LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

матив для пахотного слоя, применяется более развернутая система нор
мирования, позволяющая принимать решения об опасности загрязнения
в зависимости от типов использования почв. Так, в Приложении 2 при
ведены германские нормативы качества для разных ландшафтов, а также


Таблица 9. Ориентировочная оценочная шкала опасности загрязнения
почв по суммарному показателю загрязнения (Zс) [МУ]
Kатегории Величина Изменение показателей здоровья населения в
загрязнения почв Zс очагах загрязнения

Допустимая <16 Наиболее низкий уровень заболеваемости
детей и минимум функциональных
отклонений
Умеренно 16 32 Увеличение общего уровня заболеваемости
опасная
Опасная 32 128 Увеличение общего уровня заболеваемости,
числа часто болеющих детей, детей с
хроническими заболеваниями, нарушениями
функционирования сердечно сосудистой
системы
Чрезвычайно >128 Увеличение заболеваемости детского
опасная населения, нарушение репродуктивной
функции женщин (увеличение случаев
токсикоза при беременности,
преждевременных родов, мертворождаемости,
гипотрофий новорожденных).
Нормирование качества окружающей среды 41

голландские нормативы, ориентированные на принятие решения о при
емлемости хозяйственного использования оцениваемой территории.


Предельно допустимые концентрации вредных
веществ в продуктах питания
При разработке нормативов предельно допустимых концентраций вред
ных веществ в продуктах питания учитываются материалы по токсико
логии и гигиеническому нормированию данных веществ в различных
объектах природной среды (в воздухе, воде, почве), а также информация
о естественном содержании различных химических элементов в пище
вых продуктах (см., например, [31]).
Предельно допустимая концентрация (допустимое остаточное количество)
вредного вещества в продуктах питания (ПДКпр) — это концентрация вред
ного вещества в продуктах питания, которая в течение неограниченно
продолжительного времени (при ежедневном воздействии) не вызывает
заболеваний или отклонений в состоянии здоровья человека [18].
Санитарно гигиеническое нормирование загрязненности пищевых
продуктов касается, главным образом, пестицидов, а также тяжелых
металлов и некоторых анионов (например, нитратов). Значения ПДКпр
для некоторых хлорорганических соединений приведены в разделе 2.5
Приложения 2.
Отметим, что при интерпретации результатов не следует использовать
ПДКпр как стандарт, принятый для любых объектов биоты. Изучение
миграции, трансформации, накопления вредных веществ в окружающей
среде, в трофических сетях (а такие работы выполняются во многих
регионах России) не должно быть сведено к сравнению установленных
уровней содержания различных примесей в тканях и органах с предель
но допустимыми концентрациями в мясных продуктах. Например, опи
сание исследования накопления соединений ртути в тканях чаек (такое
было предпринято на юге России) не может заканчиваться выводами о
превышении ПДКпр. Целесообразнее обращаться к литературным сведе
ниям о накоплении ртути в аналогичных объектах в фоновых и в хорошо
изученных загрязненных районах.
В последнее время возрос интерес как покупателей, так и фирм изго
товителей пищевой продукции к размещению на упаковке сведений,
характеризующих присутствие разнообразных примесей, происхождение
продукта (например, информация о скважине и о районе расположения
источника минеральной воды). В некоторых случаях на упаковке поме
щают даже декларации типа «Экологически чистый продукт» или «Про
изводство не наносит вреда окружающей среде». Подчеркнем, что поня
42 Глава 2

тие экологической маркировки много сложнее и предполагает выполне
ние серьезных исследовательских работ, направленных на оценку жиз
ненного цикла продукции, воздействия на окружающую среду, харак
терного для процессов производства, потребления и даже размещения
соответствующих отходов. Однако, тот факт, что на рынке наметился
интерес к информации подобного рода, свидетельствует о вероятности
расширения списков разрешенных добавок, ПДКпр, а также совершен
ствования доступа к этим сведениям. Будем надеяться, что и сама кон
цепция экологической маркировки в скором времени получит более
адекватное понимание и широкое распространение.


Нормирование источников воздействия
В соответствии с российским законодательством [2] устанавливаются
следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
• нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорга
низмов;
• нормативы образования отходов производства и потребления и ли
миты на их размещение;
• нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла,
уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженнос
ти электромагнитных полей и иных физических воздействий);
• нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
• нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую
среду.
При этом предполагается, что нормативы допустимого воздействия на
окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов каче
ства окружающей среды с учетом природных особенностей территорий
и акваторий.
Для хозяйствующих субъектов технологические нормативы (к ним
отнесены нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микро
организмов) разрабатываются в форме проектов предельно допустимых
выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов (ПДС) в
водные объекты и предельных нормативов образования и лимитов раз
мещения отходов [19].
Предельно допустимый выброс (ПДВ) — масса вещества в отходящих
газах, максимально допустимая к выбросу в атмосферу в единицу време
ни. ПДВ устанавливается для каждого источника загрязнения атмосфе
ры (и для каждой примеси, выбрасываемой этим источником) таким
образом, что выбросы вредных веществ от данного источника и от сово
купности источников города или другого населенного пункта с учетом
Нормирование качества окружающей среды 43

перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вред
ных веществ в атмосфере не создают приземной концентрации, превы
шающей их ПДКмр. Основные значения ПДВ — максимальные разовые —
устанавливаются при условии полной нагрузки технологического и газо
очистного оборудования и их нормальной работы и не должны превы
шаться в любой 20 минутный период времени [3].
Наряду с максимальными разовыми (контрольными) значениями ПДВ
(г/с) устанавливаются производные от них годовые значения ПДВг (т/г)
для отдельных источников и предприятия в целом с учетом временной
неравномерности выбросов, в том числе с учетом планового ремонта
технологического и газоочистного оборудования.
Основным нормативом сбросов загрязняющих веществ, установлен
ным в РФ, является предельно допустимый сброс (ПДС) — масса норми
руемого вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведе
нию хозяйствующим субъектом в установленном режиме в данном пун
кте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм ка
чества воды в контрольном створе. ПДС — предел по расходу сточных
вод и концентрации содержащихся в них примесей — устанавливается с
учетом ПДК веществ в местах водопользования (в зависимости от его
вида), ассимилирующей способности водного объекта, перспектив раз
вития региона и оптимального распределения массы загрязняющих ве
ществ между водопользователями, сбрасывающими сточные воды [3].
Величина ПДС должна гарантировать достижение установленных норм
качества воды (санитарных или рыбохозяйственных) при наихудших
гидрологических условиях для разбавления в конкретном водном объек
те.
ПДВ и ПДС устанавливаются для каждого источника загрязнения и
каждого вида примеси. Расчет ПДВ и ПДС проводится на основе утвер
жденных методик с учетом рассеяния (разбавления), вклада других ис
точников, перспектив развития (проектируемых источников) и т.д.
При сбросе сточных вод или других видах хозяйственной деятельнос
ти, влияющих на состояние водных объектов, используемых для хозяй
ственно питьевых и культурно бытовых целей, нормы качества поверх
ностных вод (ПДКв или их природный состав и свойства в случае при
родного превышения этих норм) должны выдерживаться на водотоках,
начиная со створа, расположенного в 1 км выше ближайшего по тече
нию пункта водопользования (водозабор для хозяйственно питьевого во
доснабжения, места купания, организованного отдыха, территория на
селенного пункта и т.п.) вплоть до самого места водопользования, а на
водоемах — на акватории в радиусе 1 км от пункта водопользования.
Ближайшие пункты водопользования определяются органами санитар
но эпидемиологической службы.
44 Глава 2

При сбросе сточных вод или других видах хозяйственной деятельнос
ти, влияющих на состояние рыбохозяйственных водотоков и водоемов,
нормы качества поверхностных вод (ПДКвр или их природный состав и
свойства в случае природного превышения этих норм) должны соблю
даться на протяжении всего участка водопользования, начиная с конт
рольного створа, определяемого в каждом конкретном случае специаль
но уполномоченными органами, но не далее, чем 500 м от места сброса
сточных вод или расположения других источников загрязнения поверх
ностных вод (мест добычи полезных ископаемых, производства работ на
водном объекте и т.п.).
Если сточные воды отводятся в водный объект в черте населенного
пункта, то в соответствии с «Правилами охраны поверхностных вод»
нормативные требования относятся к самим сточным водам. При этом
следует руководствоваться тем, что использование водных объектов в
черте населенных мест относится к категории коммунально бытового
водопользования.
В тех случаях, когда предприятие аргументированно обосновывает
временную невозможность достижения расчетных значений ПДВ и ПДС,
устанавливаются нормативы временно согласованных выбросов (ВСВ) и
временно согласованных сбросов (ВСС) на период до пяти лет. Одновре
менно должны быть разработаны и планомерно реализуемы программы
поэтапного снижения показателей выбросов и сбросов вредных веществ
до значений, которые обеспечивают соблюдение ПДВ или ПДС соот
ветственно. В тех случаях, когда достижение величин ПДВ или ПДС
экономически невыгодно или физически невозможно для предприятия,
срок действия разрешенных ВСВ и ВСС продлевается несколько раз,
обычно при условии некоторого постепенного снижения уровня загряз
нения.
Нормативы образования отходов производства и потребления и лими
ты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их нега
тивного воздействия на окружающую среду. При этом лимитирование
размещения твердых промышленных отходов осуществляется на основа
нии «Временных правил охраны окружающей среды от отходов произ
водства и потребления в РФ». Подчеркнем, что организованное разме
щение отходов — это регламентированные и осуществляемые в соответ
ствии с установленными нормами и правилами процессы выделения,
концентрирования, сбора, транспортировки, накопления, временного
хранения отходов, предусматривающего возможность их дальнейшего
использования, переработки или ликвидации, захоронения [32].
В последние годы, после принятия Водного кодекса РФ в 1995 г. [33],
был предложен другой подход в нормировании, основанный на установ
лении нормативов предельно допустимых вредных воздействий (ПДВВ) на
водные объекты. Особенность подхода заключается в том, что предлага
Нормирование качества окружающей среды 45

ется нормировать не только поступление вредных веществ, но и другие
факторы антропогенного воздействия, которые негативно влияют на ок
ружающую среду: регулирование режима стока на гидротехнических
сооружениях, наносящее ущерб нерестилищам и разрушающее берега;
поступление тепла со сточными водами; безвозвратные изъятия воды
(например, на полив в сельском хозяйстве) и др. Основной принцип
установления норматива ПДВВ — ненанесение ущерба окружающей
среде. Норматив предполагается устанавливать с учетом фонового со
става воды, а также всех источников воздействия, в том числе диффуз
ных [19, 20].
Заметим, что рассредоточенные (диффузные) источники являются
очень важным фактором загрязнения. К их числу относятся сельскохо
зяйственные угодья, ливневый сток с поверхности населенных пунктов,
промплощадок, дорог и пр. Расчеты показывают, что на населенных,
хозяйственно освоенных территориях диффузный сток составляет ос
новную долю загрязнения. К тому же диффузные стоки, как правило, не
контролируются и не учитываются. Эти источники загрязнения могут
стать важными объектами исследования общественного экологического
мониторинга.
Общественный экологический мониторинг может также решать зада
чи оценки соответствия деятельности предприятия установленным зна
чениям научно технических нормативов путем определения концентра
ций загрязняющих веществ в соответствующих средах. Например, от
слеживать содержание примесей в атмосферном воздухе на границе са
нитарно защитной зоны или в воде в контрольных створах.


Нормирование в области радиационной
безопасности
Основные понятия и определения
В природе существует три основных вида радиоактивного излучения:
альфа, бета и гамма [15].
Гамма излучение представляет собой электромагнитное излучение вы
сокой энергии и обладает наибольшей проникающей способностью.
Соответственно, защита от внешнего гамма излучения представляет
наибольшие проблемы.
Бета излучение — это поток электронов. Оно обладает небольшой
проникающей способностью и защититься от него при внешнем источ
нике сравнительно легко. Например, бета частицы задерживаются не
46 Глава 2

поврежденной кожей. Максимальную опасность представляют бета ак
тивные радионуклиды, попавшие в организм.
Альфа излучение представляет собой поток ядер гелия, это положи
тельно заряженные массивные частицы (по сравнению с относительно
легкими электронами). Этот вид излучения легко поглощается любой
средой. Защититься от него можно буквально листом бумаги. Однако,
как и в случае с бета излучением, опасность представляют альфа излу
чатели, попавшие внутрь организма.
Процесс радиоактивного распада сопровождается излучением одного
или нескольких видов. В соответствии с тем, какой вид излучения ха
рактерен для радиоактивного распада данного изотопа, выделяют гам
ма активные изотопы (например, цезий 137), бета излучатели (напри
мер, стронций 90) и альфа излучатели (например, большинство изото
пов плутония).
Количественной характеристикой источника излучения служит актив
ность, выражаемая числом радиоактивных превращений в единицу вре
мени. В Международной системе единиц СИ единицей активности яв
ляется беккерель (Бк) — 1 распад в секунду (с–1). Иногда используется
внесистемная единица — кюри (Ки), соответствующая активности 1 г
радия. Соотношение этих единиц определяется следующей формулой:
1 Ки = 3,7·1010 Бк.
Интенсивность альфа и бета излучения может быть охарактеризова
на активностью на единицу площади (с–1·м–2). Интенсивность гамма
излучения характеризуется мощностью экспозиционной дозы.
Экспозиционная доза измеряется по ионизации воздуха и равна коли
честву электричества, образующегося под действием гамма излучения в
1 кг воздуха. В Международной системе единиц экспозиционная доза
выражается в кулонах на кг (Кл/кг).
Весьма распространена также внесистемная единица экспозиционной
дозы — рентген. Это доза гамма излучения, при которой в 1 см3 воздуха
при нормальных физических условиях (температура 0 °С и давление
760 мм рт. ст.) образуется 2,08·109 пар ионов, несущих одну электроста
тическую единицу количества электричества.
Мощность экспозиционной дозы отражает скорость накопления дозы
и выражается в Кл/кг·с (в СИ) или Р/ч (во внесистемных единицах).
Наиболее адекватный способ описания степени радиоактивного заг
рязнения местности — это плотность загрязнения, представляющая со
бой активность на единицу площади (с учетом изотопного состава).
Однако этот способ весьма трудоемок и требует проведения лаборатор
ных анализов, поэтому далеко не всегда может быть использован для
оперативной оценки. Обычно такая оценка проводится с помощью ме
тодов полевой дозиметрии.
Нормирование качества окружающей среды 47

Используемые приборы, мето
Как правило, при техногенном заг
ды и единицы измерения зави
сят от типа загрязнения. Мерой рязнении в окружающую среду по
загрязнения гамма излучателями ступает смесь радионуклидов, сре
ди которых есть все типы излучате
является мощность экспозици
онной дозы; бета загрязнение лей. Поэтому в первом приближении
степень опасности может быть оце
характеризуется плотностью по
нена по уровню гамма фона. Тем не
тока бета частиц. Оценка степе
менее, в ряде случаев такая оценка
ни загрязнения альфа излучате
неприменима. Если в сбросах пред
лями в полевых условиях невоз
приятия содержатся, главным обра
можна.
зом, бета излучающие радионукли
Населению, как правило, в ка
ды, то радиационная ситуация не мо
честве характеристики загрязне
ния сообщается (в т.ч. и через жет быть охарактеризована через ве
средства массовой информации) личину экспозиционной дозы даже
на качественном уровне. Например,
только мощность экспозицион
ной дозы. Эта величина, однако, загрязнение рукава реки Т., в кото
рый осуществляется сброс с хими
является лишь одной из харак
ческого комбината С., характеризу
теристик радиационной ситуа
ется весьма высокими уровнями
ции. Существует множество ис
бета излучения, в то время как гам
кусственных радиоактивных изо
топов, которые практически не ма фон, в основном, близок к нор
испускают гамма квантов, но мальному
при этом являются опасными
источниками излучения. Мощ
ность экспозиционной дозы, определяемая при помощи гамма дозимет
ра, не может отразить степени загрязнения такими изотопами.

Система нормирования в области радиационной безопасности
Система нормирования в области радиационной безопасности строится
на понятии дозовой нагрузки, в соответствии с Федеральным Законом «О
радиационной безопасности населения» [34] и «Нормами радиационной
безопасности НРБ 96» [35].
Оба документа служат для обеспечения радиационной безопасности
человека. Экологических нормативов, устанавливающих допустимые
воздействия на экосистемы, в области радиационной безопасности не
существует.
В системе нормирования используются следующие основные понятия
[15].
Поглощенная доза — фундаментальная дозиметрическая величина,
определяемая количеством энергии, переданной излучением единице
массы вещества.
48 Глава 2

За единицу поглощенной дозы облучения принимается грей (Джоуль
на килограмм) — поглощенная доза излучения, переданная массе облу
чаемого вещества в 1 кг (1 Гр = 1 Дж/кг) и измеряемая энергией в 1 Дж
любого ионизирующего излучения (1 Гр=1 Дж/кг).
Эквивалентная доза. Поскольку поражающее действие ионизирующе
го излучения зависит не только от поглощенной дозы, но и от ионизи
рующей способности излучения, вводится понятие эквивалентной дозы.
Для расчета эквивалентной дозы поглощенную дозу умножают на коэф
фициент, отражающий способность данного вида излучения повреждать
ткани организма. При этом альфа излучение считается в двадцать раз
опаснее других видов излучений.
Единицей эквивалентной дозы является Зиверт — доза любого вида
излучения, поглощенная биологической тканью массой в 1 кг и создаю
щая такой же биологический эффект, как и поглощенная доза фотонно
го излучения в 1 Гр.
Эффективная эквивалентная доза. Разные органы человека имеют раз
личную чувствительность к радиационным повреждениям. Поэтому дозы
облучения органов и тканей учитываются с различными коэффициента
ми. Эффективная эквивалентная доза отражает суммарный эффект об
лучения для организма и измеряется в Зивертах [36, 15].
В соответствии с НРБ 99 [35] устанавливаются следующие категории
облучаемых лиц:
• персонал (подразделяемый на группы А и Б);
• все население, включая лиц из персонала, вне сферы и условий их
производственной деятельности.
В условиях нормальной эксплуатации источников ионизирующего
излучения установлены дозовые пределы для различных групп (табл. 10).

Таблица 10. Основные дозовые пределы

Нормируемые Дозовые пределы
величины
лица из персонала (группа А) лица из населения

Эффективная 20 мЗв в год в среднем за 1 мЗв в год в среднем за
доза любые последовательные 5 любые последовательные 5
лет, но не более 50 мЗв в год лет, но не более 5 мЗв в год
Эквивалентная доза за год в:

хрусталике 150 мЗв 15 мЗв
коже 500 мЗв 50 мЗв

кистях и стопах 500 мЗв 50 мЗв
Нормирование качества окружающей среды 49

На основе Норм радиационной безопасности (НРБ 99), которые уста
навливают допустимые уровни воздействия радиации на человека, раз
рабатываются нормативные документы, регламентирующие порядок
обращения с различными источниками ионизирующего излучения, под
ходы к защите населения от радиации и т.п. В настоящее время действу
ют Основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и
другими источниками ионизирующих излучений ОСП 72/87 [37], которые
содержат требования

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign