LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 25)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

гическим требованиям. Для автомобилей с дизельными двигателями -
в журнал учета измерений дымности при проверке автомобилей с ди-
зельными двигателями.
Производственный контроль за охраной поверхностных
вод.


74
Перечень источников производственных сточных вод и содер-
жащихся в них загрязняющих веществ, технологические схемы для
очистки и обезвреживания, объем и периодичность химического кон-
троля определяются на основании нормативно-технических докумен-
тов по проектированию и эксплуатации технологического оборудова-
ния.
Состав и свойства сточных возвратных вод определяются на
выпуске (выпусках) их в водные объекты. Наряду с отбором проб
сточных возвратных вод должен производиться отбор проб исходной
воды водоисточника для определения фоновых показателей, а также
проб воды после ее смешения с возвратными водами в контрольном
створе в соответствии с графиком. В случае превышения ПДС в ре-
зультате ухудшения качества возвратных вод производственные под-
разделения предприятия с привлечением химической лаборатории
должны определить источник загрязнения путем обследования от-
дельных потоков (колодцев) и устранить нарушение.
Приказом администрации назначается лицо, ответственное за
проведение природоохранных мероприятий и владеющее информа-
цией о водопотреблении и водоотведении всеми подразделениями
предприятия, и утверждается перечень подразделений и лиц, ответст-
венных за:
• проведение измерений количества забираемых, используе-
мых и возвратных вод;
• проведение измерений количества загрязняющих веществ в
возвратных водах;
• информацию о соблюдении нормативов ПДС.
Наряду с химическими методами контроля часто осуществляет-
ся контроль токсичности природных и сточных вод с использованием
действующих методов биотестирования. В случае обнаружения ток-
сичности сточных вод, отводимых в водный объект, или вод в кон-
трольном створе водного объекта устанавливаются конкретные веще-
ства, обуславливающие эту токсичность, и пересматриваются норма-
тивы ПДС.
Порядок представления информации о сбросах загрязняющих
веществ в водные объекты водопользователь согласовывает с органа-
ми государственного экологического контроля. При разработке сис-
темы контроля возвратных сточных вод предприятия данные различ-
ных форм отчетности должны быть сведены в единый банк данных.


75
С целью соблюдения нормативов ПДС разрабатывается и со-
гласуется схема-график производственного аналитического контроля
за работой очистных сооружений, соблюдением нормативов допус-
тимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду со сточ-
ными водами и влиянием их на водные объекты. При производствен-
ном контроле наблюдения ведутся за:
• расходом, составом и свойствами сточных вод на отдельных
звеньях технологической схемы очистки и их соответствием установ-
ленным регламентам;
• расходом, составом и свойствами сточных вод, сбрасывае-
мых в водные объекты, и их соответствием установленным нормати-
вам ПДС;
• расходом, составом и свойствами вод в местах собственных
водозаборов, фоновых и контрольных створах водных объектов, при-
нимающих сточные воды, и соблюдением норм качества воды в кон-
трольных створах.
В общем виде система производственного аналитического контроля
должна обеспечивать:
• оценку состава и свойств исходных вод в местах собствен-
ных водозаборов;
• систематические данные об объемах забираемой, используе-
мой и возвратной воды и их соответствие установленным лимитам;
• информацию о количестве и качестве различных категорий
сточных вод;
• оценку эффективности работы имеющихся очистных соору-
жений, количества и качества очищенных и повторно используемых
вод.
• оценку состава и свойств возвратных вод и соответствия их
установленным нормативам ПДС;
• оценку состава и свойств вод в фоновых и контрольных
створах водных объектов, принимающих сточные воды;
• исходные данные к отчетности предприятия по установлен-
ным формам статистической отчетности.
Измерение расходов воды производится в пунктах учета на каж-
дом водозаборе и выпуске сточных вод, а также в системах оборотного
водоснабжения и точках передачи воды другим потребителям. Выбор
водоизмерительных приборов и устройств определяется их назначени-
ем, величиной измеряемых расходов воды, производительностью во-

76
дозаборных и водосбросных сооружений. На предприятиях, не
имеющих соответствующей аппаратуры, расходы воды по согласова-
нию с соответствующими надзорными органами, в порядке исключе-
ния, до установки контрольно-измерительных приборов могут опре-
деляться расчетом.
Производственный контроль за охраной окружающей сре-
ды при обращении с отходами.
Во исполнение требований федерального закона «Об отходах
производства и потребления» юридические лица, осуществляющие
деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуще-
ствляют производственный контроль за соблюдением требований за-
конодательства Российской Федерации в области обращения с отхо-
дами.
Производственный контроль в области обращения с отходами в
общем случае включает в себя:
• проверку порядка и правил обращения с отходами;
• анализ существующих производств, с целью выявления воз-
можностей и способов уменьшения количества и степени опасности
образующихся отходов;
• учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, пе-
реданных другим лицам или полученных от других лиц, а также раз-
мещенных отходов;
• нахождение класса опасности отходов по степени возможно-
го вредного воздействия на окружающую природную среду при непо-
средственном или опосредованном воздействии опасного отхода на
нее;
• составление и утверждение Паспорта опасного отхода;
• определение массы размещаемых отходов в соответствии с
выданными разрешениями;
• мониторинг состояния окружающей среды в местах хране-
ния (накопления) и (или) объектах захоронения отходов;
• проверку выполнения планов мероприятий по внедрению
малоотходных технологических процессов, технологий использова-
ния и обезвреживания отходов, достижению лимитов размещения
отходов;
• проверку эффективности и безопасности для окружающей
среды и здоровья населения эксплуатации объектов для размещения
отходов;

77
• анализ информации о процессах, происходящих в местах
размещения отходов.
Для учета отходов обычно ведутся соответствующие таблицы.
На основании их анализа оформляется Перечень отходов, образую-
щихся на предприятии. Учет отходов ведется с использованием феде-
рального классификационного каталога отходов.
Отчетными документами производственного контроля являют-
ся:
• программа проведения производственного контроля;
• список лиц, отвечающих за проведение производственного
контроля;
• информация о результатах проведения производственного
контроля;
• план-график устранения выявленных в процессе проведения
производственного контроля недостатков.




78
ГЛАВА 10. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
КОНТРОЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Государственный контроль в области охраны окружающей среды
(государственный экологический контроль) осуществляется федеральны-
ми органами исполнительной власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и направлен на предотвращение, выяв-
ление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окру-
жающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и
иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных
документов, в области охраны окружающей среды.
Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и ин-
дивидуальных предпринимателей при проведении государственного
контроля (надзора)», с изменениями на 1 октября 2003 года, установ-
лены:
• порядок проведения мероприятий по контролю, осуществ-
ляемых органами государственного контроля (надзора);
• права юридических лиц и индивидуальных предпринимате-
лей при проведении государственного контроля (надзора), меры по
защите их прав и законных интересов;
• обязанности органов государственного контроля (надзора) и
их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю.
Требования, определенные федеральным законом «О защите
прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
проведении государственного контроля (надзора)», обязательны при
осуществлении государственного экологического контроля.
Мероприятия по государственному экологическому контролю
проводятся на основании распоряжений (приказов) органа, осуществ-
ляющего государственный экологический контроль. В распоряжении
(приказе) о проведении мероприятия по государственному экологиче-
скому контролю указываются:
• номер и дата распоряжения (приказа) о проведении меро-
приятия по государственному экологическому контролю;
• наименование органа государственного экологического кон-
троля;
• фамилия, имя, отчество и должность государственного ин-
спектора в области охраны окружающей среды;
• наименование юридического лица или фамилия, имя, отче-
ство индивидуального предпринимателя, в отношении которых про-
79
водится мероприятие по государственному экологическому контро-
лю;
• цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по госу-
дарственному экологическому контролю;
• правовые основания проведения мероприятия по государст-
венному экологическому контролю, в том числе нормативные право-
вые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
• дата начала и окончания мероприятия по государственному
экологическому контролю.
Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по государствен-
ному экологическому контролю либо его заверенная печатью копия предъ-
является государственным инспектором в области охраны окружающей
среды руководителю или иному должностному лицу юридического лица
либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным
удостоверением. Обязательное предъявление служебного удостоверения
связано с тем, что мероприятие по государственному экологическому кон-
тролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), кото-
рое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по кон-
тролю.
Как правило, продолжительность мероприятия по государствен-
ному экологическому контролю не должна превышать один месяц. В
исключительных случаях, на основании мотивированного предложения
государственного инспектора в области охраны окружающей среды, ру-
ководителем органа контроля или его заместителем срок проведения
мероприятия по государственному экологическому контролю может
быть продлен, но не более чем на один месяц.
Мероприятия по государственному экологическому контролю
могут быть плановыми и внеплановыми. В отношении одного юри-
дического лица или индивидуального предпринимателя каждым ор-
ганом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по
контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.
Таким образом, мероприятия по государственному экологическому
контролю в плановом порядке могут проводиться не чаще чем один
раз в два года. В отношении субъекта малого предпринимательства
плановое мероприятие по государственному экологическому контро-
лю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его
государственной регистрации.
Предметом внеплановой проверки являются:


80
• контроль за исполнением предписаний об устранении наруше-
ний, выявленных в результате планового мероприятия по государствен-
ному экологическому контролю;
• получение информации от юридических лиц, индивидуаль-
ных предпринимателей, органов государственной власти о возникно-
вении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях техно-
логических процессов, а также о выходе из строя сооружений, обору-
дования, которые могут непосредственно причинить вред
окружающей среде;
• возникновение угрозы загрязнения окружающей среды;
• обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных инте-
ресов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) инди-
видуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обяза-
тельных требований, а также получение иной информации, подтвер-
ждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими
о наличии признаков таких нарушений.
Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в
орган государственного экологического контроля, не могут служить
основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.
Государственные инспектора в области охраны окружающей
среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах
своих полномочий имеют право в установленном порядке:
• проверять соблюдение нормативов, государственных стан-
дартов и иных нормативных документов в области охраны окружаю-
щей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих
устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприя-
тий по охране окружающей среды;
• проверять соблюдение требований, норм и правил в области
охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в
эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производст-
венных и других объектов;
• проверять выполнение требований, указанных в заключении
государственной экологической экспертизы, и вносить предложения
о ее проведении;
• предъявлять требования и выдавать предписания юридиче-
ским и физическим лицам об устранении нарушения законодательст-
ва в области охраны окружающей среды и нарушений природоохран-

81
ных требований, выявленных при осуществлении государственного
экологического контроля;
• приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юри-
дических и физических лиц при нарушении ими законодательства в
области охраны окружающей среды;
• привлекать к административной ответственности лиц, до-
пустивших нарушение законодательства в области охраны окружаю-
щей среды;
• осуществлять иные определенные законодательством пол-
номочия.
Государственные инспектора в области охраны окружающей
среды обязаны:
• предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законода-
тельства в области охраны окружающей среды;
• разъяснять нарушителям законодательства в области охраны
окружающей среды их права и обязанности;
• соблюдать требования законодательства.
Государственные инспектора в области охраны окружающей
среды при проведении мероприятий по государственному экологиче-
скому контролю не вправе:
• проверять выполнение обязательных требований, не отно-
сящихся к компетенции органа государственного экологического кон-
троля;
• осуществлять плановые проверки в случае отсутствия долж-
ностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или ин-
дивидуальных предпринимателей либо их представителей;
• требовать представление документов и информации, если
они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся
к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, отно-
сящихся к предмету проверки;
• требовать сведения о проведении отбора проб без оформле-
ния соответствующего акта об отборе образцов по установленной
форме;
• распространять информацию, составляющую охраняемую за-
коном тайну и полученную в результате проведения мероприятий по
государственному экологическому контролю, за исключением случаев,
предусмотренных законодательством Российской Федерации;


82
• превышать установленные сроки проведения мероприятий
по государственному экологическому контролю.
При проведении мероприятий по государственному экологиче-
скому контролю государственные инспектора в области охраны окру-
жающей среды последовательно проверяют:
1. Кто конкретно несет ответственность за принятия решений
при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, которая
оказывает или может оказывать негативное воздействие на окру-
жающую среду - руководитель предприятия или лицо им назначен-
ное.
2. Основные документы, характеризующие предприятие:
• свидетельство о государственной регистрации предприятия;
• документы на землепользование;
• виды основной деятельности;
• имеющиеся лицензии;
• структура предприятия: основные и вспомогательные произ-
водства;
• наличие арендаторов.
3. Документы по результатам проверок предприятия органами
государственного контроля:
• акты по результатам предыдущих проверок предприятия;
• предписания органов государственного экологического кон-
троля об устранении нарушений требований природоохранного зако-
нодательства;
• протоколы об административных правонарушениях, -
постановления на приостановку объектов, цехов, производств, и раз-
решения на возобновление работы;
• приказы по предприятию и планы мероприятий по устране-
нию нарушений, установленных в актах проверок и предписаниях;
• отчеты о выполнении предписаний и актов.
4. Документы, подтверждающие внесение платы за негативное
воздействие на окружающую среду:
• ежеквартальные Декларации о внесении платы за негативное
воздействие на окружающую среду;
• копии платежных поручений о перечислении платы за нега-
тивное воздействие на окружающую среду.
5. Формы государственной статистической отчетности:


83
• № 18-КС «Сведения об инвестициях в основной капитал, на-
правленных на охрану окружающей среды и рациональное использо-
вание природных ресурсов»;
• № 2-ОС «Сведения о выполнении водоохранных работ на
водных объектах»;
• № 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану природы,
экологических и природоресурсных платежах»;
• № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного возду-
ха»;
• № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды»;
• № 2-ТП (отходы) «Об образовании, поступлении, использо-
вании и размещении токсичных отходов производства и потребле-
ния»
6. Документы по охране атмосферного воздуха:
• приказ по предприятию о назначении лица, ответственного
за эксплуатацию и обслуживание установок очистки газа и о его
функциях;
• должностные инструкции для персонала, обслуживающего
установки очистки газа;
• паспорта на каждую установку очистки газов (Установки
очистки газа должны подвергаться осмотру для оценки их техниче-
ского состояния не реже одного раза в полугодие комиссией, назна-
чаемой руководством предприятия. По результатам осмотра состав-
ляется прилагаемый к паспорту установки акт. Кроме того, установки
очистки газов должны подвергаться проверке на соответствие факти-
ческих параметров работы проектным параметрам не реже одного
раза в год, а при изменении режима технологического оборудования,
ремонта и реконструкции установки в течение трех месяцев. Резуль-
таты проверок также оформляются актом и заносятся в паспорт);
• план работ по проверке эффективности газоочистного обо-
рудования;
• инструкции по эксплуатации и обслуживанию установок
очистки газа;
• приказ о порядке ведения журналов учета работы установок
очистки газов;
• график планово-предупредительного (текущего) ремонта ус-
тановок очистки газа;


84
• первичную учетную документацию по охране атмосферного
воздуха:
- ПОД - 1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и
их характеристик»;
- ПОД - 2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмо-
сферного воздуха»;
- ПОД - 3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавли-
вающих установок»;
• норматив допустимых выбросов, установленный органами в
области охраны окружающей среды сроком на 5 лет или лимиты на

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 25)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign