LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 25)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

выбросы загрязняющих веществ;
• план-график контроля на предприятии за соблюдением нор-
мативов ПДВ на источниках выбросов и на контрольных точках (по-
стах);
• план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДВ;
• ежегодное разрешение на выброс загрязняющих веществ в
атмосферу;
• ежегодная пояснительная записка о неизменности количест-
ва источников выбросов загрязняющих веществ, качественного и ко-
личественного состава выбрасываемых веществ, неизменности тех-
нологического процесса, расхода и номенклатуры используемого сы-
рья и материалов, сохранения объемов выпускаемой продукции,
определенных на год разработки и установления нормативов допус-
тимых выбросов;
• технический отчет по контролю за соблюдением установ-
ленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный
воздух согласно плану-графику контроля;
• документацию по реализации мероприятий по временному
сокращению выбросов загрязняющих веществ объекта в периоды не-
благоприятных метеорологических условий (НМУ), которая включа-
ет:
- приказ руководителя предприятия о порядке перехода в пе-
риоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) на за-
данные режимы с указанием ответственных лиц за проведение меро-
приятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным
объектам, а также лиц ответственных за организацию приема опове-
щения и введения мероприятий по снижению выбросов;

85
- журнал регистрации приема предупреждений о НМУ от орга-
на Росгидромета на предприятии;
- план мероприятий по предупреждению аварийных выбросов за-
грязняющих атмосферу;
Документацию по охране атмосферного воздуха при эксплуата-
ции автотранспортных средств, которая включает:
- журнал ежедневного учета использования автотранспортных
средств;
- журнал ежедневного расхода горючего;
- журнал пройденного километража;
- журнал записи результатов проверок автомобилей с бензино-
выми двигателями на соответствие экологическим требованиям;
- журнал учета измерений дымности при проверке автомобилей с
дизельными двигателями.
7. Документы по охране поверхностных вод от загрязнения:
• приказ по предприятию о назначении лица, ответственного
за эксплуатацию и обслуживание сетей водных коммуникаций и очи-
стных сооружений и о его функциях;
• должностные инструкции для персонала, обслуживающего
водные коммуникации и очистные сооружения;
• должностные инструкции для персонала, обслуживающего
контрольно-измерительную аппаратуру по определению качества за-
бираемой и сбрасываемой в водный объект воды;
• порядок проведения государственной аттестации контроль-
но-измерительной аппаратуры по определению качества забираемой
и сбрасываемой в водный объект воды;
• балансовую схему прямоточного и оборотного водоснабже-
ния и водоотведения с указанием и нумерацией мест измерения забо-
ра (приема) и сброса воды, а также точек передачи ее другим потре-
бителям;
• паспорта на очистные сооружения ;
• планы работ по проверке эффективности работы очистных
сооружений;
• инструкции по эксплуатации и обслуживанию очистных со-
оружений;
• журналы учета работы очистных сооружений;
• производственные инструкции завода-изготовителя по экс-
плуатации оборудования очистных сооружений;

86
• график планово-предупредительного (текущего) ремонта
водных коммуникаций и очистных сооружений;
• первичную учетную документацию по использованию воды:
- №ПОД - 11 «Журнал учета водопотребления (водоотведения)
водоизмерительными приборами и устройствами»;
- №ПОД - 12 «Журнал учета водопотребления (водоотведения)
косвенными методами»;
- № ПОД - 13 «Журнал учета качества сбрасываемых сточных
вод»;
• документацию, подтверждающую право предприятия на
сброс загрязняющих веществ в окружающую среду:
- норматив на предельно допустимый сброс веществ (ПДС) или на
временно согласованный сброс веществ (ВСС), поступающих в водный
объект со сточными водами по выпускам;
- схему-график аналитического контроля за работой очистных
сооружений, соблюдением нормативов допустимых сбросов загряз-
няющих веществ в окружающую среду со сточными водами и влия-
нием их на водные объекты;
- план мероприятий по достижению нормативов допустимого
сброса загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными во-
дами;
- ежегодное разрешение на сброс загрязняющих веществ;
- ежегодную пояснительную записку, содержащая в себе ин-
формацию о неизменности технологических процессов, расхода и
номенклатуры используемого сырья и материалов и сохранения объ-
емов выпускаемой продукции, определенной на год разработки и ус-
тановления нормативов допустимых сбросов;
- ежегодный технический отчет по контролю за соблюдением
установленных нормативов сбросов загрязняющих веществ в окру-
жающую среду со сточными водами, в соответствии со схемой-
графиком контроля;
- ежегодный отчет о выполнении «Плана мероприятий по дос-
тижению нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в
окружающую среду со сточными водами» с указанием освоенных
средств;
• документацию по реализации мероприятий на случай экс-
тремального загрязнения водного объекта, которая включает:
- План ликвидации аварий на случай загрязнения водного объ-
екта.
87
- План мероприятий на случай загрязнения водного объекта
другими предприятиями или судами, в случае забора поверхностных
вод этого водного объекта.
8. Документы по обращению с отходами производства и по-
требления:
• приказ о назначении лиц, допущенных к работе с опасными
отходами;
• приказ о направлении лиц, допущенных к работе с опасными
отходами на обучение или переподготовку;
• договора на размещение отходов, на прием отходов от дру-
гих организаций;
• свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в
государственном реестре объектов размещения отходов (для индиви-
дуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющих на сво-
ем балансе или осуществляющих эксплуатацию объектов захороне-
ния или длительного хранения отходов (полигоны, шламохранилища,
хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.);
• план проводимых (планируемых) мероприятий по снижению
влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды;
• перечень отходов, образующихся на предприятии (учет от-
ходов ведется с использованием федерального классификационного
каталога отходов);
• результаты определения класса опасности образовавшихся
отходов;
• паспорта опасных отходов, с указанием кода отхода соглас-
но Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО);
• лицензии на деятельность по обращению с опасными отхо-
дами;
• свидетельства (сертификаты) на право работы с опасными
отходами для лиц, допущенных к деятельности по обращению с
опасными отходами;
• норматив образования отходов и лимиты на их размещение;
• мероприятия по наблюдению за состоянием окружающей
среды на объектах (местах) хранения, захоронения отходов и о пе-
риодичности их осуществления;
• ежегодные технические отчеты о неизменности производст-
венного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах.


88
9. Документы лаборатории предприятия по контролю воздействий
на окружающую среду:
• положение о лаборатории;
• ее паспорт;
• свидетельства о поверке средств измерений органами госу-
дарственной метрологической службы;
• паспорта на государственные стандартные образцы состава и
свойств контролируемых объектов;
• результаты внутреннего и внешнего контроля качества вы-
полняемых измерений;
• акты отбора проб и журналы их регистрации;
• аттестованные методики выполнения измерений;
• журналы результатов контроля воздействий на окружающую
среду.
В отсутствие собственной лаборатории, проверяется договор на
выполнение соответствующих работ со сторонней аккредитованной
лабораторией.
По результатам мероприятия по государственному экологиче-
скому контролю государственным инспектором в области охраны
окружающей среды, осуществляющим проверку, составляется акт
установленной формы в двух экземплярах. В акте указываются:
• дата, время и место составления акта;
• наименование органа государственного экологического кон-
троля;
• дата и номер распоряжения, на основании которого проведе-
но мероприятие по государственному экологическому контролю;
• фамилия, имя, отчество и должность государственного ин-
спектора в области охраны окружающей среды, проводившего меро-
приятие по государственному экологическому контролю;
• наименование проверяемого юридического лица или фами-
лия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя,
отчество, должность представителя юридического лица или предста-
вителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при
проведении мероприятия по контролю;
• дата, время и место проведения мероприятия по государст-
венному экологическому контролю;
• сведения о результатах мероприятия по государственному
экологическому контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об

89
их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за со-
вершение этих нарушений;
• сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с
актом представителя юридического лица или индивидуального пред-
принимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении меро-
приятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;
• подпись должностного лица (лиц), осуществившего меро-
приятие по государственному экологическому контролю.
К акту прилагаются акты об отборе проб, объяснения должност-
ных лиц органов государственного экологического контроля, объясне-
ния работников, на которых возлагается ответственность за нарушения
обязательных требований, и другие документы или их копии, связан-
ные с результатами мероприятия по государственному экологическому
контролю.
Один экземпляр акта с копиями Приложений вручается руководите-
лю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпри-
нимателю или их представителям под расписку либо направляется посред-
ством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к
экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля
(надзора).
В случае выявления в результате мероприятия по государствен-
ному экологическому контролю административного правонарушения
государственным инспектором в области охраны окружающей среды
составляется протокол в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации об административных правонарушениях, и
даются предписания об устранении выявленных нарушений.
Предприятия ведут журнал учета мероприятий по контролю.
В журнале учета мероприятий по контролю государственным инспек-
тором в области охраны окружающей среды производится запись о
проведенном мероприятии по государственному экологическому кон-
тролю, содержащая сведения о наименовании органа государственно-
го контроля, дате, времени проведения мероприятия по контролю, о
правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по го-
сударственному экологическому контролю, о выявленных нарушени-
ях, о составленных протоколах, об административных правонарушени-
ях и о выданных предписаниях. Журнал учета мероприятий по контро-
лю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью
юридического лица или индивидуального предпринимателя. При от-
сутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляе-

90
мом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается
соответствующая запись.
При выявлении, в результате проведения мероприятия по госу-
дарственному экологическому контролю, нарушений юридическим
лицом или индивидуальным предпринимателем государственный ин-
спектор по охране природы обязан принять меры по контролю за уст-
ранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвра-
щением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, ок-
ружающей среде, а также меры по привлечению лиц, допустивших
нарушения, к ответственности.
К гражданам, должностным лицам и юридическим лицам, нару-
шившим нормы законодательства в области охраны окружающей среды,
государственным инспектором по охране природы может быть приме-
нено административное наказание - административный штраф (далее -
штраф). При малозначительности совершенного административного
правонарушения государственный инспектор может освободить лицо,
совершившее административное правонарушение, от административной
ответственности и ограничиться устным замечанием.
При совершении административного правонарушения государ-
ственный инспектор составляет протокол об административном пра-
вонарушении, что является возбуждением дела об административном
правонарушении. Если нарушение совершено несколькими лицами,
протокол составляется на каждое из этих лиц. При составлении про-
токола гражданину разъясняются его права и обязанности, о чем де-
лается отметка в протоколе. Протокол подписывается лицом, его со-
ставившим, а также лицом, привлекаемым к административной от-
ветственности, свидетелями и потерпевшими. В случае отказа лица,
привлекаемого к административной ответственности от подписания
протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, в отношении которо-
го составлен протокол об административном правонарушении, вправе
представить прилагаемые к протоколу объяснения, замечания по со-
держанию протокола и мотивы своего отказа от его подписания.
Протокол об административном правонарушении составляется
инспектором, выявившим нарушение, немедленно после выявления
совершения административного правонарушения (статья 28.5 КоАП
РФ), как правило, на месте совершения нарушения, так как для со-
ставления протокола обязательно личное присутствие нарушителя –
физического лица либо законного представителя юридического лица.
В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств

91
дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом
лице, в отношении которых возбуждается дело об административном
правонарушении, протокол об административном правонарушении
составляется в течение двух суток с момента выявления администра-
тивного правонарушения.
В случаях, когда после выявления административного правона-
рушения в области охраны окружающей среды необходимо проведе-
ние экспертизы либо иных процессуальных действий, требующих
значительных временных затрат, в связи с чем составить Протокол в
вышеуказанные сроки не представляется возможным, инспектором
выносится Определение о возбуждении дела и проведении админист-
ративного расследования (статья 28.7 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в
ред. 21.03.2005 г.) (КоАП РФ). В этом случае Протокол об админист-
ративном правонарушении составляется по окончании администра-
тивного расследования. Срок проведения административного рассле-
дования не может превышать одного месяца.
Протокол с соответствующими документами в течение суток с
момента составления направляется должностному лицу, уполномо-
ченному рассматривать дело об административном правонарушении,
а в некоторых случаях, рассмотренных ниже, в суд.
При государственном экологическом контроле предприятий, в
соответствии со статьей 23.29 КоАП РФ, государственные инспекто-
ра по охране природы рассматривают дела об административных
правонарушениях, предусмотренных:
• ст. 8.1 – несоблюдение экологических требований при плани-
ровании, технико-экономическом обосновании проектов, проектирова-
нии, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию,
эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;
• ст. 8.2 – несоблюдение экологических требований и санитарно-
эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и
потребления или иными опасными веществами;
• ст. 8.4 – нарушение законодательства об экологической экс-
пертизе;
• ст. 8.5 – сокрытие или искажение экологической информа-
ции;
• ст. 8.6 – порча земли;
• ст. 8.21 – нарушение правил охраны атмосферного воздуха;

92
• ст. 8.22 – выпуск в эксплуатацию механических транспортных
средств с превышением нормативов содержания загрязняющих ве-
ществ в выбросах либо нормативов уровня шума;
• ст. 8.23 – эксплуатация механических транспортных средств
с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в вы-
бросах либо нормативов уровня шума.
В соответствии с п. 37 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ государственные
инспектора по охране природы, имеют право составлять протоколы
об административных правонарушениях, предусмотренных:
• ч. 1 ст. 19.4 – неповиновение законному распоряжению
должностного лица органа, осуществляющего государственный над-
зор (контроль);
• ч. 1 ст. 19.5 – невыполнение в срок законного предписания
(постановления, представления) органа (должностного лица), осущест-
вляющего государственный надзор (контроль);
• ст. 19.6 – непринятие мер по устранению причин и условий,
способствовавших совершению административного правонарушения;
• ст. 19.7 – непредставление сведений (информации).
Рассмотрение дел по вышепоименованным статьям КоАП РФ
осуществляется судом или арбитражным судом.




93
ГЛАВА 11. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ

Общие положения, предметы ведения, тип и характер админи-
стративных правонарушений, ответственность гражданских, должно-
стных и юридических лиц, степень их наказания в области охраны
окружающей природной среды и природопользования, в сельском
хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель определены Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях от
30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. 21.03.2005 г.)
Административное наказание является установленной государ-
ством мерой ответственности за совершение административного пра-
вонарушения и применяется в целях предупреждения совершения
новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими
лицами.
В качестве административного наказания за правонарушения в
области охраны окружающей природной среды и природопользова-
ния в сельском хозяйстве Кодексом предусмотрен административный
штраф.
Административный штраф является денежным взысканием и
может выражаться в величине, кратной минимальному размеру опла-
ты труда (без учета районных коэффициентов), установленному фе-
деральным законом на момент окончания или пресечения админист-
ративного правонарушения;
Размер административного штрафа за правонарушения в облас-
ти охраны окружающей природной среды, налагаемого на граждан и
исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не мо-
жет быть менее одного и более двадцати пяти минимальных размеров
оплаты труда. Размер административного штрафа на должностных
лиц не может превышать пятьдесят минимальных размеров оплаты
труда, на юридических лиц - пятьсот минимальных размеров оплаты
труда.
Сумма административного штрафа подлежит зачислению в
бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Рос-
сийской Федерации.
Назначение административного наказания не освобождает лицо
от исполнения обязанности, за неисполнение которой администра-
тивное наказание было назначено.

94
Постановление по делу об административном правонарушении
не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня соверше-
ния административного правонарушения.
Лицо, которому назначено административное наказание за со-
вершение административного правонарушения, считается подвергну-
тым данному наказанию в течение одного года со дня окончания ис-
полнения постановления о назначении административного наказания.
К административным правонарушениям в области охраны
окружающей природной среды и природопользования в сельском
хозяйстве относятся:
• Несоблюдение экологических требований при планирова-
нии, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании,
размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию,
эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
• Несоблюдение экологических и санитарно-
эпидемиологических требований при сборе, складировании, исполь-
зовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке,
захоронении и ином обращении с отходами производства и потребле-
ния или иными опасными веществами.
• Нарушение правил испытаний, производства, транспорти-
ровки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и
агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окру-

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 25)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign