LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Методические рекомендации.
Оба занятия представляют собой лекции преподавателя, т.к. низкий уровень знаний по данному вопросу исключает возможность диалога. Чтобы урок не показался скучным, в ходе лекции следует использовать наглядные пособия и приводить интересные примеры (ребенок слышит отца и мать до появления на свет, улыбается, сосет палец и др.). Просмотр видеофильма "Откуда я взялся". Домашнее задание: подбор колыбельных.
Мужчина и женщина как источники новой жизни. Общие представления о развитии плода в материнском организме. Условия для благополучного вынашивания ребенка. Процесс рождения. Участие всех членов семьи в подготовке к рождению и уходе за новорожденным.
На практической части занятия обсуждается домашнее задания, заслушиваются колыбельные в стихах, песнях, аудиозаписях и др. Необходимо дать почувствовать в народных колыбельных песнях ритмику, близкую сердцебиению матери. Рассказать о роль няни, кормилицы в судьбе и творчестве великих русских поэтов. Показать учащимся, что женская красота и материнство неразделимы, подтверждая это демонстрацией репродукций картин с изображением мадонны с младенцем. Предоставить учащимся возможность научиться на куклах пеленать новорожденного ребенка.
Домашнее задание: Подобрать колыбельные. .
Занятие 33. Гигиена окружающей среды: воздух, почва, вода. (1 ч.)
Цель: Сформировать у школьников научный подход к оценке качества окружающих факторов среды: воды, почвы, воздуха.
Основные понятия: факторы окружающей среды; их санитарно-гигиеническое значение; санитарно-гигиеническое регламентирование (нормирование) качества.


Методические рекомендации
Педагог устанавливает исходный уровень знаний учеников по данной теме путем опроса, и с помощью наглядных материалов знакомит их с гигиеническими основами окружающей среды, основными факторами, антропогенной деятельностью, влиянием на здоровье, профилактическими мероприятиями.

. Занятие 34. Гигиена физического воспитания. Закаливание. Профилактика нарушений осанки и искривлений позвоночника. (2 ч.)
Цель: Сформировать у детей отношение к физическим упражнениям и закаливанию как неотъемлемой части здорового образа жизни. Объяснить детям причины нарушения осанки и искривления позвоночника, рассказать о профилактических мероприятиях.
Основные понятия: Физические упражнения, закаливание. осанка, формирование осанки, нарушения осанки; виды искривления позвоночника; профилактика нарушений.
Методические рекомендации.
Это занятие можно провести совместно с учителем физкультуры. Учитель разъясняет положительное значение занятий физическими упражнениями и закаливания. Рассказывает о различных видах физических упражнений и закаливания, о половозрастных особенностях занятий различными видами спорта. Может использовать наглядные пособия. Знакомит детей с комплексным применением закаливающих мероприятий и физическими упражнениями в режиме дня, с показаниями и противопоказаниями к физическим упражнениям и закаливанию, гигиеническим режимом двигательной активности. Беседуя дает индивидуальные рекомендации.
Вторая часть занятия направлена на практическое изучение профилактических упражнений.

7 класс
(1час в неделю, всего-34 часа)
"По законам Вселенной"
Этический блок
Занятие 1. Нравственные законы развития общества. (1 ч)
Цель: Сформировать представления о нравственных законах развития общества, как об одном из основных способах нормативной регуляции действий человека в обществе, регуляции поведения и сознания человека во всех сферах общественной жизни.
Основные понятия: общество, нравственность, мораль, ценностный базис общества, культура межчеловеческих взаимоотношений, этика, этикет.
Методические рекомендации.
Девиз занятия: "Циник знает всему цену, но не знает ценности" (О. Уайльд).
В начале занятия педагог выносит на обсуждение основные понятия темы (по ходу обсуждения педагог дает точные и емкие определения понятий). Затем, апеллируя к разуму, творчеству, нравственности ребенка выводит школьников к личностному восприятию и отношению к нормам морали. Ключевыми в диалоге могут быть фразы "Если мы с вами сделаем так, то тогда ..."; "Ведь в наших же силах ..."; "Представим, каково человеку при таких обстоятельствах...".
Далее рекомендуется организовать мозговой штурм с целью определения соотношения личностного и общественного в поведении и жизнедеятельности человека. Выводом может служить потребность в этикете, как регуляторе этого соотношения.
Подчеркиваем: образование становится этическим только тогда, когда в сознании каждого участника процесса (школьника, педагога и т. д.) сложилось понятие "человек", отражающее обобщенное ценностное отношение вообще к человеку как таковому.
Занятие 2. Последствия наших поступков для жизни общества (1 ч)
Цель: Вывести школьников за пределы предметного взаимодействия с миром, актуализировать личностное отношение и ответственность перед обществом за последствия наших поступков.
Основные понятия: поступки и их последствия; свободная воля человека; сознательность и ответственность за поступки.
Методические рекомендации.
В начале занятия педагог предлагает школьникам ознакомиться с рассказами "И грянул гром", "Каникулы" (рассказы могут быть прочитаны заранее, в качестве домашнего задания). Затем организуется обсуждение этих произведений. В ходе обсуждения педагог выводит школьников на осмысление жизни и собственных поступков с философских позиций, способствует развитию у школьников обобщенного отношения к жизни как к таковой, ценностному отношению к собственной жизни и жизни любого живого существа.
В заключении педагог проводит исторические примеры, где прослеживаются последствия поступков людей для жизни общества (желательно использовать примеры из Российской истории).
Занятие 3-4. Нравственные категории. Понятия чести, совести, порядочности. Понятия добра и зла. (2 ч)
Цель: Упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру, красоте; формирование потребности в постоянном осмыслении своих связей с миром, своего "Я" и объектов взаимодействия.
Основные понятия: честь; совесть; порядочность; добро; зло.
Методические рекомендации.
Занятие рекомендуется провести в форме ролевой игры. Фабула игры такова. На плоту 5 мест для путешественников. Они плывут по реке, вокруг необитаемые берега. Вдруг что-то случилось: волной смыло съестные припасы; волной смыло маршрутную карту; загрустила Дама, единственная среди юношей на плоту; по берегу бежит какой-то человек, просит взять его на плот шестым; пошел сильный, холодный дождь и т.д. Что делает человек в подобной ситуации? Реакции участников находятся под наблюдением зрителей.
По завершении ролевой ситуации зрители сообщают о своем мнении: было ли поведение достойным. Момент движения плота обозначается музыкой (например, Генделя, "Музыка на воде"). Участники игры не рассуждают о том, что следовало бы делать, а совершают действия, которые они считают необходимыми в создавшихся условиях.
Ученики собираются в группы по 5-6 человек и определяют для себя смысл понятий "добро" и "зло". Далее представители от групп зачитывают формулировки и определения. Педагог организует обсуждение. В конце занятия формируется окончательное определение. Важно, чтобы прозвучал личностный смысл, вкладываемый каждым школьником в определение понятий "добро" и "зло". Актуальным будет обсуждение понятий "ложь во благо", "все средства хороши" и т.д.
Занятие 5-6. Моральные нормы и критерии поведения. (2 ч)
Цель: Определить критерии поведения, обозначить моральные нормы поведения.
Основные понятия: моральные нормы; критерии поведения; культура поведения; научение; приучение.
Методические рекомендации.
Занятие начинается с повторения пройденного материала. Педагог акцентирует внимание на том, что, предоставив личности свободный выбор в организации собственной жизни, поставив ее в состояние постоянного духовного усилия по решению жизненных проблем, мы не можем оставить личность без опоры на человеческий опыт.
Сконцентрированный в высших ценностях, жизненный опыт передается посредством этих ценностей: в категории Добра сфокусировалось отношение к людям; в категории Истины отразилось отношение к разуму, познающему закономерности мира; категория Красоты обозначилась в жажде гармонии мира; ценности - Свобода, Совесть и Счастье характеризуют итоговые представления человека о достойной жизни; ценности - Труд, Познание, Общение, и Игра указывают на открытые человечеством деятельностные способы созидания достойной жизни. Иерархия ценностей невоспроизводима и строго индивидуальна.
Педагог, как представитель человеческой культуры, направляет внимание детей на высшие ценности, ставя перед собой задачу сформировать предпочтительное отношение к ним, хотя ребенок стоит перед сложным выбором так как существует огромное количество лжеценностей.
Далее педагог выстраивает "мостик" от нравственных ценностей к моральным нормам и критериям поведения. Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает задание описать поведение культурного человека: в общественных местах; с незнакомыми людьми, со стариками, малышами, инвалидами; на лоне природы; наедине с собой; в общении с книгой и т.п.
После обсуждения материалов, представленных группами, делается общий вывод о культуре человека. В завершении второго занятия предлагается каждому участнику обсуждения продолжить фразу "Культурный человек......".
Психологический блок
Занятие 7. Способности человека.(1 ч)
Цель: Дать представление о способностях, их составляющих и их развитии.
Основные понятия: задатки, способности, одаренность, талант, творчество; структура способностей, составляющие элементы творческого процесса; основные функции одаренности в рамках обеспечения максимального приспособления к миру; специальная одаренность; личностные образования, составляющие основу творческой одаренности.
Методические рекомендации
В рамках лекции необходимо сформировать отношение к способностям, как к возможности наиболее эффективного приспособления к реальности. Анализ понятий: Способности, одаренность, талант, желательно рассмотреть с точки зрения особенностей творческой личности. Необходимо предложить направление развития собственных способностей учащихся в рамках самовоспитания.
В психологическом блоке педагог проводит тренинг воображения. Комплекс игр оказывает положительное влияние не только на воображение и мышление школьников, но и в ряде случаев на их эмоциональное состояние, коммуникативные качества.

Тренинг воображения.
Занятие 8 (1 ч)
Цель: Развить способности комбинирования. Обучить выделять наиболее характерные признаки предмета, сопоставлять их друг с другом, образовывать всевозможные их сочетания, создавать целостные образы и понятия по отдельным разрозненным характеристикам.
Основные понятия: Характерные признаки предмета, целостные образы, комбинирование.
Методические рекомендации
Школьники обучаются выделять наиболее характерные признаки предмета, сопоставлять их друг с другом, образовывать всевозможные их сочетания, создавать целостные образы и понятия по отдельным разрозненным характеристикам.
Упражнения: "Загадывание предмета с помощью пары других предметов", "Отгадывание предмета по паре других предметов". " Перехват закодированных сообщений".
"Загадывание предмета с помощью пары других предметов".
Называется какой-либо хорошо известный всем предмет (явление, существо), например, змея. Нужно назвать два других предмета, в целом мало похожих на заданный, но таких, сочетание которых по возможности однозначно бы его определяло, т.е. как бы замаскировать, закодировать его другими предметами. В данном случае могут быть названы, например, горная дорога и кожаное портмоне (синтез некоторых их признаков: удлиненности, узости и извилистости дороги и особенностей поверхности портмоне - являющиеся признаками змеи) или ручей и мышь (длинное извивающееся и подвижное, живое, с головой, глазами), или веревка и ветер (удлиненное и извивающееся) и т.д. В течение ограниченного времени (5-7 мин) следует найти как можно больше вариантов такого загадывания и выбрать наилучший. Предложенные участниками игры ответы обязательно обсуждаются и обосновываются. По результатам обсуждения определяется победитель, а также формулируется наиболее точный и оригинальный ответ, который может быть продуктом коллективного творчества.
Эта игра развивает способность быстро выделить в предмете наиболее характерные для него признаки и находить другие предметы, имеющие как сходные, так и не сходные с ними признаки. Указанные операции составляют основу комбинирования, являющегося одним из приемов воображения.
"Отгадывание предмета по паре других предметов"
Описываемая игра противоположна предыдущей. Руководитель игры (а в дальнейшем и сами игроки) называют пары предметов, которые, по их мнению, однозначно кодируют некоторый третий задуманный ими предмет (например, задумав "фонтан", говорят: "дерево" и "ливень"), предлагая участникам игры отгадать задуманное. При этом задачей игроков является записывание как можно большего числа разнообразных предметов (так, в нашем примере это может быть дельта реки: вода "ветвится" подобно дереву, сыплющиеся опилки и т.д.). Побеждает тот, кто наряд}' с задуманным предметом назовет наибольшее число других, особенно неожиданных предметов и четко обоснует свои ответы.
"Перехват закодированных сообщений".
Эта игра является синтезом двух предыдущих. В качестве основных игроков в ней участвуют четыре человека, играющие два на два. Первый передает своему партнеру закодированные с помощью пары предметов слово, и партнер должен в течение ограниченного времени (например, 30с. или 1 мин.) дать однозначную ее расшифровку. Два других игрока (два "противника"), услышав сказанное первым игроком, должны в течение этого же времени записать свой вариант расшифровки. Одна из сторон получает призовой балл только в том случае, если противная сторона не сумела отгадать задуманное. Если отгадали обе стороны, балл не засчитывается. Если первый игрок неудачно закодировал слово, его сторона получает штрафной балл.
Игра организуется так, чтобы каждая сторона по очереди называла свои закодированные, а внутри каждой стороны эту функцию выполняли бы оба партнера попеременно. Остальные играющие обеспечивают составление слов, подлежащих передаче в зашифрованном виде, и их распределение по жребию между четырьмя игроками, а также выполняют судейские функции во время игры.
В этой игре развивается способность загадывать предмет так, чтобы при этом сочеталось одновременно хорошая его замаскированность (от противников), и однозначная его расшифровываемость (для партнера), а также умение выделять индивидуальные особенности воображения и мышления других людей и учитывать их при построении собственных действий.
Занятие 9 (1 ч)
Цель: Развитие ассоциативного фундамента воображения. Формирование гибкости мышления.
Основные понятия: Ассоциации, гибкость, мышление, воображение.
Методические рекомендации
Формирование гибкости мышления и развитие ассоциативного фундамента воображения проводится с помощью серии упражнений.
Упражнения: "Передача закодированных слов по испорченному телефону". "Передача ассоциаций по цепочке", самостоятельное составление ассоциативных цепочек.
"Передача закодированных слов по испорченному телефону"
Игроки рассаживаются, образуя цепочку. Первый игрок получает от ведущего некоторое слово, например, "самолет". Его задача - быстро закодировать его с помощью пары других предметов (Например ...синица...- летает, с крыльями, хвостом, и ... напильник... - металлический, тяжелый) и передать второму игроку эти два слова. Второй игрок по этим двум словам должен синтезировать некоторый целостный предмет, закодированный в них. Например, он может предположить, что это... граната... (шероховатая, металлическая, тяжелая - от напильника... округлая, продолговатая, летает по воздуху - от ... синицы), и передает это слово третьему игроку. Третий кодирует принятое сообщение по-своему (например, "метательный диск" - гранату метают, и "обвал в горах" - грохот и облако пыли) и в таком виде передает его четвертому. Четвертый раскодирует и т.д.
Передача каждого сообщения осуществляется письменно, на узких полосках бумаги. Чтобы интенсифицировать игру и уменьшить простой игроков, уже передавших свои сообщения, ведущий, не дожидаясь прохождения первого слова по всей цепочке, называет первому игроку новое слово, которое он должен закодировать для второго игрока, и т.д. Для подготовки сообщения вводится ограничение времени, не уложившийся в него штрафуется выходом из середины цепочки и занятием места в самом ее начале, перед первым игроком. В дальнейшем процесс игры, зафиксированный на бумажных полосках, подробно обсуждается. Играющие обосновывают, почему одни отгадывания и загадывания им кажутся удачными, а другие неудачными, и вместо последних предлагаю собственные, более удачные, по их мнению, варианты ответа.
"Передачи ассоциаций по цепочке"
Игроки рассаживаются, образуя цепочку. Ведущий дает первому игроку полоску бумаги с написанной на ней фразой, например "во время грозы следует закрывать окно". Первый игрок должен на другой полоске быстро записать одну из понравившихся ему ассоциаций и передать второму игроку, тот записывает на полоске свою ассоциацию и передает третьему и т.д. В результате может образоваться, например, такая ассоциативная цепочка: "Шаровая молния, влетевшая в комнату; Сильный пожар в доме. - Ноль один (телефонный номер, который может быть воспринят как футбольный счет ) - Спартак (футбольная команда, но может быть воспринят и как руководитель восстания рабов) и т.д."
При обсуждении итогов игроки анализируют полученную ассоциативную цепочку и предлагают в каждом случае другие, более оригинальные ассоциации
Занятие 10 (1 ч)
Цель: Формирование способности создавать образные обобщения. Развитие способности видеть в одном предмете признаки других. Отрабатывается навык коллективного творчества.
Основные понятия: Творчество, восприятие, образные обобщения, совместимые признаки и несовместимые признаки.
Методические рекомендации
Развитие способности видеть в одном предмете признаки других. Отрабатывается навык коллективного творчества. Упражнения "Перечень возможных ошибок в восприятии предметов", "Поиск сравнений", "Передача сравнений по цепочке".
"Перечень возможных ошибок в восприятии предметов"
Называется какой-либо предмет (иногда и некоторые черты окружающей его обстановки), например "лежащая на столе меховая шапка" Нужно выписать как можно больше названий других предметов, за которые может быть принят заданный предмет в условиях затрудненного видения (например, при вспышке света лишь на мгновение, в полумраке, в тумане и т.п.). В данном случае это могут быть, например, кошка, наполовину спущенный волейбольный мяч, чья-то макушка, высунувшаяся из-под проломанной крышки стола, и т.д. Эта игра формирует способность видеть в одном предмете признаки других, иногда очень далеких от него по смыслу, но сходных по некоторым характерным внешним очертаниям, и на этой основе создавать образные (в отличие от понятных) обобщения.
"Поиск сравнений"
Описывается некоторый предмет или ситуация, например "зеркало сверкало в лунную ночь, как ..." Нужно подобрать как можно больше сравнений ( другими словами, вариантов окончания этого предложения). Сравнения могут быть банальными ("как поверхность озера") и довольно неожиданными ( "как экран телевизора во время показа рок-парада", "как белое платье девушки, идущей на первое свидание"). Побеждает автор наиболее оригинального сравнения.
"Передача сравнений по цепочке"
Первый игрок, получив от. ведущего полоску с описанием какого-либо явления например "рядом прогромыхал поезд", должен в течение короткого времени подобрать к нему сравнение и, записав его на другой полоске (опустив слово "как", например, "барабанная дробь"), передать второму игроку который в свою очередь должен подобрать сравнение к этому явлению (например, "шум в ушах при головной боли") и т.д. При обсуждении результатов игрокам предлагается в каждом случае подбирать альтернативные, более оригинальные сравнения, поощряется также и коллективное творчество.
Занятие 11 (1 ч)
Цель: Формирование одного из основных приёмов воображения - комбинирование признаков различных предметов, совмещение того, что несовместимо в обычных условиях. Развитие способности создания образов принципиально новых предметов. Развитие способности совмещать признаки совершенно не похожих друг на друга и далёких по смыслу предметов. Развитие способности создавать при совмещении двух различных предметов нарочито необычную смесь. Развитие способности смотреть на мир непредвзято.
Основные понятия: комбинирование, совместимые и несовместимые признаки.
Методические рекомендации
Развитие способности создания образов принципиально новых предметов, развитие способности совмещать признаки совершенно не похожих друг на друга и далеких по смыслу предметов, развитие способности создавать при совмещении двух различных предметов нарочито необычную смесь достигается через выполнение упражнения "Формулировка вопросов по двум заданным словам". Развитие способности смотреть на мир непредвзято формируется с помощью упражнения "Формулировка необычных вопросов о предмете".
"Формулировка вопросов по двум заданным словам"
Называются любые два предмета например "газета" и "верблюд". Нужно составить как можно больше разнообразных вопросов, в которых обязательно использовались бы заданные слова, прочем вопросы должны быть по возможности необычными, иногда смешными. Так, в нашем случае могут быть записаны вопросы: "Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?", "Почему ты, читая газету, сутулишься, как верблюд?", "Почему ты, верблюд, грустишь так, как будто начитался газет про нашу теперешнюю жизнь?" Победителями оказываются авторы трех наиболее оригинальных вопросов, определяемых по итогам обсуждения.
В этой игре развивается способность создавать при совмещении двух различных предметов нарочито необычную, странную, причудливую смесь, решительно преодолевая при этом все шаблоны здравого смысла, прошлого опыта и привычного словоупотребления.
"Формулировка необычных вопросов о предмете".
Называется какой-либо предмет, например "цветок". Нужно составить как можно больше различных вопросов о нем, причем чем необычнее вопросы, тем лучше. Например. "Правда ли, что при рождении каждого человека обязательно где-то распускается цветок?", "Почему цветок не может, подобно птице, взлететь на своих лепестках?". Если участники игры поначалу испытывают трудности, можно предложить им вжиться в образ маленького ребенка, который впервые встретился с этим предметом и задает о нем нелепые или наивные вопросы. При обсуждении составленных вопросов можно попросить игроков попытаться сгруппировать их в несколько тематических блоков, например о происхождении предмета ("На каком заводе собирают эти живые цветы?"), о новых возможностях его использования ("Правда, что если долго смотреть на цветок, то станешь такой же красивой, как он?"), об изменении его свойств ("Если бы этот цветок был мальчиком, то он дружил бы со мной?") и т.д. Составленную классификацию вопросов можно в дальнейшем использовать как мощный инструмент для порождения целого спектра самых разнообразных вопросов о других предметах, которые будет называть ведущий.
В этой игре развивается способность смотреть на мир непредвзято, наивно, без всяких ограничений, накладываемых на нас рассудком, воспринимать предметы во всем потенциальном богатстве их признаков и функций, как реализованных, так и нереализованных.
Тренинг самосознания.
Занятие 12 (1 ч)
Цель: Формирование самопринятия. Формирование навыков анализа представлений окружающих по заданной схеме.
Основные понятия: Принятие, самопринятие.

Методические рекомендации
Ритуал начала занятия.
Анализируются представления окружающих по заданной схеме.
Упражнения:
"Незаконченные предложения".
Анализируются различия между тем, какими мы представляемся самим себе и какими - другим.
"Ассоциация".
Один из участников выходит за дверь. Остальные выбирают кого-нибудь из оставшихся, кого он должен угадать по ассоциациям. Водящий входит и пытается угадать, кого именно загадали, задавая вопросы на ассоциации: "На какой цветок он похож?", "На какой вкус?", "На какую песню?", и т.д. При этом водящий показывает, кто именно должен ему ответить. Он задаёт оговорённое заранее число вопросов, после чего должен назвать того, кого загадали. Если угадывает, то названный становится водящим, если нет - уходит вновь. Обсуждение. Когда легче было угадывать: когда говорил тот, кого загадали, или кто-нибудь другой? С чем это связано?
Различие между тем, какими мы представляемся самим себе, какими - другим людям.
Ритуал окончания занятий.
Занятие 13 (1 ч)
Цель: Формирование конструктивного реагирования в ситуации обиды.
. Основные понятия: обида, преднамеренное нанесение обиды, непреднамеренное нанесение обиды, переживание обиды, выражение обиды и досады.
Методические рекомендации
Проводится групповая дискуссия, театрализованная игра (обсуждение темы: Преднамеренные и непреднамеренные обиды. Анализ переживания обиды).
Обсуждение темы Преднамеренные и непреднамеренные обиды Анализ переживания обиды.
Упражнения:
"Детские обиды".
Вспомнить случай из детства, когда ты почувствовал сильную обиду Вспомнить свои переживания и нарисовать, или описать их - в любой (конкретной или абстрактной) манере.
Как ты сейчас относишься к этой обиде (нарисуй или опиши)
Желающие рассказывают о том, что они вспомнили, и показывают рисунки (зачитывают описания) "тогда" и "сейчас".
Обсуждение.
Что такое обида? Как долго сохраняются обиды? Справедливые и несправедливые обиды и т.п.
Домашнее задание: Закончи предложение: "Я обижаюсь когда...", нарисуй выражение лица обиженного человека. Подумай и запиши, или нарисуй, как реагируют на обиду уверенные, неуверенные и грубые люди. Упражнение "Как выразить обиду и досаду". Из "волшебного ящика" все по очереди вытаскивают половинки открыток. На этих половишь записаны а) роль "обидчика", в чем состоит обида, б) роль "обиженного", как он реагирует на обиду как ведет себя (уверенно неуверенно грубо). Задача -соединить открытку вместе (найти свою половинку) и разыграть сценку для всех. Ведущий подчеркивает, что сценка должна быть сыграна в утрированной форме, с подчеркнутым, акцентированным поведением. Предлагает школьникам самим решить, будут ли они разыгрывать сценки с куклами, или без них, указывая, что кукла - это в каком-то смысле способ уйти от себя, скрыться за маской. Сложность в том, что половинок с ролью "обидчика" в три раза меньше, чем с ролью обиженного". В результате должны получиться группки по 4 человека, в чем ребята убеждаются сами, как бы увидев воочию, что возможна разная реакция на одну и ту же ситуацию. В случае необходимости можно добавить "обиженного" например, людей с высоким и низким чувством собственного достоинства, наблюдателя и т.п. Дается 10-15 минут на подготовку выступления. Затем каждая группа проигрывает свою сценку. После каждого выступления проигрываются "удачные" и "неудачные" способы (т.е. дети в шаржированной форме изображают наиболее яркую черту своей роли - например, неуверенный начинает прожать или плакать, грубый - лаять). После того как все вые выступили, проводится обсуждение: о чем говорят те или иные формы поведения. Составляются и записываются на доске и в дневниках эффективные или неэффективные способы выражения обиды, досады.
Домашнее задание: Последи за собой в перерыве между занятиями как я реагирую на обиду. Описать это или нарисовать (в конкретной или абстрактной форме).
Занятие 14 (1 ч)
Цель: Развитие навыков регулирования эмоционального состояния. Развитие навыков снятия раздражения.
Основные понятия: раздражение, самообладание.
Методические рекомендации
Развитие навыков снятия раздражения.
Упражнения:
"Чувствую себя хорошо".
Назови 5 ситуаций вызывающих ощущение: "Чувствую себя хорошо". Воспроизведи их в своем воображении, запомни чувства которые при этом возникнут теперь представь, что ты кладешь эти ощущения в надежное место и можешь достать их оттуда, когда пожелаешь. Нарисуй это место и назови эти ощущения.
"Аукцион".
По типу аукциона предлагается как можно больше способов, помогающих справляться с плохим настроением. Все способы, принятые аукционистом (ведущим), фиксируются на доске, а затем записываются в дневник.



"Вверх по радуге"
Участников просят встать, закрыть глаза сделать глубокий вдох и пред ставить, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая - съезжают с нее. Упражнение повторяется 3 раза. После этого желающие делятся впечатлениями. Затем упражнение повторяется еще раз с открытыми пазами, причем количество повторений увеличивается до семи. После краткого обсуждения впечатлений учащимся предлагают простые способы расслабления (например, максимально напрячь все мускулы, а затем расслабить их). Указывается на значение каждого из этих упражнений или их комплекса для регуляции собственных эмоциональных состояний.
Домашнее задание: "Представь что ты чувствуешь, когда..." Это начало фразы записывается на доске, а сами задания даются школьникам на заранее заготовленных карточках. Каждый должен выполнить хотя бы два из них по собственному выбору: ...Тебе не хочется что-то делать, но ты настраиваешь себя на то, чтобы все-таки еде тать это (опиши или нарисуй что ты чувствуешь);
...кто-либо говорит тебе, что ты должен делать в то время как ты можешь решить самостоятельно, что тебе делать (опиши или нарисуй, что ты чувствуешь), придумай свое собственное приятное ощущение о чем то не совсем приятном. Вспомни когда тебе было плохо, грустно терялось самообладание, и представь что ты вполне можешь управлять собой и ситуацией (опиши или нарисуй что ты чувствуешь); забеги немного вперед, когда нужно будет что-то делать независимо от твоего желания, и попробуй в своем воображении создать к этому хорошее чувство (опиши или нарисуй "хорошее" и "плохое" чувство, что происходит, когда они сталкиваются по твоему желанию).
Правовой блок
Занятие 15-17. Преступления против морали (3 ч.).
Цель: Повышение уровня правовой информированности учащихся, формирование осознанной потребности в специальной юридической и социально-психологической помощи при совершении подростком противоправных действий или если эти действия направлены против него.
Основные понятия: возраст наступления уголовной ответственности; преступление.
Методические рекомендации
Первое занятие проводится в форме лекции. Школьникам предлагается следующий материал:
Основные составы преступлений направленные против здоровья населения и общественной направленности (Гл. 25 УК РФ).
Какие преступления совершают подростки чаще всего?
Это, прежде всего кражи, грабежи, хулиганство и преступления связанные с незаконным оборотом наркотиков.
Ст. 228 УК РФ предусматривает наказание за незаконное приобретение, изготовление, хранение, перевозку, пересылку, либо сбыт наркотических средств и психотропных веществ.
Наркотическими средствами признаются определенные вещества растительного происхождения, лекарственные препараты, содержащие в себе наркотические вещества, которые оказывают специфическое (стимулирующее, возбуждающее, угнетающее и галюциногенное) воздействие на центральную нервную систему и включены в специальный список опасных для здоровья наркотических веществ.
Наказание за совершение вышеуказанного преступления следующее: за приобретение, хранение, перевозку, пересылку, изготовление - до 3-х лет лишения свободы, за сбыт (продажу) - лишение свободы до 7-ми лет, причем под сбытом следует понимать любые способы возмездной или безвозмездной передачи наркотика другим: продажа, дарение, обмен, уплата долга или дача взаймы.
Найденный наркотик конфискуют и отправляют на экспертизу. Вас, также направят в наркологический диспансер для прохождения экспертизы, затем поставят на учет у нарколога и в инспекции по делам несовершеннолетних, о чем незамедлительно сообщат вашим родителям. При назначении наказания суд, в качестве дополнительного наказания, вправе направить вас на лечение к врачу-наркологу.
Уголовная ответственность наступает не только за изготовление, приобретение, хранение, перевозку и пересылку, в УК РФ предусмотрены и другие составы преступлений, так или иначе связанные с наркотиками.
Если вы решили угостить друга наркотиком, предложили помочь купить или дали какие-либо рекомендации о том, как нужно наркотик употребить, в каких пропорциях, как приготовить и пр., то вас могут привлечь к уголовной ответственности за склонение к употреблению наркотиков по ст.230 УК РФ. Вам грозит наказание в виде лишения свободы на срок до 3-х лет, либо арестом до 6-ти мес.
Если вы один или с друзьями каким-либо образом (с применением угроз или насильственных действий) заставили употребить наркотик любого человека, особенно несовершеннолетнего, то вас лишат свободы на срок от 3-х до 8 лет, а если этот человек умер или получил наркотическое отравление с тяжелыми последствиями (потеря слуха, зрения, паралич и пр.) вас лишат свободы на срок от 6 до 12 лет.
Если вы решили самостоятельно вырастить растение, содержащее наркотические вещества (марихуана, опийный мак и пр.) - если у вас есть самостоятельный заработок, вас могут оштрафовать или лишить свободы на срок до 8-ми лет, в зависимости от того, один вы выращивали или с товарищами, какая площадь посева, попадались вы ранее за подобное преступление или нет, состоите вы на учете у нарколога и пр., ст. 231 УК РФ.
Если вы с друзьями регулярно собираетесь у кого-нибудь дома, на даче, в подсобном помещении и употребляете наркотики, вашего товарища - хозяина помещения привлекут к уголовной ответственности по ст. 232 УК РФ за содержание притона для употребления наркотических средств или психотропных препаратов и ему грозит наказание в виде лишения свободы на срок до 4-х лет, если признают что этот притон вы содержали вместе с друзьями, т.е. организованной группой вас всех вместе лишат свободы на срок от 3-х до 7лет.
Существуют и другие преступления, которые чаще всего совершают несовершеннолетние:
Ст. 158. Кража.
Ст. 161. Грабеж.
За эти преступления законом предусмотрено наказание до 10 лет лишения свободы.
Ст. 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма.
Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий наказывается штрафом, исправительными работами или лишением свободы на срок до 3-х лет.
Ст. 213. Хулиганство.
Хулиганство, т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества наказывается штрафом, либо исправительными работами, либо лишением свободы на срок до 2-х лет, если хулиганские действия вы совершили с товарищами, либо с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, наказывается лишением свободы на срок до 7-ми лет.
Ст. 214. Вандализм.
Вандализм, есть осквернение зданий или иных сооружений, памятников, могил, надругательство над ними, порча имущества на общественном транспорте или иных общественных местах наказывается штрафом, исправительными работами или арестом на срок до 3-х месяцев.
Ст. 243. Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры.
Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, природных комплексов и объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, наказывается штрафом, исправительными работами, либо лишением свободы на срок до 2-х лет.
Ст. 245. Жестокое обращение с животными.
Жестокое обращение с животными, повлекшие их к гибели или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних, наказывается штрафом, исправительными работами или арестом на срок до 6-ти месяцев.
Ст. 267.
Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, а также средств сигнализации или связи, либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, и если эти действия повлекли за собой смерть человека, наказывается штрафом, исправительными работами или лишением свободы на срок до 10-ти лет.
Ст. Заражение ВИЧ-инфекцией.
Наказывается лишением свободы на срок до 5-ти лет, а если ВИЧ-инфекцией был заражен несовершеннолетний, то срок увеличивается до 8 лет.
Вышеперечисленный список преступлений не ограничивается и УК РФ, предусмотрены многие другие составы преступлений, по которым осуждаются несовершеннолетние правонарушители. Если подросток совершил преступление впервые, суд учитывает его возраст и обычно в первый раз назначает наказание не связанное с лишением свободы, но ты должен знать, что при совершении любого другого следующего преступления наказание за него будет назначено реально и тебе не удастся отделаться условным сроком и придется отбывать наказание реально в колонии для несовершеннолетних.
На практических занятиях школьникам предлагается закрепить полученные знания. Для этого предоставляется возможность поработать с юридической литературой, периодической печатью и другими источниками. Для обсуждения этих материалов используется групповая дискуссия. Эффективной формой работы над данной темой является проведение ролевой игры "Встать, суд идет".
Занятия 18-20. Преступления против семьи и несовершеннолетних (3 ч.).
Цель: Сформировать представления о правовой защищенности; о составах преступлений, направленных против несовершеннолетнего и его семьи и предусмотренных УК РФ; о поведении при совершении против тебя преступления и формах обращения за помощью.
Основные понятия: вовлечение в совершение преступления; жестокое обращение.
Методические рекомендации
Занятие проводится в форме лекции с элементами беседы.
Примерное содержание лекции.
В УК РФ существует отдельная глава, посвященная преступлениям против семьи и несовершеннолетних. Эта глава 20 и она предусматривает следующие составы преступлений:
ст. 150 Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления. Каким образом происходит вовлечение и какими методами?
Прежде всего ты должен знать, что взрослым, так или иначе приглашающим тебя совершить какие-либо преступные действия ты просто необходим для того чтобы самим избежать наказания или значительно облегчить себе совершение преступления за твой счет. Если тебя путем обещаний, угроз или с помощью других методов вовлекают в совершение преступления, например постоять покараулить (на шухере) пока остальные куда-нибудь незаконно проникли или тебя просят залезть в форточку и открыть дверь. Знай, что ты, даже если сам ни к чему не прикоснешься и не возьмешь ничего чужого, все равно становишься соучастником преступления и подлежишь уголовной ответственности. Того человека, который вовлек тебя в совершение преступления, ждет наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет. А если этот человек один из твоих родителей, твой учитель, или на него возложены обязанности по твоему воспитанию (опекун или попечитель), его ждет наказание на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности (воспитатель, преподаватель и пр.).
ст.151 Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий.
Под антиобщественными действиями следует понимать систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством. Подобное вовлечение наказывается лишением свободы на срок до 4-х лет, а если это преступление совершено твоими родителями, педагогами, опекунами или попечителями то срок наказания увеличивается на срок до 5 лет.
Ст. 152. Торговля несовершеннолетними.
Купля-продажа несовершеннолетнего либо совершение иных сделок в отношении несовершеннолетнего (сдача в наем и пр.) в форме его передаче и завладения им наказываются лишением свободы до 15 лет. Такие преступления взрослые могут производить в различных формах, в целях совершения действий сексуального характера, в целях изъятия органов или тканей для трансплантации и пр.
Например: гражданка А, сдавала в аренду свою 12-летнюю дочь соседу по дому 62-летнему гражданину В. В качестве оплаты она брала бутылку водки. После того, как девочка рассказала своей бабушке о происходящем, гражданку А. приговорили к 6-ти годам лишения свободы, а гражданину В. назначили наказание по ст. 134 УК РФ в виде лишения свободы на 3 года.
Глава 18 УК РФ перечисляет преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности
ст.131 Изнасилование
Т.е. половое сношение с применением насилия или угрозой его применения к потерпевшему или к другим лицам, либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей наказывается лишением свободы на срок от 3-х до 6 лет свободы. Наказание предусматривает срок до 15 лет лишения свободы, в зависимости от обстоятельств совершения преступления.
Ст. 132. Насильственные действия сексуального характера.
Мужеложство, лесбиянство, или иные действия сексуального характера с применением насилия или угрозой его применения, либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей(шего) наказывается лишением свободы на срок до 6 лет. Наказание предусматривает до 15 лет лишения свободы.
Ст. 133. Понуждение к действиям сексуального характера.
Понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожения, повреждения имущества или изъятием его либо с использованием материальной или иной зависимости наказывается штрафом, исправительными работами, лишением свободы на срок до 1-го года.
Ст. 134. Половое сношение иные действия сексуального характера с лицом не достигшим 14-летнего возраста.
Наказывается лишением свободы на срок до 3-х лет, либо лишением свободы на срок до 4-х лет.
ст.135 Развратные действия.
Совершение развратных действий без применения насилия в отношении лица не достигшего 14-летнего возраста наказывается штрафом, ограничением свободы на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 3-х лет.
ст.240 Вовлечение в занятие проституцией.
Путем применения насилия или угрозой его применения, шантажа, уничтожения или повреждения имущества, либо путем обмана наказывается штрафом или лишением свободы на срок до 3-хлет.
ст.156 Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного, либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним наказывается штрафом, ограничением свободы на срок до 3-х лет, либо лишением свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.
ст. 157 Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.
Практические занятия проводятся в игровой форме. Возможно разыгрывание ситуаций, проявление себя в роли законодателей (на основе ранее изученного материала).
Семьеведческий блок
Занятия 21-23. Женские и мужские особенности, женственность и мужественность.(3 ч)
Цель: Дать учащимся понятие о специфике женского и мужского организма, о психологических особенностях мужчин и женщин, различии их социальных функций. Развить ощущение принадлежности к своему полу.
Основные понятия: мужественность, женственность, мускулизация женщин, феминизация мужчин.
Методические рекомендации
Занятия проводятся в форме ролевой игры "Планета мужчин и планета женщин". Учащиеся делятся на 2 группы: "планету мужчин" и "планету женщин". Затем происходит "парад" планет: каждая "планета" рассказывает о своих достоинствах, ценностях. Затем происходит смена планет. Планету мужчин представляют юноши, а планету женщин - девушки. Проводится "антипрезентация" планет: каждая планета говорит о своих недостатках слабостях. Далее "планеты" обсуждают, что мешает их сближению, взаимодействию.
По окончанию игры преподаватель рассказывает о типичных противоречиях сложностях взаимоотношений, проблеме непонимания, раскрывает, понятия мужественности и женственности.
Занятие 24-26. Знакомство и установление отношений. Культура взаимоотношений юношей и девушек (3 ч.).
Цель: Дать знания о взаимоотношениях полов: знакомство и ухаживание. Обучить правилам знакомства с противоположным полом.
Основные понятия: Знакомство, способы знакомства.
Методические рекомендации
На первом занятии проводится анализ эффективности различных способов знакомств. Такой анализ можно провести на основе анкетирования "Мой идеал юноши (девушки)". Далее педагог обучает школьников основным элементам техники знакомства.
На втором занятии целесообразно разыграть ситуации знакомства. Например: Ситуация 1 "Знакомство в поезде (при активной позиции юноши)"; ситуация 2 "Знакомство в троллейбусе (предполагает активную роль девушки в знакомстве)"; ситуация 3 "Знакомство в парке на скамейке (юноша настаивает на знакомстве, а девушка отказывается)". Проводится групповой анализ ситуаций, обсуждение наиболее эффективных приемов знакомства и ухаживания.
Последнее занятие желательно провести в виде ролевой игры. По сюжету игрокам необходимо познакомиться с представителями страны, язык которой они не знают.
Медико-гигиенический блок
Занятие 27-28. Здоровье - нравственная категория.(2ч)
Цель: Сформировать представление о духовном, социальном и биологическом здоровье. Сформировать отношение к здоровью, как нравственной категории.
Основные понятия: здоровье, поисковая активность, процессы адаптации,
Методические рекомендации
На первом занятии педагог предлагает школьникам определение понятия здоровья как духовного, социального и биологического благополучия. Затем предлагает обсудить данное определение, выяснить почему сегодня именно так определяют здоровье. Далее предлагается обсудить вопрос действительно ли нравственная категория здоровье? Выслушав мнения школьников педагог предлагает им следующий материал. Поисковая активность как основа процессов адоптации. Здоровье и творчество. Здоровье и философия. Демокрит и учение об эвтимии - уравновешенности. Эпикур и учение обатараксии -спокойствии мудрого человека. Здоровье как эмоционально полное отношение к жизни. Законы нравственности и здоровье. Забота, ответственность и здоровье.
На втором занятии рассматриваются такие проблемы как профилактика болезней и наука, болезни поведения, инфекционные болезни, болезни, передающиеся половым путем, эпидемии, иммунитет и профилактика заболеваний.
Завершает занятия вывод о связи нравственности человека и наличии или отсутствии у него болезней.
Занятие 29-30. Здоровье и благополучие.(2ч)
Цель: Сформировать представление о здоровье, благополучии, здоровом образе жизни. Сформировать мотивацию здорового образа жизни и личную ответственность за собственное здоровье и благополучие. Познакомить с анализом факторов здоровья. Раскрыть зависимость благополучия человека от различных факторов.
Основные понятия темы: Определение здоровья и благополучия. Формирование мотивации здорового образа жизни. Психическое и физическое здоровье. Личная ответственность за собственное здоровье и благополучие. Зависимость благополучия человека от социальных, физических, интеллектуальных, эмоциональных и духовных факторов.

Методические рекомендации
Первое занятие педагог организует в форме лекции с элементами беседы. Он дает подробную характеристику основным понятиям темы. Основное внимание следует уделить пониманию личной ответственности за здоровье и благополучие. С целью актуализации этих понятий и для формирования мотивации здорового образа жизни рекомендуется провести обсуждение этих понятий используя методику неоконченных предложений(Например, "Я отвечаю за свое здоровье для того...", "Я буду вести здоровый образ жизни так, как..." и т.д.).
На втором занятии для закрепления изученного материала и определения личностного смысла понятий, рекомендуется организовать дискуссию. Проблемой выносимой, на дискуссию может быть проблема понимания здорового образа жизни, факторы и признаки благополучия и др.
Занятие 31-32. Режим учебы, отдыха и питания (2 ч.)
Цель: Закрепить и углубить знания о режиме дня и его значении в сохранении, укреплении здоровья и профилактике заболеваний.
Основные понятия: режим дня: определенная продолжительность различных видов деятельности при их рациональном чередовании и регулярности; достаточный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе; регулярное питание; гигиенически полноценный сон.
Методические рекомендации
Учитель характеризует основные режимные моменты, спрашивая учеников, какой режим дня у них, есть ли он. Использует таблицы с примерными схемами режима дня учащихся 1 и 2 смены. Формирует отношение детей к соблюдению рационального режима дня как мероприятию, необходимому для укрепления здоровья и сохранению высокой учебной и трудовой активности.
Задание на дом - составить свой индивидуальный режим дня .
На втором занятии обсуждается домашнее задание и составляется "идеальный режим дня".
Занятие 33-34. Гигиенические аспекты работы на компьютере. (2 ч)
Цель: Сформировать навыки безопасной работы на компьютере.
Основные понятия: Гигиена рабочего места пользователя, профилактика утомляемости, нормы и правила безопасной работы на компьютере. Современные методы снятия утомления при работе на компьютере, требования к техническому обеспечению рабочего места пользователя
Методические рекомендации
Занятия желательно проводить совместно с учителем информатики. На первом занятии учитель раскрывает теорию вопроса с обязательной практической демонстрацией излагаемых правил.
Второе занятие полностью посвящается демонстрации и разучиванию упражнений по снятию утомляемости при работе с компьютером.

8 класс
(1 час в неделю, всего-34 часа).
"Все начинается с любви"
Этический блок
Занятие 1-3. Понятие любви (3 ч)
Цель: Актуализация знаний по теме, формирование у школьников представлений о трактовке понятия "любовь" в различных философских течениях, формирование личностного восприятия любви.
Основные понятия: любовь, как этическое понятие.
Методические рекомендации
В начале занятия педагог знакомит школьников с пониманием любви в различных философских течениях. Знакомство проводится в форме лекции с элементами беседы (для лучшего восприятия материала желателен исторический подход в его изложении). Далее рекомендуется провести обсуждение перечисленных подходов к пониманию любви (среди способов обсуждения можно рекомендовать следующие: " неоконченное предложение", "телефон доверия", " обращение с вопросом к самому себе").
Педагог в ходе обсуждения подводит школьников к осознанию необходимости в собственном понимании любви.
Для дальнейшего проведения занятия рекомендуется организация игровой ситуации. Одним из вариантов может быть игра-упражнение "стихи о любви" . Для его проведения выбираются двое молодых людей и две девушки. Они, как лидеры, выбирают себе команду: девушка-лирик набирает себе лиричных девушек. Страстный юноша выбирает страстных ребят. Сформированные команды садятся в круг, впереди - лидеры.
Комната затемняется, ее центр освещает свеча. Задача: все команды по кругу должны читать по одному стихотворению о любви. Это должны быть непременно стихи, и каждый участник не может читать более двух раз. Не обязательно читать до конца, но обязательно выражая личностное отношение к описываемой ситуации.
После этого возможен ролевой розыгрыш житейских ситуаций.
Возможна следующая схема игры:
* педагог предлагает ситуацию, понятную всем;
* ситуация разыгрывается в парах; играют все;
* ситуация обсуждается в микрогруппах в форме доклада;
* доклады перерастают в живую игру, идет показ для общей группы;
* обсуждение разных выходов из этой ситуации, их плюсов и минусов.
Возможные темы: "опоздал и забыл билеты...", "прости меня, пожалуйста!", "а ты опять сегодня не пришла" и т. д.
В качестве заключительного этапа занятия проводится рефлексия.
Занятие 4-6. Религиозные учения о сущности любви (3 ч)
Цель: Сформировать представления школьников о понимании сущности любви в различных религиозных учениях, показать христианское понимание любви, христианскую философию понимания человека, мира и Бога.
Основные понятия: Мировые религии, христианство, как основа русской культуры, любовь.
Методические рекомендации
Занятие проводится в форме лекции с элементами беседы. Аудиторию необходимо оформить репродукциями картин на религиозную и библейскую тематику. Занятие начинается с вступительного слова педагога раскрывающего основные понятия темы (предварительно педагог сам обязан наиболее полным образом ознакомиться с рекомендуемой литературой). Далее педагог организует обсуждение различных подходов к пониманию сущности любви. Домашнее задание может заключаться в написании сочинения-рассуждения по изучаемой теме.
Второй час занятия посвящается восприятию философии христианства, т.к. именно эта философия легла в основу европейской и русской культуры, а значит, и в основу нашего понимания любви.
Классная комната оформляется репродукциями картин, фотографиями храмов и святых мест, звучит духовная музыка. Педагог знакомит школьников с традициями христианства, обрядами, философией понимания человека, мира и Бога. Затем организует дискуссию, в ходе которой показывает понимание любви в христианстве.
Третий час занятия рекомендуется посвятить практическому ознакомлению с обрядами христианства. Следует познакомить школьников со свадебным обрядом на основе краеведческого материала (через посещение музея или приглашение фольклорной группы).
Психологический блок
Занятие 7-8 (2 ч)
Цель: Создание предпосылок для более свободного выражения своих чувств.
Основные понятия: расслабление; правила поведения в тренинговой группе.

Методические рекомендации
Проводится тренировка различных способов расслабления, установление зрительного контакта.
Занятие следует начать с того, что каждый назовет свое имя и скажет несколько слов о себе. Перед этим предлагается написать свое имя на табличке. Не обязательно это будет настоящее имя, можно назвать себя по-другому. Если решили взять другое имя, то, представляясь, следует сказать и настоящее, а потом попытаться объяснить почему вы решили его сменить.
Упражнение "Учимся расслабляться"
Ведущий рассказывает о том, что в случаях, когда испытываешь напряжение, "зажатость", тревогу, можно помочь себе расслабляясь с помощью простых приемов, которые помогают не только почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, не наносящего ущерб интересам общения.
Прием № 1.
Сесть поудобнее. Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделать по десять глубоких медленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлить их, вдыхая, сосчитать про себя до семи, а выдыхая - до девяти. Можно и без счета.
По окончании открыть глаза и рассказать, что чувствовали, выполняя это упражнение.
Прием № 2.
Этот способ расслабления называется "Волшебное слово". Когда мы волнуемся, можем произнести про себя это "волшебное слово", и почувствуем себя немного увереннее и спокойнее. Это могут быть разные слова: "покой", "тишина", "нежная прохлада" и любые другие. Главное, чтобы они помогали вам.
По окончании ведущий спрашивает, какие "волшебные слова" подобрал каждый из участников и что он почувствовал.
Прием № 3.
Еще один способ успокоиться и расслабиться. Вспомните, вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас волнение, напряжение. Произнесите про себя несколько утверждений о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Но эти утверждения должны быть положительными. Например, не "я не волнуюсь", а "я спокоен" и т.д. Начнем.
Данное упражнение способствует не только усвоению подростками простых навыков саморегуляции и созданию комфортной и доверительной атмосферы в группе, но и тому, что участники группы начинают более открыто и полно выражать свои чувства.
Занятие 9-10 (2 ч)
Цель: Развитие умения вести разговор.
Основные понятия: субличности, общение, наблюдательность.
Методические рекомендации
Проводится тренировка анализа собственных реакций в ситуации взаимодействия с другими людьми.
Упражнение. Ведущий говорит о том, что в обычной жизни зачастую люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактными друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой. Затем ведущий предлагает участникам занятия в течение 3-5 минут смотреть в глаза друг другу, стараясь установить контакт с каждым членом группы. По окончании ведущий спрашивает о чувствах.
Обсуждаются правила поведения в группе. Вывешивается плакат.
Форма проведения: Игровые занятия.
Занятие 11-12. (2 ч)
Цель: Отработка умения слушать собеседника.
Основные понятия: анализ субличностей, наблюдательность.
Упражнения:
"Части моего Я"
Ведущий предлагает детям вспомнить, какими они бывают в разных случаях, в зависимости от обстоятельств (порой настолько непохожими на себя самих, будто это разные люди), как они, случается , ведут внутренний диалог с собой, и попытаться нарисовать эти разные части своего "Я". Это можно сделать так как получится, быть может, символически.
После выполнения задания участники, в том числе ведущий, по очереди показывая свои рисунки группе, рассказывают, что на них изображено.
Подростки обмениваются впечатлениями, трудно ли было выполнить задание, трудно ли рассказать, что изобразили.
Игра-тренинг "Таможня".
Ведущий: "Предлагаю попрактиковаться в наблюдательности. Итак, наша группа - пассажиры, идущие на рейс самолета. Один из них контрабандист. Он пытается вывести из страны уникальное ювелирное изделие" (в качестве "предмета контрабанды" используется реальный маленький предмет: ключ, монета). Кто хочет быть таможенником?"
Взявший на себя роль таможенника, выходит. Один из участников группы, по желанию, прячет у себя ключ, после чего впускают "таможенника". Мимо него по одному проходят "пассажиры", он пытается определить, кто из них "проносит контрабанду". Чтобы облегчить задачу, "таможеннику" предоставляют 2-3 попытки. После того, как в роли "таможенника" побывали два подростка, ведущий просит их рассказать, на что они ориентировались, определяя "контрабандиста". Желательно, чтобы сам ведущий тоже побывал в роли и "таможенника", и "контрабандиста".
Помимо повышения интереса к занятию, создания атмосферы непринужденности и веселья, игра способствует формированию навыков тонкого анализа невербальных проявлений в поведении другого человека.
"Умение вести разговор"
Ведущий говорит о том, что за неумением вести разговор, поддерживать беседу часто скрывается отсутствие интереса к другому человеку, недостаток сопереживания, живого участия по отношению к нему, боязнь тесных контактов с людьми. Преодолевать эти черты начинают с развития навыков ведения и поддержания разговора.
Группа делится на пары, Темы для беседы выбираются самостоятельно, но несколько примеров подсказывает ведущий. Например: что беспокоит в школе; что трудно в отношениях с родителями; какие качества хотелось бы развить в себе, участвуя в групповых занятиях.
На первом этапе разрешается задавать только "открытые" (т.е. такие, на которые нельзя ответить просто "да" или "нет" ) вопросы, например, не "Ты любишь поболтать с Олегом?", а "Почему тебе нравится болтать с Олегом?"
Ответы рекомендуется давать также подробные, развернутые. После 3-5 минут диалога партнеры меняются ролями.
"Слушали молча"
Ведущий, напомнив окончание предыдущего упражнения говорит, что в жизни важно уметь не только поддерживать разговор, проявляя собственную активность, но и молча выслушивать собеседника, что является подчас не менее важным проявлением участия, сопереживания другому.
Группа делится на пары. В паре сначала один из участников рассказывает о себе то, что его волнует, беспокоит, на что он не находит ответа. Партнеру разрешается только невербальное выражение чувств по отношению к словам собеседника. Потом партнеры меняются ролями и, выступавший в роли слушателя, говорит о себе. Обмен чувствами, возникшими во время упражнения, можно провести и при работе в парах, но лучше сделать это в конце упражнения, когда группа собирается в полном составе.
"Значимые люди"
Ведущий просит подростков нарисовать трех самых значимых для них людей. Это могут быть не обязательно те, с кем он постоянно общается в настоящее время, но непременно те, кто значит для него больше, чем все остальные, кого он знал, кто для него дороже всех. Ведущий также выполняет рисунок.
После выполнения задания, ведущий просит участников группы по очереди показать рисунки и рассказать об изображенных людях: кто они; чем значимы для подростка, чем дороги; так же ли близки они ему теперь, если речь идет о прошлом; хотели бы они им что-нибудь сказать, будь у них такая возможность прямо сейчас.
Если кому-то из участников группы действительно хотелось бы поговорить с дорогим ему человеком, можно использовать практикуемую в гештальт-терапии технику "пустого стула".
"Список чувств"
Ведущий говорит о том, что в жизни все мы испытываем различные чувства - положительные, отрицательные. Просит вспомнить их названия и запишите в два столбика: слева - положительные, справа - отрицательные.
На выполнение задания дается примерно 5 минут.
После этого ведущий просит подчеркнуть названия самого приятного чувства среди первых и самого неприятного среди вторых; спрашивает, сколько вспомнилось положительного, и сколько отрицательного.
Задание, помимо своего развивающегося значения и, прежде всего, обогащения системы понятий, связанных с переживаниями, имеет диагностическое значение. Благополучной считается ситуация, когда у подростка количество названных положительных эмоций больше, чем отрицательных. Если преобладают отрицательные эмоции, то подростку требуется больше внимания и поддержки, ибо у него, возможно, большой негативный опыт межличностных отношений. В таких случаях можно спросить, когда возникает то чувство, которое выделено как самое приятное.
Занятие 13 (1 ч)
Цель: Формирование представлений об идеалах.
Основные понятия: идеалы, достоинства личности, недостатки личности, проблемы в общении.
Методические рекомендации
Анализ представлений об идеалах. Анализ и разблокирование представлений о недостатках. Осознание проблем в отношениях с людьми;
Упражнения
"Мои проблемы"
Ведущий рассказывает о том, что в жизни все мы испытываем различные трудности, обнаруживая у себя черты, осложняющие нам жизнь. Но в то же время, можно вспомнить примеры, показывающие, что мы вполне способны с этим справиться. Вот, например, наше свойство откладывать на потом, когда мы дотягиваем с делами, которые нужно выполнить к определенному сроку, до последнего момента, когда успеть уже почти нереально. Но все мы можем, наверное, вспомнить и случаи, когда заблаговременно запланировав, сделали что-то вовремя. Стало быть, все в наших руках. Участникам группы предлагается вспомнить и записать такие случаи (по одному), а затем рассказать о них.
После обсуждения ведущий предлагает таким же образом вспомнить о других ситуациях: боязни или раздражения, вызванных критикой в свой адрес; стремления обвинить в своих проблемах других; и др.
Данное упражнение создает у каждого члена группы ощущение близости и общности с другими членами группы, а также ощущение возможности совладания с трудностями.
"Мои идеалы"
Ведущий предлагает участникам группы выделить разные, достаточно большие периоды в своей жизни и попытаться вспомнить, кто из ныне живущих или живших в прошлом людей был для них примером, на кого они хотели быть похожими чем-то или во всем. Это могут быть не только родные и близкие, друзья и т.д., но и персонажи книг, фильмов, пьес, исторические личности (писатели, художники, политики), ныне живущие знаменитости. Чем они привлекательны? Помогли они в жизни или, может, помешали в чем-то?
Занятие 14 (1 ч)
Тема: Симпатия. Дружба. Влюбленность. Любовь. Мужское и женское восприятие любви.
Цель: Показать разнообразие, нюансы и особенности различных эмоциональных состояний человека симпатии, влюбленности, любви. Дать понятие и содержание взаимоотношениям дружбы. Показать динамику развития чувства любви, раскрыть значение любви в жизни человека механизмы возникновения и развития любви.
Основные понятия: симпатия, влюбленность, любовь, влечение, дружба, обаяние, забота, интимность, привязанность.
Методические рекомендации
Симпатия как проявление эмоционального влечения людей друг к другу. Важность внешних факторов в развитии симпатии. Обаяние как способ вызывания симпатии. Элементы и составляющие обаяния. Совместная деятельность и ее влияние на развитие симпатии. Дружба как нравственная категория, выражающая отношения привязанности, взаимного доверия, преданности. Понятие "родства душ" как психологической основы дружбы.
Признак родственности души. Влюбленность. Понятие Специфические черты влюбленности чувственный характер восприятия объекта влюбленности, идеализация партнера, поверхностность и скоротечность чувства, романтизация отношений, эгоистичный характер общения. Механизмы возникновения, развития и угасания влюбленности "ловушки" влюбленности. Основные отличия влюбленности от любви.
Любовь мужчины и женщины - как одна из составляющих общечеловеческой любви. Понятие любви как совокупности привязанности, заботы и интимности. Отражение любви в произведениях искусства. Научный подход к пониманию любви, изменение содержания любви в различных исторических эпохах любовь в первобытнообщинном периоде, понятие любви в древнеиндийских трактатах "Кама сутра" и "Ветки персика", культ любви в Древней Греции, любовь в эпоху рыцарства, влияние капиталистических общественных отношений на любовные взаимоотношения мужчины и женщины.
Тенденции современной любви; рост удельного веса дружбы в любовных отношениях; увеличение удельного веса дружбы в любовных отношениях; усиление духовных запросов к любимому, значение понимания, сопереживания, сочувствия в любовном общении, демократизм интимных отношений.
Значение любви в жизни человека. Механизмы возникновения и развития любви. Особенности проявления любви в семье и добрачном общении. Причины угасания любовного чувства привычка, обыденность ограничение свободы нарушение этики общения потеря внешней и внутренней привлекательности друг для друга.
Половые особенности проявления любви. Роль любви в жизни женщины любовь как главный смысл жизни. Особенности проявления мужской любви любовь как источник вдохновения и средство самоутверждения.
Формы: Диспут о любви "Чем отличается любовь от влюбленности". Что такое свобода в любви? Надо ли девушке первой признаваться в любви? Невзаимная любовь - счастье или беда? Верно ли, что любовь в семье со временем превращается в привычку? Бывает ли любовь с первою взгляда? Согласны ли вы с высказыванием Белинского, что любовь без дружбы подобна срезанному цветку - иногда прекрасна, но всегда не долговечна".
Тест "14 отличий любви от влюбленности".

Правовой блок
Занятие 15 (1 ч)
Тема: Правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.).
Цель: Выработка правил поведения в опасных для жизни ситуациях. Формирование ответственного поведения за собственную жизнь
Основные понятия: Опасные для жизни ситуации, связанные с преступлениями драка, разбойное нападение, изнасилование. Способы защиты, приемы самообороны. Телефоны служб срочной помощи милиция, скорая помощь, городской телефон спасения.
Методические рекомендации
В начале занятия педагог раскрывает содержание ключевых понятий темы. Затем вырабатывается алгоритм правильного поведения в подобных ситуациях по каждому типу случаев (метод Брейнсторминга).
Занятие 16 (1 ч)
Тема: Ответственность за заражение заболеваниями (сифилис, СПИД и т.д.)
Цель: Информирование и профилактика заражения наиболее опасными инфекционными заболеваниями. Формирование саногенкого мышления, ответственности за жизнь и здоровье.
Основные понятия: ответственное и безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; наиболее опасные инфекционные заболевания, их эпидемиология (симптоматика, пути заражения, инкубационный период, течение болезни, ее последствия); носитель инфекции; правила безопасности в общении с больными (дезинфекция, безопасный секс); проституция, беспорядочные сексуальные связи Уголовная ответственность (соответствующие статьи УК РФ).
Методические рекомендации
Лекция с элементами беседы (Желательна опора на видеоматериал). Для формирования личностной позиции школьников по изучаемой проблеме рекомендуется провести игру "Черное и белое".
Занятие № 17-18 (2 ч)
Тема: Конфликты в семье. Причины. Пути разрешения.
Цель: Дать понятие возникновения причин супружеских конфликтов. Научить способам профилактики и разрешения семейных конфликтов.
Основные понятия: конфликт, особенности семейных конфликтов; объективные и субъективные предпосылки конфликтов в семье изменение общественных процессов и их влияние на характер семейио-брачных отношений; проблемы соотношения домашнего и общественного труда, изменение положения женщин в обществе; жилищные и материальные трудности; уровень притязаний супругов и их реализация в браке; причины возникновения конфликтных ситуаций: недостаток культуры общения, эмоциональная отчужденность, интимная дисгармония, вредные привычки, различие установок супругов на разделение домашних обязанностей, бытовые неурядицы, различие взглядов и убеждений супругов, борьба за лидерство; пути разрешения конфликтов: взаимопонимание, компромисс, сопереживание, обоюдная забота, единство целей и средств в воспитании детей, эмоциональное переключение, тактичность, принципиальность, уступчивость; помощь семье: факультеты семейно-бытовой культуры, консультации "Брак и семья", телефоны доверия, центры планирования семьи.
Методические рекомендации

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign