрогеологические наблюдения). В рамках МПР РФ активно раз
вивается также система наблюдения за состоянием окружающей сре
ды; в ряде регионов профессиональный потенциал и аналитическая
база сосредоточены в структурах именно этого ведомства (напри
мер, в Свердловской, Ростовской, Московской областях);
• региональный орган по охране окружающей среды Администрации
области/республики (прежде всего, наблюдения и контроль за выб
росами и сбросами действующих предприятий);
• региональный орган по гидрометеорологии и мониторингу окружа
ющей среды (импактный, региональный и фоновый мониторинг);
• региональное отделение санитарно эпидемиологической службы
Минздрава (состояние рабочих, селитебных и рекреационных зон,
качество питьевой воды и продуктов питания);
• предприятия, осуществляющие выбросы и сбросы в окружающую
среду (наблюдение и контроль за собственными выбросами и сбро
сами, твердыми отходами);
Экологический мониторинг: кто есть кто 51

• различные ведомственные структуры (подразделения Минсельхозп
рода, МЧС, Минэнерго, предприятия водно канализационного хо
зяйства и проч.)
Для того, чтобы эффективно использовать сведения, полученные го
сударственными службами, важно точно знать функции каждого из них
в области экологического мониторинга (табл. 2).
В системе государственного экологического мониторинга задейство
ваны мощные профессиональные силы. Нужны ли еще другие виды
экологического мониторинга? Есть ли для них место в общей системе
мониторинга, существующей в Российской Федерации?


В системе Росгидромета наблюдения за загрязнением атмосферы
проводятся регулярно в 225 городах и населенных пунктах Российской
Федерации на 618 стационарных постах. В большинстве городов изме
ряются концентрации от 5 до 25 веществ.
Наблюдениями за загрязнением поверхностных вод суши по гидро
химическим показателям охвачены 1195 водных объектов. Отбор проб
ведется на 1716 пунктах (2390 створах) по физическим и химическим
показателям с одновременным определением гидрологических пока
зателей. Гидробиологические наблюдения производятся в 6 гидрогра
фических районах на 107 водных объектах по 183 створам. Программа
наблюдений включает от 2 до 6 показателей.
Пункты сети наблюдений за загрязнением почв расположены на сель
скохозяйственных угодьях (полях), в отдельных лесных массивах, зонах
отдыха и прибрежных зонах.
Также ведутся наблюдения за химическим составом и кислотностью
осадков, снежного покрова. Наблюдения за радиационной обстанов
кой осуществляются на стационарных постах [5].


Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим, кроме регионального,
другие уровни экологического мониторинга, принятые в России (рис. 4).
Основная задача импактного мониторинга — накапливать и анализи
ровать детальную информацию о конкретных источниках загрязнения и
их воздействии на окружающую среду. Однако в настоящее время сведе
ния о деятельности предприятий и о состоянии среды в зоне их воздей
ствия по большей части представляются в усредненном виде (в виде форм
государственной статистической отчетности) и основаны на заявлениях
самих предприятий. Предприятия в большинстве случаев проводят регу
лярные измерения только в источниках воздействия; наблюдения конт
ролирующих органов за состоянием локальной окружающей среды не
52 Глава 3

многочисленны и дополнительно проводятся в основном в случае эко
логических нарушений с заметными последствиями (например, массо
вая гибель рыбы, жалобы жителей на резкий запах и плохое самочув
ствие и т.п.) Большая часть доступных материалов отражает характер
рассеяния загрязняющих веществ в воздухе и в воде, установленный с
помощью модельных расчетов, и результаты замеров (ежеквартальных
— по воде, ежегодных или более редких — по воздуху). Состояние окру
жающей среды достаточно полно описывается лишь в крупных городах
и промышленных зонах.
В последнее время в крупных городах развивается практика информи
рования населения: краткие сведения о загрязнении воздуха, воды в зонах
купания публикуются в газетах, обсуждаются в телепрограммах, разме
щаются на специальных табло. Обзорную информацию общего характе
ра можно найти в государственных докладах о состоянии окружающей
среды Российской Федерации или региональных докладах [5, 23, 43].
И, наконец, существует сеть фонового мониторинга, осуществляемого
в рамках программы MAB («Man and Biosphere» — «Человек и биосфе
ра»).
Практически не охваченными сетью наблюдений остаются малые го
рода и многочисленные населенные пункты, а также подавляющее боль
шинство диффузных (неорганизованных, площадных) источников заг
рязнения. Мониторинг состояния водной среды, организованный, преж
де всего, Росгидрометом и, до некоторой степени, санитарно эпидеми
ологическими (СЭС) и коммунальными (Водоканал) службами, не охва
тывает множество малых рек. В то же время известно, что загрязнение
больших рек в значительной мере обусловлено вкладом их притоков, а
также хозяйственной деятельностью на водосборе. В условиях сокраще
ния общего числа постов наблюдений очевидно, что государство в на
стоящее время не располагает ресурсами для организации сколько ни
будь эффективной системы мониторинга состояния малых рек.
Таким образом, на экологической карте страны ясно обозначены «бе
лые пятна», где систематические наблюдения не проводятся. Более того,
в рамках сети государственного экологического мониторинга отсутству
ют предпосылки к их организации в этих местах. Однако именно ло
кальные проблемы в своей совокупности в конечном итоге определяют
негативные изменения в состоянии окружающей среды и здоровья лю
дей. Поэтому именно «белые пятна» могут (а часто и должны) стать
объектами общественного экологического мониторинга, причем, во
многих случаях — во взаимодействии с производственным мониторин
гом. Практическая ориентация мониторинга, концентрация усилий на
местных проблемах в сочетании с продуманной схемой и корректной
интерпретацией полученных данных позволяют эффективно использо
вать имеющиеся у общественности ресурсы. Эти особенности обществен
«Белые пятна» в системе государственного
экологического мониторинга
Выбросы в атмосферу

Предприятие
ЦГСЭН Сбросы
Фоновый
Росгидромет
МПР Предприятие мониторинг
ЦГСЭН
МПР Международная программа
MAB «Man and Biosphere»
Импактный
(«Человек и биосфера»)
мониторинг
Экологический мониторинг: кто есть кто




Твердые отходы
Росгидромет
ЦГСЭН МПР
Региональный
МПР Другие министерства и
мониторинг ведомства

Рис. 4. Уровни экологического мониторинга и распределение ответственности между государственными
организациями в РФ
53
54 Глава 3

ного мониторинга создают также серьезные предпосылки для организа
ции конструктивного диалога между субъектами хозяйственной деятель
ности, государственными органами и общественными организациями,
представляющими интересы граждан.
При правильной организации деятельности общественный монито
ринг выполняет еще и важные социальные функции — образовательную
и воспитательную. Исследовательский и познавательный характер такой
работы повышает образовательный уровень людей, принимающих в ней
участие (независимо от того, дети это или взрослые), улучшает инфор
мированность жителей населенного пункта о среде обитания вообще и
о конкретном ее состоянии. Понимание происходящих в природе про
цессов и причин наблюдаемых изменений помогает воспитывать в лю
дях ответственность за качество своей жизни, состояние окружающей
среды, формируя тем самым полноценное общество социально актив
ных людей.
Воспитательная функция мониторинга особенно ярко проявляется в
проектах, где основное участие принимают дети — наиболее восприим
чивая часть нашего общества. Дети любопытны, поэтому занимательная
работа на природе с понятным результатом захватывает их и немало
способствует процессу их воспитания. Положительное влияние «детских»
образовательных и исследовательских проектов на личность ребенка
подтверждено на практике многими международными проектами, реа
лизуемыми, в т.ч. и в России. Примером могут служить проекты «Живая
вода» в Переславле Залесском и «Возрождение» в Саратове, осуществ
ленные при финансовой поддержке Министерства международного раз
вития Великобритании (DFID) в рамках Программы малых грантов
(SEPS) Британского совета*.

Экологический мониторинг и контроль: аспекты,
особенности, взаимосвязь
Мы уже обсуждали вопросы взаимосвязи экологического контроля и
мониторинга. Обобщив, можно сказать, что мониторинг призван накап
ливать и оценивать информацию, необходимую для принятия конт
рольных мер. Если принято различать государственный, производствен
ный, муниципальный и общественный контроль в области охраны окру
жающей среды, то логично предположить, что соответствующая инфор
мация может (и должна) быть подготовлена государственными органами
(государственный экологический мониторинг), а также самими произ


* С результатами перечисленных проектов можно познакомиться в печатных изда
ниях [49 50а] или в сети Интернет по адресу: http://www.eco projects.ru/seps/
Экологический мониторинг: кто есть кто 55

водственниками и общественными организациями или органами мест
ного самоуправления (когда существует такая потребность).
Несмотря на то, что в действующем природоохранительном законода
тельстве понятия производственного и общественного экологического
мониторинга не определены, в отличие от прежних лет, эти виды дея
тельности завоевали весьма серьезные позиции. Задачи мониторинга и
контроля успешно сочетаются и выполняются в интересных и много
обещающих проектах в области мониторинга водных объектов силами
общественных организаций [44, 45, см. также в сети Интернет сайт
http://www.caspwatch.ru], активно развивается детский экологический мо
ниторинг с организацией оперативного наблюдения за состоянием при
родных объектов [46 50].


Производственный экологический мониторинг
Производственный экологический мониторинг — деятельность особен
ная. Первая ассоциация, которая приходит в голову, — выполнение ла
бораториями хозяйствующих субъектов регулярных измерений, оценка
результатов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха на гра
ницах санитарно защитных зон и на промплощадке предприятий и пре
доставление этих сведений специально уполномоченным органам, а в
ряде случаев — общественности. Однако, если вернуться к определению
мониторинга, к постановке целей и задач этой деятельности, станет ясно,
что наш первый взгляд на возможности предприятий очень узок. Обра
тимся к российскому законодательству [2].
Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружаю
щей среды (производственный экологический контроль).
1. Производственный контроль в области охраны окружающей сре
ды (производственный экологический контроль) осуществляется в
целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной
деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рацио
нальному использованию и восстановлению природных ресурсов, а
также в целях соблюдения требований в области охраны окружаю
щей среды, установленных законодательством в области охраны
окружающей среды.
2. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоста
вить сведения об организации производственного экологического
контроля в органы исполнительной власти и органы местного само
управления, осуществляющие соответственно государственный и
муниципальный контроль в порядке, установленном законодатель
ством.
56 Глава 3

Спектр задач производственного экологического мониторинга как
информационной основы производственного экологического контроля
серьезно расширяется. Но дело в том, что контроль как таковой пред
ставляет собой лишь одну из функций управления. Федеральный закон
«Об охране окружающей среды» [2] уделяет серьезное внимание вопро
сам государственного управления в области охраны окружающей среды,
целям, задачам и порядку его организации. В то же время результатив
ность государственного экологического управления, то есть, в первую
очередь, обеспечения реализации федеральной политики в области эко
логического развития Российской Федерации, в значительной степени
зависит от того, как осуществляется деятельность хозяйствующих субъек
тов.
В этой части в последнее время получили развитие рыночные инстру
менты экологического регулирования, ориентированные на инициатив
ную деятельность субъектов хозяйствования, в том числе — методы эко
логического менеджмента.
В самом общем виде экологический менеджмент можно определить
как деятельность организаций (преимущественно — хозяйствующих
субъектов), направленную на решение задач минимизации воздействия
на окружающую среду, на последовательное улучшение экологических по
казателей их деятельности.
Вот, пожалуй, и ключевое словосочетание. Говоря об улучшении эко
логических показателей деятельности предприятий, мы, прежде всего,
должны детально разобраться с тем, какие показатели следует различать,
устанавливать, какие ставить задачи по их улучшению, как наблюдать за
их изменениями и оценивать эти изменения.
Следовательно, производственный экологический мониторинг должен
преследовать цель наблюдения, оценки и прогноза изменения выбран
ных показателей экологической результативности хозяйствующих субъек
тов. Тем самым эта система будет накапливать информацию, необходи
мую для постановки и пересмотра целей и задач экологической деятель
ности предприятий, разработки и реализации экологических программ.
Подходы к совершенствованию экологической результативности орга
низации систематизированы в международных стандартах ISO серии
14000 «Системы экологического менеджмента» [51, 51а]. Предложено
выделять три группы показателей:
• показатели результативности деятельности организации;
• показатели результативности менеджмента;
• показатели состояния окружающей среды.
Поясним смысл каждой группы. Показатели результативности деятель
ности отражают характер потребления сырья, материалов, энергии, ти
пичные потери, образование и выделение загрязняющих веществ (с от
Экологический мониторинг: кто есть кто 57

ходящими газами, сточными водами, отходами) и т.п. Не следует упус
кать из внимания вклад вспомогательных подразделений, служб управ
ления (например, расходование электроэнергии, воды, бумаги, матери
алов и пр.)
Показатели результативности менеджмента содержат информацию о
действиях руководства, направленных на совершенствование экологи
ческой результативности организации. Речь идет о подготовке и вовле
чении персонала в экологически значимую деятельность, о разработке и
соблюдении процедур, обеспечивающих минимизацию отрицательного
воздействия предприятия на окружающую среду, о развитии взаимодей
ствия с заинтересованными сторонами (специально уполномоченными
органами, органами местного самоуправления, общественностью). По
жалуй, именно эта группа показателей реже всего используется россий
скими предприятиями. Но даже здесь можно привести показательные
примеры. Так, анализ данных по числу предписаний по устранению
экологических нарушений, выданных отделом охраны окружающей сре
ды (ОООС) промышленного предприятия производственным подразде
лениям, приведенный на рисунке 5, показывает, вкупе с остальными
данными, постоянное снижение числа нарушений и налаживание рабо
чего сотрудничества между ОООС и производственными подразделени
ями.


180

160

140
число предписаний




120

100

80

60

40

20

0
1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
годы
Рис. 5. Число предписаний по устранению экологических нарушений,
выданных ОООС промышленного предприятия производственным
подразделениям с момента создания ОООС
58 Глава 3

Последняя группа показателей отражает информацию о состоянии
окружающей среды в локальном, региональном, национальном или гло
бальном масштабах. При этом понятие «региональный» может, напри
мер, относиться к области или региону внутри страны. Здесь речь идет,
прежде всего, о «портретных» показателях, то есть о тех, которые харак
терны именно для рассматриваемой организации. Скажем, повышение
содержания оксида углерода (II) в воздухе может быть связано и с откло
нениями от оптимального режима сжигания топлива на промышленном
предприятии, и с возрастанием транспортной нагрузки, и с изменением
вида топлива на соседней ГРЭС. В то же время, например, присутствие
бутилацетата в воздухе в зоне влияния цеха окраски автомобилей, ско
рее всего, можно принять в качестве показателя состояния окружающей
среды, отражающего деятельность этой компании, если она использует
краски с растворителями, содержащими бутилацетат. Специалисты пред
приятия располагают всеми необходимыми внутренними (технологичес
кими) данными для разработки специфических, «портретных» показате
лей состояния окружающей среды, а специально уполномоченные орга
ны могут предоставить необходимые сведения о типичных уровнях заг
рязнения природных сред в регионе, в зоне размещения конкретных
объектов и т.п.
Мы еще вернемся к обсуждению этой группы показателей, так как на
практике именно она привлекает внимание большинства общественных
организаций, заинтересованных в развитии наблюдений за состоянием
окружающей среды на локальном уровне. Примеры показателей резуль
тативности, разработанных для различных целевых аудиторий, приведе
ны в таблице 11.


Таблица 11. Пример выбора показателей результативности

Показатели Целевая аудитория

Общее количество загрязняющих Местное население, общественные
веществ, выброшенных в воздух организации
Kонцентрация определенного
Kонтролирующая организация
загрязняющего вещества в сточных
(органы МПР РФ)
водах
Kоличество загрязняющих веществ,
Менеджеры компании, потребители,
выброшенных в воздух на единицу
партнеры, общественность
выпущенной продукции
Сокращение ежеквартального
энергопотребления на единицу затрат Менеджеры компании, инвесторы

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign