LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 12
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

водства», «Тракторы и автомобили», «Топливо и смазочные материалы», «Сельскохо-
зяйственные машины» и «Эксплуатация машинно-тракторного парка»; «Технологии и
технические средства в сельском хозяйстве», «Светотехника и электротехнология»;
«Сельскохозяйственная техника и технологии», «Машины и оборудование для механи-
зации технологических процессов на животноводческих фермах», «Основы проектиро-
вания и строительство перерабатывающих предприятий», «Технология хранения и пе-
реработки сельскохозяйственной продукции», «Холодильное и вентиляционное обору-
дование»; «Технология сельскохозяйственного производства», «Технологические
машины и оборудование», «Проектирование предприятий технического сервиса».




91
ISBN 5-88890-033-8. Экология и сельскохозяйственная техника. СПб, 2005.




92
ISBN 5-88890-034-6. Том 1.


В общей системе профессиональной подготовки будущих специалистов в МГАУ
реализуется ряд мер, способствующих повышению уровня экологических знаний со-
временного инженера, педагога, экономиста. Так, на кафедре «Экология и безопасность
в ЧС», созданной в 1996 году, на базе кафедры «Гражданская оборона», осуществляет-
ся целый комплекс научных и методических работ, направленных на совершенствова-
ние профессионального образования студентов, повышения уровня экологической
культуры и экологического образования.
В зависимости от направления подготовки будущего специалиста, начиная со
второго курса, особое внимание уделяется повышению уровня экологического образо-
вания студента, совершенствованию методов вовлечения их в научно-
исследовательскую деятельность как при проведении лекционных и семинарских заня-
тий, так и при решении практических задач в процессе дипломного проектирования.
Студенты не только осваивают специфику своей специальности, но и учатся оценивать
влияние производственных процессов, машин и механизмов, объектов инфраструктуры
на параметры окружающей среды и здоровье человека. Они приобретают навыки ана-
лиза и синтеза принимаемых инженерных решений с точки зрения экологической безо-
пасности.
Пользуясь научно-методической базой кафедры, студенты имеют возможность
самостоятельно выполнить экологические расчеты, позволяющие оценить степень не-
гативного влияния автотракторного комплекса, технологических линий, объектов ин-
фраструктуры, отдельных машин и механизмов на окружающую среду и здоровье че-
ловека. Используются современные методики и программные средства а также унифи-
цированные методики принятия решений в области природоохранной деятельности.
Среди них следует отметить такие программные комплексы как «КЕДР», «Вода», «От-
ходы», «Воздух», «Экологические платежи», «Земля», «Зеркало», «Модульный Эко-
Расчет», «ЭкоЭкспертиза», «Призма-предприятие», а также модули: «Санзона», «ГАЗ»,
«Том ПДВ», «Норма», «Автостоянка», «Техобслуживание», «Мойка автомобилей»,
«Токсичность», «Аккумуляторы», «Шиноремонт», «Обкатка», «Топливная аппарату-
ра», «Дизели», «Эксплуатация и обслуживание различных типов автотранспорта»,
«Эксплуатация и обслуживание различных марок автомобилей» «Животноводческие
комплексы и зверофермы», «Автомагистраль», «Облако» и др. (рис. 2).
Будущие специалисты овладевают навыками выполнения расчетов по экологи-
ческой безопасности агропромышленного комплекса, знакомятся с нормативно-
правовой базой, регламентирующей проблемы природопользования и экологической
безопасности. Осваивают методики комплексной оценки влияния техники и техноло-
гии сельскохозяйственного производства на параметры окружающей среды и здоровье
человека.
В процессе изучения дисциплины «Биология с основами экологии» будущие
инженеры-механики в обязательном порядке проводят расчеты выбросов и сбросов за-
грязняющих веществ в окружающую среду от автотракторных двигателей, пунктов
технического сервиса, сельскохозяйственных ремонтных предприятий, котельных, от-
дельных производственных процессов, машин и механизмов задействованных при про-
изводстве сельскохозяйственных работ.




93
ISBN 5-88890-033-8. Экология и сельскохозяйственная техника. СПб, 2005.




94
ISBN 5-88890-034-6. Том 1.


В дипломных проектах повышенное внимание уделяется вопросам экологиче-
ской безопасности технологических процессов и эксплуатации машин, механизмов и
оборудования. С этой целью в разделе «Экологическая безопасность» предусмотрен не
только анализ негативного воздействия агропроизводственных процессов, машин и ме-
ханизмов на природную среду, но и разрабатываются пути снижения негативного
влияния проектных решений на окружающую среду и здоровье человека.
Работа со студентами на кафедре «Экология и безопасность в ЧС» проводится
по принципу – экологическая безопасность требует от будущего специалиста кроме
изучения разнообразных профессиональных и фундаментальных учебных дисциплин
закрепления принципов гармоничного взаимодействия общества с окружающей средой,
статистически обработать количественные данные, воспользоваться современными
достижениями геоинформационных систем, провести моделирование с помощью дос-
тупных компьютерных программ.
С этой целью, уже со второго курса студенты участвуют в научных кружках и
конференциях. Участие в научно-исследовательской деятельности кафедры позволяет
студентам и аспирантам университета приобщиться к разработке таких актуальных
проектов и программ, как «Разработка и создание территориальной геоинформацион-
ной системы в административном районе», «Разработка эффективных систем управле-
ния отходами», «Информационное обеспечение экологической безопасности», «Разра-
ботка экологического паспорта сельскохозяйственного предприятия», «Совершенство-
вание системы экологического аудита на предприятиях аграрного комплекса» и др.
В связи с переходом России на международные стандарты ИСО серии 14000
«Системы управления окружающей средой», расширилась и правовая база по разра-
ботке элементов экологической безопасности и эффективной системы управления ка-
чеством окружающей среды в вузах, которые постепенно интегрируются в систему
управления качеством окружающей среды всех предприятий и организаций агропро-
мышленного комплекса России.
Кроме кафедры «Экология и безопасность в ЧС» экологические знания студенты
получают на профилирующих кафедрах при изучении специальных дисциплин.
Рассмотрим специальные дисциплины, в которых изучаются вопросы и пробле-
мы экологии и охраны окружающей среды.
Специальность 311300 – «Механизация сельского хозяйства» (рис. 3). При изу-
чении дисциплины «Технологии растениеводства» в соответствии с программой сту-
дент должен уметь оценивать и прогнозировать воздействие с.–х. техники и технологии
возделывания культур на окружающую среду. Знать рациональное использование при-
родных ресурсов и охраны окружающей среды в условиях интенсификации
растениеводства.
Изучаются проблемы сохранения и регулирования плодородия почв в процессе
их интенсивного с.–х. использования, а также способы сохранения и возобновления
структуры почвы.
Обработка почвы во всех зонах должна быть почвозащитной, обеспечивать рас-
ширенное воспроизводство ее плодородия. В связи с этим одно из направлений совер-
шенствования обработки с использованием тракторов и сельхозмашин – ее минимиза-
ция в целях снижения деформации пахотного и подпахотного слоев почвы.
В разделе водный, воздушный, тепловой и питательный режим изучаются усло-
вия газообмена между почвой и атмосферой, охрана атмосферного воздуха, тепловой
режим и характеристика тепла как экологического фактора.




95
ISBN 5-88890-033-8. Экология и сельскохозяйственная техника. СПб, 2005.




96
ISBN 5-88890-034-6. Том 1.


При изучении сорных растений и системы мер борьбы с ними рассматриваются
системы интегрированной защиты, гербициды, пестициды в технологиях производства
продукции растениеводства с учетом проведения необходимых мероприятий по охране
окружающей среды. Пестицид, каким бы он ни был, неизбежно вызывает глубокие из-
менения всей экосистемы, в которую его внедрили, многие пестициды длительно со-
храняются в почве – от нескольких месяцев до 2-3 лет, а иногда и более. Даже в случае
использования наименее летучих компонентов более 50% активных веществ в момент
воздействия попадают в атмосферу, а затем вместе с осадками – в почву и поверхност-
ные водоемы. Прямое воздействие на живые организмы оказывается при непосредст-
венном опрыскивании сельскохозяйственных культур, а также при обеззараживании
хранилищ и транспортных средств. Косвенное воздействие пестицидов проявляется
при поступлении через корневую систему из почвы и при использовании воды, загряз-
ненной пестицидами.
Значительное внимание уделяется агротехническим основам защиты пахотных
земель от эрозии с использованием различных приемов по сохранению плодородия
почвы. Подробно рассматриваются вопросы применения удобрения в интенсивном
земледелии, содержание агротехнических требований к их внесению с учетом меро-
приятий по защите окружающей среды. Дополнительное внесение минеральных удоб-
рений нередко способствует загрязнению почв тяжелыми и токсическими металлами,
которые через корм животных попадают в пищу человека. Отсюда возникает необхо-
димость сбалансированного, умеренного применения удобрений, проведение учета на-
копления и определение потенциальной опасности для населения и животных нитратов
и нитритов, содержащихся в водах, осадках, почве и растениях.
В разделе мелиорации изучается технология проведения работ по орошению и
осушению почв и системы агротехнических мероприятий по полезащитным лесонаса-
ждениям с учетом требований охраны окружающей среды. В результате нарушения
режима орошения происходит вторичное засоление почв, связанно с избыточным по-
ливом, особенно без дренажа, в аридной зоне, при высокой минерализации грунтовых
вод.
В дисциплине «Механизация и технология животноводства» изучаются про-
блемы предотвращения загрязнения навозными стоками рек, озер, водохранилищ при
соблюдении технологии уборки, удаления, переработки и хранения навоза. Бедствием
для пашни стали отходы крупных ферм и животноводческих комплексов. Парадокс –
навоз, извечный спутник плодородия, в неумелых руках на долгое время выводит из
строя поля вблизи ферм, загрязняет водоемы. Необходимо разработать совершенные
инженерные технологии утилизации отходов животноводства. Вопросы экологической
безопасности при производстве продукции животноводства рассматриваются в разделе
механизация доения коров и первичной обработки молока. При технологическом про-
ектировании ферм и комплексов учитываются вопросы экологии.
В дисциплине «Тракторы и автомобили» предусмотрено изучение охраны ат-
мосферы от загрязняющих веществ, систем удаления отработавших газов, ознакомле-
ние с конструкцией и условия работы глушителей, искрогасителей и выпускных газо-
проводов. С отработавшими газами в атмосферу поступают угарный газ, оксиды азота,
углеводороды (в том числе обладающие канцерогенными свойствами). Наибольшее ко-
личество загрязнений поступает от тракторов, автомобилей и с.-х. техники с плохо от-
лаженными двигателями и работающими на холостом ходу. В настоящее время разра-
ботаны и внедряются в практику приемы, снижающие и предотвращающие загрязнения
от отработавших газов автотракторных двигателей. Частично загрязнения снижают, ус-
97
ISBN 5-88890-033-8. Экология и сельскохозяйственная техника. СПб, 2005.


танавливая в двигателях тракторов и автомобилей фильтры и дожигающие устройства.
Безусловно, кардинальное решение проблемы загрязнения атмосферы автомобильным
и с.-х. транспортом – замена двигателей внутреннего сгорания иными. Созданы образ-
цы газотурбинных, роторных, солнечных, электрических и др. типов двигателей. Для
уменьшения содержания токсических веществ в отработавших газах двигателей в неко-
торых странах переходят на другие виды топлива–вместо бензина, например, приме-
няют метан, спирт. В этой же дисциплине рассматриваются вопросы экологии челове-
ка: микроклимат, запыленность, загазованность в кабине механизатора.
В дисциплине «Топливо и смазочные материалы» изучаются экологические
свойства топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей (токсичности,
электролизации). Охрана окружающей среды дополнительно осваивается в дисциплине
«Инженерное обеспечение экологической безопасности топливозаправочных комплек-
сов и нефтескладов» (специализация 311307 «Топливозаправочные комплексы и неф-
тесклады»). Задача этого курса – изучение порядка разработки мероприятий, направ-
ленных на предотвращение попадания нефтепродуктов в окружающую среду и послед-
ствий ее загрязнения нефтепродуктами. В этой дисциплине предусмотрены разделы:
нефтепродукты как источник загрязнения окружающей среды, предотвращение попа-
дания нефтепродуктов в окружающую среду, локализация и ликвидация последствий
загрязнения окружающей среды нефтепродуктами, экологические требования к обуст-
ройству нефтезаправочных комплексов и нефтескладов, методы определения содержа-
ния вредных веществ, выделяемых нефтепродуктами при транспортировании, хранении
и заправки техники, экономическая эффективность и социальная значимость природо-
охранных мероприятий при операциях с нефтепродуктами, руководящие и норматив-
ные документы по обеспечению экологической безопасности объектов системы нефте-
продуктообеспечения.
Будущие инженеры обучаются умению определять экологический ущерб от по-
падания нефтепродуктов в атмосферу, водную среду и почву, а также разрабатывать и
осуществлять организационные и технические мероприятия по предотвращению за-
грязнения окружающей среды нефтепродуктами, рассчитывать и выбирать устройства
для сбора нефтесодержащих ливневых вод и простейших очистных сооружений для
стоков.
В дисциплине «Сельскохозяйственные машины» также частично формируются
навыки оценки и прогнозирования влияния с.–х. техники и технологии на окружающую
среду. При изучении технологических основ механической обработки почвы, машин
для посева и посадки, машин для защиты растений от вредителей и болезней рассмат-
риваются проблемы почвозащитных технологий при возделывании с.-х. культур и ох-
раны окружающей среды, разрушения почвенной структуры в результате чрезмерной
обработки и сильного уплотнения почв тяжелыми машинами
В дисциплине «Эксплуатация машинно-тракторного парка» изучение вопросов
охраны окружающей среды предусмотрено в разделах: особенности использования
машин и агрегатов на мелиорированных землях и при почвозащитной системе земледе-
лия, организация и технологии технического обслуживания и диагностирования МТП,
организация и технология хранения машин, обеспечения МТП топливо-смазочными и
другими эксплуатационными материалами.
При изучении экономических дисциплин рассматриваются вопросы проведения
необходимого комплекса организационно-экономических и управленческих мер по
проблемам охраны окружающей среды в сфере деятельности агроинженерных кадров.


98
ISBN 5-88890-034-6. Том 1.


Завершается формирование экологических знаний будущих инженеров на про-
изводственной практике и при выполнении дипломных проектов, в которых преду-
смотрен раздел «Охрана окружающей среды». При разработке мер охраны окружаю-
щей среды в проектах описывается экологическая обстановка на предприятии и
оценивается разрабатываемая тема с позиции охраны природы. Формируются
предложения по совершенствованию природоохранных мероприятий, в которые входят
организация безотходного производства, сокращение вредных выбросов, очистка
технологических выбросов, охрана водных ресурсов и др.
Для обеспечения углубленной подготовки студентов в области экологической
безопасности с учетом интересов студентов и потребностей производства открыта спе-
циализация «Инженерное обеспечение экологической безопасности».
Возвращаясь еще раз к проблеме формирования экологических знаний у студен-
тов высших учебных заведений следует особо отметить, что структура и содержание
экологических знаний по направлению «Агроинженерия» должны быть увязаны с осо-
бенностями сельскохозяйственного производства в современных условиях.
Основными задачами при этом являются:
- отражение в структуре и содержании учебных программ и планов, а также в
учебниках и учебных пособиях экологической концепции устойчивого развития и со-
вершенствования сельскохозяйственного производства, теории агроэкосистем. Для раз-
работки типовых программ по экологической безопасности необходимо привлечь уче-
ных и специалистов, имеющих соответствующее техническое образование с экологиче-
ским уклоном. Основной акцент в этих программах должен быть сделан на изучение
взаимосвязей природной среды с техническими и технологическими проблемами, воз-
никающими у общества в связи с интенсивным использованием природных и природ-
но-антропогенных ландшафтов, ресурсов и технологий, вовлекаемых в сельскохозяйст-
венный оборот. Важная роль при этом должна уделяться охране природной среды и
экологической безопасности сельскохозяйственных процессов с элементами экономики
и основами экологического менеджмента;
- прогнозирование экологических последствий сельскохозяйственного произ-
водства для будущих поколений, с учетом все расширяющегося уровня техногенного
загрязнения природной среды;
- оценка воздействия предприятий промышленности, транспорта, сельского хо-
зяйства, энергетики, инфраструктуры на параметры окружающей среды, а также на
природные и сельскохозяйственные экосистемы;
- разработка качественной нормативной базы по содержанию химических токси-
кантов и радиоактивных веществ в составе агросистем и производимой сельскохозяй-
ственной продукции;
- определение способов модернизации современных машин и механизмов, а
также энергетических систем, оказывающих ущерб основным компонентам природной
среды и здоровью человека;
- знакомство с современными технологиями и системами ведения сельскохозяй-
ственного производства в условиях техногенного загрязнения;
- изучение способов и приемов рекультивации загрязненных территорий с целью
возвращения их в сельскохозяйственный оборот;
- приобретение навыков пользования данными системы агроэкологического мо-
ниторинга, оценки последствий воздействия на окружающую среду хозяйственной или
иной деятельности;


99
ISBN 5-88890-033-8. Экология и сельскохозяйственная техника. СПб, 2005.


- формирование экологической культуры и экологических знаний, обеспечи-
вающих ответственный и научно-обоснованный подход при принятии решений по во-
просам взаимодействия агросистем с окружающей средой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Программы подготовки инженерных кадров предусматривают развитие эколо-
гической грамотности выпускников, освоение ими основных законов экологии, кото-
рые позволяют установить причины негативных воздействий на окружающую среду и
оценить возможные последствия от эксплуатации современных технических систем.
Для дальнейшего повышения уровня экологических знаний выпускников агро-
инженерных факультетов целесообразно осуществить комплекс мер, включая согласо-
вание школьных и вузовских программ по экологии, подготовку учебной литературы
для инженерных специальностей, повышение квалификации преподавателей в области
инженерной экологии, методики и оценки контроля выброса вредных веществ, экспер-
тизы технических систем и правового регулирования природоохранной деятельности.

Получено 25.05.2005.


M.N. Yerokhin, DSc (Eng), academician of Russian Academy of Agricultural Sciences,
V.N.Popov, DSc (Eng), professor
Moscow State Agro-Engineering University named after V.P.Goriachkin, Moscow, Russia

ENVIRONMENTAL TRAINING OF AGRICULTURAL ENGINEERS

Summary

The programs for agro-engineering manpower training stipulate the development of
students’ environmental competence, their familiarization with basic environmental laws,
which would allow defining the reasons for the negative environmental impacts and estimat-
ing the possible effects of up-to-date machinery and equipment operation.
For higher level of environmental knowledge of agro-engineering students a set of
measures is to be implemented at the engineering faculties, including coordination of secon-
dary school and university curricula on ecological subjects, issue of special manuals and other
information materials for agricultural engineers, professional development of teachers and
lecturers in the field of engineering ecology, improvement of estimation techniques and con-
trol of hazardous emissions, expert examination of machines and equipment, environmental
legislation.




100
ISBN 5-88890-034-6. Том 1.


Б. А. Рунов, академик Россельхозакадемии, д-р техн. наук, проф.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ РАБОТОЙ (НР)
И ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ (ИП).

Функции управления научной работой или инновационным процессом. Причи-
ны низкой результативности научных работ и применения инновационных технологий.
Мероприятия по совершенствованию управления НР или ИП. Политика государства
для ускорения научно- технического прогресса в АПК.

Первое, что требует первоначального уточнения – это определить - что такое
Инновационный Процесс (ИП)? Согласно принятым понятиям - Инновация- это ново-
введение, новшество. Процесс- это последовательное изменение, какого- либо пред-
мета или явления. Таким образом, ИП - это последовательное изменение нововведения,
новшества или введение чего-либо нового.
Но прежде чем вводить что-либо новое, надо провести научную работу, после
которой получить это новое и только потом его применять, использовать, внедрять.
Нельзя забывать также и то, что на процесс освоения и применения что-либо но-
вого требуется значительно больше средств, чем на саму научную работу. Подчас за-
трат на освоение результатов НР может быть в несколько раз больше, чем на ее прове-
дение.
Рассмотрим функции управления любой научной работой на любом уровне ее
исполнения. Чтобы управлять, надо знать и соблюдать функции управления.
Известно, что функциями УПРАВЛЕНИЯ являются: ПЛАНИРОВАНИЕ,
ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ, КОНТРОЛЬ.
При Планировании главное - это правильно выбрать тему и цель НР.
При этом надо четко себе представлять, ЧТО:
1 - Желаем получить?
2 - Что надо иметь для достижения цели?
3 - Какими ресурсами располагаем, что есть в наличии?
4 - Какого ресурса не хватает (материального, информационного, людского, фи-
нансового, временного)?
5 - Где, как, за что, когда можно иметь (получить, добыть) недостающий ресурс?
Вторая функция – Организация.
При организации крайне необходимо поставить и получить ответы на нижесле-
дующие вопросы «Кто? Что? Где? Когда? Как? Зачем? За что?» будет все это делать
исполнитель. Необходимо иметь временной график.
В большинстве разрабатываемых программах по управлению НР очень часто, к
сожалению, нельзя найти ответов на эти семь вопросов, без которых практически труд-
но себе представить организацию выполнения НР или ИТ.
Третья функция – это Мотивация - побуждение к действию.
Методы могут быть - Материальные, моральные и прочие.
Четвертая – это Учет, Контроль с использованием обратной связи.
Виды и время учета и контроля могут быть - устный, письменный, регулярный,
периодический, постоянный - мониторинг. Важнейшую роль при этой функции играет
обратная связь. К сожалению, очень часто отсутствует мониторинг каких либо показа-
телей с использованием обратной связи. Выполнение многих НР проводится в статиче-
ском, а не динамическом процессе.
101
ISBN 5-88890-033-8. Экология и сельскохозяйственная техника. СПб, 2005.


Как отмечалось, в начальный период управления весьма важен выбор темы и
цели научной работы.
Очень часто многие темы, научные проблемы начинаются со слов “Разработать

<< Пред. стр.

страница 12
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign