LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 25)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

щадок;
• перекачку аварийных сбросов отходов обратно в очистные
сооружения объекта;
• создание системы сбора загрязненного поверхностного стока
с территории предприятия с последующей перекачкой его в сооруже-
ния хранения или очистки.


42
Нарушение требований по охране и рациональному использо-
ванию водных объектов ведет к ограничению, приостановлению или
прекращению деятельности хозяйственных объектов, влияющих на
состояние водных объектов.
В соответствии с Законом № 167 ФЗ «Водный кодекс Россий-
ской Федерации», предприятия при использовании водных объектов
обязаны вести в установленном порядке учет забираемых, используе-
мых и сбрасываемых вод, а также количества загрязняющих веществ в
них. Данные первичного учета используются для заполнения формы
государственной статистической отчетности № 2-ТП (водхоз), состав-
ления проектов планов по охране и рациональному использованию
водных ресурсов, правильного внесения платежей за негативное воз-
действие на окружающую среду и за водопользование.
Сельскохозяйственное предприятие должно иметь следую-
щую документацию.
1. Типовые формы учета водопотребления и водоотведения.
• ПОД-11 «Журнал учета водопотребления (водоотведения)
водоизмерительными приборами и устройствами»;
• ПОД-12 «Журнал учета водопотребления (водоотведения)
косвенными методами»;
• ПОД-13 «Журнал учета качества сбрасываемых сточных
вод».
В них вносятся данные первичного учета.
Образцы форм типовой первичной отчетности охраны поверх-
ностных вод и порядок их заполнения представлены в Приложении
6.1.
2. Проект нормативов допустимых сбросов (ПДС).
Проект нормативов допустимых сбросов (ПДС) разрабатывает-
ся в соответствии с ГОСТ 17.1.3.13-86 «Охрана природы. Гидросфера.
Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения» и
другой действующей нормативно-методической документацией (При-
ложение 6.2).
Нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в ок-
ружающую природную среду разрабатываются с целью предотвра-
щения нарушения равновесия в окружающей природной среде, а так-
же обеспечения охраны жизни и здоровья населения и устанавлива-
ются, исходя из условия недопустимости превышения предельно
допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах. Для
каждого предприятия-водопользователя нормирование сбросов за-
43
грязняющих веществ со сточными водами в водные объекты произ-
водится путем установления предельно допустимых сбросов (ПДС)
загрязняющих веществ со сточными водами и планов мероприятий по
достижению уровня ПДС со сроками их реализации.
Нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) устанавли-
ваются для каждого выпуска сточных вод действующего предпри-
ятия-водопользователя, исходя из условий недопустимости превыше-
ния предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК) в
контрольном створе или на участке водного объекта с учетом его це-
левого использования.
При превышении ПДК в контрольном створе нормативы уста-
навливаются исходя из условия сохранения (не ухудшения) состава и
свойств воды в водных объектах, сформировавшихся под влиянием
природных факторов.
Нормативы ПДС разрабатываются водопользователем или по
его заказу научной, проектной или иной организацией на основании
расчетных материалов по нормативам предельно допустимых воздей-
ствий на водные объекты, а при отсутствии таковых – исходя из не-
допустимости превышения предельно допустимых концентраций за-
грязняющих веществ в водных объектах (ПДК), определенных с уче-
том целевого использования этих объектов.
Разработанные нормативы ПДС согласовываются с территори-
альными органами санитарно-эпидемиологического надзора, Росги-
дромета, территориальными (бассейновыми) органами Роскомрыбо-
ловства России. Согласованные нормативы ПДС утверждаются в ус-
тановленном порядке территориальным (бассейновым) органом МПР
России и устанавливаются на срок не более 5 лет. На основании нор-
матива допустимых сбросов предприятию ежегодно выдается разре-
шение на сброс загрязняющих веществ.
3. Лицензию на водопользование и лицензионное дело.
4. Договор на водопользование в соответствии с лимитами на
водопотребление и водоотведение, согласованный с Ростехнадзором.
5. План-график контроля качества сточных вод, согласован-
ный с Невско-Ладожским бассейновым водным управлением. Для
статистической отчетности, расчета платы и получения нормативов
сброса сельскохозяйственное предприятие должно иметь результаты
контроля качества сточных вод, сбрасываемых в поверхностный
водный объект, проводимого собственной или привлеченной сторон-


44
ней аттестованными и аккредитованными лабораториями в соответ-
ствии с Планом-графиком
6. Форму статистической отчетности № 2-ТП (водхоз) (При-
ложение 6.3).
7. Кроме того, предприятие должно ежеквартально проводить
расчет и осуществлять плату за сбросы загрязняющих веществ в
поверхностные водные объекты и ежемесячно – за пользование вод-
ными объектами.




45
ГЛАВА 7. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА

Вопросы обращения с отходами регулируется федеральным за-
коном № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и подза-
конными актами.
Отходы производства - это остатки сырья, материалов, веществ,
изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства про-
дукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или час-
тично исходные потребительские свойства. Например: свежие навоз и
помет, боенские отходы, осадки сточных вод, солома и полова, дре-
весные опилки, металлическая стружка, отработанные горюче-
смазочные материалы, отработавшие срок аккумуляторы, люминес-
центные лампы и пр. Наряду с отходами производства на предпри-
ятиях образуются и отходы потребления, к которым относят, в основ-
ном, твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор,
лом, макулатура, пищевые отходы, тряпье и др.), образующиеся в ре-
зультате жизнедеятельности работников предприятия.
Отходы производства и потребления требуют для складирова-
ния не только значительных площадей, но и загрязняют вредными
веществами, пылью, газообразными выделениями атмосферу, терри-
торию, поверхностные и подземные воды. Поэтому деятельность
сельскохозяйственного предприятия должна быть направлена на со-
кращение объемов (массы) образования отходов, внедрение малоот-
ходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье или
получение из них какой-либо продукции, сведение к минимуму обра-
зование отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, и захоро-
нение их в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со статьей 11 федерального закона «Об отходах
производства и потребления» предприятия, связанные с обращением
с отходами, обязаны:
• внедрять малоотходные технологии на основе научно-
технических достижений;
• проводить инвентаризацию отходов и объектов их размеще-
ния;
• проводить мониторинг состояния окружающей природной
среды на территориях объектов размещения отходов;



46
• соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с
обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликви-
дации;
• немедленно информировать специально уполномоченные
федеральные органы исполнительной власти в области обращения с
отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Фе-
дерации, органы местного самоуправления при возникновении аварии
или угрозы аварии, связанной с отходами, которые наносят или могут
нанести ущерб окружающей природной среде, здоровью или имуще-
ству физических и юридических лиц.
Сельскохозяйственное предприятие в сфере обращения
с отходами должно иметь следующую документацию.
1. Паспорт опасного отхода.
На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Он являет-
ся документом, удостоверяющим принадлежность отходов к соответ-
ствующему виду и классу опасности, сведения об их составе. Паспорт
опасного отхода составляется и утверждается предприятиями, в про-
цессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласо-
ванию с Управлением Ростехнадзора по Ленинградской области.
Паспорт опасного отхода составляется:
• на отходы, обладающие опасными свойствами (токсичность,
пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способ-
ность, содержание возбудителей инфекционных болезней);
• на отходы I-IV класса опасности для окружающей природ-
ной среды.
Форма паспорта опасного отхода, утвержденная Приказом МПР
России от 02.12.02 № 785 и зарегистрированная в Минюсте России 16
января 2003 года регистрационный № 4128, заполняется отдельно на
каждый вид отходов (Приложение 7.1).
2. Проект «Нормативов образования отходов и Лимитов на их
размещение» (ПНООЛР).
В целях обеспечения охраны окружающей природной среды,
уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным
предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятель-
ность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы
образования отходов и лимиты на их размещение. Норматив образова-
ния отходов определяет установленное количество отходов конкретно-
го вида при производстве единицы продукции. Лимиты на размещение
отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно
47
допустимых, вредных воздействий на окружающую природную среду,
количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и
площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предель-
но допустимое количество отходов конкретного вида, которые разре-
шается размещать определенным способом на установленный срок в
объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки
данной территории.
Предприятия, работающие в области обращения с отходами,
разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов
на их размещение (Приложение 7.2). «Методические указания по раз-
работке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их
размещение» утверждены приказом МПР России от 11.03.2002
№ 115 и зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Фе-
дерации 9 июня 2002 года, регистрационный № 3553. При разработке
проекта ПНООЛР учитываются:
• экологическая обстановка на данной территории;
• предельно-допустимые вредные воздействия отходов, пред-
полагаемых к размещению, на окружающую среду;
• наличие имеющихся технологий переработки отхода данно-
го вида, которые включены в банк данных о технологиях использова-
ния и обезвреживания отходов, являющийся составной частью госу-
дарственного кадастра отходов.
При определении нормативов образования отходов применяются
следующие методы:
• метод расчета по материально-сырьевому балансу;
• метод расчета по удельным отраслевым нормативам образо-
вания отходов.
Порядок использования этих методов для определения норма-
тивов образования отходов подробно рассмотрен в Методических
указаниях по разработке проектов нормативов образования отходов и
лимитов на их размещение, утвержденных приказом МПР России от
11.03.2002 г. № 115.
Для объекта хранения отходов ПНООЛР разрабатывается
с учетом:
• площади и вместимости объекта хранения отходов;
• сохранности у размещаемого отхода полноценных свойств
вторичного сырья;
• экономической целесообразности формирования транспорт-
ной партии для вывоза размещаемых отходов.
48
Для объекта захоронения отходов ПНООЛР разрабатывается
с учетом:
• количества предполагаемых к захоронению отходов (с раз-
бивкой по годам) в соответствии с проектными данными объекта за-
хоронения отходов;
• вместимости объекта захоронения отходов;
• расчетного срока эксплуатации объекта захоронения отхо-
дов;
• иных характеристик объекта захоронения отходов.
В случае наличия нескольких объектов размещения отходов,
отдельно расположенных на территории одного субъекта Российской
Федерации, ПНООЛР разрабатывается по каждому объекту отдельно.
Правила разработки и утверждения нормативов образования
отходов и лимитов на их размещение утверждены постановлением
Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года № 761.
Неизменность производственного процесса и используемого сы-
рья, представленные в проекте нормативов образования отходов и лими-
тов на их размещение, должно ежегодно подтверждаться в виде техни-
ческого отчета по обращению с отходами (Приложение 7.3).
Лимиты на размещение отходов в соответствии с действующим
законодательством устанавливаются территориальным органом феде-
рального органа исполнительной власти в области охраны окружающей
среды (в Ленинградской области – Управление по экологическому
и технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) по Ленинград-
ской области.
3. Лицензия на обращение с отходами - на сбор, использование,
обезвреживание, транспортирование и размещение отходов.
Деятельность по обращению с опасными отходами согласно ста-
тье 9 федерального закона «Об отходах производства и потребления»
подлежит лицензированию.
Положение и порядок лицензирования деятельности по обраще-
нию с опасными отходами определено Постановлением Правительст-
ва Российской Федерации от 11 февраля 2002 года № 135
«О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановлени-
ем Правительства Российской Федерации от 23 мая 2002 года
№ 340 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности
по обращению с опасными отходами».
Распоряжением МПР России от 2 декабря 2002 года № 483-р
утверждены «Методические рекомендации по организации лицензи-
49
рования деятельности по обращению с опасными отходами на терри-
тории Российской Федерации». Лицензированию подлежит деятель-
ность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями, по сбору, использованию, обезвреживанию,
транспортированию, размещению отходов I - IV классов опасности
для окружающей природной среды, в том числе опасных отходов,
образующихся в процессе производственной деятельности. Деятель-
ность по обращению с отходами V класса опасности для ОПС подле-
жит лицензированию в случае, если указанные отходы обладают сле-
дующими опасными свойствами: токсичностью, взрывоопасностью,
пожароопасностью, высокой реакционной способностью или содер-
жат возбудителей инфекционных болезней.
Лицензирующий орган предоставляет сведения о выданных ли-
цензиях в территориальный орган Министерства РФ по налогам и
сборам по месту получения лицензиатом документа, подтверждаю-
щего факт внесения записи в Единый государственный реестр юри-
дических лиц (статья 5 Федерального закона «О государственной ре-
гистрации юридических лиц»).
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в
лицензирующий орган следующие документы:
• заявление о предоставлении лицензии (Приложение 7.4);
• копии учредительных документов и документа, подтвер-
ждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый госу-
дарственный реестр юридических лиц или копию свидетельства
о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуаль-
ного предпринимателя;
• копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на
учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера
налогоплательщика;
• документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за
рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении
лицензии;
• копии документов, подтверждающих соответствующую ли-
цензионным требованиям и условиям профессиональную подготовку
индивидуального предпринимателя или работников юридического
лица, допущенных к деятельности по обращению с опасными отхо-
дами;



50
• положительное заключение государственной экологической
экспертизы материалов обоснования намечаемой деятельности по
обращению с опасными отходами.
За представление недостоверных или искаженных сведений
заявитель несет ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляю-
щим лицензирование деятельности по обращению с отходами, в на-
стоящее время является Федеральная служба по экологическому, тех-
нологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) (в Ленинградской
области – Управление по экологическому и технологическому и атом-
ному надзору (Ростехнадзора) по Ленинградской области) в соответст-
вии с Положением о Федеральной службе по экологическому, техно-
логическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года
№ 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическо-
му и атомному надзору».
4. Договора и подтверждающие документы на вывоз и разме-
щение, на передачу для использования, переработки и утилизации
отходов другими лицензированными организациями.
5. Ежегодная форма статистической отчетности
№ 2-ТП (отходы) лицензированными организациями.
Предприятия обязаны вести в установленном порядке учет обра-
зовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим ли-
цам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Статистический учет в области обращения с отходами осуществляется
по форме № 2-ТП (отходы) (Приложение 7.5).
Учет отходов ведется с использованием федерального класси-
фикационного каталога отходов, который представляет собой пере-
чень образующихся в Российской Федерации отходов (Приложение
7.6).
Отходы производства и потребления, включающие в себя опас-
ные отходы, т.е. отходы, которые содержат вредные вещества, обла-
дающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью,
пожароопасностью, высокой реакционной способностью, наличием
возбудителей инфекционных болезней), в зависимости от степени их
вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье
человека подразделяются на классы опасности в соответствии с уста-
новленными критериями.

51
В соответствии со статьей 14 федерального закона «Об отходах
производства и потребления» предприятия обязаны подтвердить от-
несение данных отходов к конкретному классу опасности. Критерии
отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей
природной среды утверждены Приказом МПР России от 15.06.01
№ 511 и предназначены для индивидуальных предпринимателей и
юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются
опасные отходы (Приложение 7.7).
6. Кроме того, сельскохозяйственное предприятие должно
ежеквартально проводить расчет и осуществлять плату за
размещение отходов.




52
ГЛАВА 8. ПЛАТА ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Основы законодательства Российской Федерации в сфере
эколого-экономического регулирования.
Законом №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлена
плата за негативное воздействие на окружающую среду. Плата за не-
гативное воздействие на окружающую среду или плата за загрязнение
окружающей среды является формой компенсации ущерба, наноси-
мого загрязнением окружающей природной среде, и перечисляется
предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном поряд-
ке.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за за-
грязнение окружающей природной среды, размещение отходов, дру-
гие виды вредного воздействия, утвержден Постановлением Прави-
тельства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 (с из-
менениями на 12 февраля 2003 года) и регламентируется документом
«Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загряз-
нение окружающей природной среды» (в редакции Приказа Госкомэ-
кологии РФ от 15.02.2000 г. № 77), зарегистрированном в Минюсте
РФ 24.03.1993 г. № 190. Этими документами определены три вида
платежей за загрязнение окружающей среды:
• в размерах, не превышающих установленные предприятию
предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих
веществ, объемы размещения отходов;
• в пределах установленных лимитов (временно согласован-
ных нормативов);
• за сверхлимитное загрязнение окружающей среды в случае
аварии по вине предприятия.
Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 года № 344
плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с
предприятий, осуществляющих следующие виды воздействий:
• за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ
стационарными и передвижными источниками;
• сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подзем-
ные водные объекты;
• размещение отходов производства и потребления.
Тем же Постановлением № 344 для отдельных регионов и бас-

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 25)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign