LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 25)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

сейнов рек определено, что нормативы платы применяются с исполь-
53
зованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы -
природно-климатические особенности территорий, значимость при-
родных и социально-культурных объектов, а также ежегодный коэф-
фициент индексации с учетом инфляции. Кроме того, применяется
дополнительный коэффициент 2:
• для особо охраняемых природных территорий, в том числе
лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
• для районов Крайнего Севера и приравненных к ним мест-
ностей;
• для Байкальской природной территории и зон экологическо-
го бедствия (Приложение 8.1).
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загряз-
няющих веществ установлены в рублях за 1 тонну по 214 видам за-
грязняющих веществ. Нормативы платы за сбросы загрязняющих ве-
ществ в поверхностные и подземные водные объекты установлены в
рублях за 1 тонну по 198 видам загрязняющих веществ.
Расчет платежей производится предприятиями (индивидуаль-
ными предпринимателями) с применением нормативов платы и ко-
эффициентов, учитывающих экологические факторы, утвержденные
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня
2003 года № 344. Платежи рассчитываются исходя из фактической
массы загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду,
указанных в выданных организациям разрешениях на выбросы, сбро-
сы загрязняющих веществ и размещение отходов.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в разме-
рах, не превышающих установленные предприятию предельно допус-
тимые нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, объе-
мы размещения отходов определяется путем умножения соответст-
вующих дифференцированных ставок платы на величину указанных
видов загрязнения и суммирования полученных произведений по ви-
дам загрязнения.
В соответствии с План-графиком контроля за выбросами и
сбросами величина загрязнения определяется либо на основе экспе-
риментальных замеров, либо расчетом массы загрязняющих веществ.
Экспериментальные замеры должны выполняться аккредитованной
лабораторией с периодичностью согласно утвержденного План-
графика. В случае, если в План-графике предусмотрен расчетный ме-
тод, то фактический выброс или сброс, определяется на основании
данных о расходе топлива, сырья, материалов, данных о режиме ра-
54
боты оборудования, о времени и эффективности работы пылегазо-
очистного оборудования, нормативов и характеристик выноса ве-
ществ с территории предприятия.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах
установленных лимитов определяется путем умножения соответст-
вующих дифференцированных ставок платы на разницу между ли-
митными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загряз-
няющих веществ, объемами размещения отходов и суммирования
полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной
среды определяется путем умножения соответствующих дифферен-
цированных ставок платы за загрязнение в пределах установленных
лимитов на величину превышения фактической массы выбросов,
сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов над
установленными лимитами, суммирования полученных произведений
по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повы-
шающий коэффициент.
В случае отсутствия у предприятия оформленного в установ-
ленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ,
размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается
как сверхлимитная.
Порядок расчета платы за выбросы загрязняющих веществ
в атмосферу.
Плата за загрязнение атмосферного воздуха выбросами загряз-
няющих веществ от стационарных источников загрязнения подразде-
ляется на:
• плату за выбросы в пределах установленных нормативов
выбросов;
• плату за выбросы в пределах установленных лимитов вы-
бросов;
• плату за сверхлимитные выбросы (за превышение установ-
ленных нормативов выбросов или установленных лимитов выбросов,
а также за выбросы при отсутствии разрешительной документации).
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загряз-
няющих веществ стационарными источниками установлены Поста-
новлением Правительства РФ от 12 июня 2003 года № 344 (Приложе-
ние 8.2)
Фактическая масса годовых выбросов загрязняющих веществ ука-
зывается предприятием в ежегодной государственной статистической
55
отчетности по форме № 2-ТП (воздух), составленной на основании об-
работки результатов журналов первичной отчетности (ПОД-1,
ПОД-2 и ПОД-3), в которых учитываются результаты работы источни-
ков загрязнения атмосферы за год. Фактическая масса годового выброса
загрязняющих веществ подразделяется на:
• массу загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу в
пределах установленных нормативов выбросов и указанную в еже-
годном разрешении на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;
• массу загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу в
пределах установленных лимитов по отдельным веществам на период
достижения нормативов выбросов и указанную в ежегодном разре-
шении на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;
• сверхлимитную массу.
Исходными данными для определения фактической массы вы-
броса могут служить:
• данные, полученные в результате выполнения работ по Пла-
ну-графику контроля за выбросами в атмосферу;
• данные контрольно-измерительной аккредитованной лабо-
ратории предприятия, органов государственного экологического кон-
троля, иной аккредитованной на право проведения аналитических
работ лаборатории;
• данные о расходе топлива, сырья, материалов;
• данные о режиме работы основного оборудования предпри-
ятия за год;
• данные о времени и эффективности работы пылегазоочист-
ного оборудования.
Особенности определения массы загрязнений, поступающих в
атмосферу:
• при определении валового выброса учитывается норматив-
ное время работы источников загрязнения атмосферы, соответст-
вующее нормативному времени работы технологического оборудова-
ния, имеющего эти источники загрязнения атмосферы;
• при определении фактического выброса в расчетах берется
фактическое время работы оборудования за год;
• в случае простоя технологического оборудования, источник
загрязнения атмосферы может считаться отсутствующим при нали-
чии официальных документов, удостоверяющих простой;


56
• масса аварийных выбросов, включенная в государственную
отчетность (форма № 2-ТП (воздух) при определении платы по ито-
гам года не учитывается;
• если в выбросах содержатся вещества, трансформирующие-
ся в атмосфере воздуха в более токсичные (например, переход NO в
NO2), то расчет ведется по более токсичным веществам с уменьшени-
ем их количества по коэффициенту трансформации.
Плата за выбросы загрязняющих веществ в размерах, не превы-
шающих установленных природопользователю нормативов выбросов Пн
атм, рассчитывается по следующей формуле:




где i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3...n);
Пн атм - плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах установ-
ленных нормативов выбросов (руб.); Снi атм – норматив платы за вы-
брос 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленных
нормативов выбросов (руб.) (Приложение 8.2); Мi атм - фактическая
масса выброса i-го загрязняющего вещества (т);
Мнi атм - допустимый выброс i-го загрязняющего вещества в пределах
установленного норматива (т); Кз атм – коэффициент, учитывающий
экологический фактор состояния атмосферного воздуха в данном ре-
гионе (Приложение 8.1). Отметим, что данный коэффициент приме-
няется с дополнительным коэффициентом 1,2 при выбросе загряз-
няющих веществ в атмосферный воздух городов. Для особо охраняе-
мых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных
местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и при-
равненных к ним местностей, Байкальской природной территории и
зон экологического бедствия применяется дополнительный коэффи-
циент равный 2; Кин – коэффициент индексации платы за негативное
воздействие на окружающую среду. Устанавливается ежегодно зако-
ном о бюджете Российской Федерации. На 2005 год этот коэффици-
ент равен 1,2 к нормативам платы, установленным Постановлением
Правительства РФ от 12 июня
2003 года № 344.
Плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах установ-
ленных лимитов рассчитывается по следующей формуле:

57
где i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3...n); Пл атм - плата
за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лими-
тов (руб.); Слi атм – норматив платы за выброс 1 тонны i-го загряз-
няющего вещества в пределах установленных лимитов выбросов
(руб.) (Приложение 8.2); Мi атм - фактическая масса выброса i-го за-
грязняющего вещества (т); Мнi атм - допустимый выброс i-го загряз-
няющего вещества в пределах установленного норматива (т);
Млi атм - выброс i-го загрязняющего вещества в пределах установлен-
ного лимита (т); Кз атм – коэффициент, учитывающий экологический
фактор состояния атмосферного воздуха в данном регионе (Приложе-
ние 8.1). Отметим, что данный коэффициент применяется с дополни-
тельным коэффициентом 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в
атмосферный воздух городов. Для особо охраняемых природных тер-
риторий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курор-
тов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним ме-
стностей, Байкальской природной территории и зон экологического
бедствия применяется дополнительный коэффициент равный 2. Кин –
коэффициент индексации платы за негативное воздействие на окру-
жающую среду. Устанавливается ежегодно законом о бюджете Рос-
сийской Федерации. На 2005 год этот коэффициент равен 1,2 к нор-
мативам платы, установленным Постановлением Правительства РФ
от 12 июня 2003 года № 344.
Плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ опре-
деляется путем умножения соответствующих ставок платы за загряз-
нение в пределах установленных лимитов на величину превышения
фактической массы выбросов над установленными лимитами, сумми-
рования полученных произведений по видам загрязняющих веществ
и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.




58
где Псл атм - плата за сверхлимитный выброс загрязняющих ве-
ществ (руб.).
Общая плата за загрязнение атмосферного воздуха от стацио-
нарных источников определяется по формуле:



Порядок расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в
атмосферу от автотранспорта. Плата за загрязнение атмосферного
воздуха выбросами загрязняющих веществ от автотранспорта
подразделяется на:
• плату за выбросы в пределах установленных нормативов;
• плату за выбросы, превышающие установленные нормати-
вы.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загряз-
няющих веществ передвижными источниками для различных видов
топлива установлены Постановлением Правительства РФ от 12 июня
2003 года № 344 (Приложение 8.3).
Плата за выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта в
пределах установленных нормативов Пн транс (руб.) определяется по
формуле:




где е - вид топлива, в соответствии с приложением 8.3 (е = 1,
2,...r); Yе - норматив платы за выброс в атмосферный воздух загряз-
няющих веществ передвижными источниками при использовании
1 тонны е-го вида топлива, (руб.), в соответствии с приложением 8.3;
Те - количество е-го вида топлива, израсходованного передвижным
источником за отчетный период (т) по данным первичной отчетности;
Кз атм - коэффициент, учитывающий экологические факторы, по тер-
риториям экономических районов Российской Федерации. Данный
коэффициент умножается на дополнительный коэффициент 1,2 при
59
выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов. Для
особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-
оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Край-
него Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природ-
ной территории и зон экологического бедствия применяется дополни-
тельный коэффициент равный 2; Кин – коэффициент индексации пла-
ты за негативное воздействие на окружающую среду.
Устанавливается ежегодно законом о бюджете Российской Федера-
ции. На 2005 год этот коэффициент равен 1,2 к нормативам платы,
установленным Постановлением Правительства РФ от 12 июня
2003 года № 344.
Плата за превышение нормативов выбросов загрязняющих ве-
ществ от автотранспортных средств в атмосферу, установленных со-
ответствующими стандартами Псн транс (руб.) определяется по фор-
муле:




где j - тип транспортного средства (j = 1, 2,...р); Пнj - плата за
выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных нормати-
вов от j-го типа транспортного средства (руб.); dj - доля транспортных
средств j-го типа, не соответствующих стандартам. Определяется как
соотношение количества транспортных средств, не соответствующих
требованиям стандартов, к общему количеству проверенных
транспортных средств.
Плата за превышение нормативов выбросов начисляется орга-
нами государственного экологического контроля по результатам кон-
троля соответствия транспортных средств требованиям стандартов,
регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработав-
ших газах в условиях эксплуатации. Количество транспортных
средств (ТС), подвергаемых контролю в выборке (раздельно по видам
топлива), должно составлять не менее:
• 100 % - для предприятий с числом ТС до 20 единиц;
• 50% - для предприятий с числом ТС до 50 единиц;
• 30% - для предприятий с числом ТС до 100 единиц;
• 20% - для предприятий с числом ТС до 500 единиц.
Если в результате проверки, доля транспортных средств, не со-
ответствующих нормативным требованиям, составляет более 90% или

60
менее 10%, то для повышения достоверности результатов выборку ре-
комендуется увеличивать вдвое. При соблюдении указанных размеров
выборки, доля выявленных ТС, не соответствующих нормативным
требованиям, распространяется на всю численность ТС предприятия,
находящихся в эксплуатации.
Общая плата за выбросы загрязняющих веществ от передвиж-
ных источников определяется по формуле:
Птранс=Пн транс+Псн транс.
При использовании для обезвреживания отработавших газов
двигателя передвижного источника загрязнения атмосферного возду-
ха устройств нейтрализации к платежам применяются понижающие
коэффициенты:
• для автотранспорта, использующего неэтилированный бен-
зин и газовое топливо - 0,05;
• для остальных транспортных средств - 0,1.
Порядок расчета платы за сбросы загрязняющих веществ в
поверхностные водные объекты.
Плата за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные вод-
ные объекты подразделяется на:
• плату за сбросы в пределах установленных нормативов сбро-
сов;
• плату за сбросы в пределах установленных лимитов сбросов;
• плату за сверхлимитные сбросы (за превышение установ-
ленных нормативов сбросов или установленных лимитов сбросов, а
также за сбросы при отсутствии разрешительной документации).
Нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверх-
ностные и подземные водные объекты установлены Постановлением
Правительства РФ от 12 июня 2003 года № 344 (Приложение 8.4).
Этим же Постановлением определены значения коэффициентов, учи-
тывающих экологические факторы (состояние водных объектов), по
бассейнам морей и рек (Приложение 8.5).
Фактическая масса годовых сбросов загрязняющих веществ
указывается природопользователем в ежегодной государственной
статистической отчетности по форме № 2-ТП (водхоз), составленной
на основании обработки результатов журналов первичной отчетности
(ПОД-11, ПОД-12 и ПОД-13). Фактическая масса годового сброса
загрязняющих веществ подразделяется:



61
• на массу загрязняющих веществ, сбрасываемых в пределах
установленных нормативов сбросов и указанную в ежегодном разре-
шении на сброс загрязняющих веществ;
• на массу загрязняющих веществ, сбрасываемых в пределах
установленных лимитов по отдельным веществам на период дости-
жения нормативов сбросов и указанную в ежегодном разрешении на
сброс загрязняющих веществ в атмосферу;
• на сверхлимитную массу сбрасываемых загрязняющих ве-
ществ.
Исходными данными для определения фактической массы
сброса могут служить:
• данные, полученные в результате выполнения работ по Пла-
ну-графику контроля за качеством сточных вод;
• данные контрольно-измерительной лаборатории предпри-
ятия, органов государственного экологического контроля, иной ак-
кредитованной на право проведения аналитических работ лаборато-
рии;
• данные о расходе топлива, сырья, материалов;
• данные о временном режиме работы оборудования за год;
• нормативы и характеристики выноса веществ с территории.
Особенности определения массы загрязнений, поступающих в
водные объекты:
• из массы суммарных показателей загрязнения (взвешенные
вещества, сухой остаток и другие), для которых установлены базовые
нормативы платы, вычитается масса индивидуальных веществ, опла-
чиваемых по соответствующим нормативам, при условии подтвер-
ждения доли этих веществ в составе суммарных;
• в случае отсутствия метода определения вещества в сточной
воде масса этого вещества рассчитывается по данным материального
баланса вещества на объекте. Если сточные воды подвергаются биоло-
гической очистке, расчет массы вещества, поступившей в водный объ-
ект, должен учитывать возможность и степень их удаления в процессе
этой очистки;
• масса загрязняющих веществ, сброшенных в период аварий
и не удаленных в результате осуществления мер по ликвидации ее
последствий, включенная в государственную отчетность по форме №
2-ТП (водхоз) не учитывается при окончательном расчете платы по
итогам года.

62
Плата за сбросы загрязняющих веществ в размерах, не превы-
шающих установленных предприятию допустимых нормативов сбро-
сов, определяется по следующей формуле:




где i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3...n);
Пн вод - плата за сброс загрязняющих веществ в пределах установлен-
ных нормативов сбросов (руб.); Снi вод – норматив платы за сброс 1
тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленных нор-
мативов сбросов (руб.) (Приложение 8.4); Мi вод - фактическая масса
сброса i-го загрязняющего вещества (т); Мнi вод - допустимый сброс i-
го загрязняющего вещества в пределах установленного норматива (т);
Кз вод – коэффициент, учитывающий экологические факторы (состоя-
ние водных объектов) по бассейнам морей и рек (Приложение 8.5). Для
особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-
оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Край-
него Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природ-
ной территории и зон экологического бедствия применяется дополни-
тельный коэффициент равный 2; Кин – коэффициент индексации пла-
ты за негативное воздействие на окружающую среду.
Устанавливается ежегодно законом о бюджете Российской Федера-
ции. На 2005 год этот коэффициент равен 1,2 к нормативам платы,
установленным Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003
года № 344.
Плата за сброс загрязняющих веществ в пределах установлен-
ных лимитов рассчитывается по следующей формуле:




где i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3...n); Пл вод - плата
за сброс загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов
сбросов (руб.); Слi вод – норматив платы за сброс 1 тонны i-го загряз-
63
няющего вещества в пределах установленных лимитов сбросов (руб.)
(Приложение 8.4); Мi вод - фактическая масса сброса i-го загрязняю-
щего вещества (т); Мнi вод - допустимый сброс i-го загрязняющего ве-
щества в пределах установленного норматива (т);
Млi вод - сброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленно-
го лимита (т); Кз вод – коэффициент, учитывающий экологические фак-
торы (состояние водных объектов) по бассейнам морей и рек (Прило-
жение 8.5). Для особо охраняемых природных территорий, в том числе
лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов
Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской при-
родной территории и зон экологического бедствия применяется допол-
нительный коэффициент равный 2; Кин – коэффициент индексации

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 25)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign