LINEBURG


страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ






Программа для средних классов
общеобразовательных учреждений



Методические рекомендации для учителя


Саратов СЛОВО 2001

УДК 613+616-082.93(075.32)
ББК 51.204+53.5
О 75
Основы здорового образа жизни: Программа для средних классов общеобразовательных учреждений и методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е, доп. и перераб. Саратов: Слово, 2001. с.

Составители: О.П. Аккузина, Ю.И. Буланый, Т.В. Кобзева, И.Н. Луцевич,
М.В. Лысогорская, М.М. Орлова, М.А. Павлова, Т.В. Парсикова, М.А. Тяпкина, Л.Е. Федкулина,



Редакционная коллегия:
Н. П. Смирнова, Ю. И. Буланый, М. М. Орлова


Рецензенты:
Тугушев Р.Х.
- кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии Саратовского государственного университета.


Ярская-Смирнова Е.Р.
- доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной работы Саратовского государственного технического университета.
Горемыкин В.И.
- доктор медицинских наук, профессор, ректор Саратовского государственного медицинского университета.

УДК 613+616-082.93(075.32)
ББК 51.204+53.5
ISBN 5-900873-47-1

(c) СЛОВО, 2001
Пояснительная записка
Необходимость введения образовательного курса "Основы здорового образа жизни" продиктована многими причинами. Прежде всего - это ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями современного человека становится потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Чтобы избавиться от душевной боли, человек прибегает к употреблению алкоголя, табака, наркотиков и других токсических веществ. Опросы свидетельствуют о том, что 40% учеников 8-11 классов имеют опыт употребления различных наркотических веществ, а еще 20% живут и общаются с людьми, употребляющими наркотики.
Вследствие истощения душевных и физических сил у людей повышается уровень конфликтности во взаимоотношениях, что проявляется в семейных кризисах, разводах, проблемах "отцов и детей", росте взаимного отчуждения и равнодушия в обществе.
Как проявление душевного нездоровья населения можно рассматривать повышение агрессивности и жестокости, увеличение числа убийств, изнасилований и др.
Крайние проявления кризисного состояния личности видится в росте количества самоубийств.
Наиболее уязвимыми категориями населения являются дети, подростки и молодежь, которым еще предстоит сформировать свое отношение к миру, к себе, к сообществу. Особенно опасно, если становление личности у подрастающего поколения происходит при деформации структуры семьи, высокого риска безработицы, неэффективности функционирования государственных структур общества, избытка информации, ухудшения состояния окружающей среды, разобщенности людей, разрушения культурных ценностей.
Отсутствие у молодых людей знаний в области репродуктивного здоровья приводит к ранним беспорядочным половым связям, венерическим заболеваниям. Известно, что около 60% российских подростков начинают сексуальные отношения в возрасте до 17 лет. За последние 5 лет в России возросло количество заболеваний сифилисом более чем в 30 раз. Анализ анкет, индивидуальные и групповые беседы с молодежью, проводимые Саратовским ОЦПСиР, показывают низкую осведомленность молодых людей по основным вопросам пола, что еще больше обостряет указанные проблемы.
Актуальным остается вопрос прерывания беременности. Ежегодно в России около 300 тысяч девочек-подростков прибегает к абортам. Это, а также последствия перенесенных заболеваний половой сферы, нередко являются причиной того, что каждая 10-я супружеская пара в России страдает от бесплодия.
Впервые за всю историю России смертность в стране превысила рождаемость. В настоящее время эта проблема обострилась до такой степени, что можно говорить о реальной угрозе существования нации.
В этих условиях системе образования отводится особая роль по подготовке молодежи к взрослой жизни.
Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать новое отношение к здоровью на уровне установок, навыков и умений.
Современное определение понятия "здоровье" впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Было признано, что здоровье - это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен только человек, обладающий определенным мировоззрением, уровнем развития личности, убеждениями и установками, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни.
Феномен здоровья можно рассматривать на телесном, психологическом, духовном и социальном уровнях. Из здоровья отдельных людей складывается духовное, нравственное и физическое здоровье поколения, нации, человеческого общества в целом, что, в конечном счете, является воплощением законов существования Земли и Вселенной. Поэтому проблема здоровья не может рассматриваться как личное дело одного человека.
Современный уровень знаний и человеческого мышления позволяет осознать гармоническую связь всех событий и явлений окружающего мира, ощутить себя частью Вселенной.
Осуществление здорового образа жизни предполагает формирование зрелой личности, которая характеризуется дисциплиной ума, эмоций и поступков. Такая личность обладает способностью приводить в полное равновесие свои мысли, чувства и действия.
Цели регионального курса "Основы здорового образа жизни": формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.
Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.
В программу включены совместные занятия родителей и детей. В образовательном учреждении необходимо организовать родительский всеобуч по ключевым вопросам воспитания подрастающего поколения.
Программа каждого года обучения состоит из пяти блоков.
Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.
Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.
Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.
Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.
Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.
Каждый год обучения имеет девиз, который определяет общую направленность занятий.

Психологические особенности подросткового возраста
В настоящее время в условиях нашей страны подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10 - 11 до 14 - 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы. Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной. На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом подростковый возраст характеризуется формированием самосознания.
Каждый возрастной период является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень. Развитие всех сторон личности и интеллекта подростка предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, учения, общения, труда. Такое сотрудничество в школе нередко отсутствует.
По мнению Л.И.Божович, главное внимание в воспитании подростка следует сосредоточить на развитии мотивационной сферы личности: определения своего места в жизни, формировании мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание.
Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни.
Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении.
Новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение самых разных форм общественной деятельности.
Л.И.Божович подчеркивала, что в психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на различных этапах своего развития.
Поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Общение субъективно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное. Однако, как показывает анализ современного педагогического процесса, потребность учащихся подростков в благоприятном доверительном общении со взрослыми и сверстниками в школе очень часто не получает своего удовлетворения. Это ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, мешает ориентации в жизненных ситуациях. Все это много раз усугубляется, если у ребенка отсутствует благоприятное общение в семье.
При работе с младшими подростками упор следует сделать на пробуждение интереса и развития доверия к самому себе, на понимание своих возможностей, способностей, особенностей характера.

ПРОГРАММА
5 класс
(1 час в неделю, всего - 34 ч)
"Жизнь как процесс"
Этический блок (6 часов)
Непрерывность и цикличность жизни. Космос. Вселенная. Земля. Жизнь. Происхождение жизни на Земле. Разнообразие видов живых существ. Человек, как вершина эволюции живой природы.
Цикличность жизни человека. Прошлое, настоящее и будущее. Поколение. Преемственность поколений. Смена поколений.
Младенец, ребёнок, взрослый, зрелый человек.
Психологический блок (8 часов)
Познавательная раскрепощенность. Эмоциональные и личностно-коммуникативные барьеры, связанные с осуществлением познавательных процессов. Сплоченность группы, условия для самораскрытия каждого. Предъявление и выражение себя. Выразительные формы самопредъявления.
Интеллектуальная и поведенческая креативность. Многозначность восприятия. Умение логически мыслить, излагать свое мнение, проявлять чувство юмора, обратиться к другому с просьбой, механизмы понимания другого. Взаимодействие в группе. Внимание, образная память, лексический запас, воображение. Наблюдательность, интеллектуальная гибкость.
Адекватный словарь для анализа межличностных отношений между людьми. Множественность социальных ролей: мужчина - женщина, ребенок - подросток - взрослый, дочь - мать, сын - отец, брат - сестра.
Правовой блок (6 часов)
Ребенок, как субъект права. Права и обязанности детей. Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Семейный кодекс Российской Федерации.
Реализация прав в повседневной жизни. Социальные службы для детей. Социальная инфраструктура для детей. Государственная политика в интересах детей. Общественные организации в интересах детей.
Семьеведческий блок (6 часов)
Семья и задачи семьи. Семья как малая социальная группа, выполняющая определенные функции. Семья, как ячейка общества. Влияние общественного строя на проявление семейных отношений. Черты современной семьи: биархатный характер; двупоколенность; усиление нравственно-эстетических и психологических сфер семейной жизни; демократизация отношений между супругами, повышение уровня притязаний к семье и брачному партнеру; свобода и самостоятельность в выборе брачного партнера; создание и развитие семьи. Семья как любовный, духовный, родительский и хозяйственно-бытовой союз.
Функции семьи. Психологическая функция как реализация в семье потребностей в нежности, понимании, заботе, моральной поддержке. Воспитательная функция: дети как фактор, укрепляющий семью. Значение семейного воспитания. Неоднозначная роль матери и отца в воспитании ребенка. Хозяйственная функция. Быт, как важнейшая сфера семейного уклада, в которой формируется и воспитывается человек. Распределение домашних обязанностей в семье. Проблемы ведения домашнего хозяйства и их влияние на социально-психологический климат семьи.
Медико-гигиенический блок (8 часов)
Перестройка деятельности различных органов и систем организма в подростковом возрасте. Гигиена тела и полости рта. Гигиена рабочего места школьника.
Рациональное, сбалансированное питание. Гигиена питания.
Профилактика нарушений зрения.
Вредные привычки: алкоголь, курение, наркомания, токсикомания и их пагубное влияние на здоровье.
6 класс
(1час в неделю, всего-34 часа)
"Жизненный путь личности"
Этический блок (6 часов)
Мир. Я - подросток. Я и мир. Все связано со всем. Взаимосвязь компонентов природы. Индивидуальный образ мира. Потребительский подход к окружающему миру. Экологический подход к миру. Последствия отношения к миру. Самоценность жизни. Осознанность человеческой жизни. Свободоспособность. Понятие свободы выбора. Мы выбираем свою жизнь.
Психологический блок (10 часов)
Способность к самопознанию и уверенность в себе. Уверенное, неуверенное и грубое поведение. Отношение к себе, отношение к другим. Вербальное проявление уверенности, неуверенности, грубости. Наблюдательность в отношении уверенности, неуверенности, желания нагрубить у себя и у других.
Чувство собственного достоинства, ценность взаимодействия между людьми. Зависимость нашей уверенности и неуверенности от других людей. Трудности в принятии и выражении критики и похвалы.
Разнообразие в восприятии и понимании людьми одного и того же. Особенность и неповторимость каждого. Уважение к себе. Вербальные и невербальные формы выражения наличия и отсутствия собственного достоинства. Понятие об обратной связи, обида оскорбление, ирония. Трудности понимания друг друга. Уважение к чувствам другого человека.
Права человека, несправедливость. Эмоциональная поддержка, Собственное мнение, убеждение.
Умение высказать просьбу, согласие или отказ. Умение принять отказ.
Правовой блок (6 часов)
Знакомство со статьями из Уголовного кодекса Российской Федерации.
Понятие принуждения, т.е. действия, к которым могут принудить человека. Способы принуждения: угроза, шантаж, вымогательство, обман, психологическое или физическое давление и т.д. Ответственность за принуждение.
Склонение к преступлению. Отягчающие вину обстоятельства.
Способы противостояния принуждению. Повышение личностной самоценности и развитие навыков уверенного поведения.
Семьеведческий блок (6 часов)
Семейные реликвии. Праздники: понятие, определение. Виды праздников. Понятие и значение семейных праздников. Семейные традиции, как передающиеся из поколения в поколение способы действия, ритуалы, уклад жизни. Понятие семейных реликвий и их воспитательное значение. Родословная. Принципы формирования родословной. Генеалогия своей семьи. Генеалогическое дерево.
Медико-гигиенический блок (6 часов)
Личная гигиена мальчиков и девочек. Средства личной гигиены.
Таинство появления человеческой жизни.
Процесс рождения ребенка.
Уход за новорожденным.
Состояние окружающей среды. Значение физического воспитания и спорта для здоровья. Профилактика нарушений осанки и искривлений позвоночника. Закаливание и его методы.
Достижение эмоционального благополучия.
7 класс
(1час в неделю, всего-34 часа)
"По законам Вселенной"
Этический блок (6 часов)
Нравственные законы развития общества. Нравственность. Мораль. Ценностный базис общества. Культура межличностных отношений. Этика. Этикет. Нравственные категории. Понятие чести, совести, порядочности. Понятие добра и зла. Моральные нормы и критерии поведения. Последствия наших поступков для жизни общества.
Психологический блок (8 часов)
Способности человека. Задатки, способности, одаренность, талант, творчество. Развитие собственных способностей в рамках самовоспитания.
Способность комбинирования, Способность выделять характерное и существенное в предмете. Способность выделять индивидуальные особенности других людей и учитывать их при построении собственных действий.
Ассоциативный фундамент воображения. Способность создавать образные обобщения. Способность видеть в одном предмете признаки других. Навыки коллективного творчества.
Способность создания образов принципиально новых предметов. Способность смотреть на мир непредвзято, воспринимать предметы во всем потенциальном богатстве их признаков и функций.
Самосознание, самопринятие, конструктивное реагирование на ситуацию обиды. Преднамеренное и непреднамеренное нанесение обиды, переживание обиды, выражение обиды и досада.
Правовой блок (6 часов)
Преступления против морали. Возраст наступления уголовной ответственности (14 лет).
Понятие преступления (противоправное общественно опасное деяние предусмотренное УК РФ).
Преступления против семьи и несовершеннолетних. Воровство, бродяжничество, распространение наркотиков, проституция.
Умение сказать "нет" в критической ситуации.
Семьеведческий блок (6 часов)
Женские и мужские особенности: мужественность и женственность. Различия мужчин и женщин: физиологические, психологические, социальные. Понятие мужественности в различные исторические эпохи. Современные отношения мужчин и женщин. Процессы феминизации мужчин и мускулизации женщин.
Знакомство. Виды и формы знакомств. Особенности современных форм знакомств. Проявление мужской и женской инициативы при знакомстве. Взаимоотношения юношей и девушек.
Медико-гигиенический блок (8 часов)
Здоровье - нравственная категория. Болезни, как безответственность и невежество.
Воздействие стресса на организм. Создание установки на благополучие.
Обзор различных систем "Здорового образа жизни".
Возрастные особенности режима дня, труда и отдыха, питания подростка. Гигиена сна.
Гигиена одежды и обуви.
Детская косметика. Уход за кожей.
Гигиенические аспекты работы на компьютере.
8 класс
(1 час в неделю, всего-34 часа)
"Все начинается с любви"
Этический блок (6 часов)
Понятие любви. Любовь, как этическое понятие
Религиозные учения о сущности любви.
Христианство, как основа русской культуры. Христианское понимание любви.
Психологический блок (8 часов)
Мотивы межличностных отношений, Свобода выражения чувств. Способы расслабления. Умение слушать собеседника. Представление об идеалах. Проблемы в отношениях с людьми.
Эмоции человека. Симпатия, дружба, влюбленность, любовь.
Правовой блок (6 часов)
Правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.).
Способы защиты. Приемы самообороны. Службы срочной помощи: милиция, скорая помощь, служба спасения.
Болезнь, как опасная для жизни ситуация. Ответственное и безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Инфекционные заболевания. Ответственность за заражение заболеваниями.
Семьеведческий блок (6 часов)
Понятие конфликта, особенности семейных конфликтов. Объективные и субъективные предпосылки конфликтов в семье: изменение общественных процессов и их влияние на характер семейно-брачных отношений; проблемы соотношения домашнего и общественного труда; изменение положения женщин в обществе; жилищные и материальные трудности; уровень притязаний супругов и их реализация в браке. Причины возникновения конфликтных ситуаций: недостаток культуры общения, эмоциональная отчужденность, интимная дисгармония, вредные привычки, различие установок супругов на разделение домашних обязанностей; бытовые неурядицы; различие взглядов и убеждений супругов; борьба за лидерство.
Пути разрешения конфликтов: взаимопонимание; компромисс; сопереживание; обоюдная забота; единство целей и средств в воспитании детей; эмоциональное переключение, тактичность, принципиальность, уступчивость.
Помощь семье: факультеты семейно-бытовой культуры, консультации "Брак и семья", телефоны доверия, центры планирования семьи.
Медико-гигиенический блок (8 часов)
Гигиена физического развития подростков. Проблема акселерации.
Биология пола и половое поведение.
Компоненты полового влечения. Особенности полового влечения юноши и девушки.
Половые отношения и стиль жизни. Ранние половые связи и их влияние на здоровье.
Утомление и переутомление. Нетрадиционные методы оздоровления. Лечение музыкой, камнем, цветом.
9 класс
(1 час в неделю, всего-34 часа)
"И каждый миг - неповторим!"
Этический блок (5 часов)
Человек. Семья. Общество. Основные этапы становления современных представлений.
Семья и государство. Государственная политика в области социальной защиты семьи.
Современная демографическая ситуация в России. Я - семьянин. Я - гражданин. Карьера и семья.
Психологический блок (8 часов)
Возможности и пути проявления индивидуальности.
Связь биологического, психического и социального в человеке. Индивид, личность, индивидуальность. Темперамент, характер, тип высшей нервной деятельности. Акцентуации характера, темперамента. Общение и индивидуальные особенности способов общения. Дистанция в общении, мотивы общения. Осознание мотивов межличностных отношений.
Выражение чувств. Вербальные и невербальные способы выражения благодарности и их анализ. Выработка терпеливого отношения к людям. Перспективы развития.
Правовой блок (5 часов)
Права человека. Свобода и равенство в достоинстве и правах. Право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность. Правосубъектность. Равенство перед законом. Право на защиту моральных и материальных интересов.
Права гражданина России. Нормативные документы, регламентирующие права и обязанности гражданина России.
Право на жизнь. "Международное общество защиты прав нерожденного ребенка". Уголовная ответственность за детоубийство и жестокое обращение с детьми.
Семьеведческий блок (7 часов)
Проблемы семьи и одиночества. Современное состояние российской семьи: статистика браков, разводов, рождаемости. Причины одиночества и пути решения проблем одиноких людей. Помощь в поиске спутника жизни и создании семьи; клубы общения, службы знакомств.
Личные интересы супругов и общие интересы семьи. Барьеры общения в семье. Причины трудностей в семейной жизни: совмещение супружеских обязанностей с учебой или трудовой деятельностью, отсутствие хозяйственных навыков, недостаток знаний в области педагогики, психологии, медицины. Значение этики семейного общения. Похвала, поддержка, одобрение, комплимент. Спор и ссора. Признаки ссоры. Критика. Понятие конструктивной и неконструктивной критики. Правила конструктивной критики.
Семейный бюджет. Его роль в жизни семьи. Основы ведения семейного бюджета. Режим экономии в семье. Распределение семейного бюджета. Участие всех членов семьи в составлении, ведении и контроле семейного бюджета.
Медико-гигиенический блок (9 часов)
Анатомия и физиология пола.
Заболевания иммунной системы. СПИД. Профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Венерические заболевания, их симптомы, особенности заражения, лечение и профилактика.
Аборт и контрацепция.
Интимность, как нравственное понятие.
Режим дня и его особенности во время экзаменов. Профилактика переутомления при подготовке и сдаче экзаменов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
5 класс
(1 час в неделю, всего - 34 ч)
"Жизнь как процесс"
Этический блок
Занятия 1-2. Непрерывность и цикличность жизни (2 ч)
Цель. Сформировать у учащихся представление о строении вселенной. планете Земля, происхождении жизни на Земле. Определить место человека в иерархии живых существ.
Основные понятия: Вселенная; Земля; жизнь; происхождение жизни на земле; разнообразие видов живых существ; человек, как вершина эволюции живой природы.
Методические рекомендации.
Занятие рекомендуется начинать с просмотра видеофильмов, демонстрирующих кадры о происхождении Вселенной и нашей планеты. Затем, педагог выносит на обсуждение проблему происхождения жизни на планете Земля. Выслушав версии ребят, педагог подводит итог и описывает существующие теории происхождения жизни (заострив внимание на неоднозначность толкования данной проблемы). Объяснения педагога необходимо подкрепить кадрами видеофильма о происхождении Жизни.
Затем педагог предлагает школьникам самостоятельно сформулировать определение понятия "Жизнь". После обмена мнениями совместно формулируется общее определение. Используя иллюстрации, гербарный материал и живые экземпляры животных и растений педагог показывает разнообразие живых существ. Заканчивается занятие вопросом о месте человека в иерархии живых существ. Ответ на этот вопрос школьники продумывают дома.
Практическое занятие проводится в виде ролевой игры "Совет всех существ". Она помогает школьникам определить место человека в системе живой природы, понять ценность жизни любого существа, ощутить чувство эмпатии с живыми существами планеты и ответственность за них.
Занятия 3-4. Цикличность жизни человека (2 ч)
Цель. Подвести учеников к пониманию цикличности жизни человека, к определению своего места в непрерывном потоке жизни.
Основные понятия: цикличность жизни человека, прошлое, настоящее и будущее.
Методические рекомендации.
В начале занятия педагог предлагает ребятам вспомнить определение понятия "Жизнь" сформулированное ранее. Затем просит дать основные характеристики понятия "Жизнь", записывает их на доске, выделяя в ответах такие особенности как "непрерывность" и "цикличность". В ходе обмена мнениями педагог приближает школьников к мысли, что для человека тоже характерна цикличность жизни. Затем приглашает ребят на экскурсию в импровизированную "картинную галерею" (н.п.: соответствующим образом оформленная классная доска или стена классной комнаты). В "картинной галерее" ребята знакомятся с картинами известных живописцев, изображающих человека в различные возрастные периоды. Обсуждая полотна, педагог совместно с детьми делает вывод о непрерывной смене поколений и красоте человека в любом возрасте. В конце занятия ребята получают задание дома нарисовать портреты членов своей семьи.
На второе занятие целесообразно пригласить родителей, бабушек и дедушек. Стены классной комнаты оформить портретами близких людей, нарисованными детьми. Педагог организует беседу, во время которой взрослые делятся с детьми воспоминаниями о детстве, юности, зрелых годах. Дети заранее готовят вопросы и играют роль журналистов, для которых старшее поколение организовало пресс-конференцию.
Занятия 5-6. Преемственность поколений (2 ч.)
Цель. Сформировать представление о смене поколений, преемственности поколений как о непрерывном процессе. Помочь ученикам ощутить себя включенными в процесс преемственности поколений.
Основные понятия: поколение, смена и связь поколений, младенец, ребенок, взрослый, зрелый человек, передача жизненного опыта от поколения к поколению.
Методические рекомендации.
Педагог организует занятие в форме игры "кому лучше?". Фабула игры чрезвычайно проста. К столу, на котором двумя стопами лежат карточки, подходят поочередно школьники и, присаживаясь на стул, берут попарно и одновременно по одной карточке с разных концов стола, читают содержимое. На карточках одного набора написана фраза, отражающая преимущества определенного возраста. На другой карточке, из другого набора, написана фраза, отражающая сложности возраста.
По прочтении текста школьники, выступающие в данный момент как партнеры, принимают решение кому из двоих лучше. Затем, согласно принятому решению, либо идут вместе, либо расходятся каждый в свою сторону. Таким образом, все участники в итоге разбиваются на две группы, располагаясь по ту сторону, где произведен выбор в пользу преимуществ либо в пользу сложности возраста. Но идея игры пока неизвестна играющим. Производя выбор, они некоторое время остаются в неведении относительно принципа сопоставления. Только, когда выбор сделан, педагог сообщает об их игровом предпочтении, потому что обе характеристики свойственны любому возрасту человека.
Очень важно, чтобы ни в финале игры, ни в ходе ее, не звучали нравоучения педагога, осуждающего или одобряющего производимый выбор. Признания заслуживает и то, и другое. Однако осмыслить себя в произведенном выборе необходимо, ибо приоритет одного из них сказывается на характере жизни, ее содержании и ценностях.
Второе занятие начинается с просмотра видеофильмов, отражающих наиболее значимые моменты истории. В ходе их просмотра педагог подводит школьников к выводу о преемственности поколений. Затем рекомендуется организовать игру "Лента времени", в ходе которой проследить тесную взаимосвязь поколений, преемственность нравственных и интеллектуальных норм передающихся из поколения в поколение.
Психологический блок
Приоритетное направление психологической работы: мотивация познавательной деятельности, анализ представлений о межличностных отношениях между людьми.
Нередко оказывается так, что дети достаточно сообразительные и даже смекалистые в обычной внеурочной обстановке (в играх, в общении друг с другом), оказываются вдруг тугодумами в обстановке учебно-познавательной. У таких детей выявляются трудности эмоционального и личностно-коммуникативного плана, препятствующие полноценному вовлечению ребенка в учебно-познавательную деятельность, дети предпочитают отмалчиваться, ведут себя достаточно пассивно.
Занятия, направленные на формирование познавательной раскрепощенности, лучше проводить в игровой форме с использованием простого, житейского, доступного материала. Затем приобретенные навыки познавательной раскованности переносятся ребенком на более сложный учебный материал.
На занятиях формируется познавательная раскрепощенность. Под "познавательной раскрепощённостью" понимается возможность свободного и активного функционирования познавательных процессов ребёнка с использованием максимума его потенциала. Для этого необходимо создание ряда условий. Во-первых, устранение имеющихся у ребёнка эмоциональных и личностно-коммуникативных барьеров, связанных с осуществлением познавательных процессов. Во-вторых, приобретение полноценного и эмоционально безопасного опыта функционирования познавательных процессов с использованием максимума способностей: когда ребёнок может свободно высказывать различные гипотезы, свободно искать способы решения тех или иных познавательных проблем и за счёт этого получать положительную эмоциональную поддержку, вступать в общение со сверстниками и проявлять себя как личность.
Занятие 7.(1 ч)
Цель: Формирование сплоченности группы, условий для самораскрытия каждого.
Основные понятия: предъявление себя; выражение себя.
Методические рекомендации.
Освоение выразительных форм самопредъявления.

Упражнения:
"Знакомство"
В начале занятия можно преложить каждому из присутствующих встать и представится. Постараться представляться каждый раз по-разному. При этом попросить сопровождать свое имя жестом. Можно предложить группе встать, распределив свои имена в алфавитном порядке.
"Мое имя"
Произнесите свое имя тихо, громко, растянуто, утвердительно, удивленно, восторженно, вызывающе, нежно, злобно, разочарованно, задумчиво. Задание можно выполнить в кругу, когда каждый говорит свое имя, учитывая данное ему задание с последующим смещением установки.
Это задание можно предложить выполнить дома перед зеркалом, в кругу родных, знакомых. Задача: соотнести интонации голоса с выражением лица, с позой, с контекстом.
Домашнее задание. К следующему занятию написать на листке свое имя, придумать и написать свой девиз, эмблему.
Занятие 8 (1 ч)
Цель. Развитие интеллектуальной и поведенческой креативности.
Основные понятия: анализ, синтез, сходство, различие, качества предмета.
Методические рекомендации.
Освоение многозначного восприятия.
Упражнения:
"Ассоциация"
Запишем, например, слово "ученик".
Задание: За ограниченное количество времени к каждой букве этого слова записать по одному слову.
Например: урок, чашка и т.д.
Затем можно передать листки по кругу или зачитать и сравнить ассоциации, а также определить, кто быстрее других справится с заданием.
"Опиши предмет"
Школьникам объясняется, что предыдущее упражнение было разминкой. Дается новое задание. На стол кладется какой-нибудь предмет, например шапка.
Задание: В течение 5 минут написать об этом предмете все, что сможете придумать: из чего сделан, для чего служит, цвет, размер; сравнить его с другими предметами.
Устный вариант игры: каждый говорит о предмете по одному предложению, но так, чтобы получился связанный рассказ. Упражнение развивает воображение, внимание, учит работать самостоятельно в условиях ограниченного времени.
После выполнения задания отмечается время, потраченное на задание, оригинальность рассказа.
"Разминка"
Прелагается двигательное упражнение, требующее воображения, пластичности, артистичности.
Задание: Походите, как младенец, который только начал ходить, как старый человек, как эстрадный певец, как артист балета, как человек, которому некуда спешить и др.
Ребята могут сами предложить другие роли.
Домашнее задание. Представьте, что вы во фруктовом саду. Набрали полную корзину яблок. Потренируйтесь перед зеркалом, изобразите, что несете тяжелую корзину.
Занятия 9-10 (2 ч)
Цель. Развитие умения логически мыслить, излагать свое мнение, проявлять чувство юмора.
Основные понятия: интеллект, поведение, восприятие, однозначно, многозначно.
Методические рекомендации.
Вербальные упражнения на развитие креативности.
Упражнения:
"Сочини рассказ"
На столе лежат предметы, например: ручка, расческа, грецкий орех, газета, шапка и др.
За ограниченное количество времени предложить ребятам сочинить рассказ, героями которого должны быть эти предметы. Работа может быть индивидуальной или групповой.
Затем зачитываются рассказы и анализируются с точки зрения оригинальности идеи, логичности, образности, цельности, а также с учетом манеры изложения.
"Блицтурнир"
Каждый должен написать на листе по одному вопросу, свернуть бумажки и сложить в шапку. Затем ученики по очереди вытаскивают листки, читают вопросы и пытаются на него ответить. Другие участники также могут предложить свои варианты ответов. При этом каждый из участников имеет право не отвечать.
Игра развивает оперативность, умение логически мыслить и излагать свое мнение, развивает чувство юмора.
По окончанию игры определяются оригинальные вопросы и интересные ответы.
"Две команды"
Называть все возможные способы передвижения.
Побеждает команда, назвавшая последний вариант.


"Соединим фигуры"
Изобразите животное, например, птицу, рыбу или др. Сначала каждое из треугольников, затем из прямоугольников, из квадратов, окружностей.
"Пофантазируйте"
Если бы ныряя в воду, вы вдруг почувствовали, что можете дышать как рыба, и любые опасения глубины вам нипочем, как бы вы могли использовать этот дар?
Эту работу можно предложить выполнить по парам или по группам. Игра развивает воображение, умение логически строить свою речь, публично выступать.
Занятия 11-12 (2 ч)
Цель. Развитие воображения, мышления, умения обратиться к другому с просьбой, умения понимать другого.
Основные понятия: логика, мышление, чувство юмора.
Методические рекомендации.
Вербальные упражнения на развитие креативности.
Упражнения:
"Сочинить рассказ с конца"
Первый участник говорит предложение, которое считается последним в рассказе. Например: "Жили они долго и счастливо".
Второй участник составляет предложение, которое логически предшествует последнему предложению и т.д. т.о. составляется рассказ. По окончании работы анализируется ход выполнения задания: чья идея была развита, пытался изменить ход событий и насколько это удалось, кто сумел поддержать общую линию, кто внес особенно интересные предложения.
"Рисуем слово"
Предлагается слово, например, Квардок.
Задание: нарисуй, каким тебе видится это слово.
Можно задавать вопросы ведущему о размерах, форме.... Затем листок передается по кругу. Сравнивается своя фантазия с фантазиями другими.
"Мои фантазии"
Придумай слово, которого нет в языке. Опиши, что оно может обозначать, его функции. Это задание может быть дано группе из 3-4 человек. Можно предложить поработать подобным образом и дома.
"По щучьему велению"
Водящий говорит: "По щучьему велению, по моему хотению..." Обращается к кому-то конкретно и о чем-то его просит. Например, просит пройтись по комнате или загадать загадку. Исполнивший просьбу становится водящим.
Игра развивает воображение, мышление, а также умение обратиться к другому с просьбой, умение понимать другого.

"Угадай слово"
Участвуют две команды. Ведущий шепотом говорит капитанам слово.
Капитан следующему игроку говорит значение слова, не называя само слово, второй говорит третьему игроку, как он нашел сказанное, т.е. передает значение слова, но своими словами и т.д. Последний игрок пытается определить, какое слово сказал капитанам ведущий.
Можно, анализируя ход игры, уточнить, кто изменил информацию, передал не точно, отметить интересные варианты передачи значений.
"Отгадай"
Один человек выходит из комнаты. Группа загадывает кого-то из присутствующих. Вошедший должен отгадать, кого загадали, задав группе только пять вопросов, на которые группа может отвечать только "да" или "нет", например: "Похож ли он на кошку?" или "Похож ли он на тополь?"
Занятие 13 (1 ч)
Цель. Отработка взаимодействия в группе.
Основные понятия: воображение, общение, понимание, просьба.
Методические рекомендации.
Упражнения на развитие творчества.
Упражнения:
"Пирамида"
Ведущий говорит фразу: "Собака лает". Следующий участник игры дополняет фразу одним словом. Например, "черная собака лает". Следующий участник повторяет предыдущую фразу, добавляя одно слово. Например: "черная собака лает на лугу" и т.д.
"Закончи фразу"
Один человек держит в руке мяч и говорит начало предложения, затем бросает мяч кому-то другому, кто должен закончить предложение. Тот бросает мяч третьему участнику, который начнет новое предложение и т.д. Можно определить тему диалога.
"Ассоциации"
Ведущий говорит слово, например, "мебель". Первый участник повторяет его и говорит ассоциации, которые вызывает у него это слово. Второй участник говорит слово "мебель", повторяет ассоциации первого участника и приводит свои собственные. Третий участник говорит слово мебель, повторяет ассоциации первого и второго участников и добавляет свои. И так далее.
"Что общего"
Найти как можно больше признаков сходства между двумя различными предметами, например, между мелом и мороженым. Время работы можно ограничить.


"Назови пять предметов"
Первому участнику ведущий предлагает в течение 30 сек. назвать пять предметов красного цвета, затем второй участник называет пять предметов зеленого цвета, затем третий называет предметы синего цвета. При этом никто не должен повторить сказанное другими. Не сумевший справиться с заданием, выбывает.
Занятие 14 (1 ч)
Цель. Развитие внимания, образной памяти, лексического запаса, воображения.
Основные понятия: взаимодействие в группе, творчество, ассоциации.
Методические рекомендации.
Упражнения, требующие проявлений наблюдательности, интеллектуальной гибкости.
Упражнения:
"Кто самый внимательный?"
Всем игрокам раздаются одинаковые тексты. За ограниченное количество времени они должны вычеркнуть все буквы А.
"Угадай"
Один из играющих стоит спиной к группе. Кто-то подходит к нему, прикасается, издает какой-нибудь звук и возвращается на место. Стоящий спиной поворачивается и пытается отгадать, кто подходил.
"Зоркий глаз"
Водящий выходит за дверь. Один из игроков что-то изменяет в своем внешнем виде, например, расстегивает пуговицу, снимает часы и т.п. Водящий, войдя в класс, пытается определить, у кого произошли изменения.
Игра развивает внимание, образную память.
"Вырази мысль другими словами"
Написать фразу: "Школьники ждут летние каникулы". Найти варианты передачи этой мысли, заменяя каждое слово. Например: "Те, кто учатся в школе, хотят наступления июня, июля, августа".
Эта работа может быть проведена в парах, в группах. Упражнение увеличивает лексический запас, развивает воображение.
"Оратор"
На листочках написать темы выступлений. Каждый участник берет листок с какой-либо темой и через 2-3 минуты он должен выступить с речью.
"Разминка"
Положите руки на колени, хлопните в ладони перед грудью, правой рукой
возьмитесь за нос, левой - за правое ухо, опять хлопните в ладони, возьмитесь левой рукой за нос, а правой за левое ухо.


"Слово на каждый шаг"
Идя по классу, на каждый шаг называть, например, имена или оттенки цветов. Побеждает сделавший больше шагов и назвавший больше слов. Соревнование может быть командным.
Занятия не должны проходить исключительно как сложная серия игр. Необходим постоянный анализ, обсуждение действий детей и способов решения или возникших проблем. Важно, чтобы участники имели возможность проводить обмен мнениями, выражать свои чувства, высказываться.
Правовой блок
Занятия 15-16. Знакомство с декларацией прав ребенка.
Права и обязанности детей.(2 ч)
Цель. Познакомить школьников с нормативными документами, определяющими их права и обязанности; способствовать воспитанию правовой активности юных граждан.
Основные понятия: Ребенок как субъект права; права и обязанности детей; Декларация прав ребенка; Конвенция о правах ребенка; Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Семейные кодекс РФ.
Методические рекомендации.
Занятие рекомендуется проводить в форме беседы. Перед началом занятий педагог раздает школьникам нормативные документы, предлагаемые к изучению: Конвенция ООН о правах ребенка; Декларация прав ребенка; Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"; извлечения из Семейного кодекса РФ. Педагог подробно разъясняет и комментирует статьи документов, вовлекая школьников в беседу. В ходе занятия школьники заполняют табличку-памятку:

Я имею право
Документ,
определяющий мои права и обязанности
Я обязан







Особое внимание следует обратить на понятия: закон; права; обязанности.
На втором занятии педагог предлагает школьникам проблемные ситуации для решения которых ребята используют нормативные документы и знания в области своих прав и обязанностей. На этом же занятии можно организовать "Турнир знатоков". В ходе которого школьники в игровой форме закрепляют знания основных нормативных документов, определяющих их права и обязанности.

страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign