LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

мой литературе, мало интересуются новыми знаниями в сельскохозяйственных отрас-
лях. Рассчитывать на успех при проведении технологических преобразований с такими
кадрами не приходится.
В сложившихся условиях следует сформировать новую форму услуг знаний на
селе: систему технологического аудита и разработки проектов технологической модер-
низации производства продукции в предприятиях отрасли, что успешно осуществляет-
ся в ряде отраслей страны.
При создании проектно-технологических организаций целесообразно использо-
вать кадровый потенциал лучших комплексных научно-исследовательских учреждений
и сельскохозяйственных вузов страны, используя их опыт и нормативно-
технологические разработки. Этот вид услуг, естественно, выполняется по договорам с
хозяйствами. Часть затрат на разработку типовых, базовых проектов было бы целесо-
образно компенсировать из средств Федерального бюджета, выделяемых Минсельхозу
России. Именно по этой схеме участвуют в таких процессах многие страны по про-
граммам Extension service. Привязка типовых проектов к конкретным условиям дея-
тельности сельхозпредприятий региона частично, например, на 50% финансируется из
бюджета субъекта Российской Федерации.
В процессе проектирования исследуется деятельность предприятия (технологи-
ческий аудит) и предлагаются оптимальные меры технологического переустройства
производства, рассчитываются необходимые материально-технические, финансовые
ресурсы, экономическая результативность технологической модернизации, оказывают-
ся консультативные услуги в ходе освоения нововведений. Участие государства в суб-
сидировании затрат на материально-технические ресурсы, в приобретении техники и
племенного скота по государственному лизингу, а также предоставление льготных кре-
дитов с участием бюджетов необходимо поставить в зависимость от наличия проектов
технологической модернизации предприятия. То же следует рекомендовать и банкам
при выдаче кредитов, организации агробизнеса и т.д.
Считается, что успехи западных фермеров в интенсификации сельского хозяйст-
ва объясняются их высоким профессиональным уровнем, заинтересованным заимство-
ванием опыта лучших соседних хозяйств, востребованностью достижений науки и тех-
ники. На этом они никогда не экономят, тем более, государство в области знаний им
всегда помогает, субсидируя в значительном размере затраты на технологическое и
техническое усовершенствование производства.
В сельском хозяйстве России за технологический уровень производства отвеча-
ют специалисты с высшим образованием: в растениеводстве – ученый агроном, в жи-
вотноводстве – зооинженер. В учебных программах их подготовки в вузах раздел
«Технология производства» представлен слабо. Тем более, нет серьезной практики по
отработке навыков производства продуктов на всем цикле с учетом высоких знаний
этого процесса. Поэтому недоученного специалиста, по редкому исключению оказав-
шегося в сельскохозяйственном предприятии, практики легко доводят до уровня на-
родных технологий.
Учитывая, что проблема технологической модернизации сельского хозяйства
есть не временная, а стратегическая цель его развития, представляется необходимым
скорректировать образовательный процесс для новых целей развития села. В новых ус-
ловиях очевидна востребованность в специалистах новой формации: технолог – менед-
жер растениеводства, профессионал по производству продукции растениеводства при
конкурентном рынке продовольствия, технолог – менеджер животноводства, специа-
лист по производству животноводческой продукции.
33
ISBN 5-88890-033-8. Экология и сельскохозяйственная техника. СПб, 2005.


Специалисты для интенсивных и высоких технологий, думается, должны обу-
чаться по программе магистрата в группах, где студенты уже после бакалавриата знают
место своей будущей работы, конкретное хозяйство. Лучше, если они вооружены про-
ектом модернизации предприятия, что станет индивидуальной программой подготовки
специалиста. Важно и участие студента в работе проектной организации, профильного
научного учреждения. Один из двух лет магистратуры или иной период времени буду-
щий специалист высоких технологий производства проходит обучение – стажировку –
в одном из базовых хозяйств вуза с сертификатом ВТ – хозяйство высоких технологий
и организации труда. В итоге такой специалист защищает проект по модернизации
предприятия с получением степени магистра агротехнологий, что может быть прирав-
нено к ученой степени кандидата наук. Сертификат на право безопасного производства
сельхозпродукции по новым технологиям молодой специалист получает в установлен-
ном порядке через 2-3 года работы в хозяйстве.
Такая подготовка целевого специалиста сельского хозяйства, а не вообще спе-
циалиста для других отраслей экономики, куда после окончания сельхозвуза уходит
более 90% выпускников, должна стимулироваться государством высокой стипендией, а
хозяйством – заказчиком специалиста нового типа – доплатами и созданием лучших
бытовых условий в хозяйстве.
Нуждается в углублении и подготовка кадров массовых профессий для села и,
прежде всего механизаторов, направляемых для работы на новой технике для интен-
сивных и высоких технологий. Как правило, подбор кадров для этой работы следует
осуществлять на конкурсной основе с последующей стажировкой в базовом хозяйстве
типа ИТ или ВТ. Для работы на зарубежной технике иностранные фирмы практикуют
стажировку за рубежом.
Качество проведения и результат технологической реформы в своей основе
определится уровнем интереса руководителей и специалистов хозяйства в техно-
логических преобразованиях.
Представляется необходимым проведение следующих комплексных мероприя-
тий для управления этим процессом.
? Первое – усиление информационного воздействия на руководителей и специа-
листов сельхозпредприятий о высокой эффективности технологической модернизации
производства. Приоритет в этих действиях отводится распространению и изучению
опыта передовых хозяйств страны, субъектов России и достижений науки и мировых
знаний. С этой целью:
- подготовить необходимые издания с обобщением опыта передовых хозяйств,
достигших на базе технологической модернизации высоких результатов в экономиче-
ском и социальном развитии, материализованных в благополучие работников хозяйст-
ва;
- разработать и осуществить программу семинаров, курсов переподготовки ра-
ботников предприятий по изучению опыта лучших хозяйств, достижений науки с пока-
зом демонстрационных опытов результативности интенсивных и высоких технологий.
Как показывает опыт 80-х годов прошлого столетия, именно информационная
атака при освоении интенсивных технологий при непосредственном участии в этом
процессе исполнительной власти оказывала наибольшее позитивное воздействие на
формирование интереса руководителей и специалистов к технологическим преобразо-
ваниям.
? Второе – материальные стимулы к проведению технологических преобразо-
ваний содержатся в рыночных отношениях и в экономической результативности ре-
34
ISBN 5-88890-034-6. Том 1.


форм. Этот важный фактор заинтересованности должен раскрываться в проектах тех-
нологического обустройства предприятия.
? Третье – имеется глубокая обоснованность вовлечения в процесс различных
методов морального стимулирования руководителей, специалистов и рабочих сельско-
хозяйственных предприятий, успешно проводивших технологическую реформу.
Думается, следует разработать специальное Положение о системе морального
стимулирования в сельском хозяйстве, определив показатели присуждения (присвое-
ния) заслуженных званий, наград, дипломов, именных премий и других поощрений в
связи с успешной деятельностью работников отрасли и ее инфраструктурных предпри-
ятий по преобразованию сельского хозяйства.
Важнейший фактор – формирование машинно-тракторного парка нового
типа. Структурно парк машин для различных групп технологий должен претерпеть
существенную модернизацию, прежде всего для гарантированного увеличения уровня
технической надежности. При этом агрегат без поломок должен устойчиво работать в
продолжение основного сельскохозяйственного цикла (сезона). Низкая надежность
отечественных машин (нередко до 15-20 ч на отказ) – основная проблема отечественно-
го сельскохозяйственного машиностроения.
В новом парке машин однооперационные агрегаты должны быть заменены мно-
гофункциональными, универсально-комбинированными, способными адаптироваться к
изменяющимся условиям производства сельскохозяйственной продукции путем быст-
рой смены рабочих органов. Такой подход позволяет сократить количество машин для
производства, например зерна, с 20-30 наименований до 5-6. Для полного цикла выра-
щивания и уборки зерна по интенсивной технологии будут нужны лишь базовый уни-
версальный трактор, зерноуборочный комбайн, универсальное адаптируемое почвооб-
рабатывающее орудие, адаптирующийся посевной почвообрабатывающий агрегат и
опрыскиватель. При этом в 1,5-2 раза снижаются капиталовложения.
Применяемый парк машин непосредственно влияет на решение проблемы по-
вышения производительности труда в сельском хозяйстве. Известно, что производи-
тельность труда как величина продукции, производимой одним работником за единицу
времени, при машинном производстве определяется, не в последнюю очередь, пара-
метрами техники. Для России фактор производительности труда имеет решающее зна-
чение, поскольку низкая величина этого параметра делает неконкурентной всю отрасль.
Повышение производительности труда вызвано и кадровыми ограничениями. В
настоящее время в сельском хозяйстве управлением тракторами и самоходными маши-
нами занято на постоянной основе немногим более 700 тыс. человек. Дополнительно
привлекается еще 600 тыс. сезонных механизаторов. Достаточную профессиональную
подготовку имеют только 250-300 тыс. постоянных работников.
Новый парк техники для сельского хозяйства России следует формировать, ис-
ходя из ограниченных трудовых ресурсов отрасли.
Нынешняя система машин, используемая в коллективном сельском хозяйстве
России, рассчитана на усредненную мощность тракторов около 70-80 л.с. В новом пар-
ке, с учетом высоких ограничений в квалифицированных кадрах, в высокотоварных хо-
зяйствах она достигает 170-180 л.с.
Главный стратегический ресурс повышения производительности труда,
который будет формировать рынок техники в будущем – увеличение энерговоору-
женности труда и энергообеспеченности гектара пашни. За счет реализации этой
Стратегии возможно оптимизировать парк тракторов России на уровне


35
ISBN 5-88890-033-8. Экология и сельскохозяйственная техника. СПб, 2005.


0,95-1,1 млн. шт. Снижение количества машин в парке должно компенсироваться
существенным увеличением мощностей сельскохозяйственных агрегатов.
Основной объем энергоемких работ будет выполняться тракторами класса 6-7
мощностью 420-450 л.с. При возделывании пропашных культур и на общих работах в
зонах с небольшими полями севооборотов больше всего будут востребованы тракторы
класса 3-4 с двигателями в 210-240 л.с. Увеличится и мощность тракторов класса 1.4,
но их потребность будет ограничиваться, в основном, работами в животноводстве и
при производстве кормов. Будет востребован и трактор класса 2 с мощностью двигате-
ля до 150-180 л.с.
При этом будущая суммарная мощность тракторного парка России оценивается
примерно в 230 млн. л.с., а средняя мощность трактора в парке – 180-200 л.с., вместо
80 л.с. в существующем парке машин. В 2004 г. уборку зерновых культур в России вы-
полняли примерно 150 тыс. изношенных комбайнов. Опыт 2003 г. и предшествующих
лет позволяет скорректировать существующие представления о парке зерноуборочных
комбайнов.
Если оснастить сельское хозяйство России новыми типами комбайнов по-
вышенной пропускной способности и высокой технической надежности (с нара-
боткой на отказ до 100-150 ч и выше), вполне возможно парк зерноуборочных ком-
байнов стабилизировать в перспективе на уровне 250-300 тыс. шт. При таком ко-
личественном составе имеется возможность передать их в управление
квалифицированным механизаторам. На рынке комбайнов наиболее запрашиваемыми
будут комбайны пропускной способностью 9-10 кг/с с двигателем мощностью
до 250 л.с. Емкость отечественного рынка этих машин оценивается в 90-120 тыс.шт.
Примерно в 90 тыс. шт. оценивается парк комбайнов пропускной способностью 5-6 кг/с
с двигателем мощностью порядка 180 л.с. Прогнозируется востребованность на рынке
безмоторного варианта такого комбайна (до 25-30% от общего количества, как правило,
для хозяйств с невысоким экономическим потенциалом).
До 30 тысяч комбайнов в парке будут машины более низкой или более высокой
пропускной способности. Общая мощность зерноуборочных комбайнов составит около
60 млн.л.с.
Парк кормоуборочных комбайнов нового поколения оценивается в 50 тыс. шт., в
т.ч. половина из них – самоходные, суммарной мощностью около 9 млн. л.с.
Общая мощность перспективного парка энергетических машин для сельско-
го хозяйства оценивается в 300 млн.л.с. (без автомобильного парка и специальных
машин), что энергетически обеспечивает каждый гектар пашни мощностью около
3 л.с.
Таким образом, в перспективе (на ближайшие, по крайней мере, 10 лет) техниче-
ская политика на рынке сельскохозяйственной техники будет формироваться:
- потребностью технологического преобразования сельскохозяйственного про-
изводства у товаропроизводителей с различными параметрами этого производства
(ландшафты, доходность и т.п.);
- под три типа технологий производства (простые, интенсивные и высокие),
обеспечивающих различный уровень рентабельности хозяйств, с учетом трудовых ре-
сурсов, имеющихся в сельскохозяйственном производстве, (прежде всего, уровня их
квалификации).
На современном этапе ведущие страны в области сельского хозяйства мотиви-
руют новый рост уровня производительности труда в сельском хозяйстве глобализаци-
ей экономики, с мировым разделением труда и дополнительными вложениями в науку
36
ISBN 5-88890-034-6. Том 1.


и технику. Россия должна быть вовлечена в процесс глобализации формированием об-
щего рынка сельхозтехники на приемлемых для страны условиях.
В прогнозах развития сельскохозяйственной техники выделяется несколько эта-
пов.
П е р в ы й э т а п ( 2 - 3 г о д а ) включает ближайшие действия по улучше-
нию технической оснащенности сельскохозяйственного производства. На этом этапе не
произойдет крупных изменений в структуре производства сельскохозяйственной тех-
ники. В основном, будут применяться машины существующих конструкций, но кото-
рые должны быть экстренно модернизированы в целях улучшения качества их изготов-
ления и повышения надежности.
Для этого на отечественных машиностроительных предприятиях следует ввести
систему контроля качества продукции, охватывающую все этапы производства техники
от конструирования и модернизации до использования в сельском хозяйстве. Такая
техника должна быть конкурентоспособной по ценовым характеристикам на отечест-
венном рынке и обеспечивать поддержание уровня механизации сельского хозяйства, в
основном, в хозяйствах с низкой экономикой производства продукции.
Реализация этих мер по мобильной энергетике, зерноуборочным комбайнам и
почвообрабатывающим комплексам позволит использовать влаго-, почво- и энергосбе-
регающие технологии производства зерновых и других культур в зональных севообо-
ротах.
Основной задачей этих лет должно быть резкое ускорение научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию принципиально
новой техники отечественного производства, предусмотренной Федеральной сис-
темой технологий и машин, и перечнем приоритетной техники, утвержденным
Минпромнауки России и Минсельхозом России на 2004-2008 гг. Этот этап являет-
ся периодом ускоренной подготовки интенсификации отрасли.
В т о р о й э т а п ( 2 0 0 6 - 2 0 0 8 г г . ) – начало производства п р и -
о р и т е т н о й т е х н и к и для сельского хозяйства на отечественных пред-
приятиях. Он будет проходить параллельно с производством техники предыдуще-
го поколения. В связи с более высокой стоимостью новых машин, но и с более высо-
кой их технологической надежностью и производительностью, они вначале будут
приобретаться предприятиями с высоким уровнем доходности, а также предпри-
ятиями, в том числе и машинно-технологическими станциями (МТС), создавае-
мыми или поддерживаемыми отечественными и зарубежными инвесторами.
Можно отметить несколько отличительных этапов в реализации программы
технологического реформирования аграрного производства.
На первом этапе (подготовительном) – 2005-2007 гг. – осуществляется разра-
ботка нормативной и информационной базы технологической реформы. Определяются
правовые основы действий, объемы и источники инвестиций, методы стимулирования
агробизнеса и др. В этот период выполняются меры по подготовке материалов для ши-
рокого информирования руководителей и специалистов сельского хозяйства и участни-
ков процесса из предприятий инфраструктуры необходимыми знаниями, опытом пере-
довых хозяйств страны и зарубежной практики. Ведется активная работа по развитию
отраслей, обеспечивающих материально-техническими ресурсами освоение нового по-
коления агротехнологий в растениеводстве и животноводстве.
Вместе с тем, наряду с подготовительными мерами, осуществляется точечное
освоение новых форм производства в тех хозяйствах, которые располагают необходи-
мыми ресурсами и желанием руководителей в регионах. Этот первый опыт освоения
37
ISBN 5-88890-033-8. Экология и сельскохозяйственная техника. СПб, 2005.


будет особо ценен для позитивного настроя участников последующих этапов техноло-
гической реформы. Список реформируемых хозяйств формируется в регионах и широ-
ко рекламируется и стимулируется.
На втором этапе (начало массового процесса) – 2007-2008 гг. – должна зарабо-
тать проектно-технологическая служба сельского хозяйства, система подготовки и пе-
реподготовки кадров и информационного обеспечения, сформирован определенный
финансовый потенциал, а также созданы и освоены производством первоочередные об-
разцы техники нового поколения и технологические адаптеры и т.д.
В регионах будет определена группа предприятий (в зависимости от уровня под-
готовленности региона), в которых начаты процессы реформирования.
Третий этап – рассчитанный на основную массу сельхозпредприятий - выйдет
за рамки 2010 года и потребует наиболее глубокого проникновения в проблему испол-
нительных властей и агробизнеса.
Естественно, никаких директивных планов «коллективизации» не должно быть.
Технологическая модернизация – это решение собственно работников сельскохозяйст-
венного предприятия, их шанс выжить в сложной конкурентной борьбе, думается, уже
с приходом в ВТО.
Прогнозируется, что весь процесс технологических преобразований может за-
нять не менее 10-15 лет и через него пройдет, по меньшей мере, 70-75% сельскохозяй-
ственных предприятий. Важно, что сельское хозяйство простимулирует подобные дей-
ствия и в инфраструктурной среде, особенно в ее отстающих отраслях - сельхозмаши-
ностроении, агрохимической промышленности, альтернативной энергетике (и прежде
всего, в производстве биологических видов моторного топлива), в сфере производст-
венно-технологических услуг и т.д.
Технологическая модернизация сельского хозяйства будет осуществляться
при неудовлетворительном финансовом состоянии сельскохозяйственных пред-
приятий на фоне долгов более чем в 300 млрд.рублей. Естественно, на первом этапе к
реформе будут экономически лучше подготовлены хозяйства, не обремененные долга-
ми. Следовало бы продолжить начатые ранее действия по списанию долгов с сельского
хозяйства.
Собственных средств у предприятий не будет хватать, поскольку потребуются
повышенные затраты на техническое обновление, приобретение семян и животных,
удобрений и других технологических и энергетических материалов, оплату услуг-
знаний, подготовку кадров и др. Без частичного участия в финансировании этих затрат
бюджетов разного уровня и бизнес-инвесторов не обойтись. В середине 90-х годов
сельскому хозяйству из Федерального бюджета выделялось до $9 млрд., в текущем -
немного более $1 млрд..
Расчеты показывают, что на начальных этапах реформы затраты Федерального
бюджета в виде субсидий следовало бы увеличить до 50-60 млрд. руб. в 2006-2007 гг. и
до 80-100 млрд. руб. в год в последующие периоды. Эти расходы связаны с субсидиро-
ванием кредитов для сельхозпредприятий, предприятий сельхозмашиностроения, орга-
низаций сферы лизинга техники, субсидий на проектные, опытно-конструкторские и
исследовательские работы, а также компенсацию части стоимости удобрений, моторно-
го топлива, новой техники, семян высших репродукций и племскота и др.
Примерно в сопоставимом объеме с Федеральным бюджетом финансовую под-
держку реформе могли бы оказать бюджеты субъектов Российской Федерации, как это
делается в некоторых регионах в настоящее время.


38
ISBN 5-88890-034-6. Том 1.


Государство будет стимулировать вовлечение в сельское хозяйство инвестиций
отечественного и зарубежного бизнеса.
К 2015 г. годовой валовой сельскохозяйственный продукт за счет освоения но-
вых технологий и техники может увеличиться до 2,6-2,8 трлн. руб., в том числе доля
реформированных сельскохозяйственных предприятий в нем может достичь
1,9-2,0 трлн. руб. при стоимости продукции растениеводства около 1,2-1,3 трлн. руб.
Расчетная себестоимость производства этой продукции оценивается, примерно
в 950-1150 млрд. руб., из них продукции растениеводства – 600-650 млрд. руб.
Прогнозируется, что за счет снижения издержек на базе резкого увеличения
продуктивности в растениеводстве, повышения производительности труда технологи-
ческая реформа может обеспечить сельскому хозяйству экономический эффект до 450
млрд.руб.
Производство зерна при этом после 2015 г. оценивается в объеме 150-160 млн. т
в год, из которых до 20-30 млн.т. можно экспортировать на сумму около $3 млрд. В
животноводстве при рентабельности отрасли около 15-20% и его доли в валовой про-
дукции сельского хозяйства до 40% (за вычетом стоимости кормов) можно получить
примерно 160 млрд.руб. расчетной прибыли.
В том числе следует отметить и высокий эффект от снижения потерь растение-
водческой продукции, которые на уборке урожая, из-за превышения норм высева, иг-
норирования минимальных почвообработок, неэффективного применения удобрений и
пестицидов, потери кормов и перерасхода моторного топлива и т.д. оцениваются почти
в 150 млрд. рублей.

Получено 25.05.2005.


N.V.Krasnoschekov, Academician of the Russian Academy of Agricultural Sciences
Moscow, Russia

TECHNOLOGICAL MODERNIZATION OF AGRICULTURAL
PRODUCTION IN RUSSIA
Summary
The paper deals with the some aspects of modernization of the Russian agricultural
production. The urgency of transfer from extensive farming, based on natural and resource
potentials, to intensive, high-tech methods based on up-to-date knowledge of best available
farming practices, new machines and equipment, team motivation and training, is substanti-
ated. The key parameters of regular, intensive and high-tech farming techniques are com-
pared. The basic specific features of intensive and high technologies are sited. A number of
legislative acts to be adopted to ensure the high technological level of agricultural production
are suggested, and financial aspects of technological modernization are considered. Great at-
tention should be paid to the manpower education and training, higher agrarian educational
establishments included, as well as the more efficient use of currently functioning research
and design centers potential. The role of information resources (various editions, seminars,
training courses, demonstration activities, etc.) and of material and moral incentives to stimu-
late the technological reforms in farming is stated. The trends and forecasts in designing and
introduction of agricultural machines and equipment are outlined. All the statements are illus-
trated by statistical data.

39
ISBN 5-88890-033-8. Экология и сельскохозяйственная техника. СПб, 2005.


Bill A. Stout
Biological and Agricultural Engineering Department Texas A&M University
College Station, Texas, USA 77843-2117; stout@tamu.edu
Karl Th. Renius
Faculty of Mechanical Engineering Technical University of Munich Garching, Germany
renius@ltm.mw.tum.de
John K. Schueller
Mechanical Engineering Department University of Florida Gainesville, Florida,
USA 32611-6300; schuejk@ufl.edu

THE AGRICULTURAL EQUIPMENT INDUSTRY AND ITS PROMOTION
IN LESS DEVELOPED COUNTRIES

ABSTRACT
Agricultural mechanization is a reality! Hand tools, animal draft implements and trac-
tors are used in every country. Agricultural/mechanical engineers are needed to design effi-
cient equipment or to select the right size and type of machines for local conditions.
The global agricultural equipment industry is discussed along with its joint ventures
and other collaborative efforts with manufacturers in various countries.
Some principles of global tractor development are presented. Five technology levels
are defined in terms of engine power, type of transmission, hydraulic and electronic systems
and so on.
A section on reduction of manufacturing costs is included with emphasis on the sys-
tems approach bringing together many types of expertise to accelerate engineering develop-
ments and reduce costs.
The critical need for well-educated practical agricultural/mechanical engineers is em-
phasized. This type of expertise is being lost in many universities in the USA and other parts
of the world. Don’t let this happen in Russia!
Finally, the need for agricultural/mechanical engineers to work as key members of in-
terdisciplinary teams is discussed. Too often we focus too much on micro-studies and fail to
look at the big picture—i.e. key issues facing agriculture such as feeding a growing world
population, improving income distribution so that all people will have the purchasing power
to afford a balanced and nutritious diet, natural resource conservation and management, main-
taining the environment including water and air quality, and so on. Agricultural mechaniza-

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign