LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Индивидуальные качества характеризуют не только человека, но и его поведение, т.е. формы взаимодействия с окружающей средой.


Воздействия качества (характеристики)
Ограничения состояние

поведение

Выделим (условно) следующие группы качеств (характеристик) человека:
1) биологические качества (характеристики безусловных рефлексов, т.е. врожденных форм поведения и т.д.).
Безусловные рефлексы делятся на четыре группы: оборонительные или защитные; пищевые; половые; ориентировочно-исследовательские.
2) Физиологические качества (характеристики сердечно-сосудистой системы, пищевой системы и т.д.)
3) Психологические (психофизиологические) качества (концентрация внимания, наблюдательность, сенсомоторная координация, эмоциональная устойчивость, склонность к риску, мотивация, мышление и т.д.)
4) Антрометрические характеристики (статические и динамические характеристики (размеры) частей тела человека и т.д.)
5) Социальные качества (ценности, социальные контакты и т.д.)
6) Профессиональные качества (знание, умения, опыт, навыки)
7) "Анкетные" характеристики (возраст, пол, образование и т.д.)
8) Состояние человека (физическое, психологическое и т.д.)
Для обеспечения безопасности человека из всего многообразия качеств (характеристик) человека нужно выделить те качества и их сочетания, которые способствуют (или усиливают) предрасположенность человека к опасности или, наоборот, уменьшают ее.
На основании исследований (на базе инструментальных, тестовых методик, испытаний, анализа несчастных случаев и т.д.) была выделена следующая классификация групп факторов, определяющих способность человека противостоять опасности в процессе труда:
1) чисто биологические факторы (вытекают из природных свойств человека, связаны с комплексом безусловных рефлексов, которыми человек неосознанно отвечает на опасности, угрожающие его организму);
В основе безусловных рефлексов лежит принцип: поступающая информация от рецепторов непосредственно переключается на исполнительные органы.
2) факторы, определяющие особенности психического отражения и психических функций человека, т.е. психофизиологические качества и состояния человека;
3) факторы, вытекающие из опыта человека, его навыков, знания, умений;
4) факторы, характеризующие направленность человека, т.е. его мотивы, интересы, установки и т.п., т.е. психологические качества.
Анализируя причины аварийности, травматизма было установлено, что организационно-психологические причины составляют 60-90% от всех причин. К организационно-психологическим причинам относят низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка работников на подготовку по вопросам безопасности, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском, состояние утомления или другие психические состояния.
Поэтому, для обеспечения безопасности человека особое внимание обращают на психологические процессы (ощущения, восприятия, память и др.), качества и состояния.
Анализ результатов исследований (в основном тестовых испытаний) выявил следующие психологические показатели (отрицательные), определяющие предрасположенность человека к опасности: недостаточная сенсомоторная координация, низкая скорость и точность реагирования, низкие качества внимания, чрезмерно высокая (или низкая) склонность к риску, эмоциональная неуравновешенность (устойчивость), свойства темперамента (медлительность, агрессивность), причем склонность к риску выделен как наиболее яркий показатель.
Среди психологических показателей личности, влияющих на безопасность, труда занимает самое важное место, точнее сказать, система потребностей, мотивов и интересов личности. Именно эта система определяет причины поведения личности, помогает объяснить принимаемые решения.
В трудовой деятельности проявляются следующие пять основных мотивов: выгода, безопасность, удобство, удовлетворенность и нивелирование в трудовом коллективе.
Мотив - то, почему действует человек, внутреннее побуждение (желание) к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей (ради чего человек делает?).
Мотив выгоды заключается в получении вознаграждения за результаты труда. В понятие выгоды включается материальная выгода (заработанная плата, премии) и социальная выгода (самоутверждение, престиж и т.д.).
Мотив удобства проявляется в стремлении выбрать более мягкий способ выполнения задания, при котором требуются меньшие энергетические затраты, меньшее психическое напряжение. Такими способами обычно являются те, для выполнения которых у человека выработаны навыки, или которыми он лучше владеет.
Мотив удовлетворенности проявляется в получении удовольствия от результата и процесса труда. Проявление этого мотива зависит от ценностей, склонностей, интересов работника. Такой мотив особенно силен тогда, когда профессия соответствует направленности работника, представляется ему престижной.
Мотив "нивелирования" проявляется в стремлении действовать с учетом мнения работников, в стремлении быть не хуже других.
Мотив безопасности заключается в избежании опасностей, возникающих в процессе труда. Под опасностью понимается не только производственные факторы, но и материальные опасности (связанные с поломкой техники, лишением премии, понижением в должности и т.д.), а также организационные опасности (административные наказания, потеря уважения и т.д.).
Все вышеперечисленные мотивы в той или иной мере присутствуют в трудовой деятельности каждого работника, однако, роль и вес (сила) каждого мотива в общей мотивации у разных работников неодинаковы.
Мотивы побуждают работника к определенному поведению, например, идти на нарушение требований безопасности труда.
Для того, чтобы работник (как главный элемент системы "ЧМС") выполнял функции (действия) в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности или в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности, необходимо сделать так, чтобы мотивы побуждали бы работника к этому. Сделать это можно, усилив необходимые мотивы. Из всех перечисленных мотивов наибольший интерес представляет мотив безопасности, но и немалую роль в поставленной задаче могут сыграть и другие мотивы (выгоды, удобства, удовлетворенности).
Мотив может быть усилен за счет дополнительного стимулирования (морального и материального), что подтверждается психологическими исследованиями. Кроме того, на силу мотива могут оказывать влияние навык, знания, умения работника, социальные контакты, отношение между работниками и т.д.
Человек социален, поэтому общество формирует его потребности.
Количество и разнообразие потребностей человека огромно. Выделяют первичные потребности, т.е. вызванные физиологией человека: в пище, воде, воздухе, сне и др., которые обеспечивают его существование как биологического вида (жизненно важные потребности).
Вторичные потребности вырабатываются в ходе развития и обретения жизненного опыта. Они намного разнообразнее первичных. Примеры: сохранение устойчивости, контакт с окружающими и т.п.
Все множество потребностей личности составляет мотив деятельности индивида.
Интересы человека не менее значимы для безопасной деятельности работника.
Рассмотрим взаимосвязь понятий "потребность-мотив-интерес".

Усиление интереса к работе




Признание, Интерес к Технология Например,
самовыражение технологии заработать
деньги


Для каждого человека существует оптимальный уровень мотивации, дающий максимальную производительность труда.
Важную роль в поведении человека, в результатах его деятельности играют социальные качества человека. К ним относятся: нормы и ценности человека; социально определенную цель его деятельности; занимаемый человеком социальный статус, выполняемая социальная роль, социально-психологические особенности человека и т.д.
Способность работника противостоять производственным опасностям определяется физическим и психологическим состояниями.
На условия и безопасность труда, на эффективность и надежность работы человека оказывают влияние антропометрические характеристики человека.
Антропометрические характеристики определяются размерами тела человека, его отдельных частей. Используются для проектирования наиболее рациональных, а значит и безопасных условий труда. Характеристики позволяют рассчитывать пространственную организацию рабочего места, устанавливать зоны досягаемости и видимости, размеры конструктивных параметров рабочего места и приспособлений (высота, ширина, длина, глубина и т.п.).
Антропометрические характеристики подразделяются на динамические и статические.





Антропометрические характеристики


Статические размеры Динамические размеры

. . . . . .
Статические размеры Приросты движения тела
отдельных частей тела (изменение размера при перемещении
части тела в пространстве)

Размер головы Размер стопы . . .

Рис. Классификация антропометрических характеристик

Привязка элементов рабочего места (оборудования и т.п.) к антропометрическим характеристикам человека позволяет снизить возможность травмирования, сократить, например, лишние движения работника, а, следовательно, снизить утомляемость; создать удобства и т.п.
При выделении профессиональных качеств человека имеют в виду навыки, уменье работника решать производственные задачи безопасно, что, главным образом, зависит от знания работником своей профессии, в том числе требований по охране труда, приемов и методов безопасной работы, от опыта, творческих возможностей человека.
В результате исследований было замечено, что:
1) У человека в процессе труда могут не только изменяться качества (в меру возможности), но и проявляться механизмы компенсации недостающих качеств. Например, за счет развития профессиональных качеств (умения, навыков), высокой мотивации к безопасному труду, может быть компенсирована склонность человека к риску (к опасности).
2) Индивидуальные качества человека имеют тесную, сложную взаимосвязь. Это объясняет, например, сложность диагностирования показателей индивидуальных качеств (характеристик).
3) Отдельный (отрицательный) из показателей индивидуальных качеств (характеристик) человека сам по себе не может служить причиной предрасположенности человека к опасности. Предрасположенность создается при определенных сочетаниях показателей индивидуальных качеств, при некоторых психических и физических состояниях человека, например, плохое здоровье в сочетании с повышенной агрессивностью к окружающим; низкие производственные качества сочетании с недостатками социального характера, с плохой сенсорной координацией и т.д. Наличие предрасположенности к опасности не является условием (необходимым или достаточным) возникновения несчастного случая (травмы) или заболевания.
Отсюда, при оценке и отборе исполнителей для выполнения определенного рода работ (технологического процесса), кандидатов на должность руководителя, специалиста необходимо учитывать индивидуальные качества и состояние здоровья претендентов. Требования к персоналу, допускаемого к участию в определенном производственном процессе, отражены в соответствующих нормативных правовых актах (стандартах ССБТ).



# 13. Основные формы деятельности человека.
Характеристики трудового процесса. Категории работ

Деятельность человека носит самый разнообразный характер. Несмотря на это, ее можно разграничить на две основные формы по характеру выполняемых человеком функций (условно): физический труд (работа) и умственный труд.
1. Физический труд.
Физическим трудом (работой) называют выполнение человеком энергетических функций в системе "человек - орудие труда".
Физический труд требует значительной мышечной активности.
Физический труд (работа) подразделяется на два вида: динамическую и статическую. Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая - с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ноги при удержании груза, при выполнении работы стоя или сидя.
2. Умственный труд (интеллектуальная деятельность).
Этот труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации.
Виды интеллектуальной деятельности: операторский труд; творческий труд; труд преподавателя, студента.
В современной трудовой деятельности человека объем чисто физического труда незначителен.
Основными характеристиками труда (точнее, трудового процесса) являются тяжесть и напряженность труда.
Тяжесть труда - характеристика, отражающая преимущественную нагрузку на опорно- двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.
Напряженность труда - характеристика, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.
Факторы, характеризующие тяжесть и напряженность труда, рассмотрели, когда говорили об условиях труда.
Критерием тяжести и напряженности выполняемой работы служит уровень энергозатрат.
Работы по энергозатратам подразделяются на следующие категории: легкие, средней тяжести и тяжелые.
Легкие работы (категория 1) подразделяются на две категории: 1а - при которой энергозатраты составляют до 139 Вт, и 1б - при которой энергозатраты составляют 140 - 174 Вт. (до 174 Вт) [Вт-> дж/с или после перевода ккал/ч]
К категории 1а относятся работы, проводимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим усилием.
К категории 1б относятся работы, проводимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающие некоторым физическим усилием.
Работы средней тяжести (категории 2) подразделяются на две категории: 2а - при которой энергозатраты составляют 175-232 Вт, и 2б - при которой энеергозатраты составляют 233-290 Вт. (от 175 до 290 Вт)
К категории 2а относятся работы, связанные с ходьбой, перемещением мелких (до 1кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенных физических усилий.
К категории 2б относятся работы, связанные с ходьбой, перемещением и перенесением тяжестей массой до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим усилием.
Тяжелые работы характеризуются расходом энергии более 290 Вт. К этой категории относятся работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и перенесением значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий.

# 14. Теплообмен человека с окружающей средой

Энергия, необходимая человеку для жизнедеятельности, выделяется в его организме в результате химических процессов (в основном, окислительно-восстановительного распада органических соединений, содержащихся в пищевых продуктах).
Часть этой энергии расходуется на совершение полезной работы, часть рассеивается в виде теплоты, нагревая тело человека, и часть энергии в виде теплоты выделяется в окружающую среду.
Количество выделяемой (человеком) теплоты зависит от степени физического напряжения организма в определенных микроклиматических условиях и составляет от 85 Вт (в составлении покоя) до 500 Вт (при тяжелой работе).[Вт -> дж/с]
Для того, чтобы физиологические и химические процессы протекали в организме нормально, необходимо поддерживать постоянство температуры тела, то есть выделяемая организмом (в окружающую среду) теплота должна полностью отводится в окружающую среду.
Важным интегральным показателем теплового состояния организма является средняя температура тела (внутренних органов). Эта температура зависит от степени нарушения теплового баланса и уровня энергозатрат при выполнении работ.
Средняя температура тела должна составлять 36-37 , что соответствует нормальному тепловому состоянию организма.
Косвенными показателями теплового состояния человека могут служить влагопотери и реакция сердечно-сосудистой системы (частота сердечных сокращений, уровень артериального давления и минутный объем крови).
Нормальное тепловое самочувствие имеет место при:
Qч = Qc (выражение теплового баланса)
где Qч - теплопродукция (тепловыделение) человека;
Qc - количество теплоты, воспринимаемое окружающей средой (отводимое в окружающую среду).
Рассмотрим два случая:
1) Если Qч >Qc (теплота не полностью передана среде), то происходит рост температуры внутренних органов и такое тепловое самочувствие характеризуется понятием "жарко" (перегрев организма).
2) Если Qч < Qc (среда воспринимает больше теплоты), то происходит охлаждение организма. Такое тепловое самочувствие характеризуется понятием "холодно".
Неблагоприятные последствия этих двух случаев: быстрая утомленность, потеря работоспособности, потеря сознания, гибель.
Теплообмен между человеком и окружающей средой осуществляется:
Qч = Qт Qк + Qи Qп + QВ,
где Qт - отдача теплоты в результате теплопроводности через одежду (ткань);
Qк - теплоотдача или теплоприход за счет конвекции, т.е. через охлаждение или нагрев тела воздухом, омываемым поверхность тела;
Qи - теплоотдача, обусловленная испарением влаги с поверхности кожи, слизистых оболочек верхних дыхательных путей, легких;
Qп - теплоотдача или теплоприход за счет излучения на окружающие человека поверхности (или с поверхностей);
Qв - теплоотдача за счет нагревания выдыхаемого воздуха.
В состоянии покоя при температуре окружающего воздуха 18С доля (Qт + Qк) составляет 30% всей теплоотдачи, Qи ˜ 20%, Qп ˜ 45%, Qв ˜ 5%
Итак, теплопередача (теплопроводность) - при непосредственном контакте тел; конвекция - передача теплоты окружающему воздуху, который, нагреваясь, отдает его холодным поверхностям; излучение (лучеиспускание), испарение пота - основные пути передачи теплоты от нагретых поверхностей.
В промышленном помещении - основными являются конвекция и излучение.
1) Передача теплоты излучением зависит от температуры поверхности и степени ее черноты: темные шероховатые поверхности излучают больше тепла, чем блестящие, гладкие. Излучение происходит в направлении окружающих человека поверхностей, имеющих более низкую температуру, чем температура поверхности одежды (27-31С) и открытых частей тела человека (около 33,5С). При высоких температурах окружающих поверхностей () теплоотдача излучением полностью прекращается, а при более высоких температурах идет в направлении от поверхностей к человеку. Отдача тепла излучением не зависит от температуры воздуха.
2) Теплоотдача конвекцией зависит от температуры воздуха (точнее, от разницы температур нагретого тела и охлаждающего воздуха) и скорости его движения, а также от формы и состояния поверхности.
3) Отдача тепла испарением пота зависит от относительной влажности и скорости движения воздуха.
Отсюда, человек постоянно находится в процессе теплового взаимодействия с окружающей средой. Для теплового самочувствия человека важно определенное сочетание температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха.
Тепловое самочувствие человека или тепловой баланс зависит от температуры, скорости воздуха относительной влажности воздуха, атмосферного давления, температуры окружающих предметов и интенсивности энергозатрат организма.
Приспособление организма человека к изменениям параметров окружающей среды происходит в результате действия в организме терморегуляции.
Процессы поддержания (или способы поддержания) постоянной температуры тела (собственную теплопродукцию) при изменении микроклиматических условий и при выполнении различной по тяжести работы называются терморегуляцией.
Нормальная температура человека 36-37С; 42С - критическая, потеря сознания; 43-44С - смертельная t; ниже 34С - замедление процессов в коре головного мозга; ниже 30С - критическая, потеря сознания; 27-25С - смертельная t, остановка кровообращения (фибрилляция сердца).
Терморегуляция обеспечивается теплопродукцией (тепловыделением) и внешней теплоотдачей (при теплообмене с окружающей средой), т.е. совместным действием различных систем организма человека.

# 15. Работоспособность человека и ее динамика. Утомление человека
Работоспособность - функциональные свойства (возможности) организма человека, необходимые для выполнения конкретной работы. Уровень функциональных возможностей человека зависит от условий труда, состояний здоровья, возраста, мотивации к труду и т.д. Изменение работоспособности во времени называют динамикой работоспособности.
Вся трудовая деятельность протекает по фазам. Рассмотрим фазы работоспособности в течение рабочего дня.

I. Предрабочее состояние (фаза мобилизации) - субъективно выражается в обдумывании предстоящей работы.
II. Врабатываемость или стадия нарастающей работоспособности. Длительность периода врабатываемости может быть значительной. На длительности сказываются: интенсивность работы, возраст, опыт, тренированность, к работе.
III. Период устойчивой работоспособности - его длительность составляет ко всему времени работы примерно 2/3. Эффективность труда в этот период максимальная.
IV. Период утомления. Характеризуется снижением продуктивности, замедляется скорость реакции, появляются ошибочные и несвоевременные действия, физиологическая усталость.
V. Период возрастания продуктивности за счет эмоционально-волевого напряжения.
VI. Период прогрессивного снижения работоспособности и эмоционально-волевого напряжения.
VII. Период восстановления. Необходим организму для восстановления работоспособности. Продолжительность этого периода определяется тяжестью проделанной работы, величиной сдвигов в нервно-мышечной системе и т.п.
Утомление - временное и обратимое снижение функциональных возможностей (работоспособности) организма человека, вызванное непосредственно работой и воздействием условий труда. (из-за истощения энергетических ресурсов). Утомление может быть мышечным (физическим), умственным (психическим).
Чем больше развивается утомление, тем ниже работоспособность.
Rr = 100-У,
где R - работоспособность, %:
У - утомление
Величину работоспособности (Rr) при конкретных условиях труда можно вычислить по формуле: (Rт, %)

Rr = 100-[(Ит-15,6)/0,64],

где Ит - интегральный показатель тяжести труда, формирующийся в тех же условиях труда, балл;
15,6 и 0,64 - коэффициенты регрессии.
Ит можно вычислить по эмпирически составленному (НИИ труда) уравнению:
Ит = 19,7 - 1,6 ,
где Ит - интегральный показатель тяжести труда, балл;
- средний балл всех биологически значимых элементов (факторов) условий труда на рабочем месте.
Биологически значимыми являются элементы (факторы) условий труда, с наибольшей вероятностью вызывающие основные качественные изменения и реакции работающего, по которым судят о формировании той или иной категории тяжести труда.
Разработана специальная методика определения Ит; при этом заполняется карта условий труда на рабочем месте и используется таблица критериев для бальной оценки элементов условий труда на рабочем месте. Элементы: санитарно-гигиенические (шум, , освещение и др.); психофизиологические (динамическая нагрузка, рабочая поза и т.п.) и другие. Существуют и другие подходы к определению Ит.


Классификация психологических причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев (травм)

В каждом действии человека психологи выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение в любой из этих частей влечет за собой нарушение действия в целом.
Таким образом, в классификации психологических причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса:
1) Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и (или) техническим требованиям, безопасный труд не стимулируется и т.п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольного опьянения и др. состояниях).
2) Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем, требований безопасности труда и способов их выполнения.
3) Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм и т.д.) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требования работы. Такое несоответствие может быть постоянным (недостаточная координация, плохая концентрация внимания, несоответствие роста габаритам обслуживаемого оборудования и т.д.) и временным (переутомление, понижение трудоспособности, ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опьяненье).
Эта классификация дает возможность разработать профилактические мероприятия по предупреждению травм в каждом классе: мотивационный - в основе мероприятий пропаганда и воспитание; ориентировочный - обучение, отработка навыков; исполнительный - профотбор, медицинское обследование.
Причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных с человеческим фактором, можно расположить по следующим уровням:
- уровень человека ( причины врожденные или приобретенные психологические и физиологические характеристики);
- уровень ближней среды (цех, предприятие) - причины условия труда, неблагоприятный социально-психологический климат, неудовлетворительный инструктаж по безопасности труда, жилищные и материальные заботы и т.д.);
- уровень общества (отрасль, регион и т.д.) (недостаточная информированность о профессиональных рисках и последствиях от них, недостатки в стратегии организации безопасного труда в отрасли или регионе и т.д.).
на всех этапах деятельности человека возможны ошибочные действия. Опасные действия, совершаемые осознанно, умышленно, классифицируются как нарушения. Неосознанные опасные действия есть ошибки.


Понятие о надежности деятельности человека. Количественная оценка деятельности человека

Анализ надежности реальных систем должен обязательно включать и человеческих фактор.
Надежность работы человека определяется как способность успешного выполнения им работы или поставленной задачи на заданном этапе функционирования системы в заданных условиях в течении определенного времени (т.е. без ошибок и отказов).
Ошибка человека определяется как невыполнение поставленной задачи (или выполнение запрещенного действия).



Количественная оценка деятельности человека.
В общем виде деятельность человека - оператора характеризуется быстродействием и надежностью.
Критерием быстродействия является время решения задачи, т.е. время от момента реагирования оператора на поступивший сигнал до момента окончания управляющих воздействий.
1) Время решения задачи определим следующим образом:

Топ = а + bH = a + (H/Vоп),
где а - скрытое время реакции, т.е. промежуток времени от момента появления сигнала до реакции на него оператора; его значения находятся в пределах 0,2-0,6 с;
b - время переработки одной единицы информации, [с/ед];
Н - количество перерабатываемой информации, [ед];
Vоп - средняя скорость переработки информации или пропускная способность (2 - 4 ед/с).
Зависит от психологических способностей человека, типа задач, технических и эргономических и др. особенностей систем управления. (оборудования)
Надежность деятельности оператора - работника количественно определяется характеристиками: безошибочностью, готовностью, восстанавливаемостью, своевременностью, точностью.
С помощью теории надежности технических систем рассмотрим характеристики безошибочности и своевременности действий оператора.
Безошибочность оценивается вероятностью безошибочной работы, которая определяется как на уровне отдельной операции, так и в целом (на уровне работы).
2) Вероятность безошибочного выполнения операций j-ого вида (Рj) применительно к фазе устойчивой работы определяется на основе статистических данных по следующей формуле:
Рj = (Nj - nj)/Nj,
где Nj - общее число выполняемых операций j-го вида;
nj - допущенное при этом число ошибок (число операций с ошибками).
3) Интенсивность ошибок в операциях j-го вида определяется на основе статистических данных по формуле:
,
где - среднее время выполнения операции j-го вида.
4) Своевременность действий оператора оценивается вероятностью выполнения задачи в течение заданного времени
Рсв = Р{TTдоп},
где Т, Тдоп - фактическое и допустимое время выполнения задачи. Причем превышение Тдоп рассматривается как ошибка.
5) Вероятность выполнения задач в течение заданного времени (Рсв) по статистическим данным может быть определена:
Рсв = (N - Nнс)/N ,
где N и Nнс - общее и несвоевременное выполненное число задач, соответственно.

#16. Профессиональный отбор

Задача профотбора - определение пригодности человека к данной работе. При этом следует различать готовность и пригодность к работе по той или иной профессии. Профессиональная готовность определяется исходя из уровня образования, опыта и подготовки исполнителя. Профессиональная пригодность устанавливается с учетом степени соответствия индивидуальных качеств данного человека конкретному виду деятельности.
Профотбор представляет собой специально организуемые исследования, с помощью которых оцениваются индивидуальные качества человека (используются количественные и качественные показатели с тем, чтобы сопоставить их с нормативами). Нормативы определяют пригодность к данной профессии. Для изучения профессионально важных качеств человека используют анкетный, аппаратурный и тестовый методы.
1) Анкетный метод заключается в том, что с помощью определенным образом сформулированных и сгруппированных вопросов получают информацию о профессиональных свойствах человека. Анкеты могут быть самооценочными, когда испытуемый сам дает оценку своих качеств, и внешнеоценочными, когда оценку дает эксперт на основе обобщения данных, получаемых от лиц, длительное время наблюдавших за испытуемым.
2) Аппаратурный метод состоит в том, что отдельные психофизиологические факторы выявляют и оценивают с помощью специально сконструированных приборов и аппаратур. Наряду с приборами, обеспечивающими общее исследование психофизических свойств, на предприятиях конструируются установки, имитирующие тот или иной трудовой процесс.
3) Тестовый метод располагает набором тестов, предлагаемых испытуемому, в процессе решения которых выявляются те или иные психофизические свойства. Этот метод в настоящее время активно используются за рубежом.
Тесты делятся на следующие группы:
1) тесты определения способности человека;
2) тесты проверки зрения и слуха;
3) личностные тесты (оцениваются такие качества как активность, импульсивность, чувство ответственности, уравновешенность, общительность, уверенность в себе, осторожность и другие);
4) тесты определения уровня квалификации (применяют для проверки профессиональных качеств: навыков, знаний, умений).

Производственная среда.
Производственная среда - окружающая работника в процессе его трудовой деятельности среда, обусловленная в данный момент совокупностью производственных факторов, способных оказывать при определенных условиях воздействия на человека, в том числе и негативное (т.е. окружение человека).
Ранее мы отмечали, что материальными носителями производственных факторов являются элементы подсистемы "человек", элементы технической, технологической подсистем и элементы внешней среды.
На производственные факторы влияют и элементы организационной и экономической подсистемы. К элементам подсистемы "Среда" следует отнести совокупность факторов производственной среды (о них говорили в "Условиях труда").


#18. Микроклиматические условия. Влияние на человека. Нормирование

Метеорологические условия внешней среды (по отношению к системе) определяются параметрами:
- температурой воздуха;
- скоростью его движения;
- относительной влажностью;
- барометрическим (атмосферным) давлением;
- температурой окружающих поверхностей.
Метеорологические условия в помещении называют микроклиматом (в производственных условиях). К ним относятся:
- температура;
- относительная влажность;
- скорость движения воздуха;
- температура окружающих поверхностей (например, тепловое излучение).
Барометрическое давление не учитывается, т.к. внутри обычных помещений им нельзя управлять.
Деятельность человека может проходить в широком диапазоне давлений порядка 550-950 мм рт. ст. для здоровья человека опасно быстрое изменение давления, а не сама величина этого давления.
Барометрическое давление, в основном, влияет на процесс дыхания.

Влияние микроклимата на человека.
Микроклимат влияет на процесс теплообмена человека с окружающей его средой. Восприятие тепла, холода, обеспечивает кожный анализатор (температурный рецептор кожи) человека.



Влияние температуры.
При увеличение t окружающей среды выше +30С наступает нарушение терморегуляции организма, что может привести к перегреву, а в отдельных случаях наступает тепловой удар.
Понижение температуры (< +12) также приводит к нарушению терморегуляции, что может вызвать переохлаждение организма и простудные заболевания.

Влияние влажности (относительной влажности).
Увеличение влажности свыше 80% затрудняет испарение влаги с поверхности кожи, способствует нарушению терморегуляции, может вызвать перегрев и, как следствие, ухудшение самочувствия и снижение работоспособности.
Уменьшение влажности ниже 18% способствует чрезмерному испарению влаги с поверхности тела, что может привести к обезвоживанию организма, пересыханию слизистых оболочек дыхательных путей и переохлаждению организма, т.к. при испарении влаги отводится тепло.
Относительная влажность - отношение содержания водяных паров в 1 мвоздуха к их максимально возможному содержанию.

Скорость движения воздуха.
Человек начинает ощущать движение воздуха при V=0,1 м/с. Слабое движение (0,1-0,3) - способствует хорошему самочувствию.
Большая (0,7 м/с), вызывает увеличение отдачи тепла организмом и ведет к интенсивному охлаждению и переохлаждению, а также к простудным заболеваниям.
В горячих цехах допускается увеличение скорости обдува рабочих (воздушное душирование) до 3,5 м/с. Заметим, что скорость движения оказывает влияние на распределение вредных веществ в помещении. Человек ощущает воздействие параметров микроклимата комплексно.
Рабочая зона - пространство (высотой до 2м) над уровнем пола или площадка, где находятся места постоянного или временного пребывания работающих.
Рабочее место - часть рабочей зоны.

Нормирование микроклимата.
Микроклимат регламентирует ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ "Общие санитарно - гигиенические требования к воздуху рабочей зоны". ГОСТ регламентирует оптимальные и допустимые значения этих параметров. Значение параметров микроклимата ГОСТ устанавливает с учетом периода года и категории работы для рабочей зоны.
Периоды года: холодный - при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +10С; теплый - при t выше +10С.
Категории работ (по энергозатратам):
1. Легкие работы;
2. Работы средней тяжести;
3. Тяжелые работы.
Помещения по тепловой характеристике классифицируются на:
1) Помещение с незначительными избытками явного тепла - <23 ВТ/м;
2) Помещения со значительными - >23 ВТ/м.
Приведем пример норм микроклимата.

Оптимальные нормы микроклимата (по ГОСТ).

Период года
Категория работы
Т, С
, %
V, м/с не более
Холодный
I Легкая
20-23
40-60
0,2
Теплый
I Легкая
22-25
40-60
0,2

При оптимальных параметрах микроклимата человек испытывает состояние теплового комфорта, обладает наивысшей работоспособностью, а его система терморегуляции работает с наименьшими энергозатратами.


Измерение параметров микроклимата. Измерение температуры.
Измерение температуры в помещениях производят в разное время на высоте 1,3-1,5 м от пола на расстоянии не ближе 1 м от нагревательных приборов и др. источников тепла, а также от наружных стен.
При измерениях t>0 C применяют ртутные термометры, при t<0 - спиртовые.

Измерения влажности воздуха.
Измерение относительной влажности осуществляют при помощи приборов - психрометров.
Простейший психрометр Августа состоит из 2-х термометров сухого и смоченного (влажного). Ртутный резервуар влажного термометра обернут куском марли или батиста и опущен концом в небольшой сосуд с водой. У этого термометра температура ниже, чем у сухого; т.к. вода, испаряясь, отнимает теплоту.
Для более точных измерений применяют аспирационный психрометр (Психрометр Ассмона) (лабораторная работа №2).


Измерения скорости движения воздуха.
Для определения скорости движения воздуха применяют анемометры. Для скоростей 0,4-10 м/с крыльчатые, для скоростей 10-35 м/с - чашечные.
В крыльчатом анемометре имеется колесо с алюминиевыми крыльями, расположенными под углом 45, ось колеса соединена со счетчиком оборотов. В чашечном - крылья закреплены чашечками.
Для замера малых скоростей (<0,4 м/с) применяют электроанемометр, работающий на принципе зависимости скорости охлаждения нагретого тела от скорости движения воздуха.

Вредные вещества в воздухе производственных помещений.
В результате хозяйственной деятельности человека наиболее сильно загрязняется вредными веществами воздушная среда.
Чистый атмосферный воздух в своем составе содержит:
Азот - 78,08%
Кислород - 20,95%
Углекислый газ - 0,03%
Инертные газы - 0,93%
Прочие газы - 0,01%
Если кислорода в воздухе содержится:
17% - появляется недомогание;
12% - опасность для жизни;
11% - потеря сознания;
6% - прекращение дыхания.
Многие технологические процессы сопровождаются выделением вредных веществ, поэтому воздух в рабочей зоне и в окружающей среде редко имеет приведенный состав.


#19. Классификация вредных веществ в воздухе

Вредными веществами называются вещества, которые при контакте с организмом человека могут вызывать производственные травмы и профессиональные заболевания.
Вредное воздействие веществ определяется как свойствами самого вещества, так и особенностями организма человека.
Загрязняющие вредные вещества различают:
1. по агрегатному состоянию
2. по характеру воздействия на организм человека
3. по степени воздействия
-1- По агрегатному состоянию вредные вещества в воздухе могут быть в виде:
1) газа, пара
2) твердых частиц
3) жидкие частицы
пар, газ + воздух смеси
твердые, жидкие частицы + воздух аэрозоли (дисперсные системы)



-2- По характеру воздействия -----> все вещества подразделяют на два класса:
1. Нетоксичные.
2. Токсичные.
К нетоксичным относятся, в основном, инертные газы.
В нормальных условиях (при нормальном атмосферном давлении) инертные газы вредны тем, что своим присутствием снижают содержание кислорода в воздухе.
При повышенном давлении эти газы становятся сильными наркотиками.
Нормальное атмосферное давление равно 1013 гПа (760 мм.рт.ст.).
гПа - гектоПаскаль, гекто =
По характеру воздействия на организм вредные вещества делятся на шесть групп:
1. Общетоксичные - вызывающие отравление всего организма.
Окись угрерода (СО), свинец (Pb), ртуть (Hg), мышьяк, цианистые соединения.
2. Раздражающие - вызывающие раздражение дыхательного тракта и слизистых оболочек.
Хлор (CI2), аммиак (NH3), сернистый газ, ацетон.
3. Сенсибилизирующие - действующие как аллергены (аллергические заболевания).
Формальдегид CH2O2, растворители и лаки на основе нитросоединений.
4. Канцерогенные - вызывающие раковые заболевания.
Никель и его соединения Ni, амины, асбест, окислы хрома.
5. Мутагенные - приводящие к изменению наследственной информации.
Свинец (Pb), марганец (Mn), радиоактивные вещества.
6. Влияющие на репродуктивную функцию (детородную) организма.
Ртуть, свинец, марганец, радиоактивные вещества.
Такая классификация ВВ условна, т.к. физиологическое действие многих веществ меняется с изменением концентрации или бывает комбинированным. При определенных условиях воздействия ВВ может привести к смертельному исходу.
Ряд вредных веществ оказывает на организм преимущественно фиброгенное действие (вызывает раздражение слизистых оболочек дыхательных путей и оседая в легких, не попадая в кровь, лимфу вследствие плохой растворимости). В основном - это пыли металлов (чугунная, железная, медная, алюминиевая и д.р.), пластмассовая, древесная, стеклянного волокна и т.д.
-3- Загрязняющие ВВ по степени воздействия подразделяются на четыре класса (в зависимости от ПДК):
1. Чрезвычайно опасные (1 класс)

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign