LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 15
(всего 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Сейчас ситуация с социальным обеспечением улучшается, тем не ме
нее в период обострения этих проблем воспитывалось целое поколение
детей и подростков, которых теперь часто относят к «трудным»… Это
малообщительные дети из неблагополучных семей, недополучившие в
свое время доброты, внимания и ласки.
В городе есть значительный образовательный потенциал, с помощью
которого возможно справиться с этой проблемой, несколько школ с
прекрасным преподавательским составом и большим опытом внекласс
ной работы, химический колледж, многочисленные кружки для детей и
подростков, возглавляемые несомненными энтузиастами своего дела.
Правда, все кружки действуют несколько разрозненно и руководствуют
ся по большей части собственным опытом, мало зная об опыте коллег.
Руководители кружков, групп, преподаватели, в основном, не имеют
финансовой возможности выезжать за пределы города и посещать тема
тические семинары, конференции, да и между собой общаются нерегу
лярно. Все это препятствует получению новой информации и затрудняет
работу энтузиастов своего дела.
Цель проекта — социальная и психологическая реабилитация «трудных»
детей и подростков на основе вовлечения их в общественно значимую
природоохранную деятельность.
Ваш проект ориентирован на социально наименее защищенную часть
детей из трудных семей и детей сирот и ставит целью их социальную и
психологическую реабилитацию путем воспитания у них позитивного
взгляда на окружающий мир, уважения к местной родной природе, за
счет положительного влияния природных факторов и общения по инте
ресам в ходе активного участия в конкретной общественно значимой
экологической деятельности.
Основные задачи проекта:
• Совместно с представителями отдела по охране окружающей среды
Администрации Холмогорска, руководством национального парка,
специалистами районной санэпидемстанции, руководителями по
левых групп разработать программу исследований местных природ
ных объектов.
132 Глава 6

• Объединить в работе по реализации программы детские группы,
занимающиеся наблюдениями за природными объектами и их охра
ной, исследованиями местной истории и культуры. Организовать
Центр для организационно методической и информационной под
держки групп, занятых в проекте.
• Создать базу данных о состоянии природных объектов района в
прошлом и настоящем, их истории на основе литературы, архивных
документов, данных государственных природоохранительных орга
нов, наблюдений полевых групп.
• Установить обмен опытом в области экологического образования и
мониторинга посредством приглашения специалистов из других
регионов на конференции, фестивали, семинары.
• Подготовить рекомендации по организации подобных проектов по
экологическому образованию и воспитанию. Обеспечить свободный
доступ всех заинтересованных лиц к результатам и выводам проек
та, подготовленным рекомендациям через средства массовой инфор
мации (как региональных, так и общероссийских), а также размес
тив материалы по проекту в созданном Центре и в сети Интернет.
Этапы реализации проекта:
• Организация и проведение первого информационного семинара с
целью объявления о начале проекта; идентификации сторон, заин
тересованных в его реализации; сбора информации и мнений для
разработки программы действий; определения ресурсов (человечес
ких и материальных), доступных для проектной работы.
• Сбор литературных, архивных данных о выбранных природных
объектах, документальной информации о текущем состоянии этих
объектов.
• Разработка программы исследований на основе полученной инфор
мации, распределение участков наблюдения по группам в соответ
ствии с возможностями и желаниями детей. Создание Комитета из
числа выбранных руководителей для координации работы групп.
• Выполнение программы исследований. Проведение регулярных
встреч разных групп детей, а также дополнительных встреч тренин
гов для руководителей с целью обмена опытом и полученной ин
формацией, корректировки программы.
• Организация и проведение экологических акций, как отдельными
группами на своих участках, так и совместно. Привлечение обще
ственности к осуществлению акций.
• Создание Центра для хранения полученной информации и органи
зации свободного доступа к ней, а также для организационно мето
дической и информационной поддержки групп, занятых в проекте.
Модельные проекты 133

• Проведение ежегодного фестиваля детского творчества «Живая кап
ля» с приглашением детских коллективов из других городов России
и научно практической конференции для старших школьников.
• По результатам проекта подготовить серию публикаций в местной
прессе и общероссийских журналах, сюжетов для местного телеви
дения, фильм о работе полевых групп и состоянии природных объек
тов. Информацию о ходе и результатах проекта разместить в сети
Интернет, представлять на посещаемых участниками проекта кон
ференциях, семинарах, встречах.

Практические рекомендации по выполнению задач проекта
Для успешности любого проекта одно из главных условий — определе
ние круга лиц и организаций, заинтересованных в его результатах. Тогда
появляется возможность найти дополнительные ресурсы не только для
реализации вашего проекта, но и для развития проектной деятельности
и его результатов в дальнейшем, после окончания программы.
В вашем случае такими заинтересованными сторонами будут нацио
нальный парк, образовательные учреждения (школы, колледж) и орга
низации внешкольного воспитания, а также городская или районная
администрация, природоохранительные органы. Со временем, возмож
но, вам удастся привлечь внимание и представителей предприятий к
вашему проекту, — нужно помнить о том, что они тоже ваши соседи и
могут быть заинтересованы в улучшении состоянии среды обитания своих
детей и близких. Любая помощь будет полезной, если она должным
образом применена.
При составлении программы полезно учитывать пожелания заинтере
сованных сторон относительно направления исследований. Это помо
жет получить официальную поддержку и доступ к уже имеющейся ин
формации об исследуемых объектах, дополнительные ресурсы для реа
лизации программы. К тому же, такой подход обеспечит востребован
ность результатов наблюдений. Национальный парк и санитарно эпиде
миологическая служба будут заинтересованы в выявлении источников
воздействия и последующем наблюдении за ними, в мониторинге состо
яния многочисленных притоков и родников, береговой линии озера.
Администрация поддержит историко культурную ветвь исследований,
считая перспективным развитие туристических маршрутов в городе и
его окрестностях. Образовательные учреждения — организацию внекласс
ных занятий.
Важно также помнить, что ваша цель — не собственно мониторинг, а
улучшение восприятия общества трудными детьми. Этого можно дос
тичь только в том случае, если они реально заинтересуются тем, что им
134 Глава 6

предстоит делать, и в результате своих усилий увидят конкретный ощу
тимый результат, который нужен взрослым людям. Если дети будут ува
жаемы за свой труд, — это очень существенная причина для того, чтобы
обрести твердую почву под ногами и пытаться строить свою жизнь со
знательно, не в отрыве от общества. С положительным опытом ведения
таких проектов в России можно ознакомиться в книге «Социальная ре
абилитация детей и подростков с трудной судьбой посредством вовлече
ния их в общественно значимую природоохранную деятельность» [50],
доступную также в сети Интернет по адресу http://www.eco projects.ru/
seps/docs/seps113/soc/
При определении возможных участников проекта обратите внимание,
какие наклонности есть у детей в той или иной группе, какие способно
сти. Одна группа может собирать легенды и заниматься историческим
прошлым родников или прудов. Дети из другой группы могут предпо
честь активные действия по мониторингу притоков озера и имеют в этой
области некоторый опыт. Два три человека из этой группы, обладающие
художественным чутьем, могут делать зарисовки, фотографии и таким
образом документировать процесс исследований. Третья группа, пред
ставленная участниками туристического кружка, может охватить комп
лексными наблюдениями отдаленные районы, недоступные другим груп
пам. Четвертая группа готова организовать в городском парке «экологи
ческую тропу» для всех желающих, с проведением экскурсий по выход
ным. Дополнительные идеи о том, что могут дети сделать для природы,
можно посмотреть здесь — [50а].
Выбирайте наиболее простые методы наблюдений. Многие параметры
состояния природных объектов не требуют сложных методов и дорого
стоящих приборов. Скорость течения, уровень воды, состояние дна,
температура, запах, цвет, прозрачность, — вот пример еще не полного
перечня того, что можно измерять без лишних сложностей, и что при
этом отлично характеризует состояние водного объекта. Подсчет машин
с учетом их типа поможет оценить загрязнение улиц города. Чистота
или видимое загрязнение среза снежного покрова скажут сами за себя…
Применение методов биоиндикации поможет вам оценить влияние заг
рязнения атмосферного воздуха на растительность, а состояние водных
объектов — по живущим в них организмам ([49], также см. Приложения
3 и 5). Для выявления и мониторинга источников воздействия широко
используйте метод картирования, — это поможет вам наглядно пред
ставлять получаемую информацию и четко фиксировать любые измене
ния ситуации (см. раздел Качественные и полуколичественные методы).
Использование химических методов исследования станет возможным при
ресурсной и методической поддержке со стороны лабораторий парка,
колледжа, предприятий или санэпидемстанции.
Модельные проекты 135

Целесообразно сочетать наблюдения с активными действиями на при
роде — проведением акций по расчистке русел ручьев, берегов неболь
ших речушек, благоустройством родников, туристических стоянок, мест
отдыха. Необходимо проводить информационные кампании, — объяс
нять людям, почему нельзя мыть машины на берегах рек и озера, выб
расывать мусор где попало, рассказывать, из каких родников нельзя брать
воду для питья из за загрязнения. В активно посещаемых местах можно
устанавливать плакаты с описанием истории этого уголка, напоминани
ем о ценности природы для человека.
Не бойтесь того, что расчищенный участок может быть опять захлам
лен людьми. Если участок будет ухоженным, появятся специальные
контейнеры для мусора, люди постепенно поймут, что делать этого
нельзя, — особенно, если убирают за ними дети… Полезно через неко
торые промежутки времени составлять карты схемы убираемых терри
торий и отмечать на них места скопления мусора. Через некоторое вре
мя вы сможете определить наиболее «проблемные» места и сконцентри
ровать свои усилия на них.
Вашему проекту нужно серьезное информационное обеспечение. Важ
но задействовать как можно больше доступных средств массовой ин
формации. Публикуйте статьи в местных и областных газетах, готовьте
сюжеты для местного радио и телевидения. Рассказывайте о текущей
деятельности и планах на будущее, приглашайте к сотрудничеству доб
ровольцев. Проводите открытые встречи по обмену опытом между раз
ными группами, конкурсы, игры (например, брейн ринг по экологичес
кой тематике).
Для общения участников проекта, обсуждений и корректировки пла
нов необходимо место встреч — небольшая комната, где можно было бы
также хранить найденные исторические сведения о исследуемых при
родных объектах, выдержки из официальных материалов, отчеты о ре
зультатах наблюдений. Отчеты должны быть содержательными: необхо
димо указывать не только сами результаты, но и то, при каких обстоя
тельствах они были получены, изложение материала должно сопровож
даться иллюстрациями (фотографиями, рисунками, схемами, картами).
Комнату под общественный центр может предоставить какая нибудь из
заинтересованных в вашем проекте организаций: национальный парк
(информационная и просветительская деятельность — прямые функции
парка, закрепленные законодательно), колледж, администрация.
Не лишним будет еще раз подчеркнуть, что сотрудничество с заинте
ресованными сторонами поможет сделать ваш проект более результа
тивным. Непосредственные участники проекта — дети под руководством
взрослых — могут обнаружить неизвестные до этого источники воздей
ствия, но для принятия административных решений необходимы резуль
таты исследований, проведенных официальными органами. Здесь вам
136 Глава 6

помогут аккредитованные лаборатории парка или санэпидемстанции.
Результаты их измерений будут очень весомым аргументом для дальней
шего обсуждения ситуации с государственными органами и разработки
плана действий.
В развитии любой деятельности необходим постоянный приток све
жей информации. Поэтому всегда помните об обмене опытом с вашими
коллегами. Не только в вашей области, но и в России, и за границей
живут люди, которым небезразличен ваш труд и которым есть чем поде
литься с вами. Старайтесь посещать все тематические конференции и
семинары, представляйте там свои результаты и находите своих едино
мышленников. Финансовую поддержку для ваших командировок мож
но найти у тех же заинтересованных сторон. Например, Администрация
Холмогорска может поддержать поездку в другую область на конферен
цию, где вы расскажете о вашем замечательном проекте и добрым сло
вом помянуть поддержку от администрации.
Результаты многих проектов уже есть в сети Интернет, следите за пос
ледними обновлениями. Вот ссылки на некоторые сайты:
http://www.ecoline.ru/wateroflife/
http://www.eco projects.ru/seps/project.php?id=113
http://www.aseko.org/

Желаем вам удачи!


Заключение
Вполне вероятно, что читатель не нашел в этой книге всех необходимых
ему сведений. Будем благодарны за любые пожелания и предложения по
ее доработке. Хочется верить, однако, что читатель счел наши рекомен
дации полезными. Надеемся, что книга помогла ему продолжить или
начать деятельность в области экологического мониторинга.
Заканчивая книгу, авторы хотели бы пожелать успехов всем обществен
ным организациям, принимающим участие в нелегком и важном деле —
общественном экологическом мониторинге и контроле. Будем рады, если
вы сочтете возможным поделиться вашим опытом, знаниями и пробле
мами. Мы приглашаем вас к сотрудничеству и надеемся, что наши со
вместные усилия будут содействовать реальному улучшению экологи
ческой ситуации в вашем городе, регионе, стране.
Приложения

Приложения к книге составлены таким образом, чтобы общественные
организации, намеренные организовать деятельность в области эколо
гического мониторинга, могли ознакомиться с минимальным объемом
справочного материала. Этот раздел содержит выдержки из научно тех
нических нормативов, международных и отечественных справочных
изданий. Порядок изложения материалов в приложении следующий:
Приложение 1. Источники загрязнения и окружающая среда
Приложение 2. Нормативы и стандарты качества окружающей среды
Приложение 3. Некоторые определения и методы оценки качества окру
жающей среды, используемые в экологическом монито
ринге
Приложение 4. Свойства некоторых загрязняющих веществ
Приложение 5. Показатели качества вод и формы миграции некоторых
загрязняющих веществ в водной среде
Приложение 1
Источники загрязнения
и окружающая среда

1.1. Основные типы источников загрязнения и среды,
в которых переносятся или задерживаются
загрязняющие вещества [по 83, 84]

1. Сельское хозяйство
Воздух Аэрозоли пестицидов, пыль, аммиак, сероводород, неприятные
запахи, частицы почвы
Вода Силосные башни и навозохранилища — нитраты, фосфаты,
рассыпанные и разлитые пестициды, поверхностный сток,
частицы почвы
Почва Удобрения — например, мышьяк, кадмий, уран, ванадий, цинк в
некоторых фосфатных удобрениях;
навоз — патогенные микроорганизмы, мышьяк и медь в отходах
свино и птицеферм;
пестициды — мышьяк, медь, марганец, свинец, цинк, долгожи
вущие органические вещества (ДДТ, линдан);
коррозия металлов — гальванические покрытия (ограждения,
кормушки, лотки и т.п.);
разлитое моторное топливо — углеводороды
2. Производство электроэнергии
Воздух Оксиды углерода, азота, серы, урана и полиароматические
углеводороды из угля, радиоизотопы в выбросах АЭС
Вода Тепло, биоциды в охлаждающей воде, растворимые соединения
бора и мышьяка и полиароматические углеводороды из золы
Почва Зола — соединения кремния, сульфаты, нитраты, соединения
тяжелых металлов; угольная пыль
3. Добыча руд и выплавка металлов
Воздух Оксиды серы, свинец, кадмий, мышьяк, ртуть, никель, титан
и др. в составе аэрозольных частиц
Вода Сульфаты, цианиды из выщелачивающих растворов, ионы
металлов, хвосты (рудные минералы, такие как сульфид свинца,
сульфид цинка и др.)
Почва Твердые отходы и хвостохранилища — ветровая эрозия, вывет
ривание частиц руды;
транспортировка рудных концентратов;
обработка руды — цианиды, металлы;
выплавка — пыль, осажденные аэрозоли из плавильного цеха
(различные металлы)
Источники загрязнения и окружающая среда 139

4. Металлургическая промышленность
Воздух Взвешенные частицы и аэрозоли: мышьяк, кадмий, хром, медь,
марганец, никель, свинец, титан, цинк;
летучие органические соединения, кислоты
Вода Ионы металлов, кислотные потоки, растворители (летучие
органические соединения), используемые при очистке металли
ческих поверхностей
Почва Металлы в отходах, растворителях, кислотах, выпадение аэрозо
лей (литейное производство, пирометаллургические процессы)
5. Химическая промышленность и электроника
Воздух Летучие органические соединения, ртуть, разнообразные летучие
вещества
Вода Разнообразные вещества в сточных водах, растворители,
используемые в микроэлектронике
Почва Выпадения аэрозолей ;
места сброса стоков и хранения жидких отходов, площадки
погрузки и расфасовки;
металлический лом, поврежденное электротехническое оборудо
вание — полиароматические углеводороды, металлы
6. Муниципальные и промышленные источники в целом
Воздух Летучие органические вещества, твердые частицы, аэрозоли
(свинец, ванадий, медь, цинк, кадмий, полиароматические
углеводороды, полихлорированные бифенилы, диоксины, сажа);
сжигание ископаемых топлив — оксиды углерода, серы, азота,
мышьяк, свинец, уран, ванадий, цинк, полиароматические
углеводороды;
костры — полиароматические углеводороды, полихлорирован
ные дибензодиоксины, полихлорированные дибензофураны,
свинец, кадмий и т.п.;
производство цемента — пыль, сульфаты, силикаты и т.п.
Вода Различные стоки, полиароматические углеводороды из сажи,
свинец, цинк и др. металлы, нефтепродукты, поверхностно
активные вещества
Почва Свинец, цинк, ванадий, медь, кадмий, полихлорированные бифе
нилы, полиароматические углеводороды, диоксины, углеводоро
ды, асбест
7. Отходы
Воздух Сжигание мусора — дымы, аэрозоли, пыль (кадмий, ртуть, сви
нец, оксиды углерода, азота, диоксины, полихлорированные
дибензофураны, полиароматические углеводороды);
Воздух полигоны захоронения отходов — метан, летучие органические
соединения;
отходы ферм — метан, аммиак, сероводород
Вода Полигоны захоронения отходов — нитраты, аммоний, кадмий,
полихлорированные бифенилы, микроорганизмы;
стоки станций водоочистки — органические вещества, фосфаты,
нитраты, аммоний
140 Приложение 1

Почва Илистые отходы станций водоочистки — аммоний, полиарома
тические углеводороды, полихлорированные бифенилы, металлы
(кадмий, хром, медь, ртуть, марганец, молибден, никель, свинец,
ванадий, цинк и др.);
металлический лом — кадмий, хром, медь, никель, свинец, цинк,
марганец, ванадий, вольфрам, полиароматические углеводороды,
полихлорированные бифенилы;
костры, зола и т.п. — медь, свинец, полиароматические углеводо
роды, бор, мышьяк;
аэрозоли мусоросжигающих заводов — кадмий, полихлорирован
ные дибензофураны, полиароматические углеводороды, поли
хлорированные бифенилы, диоксины;
открытое складирование промышленных отходов — разнообраз
ные вещества;
полигоны захоронения отходов — нитраты, аммоний, кадмий,
полихлорированные бифенилы, микроорганизмы
8. Транспорт
Воздух Выхлопные газы, аэрозоли и взвешенные частицы (оксиды
углерода, азота и серы, полиароматические углеводороды,
пероксиацетилнитрат, озон, соединения свинца, ванадий,
молибден)
Вода Пролив топлива, жидких грузов (углеводороды, пестициды,
продукты органического синтеза, нефтепродукты), антиобледе
нители, антифризы, осаждение продуктов сгорания топлива,
полиароматические углеводороды, сульфаты, нитраты,
соединения свинца
Почва Взвешенные частицы (соединения свинца, полиароматические
углеводороды), кислотные выпадения, антиобледенители,
разнообразные вещества на сортировочных станциях, в доках,
подъездных путях и т.п., осаждение продуктов сгорания топлива,
частицы шинной резины (содержат цинк и кадмий)


1.2. Основные загрязняющие вещества в атмосферном
воздухе и их антропогенные источники [17]

Загрязняющее вещество Источники
Азота оксиды Электростанции, работающие на угле и нефти,
промышленные бойлеры, мусоросжигающие
заводы, транспорт
Взвешенные частицы Электростанции, работающие на угле и нефти,
промышленные бойлеры, мусоросжигающие
заводы, дизельные транспортные средства,
домашние печи, многочисленные промышлен

<< Пред. стр.

страница 15
(всего 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign