LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и ан
тропогенных факторов.
В соответствии с приведенными определениями и возложенными на
систему функциями мониторинг включает три основных направления
деятельности (рис. 1):
• наблюдения за факторами воздействия и состоянием среды;
• оценку фактического состояния среды;
• прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогно
зируемого состояния.



Управление
Информационная система (мониторинг)


Оценка
Наблюдения фактического
состояния

Регулирование
качества среды

Оценка
Прогноз
прогнозируемого
состояния
состояния


Прямая связь Обратная связь
Рис.1. Блок схема системы мониторинга
14 Глава 1

Следует принять во внимание, что сама система мониторинга не вклю
чает деятельность по управлению источниками воздействия, но являет
ся источником необходимой для принятия экологически значимых ре
шений информации. Термин контроль, нередко употребляющийся в рус
скоязычной литературе для описания аналитического определения тех
или иных параметров (например, «контроль состава атмосферного воз
духа», «контроль качества воды водоемов»), следует использовать только
в отношении деятельности, предполагающей принятие активных регу
лирующих мер.
Понятие экологический контроль также определено Федеральным за
коном «Об охране окружающей природной среды» [2]:
Контроль в области охраны окружающей среды (экологический
контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выяв
ление и пресечение нарушения законодательства в области охраны
окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяй
ственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов
и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
Основные задачи экологического контроля определены в статье 64
указанного закона:
1. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический
контроль) проводится в целях обеспечения органами государствен
ной власти Российской Федерации, органами государственной вла
сти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуп
равления, юридическими и физическими лицами исполнения зако
нодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения
требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в
области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологи
ческой безопасности.
2. В Российской Федерации осуществляется государственный, про
изводственный, муниципальный и общественный контроль в обла
сти охраны окружающей среды.
Таким образом, согласно природоохранительному законодательству,
экологический мониторинг представляет собой инструмент экологичес
кого регулирования, позволяющий создать информационную базу, необ
ходимую для выполнения задач экологического управления и контроля.


Классификация экологического мониторинга
Существуют различные подходы к классификации мониторинга (по ха
рактеру решаемых задач, по уровням организации, по природным сре
Экологический мониторинг: шаг за шагом 15

дам, за которыми ведутся наблюдения). Отраженная на рис. 2 классифи
кация охватывает весь блок экологического мониторинга: наблюдения
за источниками и факторами антропогенного воздействия, абиотичес
кой составляющей биосферы и ответной реакцией экосистем на эти
изменения. Таким образом, экологический мониторинг включает как
геофизические, так и биологические аспекты, что определяет широкий
спектр методов и приемов исследований, используемых при его осуще
ствлении.


Мониторинг
Источники воздействия
источников
воздействия

Факторы воздействия
Мониторинг
факторов
Биологические Химические
Физические
воздействия

Природные среды
Мониторинг
состояния
Поверхность
Атмосфера Океан Биота
биосферы
суши с реками
и озерами
Геофизический мониторинг Биологический
мониторинг

Рис.2. Классификация экологического мониторинга


Глобальная система мониторинга
окружающей среды
Сегодня сеть наблюдений за источниками воздействия и за состоянием
биосферы охватывает весь земной шар. Глобальная система мониторин
га окружающей среды (ГСМОС — GEMS) была создана совместными
усилиями мирового сообщества. Основные положения и цели програм
мы ГСМОС были сформулированы в 1974 году на Первом межправи
тельственном совещании по мониторингу. Первоочередной задачей была
признана организация мониторинга загрязнения окружающей природной
среды и вызывающих его факторов воздействия.
Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях, которым
соответствуют специально разработанные программы:
• импактном (изучение значимых воздействий в локальном мас
штабе — И);
16 Глава 1

• региональном (проявление проблем миграции и трансформации
загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факто
ров, характерных для экономики региона и трансграничного пере
носа — Р);
• фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая
хозяйственная деятельность — Ф).
Программа импактного мониторинга может быть направлена, напри
мер, на изучение особенностей поступления в окружающую среду и
Таблица 1. Классификация загрязняющих веществ по классам
приоритетности, принятая в системе ГСМОС [1]
Kласс Загрязняющее вещество Среда Тип программы
(уровень мониторинга)
1 Диоксид серы, Воздух И,Р,Ф
взвешенные частицы
Радионуклиды Пища И, Р
2 Озон* Воздух И (тропосфера),
Ф (стратосфера)
Хлорорганические Биота, человек И, Р
соединения и диоксины
Kадмий Пища, вода, И
человек
3 Нитраты, нитриты Вода, пища И
Оксиды азота Воздух И
4 Ртуть Пища, вода И,Р
Свинец Воздух, пища И
Диоксид углерода Воздух Ф
5 Оксид углерода Воздух И
Углеводороды нефти Морская вода Р, Ф
6 Фториды Пресная вода И
7 Асбест Воздух И
Мышьяк Питьевая вода И
8 Микробиологическое Пища И, Р
загрязнение
Реакционноспособные Воздух И
углеводороды

* Чрезвычайно важный естественный компонент стратосферы — озон — выступает
как загрязняющее вещество (сильный окислитель, участвующий в образовании
фотохимического смога) в тропосфере (приземном слое воздуха).
Экологический мониторинг: шаг за шагом 17

рассеяния в ней потоков загрязняющих веществ, содержащихся в отхо
дящих газах или сточных водах конкретного предприятия. Мы еще об
ратимся к вопросам организации производственного экологического
мониторинга (см. раздел Производственный экологический мониторинг),
который с точки зрения масштабов и приближенности к источникам
негативного воздействия на состояние окружающей среды следовало бы
поставить на первое место в списке.
Предметом регионального мониторинга, как следует из самого его
названия, является состояние окружающей среды в пределах того или
иного региона. Наконец, фоновый мониторинг, осуществляемый в рам
ках международной программы «Человек и биосфера», имеет целью за
фиксировать фоновое состояние окружающей среды, что необходимо
для дальнейших оценок уровней антропогенного воздействия.
Программы наблюдений формируются по принципу выбора приори
тетных (подлежащих первоочередному определению) загрязняющих ве
ществ и интегральных (отражающих группу явлений, процессов или
веществ) характеристик. Классы приоритетности загрязняющих веществ,
установленные экспертным путем и принятые в системе ГСМОС, при
ведены в таблице 1.
Определение приоритетов при организации систем мониторинга за
висит от цели и задач конкретных программ: так, в региональном мони
торинге приоритет отдан городам, водным объектам — источникам пи
тьевого водоснабжения и местам нерестилищ рыб, поэтому в отноше
нии сред наблюдений в первую очередь исследуют атмосферный воздух
и воду пресных водоемов. Приоритетность ингредиентов определяется с
учетом критериев, отражающих токсические, радиоактивные или болез
нетворные свойства загрязняющих веществ, объемы их поступления в
окружающую среду, особенности трансформации, вероятность и вели
чину воздействия на человека и биоту и другие факторы, например,
возможность организации измерений, стоимость анализов и пр. В При
ложении 1 приведены сведения об источниках и характерных факторах
возможных воздействий.
Отметим, что приоритеты, выбранные научными, образовательными,
общественными организациями* при разработке программ мониторин
га, могут быть иными, не повторяющими ранжирование, принятое в
ГСМОС. Программа общественного мониторинга может быть связана с
совершенно конкретной проблемой, которая, в совокупности с возмож
ностями организации, и будет определять приоритеты в данном случае.


* Государственные службы, входящие в национальные системы мониторинга, дол
жны ориентироваться на систему приоритетов ГСМОС. В то же время, они могут
вводить и иные, дополнительные приоритеты, определяемые региональной или
местной спецификой.
18 Глава 1

Следует иметь в виду, что часть информации общественные организации
могут получить в государственных органах мониторинга и других орга
низациях (научных, общественных). Свойства наиболее часто встречаю
щихся загрязняющих веществ описаны в Приложениях 4 и 5. Список
литературы содержит ссылки на несколько десятков источников, посвя
щенных этим вопросам.


Государственный экологический мониторинг
Структура государственного экологического мониторинга,
распределение ответственности
Глобальная система основывается на системах национального монито
ринга, которые функционируют в различных государствах согласно как
международным требованиям, так и специфическим подходам, сложив
шимся в той или иной стране исторически или обусловленным характе
ром экологических проблем. Международные требования, которым дол
жны удовлетворять национальные системы участники ГСМОС, вклю
чают единые принципы разработки программ (с учетом приоритетных
веществ и факторов воздействия), обязательность наблюдений за объек
тами, имеющими глобальную значимость, а также передачу информа
ции в Центр ГСМОС.
На территории СССР в 70 е годы на базе станций гидрометeослужбы
была организована Общегосударственная служба наблюдений и контро
ля состояния окружающей среды (ОГСНК), построенная по иерархи
ческому принципу.
В обработанном и систематизированном виде полученная информа
ция представлена в кадастровых изданиях, таких как «Ежегодные дан
ные о составе и качестве поверхностных вод суши» (по гидрохимичес
ким и гидробиологическим показателям), «Ежегодник состояния атмос
феры в городах и промышленных центрах» и др. До конца 80 х годов все
кадастровые издания имели гриф «Для служебного пользования», затем
в течение 3 5 лет были открытыми и доступными в центральных биб
лиотеках. К настоящему времени массивные сборники типа «Ежегодных
данных...» в библиотеки практически не поступают. Некоторые матери
алы можно получить (приобрести) в региональных подразделениях Рос
гидромета.
Помимо ОГСНК, входящей в систему Росгидромета (Федеральной
службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей сре
ды), экологический мониторинг осуществляется целым рядом мини
стерств и ведомств (табл. 2).
Экологический мониторинг: шаг за шагом 19
Табл. 2. Государственные организации, ответственные за сбор и
накопление информации о состоянии окружающей среды и природо
охранной деятельности в Российской Федерации
МПР ГМ СЭС Зем С/х Стр* НИИ** Стат†
Организации
Состояние окружающей среды и источники воздействия
Воздух
Вода
Почвы
Растительность
Фауна
Использование ресурсов
Вода
Земли
Полезные ископаемые
Растительность
Фауна
Выбросы, сбросы, отходы
Выбросы
Сбросы
Твердые отходы
Радиоактивные отходы‡
Защита и реабилитация
Воздух
Вода
Почвы
Растительность
Фауна
Обозначения: — существенный объем информации; — ограниченная информа
ция / отдельные вопросы
Сокращения: МПР — Министерство природных ресурсов; ГМ — Федеральная служба
России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; СЭС — Государ
ственная санитарно эпидемиологическая служба (Департамент Госсанэпиднадзора
Министерства здравоохранения); Зем — Федеральная служба земельного кадастра;
С/х — Министерство сельского хозяйства и продовольствия России; Стр — Государ
ственный комитет по строительству и жилищно коммунальному комплексу; НИИ —
отраслевые научно исследовательские учреждения (в государственной собственнос
ти); Стат — Государственный комитет по статистике.

* Главным образом, строительные нормы и правила.
** Методики, рекомендации, отдельные, как правило, несистематические исследо
вания и т.п.
† Накопление и обобщение данных.
‡ Основной ответственный орган — Федеральный надзор России по ядерной и
радиационной безопасности.
20 Глава 1

К сожалению, в настоящее время от
Главный центр сбора
сутствует полноценный обмен информа и анализа информации
цией между ведомствами, осуществля
ющими мониторинг, что во многих слу
Региональные
чаях приводит к дублированию усилий, пункты наблюдений
снижает эффективность всей системы
мониторинга и затрудняет доступ к не
Первичные
обходимой информации как для граж
пункты наблюдений
дан, так и для государственных органи
заций. В 1993 г. Постановлением Совета
Министров — Правительства РФ от Рис.3. Поток информации в
иерархической системе
24 ноября 1993 г. № 1229 [2а] было ут
ОГСНК
верждено решение о создании Единой
государственной системы экологическо
го мониторинга (ЕГСЭМ), которая должна была объединить возможно
сти и усилия различных служб для решения задач комплексного наблю
дения, оценки и прогноза состояния среды в Российской Федерации [3].
Предполагалось, что ЕГСЭМ как центр единой научно технической
политики в области экологического мониторинга будет обеспечивать:
• координацию разработки и выполнения программ наблюдений за
состоянием окружающей среды;
• регламентацию и контроль сбора и обработки достоверных и сопо
ставимых данных;
• хранение и анализ информации, ведение специальных банков дан
ных, их согласование, создание межрегиональных сетей и государ
ственной информационной системы с выходом на международные
эколого информационные системы;
• деятельность по оценке и прогнозу состояния объектов окружаю
щей природной среды, природных ресурсов, откликов экосистем и
здоровья населения на антропогенное воздействие;
• доступность интегрированной экологической информации широко
му кругу потребителей.
Создаваемая ЕГСЭМ имела иерархическую структуру, как и существу
ющая ОГСНК. В конце 90 х годов работы по созданию ЕГСЭМ велись
в основном по ряду региональных проектов. В связи с упразднением
Госкомэкологии [4] и длительным реорганизационным периодом рабо
ты по ее созданию с июня 2000 г. по июль 2001 г. были приостановлены.
С 2001 г. ЕГСЭМ продолжала развиваться в регионах, где были объе
динены усилия органов местного самоуправления и охраны природы,
приняты законодательные акты по созданию ТСЭМ — территориальных
систем экологического мониторинга. В число таких регионов входят
Пермская, Иркутская, Свердловская, Самарская области, республики
Экологический мониторинг: шаг за шагом 21

Татарстан, Саха (Якутия), Чувашия и другие регионы [5]. Постановле
ние, утверждавшее ЕГСЭМ, впоследствии было отменено Постановле
нием Правительства РФ от 31 марта 2003 г. № 177, в котором сформули
рованы цели государственного мониторинга, распределены функции
между специально уполномоченными федеральными органами испол
нительной власти [5а].
В ведении МПР РФ в настоящее время находится ряд функциональ
ных подсистем экологического мониторинга, включая мониторинг со
стояния недр, водных объектов, лесов, животного и растительного мира.
К числу основных функций МПР, кроме осуществления государствен
ного мониторинга, относится координация «деятельности федеральных
органов исполнительной власти по организации и осуществлению эко
логического мониторинга», а также обеспечение «совместимости инфор
мационных систем и баз данных о состоянии окружающей среды» [5].
Работы в области развития государственной системы мониторинга
продолжаются, в том числе, при участии международных организаций.
Основные направления включают гармонизацию принципов нормиро
вания, наблюдения, сбора, интерпретации и обеспечения доступа заин
тересованных сторон к информации о состоянии окружающей среды и
об источниках воздействия.

Регламентация государственных наблюдений
в сети Росгидромета
Система наблюдений в рамках государственного экологического мони
торинга регламентируется самым строгим образом. Список параметров
состояния окружающей среды, определяемых государственными служ
бами, четко установлен, так же как требования к используемым сред
ствам и методам измерений, частоте отбора проб и др.
В системе Росгидромета за качеством атмосферного воздуха населен
ных пунктов ведутся наблюдения со стационарных, маршрутных и пере
движных (подфакельных) постов. На стационарных постах устанавлива
ются павильоны типа «Пост 1», «Пост 2», «Воздух», оснащенные аппа
ратурой для отбора проб и приборами для определения метеорологичес
ких параметров. Для постов наблюдений в соответствии с ГОСТом
17.2.3.07 86. Правила контроля воздуха населенных пунктов [6] установ
лены четыре программы наблюдений: полная (ежедневные наблюдения
в 1, 7, 13 и 19 часов с получением информации о среднесуточных и
разовых концентрациях вредных веществ), неполная (ежедневные на
блюдения в 7, 13 и 19 часов с получением информации о разовых кон
центрациях вредных веществ), сокращенная (наблюдения в 7 и 13 часов
при температуре воздуха ниже — 45° С в местах, где содержание приме
сей низкое) и суточная (непрерывный отбор проб для определения сред
22 Глава 1

несуточных концентраций вредных веществ). Методы пробоотбора и
анализа детально описаны и регламентированы соответствующим руко
водством [7]. Выбор исследуемых компонентов осуществляется в зави

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign